Тфомс что это за организация
Система обязательного медицинского страхования состоит из федерального и регионального уровней. Основные практические функции по обеспечению медицинского страхования выполняет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В данной статье мы рассмотрим что такое ТФОМС, какую структуру имеет и какие выполняет задачи данный фонд, а также за счет каких средств формируется бюджет ТФОМС.
Правовые основы деятельности ТФОМС, структура и задачи фонда
Деятельность ТФОМС осуществляется в рамках Федерального закона от 29.11.2010 № 326. Указанным документом фонд определен в качестве самостоятельного участника системы обязательного медстрахования с передачей ему отдельных функций страховщика. В состав основных задач фонда указанным нормативным правовым актом включены:
В состав подзаконных актов, регламентирующих деятельность ТФ, входят отдельные приказы и распоряжение Минздрава РФ. В частности, приказом от 21.01.2011 № 15н утверждено типовое Положение о ТФОМС. Указанные функции ТФОМС осуществляет за счет взносов, уплачиваемых в его бюджет работодателями всех сфер деятельности (для работающих застрахованных лиц), либо гражданами (если они не находятся в трудовых отношениях). Таким образом, формирование бюджета ТФОМС осуществляется за счет пропорционального распределения средств:
Порядок распределения взносов между федеральным и территориальным фондом определяется на федеральном уровне и может изменяться путем установления соответствующих норм. Помимо этого, доходы ТФ формируются за счет субвенций от региональных властных органов, дополнительных программ финансирования, штрафных санкций за нарушение законодательства о страховых взносах и т.д.
По форме деятельности Территориальный фонд ОМС является некоммерческой организацией, имеющей представительства в каждом регионе страны. В отличие от аналогичной структуры федерального уровня, ТФОМС реализует программу медицинского страхования в пределах региона. Система обязательного медстрахования предусматривает контроль Федерального фонда ОМС за выполнением функций территориальными подразделениями.
Расходование средств ТФОМС
Состав доходов и расходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования формируется региональными органами власти и утверждается законодательным актом на территории каждого субъекта РФ. Исходя из предоставленных полномочий, расходование средств из бюджета ТФОМС может осуществляться исключительно на следующие цели:
Программа ОМС, действующая на территории каждого субъекта РФ, предусматривает выдачу гражданам полисов страхования, гарантирующих предоставление бесплатной медицинской помощи в пределах установленного перечня услуг и процедур. Именно за счет средств ТФОМС осуществляется выделение средств страховым компаниям по факту выдачи полиса, которые, в свою очередь, будут направлены на оплату конкретных видов медицинской помощи при наступлении страховых случаев.
Заключение
Полномочия территориальных фондов ОМС предусматривают осуществление контрольных функций за деятельностью страховых компаний и лечебных учреждений, оказывающих услуги в рамках программы медицинского страхования. Представительство ТФОМС, которое есть в каждом субъекте Российской Федерации, реализует программу ОМС в своем регионе.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Система обязательного медицинского страхования состоит из федерального и регионального уровней. Основные практические функции по обеспечению медицинского страхования выполняет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В данной статье мы рассмотрим что такое ТФОМС, какую структуру имеет и какие выполняет задачи данный фонд, а также за счет каких средств формируется бюджет ТФОМС.
Правовые основы деятельности ТФОМС, структура и задачи фонда
Деятельность ТФОМС осуществляется в рамках Федерального закона от 29.11.2010 № 326. Указанным документом фонд определен в качестве самостоятельного участника системы обязательного медстрахования с передачей ему отдельных функций страховщика. В состав основных задач фонда указанным нормативным правовым актом включены:
В состав подзаконных актов, регламентирующих деятельность ТФ, входят отдельные приказы и распоряжение Минздрава РФ. В частности, приказом от 21.01.2011 № 15н утверждено типовое Положение о ТФОМС. Указанные функции ТФОМС осуществляет за счет взносов, уплачиваемых в его бюджет работодателями всех сфер деятельности (для работающих застрахованных лиц), либо гражданами (если они не находятся в трудовых отношениях). Таким образом, формирование бюджета ТФОМС осуществляется за счет пропорционального распределения средств:
Порядок распределения взносов между федеральным и территориальным фондом определяется на федеральном уровне и может изменяться путем установления соответствующих норм. Помимо этого, доходы ТФ формируются за счет субвенций от региональных властных органов, дополнительных программ финансирования, штрафных санкций за нарушение законодательства о страховых взносах и т.д.
По форме деятельности Территориальный фонд ОМС является некоммерческой организацией, имеющей представительства в каждом регионе страны. В отличие от аналогичной структуры федерального уровня, ТФОМС реализует программу медицинского страхования в пределах региона. Система обязательного медстрахования предусматривает контроль Федерального фонда ОМС за выполнением функций территориальными подразделениями.
Расходование средств ТФОМС
Состав доходов и расходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования формируется региональными органами власти и утверждается законодательным актом на территории каждого субъекта РФ. Исходя из предоставленных полномочий, расходование средств из бюджета ТФОМС может осуществляться исключительно на следующие цели:
Программа ОМС, действующая на территории каждого субъекта РФ, предусматривает выдачу гражданам полисов страхования, гарантирующих предоставление бесплатной медицинской помощи в пределах установленного перечня услуг и процедур. Именно за счет средств ТФОМС осуществляется выделение средств страховым компаниям по факту выдачи полиса, которые, в свою очередь, будут направлены на оплату конкретных видов медицинской помощи при наступлении страховых случаев.
Заключение
Полномочия территориальных фондов ОМС предусматривают осуществление контрольных функций за деятельностью страховых компаний и лечебных учреждений, оказывающих услуги в рамках программы медицинского страхования. Представительство ТФОМС, которое есть в каждом субъекте Российской Федерации, реализует программу ОМС в своем регионе.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Что такое ТФОМС и ФФОМС? Чем занимаются эти организации?
Любой предприниматель, ставший на учет в налоговых органах, должен производить регулярные отчисления и платежи в различные внебюджетные организации.
Эти выплаты осуществляются независимо от того, получает ли бизнесмен прибыль или нет, ведет ли он коммерческую деятельность или не имеет доходов. К числу организаций, наполнение которых является обязательным для всех предпринимателей, относятся ТФОМС и ФФОМС.
Что такое ФФОМС?
ФФОМС – это Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Он представляет собой внебюджетную государственную организацию, имеет собственный баланс, имущество и счета в банковских учреждениях.
Его деятельность подчинена Конституции РФ, законам и нормативным актам об обязательном медицинском страховании. ФФОМС был основан в 1993 году для финансирования медицинского обслуживания на территории РФ и развития методической базы ОМС, а в 1998 году получил свой устав.
Чем занимается ФФОМС?
Основной функцией ФФОМС выступает реализация государственной политики в отношении медицинского страхования населения.
Организация занимается расчетом страховых взносов, контролем над перечислением денежных средств по страховке, а также регулярным сбором статистической информации, касающейся медицинского страхования.
Сотрудники ФФОМС разрабатывают нормативные акты и законы в области ОМС, обеспечивают подготовку специалистов, занятых в этой сфере, и организуют научно-исследовательские работы.
Деятельность ФФОМС направлена на социальную защиту граждан РФ по охране здоровья и сбор средств, которые покрывают лечение людей, имеющих медицинскую страховку. Взносы в фонд должны осуществлять все организации и ИП в размере 3,1% от доходов по предпринимательской деятельности.
Благодаря этим выплатам каждый гражданин, имеющий полис ОМС, может получить бесплатную медицинскую помощь в любых государственных больницах и поликлиниках.
Как расшифровывается ТФОМС?
ТФОМС – это Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Если ФФОМС работает на государственном уровне, то ТФОМС создаются органами исполнительной власти отдельных субъектов РФ и действуют на территории этих субъектов.
Сейчас в России насчитывается 86 территориальных фондов, в том числе два в Крыму и один на Байконуре. Деятельность этих организаций осуществляется на основе Положения о ТФОМС и направлена на оказание медицинской помощи жителям конкретного субъекта РФ.
Какие функции выполняет ТФОМС?
ТФОМС занимается вопросами по функционированию системы, обеспечивающей гражданам право на получение бесплатной и доступной медицинской помощи. Для выполнения данной задачи он занимается сбором страховых средств и их распределением между владельцами страховых полисов.
Для более полноценной работы фонда его сотрудники ведут постоянное общение с населением и организациями, которые представляют медицинские услуги, а также проводят разъяснительную работу по правам жителей территориального округа.
Каждый ТФОМС на своей территории осуществляет разработку специальных программ выплаты заработной платы персоналу больниц, обеспечения медицинских учреждений лекарственными препаратами и реализации государственных закупок медицинских средств.
Как и в ФФОМС, выплаты в территориальные фонды должны производить все предприниматели за себя и своих работников. Ставка по взносу составляет 2%. При приеме на работу инвалидов ставка равняется 1,2% от доходов (1,1% для ФФОМС).
Расчетным периодом по медицинскому страхованию считается календарный год, однако выплаты в обе организации производятся ежемесячно – не позже 20 числа текущего месяца.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ: понятия и нормативная база
Фонд обязательного медицинского страхования – это внебюджетная структура, имеющая в своем составе:
ТФОМС организуются субъектами РФ и по статусу представляют собой некоммерческие организации (НКО).
Знакомьтесь с видами НКО и иными отчетно-учетными нюансами этих организаций с помощью размещенного на нашем сайте материала «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций в 2020 году».
ФОМС предназначен для реализации государственной политики в сфере медстрахования в нашей стране. Его работа организуется на основании:
Федеральный и территориальный фонды: структура и состав
Управление ФФОМС осуществляется правлением (численность – 11 человек) под руководством председателя.
Вместе с ФФОМС государственную политику в сфере ОМС реализуют 88 ТФОМС (территориальных фондов):
ТФОМС обладают следующими отличительными признаками:
Обратите внимание! Работодатели платят 5,1% от суммы доходов сотрудников в ФФОМС. Подробнее о тарифах на страхование для работодателей читайте здесь. ТФОМС осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Об основных функциях ФФОМС расскажем в следующем разделе.
Функции ФФОМС
Функции ФФОМС в 2020 году (п. 8 ст. 33 закона № 326-ФЗ) можно разделить по группам:
Итоги
ФОМС является внебюджетной структурой, предназначенной для аккумулирования денежных средств, необходимых для реализации государственной политики в сфере ОМС.
О системе территориальных фондов ОМС
Если реформа ОМС, то давайте менять процесс страхования, а не здравоохранения. Так эффективнее, если это действительно реформа ОМС.
В России действует 87 фондов ОМС: 86 территориальных и один федеральный. Всё они функционируют как отдельные, независимые юридические лица, самостоятельные организации.
Из 87 фондов ОМС только один является Страховщиком — федеральный внебюджетный фонд ОМС. Почему другие 86 называются фондами, если в них нет взносов, сказать трудно. Просто название. Рудимент предыдущего законодательства.
В настоящее время все территориальные «фонды» ведут только посредническую деятельность. По поручению Страховщика выполняют отдельные его полномочия, связанные с реализацией территориальной программы ОМС, за что и получают вознаграждение за счет средств ОМС.
По уставу территориальные фонды создаются как самостоятельные финансово — кредитные некоммерческие учреждения. Однако при этом все имеют ОКВЭД 84.30 — деятельность в области обязательного социального обеспечения, то есть не имеют никакого отношения ни к медицине (ОКВЭД — 86), ни к страхованию (ОКВЭД — 65), ни к финансовой, ни к посреднической деятельности (ОКВЭД — 64,66).
Для участия в страховании, перестраховании посредникам в страховании нужна лицензия — специальное разрешение, подтверждающее профессиональную способность и готовность осуществлять таковую деятельность. У территориальных «фондов» ОМС такой лицензии нет. Никто не оценивает способность этих организаций к ведению страховой деятельности.
Территориальные «фонды» учреждаются субъектами РФ. Соответственно, директора этих организаций назначаются Губернаторами, но в операционной деятельности они руководствуются распоряжениями директора федерального фонда ОМС, то есть имеют двойное подчинение. Это создает фундамент для противоречий при реализации управленческих решений.
Страхование – это финансовый институт, и территориальные фонды оперируют многомиллиардными суммами, обеспечивающими территориальные программы ОМС, но только 1% руководителей имеют надлежащее для подобных организаций образование по специальности «Финансы и кредит». В большей части это врачи (43,8%) или бухгалтера (42,7%), а также юристы (10,4%) и менеджеры (2,1%). Наверняка, это хорошие люди, преданные своему губернатору, но только 12% из них имели хоть какой — то опыт в страховании. До этого они занимались либо практической медицинской деятельностью (45%), либо работали в иной бюджетораспределяющей сфере (43%). Поэтому при принятии управленческих решений в сфере страхового финансового обеспечения территориальных программ ОМС они руководствуются в основном житейские опытом, либо политической ситуацией.
Итак, что мы имеем: на территории каждого субъекта РФ действует организация, которая как бы фонд, но не фонд; у неё нет подтвержденных компетенций в сфере страхования, она действует без специального разрешения (лицензии); руководство такой организацией осуществляют люди, неимеющие соответствующей профессиональной подготовки; управление такой организацией реализуется в условиях двойного подчинения. При всем этом ей делегируется функция Страховщика в части реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ.
Учитывая совокупность вышеперечисленных факторов, трудно надеяться на успех деятельности территориальных фондов ОМС. Из всех участников системы ОМС это самое слабое звено, где наблюдается наибольший разрыв между компетенциями и полномочиями. Поэтому стартовыми объектом реформы медицинского страхования должна стать деятельность именно территориальные фондов ОМС.
Они должны быть ликвидированы. Вместо них в каждом субъекте должны быть открыты филиалы федерального фонда ОМС (Страховщика). Предлагаем первые пять аргументов:
Сегодня реформа ОМС идет по другому пути. Мы опять реформируем не искаженное страхование, а здравоохранение. Виновниками финансовых неудач системы ОМС очередной раз назначены медицинские организации – они оказывают слишком много медицинской помощи. Деятельность медицинских организаций очередной раз планируется «модернизировать». Стратегия прежняя – сокращение. По-другому не знают как. Всегда так делают. Причина – невладение искусством страхования, здесь нужны компетенции. Их и нужно развивать. Если реформа направлена на совершенствование системы ОМС, логичнее будет реформировать процесс организации страхования, а не организации здравоохранения. Это разное. Это важно понять и начать, даже если Страховщику придётся начать с себя.