Ткань индиго что за ткань
Живая традиция японского индиго
Путеводитель по Японии
Префектура Токусима, расположенная на самом востоке Сикоку, наименьшего из четырех основных островов Японии, может показаться не слишком подходящим местом для развития весьма технически сложного и высоко ценимого традиционного японского ремесла. Однако долина реки Ёсино не случайно стала настоящим центром крашения тканей с помощью индиго, или аидзомэ.
Питательной средой для индустрии аидзомэ стала река Ёсино, пересекающая префектуру с запада на восток и отделяющая нагорья Сикоку на юге от гор Асан на севере. В эпоху, когда разлив рек не контролировался, из-за тайфунов и проливных дождей Ёсино выходила из берегов почти ежегодно. Питательный ил, образовывавшийся в процессе этих разливов, обеспечивал идеальные условия для культивирования растения, называемого аи и являющегося источником японского индиго, которое быстро увядало по мере истощения почвы. Территория, удобряемая рекой Ёсино, в итоге превратилась в центр производства высококачественного японского индиго.
Аи – это однолетнее растение из рода Персикария, вырастающее до 80 см в высоту. Оно цветет осенью тонкими метелками белых или красноватых цветов. Эндемик Южного Китая и Индокитая, аи попало в Японию через Китай уже в конце VII века. Со временем оно стало источником богатства провинции Ава, как тогда называли префектуру Токусима. В 1889 году, когда правительство Мэйдзи учредило современную систему административного деления, город Токусима был десятым по величине населенным пунктом Японии (в 2010 году он был уже 86-м).
Красиво, функционально, антибактериально
В наши дни этим культурным наследием можно полюбоваться в «Аи-но яката» – «Усадьбе индиго», уникальном интерактивном музее, расположенном в городе Аидзуми. Великолепная японская постройка в старинном стиле, бывшая резиденция богатого торговца индиго, свидетельствует о процветании провинции Ава, порожденном аи.
Индиго попало в провинцию Ава в эпоху Хэйан (794-1185). В эпоху Сэнгоку (1467-1568), когда повсюду шли военные конфликты между феодальными правителями, спрос на аидзомэ взлетел до небес. Воины предпочитали надевать под доспехи именно такую ткань. Самураи ценили аидзомэ не только за красоту, но и за антибактериальные свойства, помогавшие избежать кожных раздражений и других проблем, связанных с трением и потоотделением.
В музее «Аи-но яката», расположенном в бывшем особняке торговца индиго из Токусимы (слева), посетители могут попробовать себя в традиционном ремесле окрашивания тканей аидзомэ (справа).
Оно живое!
Едкий запах доносится от чанов, расположенных в красильной комнате «Аи-но яката». «Японский индиго – это живое существо, – объясняет сотрудник музея, – процесс окрашивания требует подпитки».
На первом этапе собранные листья аи нарезаются для последующей ферментации. Ферментированные листья называются сукумо. В сукумо добавляются щелок и известь, чтобы получить жидкий раствор. Когда сукумо, известь, щелочность раствора и погодные условия достигнут идеального баланса, на поверхности появятся кобальтово-синие пузыри, называемые аи-но хана (цветы индиго), означающие, что раствор можно использовать для окрашивания тканей.
Кобальтово-синие пузыри поднимаются на поверхность красильного раствора.
За уникальный синий цвет аидзомэ ответственны бактерии, участвующие в процессе ферментации листьев. Под воздействием этих микробов состав, пропитывающий ткань, придает ткани синий цвет, проявляющийся по мере окисления на открытом воздухе. Красильный раствор необходимо готовить и содержать с любовью и заботой, чтобы микроорганизмы, от которых зависит синий цвет, не погибли. Для питания бактерий в раствор вводят сакэ, сироп мидзуамэ и другие ингредиенты.
Незабываемый опыт аидзомэ
Я решил попробовать себя в окрашивании носового платка. Первый шаг – это складывание ткани таким образом, чтобы создать узор из светлых участков, куда краска проникать не будет, своего рода узелковая окраска, называемая сибори. Стараясь примерно представить себе конечный результат, я использую резиновые ленты, чтобы обвязать части платка вокруг прутиков и палочек. Затем осторожно погружаю ткань в чан для окрашивания. Через 10 секунд вынимаю ткань из чана. На моих глазах цвет изменяется с темно-зеленого на синий.
Платок, подготовленный для сибори, узелкового окрашивания с помощью резиновых лент, палочек и других предметов (слева). Объект погружается в красильный раствор до получения необходимого оттенка индиго, после чего резиновые ленты снимаются (справа).
При каждом погружении ткань приобретает все более темный оттенок индиго, и у каждого оттенка есть свое имя: камэнодзоки (очень бледно-голубой), асаги, ханада, нандо, аи, кон, и наконец катииро (иссиня-черный). Как только ткань приобретает требуемый оттенок, процесс окрашивания завершен.
Я снимаю резиновые ленты и палочки, промываю свой платок в холодной воде и любуюсь делом своих рук. Сияющие белые круги разбросаны по ослепительно яркому синему фону, как белые вьюнки на синем летнем небе.
Мой оконченный платок аидзомэ реет на ветру в небе Токусимы.
Фотографии Харуо Накано. Благодарим «Аи-но яката», Городской музей города Аидзуми
(Оригинальный текст на японском языке написан Ёсимото Наоко и опубликован 16 февраля 2015 г.).
Ткани Индиго
Деним – слово известное 99% населения нашей планеты, а для те, кто все еще числится в 1% незнающих расскажем подробнее. Веди именно этот материал проделал длинный путь от робы до вершины модного Олимпа, именно без этой ткани совсем недавно не могли справиться золотоискатели и пастухи, а теперь не представляет своей жизни ни один дизайнер pret-a-porte. Именно деним, или как мы привыкли говорить джинсовая ткань, стал настолько популярен, что давно перестал быть материалом для пошива одежды. Сейчас из джинсы шьют все, в том числе настоящие шедевры интерьерной моды. Судите сами на счету денима интерьерные подушки, портьеры, обивка мягкой мебели, и даже отделка корпусной – кроватей, тумбочек, стеновых панелей. Всё это делает джинсовую ткань буквально королевой текстильного Олимпа.
Но кому же пришло в голову создание этого уникального материала? Откуда начинается его история? Вопреки привычному мнению, джинсовая ткань берет своё начало вовсе не в Америке, а в старой доброй Европе. А точнее в Итальянской Генуе и французском Ниме. Считается, кстати, что и названия происходят от этиx городов джинс от Genue и деним, что буквально переводится «из Нима». В обоиx случаяx это была плотная ткань для изготовления износостойкой, как сказали бы сейчас, одежды. Только генуэзский материал больше напоминал вельвет в мелкий рубчик, а деним являлся плотным материалом саржевого плетения. Так или иначе уже в конце XVII века материалы приобрели такую популярность, что быстро завоевали рынок не только старого света, но и постепенно начали перебираться в новый. А уже в начале XX века началась современная история джинсовой ткани и одежды, которую из нее изготовляли. Именно в штатаx начал своё дело небезызвестный Levi Stross, чье имя и по сей день носит на своиx джинсахx 20% населения планеты. А история получилась по-своему курьезная: молодой предприниматель из старого света, собственно сам Леви, привез на продажу целый корабль разного рода галантерейных товаров, которые, к слову, разошлись довольно быстро. Воодушевленный успеxом торговец, решил поставить своего рода рекорд – продать завалявшийся кусок парусины, потерявший ценность с началом эпохи пароходства. Продать его целиком было не просто, однако предприимчивый Леви нашел выход, сшив из парусины пару крепкиx удобны штанов. А уже этот товар стал разлетаться, как горячие пирожки. Со временем в джинсах были усилены швы, появились характерные клепки, маленький кармашек «watch pocket», а главное, синий цвет – визитная марка джинсы.
Цвет джинсовой ткани долгое время придавался с помощью природного красителя «индиго», который добывали в Индии из одноименного растения. Со временем его стали выращивать и в Европе, и даже в России, речь о растении под названием вайда. Однако после переработки концентрация красителя в нем составляет порядка 10%, в то время как в индийском она достигает 90%. Как бы то ни было уже в середине XX века для окрашивания джинсовой ткани использовался и синтетический индиго разработанный в Германии. Этот факт сделал деним еще доступнее и популярнее.
Современную модную индустрию, как известно уже практически невозможно представить без джинсы. День ото дня она фигурирует в образаx 90% людей, населяющих планету. Нет предмета одежды, который бы не шили из джинсы – брюки, юбки, комбинезоны, рубашки, куртки, пальто и плащи, нательное белье также зачастую бывает стилизовано под деним. А что же в интерьераx? Какой стиль подразумевает гармоничное использование мебели с использованием джинсовой ткани? Ответ прост – любой. Сейчас в моде эклектика, а это значит, что диван из денима, портьеры или декоративные подушки современные дизайнеры могут совместить и с бархатными креслами и с металлическими конструкциями. Однако наиболее гармонично джинса будет смотреться в лаконичном интерьере создаваемом для молоды, активны людей, в детскихx комнатах, а также в сочетании со скандинавским стилем, а также с морским, стилем 50-x, и даже со стилем лофт. Кроме того, правильно декорированный предмет из денима может стать настоящим центром композиции, достаточно добавить характерные элементы – кепки, строчку, карманы и вот перед вами настоящий дизайнерский экспонат.
Компания Текстиль Плюс предлагает всем любителям денима обратить внимание на коллекцию джинсовой ткани, которая недавно появилась в нашем ассортименте. Ее преимущества в высокой прочности, что позволяет использовать ее на несущих деталях мебели, а также в натуральном составе. Отдельный плюс – ширина, она составляет 150см, что позволяет использовать этот материал для пошива штор и портьер.
Древнейший краситель для ткани — индиго
Американские археологи из университета Джорджа Вашингтона нашли на северном побережье Перу древнейшую окрашенную красителем индиго в синий цвет ткань. Ее возраст исследователи оценивают в 6000-6200 лет. Предыдущий рекордсмен оказался примерно на 1500 лет моложе и был сделан в древнем Египте. Исследование опубликовано в Science Advances.
Мода на синюю ткань окрашенную этим древнейшим красителем дошла до наших дней. Знаменитые марки джинсовой одежды окрашивают хлопок с помощью индиго. Поэтому нам с детства знаком синий цвет ткани из Денима.
Однако, еще в 19 веке, в России, самый заурядный крестьянин, вполне мог щеголять в синих портах, да не просто окрашенных, а с замысловатыми узорами. Льняную ткань мастера набивали резными досками и окрашивали в кубах — растворах индиго, в синий цвет. При полоскании на синем фоне открывались белые узоры. Такая техника называется кубовая набойка.
Крестьянки наряжались в прекрасные сарафаны из кубовой ткани. В интерьере дома использовались занавеси, полавочники и столешники из набивной ткани.
В 30-е годы ХХ века техника набойки была забыта и только последнее десятилетие в России, мастера начинают самостоятельно изучать и возрождать это ремесло.
Нужно заметить, что на сегодня в Российском текстильном производстве индиго не используется, во всяком случае мне такого не попадалось.
На фотографиях скатерти выполненные в старинной традиционной технике, бытовавшей в крестьянской среде — кубовой резервной набойке.
Орнаменты по мотивам старинных скатертей, а также с современными авторскими композициями. Все скатерти из 100% льна, выполнены вручную автором.
Ткань индиго что за ткань
Хочу сказать несколько слов об окрашивании в синий цвет.
Так как сейчас возникло много путаницы с этим.
Это набор с Амазон. Рекомендую начать именно с него.
Во-первых существует название цвета «Индиго», которое не говорит о том, что окрашивание происходит растительным сырьем.
Как например «Берлинская лазурь» существует не только в Германии, а «Нэви» navy не только на флоте.
Также существует Индиго для покраски волос, и покрасить ткань им не получится. Обычно это зеленый порошок типа хны.
Экологичный ли? Естественно нет.
В Индии существуют кварталы красильщиков индиго до сих пор. Это тяжелая физически и очень не полезная для здоровья работа.
Кубовое окрашивание
Красящие вещества в индиго не растворяются в воде, соответственно нужно было придумать, как же покрасить изделие.
Для этого и придумали кубовое крашение.
Считаете ли вы полезным для вас или для природы окрашивание с добавлением щелока, едкого натра или кальцинированной соды?
Я нет.
А без этих компонентов краска «не возьмется».
Тут идет спекуляция словами «химический», «природный», «эко» и «био».
Ведь уран, например, природный элемент и он вполне натуральный. Будет ли он полезен лично для вас, очень сомневаюсь. (это пример, в кубовом крашении нет урана :))
Кубовое крашение получило свое название с того времени, как щелочные растворы белого индиго стали называть кубом. Раньше это название применялось только лишь по отношению к индиго, в настоящее время многие красители, свойства которых по отношению к волокну сходны со свойствами индиго, называются кубовыми. Если раньше кубовое крашение ограничивалось синим цветом, то в настоящее время оно имеет широкий диапазон от красного до фиолетового.
Существует несколько способов крашения индиго, но мы остановимся на наиболее распространенном и наименее сложном методе кубового крашения, когда индиго сначала переходит в лейкосоединение (бесцветное вещество), а затем принимает синий цвет.
В ступку налейте 50 мл воды, всыпьте 0,5 г индиго и разотрите. Чтобы быстрее и лучше стиралась масса, нужно прибавить 1 мл этилового спирта. Когда индиго будет растерто, к раствору прибавьте 0,7 г гидросульфита NаНSО3 и 1 мл 30-процентного раствора едкого натра. Смесь эту перенесите в химический стакан и нагрейте до 40-50 °C в течение 20 минут.
Полученный раствор (куб) разбавьте водой в 4‒5-кратном отношении, если производите крашение хлопка, и в 10-кратном при крашении шерстяных тканей.
Ткань погрузите в стакан с кубом и нагревайте до 50-55 °С, все время переворачивая и следя за тем, чтобы вся ткань была покрыта раствором красителя. Куб нагревайте в течение 1 часа. Цвет жидкости желтый.
Через час ткань выньте из стакана и развесьте на воздухе. Она постепенно принимает синюю окраску (вызревает).
Когда вызревание окончится, ткань промойте сначала в подкисленной, а затем в обыкновенной воде и высушите.
Существует еще более простой способ крашения индиго.
Налейте в фарфоровую чашку 20 мл 5-процентного раствора глюкозы и добавьте 2 мл 10-процентного раствора соды и 20-25 мл 1-процентного раствора индигокармина. Раствор нагрейте до кипения, причем синяя окраска раствора переходит в желтую, вследствие восстановления индиго глюкозой.
В чашку с горячим раствором опустите 2-3 г хорошо вымытой ткани и держите ее в этом растворе 10 минут, а затем развесьте на воздухе. Ткань синеет. После 20-минутного держания на воздухе ткань снова опустите в раствор индиго на 10 минут и снова развесьте на воздухе. Так повторите несколько раз. Цвет ткани постепенно становится темно-синим.
Еще несколько полезных ссылок
Купить индиго для начинающего в Украине
Окрашенное изделие будет линять. Стирайте его вручную, отдельно от других вещей.
В кубовом крашении мне нравится момент проявления краски на воздухе. Это выглядит, как волшебство.
Я считаю именно повторное окрашивание или «вторая жизнь старых вещей» и осознанное потребление могут помочь природе.
Думайте о своем здоровье и будьте счастливы.
Анна Назаренко, инженер-эколог и мастер окрашивания шибори.
Джинса — модная плотная хлопчатобумажная ткань
Джинса — культовая хлопчатобумажная ткань, плотная и грубая. Материал славится практичностью, универсальностью, не выходит из моды на протяжении десятилетий. Джинсовая одежда знакома всем с детства, составляет основу гардероба для прогулок и активного отдыха, уместна в любой ситуации, не требующей строгого дресс-кода.
История
История джинсы началась в средневековой Европе. Французские ткачи из города Ним ткали плотную хлопковую ткань для производства корабельных парусов. Упадок парусного флота привел к ненужности материи, и лишь счастливый случай помог ей не кануть в лету.
В середине 19 века во времена золотой лихорадки американский бизнесмен Леви Страусс придумал шить из джинсовой ткани брюки с карманами для мелочей, оказавшиеся востребованными у золотоискателей из-за удобства и прочности.
Дополнение брюк медными заклепками, изобретенными Джейкобом Дэвисом, позволило в 1873 году запатентовать производство джинсов, подаривших ткани популярность.
Как производится джинса
Изготовление материи начинается с окрашивания основных нитей. Для этого хлопковые нити соединяют в длинные веревки с помощью сновальной машины. Веревки наматывают на бабины, затем пропускают через короба с красителями. Цикл окрашивания повторяется до 7-10 раз. После окрашивания веревки распускают обратно на отдельные волокна, из которых ткут джинсу.
Традиционный краситель — темно-синий индиго. Возможно применение красителя на основе серы или иных красящих веществ, тогда рождается джинсовая ткань голубых, черных, горчичных, серых, зеленых оттенков.
Для повышения прочности волокна опускают в емкость с горячим крахмалом и воском. Нити, обработанные таким образом, не лохматятся и не рвутся в процессе ткачества. Готовую пряжу просушивают, наматывают на шпульку и отправляют в ткацкий станок.
На станке окрашенные нити основы соединяют с белыми волокнами утка в соотношении 3 к 1. Тип плетения — саржевый. Так джинса получает свой характерный двухцветный вид: насыщенно окрашенную лицевую сторону с диагональным рубчиком и бледную бесцветную изнанку.
Применение
Джинса — чрезвычайно востребованная ткань. Она широко используется в производстве модной повседневной одежды для детей и взрослых, обуви и аксессуаров.
Изделия из джинсовой ткани:
- джинсы; джинсовые куртки; комбинезоны; шорты; юбки; платья; рубашки; бейсболки; кеды, балетки; рюкзаки, сумки.
Описание ткани: состав, свойства, характеристики
Джинса хорошо узнаваема по характерному диагональному рубчику на поверхности.
Настоящая джинсовая ткань производится из 100 % хлопка, получается грубой и жесткой на ощупь. Для смягчения, повышения эластичности в состав добавляют вискозу, лайкру в малых количествах.
Классическая джинса окрашена в цвет индиго. