Тема о чем бажов хозяйка медной горы
Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова
Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды с характерным сочетанием точных зарисовок народного быта, но в нем можно выделить и элементы, присущие сказке. Произведение легко узнать по особой манере сказывания. Читателю кажется, что простой горнозаводской рабочий рассказывает историю из жизни своего знакомого: речь его насыщена просторечиями, диалектами и терминами, связанными с горнорудным производством.
Главный герой сказа – заводской рабочий Степан, который с другом отправляется в лес. Когда его приятель засыпает, разморенный солнцем, внимание Степана привлекает женщина, сидящая недалеко на камне. Небольшого роста, в платье из шелкового малахита, волосы иссиня-черные, а коса, точно приклеенная к спине. По этим признакам и понимает юноша, что не простая девушка ему встретилась, а сама Хозяйка медной горы – владелица рудных богатств. Хочет убежать незаметно Степан, потому что не сулит встреча с волшебницей ничего хорошего, но замечает его малахитница и назначает испытание: передать приказчику, чтоб убирался тот с Красногорского рудника. Выполнит Степан просьбу – замуж за него пойдет.
Парень не из робкого десятка, исполняет то, что велит Хозяйка. Во-первых, стыдно не сдержать слово перед девкой, а во-вторых, страшнее ее гнева нет ничего для заводского рабочего. Но и от женитьбы отказывается. Не нужна ему такая завидная невеста, есть у него возлюбленная, Настенька.
Отказ не удивляет малахитницу. Она словно ожидает его: не случайно выделила Степана из других рабочих, назначив ему первое испытание. Годы подневольного труда не сделали из него раба, остался юноша верен себе и своему слову. Вот и вторую проверку – искушение богатством и славой – проходит он с честью, не спешит променять любимую на Хозяйку медных руд, сумел все, что видел в горе, сохранить в тайне. За это щедро награждает его малахитница: дает волю и приданое для невесты Настеньки. Тяжело Хозяйка переживает расставание со Степаном, руки дрожат и на глазах слезы, но она уважает его выбор. А напоследок просит об одном: не вспоминать ее больше никогда. На том и расстаются.
Стал Степан вольным, женился на возлюбленной, избу построил, хозяйством обзавелся. Жить бы да радоваться. Но непосильным стал зарок – не думать о Хозяйке. Каждый день уходил Степан в тайгу в надежде на новую встречу. Так однажды его и нашли в лесу мертвым, а рядом ящерка сидела, плакала, вместо слез – чистые изумруды. Когда разжали руку мертвого Степана, камни те в песок превратились. Истинное сокровище ведь не в них заключено, а в душевных качествах человека.
Анализ №2
Сказочное произведение Павла Баженова о загадочной и прекрасной Хозяйке медной горы и мастеровом Степане.
За основу произведения взяты легенды и предания горняков уральского рудника. Согласно легендам Хозяйка, является хранительницей богатств и сокровищ на рудниках.
Она редко кому показывалась, а если кому и посчастливилось ее увидеть, то в образе ящерицы с человеческой головой, то в образе прекрасной зеленоглазой девицы в красивом убранстве.
Основная цель автора показать, насколько люди подвержены искушению, что может в одночасье погубить не только самого человека, но и его близких.
Действия происходят у рудника и неслучайной встречи мастера и самой Хозяйки, которая выбрала очередного «счастливчика» обладателя самородками. Когда Степан ее увидел, то понял, кто перед ним. А по рассказам старых горняков помнил, что такая встреча не сулит ничего хорошего. Он хотел сразу уйти, но Хозяйка стала его искушать и испытывать.
Первым искушением стала проверка на смелость, и обещание выйти за него замуж. Для этого нужно было сказать приказчику, чтобы он уходил с рудника, и выдержать наказание.
Степан исполняет ее просьбу, но от женитьбы отказывается, поскольку у него есть невеста Настя. Здесь Степан проявляет смелость не только перед приказчиком, но и перед Хозяйкой опасаясь ее гнева как рабочий рудника. А также остается верным невесте, пройдя испытание красотой Хозяйки.
Тогда она назначает ему второе испытание – богатством. Но Степан также стойко проходит и его, сохраняя тайну медной горы.
За это она благодарит мастера за его крепость духа и стойкость каменьями и самоцветами, а также приданым для его невесты.
Став свободными, Степан вместе со своей женой строит новый дом, обзаводится хозяйством, и жизнь стала налаживаться. Да только счастье в их дом так и не приходит.
Проблематика показана в последних строках произведения: «Худому от встречи – горе, да и доброму радости мало». Если жадный ради богатств пойдет на все, то добрый будет сомневаться. Разрушение природы ради обогащения и наживы хозяев рудников, за счет бедных горняков.
3 вариант
История создания сказки: автор произведения Бажов П.П. создал свою работу на основе рабочего фольклора, преданий горняков, где образ Хозяйки Медной Горы, является центральным. Это сказочный персонаж, волшебница, которая является хранительницей рудников и земных богатств. В зависимости от ситуации она является в образе ящерицы с женской головой так и в образе очень красивой молодой девушки. Ее подчиненными являются ящерицы, которые мигом бросаются исполнять все ее поручения.
Основная тема: Выбор между обычной жизнью и не смертным богатством.
Основной смысл: Влияние неожиданного богатства на психологию человека. Главный герой не поддался искушению Хозяйки стать богатым, но при этом так и стал счастливым в обычной жизни. Он так и не смог забыть эту девушку до конца своей жизни.
Герои: Хозяйка Медной Горы, Степан, Настасья.
Жанр произведения: Написано в стиле народного сказания, передавая устные предания о Хозяйке Медной Горы.
Композиция: Встреча молодого парня Степана с Хозяйкой Медной Горы.
Проблематика произведения: Человеческая жадность. Испытание богатством. Многие в погоне за наживой теряют голову. Автор хотел показать, как желание урвать побольше приводит к разрушению природы, к уничтожению ее богатств. Эта тема является не случайной, так как работа шахтера была очень тяжелой и малооплачиваемой. Вредные условия работы и непосильный физический труд — вот основа того, что рабочие быстро теряли здоровье и часто болели. Очень часто бывали случаи обвала в шахте, что в свою очередь приводило к смерти работников.
Работая в таких условиях найти хороший самородок было большой удачей. Степану же подобное удавалось лишь с подачи самой Хозяйки. Это была ее благодарность за смелость и решительность парня. Сама хозяйка была очень красивой, молодой девушкой и она явно симпатизировала молодому человеку. Она испытывает его своей незаурядной внешностью и неземным богатством. Степану очень нравиться девушка, но он вынужден ей отказать. Парень очень честно объясняет ей причину отказа. Но девушка оценила поступок молодого человека, хотя ей самой очень не хотелось с ним расставаться. За то, что Степан с честью прошел все испытания, он и получает подарок — малахитовую шкатулку с украшениями. И отдельно – в память о себе Хозяйка дарит ему очень редкие камни — медные изумруды. Вскоре жизнь парня меняется в лучшую строну. Он выкупает себя и свою невесту из крепостного рабства. Вскоре они женятся и понемногу обустраивают быт.
Но изумрудные слезы Хозяйки постоянно напоминают парню о девушке. Он не может забыть красоту девушки и ее богатство. Грусть и тоска понемногу съедают его. Он начинает искать встречи с ней, приходя на Медную Гору. И в конце концов умирает на руднике, так и не встретив свою мечту.
Образ главного героя: Степан- молодой и красивый парень и нет ничего плохого в том, что ему хочется жить достойно уже и сейчас, а не когда-нибудь в далеком будущем. Если бы на момент встречи с Хозяйкой парень был бы свободен, то кто знает, как бы дальше развивались события. Ведь молодые люди очень понравились друг другу. И очень хочется верить, что на Медную Гору его звала не жажда наживы, а именно чувства к Хозяйке. Вполне возможно, что данная сказка имела бы совсем другой конец.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Хозяйка медной горы Бажова
Популярные сегодня темы
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» не всеми воспринимается одинаково, многие мнения сталкиваются между собой, образуя дискуссию.
Мою маму практически все уважительно называют Светлана Владимировна. Она работает учителем русского языка и литературы в школе. Воспитав не одно поколение учеников, которые пошли по ее стопам
Главный герой повести «Капитанская дочка» Пётр Гринёв выходец из дворянской семьи. Его отец Андрей Петрович – помещик Сибирской губернии, бывший военнослужащий, премьер-майор в отставке
В своей повести « Тарас Бульба» Гоголь с высочайшим художественным совершенством создал картину борьбы украинского казачества против польской шляхты.
Бажов Павел «Медной горы хозяйка»
Читательский дневник «Медной горы Хозяйка» Павла Бажова
Название произведения: «Медной горы Хозяйка».
Жанр произведения: сказание.
Главные герои: крепостной Степан, Хозяйка медной горы.
Второстепенные герои: приказчик.
Характеристика главных героев:
Хозяйка Медной горы — гордая, требовательная и могучая.
Любит порядок и честность.
Степан Петрович — рабочий.
Трудолюбивый и честный.
Стал непохож сам на себя после встречи с ящерицей.
Характеристика второстепенных героев:
Приказчик — душный козёл, жадный, хитрый, жестокий.
Краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка»
Как-то на покосах молодой рабочий Степан увидел красивую девушку, которая поманили его за собой.
Девушка оказалось Хозяйкой и велела Степану обругать приказчика и передать запрет на добычу камня.
Степан так и сделал.
Приказчик в наказание послал его в самый мокрый и пустой забой.
Там его снова нашла Хозяйка и отвела к себе.
Она показала подземные красоты и предложила жениться на ней.
Степан отказался, и Хозяйка дала ему малахитовую шкатулку.
После этого Степану стало везти.
Приказчик велел ему найти стопудовую глыбу малахита, и Степан сделал это.
Потом он нашёл малахитовые столбы и получил вольную.
Степан женился, но счастья не обрёл.
Часто его видели грустным.
А потом нашли мёртвым в лесу, а рядом плакала ящерка.
План произведения:
Основная мысль сказа «Медной горы Хозяйка»
Главная мысль произведения заключается в том, что только смелым и честным судьба преподносит подарки.
Основная идея рассказа состоит в том, что человек должен быть доволен своей жизнью и не искать сказочного, божественного.
Чему учит произведение
Рассказ учит быть честным, порядочным и справедливым.
Учит уметь держать своё слово.
Учит ценить то, что имеешь, не мечтать о несбыточном.
Учит не поддаваться искушениям, быть твёрдыми в своих решениях.
Краткий отзыв о произведении «Медной горы Хозяйка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была тронута её неожиданно грустным концом.
Главный герой Степан вроде бы выполнил все поручения, прошёл все испытания, женился и получил вольную.
Но не обрёл покоя и погиб.
Он не мог забыть сказочные красоты подземного дворца, они мучили его и не давали быть счастливым.
Это очень интересная, но печально закончившаяся история.
Автору удалось убедительно описать условия труда уральских рабочих.
Описать их быт, манеру говорить, обычаи.
Писатель создал увлекательную историю, в которой тесно переплелись волшебное и реальное.
Мне нравится прямой и честный Степан.
Он показал твёрдость духа, умение хранить верность, держать слово, не поддаваться искушениям.
Степан был смелым и сильным человеком, который заслужил счастья, но не обрёл его.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, всегда ли мы поступаем честно со своими друзьями и близкими.
Умеем ли держать своё слово так, как это делал Степан.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:
«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался.
Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть».
Сказала это и прищурилась:
Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:
Библиотека произведений автора пополняется.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «СКАЗ ИЛИ СКАЗКА?» «Жанровые и художественные особенности произведения П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Характеристика хозяйки Медной горы. «Медной горы Хозяйка» — сказ П.П. Бажова
Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» был впервые опубликован в 1936 году. Для советской вообще и российской в частности литературы подобного жанра это было крайне необычное произведение. Не сказка, не легенда, не былина. Сказ.
Вещь слишком реалистичная и мрачная, чтобы восприниматься детской сказкой, и слишком мифологизированная, чтобы не претендовать на роль «серьезной литературы». Пожалуй, это был один из первых образцов российского фэнтези – просто тогда никто не знал этого слова.
А ведь «Хроники Нарнии» были написаны много позднее!
Недетская сказка
Как бы то ни было, все же официально произведение Бажова – сказка. Хозяйка Медной горы, увы, не Аслан, хотя по степени яркости, оригинальности и самобытности она не уступает «зарубежным аналогам».
Это произведение традиционно относится к категории «литературы для детей», потому отношение к нему соответствующее. Максимум, на что может рассчитывать пытливый читатель – это небольшой перечень сносок и пояснений в конце книги, тезисная биография Бажова и, в качестве аннотации, краткое содержание.
«Медной горы Хозяйка», между тем, заслуживает внимания не меньшего, чем, к примеру, «Алиса в Стране чудес» Кэрролла. Об английской литературной сказке сказано очень и очень много, ее текст практически разложен на молекулы и атомы.
А ведь собственно сказки в «Алисе в Стране чудес» несоизмеримо больше, чем в довольно мрачных сказах Бажова.
Бытописатель Урала Бажов
Уральские сказы Бажова, по сути, не слишком-то богаты магией и прочим волшебством. Достаточно вспомнить краткое содержание.
«Медной горы Хозяйка», как и другие произведения этого цикла, – весьма точное и скрупулезное описание быта, обычаев и традиций жителей дореволюционного Урала.
Читая это произведение, можно много узнать о горном деле, о добыче малахита и самоцветов, о жизни крепостных рабочих и помещиков, об организации работ… А вот о мифах и верованиях тех мест – мало.
Сказка «Хозяйка Медной горы» в этом отношении довольно специфична. Потому что сама Хозяйка, как и другие мифические существа, появляется не так уж и часто. Она – проходной персонаж, который иногда возникает в тексте, чтобы совершить что-то очень важное и сюжетоопределяющее, но весьма краткосрочное. Это, по сути, Аннушка, которая разлила масло, определив тем самым судьбу других персонажей.
Уральские сказы и мифология манси
Характеристика «Хозяйки Медной горы» будет неполной без упоминания того факта, что Гумешки – рудник, на котором и происходит большая часть событий книги – реально существующее место.
Это одна из самых древних уральских медных выработок. Работы по добыче меди там велись еще в железном веке.
Расположен этот рудник на территории современной Свердловской области – в регионе традиционного обитания племен манси.
Русские рабочие, приехавшие на Урал, привезли с собой свою веру и свою привычную бытовую мифологию. Но, как всегда бывает при столкновении двух разных культур, взаимопроникновение верований было неизбежно.
Привычный список, включающий домовых и леших, пополнился сугубо местными, ранее не виданными персонажами. Да, они ассимилировались, оделись в сарафаны, кокошники или вышитые косоворотки – но от этого не перестали быть теми, кем являлись изначально.
А именно – персонажами чужой, отличной от славянской, мифологии. И характеристика Хозяйки Медной горы со всей очевидностью это демонстрирует.
Великая прародительница
Часто, опираясь на функциональные признаки персонажа, Хозяйку считают женской версией Шубина – духа, живущего в шахтах и покровительствующего шахтерам.
