Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

Технология жиров и жирозаменителей — среднее профессиональное образование (19.02.09)

Укрупненная группа: Промышленная экология и биотехнологии

Квалификация выпускника: Техник-технолог

Описание

Растительные жиры – основное сырье для производства масло-жировой, косметической, маргариновой продукции, мыла и многого другого. Профессиональная подготовка специалистов по выпуску растительных масел, глицерина, модифицированных жиров и изделий на их базе заключается в параллельном изучении ряда важнейших для технолога дисциплин: технологический процесс на масло-жировом производстве, санитария и гигиена, микробиология, основы инженерии. В ходе практической подготовки студенты рассматривают получают знания о технике безопасности на производственной линии, об организации работы коллектива, руководстве подразделением.

Кем работать

Профессиональная деятельность специалистов-технологов по жирам и жирозаменителям связана с производством модифицированных жиров, растительных масел, моющих средств на основе растительных жиров. В задачи технолога входит определение и соблюдение необходимого технологического режима, а также эксплуатация специализированного технического оборудования. Дополнительно они отвечают за организацию работы трудового коллектива, контроль качества выпускаемой продукции. Масложировые комбинаты, имеющиеся практически в каждом регионе, предоставляют широкий спектр рабочих мест специалистам с подходящей квалификацией.

Источник

Краткий курс технологии жиров и жирозаменителей (стр. 1 )

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессияИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

“КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ

Рассмотрено на заседании “Утверждаю”

ц/к спец. 260402 Зам. директора по УВР

Протокол № 1 от 1.09. 2008 ……………

КРАТКИЙ КУРС ТЕХНОЛОГИИ ЖИРОВ И

Рецензенты: преподаватель спецдисциплин

кафедра технологии жиров, эфирных масел и

парфюмерно-косметических продуктов КрасГАУ

Учебное пособие “Краткий курс технологии жиров и жирозаменителей” по дисциплине “Технология и организация производства жиров и жирозаменителей” предназначено для студентов непрофильных специальностей. Преподавателем пособие может быть использовано в качестве лекционного материала.

— базовое ядро сведений по всем разделам изучаемой дисциплины в виде

опорных конспектов и структурных технологических схем;

— вопросы для закрепления, позволяющие сформировать собственное

“пространство ” базовых знаний;

— задания для самостоятельной работы или проблемного характера, или

представление усвоенной студентами базы знаний в виде структурных

— список рекомендуемой литературы.

Такая структура пособия делает его доступным для самостоятельного изучения материала и подготовки к другим видам учебных занятий. Компактность изложения материала позволяет студентам сосредоточиться на главном при минимальных затратах времени.

Пособие апробировано в течение учебного процесса, использовалось студентами непрофильных специальностей при изучении материала на уроках, при подготовке к зачетам и сдаче задолженностей. В группах по специальности “Технология жиров и жирозаменителей” студенты широко использовали пособие при подготовке к экзаменам, в т. ч. и к МГЭ. У преподавателя при этом появилась возможность перейти от роли лектора, передающего знания по указанной дисциплине, к роли консультанта.

При составлении пособия использовались материалы целой серии открытых уроков по дисциплине “Технология и организация производства жиров и жирозаменителей” специальности 260402 “Технология жиров и жирозаменителей”.

Учитывались также рекомендации статьи , канд. пед. наук, чл.-корр. МАНПО “Формирование самообразовательной компетенции студентов через изменение методов самостоятельной работы”, помещенной в журнале СПО 3-2007, стр. 30 – 32.

Масложировая промышленность является одной из ведущих отраслей. На ее долю приходится примерно 13% от общего объема реализуемой продукции пищевой промышленности.

Масложировая промышленность России объединяет комплекс производств, связанных общностью сырья, последовательностью стадий его переработки и назначением вырабатываемой продукции.

В Российской Федерации основные мощности масложировой промышленности характеризуются высокой концентрацией и сосредоточены на маслоэкстракционных заводах, масложировых и жировых комбинатах, осуществляющих как получение растительных масел, так и их переработку. Это рафинационные, гидрогенизационные, маргариновые, мыловаренные и другие производства в различном их сочетании.

В учебном пособии кратко изложены основы технологических процессов производства растительных масел, их рафинации, гидрогенизации, производства маргарина и майонеза, глицерина, жирных кислот, мыла. Приведена характеристика сырья, сопутствующих веществ, отходов и готовой продукции

1 ПРОИЗВОДСТВО РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ

Способы получения масел

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессияТехнология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

1.1 МАСЛИЧНОЕ СЫРЬЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЕМ, ХРАНЕНИЕ

Масличное сырье – это маслосодержащие продукты, из которых экономически целесообразно получать жирное масло.

1.1.1 ВИДЫ МАСЛИЧНОГО СЫРЬЯ

· Специального назначения – подсолнечник, клещевина, лен масличный,

— прядильно-масличные растения (конопля, лен-долгунец, хлопчатник)

· Вторичное сырье – зародыши кукурузы, пшеницы, риса, плодовые,

виноградные косточки, семена арбузов, томатов,

мака, табака, чая и др.

· Импортное – соя, мякоть кокосового ореха (копра), пальмовое ядро

По содержанию масла семена подразделяются на 3 группы:

1. Низкомасличные (содержание масла в ядре 15 – 35 %) – соя

2. Среднемасличные (масла в ядре 36 – 55%) – горчица,

3. Высокомасличные (масла в ядре 56 – 75% и выше) – подсолнечник,

лен масличный, клещевина, кунжут

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЕМЯН

Химический состав семян зависит от их сорта, от степени зрелости, от зоны земледелия, климата, погодных условий, от агротехники.

Свойства семян даже одной культуры варьируют в широких пределах даже на одном растении. Такие свойства семян, как форма, размеры, плотность, парусность имеют большое значение при послеуборочной обработке семян, хранении и переработке.

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессияТехнология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессияТехнология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

Качество семян регламентируется ГОСТами по показателям влажности, засоренности, зараженности амбарными вредителями, по к. ч. масла семян, опушенности для семян хлопчатника.

ГОСТами устанавливаются базисные нормы – по ним определяется зачетная масса семян и ведется оплата стоимости, и ограничительные нормы. Приемка семян с превышением ограничительных норм требует дополнительных затрат на очистку и сушку.

Таблица 1.1 – Требования к качеству семян сои, ГОСТ 17109-88

Источник

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Смотреть картинку Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Картинка про Технология жиров и жирозаменителей что за профессия. Фото Технология жиров и жирозаменителей что за профессияОбзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 381 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126, № 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 674 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260207 Технология жиров и жирозаменителей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2010 г., регистрационный № 17987).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.

МинистрД.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июля 2014 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 381)

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. Характеристика подготовки по специальности

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗНаименование квалификации базовой подготовкиСрок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образованиеТехник-технолог2 года 10 месяцев
основное общее образование3 года 10 месяцев**

* Независимо от применяемых образовательных технологий.

** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ. в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗНаименование квалификации углубленной подготовкиСрок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образованиеСтарший техник-технолог3 года 10 месяцев
основное общее образование4 года 10 месяцев**

* Независимо от применяемых образовательных технологий.

** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и ведение технологических процессов производства основной и сопутствующей продукции на основе различных видов растительных масел, жиров и жирозаменителей.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

масличное сырье, в том числе семена и плоды, маслосодержащие отходы

пищевых и других производств, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье;

жиры и жирозаменители;

технологии производства растительных масел, жиров и жирозаменителей, мыла, синтетических моющих средств и сопутствующей продукции;

оборудование для производства растительных масел, жиров и жирозаменителей, мыла, синтетических моющих средств и сопутствующей продукции;

процессы управления в производстве растительных масел, жиров и жирозаменителей, мыла, синтетических моющих средств и сопутствующей продукции;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Производство растительных масел.

4.3.2. Производство модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

4.3.3. Производство глицерина и жирных кислот.

4.3.4. Производство мыла и синтетических моющих средств.

4.3.5. Организация работы структурного подразделения.

4.3.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

4.4. Старший техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Производство растительных масел.

4.4.2. Производство модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

4.4.3. Производство глицерина и жирных кислот.

4.4.4. Производство мыла и синтетических моющих средств.

4.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области производства растительных масел, жиров и жирозаменителей.

4.4.6. Производство продукции на основе косточковых и эфирных масел.

4.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена

5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Производство растительных масел.

ПК 1.1. Контролировать качество сырья для производства растительных масел и готовой продукции.

ПК 1.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 1.3. Обеспечивать требуемые режимы технологических процессов.

ПК 1.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства растительных масел.

5.2.2. Производство модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

ПК 2.1. Контролировать качество сырья и готовой продукции (модифицированных жиров, маргарина и майонеза).

ПК 2.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 2.3. Обеспечивать требуемые режимы технологических процессов производства модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

ПК 2.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

5.2.3. Производство глицерина и жирных кислот.

ПК 3.1. Контролировать качество сырья и готовой продукции глицерина и жирных кислот.

ПК 3.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 3.3. Обеспечивать требуемые режимы технологического процесса производства глицерина и жирных кислот.

ПК 3.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства глицерина и жирных кислот.

5.2.4. Производство мыла и синтетических моющих средств.

ПК 4.1. Контролировать качество сырья и готовой продукции (мыла и синтетических моющих средств).

ПК 4.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматизированному контролю и регулированию.

ПК 4.3. Обеспечивать требуемые режимы технологического процесса производства мыла и синтетических моющих средств.

ПК 4.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства мыла и синтетических моющих средств.

5.2.5. Организация работы структурного подразделения.

ПК 5.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 5.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 5.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

5.2.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

5.4. Старший техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.

5.4.1. Производство растительных масел.

ПК 1.1. Контролировать качество сырья для производства растительных масел и готовой продукции.

ПК 1.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 1.3. Обеспечивать требуемые режимы технологических процессов.

ПК 1.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства растительных масел.

5.4.2. Производство модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

ПК 2.1. Контролировать качество сырья и готовой продукции (модифицированных жиров, маргарина и майонеза).

ПК 2.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 2.3. Обеспечивать требуемые режимы технологических процессов производства модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

ПК 2.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства модифицированных жиров, маргариновой и майонезной продукции.

5.4.3. Производство глицерина и жирных кислот.

ПК 3.1. Контролировать качество сырья и готовой продукции глицерина и жирных кислот.

ПК 3.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию.

ПК 3.3. Обеспечивать требуемые режимы технологического процесса производства глицерина и жирных кислот.

ПК 3.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства глицерина и жирных кислот.

5.4.4. Производство мыла и синтетических моющих средств.

ПК 4.1. Контролировать качество сырья и готовой продукции (мыла и синтетических моющих средств).

ПК 4.2. Определять технологические параметры, подлежащие автоматизированному контролю и регулированию.

ПК 4.3. Обеспечивать требуемые режимы технологического процесса производства мыла и синтетических моющих средств.

ПК 4.4. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования для производства мыла и синтетических моющих средств.

5.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области производства растительных масел, жиров и жирозаменителей.

ПК 5.1. Планировать основные показатели производства продукции и оказания услуг в области производства растительных масел, жиров и жирозаменителей.

ПК 5.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области производства растительных масел, жиров и жирозаменителей.

ПК 5.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности.

ПК 5.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

5.4.6. Производство продукции на основе косточковых и эфирных масел.

ПК 6.1. Участвовать в разработке новых видов продукции на основе косточковых и эфирных масел.

ПК 6.2. Заполнять сертификационную документацию по новым видам продукции из косточкового сырья.

ПК 6.3. Контролировать качество сырья и готовой продукции на основе косточковых и эфирных масел.

ПК 6.4. Вести технологические процессы производства новых видов продукции на основе косточковых масел.

5.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам84 нед.
Учебная практика25 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)4 нед.
Промежуточная аттестация5 нед
Государственная итоговая аттестация6 нед.
Каникулы23 нед.
Итого147 нед.

Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам119 нед.
Учебная практика29 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)4 нед.
Промежуточная аттестация7 нед.
Государственная итоговая аттестация6 нед.
Каникулы34 нед.
Итого199 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения; компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний.

7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)39 нед.
промежуточная аттестация2 нед.
каникулы11 нед.

7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.

7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

информационных технологий в профессиональной деятельности;

экологических основ природопользования;

технологии производства растительных масел, жиров, жирозаменителей и сопутствующей продукции;

технологического оборудования производства растительных масел, жиров, жирозаменителей и сопутствующей продукции;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

жирового сырья и продукции;

электротехники и электронной техники;

автоматизации технологических процессов;

метрологии и стандартизации;

микробиологии, санитарии и гигиены.

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.

** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165).

*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566).

Приложение
к ФГОС СПО по специальности
19.02.09 Технология жиров
и жирозаменителей

Перечень
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)Наименование профессий рабочих, должностей служащих
12
10178Аппаратчик гидратации
10204Аппаратчик дезодорации
10362Аппаратчик мыловарения
10568Аппаратчик получения кукурузного масла
10615Аппаратчик получения фосфатидов
10639Аппаратчик по приготовлению майонеза
10669Аппаратчик приготовления высокожирных эмульсий
10687Аппаратчик приготовления кулинарных и кондитерских жиров
10733Аппаратчик приготовления эмульгатора
10830Аппаратчик производства пищевых жиров
10914Аппаратчик расщепления жиров
10916Аппаратчик рафинации жиров и масел
11057Аппаратчик ферментации эфиромасличного сырья
11659Гидрогенизаторщик
11943Жаровщик
15347Обработчик соапстока
15679Оператор линии производства маргарина
15681Оператор линии производства мыла
17071Прессовщик-отжимщик пищевой продукции
19098Темперировщик жировой основы

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Технология жиров и жирозаменителей» (19.02.09).

Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности в России.

Приведена характеристика подготовки по специальности и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена и к ее структуре.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *