Тень ветра карлос руис сафон про что
Тень ветра
Карлос Руис Сафон
18 октября 2021 г. 03:17
4 Барселона – колдунья, понимаете, Даниэль? Она проникает тебе под кожу и завладевает твоей душой, а ты этого даже не замечаешь
30 ноября 2021 г. 16:48
Сначала мы погружаемся в неспешное чтение, красивый сюжет, иногда ленивые описания… даже пошлый юмор… но чем дальше по страницам, тем сильнее стынет кровь в жилах от ужаса тех лет, а когда Дениель, уже подростком, начал ворошить прошлое, стали гибнуть люди в настоящем.
Книга не только о тайнах, она о недомолвках, когда дети не умеют разговорить друг с другом, детские обиды превращаются в ненависть и потом месть!
Она о безумной любви, та которая бывает лишь в книгах! О ненормальных идеях родителей, которые хотят самоутвердиться за счет своего чада, делая его монстром и посмешищем.
«Тень ветра» – это огромный запутанный клубок, который мы к концу книги распутаем и будем думать, а как же так вышло? Кто же всё таки виноват?
2 ноября 2021 г. 14:12
Действие книги разворачивается в мрачное военное время прошлого столетия. С самого начала автор заваливает нас загадками. Главный герой вместе с отцом направляется на Кладбище забытых книг, где знакомится с романом Хулиана Каракса. Эта история становится для Даниэля настоящим наваждением, он забывает обо всем на несколько дней. Его целью становится поиск других книг автора. Но все надежды были тщетны, ведь мальчик узнает, что какой-то незнакомец сжег все книги Каракса. Мое впечатление от книги менялось от главы к главе, читала я ее долго, несколько раз хотела бросить. Во-первых, в романе две сюжетных лини, одна в другой. История самого Даниэля и история Хулиана Каракса, что окутана кучей тайн, и расплетается это все словно клубок ниток. Но эти две судьбы слишком сильно перекликались…
14 ноября 2021 г. 19:22
5 Рай для книголюба
21 ноября 2021 г. 16:46
Эта книга появилась в моей жизни очень кстати. Я переживала не лучшие времена и темные мысли не покидали ни днем, ни ночью. И в один день на MyBook в предложенных книгах я увидела ее. Не скажу, что никогда не задумывалась над прочтением этого произведения. Но бывает так, что книга ждет своего часа, чтобы человек смог сполна проникнуться ею. Так и случилось в этот раз
Эта книга стала мне другом и утешением. Она вобрала в себя всё то, что заставляет сопереживать героям, улыбаться и грустить, злиться и негодовать, удивляться и надеяться. С этой книгой я будто вырвалась из кокона…
17 ноября 2021 г. 10:03
4 «Так читатель забывает себя на страницах очередного романа, потому что те, кого он жаждет любить, – всего лишь тени, родившиеся в душе чужого ему человека.»
Невообразимо странная и захватывающая книга Карлоса Руиса «Тень ветра». История о мальчике, который находит среди тысяч книг самую редкую: «Тень ветра». Книга писателя, который и своей книжной историей многих удивлял. Все его книги сжигают, историю подчищают, а за оставшимися изданиями его 3-х опубликованных романов ведется охота. Сам же мальчик работает у отца в книжном магазине и половину жизни тратит на книгу «Тень ветра». Она привела его и к первой любви, к первой боли, помогла найти нового и верного друга. Заставила бояться и дрожать за жизни любимых. Он ищет все, что можно найти на писателя. Знакомится с его старыми друзьями, находит посредников, издателей, узнает про его детство и даже благодаря той же книге находит девушку, которая покоряет его сердце. Кто же этот писатель?…
Карлос Руис Сафон «Тень ветра»
Тень ветра
La Sombra del Viento
Язык написания: испанский
Перевод на русский: — М. Смирнова, В. Темнов (Тень ветра) ; 2006 г. — 6 изд. Перевод на английский: — Л. Грейвз (The Shadow of the Wind) ; 2005 г. — 2 изд. Перевод на украинский: — И. Паненко (Тінь вітру) ; 2007 г. — 2 изд.
1945 год. Барселона. В руки десятилетнего Даниеля попадает таинственная книга, которая совершенно меняет его жизнь. Рискуя своей жизнью, он ищет автора этой книги. Пытаясь разгадать тайны, связанные с этой книгой, он погружается в лабиринт интриг и секретов, скрытых в темной душе города.
