Телеология вымысла по а адлеру предполагает что
Телеология вымысла по а адлеру предполагает что
Отсюда важное для психотерапии понятие “частная логика” — система представления и
способов рассуждений, свойственная данному клиенту**.
Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции А. Адлера, давшей ей
наименование (“индивидуальная психология”), выступает постулирование личности как
неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Вот почему значительное
внимание обращается на внутриличностные, а не на межличностные проблемы. Отсюда же и
телеологическое положение, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер.
Причем сами цели создаются путем построения картины мира (в восприятии) и
соответствующими умозаключениями, принимающими форму заключительного решения. В
адлерианской психотерапии существен вопрос: “Камо грядеши?”. В отличие от классического
психоанализа и аналитической психотерапии, важно учитывать сразу три момента: прошлый
опыт, настоящую ситуацию и направление движения.
Комплекс неполноценности и компенсация. Сформулированная еще в 1907 г. идея о
неполноценности, прежде всего неполноценности того или иного органа как существенного
обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием “компенсация” стали фундаментальными положениями в концепции А. Адлера. Согласно Адлеру, неполноценность, ее компенсация и социальная среда — вот три переменные, результирующая
сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и
превосходству. Именно тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ
самоутверждения, и составляет, по А. Адлеру, индивидуальность. Характерно, что от медико-
соматического содержания Адлер в развитии понятия “неполноценности” приводит к
психологическому, формулируя те базисные противопоставления (“Я — слаб и беспомощен.
Жизнь — опасна”), которые и вызывают переживание неполноценности*. С рассмотренным
понятием тесно связаны еще два, также ставшие знаменитыми.
Стиль жизни. Утверждая, что “поведение личности целенаправленно и направляется
“телеологической апперцепцией” (Аnsbaher Н, р. 94), А. Адлер в своих ранних работах говорит
о прототипе как “первичной форме адаптации индивида к жизни” (там же, с. 189). Этот
прототип, который А. Адлер назвал позже “планом”, формируется в течение первых пяти лет
жизни (точнее — от трех до пяти). План этот — вовсе не принадлежность сознания, большинство прототипов — неосознаваемы. Важно другое: как только прототип адаптации
(план) возник, он становится костяком, обрастающим смыслами, почерпнутыми из жизненного
опыта и обладающими направляющей силой. С 1914 года А. Адлер предпочитает термин “линия
Эго”, затем — “линия жизни” и, наконец, с середины двадцатых — “стиль жизни”. Для А.
Адлера личность — это “Эго”. Но поскольку Эго не замкнуто на себя, а ориентировано на мир, важность приобретает еще одно знаменитое понятие — “самость” (Self). У А. Адлера самость
входит в понятие “стиль жизни” как один из его компонентов, а именно — как “концепция
самости” (в современной формулировке “Я-концепция”). Согласно А. Адлеру, “Я-концепция” —
это система представлений о том, “кто я есть” (Ansbаcher, р. 48). Кроме того, А. Адлеру
“Я-идеальное” (сформулированное в 1912 г.) и “образ мира” (Welt-bild), эвристическая ценность
которых не нуждается в комментариях. В заключение отметим, что, согласно А. Адлеру, цели
поведения человека не меняются в течение жизни, изменяются только аттитюды (отношения).
Одна из целей психотерапии — их коррекция**.
“Телеология вымысла” — еще один базисный термин в словнике адлерианской психотерапии.
Заимствованная А. Адлером у Г. Вейгингера философия “как если бы” (т.е. “желаемых
обстоятельств”) предполагает, что люди живут вымыслом и представлением о должном и что на
поведение гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого.
А. Адлер исходил из того, что люди, создавая с помощью вымысла свои личные цели, тем
самым посредством этих целей определяют свое поведение и стиль жизни.
Социальный интерес. Адлерианская психотерапия исходит из убеждения, что
удовлетворенность жизнью во многом зависит от “социального интереса как основы
человеческого существования” (Ansbacher, p. 133). По А. Адлеру, здоровая личность — это
личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение и когнитивные допущения.
Телеология вымысла по а адлеру предполагает что
§ 2. аналитическая индивидуальная психокоррекция а. адлера
А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной
Основные положения концепции А. Адлера
Субъективное восприятие действительности. Согласно концепции А. Адлера, мир воспринимается с позиций «системы отсчета», т.е., в сущности, проявляется феноменологическая ориентация. Адлер не отрицал внешнеобъективную обусловленность поведения человека, но считал ее менее значимой, чем влияние на сознание и подсознание ценностей, целей, представлений, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. А отсюда ее центральное для психокоррекции Адлера понятие «частная логика», т.е. система представлений и способов рассуждений, свойственных данному клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки» (Мартин Лютер).
Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов: 1) прошлого опыта клиента; 2) настоящей ситуации и 3) направления движения.
которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.
Когнитивные социально-ориентированные допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могу быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера
моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества».
Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо, и поэтому он должен учиться взаимозависимости.
Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:
· снижение чувства неполноценности;
· развитие социального интереса (просоциальной направленности);
· коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.
3. Нереалистические амбиции.
4. Недостаток уверенности.
Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:
Набор вопросов «Раннее воспоминание». Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений» либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
Анализ сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.
Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.
От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.
5. Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием «Воплощение инсайта в действие». Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.
А.Ф. Бондаренко приводит следующий пример из собственной практики:
«Один из молодых руководителей жаловался на то, что когда он волнуется, начинает перекладывать вещи из кармана в карман. Наблюдения на работе и в группе показали, что при любом обострении ситуации клиент начинал рассовывать по карманам предметы, снова выкладывать их на стол и т.д.
В один из острых моментов в группе тренинга ему предложили, как только он заволновался и стал перекладывать вещи, продолжать это делать и не обращать внимания больше ни на что. Через 10 мин вся группа как завороженная следила за клиентом. Через 15 мин клиент сказал, что ему уже надоело, но руководитель настоял на продолжении действий. Еще через 5 мин вся группа покатывалась со смеху, и клиент, вняв нашей нижайшей просьбе, сосредоточенно перекладывал вещи.
Через полчаса после начала процедуры потный и злой клиент выбежал из комнаты. После этого привычка практически не проявлялась».
Действие «Если бы. «. Данная психотехника основана на типичной жалобе: «Ах, если бы». Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание «если бы» осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, например в промежутке между двумя коррекционными встречами.
Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В пользовании приема важна временная отсылка к прошлому: «Как прежде».
«Нажатие кнопки». Прием эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Раздел i. введение в практическую психокоррекциюЧитать: Глава 1. психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
Читать: § 1. психологическая коррекция и ее виды
Читать: § 2. основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы
Читать: § 3. требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Читать: Глава 2. особенности составления психокоррекционных программ
Читать: § 1. принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
Читать: § 2. оценка эффективности психокоррекционных
Читать: Раздел ii. основные направления в зарубежной психокоррекционной практикеЧитать: Глава 1. психодинамическое направление
Читать: § 1 коррекционные воздействия в классическом психоанализе
Читать: § 2. аналитическая индивидуальная психокоррекция а. адлера
Читать: § 3. клиент-центрированный подход к. роджерса
Читать: § 4. логотерапия
Читать: Глава 2. поведенческое направление
Читать: Глава 3. когнитивное направление
Читать: § 1. особенности когнитивной психокоррекции
Читать: § 2. рационально-эмотивная терапия (рэт) а. эллиса
Читать: § 3. когнитивный подход а. бека
Читать: § 4. реальностная терапия у. глассера
Читать: Глава 4. трансактный анализ
Читать: § 1. трансактный анализ э. берна
Читать: Глава 5. гештальттерапия ф. перлза
Читать: Раздел iii. методы практической коррекцииЧитать: Глава 1. игротерапия
Читать: § 1. общая характеристика метода
Читать: § 2. основные виды и формы игротерапии
Читать: § 3. игровая комната и ее оснащение
Читать: § 4. требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
Читать: Глава 2. арттерапия
Читать: § 1. общая характеристика метода
Читать: § 2. музыкотерапия
Читать: § 3. библиотерапия
Читать: § 4. танцевальная терапия
Читать: § 5. проективный рисунок
Читать: § 6. сочинение историй
Читать: § 7. сказкотерапия
Читать: § 8. куклотерапия
Читать: Глава 3. психогимнастика
Читать: Глава 4. методы поведенческой коррекции
Читать: § 1. метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации
Читать: § 2. иммерсионные методы
Читать: § 3. методы, основанные на принципе биологической братной связи
Читать: § 4. «жетонный» метод
Читать: § 5. метод морита
Читать: § 6. холдинг
Читать: § 7. имаго-метод
Читать: Глава 5. психодрама
Читать: § 1. описание метода
Читать: § 2. формы и виды психодрамы
Читать: § 3. методики психодрамы
Читать: Раздел iv. индивидуальная и групповая психокоррекцияЧитать: Глава 1. индивидуальная психокоррекция
Читать: § 1. показания к индивидуальной психокоррекции
Читать: § 2. психологические особенности индивидуальной психокоррекции
Читать: § 3. групповая динамика
Читать: § 4. руководство психокоррекционной группой
Читать: § 5. телесно-ориентированные группы
Читать: Раздел v. психокоррекция детско-родительских и семейных отношенийЧитать: Глава 1. психокоррекция семейных отношений
Читать: § 1. семья как объект психокоррекционного воздействия
Читать: § 2. методики коррекции детско-родительских и семейных отношений
Читать: Библиография
Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера
А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам З. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А. Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.
Основные положения концепции А. Адлера
Субъективное восприятие действительности. Согласно концепции А. Адлера, мир воспринимается с позиций «системы отсчета», т.е., в сущности, проявляется феноменологическая ориентация. Адлер не отрицал внешнеобъективную обусловленность поведения человека, но считал ее менее значимой, чем влияние на сознание и подсознание ценностей, целей, представлений, системы самооценок и выводов, которыми руководствуется человек в своем реальном поведении. А отсюда ее центральное для психокоррекции Адлера понятие «частная логика», т.е. система представлений и способов рассуждений, свойственных данному клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки» (Мартин Лютер).
Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов: 1) прошлого опыта клиента; 2) настоящей ситуации и 3) направления движения.
Комплекс неполноценности и компенсация. Появившаяся в 1907 г. идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда – это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.
По Адлеру индивидуальность – это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправлено, Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение от 3 до 5 лет жизни. Большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое – как только прототип (план) адаптации возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта, и обладает направляющей силой.
Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач – коррекция этих отношений. Идея Адлера лежит в основе последующей теории когнитивного диссонанса Фестингера.
Телеология вымысла – еще один базисный термин. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном, и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Адлер исходил из того, что люди, определяя с помощью вымысла свои личные цели, тем самым (посредством этих целей) определяют свое поведение и стиль жизни.
Удовлетворенность жизнью исходит от социального интереса как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение.
Социальное личностное чувство – это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм. Социально-ориентированное поведение – это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.
Когнитивные социально-ориентированные допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могу быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества».
Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо, и поэтому он должен учиться взаимозависимости.
Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:
Позиция психолога. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.
Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска – базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам – важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д
Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:
1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа – формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.
2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе – понимания, осознания специфики жизни клиента важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы идите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.
Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: «Как ваш отец относится к детям?»; «Кто был любимым ребенком в семье?»; «В каких отношениях вы были с отцом и матерью?»; «Каким ребенком вы были?» Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.
Набор вопросов «Раннее воспоминание». Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений» либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию: