Тема произведения о чем плачут лошади абрамов

Смысл рассказа “О чем плачут лошади”

Наша статья поможет разобраться в сути произведения Фёдора Абрамова, понять в чём смысл рассказа “О чём плачут лошади”. Тема рассказа очень животрепещущая – человек и природа.

Особенности повествования

Автор ведёт повествование от первого лица: читатель воспринимает художественную картину глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает всё до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чём они думают.

В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный приём так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.

В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В канве рассказа упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.

Смысл произведения в том, что человек стал далёк от природы, её заменил прогресс, урбанизация, ложные ценности. В крестьянском укладе лошади считались кормильцами, о них заботились, относились с уважением. В рассказе лошади не верят Рыжухе, которая поёт песни об этих счастливых временах. Они считают, что так было всегда (пастух забывает кормить лошадей, хозяева не лечат своих животных). В конце произведения звучат мысли автора о том, что ему хочется плакать вместе с лошадью, его гнетёт тоска о том, чего не вернуть.

Источник

Смысл и главная мысль рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Во всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико. Рассказ прежде всего раскрывает нам основные черты автора. Из него мы начинаем понимать, что Федор Абрамов испытывает страсть к лошадям. Он не забывает об этих прекрасных существах и на протяжении рассказа, очень ласково и трепетно относится к воспоминаниям о своей давнишней лошади, которая также была для него подругой, звали ее Рыжуха.

За всю свою жизнь, чего она только не увидела, а самое главное сколько она только не работала. Об этом можно судить по описанию автора. Ее внешний вид, всего за пять лет жизни, существенно изменился, ведь она была рабочей лошадью, которая любила своего хозяина и должна была целыми днями работать, для того чтобы обеспечить пропитание хозяину. А ведь, никто даже не мог представить свою жизнь без лошади. Она была хоть куда, и в работе послушна, и на войне верным товарищем была, уж не сосчитать никому из людей сколько этих преданных друзей полегло на поле битвы.

Но несмотря на все трудности, Рыжуха всегда была в приподнятом настроении и никогда не теряла боевого расположения духа. Ведь рядом с ней всегда был ее лучший друг.

Спустя некоторое время, что-то странное произошло с Рыжухой. Она отвернулась от человека и тогда, чтобы выяснить, что же могло произойти к ней отправился автор. Подойдя к ней, он обнял ее и поспешил спросить ее о том, что тревожит ее. На его вопрос она поведала ему историю, которая приключилась с ней не так давно, однако именно она изменила ее жизнь. И со слезами на глазах, она рассказала автору о том, что совсем недавно, в летнюю пору на сенокосе, она повстречалась со старой лошадью, которая в ходе беседы рассказала ей тайну, которую никто из лошадей до этого не знал.

Оказывается раньше лошади никогда так не жили. Они не были обязаны служить людям. Наоборот, люди очень любили и уважали лошадей, много их кормили, поили и давали вволю отдохнуть. И тогда она решила спросить своего друга. А действительно ли были такие времена? Он был очень удивлен, но решил этого ей не показывать, наоборот он отшутился и сказал чтобы они хорошо отдохнули и вновь приступали к делам. После чего, жизнь Рыжухи поменялась, ведь ни она ни он больше не могли полностью доверять друг другу.

Суть рассказа заключается в том, что люди совершенно потеряли связь с природой и живыми существами, населяющими эти просторы. И в этом и состоит главная тревога и грусть автора.

Главная мысль

Какова же главная мысль произведения Фёдора Абрамова “О чём плачут лошади”. Во-первых, данное произведение подымает немаловажный вопрос о природе, и её составляющих. Ведь как человек ведёт себя с природой, это очень важно. Именно сам человек решает жить ему в гармонии с природой, или же во вред ей. Только сам человек ответственен за то, что мы был мир вокруг всего живого, чтобы не было разрухи. А как мы знаем, именно сам человек совершает разруху в природе, а позже жалеет из-за своего соития. Если говорить поверхностно, смысл произведения в том, что человек отделился от нашего мира, от нашей родной земли, великолепной и радующей глаз природы. Он потерял связь со всем внешним миром и природой, он потерял ценности, которые ему даровала природа. Время с гармонией природы осталось в прошлом, люди живут в разлуку с природой. Они идут в разных ритмах с ней.

Когда я читал данное произведение, оно произвело на меня не забываемые впечатления. Я читал на одном дыхании пытаясь вникнуть в замысел автора. Абрамов описывал русский быт того времени, а также хлопоты сельчан.

Автор объясняет нам, что как раз в конце тридцатых годов, прибыли в колхоз тракторы, а тем самым стало понятно, что лошади теперь будут не нужны. Ведь зачем нужны лошади, если есть такая убойная сила. Со скакунами стали обращаться крайне жёстко и не осторожно, без какой либо любви и сочувствию. Герою данного рассказа очень жаль лошадей. Он хочет донести до нас мысль, что живые существа такие же люди, как и мы. Нельзя с ними обращаться так по-свински. Произведение немного магическое, так как в нём есть даже разговор с одной из лошадей. Именно данный разговор и поможет раскрыть нам идею данного рассказа. Произведение не больших размеров, но за ним стоит высокий и поучительный смысловой груз. Это одно из тех произведений, которое нас обучает чему-то новому и по жизни нужному, а главное человечному. Произведение обучает нас любить мир, любить то, что нас окружает. Относиться ко всему с любовью и тогда мир станет немного лучше и добрее, хотя бы в наших глазах.

Лошади – это поистине милые и нужные животные, которые связывают и объединяют человека с природой. Лошадь, как человек. Она также умеет дружить, также может любить человека, они тоже любят свободу, и не хотят быть запертыми. Лошади стали забытыми. И мало кто ещё помнит о них. А ведь они были настоящими друзьями человека! Они грустят и хотят найти поддержку и любовь со стороны человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Популярные сегодня темы

1891 — будущий поэт Осип Мандельштам родился в семье еврейского купца. Отец Осипа был мастером по обработке кожи.

Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

Сентиментальная повесть Карамзина о несчастной любви молодой девушки-крестьянки и богатого дворянина, считается одним из лучших произведений писателя, открывшего новое направление в литературе

Поэтессой серебряного века была Анна Ахматова. Она писала свои стихи в тяжелые время, на период её творчества пришлась революция в России. Ее стихи до сих пор волнуют сердца даже тех, кто далёк от поэзии.

Источник

Сочинение по рассказу О чем плачут лошади Абрамова 7 класс

Рассказ «о чем плачут лошади» был написан в 1973 году Федором Александровичем Абрамовым. Мужчина был известным русским советским писателем и критиком, который любил природу и животных. Писатель был из простой семьи и часто гулял по полю в окружении высокой травы и птичьего щебета. Ему нравилось находиться наедине с матерью-природой и тем, что она создала. Лес, птицы, цветы, зайцы — они определенно нравились Абрамову. Но больше всего он любил — лошадей. Именно им он посвятил отдельное произведение, которое расскажет о жизни данного животного.

В этой истории автор упоминает о том, как часто лошадей эксплуатировали на войне, не жалея их жизней, как часто забывали накормить или даже просто напоить водой. Лошади, как и любые живые создания, чувствуют боль. Было бы неправдой, если бы кто-то сказал, что лошади ничего не чувствуют, ведь такого просто не может быть. Животные не трава, они не лишены нервных окончаний, поэтому глупо такое предполагать. Но в отличие от других видов, лошади могут больше перетерпеть и перенести. Они очень крепкие создания: и в физическом и в духовном плане. Из-за этого они способны принимать большую нагрузку и находится в длительном путешествии. Это является их плюсом и одновременно проклятием. Ведь если бы лошади не были такими выносливыми, то, скорее всего, их бы так не эксплуатировали. Их гоняли палками и били прутьями, которые причиняли ужасную боль, а также оставляли кровавые следы. Шпорами часто приручали молодых и бойких кобыл, которые еще не знали, что их ждет в будущем. Вскоре они понимали, что сопротивляться бесполезно и сдавались человеку. Эта ужасная жизнь, больше похожая на рабство, где тебя с молодости сковывали и надевали различные приспособления. Но для тех, кто не сдавался и не подчинялся, быстро придумали правила. Слишком дерзких отправляли на бойню, ведь конина считалась вкусным мясом. У бедных животных не было выбора: либо на бойню, либо в рабство. Другого не дано. Но все же находились смельчаки, которые смогли не только проявить свою непокорность, но и убежать в поле. Тогда они чувствовали свободу, где тебя никто не ограничивает и не бьет. Такие экземпляры были, наверное, самыми счастливыми на свете лошадьми. А те, что были за забором — тихо завидовали и мечтали о том же, или же были рады, что хоть кто-то смог выбраться.

Автор данного рассказа поднимает проблему, которая важна по сей день. Правильное и бережное обращение с лошадьми, да и с любыми другими животными, должно соблюдаться. Ведь эти животные спасли многих от смерти не только в обычной жизни, но и на войне. Они заслужили хорошего обращения и любви.

2 вариант

Такой писатель, как Абрамов, очень точно и подробно сумел описать природу родного края, которую он считал великолепной и многообразной. В нем он показывает все краски и черты проживания человека в деревенской местности – со всеми запахами росы и свежескошенной травы, обитание умных и преданных животных в лице лошадей, которых писатель очень любил и уважал. На протяжении все жизни писатель трепетно к ним относится, он считает их своими друзьями, любит с ними играть и гладить их. Но, пожалуй, больше всего, он любил лошадь, которую звали Рыжуха, он отмечал ее крайне сообразительной и умной. У этого животного была крайне непростая жизнь, так как из-за того, что она была задействована в тяжелых работах, к своим пяти годам жизни, выглядела она больной и хромой, но при этом всем она радовалась жизни и любила людей.

Однако, изначальная любовь к человеческому роду, вскоре обернулась обратным чувством, так как для лошади человек начал казаться злым и коварным существом. Началось все с того, что она рассказала другим лошадям о том, какие люди хорошие, однако, они не прониклись ее разговорами об этом, и посчитали, что Рыжуха очень серьезно ошибается. Тогда она решает подойти к автору с данным вопросом. Писатель отвечает лошади, что как бы хорошо она не относилась к людям, все же стоит отметить, что вина человека по отношению к этим благородным животным все же имеется. Например, на войне, люди беспощадно эксплуатировали этих животных, подвергая их различным ранениям, и даже гибели.

Также, автор сказал, что и в его время им живется непросто, потому что конюхи частенько забывают их поить и кормить, например, будучи в нетрезвом состоянии. Лошади всю свою жизнь служат во благо людям, не требуя ничего взамен, а в ответ на свою любовь и преданность, зачастую получают такую ответную реакцию, в которой люди перестают заботиться о них в старости, бросая животных и оставляя их умирать. Тогда, лошадь меняет свое отношение к людям, однако некоторых, она не перестает любить. Автор выражает ей глубокое сочувствие и сопереживание, и понимает ее точку зрения. Произведение получилось ярким, интересным и поучительным, оно несет в себе глубокую мораль того, что нужно относиться к другим так, чтобы во взаимоотношениях оставалось понимание и забота.

Рассуждение по произведению

Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое, то чего ещё не видывал этот мир. Он успешно прошёл Великую Отечественную Войну, окончил университет, а так же преподавал. Жизнь была его удивительной, человеком Абрамов был чутким, отзывчивым, добрым. Эти качества прослеживаются в произведении.

Автор обожает природу и всё, что с ней связанно. В особенности Фёдор Александрович восхищается лошадьми. Это великолепные, добрые, милые и умные создания, которые могут вынести многие невзгоды и трудности, как физические, так и моральные. Но не может не колоть сердце от того ужасного отношения к этим прекрасным созданиям. Так и автор не может смириться с участью лошадей, к такому негативному отношению к животинке, которая здорово облегчает жизнь.

Тема живой природы актуальна и по сей день. Людям надо трепетней относиться к созданиям природы и беречь ту красоту. Здесь писатель делится с читателем сокровенными воспоминаниями из детства — деревня, природа, лошади. Значимое место в памяти занимает лошадь по кличке Рыжуха. Она весела даже несмотря на то, что у неё от тяжёлой работы была сбита вся спина, однако животное никогда не унывало и так же любила мальчика. Но их искренняя дружба рухнула в один миг. Виной тома стала одна история, которую Рыжуха услышала на сенокосе. Это песня о том, что в прежние времена лошадей любимым и боготворили, заботились. Никто из сородичей не хотел слушать этот бред. Когда лошадь спросила о тех временах рассказчика то, тот совершенно не знал, что ответить и решил отрекаться и перевести тему. Это и стало концом дружбы. Возможно тут нечего винить мальчика, ведь он был слишком юн, чтобы ответить на такой сложный вопрос.

Эта история рассказывает читателю о нелёгкой доли лошадей. Они были и остаются для многих опорой, помощью, а люди не ценят, бьют кнутом, а ведь любому животному нужна хотя бы капелька ласки, чтобы почувствовать себя самым счастливым на всём свете. Люди не ценят то бремя, которое на себя берут выносливые лошади и не желают как-нибудь отблагодарить их. Надо быть добрее ко всем живым существам планеты, тогда и жизнь станет намного проще. Даже о старых и немощных стоит бороться, чего не было в данном рассказе. Ведь эти лошади за свою службу достойны большего, чем хорошее слово, но они даже этого не услышали. Как это грустно, что лошади плачут от несправедливости.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу О чем плачут лошади Абрамова

Популярные сегодня темы

Для людей в современном мире часто не существует ясных идеалов, которые были бы непреложными. Правда меняется в зависимости от обстоятельств, мнение определяется поиском большего комфорта и выгоды.

Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение.

Мальчику подарили оловянных солдатиков, упакованных в картонную коробку. 24 солдата выглядели совершенно одинаково, а 1 отличался от них. У него не было ноги, но это ничуть не мешало ему стоять твёрдо.

Желание это не действие, это всего ли желание. Стоит ли его бояться? Желания бывают разные. Бывают хорошие, бывают плохие.

Главными героями сказки «конёк горбунок» является младший сын крестьянина Иван и его верный помощник «конёк горбунок».

Источник

«О чем плачут лошади» — главная мысль и проблематика в рассказе Абрамова

1 вариант

Федор Александрович Абрамов — автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов — главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую — лошадиную — красоту…» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус… тучей клубился над ними комар и мошкара… На некоторых из них просто мочи не было смотреть…» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, — даже точно! — сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что… совершил что-то непоправимое, страшное, что… обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг…» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…»

Доброта к любому живому существу — это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности — это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека — опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.

Источник

Конспект урока «Ф.А.Абрамов Нравственные проблемы рассказа «О чём плачут лошади»

Урок литературы 7 класс

Тема: Ф.А.Абрамов. Краткие сведения о писателе. Нравственные проблемы рассказа «О чём плачут лошади».

Цели урока : познакомить с биографическими данными Ф.А.Абрамова, продолжить формирование умений анализировать эпическое произведение на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

Продолжить развивать у школьников умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки выразительного чтения, пересказа; активизировать познавательный интерес.

содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и слышать собеседника)

I. Организация начала урока.

II. Объявление темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ф.А.Абрамова и глазами писателя посмотрим на мир, который нас окружает, на животных, братьев наших меньших, и на себя самих.

-Проверим, насколько каждый из нас способен на сострадание, сопереживание, сочувствие. Именно эти чувства хотел вызвать в читателе Ф.А.Абрамов в своём рассказе «О чём плачут лошади».

Предлагаю открыть рабочие тетради, записать тему урока.

Опираясь на тему, скажите, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке (высказываются)

1.Познакомиться с биографией Абрамова

2.Проанализировать рассказ «О чём плачут лошади»

3.Ответить на вопрос «О чём плачут лошади?»

4. Определить, какие нравственные проблемы подняты в рассказе

3.Будем сравнивать, обобщать, выделять главное.

III . Работа над темой урока.

1. Знакомство с биографией Абрамова.

Есть такое выражение «Соль земли». СЛАЙД № 3. Этот фразеологизм библейского происхождения. Иисус Христос обращался к своим ученикам: «Вы – соль земли». Фразеологизм «Соль земли употребляется в значении: «Самая суть, душа народа, сильные, добрые, надёжные люди, любящие свой народ и свою землю».

Именно этим фразеологизмом можно охарактеризовать писателя Ф.А.Абрамова. СЛАЙД № 4

О своём детстве писатель вспоминал в стихотворении:

Поздно как-то, рано ли,

Но в семье Абрамовых

Родился он с норовом,

К Пинеге он с вёдрами

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А ещё необыкновенная красота сибирских просторов навсегда зародила в душе будущего писателя любовь ко всему, что его окружает.

Вместе со своим народом великий писатель прошёл Великую Отечественную войну. После Победы он вернулся в Ленинград, продолжил учёбу, преподавал в университете. И, наконец, стал писателем.

Но к жизни в большом городе писатель так до конца и не смог привыкнуть. Именно поэтому большая часть его произведений посвящена деревенской теме.