лауреат | Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 2004 // Роман или книга стихов (Испания; роман) |
лауреат | Премия Барри / Barry Award, 2005 // Лучший дебютный роман |
Номинации на премии:
номинант | Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2005 // Дебютный роман |
номинант | Премия Дилис / Dilys Award, 2005 |
номинант | Премия Барри / Barry Award, 2010 // Лучший детективный или криминальный роман десятилетия. (Испания) |
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Классическая готичная история про призраков в заброшенном замке, пересказанная средствами многострадального двадцатого века. Или можно сделать другое сравнение — мексиканская мыльная опера, написанная Уилки Коллинзом. Но даже латиноамериканские мелодрамы надо уметь писать так, чтоб за душу брало и хотелось бы узнать, что там случится в следующей серии с Марией и Хуаном. У Сафона так не получилось.
Очень часто текст представляет собой доску с гвоздями. То кто-то идет навстречу героям, сложив руки на груди (автор вообще когда-нибудь пытался так делать?), то герой отходит от объекта воздыхания, не сводя с нее глаз (в смысле — спиной вперед?), то он напоминает собеседнику, на чем тот остановился, хотя остановился тот буквально секунду назад и, конечно же, отлично помнит свои слова; а то персонаж стоит посреди комнаты, шмаляя из пистолета, а секунду спустя он уже прячется за дверью. Это можно было списать на отдельные корявости, если б такое не случалось буквально каждые десяток страниц. Очевидно, что это не вина переводчика — это у Карлоса Луиса Сафона такой стиль, добавляющий театральности событиям, прозрачности персонажам и работы нормальному редактору, если б таковой у книги был.
Раздражает выспренность авторского слога, не способного без излишней образности и ненужной пафосности написать даже один абзац. За малым исключением герои смахивают на марионеток из кукольного театрика — их характеры отпечатаны у них на лице, по отношению к ним автора сразу становится понятным, злые они или добрые, эпизодические персонажи окарикатурены как в еврейских анекдотах. Реально радовал меня только главзлодей, который через равномерные промежутки времени вваливался в сюжет, развешивая люлей и давая всем по щщам, а потом сбегал, отдуваясь и потея. Не знаю, где он находился все остальное время — вероятно, развешивал люлей и давал по щщам кому-то другому, чтоб не забывались. Тяжелая работа у чувака, так и до выгорания недолго.
Повороты сюжета иногда ну реально болливудские, только что стрельбы через телефонные провода не хватает или там родинок на попе, по которым потерянного в детстве родственника опознают, но душераздирающих секретов и душещипательных баек здесь густо, как в венгерском гуляше — ложка стоять будет.
Роман атмосферный, этого не отнять, но атмосфера скорее скорбного дома, где у всех явно что-то не то с головой — гипертрофированные эмоции, зашкаливающий эгоизм, громкие крики, рассуждения о тщетности бытия и высокой философии, нелогичные поступки. Расхваливаемая Барселона не впечатлила вообще — видали мы города и поярче, не Барселона, а так — Барселонета. Про войну же здесь вообще ничего нет, кроме анекдотичного «неописуемый ужас», как будто Сафон писал по заветам Лавкрафта.
Полагаю, что здесь мы имеем отличный образчик той прозы, субъективное восприятие которой читателем не просто влияет на итоговую оценку (это везде такое), а просто-напростаки ее предопределяет. То бишь если вас зацепило, вы ставите десять в уверенности, что это шедевр, а если не зацепило, вы нудите, фукаете и кидаете роман в мусорку. Я тоже кинул, хоть и не попал.
Иногда что-то нравится с первого взгляда, а просыпаешься на следующий день и думаешь «Это что за хрень была?».
Вот такой у меня осадок от этой книги. Нет, она, безусловно, хорошо написана, сюжет захватывает, тревожная атмосфера прекрасна. Но вот бывают книги с детективной линией, где по мере приближения к разгадке становится все интереснее. С «Тенью ветра» у меня была противоположная ситуация – чем больше я узнавала, тем меньше мне это нравилось.
В центре книги – довольно популярный тип персонажей, который я лично терпеть не могу. Таинственный и неубиваемый эгоист до мозга костей, эдакий демонический/романтический герой, за действия и ошибки которого вечно расплачиваются другие. Хулиан Каракс. Человек, подчиняющий своей безумной логике близких друзей, который принимает их помощь как должное и лишь в самую последнюю очередь может прийти к мысли, что во всем виноват он сам. Не бегать/скрываться надо было, не изливать душу в романах, не травиться, не книги жечь. Человеком надо было быть. Или хотя бы попытаться. И все это его потепление души в конце книги – тот же эгоизм. Сколько людей из-за него полегло, а он-таки альтернативно самореализовался за счет жизней других, расцвел и продолжает писать свои книжки.
Да, одновременно шикарно показана Барселона, до и после войны, показаны люди, которых война подминает по себя, и те, кто, как г..но, выплывает в любых условиях. Но вот как-то все кустарно: то появляется шикарный персонаж, которого мы дружно жалеем, то великолепный закат, то доза мрачности, то очередная драка, и т.д. Мне показалось, что автор слегка увлекся созданием мрачной атмосферы, что ему, безусловно, удается. Но чем дальше, тем больше книга распадается на части. А в центре несчастный Даниэль, который, похоже, уже и сам не рад, что выбрал именно эту книгу и вынужден тянуть свою сюжетную линию. Что-то я не впечатлилась и вряд ли буду читать этого автора еще.
Если бы я рисовала эту книгу, то синим.
Глубоким сапфировым синим – цветом ночи и тайн
Холодным, цветом синей стали – цветом дыма, дождя и слёз
Сизым – утреннего тумана, что стелется над водной гладью
И лазурно-голубым – цветом утреннего неба, которое обнаруживаешь за плотной стеной облаков, стоит лишь подуть ветру…
Тень ветра – как глоток свежего воздуха. Зимой. Ночью. В горах.
Немного обжигает, немного холодно, немного не хватает кислорода и именно потому никак не можешь надышаться… местами вполне себе банально и предсказуемо, местами мрачно и загадочно…
Но вкусно невероятно.
Вот честно сознаюсь, стараюсь не читать биографии актеров (чтоб не «заслоняли» роль) и биографии писателей (кроме Агаты Кристи). Эта книжка подтверждает, что у писателей в жизни можно такого найти.
Начинается она в таком месте, за возможность побывать в котором любой книжный маньяк вроде нас отдаст все зубы и четыре пальца. Оно называется Кладбище Забытых Книг, занимает огромное место, и никто не знает, чего там можно найти. Но походить там было бы здорово. Вот и главный герой, его в 10-летнем возрасте привел туда отец, нашел себе книгу, которая его потрясла. И захотелось ему узнать об авторе. А известно об авторе удивительно мало, да еще есть странный человек без лица, зачем то сжигающий все книги этого автора. Но наш герой упорный и настойчивый. В общем то, вся книжка посвящена его поискам, тому что он узнал, и что из этого вышло.
Получилась удивительная, полная загадок и сюжетных поворотов история, происходящая в послевоенной Барселоне, которая сама заслуживает отдельной истории, довольно мрачная и темная, со страстями, поистине шекспировскими и персонажами, прямо трагическими.А еще есть на заднем плане какая-то демоническая личность с золотыми глазами. Написано красивым, понятным языком, читается неторопливо, очень много интересных мыслей.
Запоминающаяся вещь. Нужно будет прочитать продолжения, а потом и перечитать.
Несколько раз был в Барселоне, и она у меня ассоциируется с солнцем, жарой, кучей туристов, поэтому сложно сравнивать ту Барселону, которую я видел, и Барселону Сафона с его мрачной, тревожной и где-то даже гнетущей атмосферой с налетом мистики. Хотя как раз некая мистичность угадывается, как и оригинальность, необычность, воплощенная в творениях великих каталонцев — Гауди, Дали, Миро или Пикассо (пусть не каталонец, однако много времени провел именно в Барселоне).
Сложно конкретизировать жанр романа, здесь скорее смешение нескольких жанров. Линия Даниэля — детектив. Загадка, которую он начинает распутывать, чтобы узнать о судьбе писателя Каракса, раскрывает целую историю не только самого писателя, но и людей с ним связанных. Эта история полна драматических, трагических, а порой, как в случае с Пенелопой, даже жутковатых событий. Также в романе можно разглядеть и элементы плутовского романа, который когда-то зародился в Испании. Плутовской роман в основном проявляется в образе друга Даниэля — Фермина.
Роман довольно объемный, порой сюжет провисает и становится скучновато, и не факт, что я бы продолжал читать его, если бы не отличный, увлекательный стиль Сафона (благодарность переводчикам), который каждый раз создавал такие атмосферные моменты или неожиданные повороты, что я с каждым разом ловил себя на мысли, что мне хочется читать дальше, наслаждаясь своеобразной поэтикой, насыщенной атмосферой (чего стоят образы Кладбища забытых книг, Дома Алдайи, образ Лаина Кубера и многие другие) и остроумными диалогами. Для меня увлекательное повествование, атмосфера романа, а также глубина проработки героев — три наиболее главных достоинства романа.
При этом не могу сказать, что кто-то из героев мне по-настоящему понравился, которому я бы симпатизировал со всей полнотой. Увы, Даниэль так и остался для меня пацаном, Фермин же и вовсе иногда раздражал своими постоянными репликами о противоположном поле. (В этом он мне напомнил одного бывшего коллегу по работе. Как-то поехали на несколько дней на соревнования, и все эти дни его рассказы начинались примерно с одного: «как-то сидели с девочками. » или «была у меня одна девочка. » и пошло-поехало. Помню, всех это дико утомляло). Наиболее близким, пожалуй, стал для меня отец Даниэля.
Сюжет не хочется особо раскрывать, однако некоторые моменты привлекли мое внимание. Например, изображение любви. Какой-то любви особой я здесь не заметил. Есть влюбленность и есть страсть, которая переходит в одержимость. Отождествление страсти как силы разрушающей и любви как силы созидающей мне не совсем по душе. Даниэль так был влюблен в Клару, что не мешало ему «хотеть» Нурию или Беа, Каракс так любил Пенелопу, что спал тоже с другими, Фермин так любил Бернарду, что постоянно говорил о чьих-то прелестях и встречах на стороне при этом есть момент, когда он спокойно себе пощупывал проститутку. Любовь между мужчиной и женщиной как силу созидающую здесь можно увидеть только вооружившись микроскопом.
Кстати, насчет женщин легкого поведения есть некоторые моменты. Не знаю почему, но Сафон изображает владелец публичных домов чуть ли не сестрами милосердия и благодетелями (вспомнить хотя бы покровительницу Каракса), в то время, как священники и вообще прочие служители церкви практически всегда изображаются в негативном свете, особенно через уста Фермина. В принципе, даже Господь изображается как тот, который не увидел, не внял, не помог, не спас, хотя при этом ни один герой на протяжении романа ни разу хоть как-то не обратился к Богу за помощью, дабы найти выход. Божественная помощь как бы «по дефолту». А фраза «Боже, сколько еще потерянных душ тебе нужно, чтобы насытиться? — взывал шляпник к небесам. Господь в величии вселенского спокойствия взирал на него, не мигая» и вовсе изображает Бога как некоего монстра. Странно это, учитывая набожность испанцев.
Также Сафон решил оставаться в тренде и запилил моралите про защиту гомосексуалистов, изображая любителя переодеваться в женские платья Дона Федерико как саму доброту, а фашистов и сторонников Франко как непримиримых борцов с такими как «Дон Федерико». Хотя, исходя из истории, обвинения в «гомосексуализме» в то время было действительно чем-то наподобие клейма.
Так что, подводя итог, хочу сказать, что несмотря на то, что герои мне не особо симпатичны, а история жизни Каракса оставляет после себя привкус горечи, однако увлекательный, атмосферный стиль Сафона местами завораживал и вовлекал с головой в сюжет, поэтому львиная доля тех лестных отзывов о романе «Тень ветра» Сафон заслужил по праву.
Это была удивительная история: сильная, трагичная, эмоциональная, полная невообразимых поворотов судьбы и сюжетных кульбитов, наполненная жизнью, так и сочащейся с ее страниц. Это удивительное путешествие в мир Барселоны, пленяющей и загадочной, соединяющей события и судьбы самым причудливым образом. Люди, их жизни, поступки и мечты — лишь отголосок прежних воплощений на новом витке истории. И на все это с высоты прожитых лет безмолвно взирает город, на улицах и в старинных особняках которого разворачивается история юного Даниэля, судьба которого, волею ли случая или по вине провидения, тесно сплетается с судьбой человека, некогда жившего здесь, ходившего по тем же улицам, пытающегося обрести счастье, но которому так и не удалось воплотить свои мечты в реальность. Их истории настолько тесно переплелись, что уже сложно отделить одну от другой.
Перед нами проходит вереница героев, каждый из которых связан с остальными теми или иными узами. И это настолько гармонично и логично, что история вовсе не кажется выдумкой. Герои живые, яркие, их характеры динамичны, образы прописаны четко и скрупулезно. Автор не скупится на детали, разбросав их по тексту, и из них и складываются колоритные образы персонажей. Писателю удалось удалось наделить своих героев не просто живыми характерами, но буквально вдохнуть в них жизнь, и порой кажется, что они вот-вот сойдут с книжных страниц. Каждый из них — яркая индивидуальность, обладающая только ей свойственными чертами. Глубина и проработка образов — одно из достоинств романа.
Эту книгу нужно прочесть, вдохнуть атмосферу старого города, проникнуться любовью к нему, ибо достоинство книги не только в перепетиях сюжета, столь изящно описанных автором, но и в той безграничной любви к Барселоне и книгам, которую редко когда встретишь. Безусловно, роман не лишен недостатков, но это с лихвой окупается стилем, легким слогом, богатым языком, мерно струящимся ритмом, метафоричностью, проработанностью персонажей и вниманием к деталям. Простая и предсказуемая любовная интрига? Что ж, может, и так, но не в ней дело. Прямолинейность детективной линии? Не спорю, но не это главное. Это даже не роман о книге, изменившей жизнь героя, как может показаться на первый взгляд, ибо это лишь фон, толчок к последующим событиям. Это не роман о высоких чувствах и безграничной любви, пронесенной Хулианом сквозь годы, а сам он — не рыцарь на белом коне. Это роман о семейственности, о дружбе, любви, о мести и прощении и умении видеть хорошее даже в самые темные времена. Это роман о доброте и взаимопонимании, о взрослении, о потерях и обретениях, об умении находить в себе силы жить дальше, даже когда мир вокруг кажется враждебным, а ситуация безвыходной. Это роман об удивительном стечении обстоятельств, сведших воедино истории столь разных и вместе с тем столь схожих людей. Это роман о жизни, полной удивительных поворотов судьбы.
Десятилетний Даниэль вместе с отцом отправляется на Кладбище Забытых Книг, где ему разрешают выбрать одну-единственную книгу, которую он обязан хранить всю свою жизнь. Этой книгой стала «Тень ветра» Хулиана Каракса, так полюбившаяся мальчику, но дочитав её он хочет познакомиться и с другими произведениями автора, к его огромному удивлению это становится невозможным: о Караксе знает лишь пара-тройка букинистов и утверждают, что книги писателя выслеживает и сжигает очень странный тип с обожженным лицом. Совсем скоро Даниэлю поступает предложение с угрозами от этого человека.
«– Ну, ᴛᴀᴋ ʙᴏᴛ, ϶ᴛᴏ иᴄᴛᴏᴩия ᴏ ᴋниᴦᴀх.
– О ᴨᴩᴏᴋᴧяᴛых ᴋниᴦᴀх, ᴏ чᴇᴧᴏʙᴇᴋᴇ, нᴀᴨиᴄᴀʙɯᴇʍ их, ᴏб ᴏднᴏʍ ᴨᴇᴩᴄᴏнᴀжᴇ, ᴄᴏɯᴇдɯᴇʍ ᴄᴏ ᴄᴛᴩᴀниц ᴩᴏʍᴀнᴀ, чᴛᴏбы ᴨᴩᴇдᴀʙᴀᴛь ϶ᴛи ᴋниᴦи ᴏᴦню, ᴏ ᴨᴩᴇдᴀᴛᴇᴧьᴄᴛʙᴇ и ᴏб уᴛᴩᴀчᴇннᴏй дᴩужбᴇ. Эᴛᴏ иᴄᴛᴏᴩия ᴏ ᴧюбʙи, ᴏ нᴇнᴀʙиᴄᴛи и ᴏ ʍᴇчᴛᴀх, жиʙущих ʙ ᴛᴇни ʙᴇᴛᴩᴀ».
Ни для кого не секрет моя любовь к озвучке Игоря Князева, куда я с ним только не отправлялась: и в фантастическое путешествие с роботами, и особенно часто в штат Мэн, теперь пришла очередь темпераментной Испании
С чем у вас ассоциируется Барселона? Наверняка, с солнцем, жаркими улочками и тьмой-тьмущей вездесущих туристов, только вот у Сафона она совершено другая — мрачная, если не сказать угрюмая, с наряженной атмосферой и витающей в воздухе неясной угрозой.
На этом фоне и разворачивается детективная история, драма, романтика, дружба и ненависть.
Знаете, как раз в этой книге отчетливо виден менталитет и особенности испанцев: они эмоциональны, не преминут пофлиртовать с каждой юбкой, хотя при этом клянутся в вечной любви своей возлюбленной, поэтому мне сложно рассуждать о любви конкретно в этом произведении
Персонажи колоритные, но нельзя сказать, что кто-то из них понравился на 100% и я за него переживала
Да, сюжет затягивает, но временами динамика провисает и ближе к концу появляется ощущение скомканности финала.
Вот такие неоднозначные впечатления, хотя в целом история увлекла и слушать продолжение точно буду.
Sfumato, 17 сентября 2010 г.
Вещь хорошая, качественная. Этот роман я прочитал после «Игры ангела», так что в некоторых местах не удержусь от сравнений.
Действие присходит в Барселоне и начинается в 1945 году. Паренек 11 лет по имени Даниель, сын букиниста, обнаруживает на Кладбище Забытых Книг (есть такое специфическое заведение) роман «Тень ветра» неизвестного автора Хулиана Каракса. Книга ему очень понравилась и Даниель пытается найти какие-либо сведения о Караксе. Задача оказалась очень непростой. Тем временем Даниель влюбляется в слепую красавицу Клару, дочь миллионера, это будет его первая, но не самая сильная любовь. А на улицах Барселоны уже появился загадочный незнакомец, который ищет и сжигает все немногие оставшиеся экземпляры книг Каракса.
Судьба Даниеля, мальчика и затем юноши мистическим образом повторяет историю Каракса, происходившую в 20-е и 30-е годы. Признаться, меня заворожила эта незримая связь. Чем дальше, тем больше обнаруживается сходства. Сумеет ли Даниель преодолеть множество препятствий, сохранить любовь своей жизни, сохранить своих друзей? Действие происходит во времена режима Франко. Что мне не понравилось, авторитарный гнет как-то в романе совсем не чувствуется. Я не знаток истории Испании тех лет, но Сафон практически оставляет за кадром социальные катаклизмы, которые, несомненно, тогда имели место. Герои живут практически в обособленном мире — ну что ж, такой подход тоже может быть, сохраняется некая волшебная аура происходящего. Автор не акцентирует на мерзких элементах жизни, совершенно отсутствует физиология — Сафон никого не хочет шокировать, все свои силы направляет на создание своего сильно закрученного сюжета. В романе такое множество персонажей, просто кошмар. Я опять спотыкался на испанских фамилиях, и, признаюсь, в некоторые моменты терялся — кто есть кто и что вообще происходит.
По большому счету, в романе не заложено каких-либо заметных философских и метафизических идей (а вот в «Игре ангела» это было, хотя и не в самой выдающейся форме). «Тень ветра» в значительно большей степени детектив. Ну и поскольку я не люблю детективы, то ближе к середине книги серьезно заскучал, но чтение продолжил и в результате все оказалось довольно интересно и драматично. И под детективом я здесь понимаю не просто банальное расследование убийства, автор соорудил целую многоэтажную конструкцию с кучей загадок. Роман очень увлекательный, с определенного момента я уже просто не мог оторваться и срочно пришлось отложить все другие дела — ставлю в заслугу Сафону такое умение захватить читателя. Текст я бы не назвал интеллектуальным, он скорее именно интеллигентный, не лишенный особого очарования, с крепко сбитой композицией. Характеры не поражают глубиной проработки, персонажи сильно положительные, сильно такие честные кабальеро. Но этих героев можно по-настоящему полюбить. Не каждому судьба уготовила столько испытаний.
Что касается часто упоминаемой выдающейся атмосферы романа. Я ее опять не смог основательно прочувствовать. Может дело во мне? Я никогда не был в Барселоне, я ее не очень-то хорошо представляю. Просто некоторые города распиарены очень широко — такие как Венеция, Париж и т.д. Даже не бывая там, уже имеешь в арсенале впечатления от множества фотографий и прочего. Так что Барселона для меня город более загадочный и непонятный. Вот в небольшом романе Х.Марсе «Чары Шанхая» образ Барселоны показался мне даже более выпуклым. Просто Марсе не считает нужным опускать описания грязи на улицах, смог заводов, ну и прочие вроде бы не совсем изящные моменты — но в результате я буквально почувствовал жизнь города. А вот Сафон скорее сосредоточился на ничем не замутненной поэтике, поэтому образ столицы Каталонии получился несколько игрушечным.
«Тень ветра» в значительно большей степени лавстори, нежели «Игра ангела». То есть, метафизика как бы спущена на землю и автор все серьезные вопросы рассматривает в контексте возвышенной любви. Для меня это скорее является минусом, но данная лавстори очень непроста, такую лавстори можно и зауважать.
Пищу для ума роман дает небогатую. Но вот эмоции — это да, это удалось замечательно. Да и вообще, мне нравится такой вот сложный закрученный сюжет. Это ж надо — столько всего напридумывать. Очень плотная насыщенность событиями.
Если кто интересуется наличием мистики. Явной мистики тут нет. Есть именно мистическая атмосфера. А это тоже надо уметь — призраки буквально рядом, но оглянулся — их уже вроде и нет.
Уверен, без раздумий буду читать и следующие книги Сафона. Из двух романов видно, что он не стоит на месте — пытается экспериментировать с разными элементами, да и узнаваемый стиль есть — ни о какой серости тут говорить не приходится.
Чтоб я поставил книге 10 баллов, она должна сделать ровно одно — заставить меня в процессе чтения издавать удивлённые/восхищённые восклицания (вроде «Ничего себе тут придумали!», или «Вот это да! А что будет дальше?», или даже «(нецензурно)!») Так вот, эта книга с задачей справилась на все 100.
Не уверен, что могу её точно классифицировать. Это не совсем детектив, т.к. речь идёт не об интеллектуальной дуэли между сыщиком и преступником. Это не любовный роман — любовь присутствует, но она скорее фон, и уделяется ей не так уж много внимания. Триллер, что ли? Тоже не совсем — саспенс появляется только ближе к концовке. Тут всего этого понемножку. А ещё — тяжёлая, давящая атмосфера Испании времён Франко, история страшной мести, жесточайшие убийства и многое другое.
У автора интересная манера повествования. Сначала процесс идёт равномерно, но затем мы натыкаемся на некоего персонажа и выслушиваем его историю — не в статике, а в динамике, через события. В «Тени ветра» расположилась целая гора великолепных историй.
И самое главное — то, как ловко автор разговаривает на страшные темы. Тут происходит такое, что на неделии лишило бы сна многих людей, случись такие события в реальной жизни, но Карлос Руис Сафон подаёт все максимально легко, просто и понятно.
Великолепная развлекательная книга.
Карлос Руис Сафон — это такое прямо бульварное чтиво, мимими просто. СТРАШНЫЕ тайны, ЗАГАДОЧНЫЕ персонажи, РОКОВАЯ любовь, ТАИНСТВЕННАЯ Барселона. Всё именно так, с заглавных букв, и это так наивно и мило.
Так получилось, что первый роман из цикла «Кладбище забытых книг» я прочитал вторым. Ранее была «Игра ангела», и сюжет «Тени ветра» отчасти схож — некий молодой человек попадает на кладбище забытых книг (это некое тайное книгохранилище), где ему по традиции предлагают выбрать одну книгу. После этого вокруг молодого человека начинает происходить всякая, извините, чертовщина, так или иначе завязанная на его выбор. Роман идеален для таких книжных фетишистов как я. Даже в аудиоформате чувствуешь запах страниц, ощущаешь под пальцами типографский шрифт. Хочется все бросить и круглосуточно читать романы, причем желательно всякую букинистику, а не бездушные современные тома, которым место не на кладбище забытых книг, а в крематории нафиг никому не нужных изданий.
Словом, приятное библиофильское чтиво, Сафон явно из тех, кто рифмует кровь и любовь, но делает это достаточно увлекательно и с немалой долей обаяния.
Надежды юношей питают
Сложно понять многочисленные ахи и охи читателей, впечатленных данным чтивом, потому что назвать это Романом или Книгой рука не повернётся. Скорее данное собрание букв ближе к жанру мыльной оперы, причём в её худшем значении, чем к литературе. Ладно, миллионные тиражи по всему миру показывают, что сюжеты с элементами мистики, детектива, сдобренные долей историзма да ещё под ванильным сиропом мелодрамы заходят в самый раз. Попытаюсь объяснить, чем он не понравился.
Во-первых, это смешение жанров, которое в итоге сводится к дешевой мелодраме, поскольку в любовную лирику главного героя не верится абсолютно. Второстепенные линии так же как и мотивация большинства персонажей завязана именно на любовных переживаниях и трагедиях.
Второе — атмосфера города и построение сюжета на фоне Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны. Поскольку я был в Барселоне, хоть и сильно изменившейся за 60 лет, пытался сравнить реальный город и Барселону книжную. У Сафона ни яркости города, ни его кипящей жизни я не почувствовал, кроме названия районов, улиц и достопримечательностей, сплошная серая масса. Смутное время также показано слабенько, нет ощущения страха, напряжения, ощущения,что он следующий, главная война столетия вообще как то за кадром осталась. В общем ещё один минус.
Третье — если пишешь детектив, будь добр завершить его точкой в расследовании, а не помощью Бога из машины. Да и само расследование здесь скорее напоминает задачу «пойди туда не знаю куда» и приставание с расспросами к людям. Странно в этом и то, что взрослые персонажи, которые встречают ГГ впервые, с легкостью делятся с ним чуть ли не самыми сокровенными тайнами.
Ну и наконец, главное, герои. Они здесь — именно тени ветра, набор функций, необходимых для движения сюжета, если это девушка или женщина, то как правило красивая и загадочная, если мужчина, пусть ему 15-18 лет, то мудр, остроумен, зрел. Выделяется Фермин, но он получает немного экранного времени. Также не совсем понятно, что есть Кладбище забытых книг, здесь оно скорее напоминает Выручай комнату из Хогвартса.
Ну и в довершение картины угнетает абсолютно шаблонным язык, который автор пытается оживить однообразными, да и ненужными в таком количестве, метафорами и описаниями. В сравнении с такими образчиками жанра как «Имя розы», «Клуб Дюма«и иже с ними, «Тень ветра» выглядит скорее как попытка начинающего писателя замахнуться на кумира, но вместо нового слова в жанре и литературе, на выходе имеем очередную мыльную оперу.
В общем, на мой взгляд, заслуженный неуд.
Не осилил произведение-видимо Сафон не мой автор. Читать было скучно. Герой был неблизок, персонажи не цепляли. История вялотекущая и не интригующая. Философия скучно подана и не волновала. В итоге не дочитал роман-бросил, прочитав чуть больше половины.
Роман с интригующей завязкой, качественным развитием сюжета и развязкой в стиле мексиканских сериалов. Написан с любовью к Барселоне, хорошо передает её атмосферу.
Герои немного «плоские» и практически все несчастные. Некоторые сюжетные линии автор завершил наскоро, несколькими фразами и не вполне понятно зачем они вообще были нужны в книге. В целом роман оставил смешанные впечатления
Что автор знает всегда лучше читателя? Историю? Нет, конечно. Психологию? Опять нет.
Но он точно лучше всего знает своих героев. И если писатель хороший, то вы тоже сможете их узнать. Иногда так хорошо, что становится просто плохо. Именно этим я могу объяснить, что слушала эту книгу в первый раз три года с перерывами. Автор настолько ярко написал героев, но два из них красной и черной нитью прошили весь роман, и мне он так не понравился, что я не увидела толком остальных героев. Вернее увидела, но они остались для меня бледной тенью этих убийц. Не знаю, который из них хуже. Предатель, маньяк, убийца, с детства «искалеченный» своей сексуально озабоченной матерью или внешне добропорядочный гражданин, который оставил истекать кровью собственного ребенка за закрытой дверью, и ни сам не помог, ни другим не позволил.
Я была неправа. Признаю. Для этого понадобилась всего лишь вторая книга цикла, которая по хронологии идет первой. Игорь Князев, который переозвучил все книги, именно с нее и начал, и я с ним абсолютно согласна. Вторая книга считается слабее первой. Мне нужно ее перечитать. Но я никогда не соглашусь со слабостью. Не было бы ее, не стоял бы этот автор сейчас у меня на полке.
О романе всего чуть-чуть. Если вчитаться вся эта книга — история любви. История испанских Ромео и Джульетт нескольких поколений. У многих история стала трагедией.
Войны в романе нет. А вот тень войны есть еще как. Гражданской войны, мировой. Война глазами тех, кто не воевал на фронте. Не воевал в тылу. Но выживал и старался остаться человеком.
Книги иногда помогают. Именно они помогли и героям. Когда писатель хорошо пишет, немудрено, что иногда герои вырываются со страниц книг, чтобы исправить настоящее. Правильно, что они вовремя уходят назад.
Отлично, что можно вспомнить самое главное.
Автор смог, ну не то что закольцевать роман. Но он начал и закончил почти одним, но противоположным событием. А спойлерить я не буду. Но это еще один повод влюбиться в роман.
Если вы этого не сделали, вы читали его всего лишь один раз.
Сначала я подумала из-за отдельных моментов, что было несколько переводов, но гугл очень удивился и не подтвердил мою уверенность. Но я так понимаю, что первый перевод достаточно переработан. По крайней мере, упоминания «зеленки», а точнее раствора бриллианта зеленого в печатной версии романа нет. Но к сожалению, к моему очень большому сожалению, нет и комментариев. К счастью, есть озвучка, первая озвучка — Сергеем Кирсановым. И комментариев там очень много.
Игорь Князев скорее всего уже озвучивал без них, но именно первые две книги я не слушала в его исполнении.
Сейчас перечитываю четвертый раз. Роман и тяжелый для восприятия отдельных эпизодов (чисто психологически. Просто отдельные сцены невозможно спокойно читать), и очень «собранный». Он не повторяется, но все таки повторяет отдельные моменты глазами разных персонажей. Историю мы видим не один раз, но полностью только в совокупности всех мнений и рассказов.
Книга — действительно открытие. Я и сейчас ее открываю заново. Не так как в первый раз. А ищу то, что могла пропустить. Какие-то намеки, штрихи. Ведь эта первая книга всего лишь середина длинной истории.
И мне совсем не хочется ее заканчивать.
Сильно и глубоко. Правда если выжать весь антураж, описание города, эпохи, настроение самого автора, то в сухом остатке — типично испанские страсти. Можно снимать мыльную оперу. Пылающая ярким пламенем любовь или черным огнем ненависть. Между ними у испанцев и каталонцев один шаг. Но выжимать книгу не надо. Лучше впитывать мистическую Барселону, ее туманные проспекты и разваливающиеся особняки, ее гнетущую атмосферу революции и войны, ее королей и нищих. Понятно почему каталонцы обожают эту книгу, примерно как москвичи «Мастера и Маргариту». Всем, кто хочет что-то понять про этот город несомненно стоит почитать.