Технологическое предпринимательство это что
Технологическое предпринимательство и стартапы
Что такое технологическое предпринимательство и стартапы
Деятельность, связанная с технологическим предпринимательством, имеет свою специфику:
знания и технологии задействуются для оформления новых knowledge-intensive идей или для их приспособления к практическому применению;
работа в отраслях стартапов предусматривает объединение технологий и ресурсов и проведение совместных экспериментов и исследований, производство новых продуктов, связанных с научно-техническими достижениями и созданием интеллектуальных активов;
направленность на выявление актуальных нерешенных проблем, задач и способов применения той или иной технологии.
Одним из направлений этой деятельности являются технологические стартапы, связанные не только с разработкой принципиально новых продуктов и использующие knowledge-intensive, но и занятые усовершенствованием или комбинацией уже существующих разработок. В России технологические стартапы в основном развиваются в сферах IT, e-commerce и финтеха.
Как «выращивают» технологический стартап
Процесс создания технологического стартапа включает следующие этапы:
С коммерческой точки зрения этап продукта предполагает его встраивание в деятельность будущих потребителей через процесс легализации (сертификации), как полностью подготовленного к безопасной эксплуатации и запуск предпродаж и реального сбыта с возможностью получения предоплаты.
Инвестиции в технологические стартапы
Если проект требует больших средств, стоит обратить внимание на такие источники инвестиций в технологические стартапы, как:
Если вы хотите организовать свой стартап или работать в сфере технологического предпринимательства, ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ приглашает вас пройти обучение на курсах по различным программам, необходимое для получения всех требующихся знаний и развития компетенций. Записаться на курсы можно здесь
Инженерные школы и технологическое предпринимательство вошли в список стратегических инициатив, утвержденных Правительством
Правительство РФ завершило работу над 42 стратегическими инициативами ― проектами, призванными повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Инициативы распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Среди них создание передовых инженерных школ и технологическое предпринимательство, разработку и реализацию которых курирует Минобрнауки России.
Запланировано создание 30 инженерных школ на базе вузов. Они будут созданы в партнерстве с крупными компаниями, которые реализуют высокотехнологичные программы и проекты — РЖД, Росатом, Ростех, «Корпорация «Иркут» и др. Таким образом выпускники университетов будут понимать предмет не только с технической стороны, но и со стороны экономики производств и рыночных перспектив.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что в последние 30 лет инженерия сделала принципиальный шаг вперед. Процессы моделирования, конструирования и дизайна стали полностью цифровыми.
«Ядром подготовки современных инженеров являются цифровые компетенции. Помимо этого, инженеры должны владеть так называемыми мягкими навыками, такими как лидерство и умение работать в команде. Важно, что инженерные школы будут создаваться в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Мы планируем привлекать к преподаванию в вузах наиболее компетентных инженеров-практиков и одновременно создавать в инженерных школах пространства для технологического творчества и прототипирования», ― рассказал Валерий Фальков.
Приоритетными для передовых инженерных школ станут отрасли, в которых «кадровые разрывы» наиболее очевидны, где человеческий капитал и новые компетенции имеют жизненно важное значение: IT и связь, энергетика, транспорт, биотехнологии, электроника, космос, считает ректор Российского университета транспорта (РУТ) Александр Климов. По его словам, отличие таких школ от уже сложившихся практик инженерной подготовки именно в смене модели.
«Традиционно в российском образовании делается сильный акцент на теорию и фундаментальную научно-исследовательскую подготовку, и это очень важно. Однако при этом часто прикладные компетенции уходят на второй план, что в условиях быстрых технологических изменений делает нас менее конкурентоспособными. Новая модель предполагает формирование у выпускников компетенций для участия в полном цикле создания высокотехнологичных инженерных продуктов», — отметил Александр Климов.
По мнению эксперта, на данный момент происходят критические изменения технологического уклада и рынка труда: исчезают традиционные профессии, исчезают целые рынки, и появляются новые, обостряется конкуренция при поиске квалифицированных кадров, способных сделать «шаг развития» компании или отрасли, за лидеров изменений — носителей новых компетенций.
«Это значит, что технические вузы должны последовательно и продуманно перестраивать свои образовательные модели под новую реальность. В этих условиях государственная поддержка проектов, связанных с переосмыслением инженерного образования, крайне важна. В экспертной среде уже несколько лет обсуждалась необходимость программы развития инженерных вузов, но именно сейчас Минобрнауки России сделало конкретный шаг в этом направлении. Это очень своевременно, и, надеюсь, в ближайшее время министерство объявит соответствующий конкурс», — говорит ректор РУТ.
Еще одна инициатива, курируемая Минобрнауки России, — создание Платформы университетского технологического предпринимательства. Она позволит поддержать не менее 30 тысяч новых университетских стартапов и 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
«До 2024 года 4,5 тыс. студентов смогут получить гранты в размере 1 млн руб. на запуск своего первого технологического стартапа. Студентам даже будет предоставляться годовой академический отпуск на его создание. Мы запустим программу привлечения венчурных компаний и фондов из более поздних технологический стадий в ранние. Студент, придумавший стартап в период обучения, сможет привлекать инвестиции и продолжать строить компанию после выпуска из университета», — сообщил Министр.
Технологический предприниматель, сооснователь стартап-студии «Техноспарк» Денис Ковалевич также считает, что необходимо организовать сеть университетских стартап-студий.
«Для роста экономики нужны десятки тысяч новых технологических стартапов, и появиться они смогут, только если появятся сотни тысяч новых предпринимателей. При этом сегодня предпринимателей в нашей стране катастрофически мало. Что же делать? Как ответ на подобную проблему и возникла инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленная на широкомасштабное стимулирование технологического предпринимательства уже на уровне студенчества. Эта программа направлена на трансформирование университетской среды и превращения ее в место запуска новых стартапов», — отмечает Денис Ковалевич.
Инициатива по университетскому технологическому предпринимательству состоит из четырех направлений. Это вовлечение студентов в работу через современные игровые assessment-технологии, интенсивы, деловые игры, бизнес-тренинги, проводимые в вузах. Также при поддержке предпринимательского сообщества планируется открыть университетские стартап-студии.
«Нужен массовый тренинг предпринимательских компетенций студентов, который позволит вовлечь широкий слой активных ребят в технологическое предпринимательство. Он даст возможность в безопасном для учащихся формате примерить на себя роль предпринимателя и прокачать свои навыки. Создаваемая сеть университетских стартап-студий даст студентам на выбор сотни верифицированных технологических идей и гипотез о новых бизнесах. Студии вместе со студентами соберут стартапы с нуля и вложат в них первые инвестиции», — уверен Денис Ковалевич.
На пилотном этапе, с 2022 по 2024 год, будет запущена сеть из 15 таких студий. В них будут обучены команды и сформированы механизмы оказания помощи в бизнес-процессах. Основная их задача — помочь командам технологических энтузиастов вывести свои продукты на рынок.
«По моему мнению, весь спектр инструментов, сосредоточенный в инициативе «Платформа университетского технологического предпринимательства», позволит экспоненциально увеличивать количество предпринимателей, вовлекая все большее число студентов и выпускников в эту важнейшую для экономики деятельность», — подчеркнул эксперт.
Напомним, проекты инициатив подготовлены по поручения Президента России Владимира Путина. Для их подготовки было сформировано пять рабочих групп. В них вошли представители бизнеса, экспертных и научных организаций, региональных и федеральных органов власти. Участники групп проанализировали более 250 идей и отобрали для финального перечня 42 наиболее востребованные инициативы.
Кто такие технологические предприниматели? Объясняет ИОМ РАНХиГС
В преддверие старта приемной кампании в России, мы запускаем серию публикаций об уникальных программах институтов РАНХиГС. Сегодня мы представляем программу «Технологическое предпринимательство». Рассказываем о том, кто такие технологические предприниматели, сколько они получают, и почему за этой профессией надо идти в РАНХиГС.
1. Кто такие технологические предприниматели?
Это люди с конструкторским мышлением, прокачанные как в области инженерных знаний, так и предпринимательства. Они знают, как надо развивать производство, прогрессивно мыслят, умеют предсказывать будущее и делать на этом деньги. Типичные технологические предприниматели – Генри Форд, Томас Эдисон, Стив Джобс.
2. И какие перспективы у таких специалистов?
Специалисты такого уровня всегда будут востребованы на рынке – и в коммерческом секторе, и на госслужбе, и в науке. Они могут создать свой собственный высокотехнологичный бизнес или управлять проектами внедрения инноваций в крупных корпорациях. В частности, технологические предприниматели могут работать:
· руководителями новых и развивающихся направлений производства,
· директорами и менеджерами по развитию и операционному улучшению,
· техническими директорами, отвечающими за аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления,
· специалистами по бизнес-планированию,
3. А какой уровень дохода?
Здесь есть куда расти. Например, директорам по инноватике и развитию с большим практическим опытом сегодня предлагают зарплату около 300 т.р. Но конечно же, как и в любой профессии, здесь все зависит от усердия и трудолюбия.
4. Хорошо, буду выбирать вуз, кто готовит таких специалистов в России?
Таких специалистов готовят преимущественно технические вузы. Например, Московский политехнический университет, Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. РАНХиГС – один из немногих вузов, специализирующихся на управлении и менеджменте, готовых предложить соответствующую программу бакалавриата. В Академии программу реализует ИОМ.
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) – один из ведущих институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
6. И чем он лучше Политеха, Бауманки или МФТИ?
Институт отраслевого менеджмента – это, в первую очередь, практико-ориентированный институт. Во многих технических вузах сегодня менеджмент преподают в виде «пристройки» к основному инженерному образованию. На программе «Технологическое предпринимательство» в ИОМ не только дают фундаментальные технические знания, но и с самого начала учат студентов мыслить как предприниматели, самостоятельно создавать и продвигать цифровые стартапы. Здесь готовят кадры для нового технологического прорыва.
Программу «Технологическое предпринимательство» поддерживают ведущие министерства и ведомства, различные фонды и институты развития. Среди партнеров программы – Агентство стратегических инициатив (АСИ), Министерство промышленности и торговли РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, РОСАТОМ, Лукойл, Минпромторг, СИБУР.
Свободная атмосфера, неформальное общение — важные составляющие учебного процесса. К каждому студенту прикрепляется тьютор – менеджер производства или опытный технологический предприниматель. Ему в любой момент можно задать вопрос по профессии, получить помощь или совет. Много времени уделяется живым обсуждениям, разбору реальных кейсов и практике на предприятиях.
Что касается предметов, то студенты получают полноценную подготовку в области управления проектами, производственного менеджмента и бережливого производства. Они углубленно изучают экономический анализ, экономико-математическое моделирование, математические методы в управлении, без которых невозможно стать успешным управленцем. В списке дисциплин – «Коммерциализация результатов научно-технической деятельности», «Ресурсное обеспечение проекта», «Управление качеством».
8. Сложно к вам попасть?
Чтобы попасть на программу, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, информатике и математике (профиль) и участвовать в конкурсе.
9. А кроме этой программы, есть что-то особенное?
Если у вас более гуманитарный склад ума, но вы хотите работать на производстве, обратите внимание на программу по подготовке менеджеров в инженерии «Производственный менеджмент». Здесь в меньшей степени требуется конструкторское мышление, акцент делается на экономических и управленческих дисциплинах.
10. Звучит интересно, а обучение сколько стоит и как платить?
Стоимость обучения – 250 000 рублей в год (очная форма) и 180 000 рублей в год (очно-заочная форма). Также на программе предусмотрено 5 бюджетных мест.
Инженерные школы и технологическое предпринимательство вошли в список стратегических инициатив, утвержденных Правительством
Правительство РФ завершило работу над 42 стратегическими инициативами ― проектами, призванными повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Инициативы распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Среди них создание передовых инженерных школ и технологическое предпринимательство, разработку и реализацию которых курирует Минобрнауки России.
Запланировано создание 30 инженерных школ на базе вузов. Они будут созданы в партнерстве с крупными компаниями, которые реализуют высокотехнологичные программы и проекты — РЖД, Росатом, Ростех, «Корпорация «Иркут» и др. Таким образом выпускники университетов будут понимать предмет не только с технической стороны, но и со стороны экономики производств и рыночных перспектив.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что в последние 30 лет инженерия сделала принципиальный шаг вперед. Процессы моделирования, конструирования и дизайна стали полностью цифровыми.
«Ядром подготовки современных инженеров являются цифровые компетенции. Помимо этого, инженеры должны владеть так называемыми мягкими навыками, такими как лидерство и умение работать в команде. Важно, что инженерные школы будут создаваться в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Мы планируем привлекать к преподаванию в вузах наиболее компетентных инженеров-практиков и одновременно создавать в инженерных школах пространства для технологического творчества и прототипирования», ― рассказал Валерий Фальков.
Приоритетными для передовых инженерных школ станут отрасли, в которых «кадровые разрывы» наиболее очевидны, где человеческий капитал и новые компетенции имеют жизненно важное значение: IT и связь, энергетика, транспорт, биотехнологии, электроника, космос, считает ректор Российского университета транспорта (РУТ) Александр Климов. По его словам, отличие таких школ от уже сложившихся практик инженерной подготовки именно в смене модели.
«Традиционно в российском образовании делается сильный акцент на теорию и фундаментальную научно-исследовательскую подготовку, и это очень важно. Однако при этом часто прикладные компетенции уходят на второй план, что в условиях быстрых технологических изменений делает нас менее конкурентоспособными. Новая модель предполагает формирование у выпускников компетенций для участия в полном цикле создания высокотехнологичных инженерных продуктов», — отметил Александр Климов.
По мнению эксперта, на данный момент происходят критические изменения технологического уклада и рынка труда: исчезают традиционные профессии, исчезают целые рынки, и появляются новые, обостряется конкуренция при поиске квалифицированных кадров, способных сделать «шаг развития» компании или отрасли, за лидеров изменений — носителей новых компетенций.
«Это значит, что технические вузы должны последовательно и продуманно перестраивать свои образовательные модели под новую реальность. В этих условиях государственная поддержка проектов, связанных с переосмыслением инженерного образования, крайне важна. В экспертной среде уже несколько лет обсуждалась необходимость программы развития инженерных вузов, но именно сейчас Минобрнауки России сделало конкретный шаг в этом направлении. Это очень своевременно, и, надеюсь, в ближайшее время министерство объявит соответствующий конкурс», — говорит ректор РУТ.
Еще одна инициатива, курируемая Минобрнауки России, — создание Платформы университетского технологического предпринимательства. Она позволит поддержать не менее 30 тысяч новых университетских стартапов и 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
«До 2024 года 4,5 тыс. студентов смогут получить гранты в размере 1 млн руб. на запуск своего первого технологического стартапа. Студентам даже будет предоставляться годовой академический отпуск на его создание. Мы запустим программу привлечения венчурных компаний и фондов из более поздних технологический стадий в ранние. Студент, придумавший стартап в период обучения, сможет привлекать инвестиции и продолжать строить компанию после выпуска из университета», — сообщил Министр.
Технологический предприниматель, сооснователь стартап-студии «Техноспарк» Денис Ковалевич также считает, что необходимо организовать сеть университетских стартап-студий.
«Для роста экономики нужны десятки тысяч новых технологических стартапов, и появиться они смогут, только если появятся сотни тысяч новых предпринимателей. При этом сегодня предпринимателей в нашей стране катастрофически мало. Что же делать? Как ответ на подобную проблему и возникла инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленная на широкомасштабное стимулирование технологического предпринимательства уже на уровне студенчества. Эта программа направлена на трансформирование университетской среды и превращения ее в место запуска новых стартапов», — отмечает Денис Ковалевич.
Инициатива по университетскому технологическому предпринимательству состоит из четырех направлений. Это вовлечение студентов в работу через современные игровые assessment-технологии, интенсивы, деловые игры, бизнес-тренинги, проводимые в вузах. Также при поддержке предпринимательского сообщества планируется открыть университетские стартап-студии.
«Нужен массовый тренинг предпринимательских компетенций студентов, который позволит вовлечь широкий слой активных ребят в технологическое предпринимательство. Он даст возможность в безопасном для учащихся формате примерить на себя роль предпринимателя и прокачать свои навыки. Создаваемая сеть университетских стартап-студий даст студентам на выбор сотни верифицированных технологических идей и гипотез о новых бизнесах. Студии вместе со студентами соберут стартапы с нуля и вложат в них первые инвестиции», — уверен Денис Ковалевич.
На пилотном этапе, с 2022 по 2024 год, будет запущена сеть из 15 таких студий. В них будут обучены команды и сформированы механизмы оказания помощи в бизнес-процессах. Основная их задача — помочь командам технологических энтузиастов вывести свои продукты на рынок.
«По моему мнению, весь спектр инструментов, сосредоточенный в инициативе «Платформа университетского технологического предпринимательства», позволит экспоненциально увеличивать количество предпринимателей, вовлекая все большее число студентов и выпускников в эту важнейшую для экономики деятельность», — подчеркнул эксперт.
Напомним, проекты инициатив подготовлены по поручения Президента России Владимира Путина. Для их подготовки было сформировано пять рабочих групп. В них вошли представители бизнеса, экспертных и научных организаций, региональных и федеральных органов власти. Участники групп проанализировали более 250 идей и отобрали для финального перечня 42 наиболее востребованные инициативы.
Российские университеты станут базой для развития студенческих стартапов
Российские университеты обладают большим потенциалом для развития сферы стартапов. Активное вовлечение вузов и студентов в эту область поможет стране сократить отставание от мировых технологических лидеров. Об этом заявил эксперт группы «Роснано» Денис Ковалевич на акселерационном этапе проектно-образовательного интенсива по подготовке команд в сфере сквозных технологий «Архипелаг 2121», который сейчас проходит в Великом Новгороде.
По словам Дениса Ковалевича, на сегодняшний день четверть от общего числа всех стартапов в разных странах мира создаются студентами и профессорами университетов. В России же этот показатель составляет порядка 3%. Эксперт добавил, что активное вовлечение отечественных вузов в сферу и развитие студенческого технологического предпринимательства может дать стране тысячи дополнительных стартапов в год.
Раскрыть потенциал российской молодежи помогут возможности единой экосистемы, работу над созданием которой сейчас ведет Правительство РФ при непосредственном участии Минобрнауки России. Как сообщила заместитель Министра высшего образования и науки РФ Елена Дружинина, уже в этом году экосистему дополнят мероприятия инициативы «Платформа университетского технологического предпринимательства». Задача этой инициативы – трансформировать университетскую среду в место запуска новых стартапов. Она состоит из четырех направлений: массовое вовлечение студентов в технологическое предпринимательство и приобретение ими необходимых компетенций, создание инфраструктуры для апробации идеи и запуска стартапов, формирование инструментов грантовой поддержки студентов, создание долгосрочных стимулов для перехода инвесторов с поздних стадий инвестирования в самые ранние стадии.
«Существующую сейчас разницу в показателях по количеству стартапов можно рассматривать как новые возможности и огромный потенциал, которому нужно помочь раскрыться. Интерес молодежи к инновационному и технологическому предпринимательству только растет. Особенно приятно говорить об этом в Год науки и технологий», — отметила Елена Дружинина.
Кроме того, на протяжении нескольких лет Министерство привлекает талантливых студентов, поддерживая их бизнес-идеи в рамках программы «Стартап как диплом», реализуемой в 52 регионах страны.
В единую экосистему студенческого технологического предпринимательства войдут стартап-студии, создаваемые на базе вузов страны в рамках национального проекта «Наука и университеты», а также мероприятия инициативы «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Развитию отечественной сферы стартапов, по мнению Дениса Ковалевича, также поможет инвестирование в серийное предпринимательство. Эксперт добавил, что следует обеспечить приоритет инвестиций над грантами и разработать модель страхования частных инвестиций — инвестор должен иметь возможность в течение первых 24 месяцев забрать без существенных потерь вклад в стартап, а на время поиска нового капитала его должен заместить институт развития.