2. Анализ рассказа «О чём плачут лошади»

Обратите, пожалуйста, ещё раз внимание на тему урока. Обозначьте опорное словосочетание (нравственные проблемы).

А) Словарная работа (ТЕТРАДЬ) Слайд № 5

Обратите внимание на эпиграф. Как соотносится данный эпиграф с текстом произведения, которое вы прочитали дома?

“Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В) Аналитическая беседа.

— О чём этот рассказ? Как вы поняли? ( О том, как тяжело живётся лошадям в современном мире).

— Что чувствовали, когда читали?

-Что больше всего вас затронуло?

Посмотрите на это гордое, прекрасное животное. СЛАЙД № 7

Составление ассоциативного ряда к слову ЛОШАДЬ. ( доброе, нежное, красивое, преданное животное; …незаменимая помощь в хозяйстве; … быстрое средство передвижения….)

И именно лошадь является главным героем рассказа Абрамова.

Работа с экспозицией рассказа.

Прочитайте текс от начала до слов … нелегко жилось лошадям.

— На сколько частей логических частей можно разделить данный отрывок? ( на 2)

Представьте себя художниками. Какие бы образы, краски легли в основу каждой части? ( У доски работают 2 учащихся).

Бабочки, хлеб, детство, пахучие травы, стрекозы, лошади, конский душок, ласковое слово, радость, красота, доброта

Пьяный, изгрызена дочерна, жажда, гнус, серое облако, туча комаров, бедняги.

Подберите обобщающие слова для каждой группы.

Теория литературы. Работа с термином.

-Какой художественный приём лёг в основу данного фрагмента текста? ( Антитеза. Противопоставление).

Все мы немножко лошади

Каждый из нас по-своему лошадь…

Вслед за Маяковским Абрамов наделяет лошадей человеческими чертами характера. Главной героиней рассказа стала колхозная лошадь Рыжуха. С этого начинается развитие действия.

Зачитайте фрагмент, описывающий Рыжуху ( И всё-таки Рыжуха выделялась среди сородичей…)

Как вы думаете, зачем автор сравнивает Рыжуху с другими лошадьми? (…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.)

При изображении Рыжухи автор прибегает к художественному преувеличению : он наделяет Р.способностью говорить.

Что произошло при очередной встрече героя с Рыжухой? (не встретила приветливо, плакала) СЛАЙД № 9

— О чём рассказала Рыжуха герою?

Читаем « Я в жизни ничего подобного не слыхала, — говорила Рыжуха. — Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву — так звали старую кобылу, — не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.

— Как реагируют другие лошади, услышав рассказ Рыжухи?

Лошадь мучается вопросом. Каким? Зачитайте. ( Скажите мне… Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами… Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула? ) Кульминация рассказа.

В этот момент А. проявляет дар публициста.

-Как? (повествование сменяется рассуждением о судьбе лошади).

— В рассказе поражает одно трагическое воспоминание о коне Карьке, который, как солнце, освещал жизнь многодетной семьи Абрамовых.

-Этот конь прошёл все тяготы войны. Расскажите + подтвердите текстом (Нету вашего Карька, — ответил мне конюх-старик. — На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как…).

Переосмыслив всё, герой должен дать ответ лошадям.

-Но какой ответ они получают? (Зачитайте). Прокомментируйте.

Герой сбежал. Вместо того, чтобы помочь, поддержать, посочувствовать, просто сбежал : громко, быстро, с бравадой. И когда он обернулся на лошадей, осознав, что совершил, он почувствовал…(обращение к тексту) СЛАЙД № 11

( тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…).

Мы встречались уже с образом лошади при изучении стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

-Какова же роль человека в этом произведении?

Подведение итогов. Рефлексия.

-Вспомните, какие задачи были поставлены в начале урока?

Так о чём плачут лошади? ( Лошади плачут о былых временах, когда их холили и любили, берегли. Но пришёл век машин, и человек забыл былые заслуги лошади. Человек чёрной неблагодарностью отплатил лошадям за их преданность, трудолюбие верность).

Какие же нравственные проблемы поднимает автор в рассказе?

· Проблема жестокого отношения к животным

· Проблема ответственности человека за свои поступки.

Д.З. Подготовить выразительное чтение стихотворений (на выбор) о Великой Отечественной войне, о её героях, событиях, подвигах, совершённых на полях сражений и в тылу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *