Терминал спг что это
Секретный Проект «Газпрома» Что такое СПГ и зачем он российским газовикам
Мировое производство сжиженного природного газа развивается стремительными темпами. За последние 40 лет объемы продаж СПГ выросли в 110 раз и, как прогнозируется, будут увеличиваться на семь процентов ежегодно в последующие десять лет. Рынок развивается стремительно, но для России он относительно новый — большая часть экспортного газа доставляется до потребителей трубопроводами. В перспективы СПГ верят даже в «Газпроме», причем у российского газового монополиста на этом рынке появились конкуренты.
Сжиженный природный газ (СПГ) — это природный газ, сжиженный путем охлаждения до температуры минус 161,6 градуса по Цельсию. В итоге из 600 кубометров природного топлива получается один кубометр сжиженного. СПГ производится на специальных терминалах (заводах), которые располагаются в портах. С терминалов топливо закачивается в газовозы и отправляется в путешествие по морю. В пункте прибытия СПГ подвергается регазификации (процесс, обратный сжижению) и закачивается в трубопроводы, которые поставляют топливо конечному потребителю.
Основными преимуществами СПГ являются удобство хранения и транспортировки, а также возможность доставки в любую точку мира, если там есть регазификационный терминал. Принципиальным его недостатком являются возможность срывов поставок и большие затраты на строительство терминалов и газовозов. Впрочем, это достаточно спорный вопрос — сейчас нет возможности оценить, что дешевле: строить трубопроводы или СПГ-терминалы. В каждом конкретном случае инвесторы взвешивают все «за» и «против», после чего выбирают вариант поставок.
Например, для Японии — крупнейшего импортера СПГ в мире — сжиженный газ пока является безальтернативным источником поставок топлива. Токио пытается договориться с РФ о строительстве трубопровода, но российские газовики пока отказываются от проекта, ссылаясь на высокую сейсмическую активность в регионе.
Установка по сжижению природного газа
Изображение: Пресс-служба ОАО «Национальные газовые технологии»
СПГ-технологии почти не развивались до 60-х годов прошлого века, но с 1970 по 2011 годы продажи сжиженного газа в мире выросли с трех миллиардов до 331 миллиарда кубометров в год. Как ожидается, до 2020 года продажи СПГ будут расти на семь процентов в год. По данным банка Jefferies, за прошедшее десятилетие спрос на этот вид топлива вырос вдвое. В консалтинговой компании Eurasia Group считают, что мощности по производству СПГ вырастут с 372,5 миллиарда до 705 миллиардов кубометров в год.
Сжиженный газ позволяет подключить к рынку новых игроков, которые находятся далеко от потребителей. Сейчас крупнейшим экспортером СПГ является Катар. Первый его газовоз покинул порт на Ближнем Востоке в 1997 году; уже через девять лет страна обошла по объемам экспорта СПГ прежних лидеров — Индонезию, Малайзию и Алжир. Сейчас на Катар приходится около четверти мировых поставок СПГ (более 100 миллиардов кубометров в год). Впрочем, арабская страна рискует в скором времени утратить лидерство. Ее крупнейшему конкуренту — Австралии — пророчат мощный рывок: материковое государство может резко увеличить экспорт сжиженного газа и обойти Катар к 2020 году.
Несмотря на стремительный рост СПГ-индустрии, доля сжиженного газа пока не превышает десяти процентов от глобального спроса на газ, а импортом СПГ занимаются всего около двух десятков стран. Тем не менее инвесторы во всем мире признают, что вкладываться в строительство соответствующей инфраструктуры можно и нужно. Развивается отрасль, хоть и со скрипом, в том числе и в России. Большинство СПГ-проектов в стране пока существуют лишь в планах, и точно неизвестно, когда именно они будут реализованы.
«Газпром» и конкуренция
Сейчас в России работает только один СПГ-завод, построенный в рамках проекта «Сахалин-2», оператором которого является Sakhalin Energy Investment Company. Контрольный пакет акций этой компании принадлежит «Газпрому», хотя изначально проект разрабатывали иностранцы: Shell и японские Mitsui (12,5 процента) и Mitsubishi (10 процентов). Российская монополия вошла в «Сахалин-2» в 2006 году, а уже через три года на нем начал работу СПГ-завод. В 2010-м он вышел на проектную мощность в десять миллионов тонн в год (впоследствии мощность планируется нарастить в полтора раза). Около 65 процентов сахалинского СПГ покупает Япония, остальные объемы поставляются в Северную Америку и Южную Корею.
Еще один СПГ-терминал монополия планирует построить во Владивостоке к 2018 году. Его мощность, как ожидается, также составит десять миллионов тонн топлива в год. Газ с владивостокского завода будет поставляться в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Танкер Cygnus Passage на терминале по отгрузке газа первого в России СПГ-терминала (проект «Сахалин-2»)
Фото: Сергей Красноухов / РИА Новости
Если «Газпром» рассматривает СПГ-рынок как еще одну дополнительную возможность расширения экспортных поставок, то для его российских конкурентов развитие сжиженного газа может стать своеобразным «глотком свободы». Дело в том, что сейчас в России действует монополия на экспорт газа: все добывающие компании должны сдавать газ «Газпрому», который по своим трубопроводам доставляет его зарубежным потребителям.
В схеме с СПГ экспортная монополия теряет смысл, ведь никаких газопроводов для доставки газа не нужно. Следовательно, производители газа могут получить от СПГ дополнительную выгоду, начав конкурировать с «Газпромом» вне страны. И хотя решений по частичной отмене монополии в правительстве пока не приняли, очевидно, что так или иначе конкурентам «Газпрома» возможность продавать газ самостоятельно дадут. Тем более что лоббированием этого вопроса занимается бывший вице-премьер, а ныне руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.
Именно государственная «Роснефть» может стать конкурентом «Газпрома» на рынке СПГ. Нефтекомпания намерена построить завод по сжижению газа на Дальнем Востоке. По информации РИА Новости, терминал планируется возвести в порту Де-Кастри в Хабаровском крае, на берегу Татарского пролива. Глава компании Игорь Сечин заявлял, что мощность первой из трех очередей завода составит пять миллионов тонн в год, а его строительство необходимо завершить к 2019 году.
Другим конкурентом «Газпрома» является «Новатэк», который планирует совместно с Total построить завод по сжижению газа на Ямале ; французской компании принадлежит 20 процентов проекта. Терминал мощностью 16,5 миллиона тонн топлива в год будет сжижать газ с Южно-Тамбейского месторождения.
Раньше «Новатэк» и «Газпром» планировали работать на Ямале вместе. Два года назад конкуренты договорились о создании двух СП по разработке своих месторождений на Ямале и Гыдане. В рамках СП на Ямале планировалось организовать производство СПГ. В «Новатэке» отмечали, что проект ведется отдельно от совместного с французами «Ямал СПГ». В конце апреля этого года глава независимого производителя Леонид Михельсон заявил, что переговоры по СП с «Газпромом» нельзя назвать продуктивными. Представитель концерна Сергей Куприянов рассказал 25 апреля, что госкомпания рассчитывала получить 50 процентов, но «Новатэк» хотел оставить контроль за собой. По его словам, сотрудничество заморожено.
Возможно, именно под воздействием неудачи с «Новатэком», с одной стороны, и в связи с активными СПГ-планами «Новатэка» и «Роснефти» — с другой, «Газпром» решил, что и ему необходимо активизироваться в этой сфере. 23 мая глава концерна Алексей Миллер заявил, что в ближайшее время компания намерена заявить о «принципиально новом» российском СПГ-проекте. Деталей он не уточнил, но СМИ выяснили, что речь идет о возврате к планам строительства СПГ-терминала в порту Приморск (Ленинградская область).
Построить терминал в Приморске планировалось еще в 2004 году. Совместное предприятие «Газпрома» и судоходной компании «Совкомфлот» получило 270 гектаров земли под строительство завода. В 2007 году проект, названный Baltic LNG, признали нерентабельным, и «Газпром» отказался от него в пользу Штокмановского месторождения, судьба которого впоследствии оказалась под вопросом. В 2011 году новым собственником Baltic LNG стал «Сибур»; в 2013 году компания ликвидировала проект по неизвестным причинам.
Схема проекта «Сахалин-2»
По информации «Коммерсанта», «Газпром» решил реанимировать Baltic LNG в расчете на захват доли европейского СПГ-рынка, где пока лидирует Катар. Проект может принести «Газпрому» не только денежную выгоду, но и моральное удовлетворение — с его помощью российская компания может заставить работать на себя нормы Третьего энергопакета, направленного как раз против концерна. В соответствии с этим соглашением владельцы газопроводов должны предоставить доступ к ним третьим лицам. Энергопакет распространяется и на терминалы по регазификации, на которые, в свою очередь, может претендовать «Газпром».
Очевидно, что направлять сжиженный газ российской монополии имеет смысл в те страны, которые он не охватывает газопроводами, то есть речь идет, прежде всего, о Великобритании и части стран Южной Европы. Однако на юге «Газпром» планирует построить «Южный поток» (он, правда, не дойдет до Португалии и Испании), а к Великобритании хочет тянуть одну из ниток «Северного потока». Как коррелируют планы по строительству СПГ-завода и газопроводов, пока неизвестно.
В 2011 году РФ заняла восьмое место по объему экспорта сжиженного газа с долей в четыре процента. Если российским компаниям удастся выполнить намеченные планы, к 2020 году СПГ-мощности в РФ составят почти 57 миллионов тонн в год (76 миллиардов кубометров), то есть экспорт увеличится многократно, а СПГ займет существенную долю от всего экспорта газа. На пути СПГ может встать только время: если конкуренты России на мировом рынке введут в строй свои СПГ-мощности раньше, а США решатся на массовый экспорт топлива, для российского газа может попросту не остаться места.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Экономика
Handelsblatt (Германия): терминалы для сжиженного газа больше выгодны России, чем США
Когда российский энергетический концерн «Новатек» и бельгийский оператор газовой инфраструктуры «Флуксис» (Fluxys) осенью прошлого года объявили, что арендовали в порту Ростока участок земли под строительство терминала для сжиженного газа (СПГ), это заинтересовало только специалистов. Тогда было заявлено, что мощность терминала по переработке газа будет составлять 300 тысяч тонн в год.
По международному рейтингу эта установка по переработке сжиженного газа будет относиться к сравнительно небольшим. В будущем она сможет в порту Ростока заправлять круизные суда экологическим топливом.
Но значение этой установки значительно больше, чем можно предположить, исходя из ее размеров. Росток стал символом сырьевого соперничества России и США, там сомкнулись геополитика и геоэкономика. Поскольку не только русские, но и американцы хотят продавать Германии сжиженный газ и притом как можно больше.
США настойчиво выступают за строительство терминалов для СПГ и предостерегают федеральное правительство Германии от углубления энергетического партнерства с Москвой. На их требования федеральное правительство идти не хочет, о чем свидетельствует строительство балтийского газопровода «Северный поток — 2». Но в то же время Берлин занимается расширением инфраструктуры для сжиженного газа.
Совсем недавно федеральный министр экономики Петер Альтмайер (Peter Altmaier/ХДС) добился принятия решения о том, что трубопроводы, которые будут соединять терминалы для СПГ с общей газовой сетью, не должны оплачиваться инвесторами терминалов, они будут частью регулируемой газовой сети.
Расходы по строительству и эксплуатации этих трубопроводов будут распределяться через систему оплаты газа на всех потребителей. Благодаря этому инвестиции в терминалы СПГ должны стать более привлекательными. Существуют конкретные планы по строительству новых терминалов для СПГ в Брунсбюттеле, Штаде и Вильгельмсхафене. Но в конечном итоге от всего этого в большей степени выиграет Россия, а не США.
Трансатлантические отношения никогда не были таким плохими, как сейчас, и мало надежд на то, что они улучшатся, пока в Белом доме заправляет Дональд Трамп. Отношения между Германией и Россией еще хуже, но тут хотя бы впервые за последние годы угадывается стремление к разрядке напряженности. В четверг началась встреча представителей обеих стран на «Петербургском диалоге» в Кёнигсвинтере.
Контекст
Handelsblatt: Газпром изгоняет американский СПГ из Европы
Bloomberg: Россия укрепляет позиции на мировом энергетическом рынке
Večernji list: Хорватия поняла, как получать российский газ дешевле
«Новатек» заключил договор о поставках с «ЭнБВ»
Этим хочет воспользоваться «Новатек». Компании удалось нарушить экспортную монополию российского государственного концерна Роснефть как минимум в области СПГ. С баден-вюртенбергской энергоснабжающей компанией «ЭнБВ» (EnBW) она уже заключила договор о поставках. Если в Германии возникнут дополнительные терминалы для СПГ, то перед «Новатеком» и другими российскими экспортерам откроются новые возможности.
Однако это противоречит стремлению США сократить значение России как поставщика газа в ЕС. Правительство США с озабоченностью наблюдает за развитием событий. «Обращение к России по поставкам СПГ равноценно отступлению в энергетической безопасности Германии», — сказала официальная представительница посольства США газете «Хандельсблатт». Тем более, что, по ее словам, газ из США оказался в Европе конкурентоспособным.
А вот Берлин положительно смотрит на поставки СПГ из России. С точки зрения министерства иностранных дел, против поставок российского сжиженного газа возразить нечего. Федеральное министерство экономики также не видит смысла в возведении преград российским поставками СПГ. «Как и в случае с газом из трубопроводов, частные компании, то есть рынок, должны решать, у кого и каким образом покупать газ», — было заявлено в ведомстве министра Петера Альтмайера.
Специалисты и ранее предостерегали от дискриминации СПГ из России перед СПГ из США. «Нельзя допустить возникновения политически мотивированных монополий. В том числе и в области СПГ», — сказал Андреас Кульманн (Andreas Kuhlmann), управляющий «Немецкого энергетического агентства» (Dena) газете «Хандельсблатт». Он положительно смотрит на растущее число продавцов на рынке СПГ: «Глобальное соперничество на рынке СПГ становится все более динамичным, и это хорошо. Оно способствует диверсификации в поставках газа и тем самым конкуренции и эффективности отрасли. В итоге возникнут благоприятные цены, которые ускорят необходимый переход с угля на газ в Германии и во всей Европе».
Кирстен Вестфаль (Kirsten Westphal), эксперт в области энергетики «Фонда науки и техники» разделяет эту оценку: «Российский СПГ — интересная составная часть глобального рынка СПГ. Стремление изолировать отдельных игроков противоречит логике этого глобального рынка СПГ», — сказала она газете «Хандельсблатт».
Действительно, значение сжиженного газа из России для Европы в последнее время значительно возросло. Прошлой зимой в ЕС было поставлено больше СПГ из России, чем из США, подчеркнула Вестфаль. «Катализатором стало снижение цен на азиатском рынке СПГ». Вестфаль дает такой прогноз: «Значение СПГ для европейского газового рынка в будущем скорее всего возрастет».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
СПГ-терминал регазификационный
Регазификационные терминалы бывают:
Плавучие терминалы делятся на:
В последние годы возрастает важность перевалочных СПГ- терминалов, которые предназначены для оптимизации транспортировки СПГ:
Первой страной, начавшей импорт СПГ в 1964 г, стала Великобритания, которая импортировала СПГ в период 1964-1982 гг.
Однако в связи с ростом объемов добычи газа в Северном море импорт СПГ в последующие годы был прекращен, а объекты на острове Кэнвей были демонтированы.
Возобновила Англия импорт СПГ в 2005 г с завершением строительства нового терминала в Айл-оф-Грейн, оператором которого является National Grid Transco (NGT).
В настоящее время на объекте в Грейне осуществляется план расширения, предусматривающий 2 этапа: в 2007 г был сдан в эксплуатацию терминал компании Excelerate в Тиссайде.
Для разгрузки СПГ в Тиссайде требуются специальные СПГ-танкеры с регазификационными установками на борту.
В настоящий период ведутся работы по строительству еще 2 х регазификационных терминалов (Дрэгон и Саут-Хук) в Милфорд-Хейвене, Уэльс.
Хотя в Италии добываются значительные объемы местного газа, ей приходится импортировать более 85% объема своего потребления.
Италия начала импорт СПГ еще в 1969 г.
Однако объем импорта, который поступает главным образом из Алжира, остается невысоким.
На долю СПГ приходится незначительная часть природного газа, импортируемого страной, поскольку основная часть импорта перекачивается по газопроводам из Алжира, России, Нидерландов и Норвегии.
В Италии функционирует 1 СПГ-терминал в Панигалии, и еще несколько объектов находятся на стадиях планирования или строительства.
В их числе терминал Ровиго, первый внебереговой СПГ-терминал в Европе. Спонсорами данного проекта являютсяExxonMobil, Qatar Petroleum и Edison.
В Бельгии имеется 1 СПГ- терминал в г. Зебрюгге.
Терминал начал функционировать в 1987 г, и в настоящее время ведутся строительные работы по расширению мощности проекта.
Пропускная способность терминала увеличена в 2 раза с 3,3 млн т/год (4,5 млрд м 3 /год) до 6,6 млн. т/год (9 млрд м 3 /год) к концу 2008 г.
Он соединен с основными импортными МГП и газопроводной системой в Континентальной Европе, и в последние годы возрастает его роль как узлового терминала.
Под началом оператора терминала Fluxys ведутся внебиржевые рыночные операции, и существует компьютерная биржа для сделок с газом благодаря роли терминала в качестве газового узла.
Турция является импортером СПГ начиная с 1995 г.
В Турции имеется терминал мощностью 4 млн т/год (5 млрд м 3 /год) в Мармаре-Эреглизи, оператором которого является компания Botas.
Потребности Турции в газе удовлетворяются, главным образом, за счет поставок сетевого газа по МГП из России и Ирана.
Сооружению терминала в Мармаре-Эреглизи способствовало политическое решение по диверсификации источников импортных поставок газа.
2 й терминал (в г. Измире) принял первую партию СПГ в 2006 г.
На терминале в г. Измире 4 спотовые партии СПГ были загружены из-за того, что зимой 2007-2008 гг. Иран сократил экспорт природного газа по газопроводу в Турцию.
Страна импортирует СПГ по большей части из Алжира и Нигерии.
Португалия начала импортировать СПГ в 2000 г.
Однако ранее страна уже получала регазифицированный СПГ, который перекачивался по газопроводу после отгрузки в виде СПГ на одном из терминалов Испании.
Португальский терминал в Синише, который начал эксплуатироваться в 2003 г, имеет пропускную способность в 4 млн т/год (5,5 млрд м 3 /год).
Производительность терминала планируется увеличить до 6,2 млн т/год (8,5 млрд м 3 /год) в рамках плана расширения.
В 2007 г единственным экспортером СПГ в Португалию была Нигерия.
Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация
Добытый природный газ нужно доставить потребителю, поэтому инвестиции в газовую отрасль промышленности не заканчиваются на этапе геологоразведки, бурении, обустройства газового промысла и добычи.
Это можно сделать с помощью магистральных газопроводов (МГП) или СПГ.
Рынок СПГ растет, хотя априори сжиженный газ дороже из-за необходимости сжижения и регазификации.
Растет и флот танкеров- газовозов, как для линейной доставки СПГ, так и для бункеровки.
Количество верфей, строящих суда для перевозки СПГ растет.
Современные танкеры типоразмеров Q-Flex и Q-Max имеют солидный нетто-тоннаж и спосбны перевозить до 210-266 тыс м 3 СПГ.
Чартерный цикл перевозчика СПГ включает в себя:
Средняя премия азиатских цен по Европе снижается до около 1 долл США/ 1 млн БТЕ, в то время. как в 2020 г. премия составляла в среднем 7,3 долл США/ 1 млн БТЕ.
Технически морская транспортировка СПГ на большие расстояния стал возможна в 1950 х гг.
Но еще в 1929-1931 гг Shell попробовала на танкере Megara перевезти СПГ.
Ранее, сжигаемый отпарной газ обходился судовладельцам бесплатно, так как из-за отсутствия установки сжижения отпарного газа (УПСГ) его не удавалось утилизировать и нужно было выбрасывать в атмосферу.
Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ)
Заполнение грузовых танков природным газом
Подача СПГ на танкер-газовоз:
— подается с берега через жидкостной манифольд, где он поступает в зачистную линию;
Выгрузка СПГ из танкеров-газовозов
При выгрузке поддерживается достаточное давление в танках, чтобы избежать кавитации и иметь хорошее всасывание на грузовых насосах.
Этапы производства СПГ
Технологии сжижения газа
— амбициозным проектом в данной области является плавающая платформа СПГ, которая строится компанией Shell в 25 км от западного берега Австралии.
СПГ-завод. Устройство завода по производству СПГ
Рынок морских перевозок сжиженного газа
Регазификация сжиженного природного газа на СПГ-терминале
СПГ-терминал регазификационный
Регазификационные терминалы бывают:
Плавучие терминалы делятся на:
В последние годы возрастает важность перевалочных СПГ- терминалов, которые предназначены для оптимизации транспортировки СПГ:
Первой страной, начавшей импорт СПГ в 1964 г, стала Великобритания, которая импортировала СПГ в период 1964-1982 гг.
Однако в связи с ростом объемов добычи газа в Северном море импорт СПГ в последующие годы был прекращен, а объекты на острове Кэнвей были демонтированы.
Возобновила Англия импорт СПГ в 2005 г с завершением строительства нового терминала в Айл-оф-Грейн, оператором которого является National Grid Transco (NGT).
В настоящее время на объекте в Грейне осуществляется план расширения, предусматривающий 2 этапа: в 2007 г был сдан в эксплуатацию терминал компании Excelerate в Тиссайде.
Для разгрузки СПГ в Тиссайде требуются специальные СПГ-танкеры с регазификационными установками на борту.
В настоящий период ведутся работы по строительству еще 2 х регазификационных терминалов (Дрэгон и Саут-Хук) в Милфорд-Хейвене, Уэльс.
Хотя в Италии добываются значительные объемы местного газа, ей приходится импортировать более 85% объема своего потребления.
Италия начала импорт СПГ еще в 1969 г.
Однако объем импорта, который поступает главным образом из Алжира, остается невысоким.
На долю СПГ приходится незначительная часть природного газа, импортируемого страной, поскольку основная часть импорта перекачивается по газопроводам из Алжира, России, Нидерландов и Норвегии.
В Италии функционирует 1 СПГ-терминал в Панигалии, и еще несколько объектов находятся на стадиях планирования или строительства.
В их числе терминал Ровиго, первый внебереговой СПГ-терминал в Европе. Спонсорами данного проекта являютсяExxonMobil, Qatar Petroleum и Edison.
В Бельгии имеется 1 СПГ- терминал в г. Зебрюгге.
Терминал начал функционировать в 1987 г, и в настоящее время ведутся строительные работы по расширению мощности проекта.
Пропускная способность терминала увеличена в 2 раза с 3,3 млн т/год (4,5 млрд м 3 /год) до 6,6 млн. т/год (9 млрд м 3 /год) к концу 2008 г.
Он соединен с основными импортными МГП и газопроводной системой в Континентальной Европе, и в последние годы возрастает его роль как узлового терминала.
Под началом оператора терминала Fluxys ведутся внебиржевые рыночные операции, и существует компьютерная биржа для сделок с газом благодаря роли терминала в качестве газового узла.
Турция является импортером СПГ начиная с 1995 г.
В Турции имеется терминал мощностью 4 млн т/год (5 млрд м 3 /год) в Мармаре-Эреглизи, оператором которого является компания Botas.
Потребности Турции в газе удовлетворяются, главным образом, за счет поставок сетевого газа по МГП из России и Ирана.
Сооружению терминала в Мармаре-Эреглизи способствовало политическое решение по диверсификации источников импортных поставок газа.
2 й терминал (в г. Измире) принял первую партию СПГ в 2006 г.
На терминале в г. Измире 4 спотовые партии СПГ были загружены из-за того, что зимой 2007-2008 гг. Иран сократил экспорт природного газа по газопроводу в Турцию.
Страна импортирует СПГ по большей части из Алжира и Нигерии.
Португалия начала импортировать СПГ в 2000 г.
Однако ранее страна уже получала регазифицированный СПГ, который перекачивался по газопроводу после отгрузки в виде СПГ на одном из терминалов Испании.
Португальский терминал в Синише, который начал эксплуатироваться в 2003 г, имеет пропускную способность в 4 млн т/год (5,5 млрд м 3 /год).
Производительность терминала планируется увеличить до 6,2 млн т/год (8,5 млрд м 3 /год) в рамках плана расширения.
В 2007 г единственным экспортером СПГ в Португалию была Нигерия.