Текущий статус лицензии не действует что значит
Где проверить лицензию на образовательную деятельность? Реестр образовательных учреждений
Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.
Что такое Реестр образовательных учреждений?
Designed by rawpixel-com/Freepik
Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.
Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.
Почему так важно, чтобы учреждение было в реестре?
Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).
Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.
Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально.
Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.
Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.
Нужна ли лицензия для обучения по программам ДПО?
Да, нужна. В законе выделяют три вида дополнительного профессионального образования:
Если образовательная организация проводит обучение хотя бы по одной из них, она по итогам должна выдавать документ об обучении (аттестат, диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации), следовательно, должна иметь право на выдачу подобных документов.
Поэтому любое учреждение ДПО обязано получить лицензию. Все необходимые документы должны быть размещены на сайте организации.
Если учреждение занесено в реестр, значит, у него все хорошо?
На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.
Поэтому информацию нужно периодически проверять.
Как проверить лицензию на образовательную деятельность?
Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:
дата выдачи документа;
организация, которая его выдала (территориальный орган Рособрнадзора);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);
в приложении – вид образования (например, дополнительное профессиональное обучение).
Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.
Проверить лицензию на образовательную деятельность у Рособрнадзора
Зайдите на официальный сайт Рособрнадзора.
В разделе «Государственные услуги и функции» выберите «Государственные услуги».
В левой колонке нажмите «Лицензирование образовательной деятельности».
Войдите в раздел «Сводный реестр лицензий».
В поисковую строку введите информацию, которой располагаете: номер лицензии, ИНН, название образовательной организации, или любую другую: субъект, орган, выдавший лицензию, дату выдачи. В результате появится информация о состоянии лицензии.
Вы можете увидеть, что лицензия действует – или не действует, или аннулирована; приостановлена полностью или частично.
Лицензия не действует, или аннулирована. В этом случае образовательная организация НЕ ИМЕЕТ права набирать новых абитуриентов, выдавать дипломы об образовании и вести образовательную деятельность. Фактически – вуз (ссуз, учебный центр) должен прекратить работу;
Лицензия приостановлена полностью или частично. Это означает, что организация не имеет права набирать новых абитуриентов, но может заниматься работой, которая не связана с учебным процессом, пока суд не примет решение: восстановить лицензию или аннулировать её окончательно.
Бывают случаи, когда информации о лицензии нет вообще. Проверьте правильность введения данных. Если ошибки нет, это означает, что лицензия поддельная.
Необходимо помнить, что лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы.
Что делать, если организации нет в Реестре образовательных учреждений?
Если организация не представлена в реестре, значит, она не обращалась за лицензией или лишилась ее по той или иной причине. То есть ее деятельность незаконна. С ней не стоит связываться вообще.
Какие бывают реестры образовательных учреждений?
Designed by gpointstudio/Freepik
В поиске информации можно столкнуться с множеством различных реестров:
Реестром аккредитованных образовательных организаций,
Реестром лучших вузов страны,
Национальным Реестром «Ведущие образовательные учреждения России» и т.д.
Но все эти списки вторичны по отношению к Реестру образовательных учреждений и не так важны. Ведь в конечном счете главное – не статус учебного заведения и не его престижность, а полученные знания и легальность документа об образовании, на которое вы потратили много времени, сил и, возможно, денег.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Прекращение действия (аннулирование) лицензии
Прекращение действия (аннулирование) лицензии.
Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:
1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:
1) заявления лицензиата или его правопреемника о прекращении лицензируемого вида деятельности (приложение 5);
2) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
3) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, считается недействительным после внесения данных о прекращении действия лицензии в информационную систему учета лицензий и реестр лицензий и подлежит возврату в лицензирующий орган.
Решение проблем с действующей лицензией после перехода на УТМ версии 2.0.4.
Уважаемые участники алкогольного рынка!
В ночь на 21.02.17 Росалкогольрегулированием запущено автоматическое обновление ПО УТМ ЕГАИС до версии 2.0.4.
Т.к. в данной версии введен автоматический контроль наличия действующей лицензии, у многих участников рынка возникают сообщения об ошибках после отправки документов в ЕГАИС с формулировкой «У организации нет действующей лицензии», либо на домашней странице УТМ возникает предупреждение «Лицензия на вид деятельности не действует»:
Для решения данных проблем необходимо выполнить следующие действия:
Проверить данные по лицензии в реестре на сайте http://fsrar.ru/licens/reestr по ИНН своей организации.
Особое внимание нужно уделить графе КПП обособленного подразделения организации (сельскохозяйственного товаропроизводителя), осуществляющего лицензируемый вид деятельности.
При обнаружении неточностей или возникновении вопросов необходимо обращаться в:
— МРУ ФС РАР по федеральному округу, если организация оптовик или производитель;
— в лицензирующий орган субъекта, если это розничная организация.
Что делать, если налоговая принудительно «закрывает» ИП
То есть исключает предпринимателя из ЕГРИП
С 1 сентября 2020 года налоговая может исключить предпринимателя из ЕГРИП без суда.
При регистрации ИП сведения о нем вносят в ЕГРИП — единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Это общедоступные сведения, из которых можно узнать, предприниматель ли определенный человек, и если да — какими видами деятельности он занимается.
Налоговая инспекция может исключить ИП из реестра, то есть принудительно «закрыть» его, если посчитает, что предприниматель — недействующий. Для этого ей хватит всего двух фактов: предприниматель не платит налоги и не сдает отчетность.
Зарегистрироваться снова как ИП можно будет только через три года после принудительного закрытия, что может сильно навредить бизнесу. Расскажу, как избежать исключения из реестра и что делать, если вы не согласны с решением налоговой.
Для чего ввели принудительное исключение из ЕГРИП
6 мая 2021 года ФНС России сообщила, что за 8 месяцев из ЕГРИП убрали сведения о более 500 000 недействующих предпринимателей. По словам налоговиков, так реестр очищают от неактуальной информации. Государство считает, что риск исключения из реестра простимулирует «спящих» ИП вовремя декларировать доходы и платить налоги.
Если налоговая закроет ИП принудительно, бывший предприниматель сможет зарегистрироваться снова только через три года после исключения из ЕГРИП. Пока эти три года не пройдут, нельзя будет вести текущий бизнес или создавать новый. Если у ИП была лицензия, она тоже перестанет действовать.
Еще принудительное исключение не значит, что ИП может не платить долги налоговой. За период до исключения придется внести все неуплаченные налоги, взносы, штрафы и пени. Отчетность тоже придется сдать.
Как победить выгорание
Когда предпринимателя могут исключить из реестра
До сентября 2020 года исключить из ЕГРИПа могли по шести основаниям:
К этому списку добавили еще одно основание — исключить ИП из реестра решила налоговая, если:
Для принудительного исключения из ЕГРИП должны быть соблюдены оба этих условия. Если у предпринимателя есть долг по налогам, но он сдает декларации, или наоборот — платит налоги, но не сдает декларации — исключить из реестра его не могут.
Как ИП предупреждают о предстоящем исключении
Перед тем как зарегистрировать прекращение деятельности ИП и исключить предпринимателя из реестра, налоговая публикует свое решение в специальном журнале — «Вестнике государственной регистрации».
Также сообщение должно появиться в личном кабинете индивидуального предпринимателя на сайте налоговой.
Еще запись о предстоящем исключении налоговая вносит в сам реестр. Проверить свой статус можно за пару минут: нужно запросить выписку из ЕГРИП на сайте ФНС по ИНН, ФИО или ОГРН индивидуального предпринимателя. Если вас исключили из ЕГРИП или налоговая приняла решение о предстоящем исключении, то в выписке будут записи об этом.
Если вы пропустите срок для подачи возражения из-за того, что не знали о публикации в «Вестнике» или не видели записей в ЕГРИП, уважительной причиной это не признают и сроки не восстановят.
Возражение в налоговую можно подать на бумаге или электронно. В нем нужно указать:
Ко мне обратилась предприниматель Дарья из Иванова, которую налоговая решила исключить из ЕГРИП. Дарья — программист. Она вела деятельность, но не платила налоги и не сдавала отчетность.
9 марта 2021 года налоговая приняла решение о предстоящем исключении Дарьи из ЕГРИП, и уже на следующий день решение опубликовали в «Вестнике государственной регистрации». Узнав об этом, Дарья подготовила и направила в налоговую заявление с возражениями против исключения. В налоговой ей сказали, что все равно исключат, так как не сданы декларации и не оплачены налоги по УСН.
Мы с Дарьей решили подготовить дополнительные возражения. В ее пользу было то, что в течение 2020 года она оказывала услуги по договору с клиентом и получала за них оплату на расчетный счет. Кроме того, она подала заявление против ее исключения из ЕГРИП в установленный законом месячный срок.
09.04.2021 к первоначальному заявлению в ИФНС мы отправили дополнение о том, что Дарья вела деятельность в 2020 году. Судя по выписке из ЕГРИП, Дарью из реестра решили не исключать.
Можно ли обжаловать решение налоговой
Если вы не успели подать возражение или подали, но налоговая все равно вас исключила из ЕГРИП, ее действия можно обжаловать в суде или через вышестоящий регистрирующий орган — УФНС по региону.
На обжалование есть год с момента, когда ИП узнал или должен был узнать об исключении. Жалобу и иск можно подавать одновременно, но начать лучше с жалобы — это проще, быстрее и бесплатно.
Жалоба в УФНС. Ее подают через ту же налоговую инспекцию, чье решение обжалуется, либо непосредственно в УФНС — разницы нет. Жалобу можно принести в налоговую или отправить по почте, либо по интернету с электронной подписью.
В жалобе указывается все то же самое, что и в возражении, только вместо просьбы к ИФНС отменить решение вы просите об этом уже УФНС — чтобы они отменили решение налоговой инспекции.
В жалобе можно ссылаться на судебные решения, которые выносили в пользу истца по аналогичным делам. Судебной практики по ИП я пока не встречал, но можно взять дела, где решение налоговой оспаривали организации.
Например, Арбитражный суд Московского округа указал, что нельзя исключать организацию из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, надо проверять, действительно ли деятельность прекращена.
По такой логике можно рассуждать и насчет ИП: нельзя исключать их из ЕГРИП по формальным основаниям, предприниматели должны реально прекратить свою деятельность.
Ко мне из Ростовской области обратился Дмитрий, которого исключили из реестра 15 февраля 2021 года. Дмитрий занимается производством мебели. Несмотря на пандемию, деятельность он не прекращал, но налоги не платил и не сдавал отчетность.
Дмитрий не знал, что налоговая собирается исключить его из реестра, поэтому заявление с возражениями не подал. Когда месячный срок истек, ему оставалось только обжаловать решение налоговой.
Я выяснил, что налоговая вынесла решение о предстоящем исключении 28.12.2020, но за три дня до этого Дмитрий уплатил страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. А это — доказательство ведения деятельности. Об этом мы и написали в жалобе.
В итоге ростовское УФНС признало решение инспекции незаконным. Жалобу Дмитрия удовлетворили, а его статус ИП восстановили.
Административный иск в суд. Если жалоба в вышестоящую налоговую не сработала, оспорить решение можно через суд.
Для этого предприниматель подает в районный суд административный иск, в котором требует признать действия налоговой незаконными и аннулировать запись об исключении ИП из реестра.
Вот пример такого иска. Его мы подали вместе с программистом Никитой, которого исключили из реестра 16 февраля 2021 года. Сперва мы направили жалобу в УФНС с доказательствами, что Никита не прекращал вести бизнес: договорами, актами и выписками с расчетного счета. Когда в жалобе было отказано, мы составили исковое заявление. Пока что ждем решение суда по этому делу.
Исключение из ЕГРИП — это не наказание за неуплаченные налоги и несданную вовремя отчетность. Если деятельность велась и предприниматель может это подтвердить, исключать его из ЕГРИП нельзя.
Что делать, если вас исключили из ЕГРИП
Законы не запрещают продолжать вести бизнес в других формах. Например, можно стать самозанятым или создать ООО.
Это подойдет не всем. У самозанятых есть ограничения по видам деятельности и размеру дохода — не более 2,4 млн рублей в год, а вести бизнес через ООО сложнее и затратнее.
Как быть с абсурдными требованиями проверяющих к содержанию лицензий?
Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Юридический и фактический адрес – эти понятия хорошо знакомы любому юристу. В современных реалиях зачастую эти адреса не совпадают, подразделения организаций также могут располагаться по нескольким фактическим адресам. Ко всем этим особенностям уже давно привыкли как бизнесмены, так и контролирующие их государственные органы.
Но какие проблемы могут возникнуть по вопросу определения места осуществления деятельности организации в официальных документах, в том числе, лицензиях? Сегодня хотелось бы обратить внимание на появившуюся несколько лет в правоприменительной практике лишь одну, но достаточно анекдотичную категорию споров. Почему анекдотичную? А как еще охарактеризовать ситуацию, когда в рамках практически одного ведомства с четким соблюдением требований законодательства и установленной процедуры оформляются официальные документы – выдаются лицензии, а по истечении некоторого времени при проверке их обладателей пытаются оштрафовать за якобы допущенные ошибки в оформлении официального документа? Причем переоформить лицензию у компании заведомо не получится – внесение требуемых изменений в нее нормативными актами не предусмотрено. Абсурдность требований проверяющих подтверждается судебной практикой. Все подобные споры однозначно решаются в пользу проверяемых, с контролирующих органов взыскивается понесенные на подготовку процесса расходы. Правда, вот время, потраченное на сбор необходимых документов и рассмотрение дела – уже не вернуть. Но, проверяющие с поразительным упорством продолжают пытаться оштрафовать за несуществующие нарушения, игнорируя как текст закона, так и прямые предписания собственных вышестоящих инстанций.
В качестве примера подобной практики можно назвать ситуацию, сложившуюся в настоящее время в отношении оформления лицензий, выдаваемых Росгидрометом. Такие лицензии необходимы для осуществления некоторых видов деятельности, связанных с определением метеорологических характеристик окружающей среды, определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, а также водных объектов.
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
О том, в каких случаях необходимо получить лицензию Росгидромета, см. также в материале: «Лицензия Росгидромета – нужна или нет?»
Форма лицензии предполагает необходимость указания в ней места нахождения обладателя лицензии и места осуществления его деятельности. Вполне понятно, что при оформлении в эти строки вносятся данные о юридическом и фактическом месте нахождения организации.
Нужно ли указывать что-то еще? Нет, тем более что в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прямо указано: «Юридическое лицо или ИП, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии».
Однако, как оказалось, по мнению представителей некоторых региональных Департаментов Росгидромета, лицензиат при оформлении лицензии должен был заранее вписать в нее все места, в которых он планирует определять метеорологические характеристики окружающей среды и ее загрязнения. Причем это касается не только адресов всех стационарных пунктов наблюдения, но и всех мест, в которых будут проводиться отборы проб тоже (. ) То есть, если такие работы проводятся в лесу, в поле или на водном объекте – то их координаты все равно должны быть заранее точно указаны.
Если же этого в лицензии нет, а ее обладатель совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»), то организация должна будет уплатить штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. и переоформить лицензию.
В практике встречались случаи и квалификации содеянного по ч. 2 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и допускающей в такой ситуации уплату организацией штрафа на юрлиц в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
Об иных нюансах применения Закона № 223-ФЗ пользователи системы ГАРАНТ могут прочитать в недавно подключенном в систему материале «Антикризисный комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ». Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Абсурдность подобных требований и их прямое несоответствие норме закона вполне очевидно. Но, проверяющие лишь составляют протокол об административном правонарушении, а разбираться с делом и назначать возможное наказание будут уже не они, а суд.
Конечно же, в судебных инстанциях претензии проверяющих признаются безосновательными.
Причем при вынесении решений судьи указывают, в том числе и на наличие письма Росприроднадзора от 19 декабря 2011 г. № ВК-08-03-36/16638, в котором прямо разъяснено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (местом осуществления лицензируемого вида деятельности), не может быть указан город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Таким объектом признаются только здания, помещения, сооружения или иные соответствующие объекты, принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании. Они должны иметь почтовый адрес или другие данные, позволяющие идентифицировать объект.
Природные же объекты почтового адреса не имеют и ряд из них, например, моря и реки принадлежать какому-либо юридическому лицу в России не могут.
Аналогичные разъяснения применительно к иному виду лицензируемой деятельности – сбору и утилизации отходов, содержит также письмо Росприродназора от 17 ноября 2015 г. № АС-03-03-36/20364, в котором также указывается, что при намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
По вышеуказанным основаниям, в подобных ситуациях, оснований для привлечения к административной ответственности как по ч. 3 ст. 14.1, так и по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ судами однозначно не усматривается, а предписания представителей Департаментов Росгидромета окружающей среды о необходимости переоформления лицензии признаются нарушающими права и охраняемые законом интересы обладателя лицензии.
Как видим, подобное решение для рассматриваемой ситуации вполне очевидно и не только соответствует позиции Росприроднадзора, но и соответствует буквальному изложению действующей нормы закона.
Вместе с тем, как показывает мониторинг правоприменительной практики, с необходимостью разрешения подобных дел вот уже на протяжении нескольких лет периодически сталкиваются:
В современной практике имели место и случаи, когда по сходным основаниями предпринимались попытки отказа конкретным участникам в праве участвовать в тендерных процедурах, проводимых по правилам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В подобной ситуации интересы участников закупки были защищены решением Свердловского УФАС России от 15 января 2014 г. по делу № 40-з. В адрес заказчика было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.