Терекеменец что за нация
Терекеменцы себя считают отдельным народом, а не субэтносом азербайджанцев?
Опубликовано 19.07.2017 19:08
В одной из газет Тульской области появилась публикация, посвященная терекеменцам, народу, с конца 16 века проживающему в северной части Дербентского района Дагестана. Виновниками появления этой публикации стали три терекеменца, живущие в Узловском районе области. Об одном из них и рассказывается непосредственно в статье. Но интерес представляет то, как в ней описаны сами терекеменцы.
Вначале статьи указывается, что терекеменцы – особая этническая группа дагестанских азербайджанцев. Однако ниже приводятся дополнительные пояснения:
«Ради исторической справедливости следует отметить, что азербайджанцами этот народ стал в 1938 году по воле Мир-Джафара Багирова (партийного деятеля Азербайджанской ССР). Но по переписи 2010 года терекемейцы выделяются как этнос со своим обособленным статусом, в Дагестане их насчитывается приблизительно 35 тысяч. Вера: мусульмане-сунниты».
Дореволюционное фото терекеменцев
Это уточнение, скорее всего, внесено самими терекеменцами, видимо пожелавшими подчеркнуть свою особую идентичность. Как следует из текста, желания называться азербайджанцами у самих терекеменцев не было. Это слияние осуществили без их согласия.
Но, касаемо материалов переписи 2010 года, не все так просто. Да, в перечне ответов о национальной принадлежности имеется «терекеме». Однако всех, кто так себя называл, относили к азербайджанцам. Тем не менее, отдельно фиксировались все ответы и можно узнать, сколько терекеменцев было учтено.
Всего терекеменцев по переписи 2010 года оказалось 18 человек, причем в самом Дагестане – ни одного! Это очень странно. Слабо верится в то, что все без исключения терекеменцы себя назвали азербайджанцами. Это касается не только «терекеме», но и других этнонимов, относимых к азербайджанцам, а их в перечне – 17. Но в Дагестане все назвались только азербайджанцами. Мистика какая-то! Наверно им все же помогли «правильно» ответить или после переписи оформили единообразно переписные листы.
Школьники с учителями из терекеменского села Великент
Но сами терекеменцы могут примерно оценить свою численность, назвав цифру в 35 тысяч. И пока непонятно, какие настроения царят в их сообществе. Захотят ли они, чтобы их признали отдельным народом или же будут довольствоваться нынешним статусом этнической группы азербайджанцев? Споры в интернете и появление публикаций, озвучивающих некоторые претензией на самостоятельность, показывают, что, по крайней мере, единого мнения в этом вопросе у них нет.
Мурад Селимов
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Добавить комментарий Отменить ответ
О боже что за бред я прочел, и в комментах особенно. Терекеменцы, карапапахи – это такие же тюрки, как и все остальные азербайджанские тюрки, и их язык это диалект азербайджанского языка. Я сам из Грузии, и мы тоже до 1938 себя называли qarapapq/tərəkəmə/türk. Потом придумали это слово «азербайджанец» для обозначения всех закавказских тюрков. Это все один народ, прекращайте выделять национальности отдельные. Таким способом можно в любом народе выделить уйму наций по названию племен, к которым они относились. Не занимайтесь бредом. А те тярякямя, которые называют себя отдельным от азербайджанцев народом, у вас язык другой стал уже? Не азербайджанский тюркский? Нет ничего плохого помнить свое происхождение, мы тоже не забываем, что мы карапапахи/тярякямя, но мы такие же азербайджанские тюрки как и остальные. Прекратите, гардашлар) смешно ей богу видеть как играете на руку нашим недоброжелятелям
Не нужно писать и говорить чего не знаете! Ключевые слова
Этноним «тюрк», этноним «огуз», этноним «тюркмен»,
Древнетюркский каганат, Сельджуки.
В современной востоковедческой науке тюр- ками принято считать представителей племен и
народов, говорящих или говоривших на одном из
тюркских языков. Языков, называвшихся тюркскими, достаточно много. Вместе они образуют
тюркскую группу в составе Алтайской языковой
семьи. Группа состоит из ряда подгрупп или ветвей (существует несколько вариантов классификации, но применительно к нашей статье расхождения между ними не носят принципиального
характера)2
. Итак, в группу тюркских языков
входят следующие подгруппы и языки:
– огузская (турецкий, туркменский, азербай- джанский, гагаузский и некоторые другие живые,
а также мертвые: огузский, османский, половец- кий, печенегский и др.);
– кыпчакская (казахский, ногайский, каракалпакский, киргизский, татарский, башкирский,
кумыкский и др.);
– уйгурская (тувинский, хакасский, якутский,
шорский и другие живые, а также мертвый древ- неуйгурский);
– карлукская (новоуйгурский и узбекский);
– булгарская (чувашский и мертвые: булгар- ский и хазарский)3
К вопросу об эволюции
этнонима «огуз» в этноним
«тюрк»
Известно, что предшественниками современных турок были турки-османы,
точнее тюркоязычная часть населения Османской
империи…
По приказу Сталина Дагистанских ТЕРЕКЕМЕНОВ без их спроса вписали к азербайджанцам! ТЕРЕКЕМЕНЦЫ – ТЮРКИ ОСМАНЫ – ПОТОМКИ ВЕЛИКОГО СЕЛЬДЖУКСКОГО ПЛЕМЕНИ! МУСУЛЬМАНЕ – СУННИТЫ!
Во первых я ничего сам не придумал и не выдумал.
Во вторых ТУРКМЕНЫ и ОГУЗЫ это один и тот же народ, а вот ТЮРКИ это уже в современной востоковедческой науке тюрками принято считать представителей племен и
народов, говорящих или говоривших на одном из
тюркских языков. То есть ТУРКМЕНЫ, ОГУЗЫ, ТЮРКИ ОСМАНЫ, ТЕРЕКЕМЕЙЦЫ, ТОРКОМАНЫ, ТУРОКАМАНЫ, ТРУХМАНЫ, ТОРОКОМАНЫ, это все один и тот же народ, но не все ТЮРКИ.
В третьих ТЮРКИ не входят к АЛТАЙСКИЙ языковой группе. У всех ТЮРКОВ есть свои языковые группы и подгруппы. Наоборот, тюрки делятся на Алтайские, Уралские, Огузкие и так далее. То, что вы написали мне это не открытия века и я про это всё знал и знаю, как и большинство туркменов, я об этом даже не вёл и речи. А по вашему кто такие Сельджуки? Сельджуки, это и есть туркмены. Огузы и Туркмены – это одно и тоже. Терекемейцы так-же как и Тюрки Османы это внуки и правнуки туркменов. Терекеменцы тоже как и тюрки Османы происходят от туркменов и пожалуйста не надо только отрицать и говорить, что огузы и туркмены это разные понятия слова, просто надо признать всё как есть на самом деле и не надо отрицать. Изучите хорошенько историю и сами всё поймёте и даже потом я уверен вы согласитесь со мной, когда очень хорошо изучите историю ОГУЗОВ-ТУРКМЕНОВ.
Спасибо и до свидания.
И кстати вот внизу настоящая история тюрков.
А вы знали, что на земле нет ни одной такой народности (группы народностей), которые общаются на одном языке, делящиеся на несколько языковые группы, имеющие одно общее происхождение и верующих в разные вероисповедания, широко распространившиеся по всему миру и проживающие издревле на территории самых разных государств.
ТЮРКИ (тюркские народы, народы тюркской языковой группы) — этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках и имеющих тюркское происхождение. Большинство современных тюрок — Мусульмане Сунниты, меньшинство Мусульмане Шииты, но есть также Православные Христиане, Католики, Протестанты (основная часть гагаузов, чувашей, часть татар и якутов), Иудеи и Караизмы (крымчаки и караимы), Буддисты и Идолопоклонники (тувинцы, жёлтые уйгуры и часть саларов), Бурханисты (алтайцы), Тенгрианцы и Шаманисты (хакасы, шорцы, телеуты, якуты и долганы).
Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют СУННИТЫ и лишь 15 % — ШИИТЫ вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект (Ахмадиты, Алавиты, Друзы, Ибадиты, Вахабисты, Исмаилиты и др.).
Среди тюркских народов также Сунниты составляют – 85%, Шииты составляют – 8% и лишь 7% остальные, т.е. православные христиане, катололики, протестанты, иудеи, буддисты, идолопоклонники, бурханисты, тенгрианцы, шаманисты. К тюрко-язычным шиитам относятся – азербайджанцы, хоросанские тюрки и несколько народностей из арабских стран.
Современные тюрко-язычные народы широко распространены за пределами их исторического ареала, подавляющее их большинство проживает в Евразии, на территориях самых разных государств — от Центральной Азии (включая Китай) и Дальнего Востока России и на запад — на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Восточной и Юго-Восточной Европе.
Сегодня речь пойдёт про всех праотцов ОГУЗСКОЙ группы – ТУРКМЕН.
Туркмены ближнего зарубежья (туркмены в странах бывшего СССР): 6,265,850.
1) туркмены Туркменистана (Туркменистан) – 6,000,000.
2) ставропольские туркмены, они же ТРУХМЕНЫ, они же ТАУРМЕНЫ (Россия) – 15,000.
3) астраханские туркмены, они же ТУРКМАНЫ (Россия) – 3,000.
4) краснодарские туркмены, они же ТОРКМЕНЫ (Россия) – 1,500.
5) дагестанские туркмены, они же ТЕРЕКЕМЕ, ТЕРЕКАМЕ (Кавказ, Россия) – 4,000.
6) туркмены остальных регионов (Россия) – 13 500.
7) азербайджанские туркмены, они же ТЕРЕКЕМЕНЫ, ТЕРЕКАМЕНЫ (Азербайджан) – 2,000.
8) мангышлакские туркмены (Казахстан) – 3,500.
9) киргизские туркмены (Киргизстан) – 3,000.
10) узбекские туркмены (Узбекистан) – 200,000.
11) таджикские туркмены (Таджикистан) – 20,000.
12) литовские туркмены, они же КАРАИМЫ (Литва) – 350.
Туркмены дальнего зарубежья, прочие страны: 16,234,150.
13) иракские туркмены, они же ТУРКОМАНЫ (Ирак) – 3,000,000.
14) сирийские туркмены, они же ТОРКЕМЕНЫ (Сирия)– 3,000,000.
15) иранские туркмены (Иран) – 3,000,000.
16) афганские туркмены (Афганистан) – 2,000,000.
17) пакистанские туркмены (Пакистан) – 2,000,000.
18) туркмены Турции, они же АВШАРЫ, ХАЛАДЖЫ, они же ЙОРЮКИ (Турция) – 2,000,000.
19) туркмены Индии, они же ЭФТАЛИТЫ (Индия) – 140,000.
20) туркмены Китая, они же САЛАРЫ (Китай) – 200,000.
21) туркмены Венгрии, они же ТОРОКИ (Венгрия) – 260.
19) туркмены других стран (Прочие страны) – 893,890.
Общая численность туркменов в мире: 22,500,000.
Примечание: В таблице приведены доли, превышающие 0,1% от общей численности населения страны.
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Туркмены (туркм. Türkmenler) – тюркский народ древне – огузского происхождения, составляющий основное население Туркменистана, а также исторически проживающий в России (Ставрополь, Астрахань, Краснодар, Дагестан), Азербайджане, Казахстане (Мангышлак), Киргизстане, Узбекистане, Таджикистане, Литве, Ираке, Сирии, Иране, Афганистане, Пакистане, Турции, Индии, Китае, Венгрии и в различных прочих странах. В древности туркмены именовали себя ОГУЗАМИ, а в средние века начали называть туркменами. В византийских источниках, затем в европейских, а позднее и в американских источниках, туркмен именовали термином – туркоманы. В странах Ближнего и Среднего Востока тоже ТУРКОМАНЫ, а также ТОРКЕМЕНЫ, ТЕРЕКЕМЕНЫ, ТЕРЕКАМЕНЫ, ТОРОКИ, АВШАРЫ (ОВШАРЫ, ЭФТАЛИТЫ), ЙОРЮКИ, в Киевской Руси – ТОРКМЕНЫ, в Русских летописях XIII в. – ТАУРМЕНЫ, а в царской России – тоже ТУРКМАНЫ или ТРУХМЕНЫ.
Об истории, культуре и быте туркменского народа написано много. Но они, в основном касаются туркмен, которые проживают на территории современного Туркменистана, или на территории стран бывшего СССР. Выяснилось, что в странах, не входивших в состав СССР, проживает около 10 миллион этнических туркмен, и это, больше чем в самом Туркменистане. Такое положение дел, делает вопрос изучения гуманитарных процессов связанных с туркменами весьма актуальным. И так, в стране действует «Гуманитарная ассоциация туркмен мира», которая занимается налаживанием культурных и гуманитарных связей с туркменскими диаспорами по всему миру. Мы тоже, решили собрать информацию о том, в каких странах кроме постсоветского анклава, проживает больше всего туркмен, чем они живут, и как им там живётся, в условиях современных экономических и геополитических реалий.
ТУРКМЕНЫ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР:
Согласно переписи населения от 2011 года, в России проживает более 36 тысяч этнических туркмен, что составляет менее чем 0,03% населения страны. Наибольшие туркменские диаспоры имеются в Ставропольском крае, Астраханской области, Краснодарском крае, Москве и в Московской области. В соседнем Узбекистане по данным переписи 2011-го года, проживало около 200 тысяч туркмен, это около 0,6% населения страны. Туркмены в Узбекистане населяют в основном приграничные районы, которые относились к древнему Хорезму и вдоль бассейна реки Амударьи. В Таджикистане, согласно официальным данным проживает около 20 тысяч туркмен, что составляет всего лишь 0,3% населения страны. В остальных постсоветских странах численность этнических туркмен совсем малая, и рассматривается в категории прочих национальностей, или вместе с прочими тюркскими этносами.
ТУРКМЕНЫ В ИРАКЕ:
Туркмены – это третий по численности этнос в Ираке. Туркмены населяют преимущественно северные провинции страны, вдоль этнической границы расселения арабов и курдов. Современные иракские туркмены являются потомками туркмен, переселенных в Месопотамию в Средние века более 1200 лет назад, в период правления Аббасидов, которые пригласили туркмен в свою армию. Они, в качестве военных колонистов для защиты дорог и опорных пунктов на переднем крае борьбы с Персией. Основная часть их компактно проживала в окрестностях города Киркук, столицы одной из самых нефтеносных провинций Ирака. Согласно переписи населения 1957 года, туркмены составляли 67 процентов населения Киркука. По последней переписи населения в 1957-м году туркмены составляли 10 процентов жителей Ирака. Соответственно, с учетом прироста населения сейчас в Ираке проживает около 3 миллионов туркмен. Официальные иракские данные, в которых приводятся намного меньшие цифры, направлены на дискриминацию туркмен. Туркмены – мирный народ, преимущественно они становились чиновниками или торговцами. Среди них в Ираке больше всего людей с высшим образованием, и они считаются традиционно одной из наиболее прогрессивных групп населения. Они – лояльные граждане Ирака, никогда не восстававшие, несмотря на все притеснения. Поэтому их судьба и привлекает к себе так мало внимания. После создания в 1932-м году иракского государства власти начали стараться отрицать сам факт существования иракских туркмен. Школы с преподаванием на турецком языке были закрыты, газеты запрещены. Туркменские интеллектуалы и лидеры отправлены в изгнание. Начиная с 1920-го года, шесть раз туркмены становились жертвами масштабных погромов. Четыре из них были устроены иракскими властями, два – курдскими организациями. Чтобы сделать туркмен меньшинством на их земле, начиная с 50-х годов, туда переселялись арабы и курды. Еще более целенаправленной политика ассимиляции стала с приходом к власти партии Баас. Туркмены были лишены политических, культурных и административных прав, при переписях населения их принуждали называть себя арабами или курдами, в туркменских городах Киркук, Мосул и Эрбиль туркменам было запрещено приобретать недвижимость и предприятия. Более 1000 выдающихся туркменских общественных деятелей и интеллектуалов, протестовавших против этого, были казнены или убиты. При Саддаме Хусейне, из провинции выдавливали национальные меньшинства, поощряя миграцию арабов. Западные оккупанты и местные власти, последние годы проводили политику заселения этой нефтеносной провинции этническими курдами, которые помогали им свергнуть режим Саддама Хусейна. Поэтому туркмены чувствуют себя притеснёнными и прежним режимом, и новыми захватчиками. В последнее время, этнических туркмен Ирака пытаются привлечь на свою сторону вооруженные силы Турции, в борьбе против террористов, совершающих рейды на приграничных районах Турции. Исторически, иракские туркмены всегда выступали за сохранение целостности и единства Ирака, однако, на фоне заявлений курдов о создании независимого Курдистана, лидеры туркменских общин также выразили желание, создать собственную независимую автономию.
ТУРКМЕНЫ В СИРИИ:
Сирийские туркмены, проживающие на территории современной Сирии, являются третьей по численности народностью этой страны после арабов и курдов. Там проживает около 3 миллионов этнических туркмен, что составляет 13% населения страны. Из них только 1,5 миллиона знает свою историю и туркменский язык. Появление туркмен в Сирии произошло ранее 6 века. После битвы между сельджуками и газневидами при Данданакане началась усиленная миграция туркмен, которые расселились в городах Триполи, Дамаске, Латакии, Халебе, Хаме, Хомсе и Кунейтре, и вскоре полностью взяли контроль над Сирией. В 1072 году сельджукский султан Мелик-шах туркмен с помощью туркменских же ополчений захватил Северную Сирию и часть Палестины. В 12 веке, туркмены внесли большой вклад в защиту всего региона от похода крестоносцев. Вплоть до конца первой мировой находящаяся под османским владычеством Сирия развивалась под культурным, социальным, экономическим влиянием тюркской культуры. Однако с 1936 года туркменам Сирии было запрещено говорить на родном языке и издавать литературу на родном туркменском языке. Лишенное всяких культурных прав туркменское меньшинство было лишено и права образования на туркменском языке. Туркменам Сирии было запрещено создавать кружки и партии, объединения для подачи своего голоса. Но в период Башара аль-Асада в сфере основных прав и независимого развития сирийских туркмен были сделаны значительные послабления, на фоне налаживания дипломатических отношений на государственном уровне. До гражданской войны сирийские туркмены в основном занимались обувным делом, большое количество обувных фабрик в г. Алеппо принадлежат именно этническим туркменам. Также, большое количество сирийских туркмен составляет интеллигенцию страны, среди которых деятели культуры, ученые, политики и военные. Так, например, бывший министр обороны Сирии Хасан аль-Туркмени был из числа сирийских туркмен. До недавнего времени сирийские туркмены не испытывали в Сирии национального или религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. А на фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых «безобидных». Тем не менее, сирийские туркмены-сунниты стали объектом ненависти повстанцев, которые при поддержке западной коалиции, требуют смены режима в стране и не брезгуют применять террористические методы против мирного населения.
ТУРКМЕНЫ В ИРАНЕ:
Туркмены в Иране являются крупнейшей группой туркмен проживающих за пределами Туркменистана. Точные данные о численности туркмен в Иране отсутствуют. По разным оценкам в Иране проживает от 1,5 до 3 миллионов туркмен, что составляет около 3% населения страны. Наибольшее сосредоточение туркмен находится в двух регионах, более компактном западном, куда входят междуречье Атрека и Горгана, и более дисперсную восточную в приграничном Копетдаге, в низовьях реки Кешефруд и долина р. Герируд (Теджен). Туркмены оказались одним из разделённых народов после 1885 года. После заключения мира с Иранским шахом и определения современных границ, Ирану отошла та часть, которая до сих пор называется в народе «Туркмен Сахра», которая была заселена преимущественно туркменскими племенами. Судьба туркмен по разные стороны границы складывалась по-разному. Индустриализация, урбанизация и более интенсивная модернизация в советском Туркменистане привела к сплочению разрозненных кочевых племён в единый народ, с более чёткими культурно-языковыми атрибутами. В то время как, Иранские туркмены долгое время представляли собой группу полукочевых племён, сохранявших более традиционный уклад. После исламской революции 1979 года усилилось культурно-языковое давление на неиранские народности страны. В теократическом шиитском Иране туркмены-сунниты долгое время чувствовали себя неуютно, и в итоге были вынуждены принять местную культуру и ассимилироваться с местным населением. Особенно подобные тенденции заметны в городах, Горган и Гонбад-э-Габус. Добровольная ассимиляция наиболее выражена среди молодёжи. Женщины-туркменки перестали носить колоритные среднеазиатские национальные костюмы, перейдя на черную иранскую паранджу. Многие семьи полностью перешли на фарси за последние 10-15 лет. В городах практически исчезли вывески на туркменском языке. Однако культурные связи сохраняются. Иранские туркменские организации и общественные активисты участвуют в работе «Всемирной ассоциации туркмен мира», ежегодно проходят культурные мероприятия посвященные дню поэзии туркменского поэта и мыслителя – Махтумкули. Два государства связывают давние дружественные отношения, взаимовыгодные экономические связи. Основным занятием этнических туркмен в Иране является – земледелие и ремесленничество. Из ремесел, бытующих среди туркменского населения, следует отметить кузнечное (кузнец обычно одновременно бывает и лекарем, тевибом), ювелирное и некоторые другие. В Иране пользуются славой искусных мастеров туркмены-плотники; их охотно приглашают в качестве строителей домов и для поделки различного рода деревянных предметов.
ТУРКМЕНЫ В АФГАНИСТАНЕ:
Афганские туркмены — это вторая по величине и значению группа этнических туркмен за пределами современного Туркменистана. Здесь проживает примерно 2 миллиона туркмен, что составляет около 3% населения страны. Туркменские поселения сконцентрированы на северо-западе, вдоль границы с Узбекистаном и Туркменистаном в окружении более многочисленных афганских узбеков. Более половины современных туркмен — это потомки беженцев, опасающихся коллективизации в Туркменской ССР в 1920-х годах. Точные данные о численности туркмен в Афганистане отсутствуют, так как из-за гражданской войны переписи не проводятся. В Афганистане и в настоящее время основная масса туркмен продолжает заниматься кочевым и полукочевым скотоводством и ковроткачеством. К оседлому земледелию перешла лишь очень небольшая часть туркмен, живущих главным образом в Мазари-Шерифской провинции. О том, какое важное место занимает в хозяйстве Афганистана туркменское овцеводство, можно судить по следующим данным: туркменские скотоводы Шибиргана, Меймене и Андхоя владеют подавляющим большинством 4-миллионного поголовья каракулевых овец в Афганистане; туркмены поставляют до 90% афганского каракуля, по производству которого Афганистан занимает одно из первых мест в мире. Повсеместно среди туркмен широко распространено ковроткачество и валяние кошм, главным образом в качестве домашнего производства. Туркменские ковры, пользующиеся всемирной известностью, часто называют еще «афганскими коврами». Туркменское меньшинство не принимало участия в (гражданской войне) 1990-х годов и поддерживает дружественные отношения со всеми этническими группами в Афганистане, поэтому может играть важную роль в объединении всех враждующих «фракций», – говорит доктор Джамахир Анвари, министр по делам беженцев и единственный туркменский министр в правительстве президента Хамида Карзая. Это «единственная национальность без крови на руках», сказал он, добавив, что их нейтралитет ставит их в наилучшее положение в процессе объединения воюющих фракций.
ТУРКМЕНЫ В ТУРЦИИ:
Отдельного рассмотрения стоит история туркмен на территории современной Турции. Если коротко рассказать, то Туркмены, чьи предки Османских тюрков, эмигрировавших из Средней Азии в Анатолию в 10 веке из племени «Кайи», сыновья и внуки Сельджук Хана и правнуки Огуз Хана под предводительством Эртогрул Бея, кочевали в окрестностях современной Турции. Сын Эртогрул Бея, Осман-1 создал Великую Османскую Империю, которая просуществовала более 600 лет. Туркмены эмигрировавшие в Анатолию сыграли важную роль и составили основу этноса Османской империи, которая стала 26-ой по счету цивилизацией, доминировавшей в этом регионе, а в впоследствии ставшей Турецкой республикой. Однако, несмотря на то, что в целом народ двух стран имеет очень большую языковую, культурную и духовную схожесть, этнический состав современной Турции является гетерогенным и разнообразным, в силу того, что этот регион исторически является перекрестком миров. Пожалуй, Турция является единственной страной, кроме республик бывшего СССР, в которой этнические туркмены живут благополучно и в мире с другими этносами, по сей день.
ПРОЧИЕ СТРАНЫ:
ЭФТАЛИТЫ – проживают и по сей день в Индии. В 457 году царь эфталитов Вахшунвар подчинил себе Чаганиан, Тохаристан и Бадахшан, занял Мерв и наложил тяжелую дань на Иран. Затем эфталиты заняли долину Кабула и Пенджаб, завоевали Карашар, Кучу, Кашгар и Хотан. Таким образом, они объединили в могучую единую державу территории современного Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана, Афганистана. Далее, в ходе своей экспансии на восток, они захватили северные части Индии и Пакистана (Кашмир и Пенджаб), войдя в контакт с индийским государством Гуптов, с 460 года совершив несколько походов против них, фактически уничтожив их государственность. Наиболее вероятными потомками эфталитов также считаются современные пуштуны. Предположительно, эфталиты стали одним из этнических компонентов, влившихся извне в состав таджикской народности. Также эфталитские племена повлияли на этногенез туркмен, а туркменское племя АБДАЛ обязано своим названием эфталитам. Эфталиты (белые гунны). Средняя Азия, Афганистан, Сев.-Зап. Индия.
САЛЫРЫ – являются частью крупного древнего и средневекового туркменского племени салыр, которая отделилась от сельджуков и мигрировала на восток в XIV веке ранее, согласно преданиям, салары (салыр, салор, салгур) жили около Самарканда, сейчас большинство салыров живет в Туркменистане, Ахалском велаяте, Серахском этрапе. Салары (кит. упр. 撒拉族, Пиньинь Sǎlá Zú; самоназвание — салар, салыр – тюркоязычный народ в Китае, потомки туркменского племени салыр; живут в Сюньхуа-Саларском автономном районе и других районах провинции Цинхай, а также в провинциях Ганьсу и Синьцзян. Численность более 200 тысяч человек (перепись, 2017г.). Саларский язык испытал значительное влияние китайского и тибетского языков; используемая в настоящее время письменность — на латинской основе. Антропологически преобладает монголоидный тип. По религии – мусульмане – сунниты, незначительная часть исповедует тибетский буддизм. Основные традиционные занятия — пашенное земледелие, скотоводство, приусадебное садоводство и огородничество, кузнечное и гончарное ремёсла. Преобладают малые семьи.
Кроме названых стран, небольшие туркменские диаспоры от 5 до 20 тысяч человек проживают и в других странах дальнего зарубежья и ближнего Востока, к сожалению, большинство из них уже не знает туркменского языка и исторического происхождения.