Тест что такое мотивационный механизм в учении леонтьева ответ
Психографический тест В. Г. Леонтьева: автоматизация обработки результатов исследования мотивации
Барыкина Анастасия Ивановна |
психолог, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
603000, Россия, г. Нижний Новгород, пер. Университетский, 7, каб. 108
Barykina Anastasiia Ivanovna
psychologist at Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
603000, Russia, g. Nizhnii Novgorod, per. Universitetskii, 7, kab. 108
кандидат физико-математических наук
научный сотрудник, «Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики Российской академии наук» (ИПФ РАН)
603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ул. Ульянова, 46
Telnykh Aleksandr Aleksandrovich
PhD in Physics and Mathematics
Researcher at Institute of Applied Physics, Russian Academy of Sciences (IAP RAS)
603950, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul. Ul’yanova, 46
доктор психологических наук
профессор, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
603000, Россия, г. Нижний Новгород, пер. Университетский, 7, каб. 108
Markelova Tatyana Vladimirovna
Doctor of Psychology
professor at Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
603000, Russia, Nizhni Novgorod, str. Universitetski pereulok, 7, room No. 108
старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
603000, Россия, г. Нижний Новгород, пер. Университетский, 7, каб. 108
Lobanov Sergei Nikolaevich
senior researcher at Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
603000, Russia, Nizhni Novgorod, str. Universitetski pereulok, 7, room No. 108
Просмотров статьи: 5748 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: В статье представлено оригинальное программное обеспечение «PsyGraph» для автоматизации проективной методики «Психографический тест В. Г. Леонтьева», предназначенной для изучения особенностей мотивационной сферы личности. Автор представляет основные возможности оригинального программного обеспечения «PsyGraph» (автоматически вычислять значения психографических показателей мотивации Психографического теста В. Г. Леонтьева, выполнять количественный и качественный анализ мотивационных показателей, сохранять результаты тестирования и формировать базу данных исследований, применять фильтры к выборке испытуемых по различным критериям, ускорять обработку результатов исследования), его алгоритм работы и интерфейс программы. Алгоритм работы программного обеспечения «PsyGraph» заключается в определении рамки изображения, распознавании изображения и определении областей интереса (векторов мотива), определении точки мотива, начальной и конечной точек вектора мотива, построении системы координат, вычислении значений психографических показателей и формулировании вывода об особенностях мотивации испытуемых. Применение программы «PsyGraph» позволяет оптимизировать процесс применения методики за счет автоматизации расчета значений психографических показателей мотивации, процесса количественного и качественного анализа результатов, интерпретации данных по отдельным испытуемым и выборке в целом, сокращения времени обработки результатов исследования в 4-7 раз, функции хранения информации.
Ключевые слова: программное обеспечение PsyGraph, автоматизация обработки исследования, проективная методика, программное обеспечение, мотивация, психографические показатели, автоматизация расчета, количественный анализ мотивации, психографический тест ЛеонтьеваВГ, ПГТ
automation of the calculation, psychographic indicators, motivation, software, projective technique, automation of the processing of the study, “PsyGraph” software, quantitative analysis of motivation, V.G. Leontiev’s Psychographic Test, PGT
Введение
В результате использования Психографического теста В.Г. Леонтьева определяются шесть психографических показателей мотивации:
Рис. 1. Силовое поле мотивации:
АВСD – прямоугольник с «золотым сечением»;
АС – диагональ «линия жизни»;
угол α – угол между вектором мотива и «линией жизни» АС;
ln – расстояние от нижней кромки листа до точки мотива по оси У (т. М);
lo – расстояние от начала диагонали АС (т. А) («линия жизни») до проекции точки мотива (т. М) на диагональ АС;
Х1 – абсцисса точки мотива (т. М);
У1 – ордината точки мотива (т. М);
Программное обеспечение «PsyGraph»
Для оптимизации обработки результатов исследования мотивации с помощью проективного Психографического теста В. Г. Леонтьева группой Нижегородских ученых разработано оригинальное программное обеспечение «PsyGraph».
Программное обеспечение «PsyGraph» позволяет:
1. Автоматически вычислять значения психографических показателей мотивации Психографического теста В. Г. Леонтьева (угол α, ln, lo, координаты (Х;У), квадрат силового поля мотивации [+X;+Y], [-X;+Y], [+X;-Y], [-X;-Y]);
2. Выполнять количественный и качественный анализ мотивационных показателей (Рис. 2);
3. Интерпретировать данные по отдельным испытуемым и выборке в целом по каждому из рассматриваемых мотивов или их совокупности;
4. Сохранять результаты тестирования и формировать базу данных с необходимой информацией об испытуемых;
5. Применять фильтры к выборке испытуемых по различным критериям (полу, возрасту, профессии и др.);
6. Экспортировать полученные результаты измерений и отчетов по анализу исследования мотивации в другие программы обработки данных (Excel, SPSS и др.);
7. Сокращать в временные затраты на обработку результатов исследования в 4-7 раз.
Рис. 2. Окно интерфейса программы «PsyGraph»
Программа «PsyGraph» позволяет автоматически вычислять значения психографических показателей мотивации Психографического теста В. Г. Леонтьева: угол α (сила, тенденция развития мотивации), ln (уровень побуждения, сформированности мотивации), lo (показатель генезиса, развития или регрессии мотивации), координата Х (показатель потенциала-действенности мотивации), координата У (показатель духовности-материальности, осознанности-неосознанности мотивации), квадрат силового поля мотивации [+X;+Y], [-X;+Y], [+X;-Y], [-X;-Y].
При суммировании баллов по каждому психографическому показателю (Х, У, угол α, ln, lo) были выделены 5 уровней выраженности мотивации: 1 уровень – 1-4 балла – низкий уровень мотивации (слабость мотивации); 2 уровень – 5-9 баллов – уровень мотивации ниже среднего (состояние неопределенности); 3 уровень – 10-14 баллов – средний уровень мотивации (тенденция к регрессии мотивации); 4 уровень – 15-19 баллов –уровень мотивации выше среднего (динамичность, тенденция развития мотивации); 5 уровень – 20-25 баллов – высокий уровень мотивации (усиление мотивации). Максимальное количество баллов при суммировании – 25 баллов, минимальное – 5 баллов:
На основании произведённых расчётов и полученных данных исследования программа «PsyGraph» проводит качественный анализ мотивации и делает выводы о мотивационном состоянии тестируемых по каждому из рассматриваемых мотивов или по совокупности мотивов.
Опираясь на эти характеристики, в программе «PsyGraph» предусмотрена возможность настраивать представление базы данных измерений с применением фильтров к отдельным характеристикам выборок тестируемых, например, по профессии, полу, возрасту и др. для анализа мотивации данной выборки тестируемых (Рис. 3).
Рис. 3. Применение фильтров к списку выборки тестируемых
Для удобства пользователя данные о тестируемых и результаты исследования могут быть экспортированы в Excel для дальнейшего использования (Рис. 4).
Рис. 4. Экспортирование данных в Excel
Программа «PsyGraph» значительно оптимизирует процесс обработки результатов исследований.
При автоматической обработке результатов измерений с помощью программы «PsyGraph» основное время затрачивается лишь на сканирование индивидуальных результатов тестирования. Затем программа «PsyGraph» распознает изображение, рассчитывает психографические показатели и выводит на экран заключение об особенностях мотивационной сферы испытуемых.
Хронометраж времени на обработку результата 1 измерения с формулированием вывода о мотивации при ручной и автоматической обработке результатов исследования выявил следующие показатели временных затрат:
— ручная обработка – 20 минут,
— автоматическая обработка программой «PsyGraph» – 5 минут.
Хронометраж времени на обработку результатов 30 измерений с формулированием вывода о мотивации при ручной и автоматической обработке результатов исследования выявил следующее сравнение временных затрат:
— ручная обработка – 420 минут,
— автоматическая обработка программой «PsyGraph» – 60 минут.
Таким образом, сокращение скорости обработки результатов 1 измерения при автоматической обработке «PsyGraph» достигается в 4 раза, при обработке результатов 30 измерений – в 7 раз.
Алгоритм работы программы (автоматического измерения параметров психографического теста) следующий:
1. Определение рамки (Рис. 5);
2. Распознавание изображения и определение областей интереса (векторов мотива) (Рис. 6);
3. Определение точки мотива, начальной и конечной точек вектора мотива. Программа обозначает синей точкой начало вектора мотива (откуда пришло стремление), голубой точкой – точку мотива, красной точкой – конец вектора мотива (Рис. 7);
4. Построение системы координат;
5. Вычисление значений психографических показателей и формулирование вывода об особенностях мотивации испытуемых (Рис. 2).
Для распознавания изображения определения областей интереса все изображение разбивается на прямоугольные фрагменты размером 16×16 пикселей, в каждом из которых вычисляется дисперсия данного фрагмента. Если разница между дисперсией всего изображения и дисперсией анализируемого фрагмента превышает заданный порог, то данная область рассматривается как область интереса (Рис. 6).
Для определения граничных точек используется алгоритм поиска угловых точек методом Харриса с последующим совмещением полученных точек с найденными областями интереса.
Определение точки мотива. Точка мотива находится как точка центров областей интереса, наиболее удаленная от граничных точек. В случае, если все области интереса лежат на одной линии, то точкой мотивации считается середина отрезка, соединяющего найденные граничные точки.
Для определения начальной и конечной точек вектора мотива используется нейроноподобный детектор изображения стрелки, выполненный как детектор атрибутов области интереса (Рис. 7).
Построение системы координат включает в себя поиск всех геометрических объектов (точка начала координат, «линия жизни» АС, точка мотива, вектор мотива), необходимых для вычисления параметров теста. Для построения системы координат используются данные, полученные в результате поиска рамки. Система координат определяется началом координат, как точкой пересечения прямых AC и BD и «линией жизни» AC.
Для вычисления параметров теста программа использует простые методы вычислительной геометрии, включающие поиск расстояний между двумя точками, расстояния от точки до прямой и угла между векторами (Рис. 2).
Рис. 5. Определение рамки
Рис. 6. Распознавание изображения и определение областей интереса
Рис. 7. Определение начальной и конечной точек вектора мотива
Интерфейс программы состоит из следующих элементов:
1. Левая часть (сверху вниз) (Рис. 2):
– строка главного меню, которая содержит основные команды: файлы, настройка, помощь;
– панель быстрого доступа к основным командам программы: новое измерение, сохранить в базе данных; добавить тестируемого; сохранить в Excel.
– область графического редактора, в которой отображается изображение теста и связанные с ним основные точки мотивов и векторы мотивов, отражающих мотивацию (стремления, намерения) тестируемого к заданным объектам исследования;
– область отображения вычислененных значений психографических показателей мотивации по текущему измерению.
2. Правая часть (сверху вниз) (Рис. 2):
– панель настройки элементов фильтрации данных измерений;
– область отображения базы данных измерений с основными характеристиками тестируемых: фамилия, имя, пол, возраст, профессия, мотив;
– область отображения количественного анализа мотивации;
– область отображения качественного анализа мотивации.
Програой предусмотрена возможность осуществлять настройки программы, касающиесяразмеров прямоугольника и чувствительности детектора распознавания изображения. В соответствии с тем, что стимульным материалом Психографического теста В. Г. Леонтьева является прямоугольный лист бумаги с вертикальной ориентацией и соотношением сторон 100:62, рекомендуется использовать следующие размеры прямоугольника: 210:130 мм, 297:184 мм, 150:93 мм (Рис. 8).
Рис. 8. Настройка параметров программы
Заключение
Перспективы дальнейшей работы над программным обеспечением «PsyGraph» связаны с созданием пользовательского приложения для планшетных компьютеров с операционной системой Android, с возможностями распознавания нескольких точек мотивов на изображении силового поля мотивации и статистической обработки результатов исследования.
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи
Психографический тест В.Г. Леонтьева
Для измерения уровня мотивации используется проективный тест, разработанный В.Г.Леонтьевым (1992), и названный автором «Психографический тест», который прошел проверку на валидность и надежность. Его можно использовать не только в научных, но и в практических целях, он достаточно надежен в диагностике мотивации, стремлений и намерений. Тест базируется на представлении о прямоугольнике с «золотым сечением» как силовом поле, как пространстве чувствительности, в котором размещаются стремления (мотивы), например, к учебным предметам.
При интерпретации координат точек стремлений (мотивов) учитывается символика прямоугольного пространства, разработанная Максом Пульвером, Гертц Артусом, Михаэлем Грюнвальдом и др. Основные положения этих разработок даны в книге К. Коха (1976).
Показатели психографического теста в совокупности дают характеристику мотивации по силе, устойчивости, уровню побуждения, содержанию, генезису (когда возник
мотив, имеется ли тенденция к угасанию или развитию его), структурности (какие мотивы являются доминирующими, устойчивыми), качеству (созерцательные, связанные с активными действиями, осознанные или неосознанные и т.д.).
Многочисленные обследования учащихся и студентов с помощью психографического теста показали, что диагностические возможности квадратов силового поля повышаются, если учитываются экспериментатором и другие мотивационные показатели, которые именно в совокупности позволяют более достоверно
диагностировать мотивацию к изучению учебных предметов, определять ее динамические характеристики.
Психографический тест обладает достаточно надежными диагностическими возможностями по выявлению и описанию мотивации поведения и деятельности человека. Его можно успешно использовать не только в процессе научного исследования, но и непосредственно в педагогической практике, а также в тех случаях, когда возникает необходимость измерить уровень мотивации той или иной деятельности человека.
Мотивационная сфера как ядро личности в работах А.Н. Леонтьева
Мотивационная сфера как ядро личности в работах А.Н. Леонтьева
Мотивация является центральным понятием в психологии. Все психические явления и процессы, как неотъемлемая часть структуры деятельности обусловлены именно мотивацией.
В представлениях А.Н. Леонтьева четко различаются сама потребность как внутреннее «состояние организма» и мотив, придающий деятельности определенную направленность. То, что является единственным побуждением направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности».
В психологии, понятие « мотивации» часто употребляется в двух значениях. В первом, более узком значении оно включает совокупность побуждений, направляющих какую-либо конкретную деятельность. От понятия мотива в этом значении понятие мотивации отличается тем, что включает дополнительные реально действующие мотивы, а также цели, ведущие к достижению мотива (мотивов), если они с ними не совпадают. В последнем случае в совокупности побуждений данной деятельности участвуют и волевые процессы.
Второе, широкое значение понятия мотивации объединяет все устойчивые мотивы человека, определяющие его совокупную деятельность, т.е. жизнь в целом. Для широкого значения понятия мотивации часто применяется термин «мотивационная сфера». Помимо устойчивых реально действующих мотивов мотивационная сфера включает личностно значимые потенциальные мотивы, а также дальние устойчиво сохраняющиеся цели.
Мотивационная сфера является «ядром личности» (А.Н. Леонтьев), определяющим ее основные свойства, прежде всего направленность и главные ценности.
При этом, глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость.
Таким образом, мотивационная сфера человека как ядро личности включает мотивы, определяющие и устойчиво сохраняющиеся цели личности, а также сферу произвольности, выполняющую функцию побуждения в достижении этих целей.
Психографический тест В.Г. Леонтьева как инструмент исследования мотивационных процессов: обзор применения
Психология мотивации (Д.Леонтьев)
Психология мотивации отвечает на вопрос почему люди делают то, что они делают. Получить ответ сложно, потому что мы сами плохо понимаем причины того, что мы делаем, а если даже понимаем, то часто не готовы раскрыть их другим. Так, психоанализ абсолютизировал идею того, что человек никогда не сможет знать мотивацию, объяснив это бессознательными неконтролируемыми нами силами. В чем есть только доля истины.
В шестидесятые годы произошел прорыв, когда мотивацию начали изучать в рамках познавательной деятельности. От абстрактного вопроса почему люди вообще что-то делают (движущих человеком сил вроде смысла, сексуальности и т.д. ) психологи перешли к более конкретным: почему в данный момент человек делает именно это; почему начав что-то делать, доводит до конца.
Длительное время мотивацию изучали количественно, что наглядно демонстрирует закон оптимума Йеркса-Додсона. Позже занялись качественным изучением мотивации и на сегодняшний день хорошо проработана теория самодетерминации.
Количественное изучение мотивации – закон оптимума мотивации
R. Yerkes и J. Dodson в 1908 провели исследования о связи силы мотивации со сложностью задачи и эффективностью ее выполнения, которые подтвердились, как на животных, так и на людях. Невозможно благодаря мотивации бесконечно наращивать эффективность деятельности.
“Для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться. Другими словами, если деятельность является относительно простой, то лучше всего она будет выполняться при высоком уровне мотивации, а если деятельность является сложной – при умеренном уровне. Если человек не мотивирован – деятельность не будет осуществляться. При сильной мотивации сложная деятельность распадается, ее качество снижается.”
Качественное изучение мотивации – теория самодетерминации
Изучение направлено на познавательные способности человека, восприятие действительности, регуляции наших действий. Прорывной на тот момент оказалась теория самодетерминации. На ней строятся многие современные подходы к управлению организациями, например, фастфуд-мотивация.
Эдвард Л. Деси предложил разделить мотивацию на внешнюю и внутреннюю, которые имеют разные последствия для людей.
“В огромном количестве экспериментальных исследований показано, что внутренняя мотивация — это то, что всегда приводит к самым позитивным следствиям для развития личности, для эффективности деятельности, для устойчивости деятельности. Внешняя мотивация всегда проще. Ее всегда легко организовать, над ней не надо думать. И тем не менее она приводит ко многим неоднозначным последствиям. С помощью внешней мотивации можно решить только сиюминутные, оперативные задачи. Задачи долгосрочные, задачи стратегические с помощью внешней мотивации решить нельзя.” (Д.Леонтьев)
В том случае, когда есть внутренняя мотивация, но к ней примешивается внешняя, со временем интерес падает – происходит подрыв внутренней мотивации.
Исследования показывают, что мотивирование людей с помощью кнута и пряника является наименее эффективным и даже оказывается вредным. Популярностью такая стратегия мотивации пользуется из-за простоты, а не потому что она лучшая.
Внешняя мотивация помогает при решению текущих задач. Для стратегических потребуются внутренние мотивы.
Дальнейшее изучении мотивации показало, что иногда мы совершаем действия без особых на то причин, во всяком случае неявных.
Для успеха человека в реальной жизни нужно не только опираться на внутреннюю мотивацию, но и уметь делать то, что не хочется, а надо. Это важно, как при обучении так и на работе.
Большую часть того, что люди делают вызвано внешними стимулами. Но мы наблюдаем тенденцию, когда люди в современном мире все больше занимаются тем, что им нравится, переходят во фриланс и т.д. В связи с этим растет интерес к управлению силой воли (в контексте управления изменениями полезно рассмотреть положительную и отрицательную силу воли).
Сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев)
Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.
Пример
Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.
Пример 2
…Перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, — повествует Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».
Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность.
Каков механизм сдвига мотива на цель? Представляется, что самым вероятным механизмом является элементарное самоподкрепление на основе действия сочетательных рефлексов, смотри Закон параллельного подкрепления. Если ученику становилось интересно во время чтения, если Акакий Акакиевич получал удовольствие от переписывания бумаг, то эти их действия получали естественное подкрепление и становились привлекательными, желанными, к этим действиям возникало уже внутреннее побуждение. Они становились мотивами.
Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной цели. Всегда ли, однако, этот мотив адекватно открывается сознанию? С порога ответить на этот вопрос нельзя, потому что его осознание в форме понятия, идеи происходит не само собою, а в том движении индивидуального сознания, в результате которого субъект только и способен преломить свое внутреннее через систему усваиваемых им значений, понятий. Об этом уже говорилось, как и о той борьбе, которая ведется в обществе за сознание человека.
Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную, хотя не всегда видимую индивидом, подлинную действительность. Вся жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение «державы золота». Эта цель достигнута («Кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных все это стоило?»), но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами «Ужасный век, ужасные сердца! » заканчивает Пушкин трагедию о Скупом.
Иная личность, с иной судьбой складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути — человек, ставший, по словам Горького, человеком человечества.
Здесь мы подходим к самому сложному параметру личности: к общему типу ее строения. Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамидуА. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают.
Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглащает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной, как и та объективная системаксиологических понятий, характеризующая идеологию данного общества, данного класса, социального слоя, которая коммуницируется и усваивается (или отвергается) человеком.
А н леонтьева теория деятельности. Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.
В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:
Основные положения теории Леонтьева: