Тейбл ток что это такое в библиотеке

Учимся. Учим. Творим!

Продолжая идею приоритетной профессиональной поддержки молодых библиотекарей и активизации их потенциала, в Юношеской библиотеке Республики Коми был организован III Межрегиональный воркшоп «СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД».

Молодые библиотекари из Кирова, Сыктывкара, Корткеросского, Сыктывдинского, Троицко-Печорского, Эжвинского районов в первый день отправились на библио-пикник в Финно-угорский этнопарк.

Эко и этно-экскурсии по коми избе и чуму, информация о жизни и обрядах коми народа, оленеводов-ижемцев, национальные игры и фото-сет, создали позитивную атмосферу, которая стала эмоциональной подпиткой участников, содействовала сплочению для взаимодействия и сотворчества.

Разделившись по цвету бейджей на 5 команд, участники активно включились в мозговой штурм «Молодёжное чтение – креативный подход». Продуцировали предложения для «Копилки идей» – обсуждали, заполняли «Листы нескучных – креативных – реальных идей». После отбора, систематизации, оценки и критики идей каждая группа озвучила «ТОП-5» самых ярких.

Список увлекательных предложений впечатлял! Многообещающе звучали: конкурс «Арт-прочтение», литературный FEST, марафон «Чтение он-лайн», Библиотечная лаборатория, конкурс хештегов «Новое прочтение», Автограф сессии, New form, Фитнес с книгой, Club-mix, маскарад «Москва 30-х», мобильные приложения и игры, таргетированная реклама…

Затем команды с азартом приступили к разработке своей главной оригинальной идеи. В течение часа кипела энергичная работа, участники наполняли свои идеи жизнью – выстраивали чёткие планы и сценарии действий, детализировали наполнение, готовились к экспресс-презентации на креатив-подиуме.

Презентации стали яркими образцами коллективной креативности, результатом оригинальной командной работы.

Говорящие названия проектов приоткрывали творческие перспективы воплощения идей в жизнь:

Представленные проекты чётко отражали главные задачи, которые намереваются решать проектанты:

Победителя определили путём голосования. Команда «Зеленых» одержала победу и получила заслуженные призы.

Мастер–классы, практикумы, презентации, квест, обмен опытом, актуальные консультации стали содержательной основой второго дня.

Участники выступали то в роли учителей, то учеников, то помощников, то консультантов – всё было и полезным и информативным и занимательным.

Выступавшие щедро делились позитивным опытом: творческими находками, технологиями, эффективными подходами к библиотечному обслуживанию молодежи, инновационными приёмами формирования в молодежной среде позитивного имиджа библиотеки как пространства новых возможностей.

О том, что Table-talk – разговор за столом, свободное обсуждение темы, дискуссионное мероприятие для молодежи получило прописку в ЦГБ МБУК «ЦБС» г. Сыктывкара рассказала Ложкина Наталья Алексеевна, заведующий сектором отдела обслуживания.

Такие разговоры способствуют продвижению книги и чтения, содействуют формированию у молодежи социальной активности, толерантности, умению отстаивать свои позиции. В формате тeйбл-ток молодежь узнаёт новое, обсуждает насущную проблему, и кроме того, ведёт разговор о книгах затрагивающих актуальную тему.

О появлении и насыщенной жизни «Английского разговорного клуба» в библиотеке поведала основатель и вдохновитель Добровольская Анна, библиотекарь ЦБ им. М.Н. Лебедева «Корткеросская ЦБС».

Роль такого объединения – помочь в приобретении навыка говорения через живое общение и неформальную атмосферу, настольные игры, развивать уважительное отношение к культуре и традициям народов мира, продвигать литературу на иностранных языках.

Опытом проведения Малого поэтического марафона, приуроченного к Всемирному дню поэзии, поделилась Нестерова Алена, зав. отделом краеведения и коми литературы Национальной детской библиотеки РК им. С.Я. Маршака.

Большой праздник поэзии проводился в четвёртый раз, в этом году марафон вышел на региональный уровень.

На празднике прозвучали стихи на коми, коми-пермяцком, русском, башкирском и марийском языках. Марафон украсили видео-выступления ребят из Башкортостана, Республик Хакасия и Марий Эл, Омской области, а также отдалённых уголков республики. Республику Коми представляли ребята из Сыктывкара, Воркуты и Инты, Корткеросского, Троицко-Печорского и Усть-Цилемского районов.

Путь от идеи организовать «Библиотечный молодежный центр» до первых результатов участники воркшопа проделали вместе с Юрковской Светланой, заведующей отделом обслуживания МБУК «Сыктывдинская ЦБС».

Опрос в сообществе «Сыктывдинская ЦБС» «Вконтакте» подтвердил правильность намерений по созданию молодёжного пространства в библиотеке.

Возможность сродниться с пространством, стать в нём «своими», молодые люди получили, участвуя в библиотечных событиях. С успехом прошли фестиваль общения «Привет, Германия!», скайп-встреча по книге «Гарри Поттер и философский камень», квест «Молодежь против коррупции», поэтический марафон «Поэзия сердцем с тобой говорит», познавательный час «Библиотерапия: лечитесь книгами», мастер-классы «Родословная моей семьи», «Театр теней своими руками».

О разработке и реализации программы «Открываем календарь: нелитературные даты» рассказала Стриканова Юлия, ведущий библиотекарь ЦДБ МУ «Корткеросская ЦБС». Библиотека даёт возможность ребенку проявить себя в различных видах активной деятельности (видеофильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), и создаёт ситуации встреч с полезными книгами. Поводом обратиться к книге, направить внимание детей на художественные произведения могут стать нелитературные календарные даты и праздники.

Своими раздумьями о природе появления новых идей поделился Дмитрий Махов, библиотекарь отдела чтения и досуговой деятельности ЮБРК.

Логическая цепочка «муза-вдохновение-креатив» по мнению Дмитрия, ведёт к рождению «идеи».

Его выводы о том, для чего же нужна идея (разрабатывает мыслительный процесс, повышает интерес к окружающей среде, способствует формированию цели, ведет к модернизации жизненных действий, содействует решению проблем) подкреплялись яркими примерами из жизни. Собственные поиски нашли отражение в мастер-классе «Где взять новые идеи?»

В ЦГБ МБУК «ЦБС» г. Сыктывкар, используя форму и правила спортивного биатлона, а также онлайн сервисы Google формы, learningapps.org, kahoot.com, разработали оригинальную интеллект-игру «Литературный биатлон», которую презентовала Савосько Марина, заведующий сектором отдела новых информационных технологий.

Участникам воркшопа представилась возможность освоить игру на практике: играющие прошли две дистанции, два огневых рубежа и финишную прямую. Игра “на время”, точнее, игровые очки, которые символически представлены в виде “минут”. В игре победила команда, набравшая наименьшее количество «минут».

Участие в эко-квесте «Игра на выживание», который разработали специалисты ЮБРК Ануфриева Дина и Тушканова Елена, стало приятной и увлекательной учебной разминкой. Площадкой квеста стала вся территория библиотеки, а сотрудники выступили в роли кураторов.

В основе – художественные серии «Сталкер» «Метро». На протяжении всей игры, команда ищет артефакты (Земля, вода, огонь, воздух). Участники квеста, перевоплотившись в героев и используя знания из научно-популярных книг, пытаются спасти себя и планету. Выжить героям помогает знание основ физики, химии, биологии, военного дела, экологии, медицины.

Мастер-класс «Цветочный фоамиран» Зыряновой Анжелики, библиотекаря внестационарного обслуживания МБУК Троицко-Печорской МЦБ стал убедительным примером ненавязчивого привлечения в библиотеку, создания ситуации взаимодействия людей разных поколений, сотворчества, приятного общения, обращения к книге.

Молодые библиотекари одобрили воркшоп как интерактивную форму профессионального обучения. Оценили возможность проявить свой потенциал, информативность и неформальность общения, заряд позитива, настрой на обновление, высказали пожелание продолжать подобные встречи и готовность участвовать в них.

Организаторы отметили, что библиотечная молодёжь – носитель новых взглядов, новых знаний, смело корректируя стереотипы, стремится использовать знания смежных наук, выразили благодарность участникам, за свежий взгляд, за нестандартность идей, которые пополнили коллективную творческую копилку и, воплощённые в жизнь, принесут свои плоды.

О.С. Мищенко, главный библиотекарь ЮБРК

Источник

Тейбл ток что это такое в библиотеке

«Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках: действенные методы и подходы». Методические рекомендации.

В современном мире особое значение придается формированию социально-активной, духовно-богатой и нравственно-здоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию.

Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре.

Сегодня вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 года. Программа опирается на «Концепцию патриотического воспитания граждан РФ» 2003 года.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (// Российская газета.– 2001.– 12 марта).

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками нашей ЦБС в рамках патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений. Представим примеры мероприятий прошедших лишь в центральной библиотеке за последние 3 года в виде таблицы:

1. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн. Далекому мужеству верность храня» неделя патриотической книги, «Вышла в поле русских сила» Лекция – беседа для уч-ся НППК, «Сражаюсь, верую, люблю» литературно-музыкальный вечер, «Многое забудется, такое – никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби. Афганистан живет в душе моей» литературно-музыкальная композиция, «Время выбрало их» вечер встречи поколений, посвященный 30-летию ввода войск в Афганистан

3. Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. «Здесь корни, здесь истоки» краеведческая выставка, «Город мой – вселенная моя» литературно-музыкальная гостиная, «По улицам длиною в жизнь» краеведческая экскурсия с электронной презентацией, «Свой край люби и знай» мультимедийный микст, Пешеходные и виртуальные краеведческие экскурсии: «Меценаты города Новозыбкова», «Новозыбков сегодня и 100 лет назад», «Храмовое зодчество Новозыбкова».

4. Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. «Защита народа – священный долг» патриотическая выставка, «Гордится Русь богатырями» литературно-исторический микст.

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга. «Подвиг во имя России» стенд в холле библиотеки, «Моя Родина – Россия» урок патриотизма, час информации «Три символа родной державы.

6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности «Молодежные субкультуры в России» урок-беседа, «Молодежная политика в Российской Федерации» социально-правовая выставка, «В зоне риска – молодежь» цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения.

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, «Отечества славные сыны» выставка, «Два Георгия и победа в ВОв» историко-литературный час, «Золотые звезды земляков» урок патриотизма, час-реквием «Место подвига – Чернобыль».

Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания стали меняться.

Во многом патриотическое воспитание соединяется и координируется с краеведческой деятельностью публичных библиотек, особенность которой состоит в создании такой библиотечно-библиографической и документно-информационной базы, которая способствует социализации, позитивному самоутверждению личности и раскрытию ее творческого потенциала. Не случайно академик Д.С.Лихачев назвал краеведение “воспитывающей наукой”

Библиотекари-краеведы создают мнение о своем городе и крае, стремятся открыть “малую родину” для страны. Сотрудники муниципальных библиотек включаются в краеведческий поиск, собирают и систематизируют материалы, пишут летопись малой родины. Большую помощь при этом оказывают школьники, молодежь, любители-краеведы, местные жители. В память о знаменитых людях, которые родились, жили, создавали что-то значительное для своего края, создаются именные муниципальные библиотеки, которые можно охарактеризовать как краеведческие. Кроме того, появление новых учебных дисциплин в региональном компоненте предметов в общеобразовательных школах также предъявило к краеведческой деятельности новые требования. Например, основой патриотического воспитания детей и подростков в школах стало введение в Московский региональный учебный план курсов “Москвоведение».

Различные формы библиотечного краеведения оправдывают себя, являются эффективным средством патриотического воспитания. Пожалуй, сегодня только библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить повышенный интерес, особенно детей и юношества, к краеведческой литературе. Таким образом, краеведческая деятельность библиотек получила новый импульс.

В русле меняющейся культурной политики от библиотеки требуется обновить
содержание и систему методов, способствующих духовно-нравственному развитию
личности, раскрытию его неповторимого творческого потенциала. Развитию
индивидуальных творческих способностей читателей в библиотеке способствует
использование активных методов общения, в которых читатель является не
пассивным слушателем, не объектом воспитательного воздействия, а активным
участником. Примером такой формы работы можно назвать краеведческие посиделки по различным темам, например, «Русская масленица».

Значителен воспитательный потенциал краеведческих посиделок в
библиотеке. Сбор фольклорного краеведческого материала должен быть организован так,
чтобы выработать у участников навыки самостоятельной поисковой работы. Итогом
подготовительной работы является примерный сценарий, который в процессе
общения корректируется. Сценарий мероприятия желательно построить таким образом, чтобы все участники посиделок и «читатели – актеры», и «читатели – зрители» – одинаково имели возможность проявить себя, участвовать в играх, конкурсах, соревнуясь за звание лучшего рассказчика, чтеца, знатока пословиц, поговорок, обычаев и обрядов
своего народа.

В краеведческих посиделках сочетаются различные виды творческой
деятельности: исследовательский, педагогический, драматургический,
исполнительский, используются разнообразные эмоционально выразительные
средства: художественные, игровые, технические, живого слова и зрелищных
эффектов.
Обогащение форм и методов работы с читателями по духовно-нравственному воспитанию, формирование фондов краеведческой религиозной направленности в публичных библиотеках – новые тенденции, появившиеся в библиотечном деле. Объективным фактором работы с религиозной литературой в библиотеках является преподавание дисциплин религиоведческого и религиозно-философского характера в образовательных учебных заведениях разного уровня.

Специалисты библиотечного дела считают, что проблема духовно-нравственного воспитания детей и юношества средствами православно-ориентированной литературы – одна из нерешенных. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих изданий в фондах российских библиотек.

Вместе с тем, уже существующие фонды религиозной направленности дают возможность библиотекам многих регионов России вести и духовно-краеведческую работу. Например, в Нижнем Новгороде прошел историко-литературный конкурс «Ревнители древнего благочестия. Старообрядчество», а в национальной библиотеке Республики Коми – фотовыставка, посвященная церковному зодчеству и храмовому строительству в крае.

Деятельность религиозных организаций, представляющих традиционные для России конфессии (в первую очередь православие, иудаизм, ислам), относительно прозрачна для общества. Активизируется их взаимодействие с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе, осуществляются совместные и библиотечные проекты.

Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) также направлена на развитие патриотизма через систему краеведческих знаний и духовно-нравственного воспитания. В “Основах социальной концепции” церкви – основополагающем документе, выражающем позицию РПЦ по всем важнейшим вопросам современной жизни, вводится понятие “православный патриотизм”. “Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления”.

Библиотеки – национальные, республиканские, краевые, юношеские и детские, муниципальные, вузовские, школьные и др. – осуществляют сотрудничество с епархиями РПЦ (участие в краеведческих конференциях, епархиальных чтениях, совместные всероссийские книжные выставки и мероприятия по прославлению памяти святых, лектории, издание крупных библиографических указателей и материалов по истории епархии, монастырей, храмов и церквей, благотворителей, внесших значительный вклад в социальную и культурную сферы данной территории и т.д.). Так, в структуре Кировской ЦБС функционирует библиотека “Благовест”, организованная на основе “Соглашения о сотрудничестве между миссионерско-образовательным отделом Вятского епархиального управления и муниципальным учреждением “Благовест” (1998). В универсальном по содержанию фонде библиотеки сформирован подфонд, насчитывающий около трех тыс.экз. святоотеческой православной литературы, которая самым активным образом используется читателями.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Поэтому такой необходимой становится совместная работа библиотек и церкви по патриотическому воспитанию граждан России.

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из значимых и многообразных направлений в деятельности библиотек. Во все времена это воспитание играло огромную роль. Сотрудники многих библиотек подключились к решению проблемы государственной важности – привлечение молодежи к исполнению воинского долга. Библиотекари оказывают призывникам информационную поддержку как в стенах библиотек, так и в других учреждениях. Примером мероприятия можно назвать ток-шоу «Глазами истины» на тему «служить или не служить в армии». Сторону, защищавшую армию, представляли заместитель главы администрации, председатель призывной комиссии, военнослужащие срочной службы. в качестве оппонентов выступала представитель Союза солдатских матерей.

Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что патриотизм – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек. Например, можно провести читательскую конференцию «Онегин, добрый мой приятель» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Главная задача мероприятия – помочь ребятам понять и оценить роль и значение романа в русской и мировой культуре.

Широкое знакомство с литературой о поэте и его эпохе – все это вместе рождает чувство гордости за Отечество, ее культуру и литературу, обсуждение книг Б.Акунина позволяет стимулировать интерес юных читателей к Отечественной культуре XIX начала XX века.

Готовя мероприятия по отечественной литературе, можно использовать такую форму как: тейбл-ток (разговор за столом), свободное обсуждение темы, книги или старинная русская «светская беседа» за чашкой чая (или кофе).

Приобщению к наследию русской классической литературы, духовному ее осмыслению способствуют литературные часы из цикла «Перечитывая русскую классику заново» по темам: «Духовный путь А.С. Пушкина, Л.Толстого; «И.С.Тургенев: время читать, восхищаться и спорить»; «Н.В.Гоголь: литературный путь, величие писателя». Литературное лото «Вечно живая классика», бенефис лучшего читателя русской классики.

Мощный патриотический заряд дает освещение героических событий битв великой отечественной войны. На примерах литературных и реальных героев библиотекари знакомят пользователей с образцами подлинного мужества, подвигов, любви и благородства.

Именно целостное представление о многонациональной Родине – России необходимо старшекласснику, чтобы прочувствовать и осознать содержание патриотизма дружбы народов свое страны.

Сегодня социальное партнерство и проектная деятельность библиотек дает возможность сделать современную библиотеку социально значимой организацией. Библиотеки подчеркивают тесную связь патриотического воспитания с нравственным, с формированием в молодом человеке уважения к себе и окружающим.Разработаны программы «Дарите людям доброту», «Мы живем в …крае», «Растим патриотов» «Память сердца», «Помним. Храним. Дорожим», «Патриотизм – основа воспитания гражданственности россиян» и т.д. Сильная сторона этих программ – координация усилий разных социальных институтов и общественных организаций, центров по внешней работе, центров детского и юношеского туризма, краеведческих кружков школ и детских дошкольных заведений.

Анализ реального состояния уровня работы по патриотическому воспитанию является одной из наиболее насущных проблем, потому, что выводы такого анализа могут стать основой практики совершенствования форм и методов работы в данном направлении. Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *