Технадзор в строительстве что это
Технадзор в строительстве что это
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
The technical supervision on objects of a cultural heritage. Basic provisions
Дата введения 2015-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общий порядок организации и осуществления технического надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в части их сохранения, определенных главой 7 [1].
Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
ГОСТ Р 55567 Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
ГОСТ Р 55653 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования
ГОСТ Р 55945 Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.
3.3 акт освидетельствования скрытых работ по сохранению объекта культурного наследия: Документ, составляемый при проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, контроль за выполнением которых не может быть проведен после завершения данных работ.
3.4 уполномоченный представитель технического надзора: Уполномоченное лицо, осуществляющее функции технического надзора на основании приказа.
4 Общие положения
4.2 Технический надзор осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией. Технический надзор ведется с учетом требований ГОСТ Р 55528, ГОСТ Р 55567, ГОСТ Р 55653, ГОСТ Р 55935, ГОСТ Р 55945.
4.3 Технический надзор осуществляется заказчиком или его уполномоченным представителем и обеспечивает контроль за выполнением работ в части, определенной 3.1.
4.4 Технический надзор осуществляется в течение всего срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
4.5 С учетом положений ст.45 [1] и ст.748, 749 [3] заказчик вправе принять решение об осуществлении технического надзора:
— физическими или юридическими лицами, разработавшими проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия (авторами проекта);
— заказчиком при условии наличия специализированной структуры (управление, служба, отдел и т.п.) и квалифицированных сотрудников;
— физическими или юридическими лицами, привлеченными на договорной основе и отвечающими требованиям 4.2.
4.6 Физические и юридические лица, осуществляющие технический надзор, являются уполномоченными представителями заказчика на объекте культурного наследия. Согласно ст.748 [3] вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядной организации не допускается.
4.7 Осуществление технического надзора физическими и юридическими лицами не исключает ответственности подрядных организаций за качество выполняемых работ, сроки их исполнения и их соответствие разработанным проектным решениям, правильность применения материалов, используемых для реставрации объектов культурного наследия.
4.8 Физические и юридические лица, осуществляющие технический надзор, не имеют права корректировать разработанные проектные решения и сметную документацию и вносить в них изменения. Изменения могут вносить только физические или юридические лица, осуществляющие научное руководство и авторский надзор на объекте культурного наследия.
5 Организация технического надзора
5.1 Технический надзор осуществляется на основании договора, заключенного между заказчиком и физическим или юридическим лицом.
5.2 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, который при разработке научно-проектной документации являлся генеральным проектировщиком и привлекал к разработке отдельных разделов субподрядные организации, или научно-проектная документация разрабатывалась в несколько этапов различными физическими или юридическими лицами, необходимо заключить договор генерального подряда.
5.3 В случае привлечения на договорной основе для осуществления технического надзора физических или юридических лиц, не являющихся авторами проекта, данные исполнители могут привлекать на субподряд третьих лиц, отвечающих требованиям 4.2.
5.4 В случае привлечения к техническому надзору третьих лиц организация, ведущая технический надзор, назначает своим приказом руководителя и координатора всех лиц, осуществляющих технический надзор.
5.5 Порядок заключения договоров на осуществление технического надзора определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.6 Продолжительность пребывания на объекте культурного наследия специалистов, осуществляющих технический надзор, определяется в зависимости от архитектурных особенностей объекта культурного наследия, сложности и объемов работ по его сохранению.
5.7 Решение о сроках пребывания специалистов на объекте культурного наследия принимает уполномоченный представитель технического надзора.
5.8 Специалисты, осуществляющие технический надзор, дополнительно обеспечивают свое присутствие на объекте культурного наследия на основании решения заказчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и вызова подрядной организации. Выезд специалистов на объект в указанных случаях осуществляется на основании поступившего в адрес уполномоченного представителя технического надзора (организации) официального документа.
5.9 Указания уполномоченного представителя технического надзора являются обязательными для пользователя (собственника) объекта культурного наследия и подрядных организаций в части предъявления претензий по несоответствию проводимых работ проектной документации и действующим нормативным требованиям к данным видам работ.
5.10 Подписание актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, актов о приемке промежуточных работ, актов о приемке выполненных работ осуществляется уполномоченным представителем технического надзора.
6 Порядок осуществления технического надзора
6.1 Уполномоченный представитель технического надзора и специалисты (группа специалистов), обеспечивающие его проведение, назначаются приказом, подписанным руководителем организации (уполномоченным лицом), с которой заключен договор или контракт на ведение технического надзора.
6.2 Уполномоченный представитель обеспечивает общее руководство и координацию деятельности группы специалистов технического надзора, а также взаимодействие с представителями заказчика, подрядчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, их пользователями (собственниками) и представителями авторского надзора.
6.3 Уполномоченный представитель технического надзора назначается из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов в данной области и несет профессиональную ответственность за деятельность специалистов (группы специалистов).
6.4 В состав группы специалистов, осуществляющих технический надзор, включаются специалисты различного профиля в зависимости от видов работ, проводимых на объекте культурного наследия.
6.5 При необходимости в состав группы технического надзора включаются представители организаций, проводивших на объекте культурного наследия инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические, инженерно-технические и мониторинг) в соответствии с ГОСТ Р 55945, ГОСТ Р 55567.
6.6 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, в первоочередном порядке в состав группы привлекаются специалисты проектной организации, принимавшие непосредственное участие в разработке научно-проектной документации. Специалисты групп рабочего проектирования привлекаются к техническому надзору в части разработанных ими разделов.
6.7 Специалисты технического надзора, входящие в состав группы, непосредственно подчиняются уполномоченному представителю и согласовывают с ним все принимаемые решения.
6.8 При осуществлении технического надзора необходимо применять оборудование и средства неразрушающего контроля (рулетки, мерные ленты, лазерный инструмент, отвесы, угломеры, уровни и т.п.) в целях недопущения нанесения физического вреда объекту культурного наследия. При этом средства измерений должны быть поверены и откалиброваны в установленном порядке.
7 Обязанности физических и юридических лиц, осуществляющих технический надзор
— контролировать соответствие проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям в части соответствия видов и объемов работ, нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия;
— контролировать подрядчика в ведении исполнительной и технической документации, в том числе наличия документов, подтверждающих качество материалов, используемых при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и т.д.), а также за соответствием применяемых материалов, заложенных в проектных решениях;
— контролировать соблюдение сроков выполнения работ, при выявлении отставания подрядной организации от графика проведения работ официально информировать об этом заказчика и соответствующие органы охраны объектов культурного наследия;
— принимать участие в подписании подготовленных подрядной организацией актов о приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия в части видов, объемов и стоимости выполненных работ, за исключением видов и объемов работ, выполненных с ненадлежащим качеством или не в соответствии с проектными решениями;
— вести учет объемов и стоимости как принятых, подписанных и оплаченных заказчиком производственных работ, так и непринятых;
— контролировать исполнение подрядной организацией указаний и предписаний представителей авторского надзора, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и заказчика;
Строительный контроль застройщика и допуск СРО
Застройщик обязан осуществлять строительный контроль. Это следует из положений ст. 53ГрК РФ. Также выполнение функций строительного контроля может быть поручено третьему лицу (специализированной организации).
Согласно положениям ст. 55.8ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.
Однако существует довольно распространенное мнение, что застройщик, осуществляющий строительный контроль самостоятельно (силами своих сотрудников), не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО (а это весьма ощутимые затраты). Это мнение основано на том, что в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства*(1), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». Именно потому, что в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и появилось такое мнение. Но верно ли оно? Ведь существует и другая, прямо противоположная точка зрения.
Напомним, ст. 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.
В статье мы ответим на вопрос: обязан ли застройщик, осуществляющий самостоятельно строительный контроль, иметь допуск СРО на эти работы, если само строительство ведет генподрядчик? Для этого рассмотрим, что же представляет собой строительный контроль. Как обычно, мы будем делать выводы с учетом арбитражной практики.
Строительный контроль
Что же такое строительный контроль? Что в него входит?
Согласно ч. 3 ст. 52ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 53ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом застройщик, заключая договор подряда (генподряда), также обязан проводить строительный контроль.
В соответствии с ч. 8 ст. 53ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
В силу п. 2 данного документа предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Согласно п. 3 Положения строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком.
Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком.
На подрядчика возложено проведение следующих мероприятий (п. 5 Положения):
— проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
— проверки соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
— проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
— освидетельствования работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточной приемки возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с заказчиком работ);
— приемки законченных видов (этапов) работ;
— проверки (совместно с заказчиком работ) соответствия законченного объекта строительства требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Строительный контроль, осуществляемый застройщиком.
В соответствии с п. 6 Положения застройщик проверяет:
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
— выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
— проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком);
— проверяет совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
— проводит иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
Примечание. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (п. 10 Положения).
Ближе к практике
Кроме указанного Положения существует Свод правил «Организация строительства»*(2) (далее — СП 48.13330.2011), который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).
При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.
Что говорят суды насчет строительного контроля? В Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152 ФАС МО со ссылкой на СП 48.13330.2011 указал: при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате суд признал обоснованным наложение на генподрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ.
В Постановлении ФАС ПО от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд указал, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что им не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, строительный контроль застройщика заключается в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда (но не только в этом). Застройщик вправе не осуществлять контроль самостоятельно, а привлечь для этого специализированную организацию. Подрядчик, в свою очередь, в рамках своих функций строительного контроля проверяет некоторые действия застройщика (например, предоставленную им проектную и рабочую документацию, наличие согласований и утверждений).
Допуск СРО на работы по осуществлению строительного контроля.
Выяснив, что представляет собой строительный контроль со стороны застройщика, вернемся к вопросу, обязан ли он иметь допуск СРО для самостоятельного осуществления строительного контроля.
В пункте 2 Письма Минрегиона РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 «О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля» сказано: в соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
Казалось бы, вот она — полная ясность в этом вопросе. Однако органы государственного строительного надзора привлекают застройщиков к ответственности за отсутствие свидетельства СРО о допуске к работам по строительному контролю. Рассмотрим мнение судей.
Начнем с Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-5024/2011-АК по делу N А60-7214/2011. Управление госстройнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ФГОУ «Уральский институт ГПС МЧС России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам. Институт являлся застройщиком учебного корпуса и в своих возражениях указывал на расширительное толкование судом п. 32 Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Институт ссылался на то, что согласно этому пункту работы по осуществлению строительного контроля производятся привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то есть допуски по осуществлению строительного надзора самому застройщику или заказчику при проведении работ по строительному контролю получать нет необходимости.
Суд не согласился с этим мнением и, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
Решением суда застройщик был оштрафован, причем добиться пересмотра дела ему не удалось (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. Проанализировав нормы ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также СП 48.13330.2011, суд указал: лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.
Обратите внимание! Суд отклонил ссылку застройщика на Письмо Минрегионразвития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, отметив, что документ не является нормативным правовым актом.
Важно, что рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих судей (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).
Мнение о том, что застройщик должен получить свидетельство СРО на осуществление строительного контроля, высказал и ФАС МО (Постановление от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178).
Таким образом, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, осуществляющего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами).
А.М. Ростошинский,
эксперт журнала «Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2013 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) УтвержденПриказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
*(2) СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781.