Ну или, наоборот, карающего их, если чем-то прогневали владельца подземных недр. В определенном смысле так оно и есть – но это только половина правды.
Потому что на самом деле характеристика Хозяйки Медной горы говорит о двойственности происхождения персонажа. Да, есть много общего с Шубиным. Но не только.
Калтась-Эква – персонаж мансийской мифологии. Это – богиня земли, верховное женское божество. Ее волосы сияют, они спускаются с небес до земли, и по одной из кос поднимается соболь, по другой спускается бобр.
По ним персонажи мансийской мифологии могли путешествовать между мирами. Кстати, бесконечные золотые волосы… Был в одном из сказов такой персонаж – дочь Золотого Полоза.
Вот это – практически описание ее волос, золотых и сияющих.
Такие волосы – это не просто желание сделать богиню красивой. Это связующая линия между землей, небом и подземным царством. Функционально это аналог Иггдрасиля, мирового древа.
По нему постоянно снует белка, осуществляя связь верхнего, нижнего и срединного миров. Не так уж велика разница между белкой и соболем или бобром. В кроне Иггдрасиля жил орел, а в корнях, в норе – дракон.
Воплощения Кальтась-Эквы – лебедь и заяц, живущий в корнях деревьев.
Горная женщина
Дело в том, что Калтась- Эква – не просто верховная женская богиня, праматерь всего сущего. Она, как это свойственно многих древним феминным божествам, триедина. Девушка, женщина и старуха.
В одном из мифов говорится о том, что после ссоры муж Калтась-Эква, верховный бог Нум-Торум, низверг свою супругу с небес. Поселилась она… конечно же, в горе. И стала зваться «Горная женщина».
Таким образом, даже поверхностная характеристика Хозяйки Медной горы удивительным образом напоминает эту мифическую прародительницу мира.
Да, этот образ наложился на традиционные славянские верования, он преломился в сознании, оброс новыми деталями, но сущность осталась неизменной.
Древняя могущественная покровительница, соединяющая в себе и образ юной прекрасной девушки, и любящей, но строгой матери, и той, что обрывает жизни, когда придет срок.
Темное воплощение богини
Любая характеристика Хозяйки Медной горы отмечает, что этот персонаж довольно жесток. И не только по отношению к отрицательным персонажам.
Да, она может помочь и защитить, но лучше все же с ней не сталкиваться. Даже те, кого Хозяйка облагодетельствовала, редко были впоследствии счастливы.
Прикосновение к ней – словно невидимая печать, навсегда меняющая жизнь человека. И даже ее благоволение может принести много бед.
Кстати, традиционно же языческие боги-властители царств мертвых были повелителями подземных богатств. И Аид, и Кощей ассоциировались с золотом и драгоценными камнями – ведь они так же приходят из-под земли.
Поэтому у драгоценностей «дурная репутация» в мифологии, а вовсе не потому, что они пробуждают в людях алчность и зависть.
Вот такая вот мифологическая подоплека у такого всем знакомого образа, как Медной горы Хозяйка. Характеристика Степана, с учетом всего вышесказанного, должна начинаться со слова «невезучий». Гостить в подземном царстве персонажа, являющегося, по сути, воплощением смерти… Вряд ли стоит ожидать, что жизнь будет долгой и счастливой. И не в каменном цветке тут дело.
Анализ сказа П.П.Бажова «Медной Горы Хозяйка»
by admin 07.07.2019 1009 Views
Анализ сказа П.П.Бажова «Медной Горы Хозяйка». Ведовской разбор от Елены-Сентябрины.
Ознакомиться с оригиналом
Печальная участь таящего при внешнем благополучии, Степанушки говорит о том, что грубость, с которой встретил Хозяйку, не прошла для него даром. И хоть и сдержал он слово и сделал, как Хозяйка велела, сказал «душному козлу», своему руководителю то, за что его и приковали к цепи, а всё же Хозяюшка Медной Горы- Женчина, а женчины обиды никогда не забывают, потому сдержав и свои слова, она не преминула «наградить» за его деревенскую неучтивость приворотными слезками, добавленные в трапезу. И сказала при том «обо мне не вспоминай». Да где уж забыть Такую Женчину?
Малахит издревле считается одним из самых загадочных камней, его энергию далеко не все могут принять, простым людям он не подвластен, а для тех, у кого хорошая связь с Землей, то есть кто добивается финансового благополучия через честный труд, тому и благоволит и сама Медной Горы Хозяйка. Степанушка в этом сказе и был таковым, оставил своей Настеньке подарки от нее, малахитову шкатулку с украшениями, история которых продолжается в следующих сказах. Но и поплатился же он за неуважение к Силе в начале встречи. Мораль ведовская в том, что никакая Сила не потерпит к себе неуважения и резкости, а тем более пренебрежения, потому даже договорившись впоследствии, что-то да где-то выстрелит, или по умолчанию заберется что-то, как у Степанушки здоровье. А потом и сама жизнь.
Кроме всего прочего из сказа ясно, какой мудростью и справедливостью наделен характер Хозяйки, она дает Степану очередное испытание, показывая свое наследство и предлагая «женитьбу». Проверяет его на верность обещанной невесте.
Как бы то ни было, с «приворотными изумрудными слезками», а все ж она покровительствовала в трудах Степана, всюду подсобит, укажет, где и какие породы для того или иного раздобыть. Тут так же упоминается неслучайно, что Хозяйка огневалась, что ее малахитовые столбы в церкви поставили, мол, « а ей это вовсе ни к чему». Из этого видно, как она относится к такого рода местам, с одной стороны,(взаимная «симпатия» Христианского Эгрегора и «Нечистой Силы»). С другой стороны, возможно, в этом есть намек на то, что странно видеть такие роскошества в заведениях, где проповедуется полное нестяжательство. Мы же видим много убранства из малахита в Дворце, кабинетов президента и правительства по телевидению. Из всех камней предпочли именно малахит. Какие могут быть случайности? Тайный символизм малахита – власть, а именно власть Земная, власть богатств. Не потому ли Хозяйке и не понравилась весть о том, что малахитовые столбы установили в церкви?
Кроме привязки к Медной Горы Хозяйке, Степанушка был одарен слезками из изумруда, а изумруд камень мудрости и зрения(ясновидение и потому мудрость от него). Не потому ли он еще погрустнел после расставания и медленно «таял», не смотря на богатую достойную жизнь? Мудрость веселости не придает, как известно, и настигли Степанушку мертвым так же с этими камушками в кулаке. Видимо, он их не продал, как предлагала Хозяйка, а хранил у себя.
На то причины есть, почему Хозяйка или иные Силы берут плату так или иначе и со всех по-разному. Я вижу тут уплату за покровительство «неравного социального положения» и за неуважение в самом начале, где Степан мысленно говорил про Хозяйку «какая б ни была, а все же девка».
«Медной горы Хозяйка»
Бажов Павел сказ «Медной горы Хозяйка»
Жанр: авторский сказ, сочетает в себе признаки сказки и легенды, народного предания.
Главные герои сказа «Медной горы Хозяйка» и их характеристика
План пересказа сказа «Медной горы Хозяйка»
Смысл произведения «Хозяйка медной горы» Павла Бажова
Хозяйка Медной горы — это повелительница подземного царства драгоценных камней в знаменитых уральских сказах Павла Бажова. У нее много обличий, от шустрой ящерицы до озорной девчонки. Но чаще всего она появляется в виде величественной и гордой молодой женщины, одетой поистине по-царски — в усыпанное драгоценностями платье, которое сверкает и переливается, принимая самые разные цвета. В ее честь назван первый из сказов Павла Бажова, открывающий его знаменитый цикл преданий о горнозаводском Урале в старинные времена — «Малахитовая шкатулка».
Главный герой этой истории — молодой каменотес по имени Степан, с детства слышавший рассказы старых горняков как о самой Хозяйке, так и о других волшебных обитателях Урала. Как часто бывает при встречах с Хозяйкой, он принял ее за обычную фабричную девчонку, пока она не приняла свой истинный облик и не велела Степану передать жадному приказчику уходить с рудника. Он послушался Хозяйки, был жестоко избит и закован в цепи, но Хозяйка вывела его из заточения и привела в свое сказочное царство.
И раньше Хозяйка помогала людям, но на этот раз холодная красавица с каменным сердцем не только пожалела, но и полюбила человека и предложила Степану разделить вместе с ней ее несметные богатства и ее власть. Ведь Хозяйка не только бережет свои сокровища, но и повелевает горами, устраивая обвалы и взрывы рудничного газа и жестоко наказывая тех, кто осмелился быть непочтительным с ней, а тем более прямо перечить ее воле.
Степан отказался от любви Хозяйки, сказав, что у него уже есть невеста и что он будет ей всегда верен. Возможно, им двигала не только любовь к своей Настеньке, но и понимание того, что любовь столь чуждого людям существа, как Хозяйка Медной горы, не принесет человеку счастья.
Хозяйка вывела его на волю и щедро одарила, что и позволило Степану и его невесте выкупиться из крепостного рабства. Но после встречи с Хозяйкой он стал болеть и чахнуть и вскоре умер, как будто любовь волшебной красавицы не принесла ему счастья.
Точно так же заканчиваются и многие народные предания о любви волшебных существ и обычных людей, которая может быть взаимной или несчастной, но всегда оказывается пагубной для человека. Как рассудили старые горняки, близкое знакомство с Хозяйкой не приносит счастья ни хорошим, ни плохим людям, хотя в легендах, рассказанных Бажовым, есть и обратные примеры.
Как выяснится в дальнейшем, Хозяйка станет покровительницей дочери Степана Танюшки. Она научит ее женским рукоделиям и поможет избавиться от ухаживаний молодого барина, забрав девушку к себе в свое подземное царство. Но Хозяйка и Таня похожи на две капли воды, и это наводит на мысль, что она и есть настоящая мать Танюшки. Возможно она, как это в обычае у волшебных созданий, подменила человеческого ребенка своим отпрыском, а потом все же забрала дочь к себе.
Так в чем же смысл истории о Хозяйке Медной горы? На этот вопрос есть несколько ответов. Возможно, это вариация «бродячего» сказочного мотива, хотя Бажов уверял, что сам придумал эту легенду, а не подслушал ее у старых горняков. Возможно, это история об опасности слишком смелых желаний или о недостижимости совершенства в мастерстве, повторение мотивов, которые часто встречаются и в остальных произведениях Павла Бажова. Словом, разобраться в смысле этого небольшого по объему рассказа не проще, чем понять мотивы своенравного поведения самой Хозяйки и других духов гор. В любом случае понятно одно: с волшебными существами шутить не стоит.
Истории Хозяйки Медной горы посвящен как снятый вскоре после Великой Отечественной войны великолепный художественный фильм, так и менее популярные мультфильмы более поздних лет. Ее изображали самые разные художники, включая мастеров декоративного искусства вроде живописцев Палеха, а также камнерезы. Как правило, ее изображают в малахитовом платье, лучше всего показывающем как изменчивую красоту, так и сверхъестественные возможности повелевающей горами Хозяйки. Есть поверье о том, что если смотреть на камень малахит, то увидишь что-то вроде гибкой фигуры Хозяйки, хотя увлекаться этим занятием небезопасно. Об этом говорят сами камнерезы, а также любители эзотерики и мистики, верящие, что все рассказанное Бажовым произошло на самом деле.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 7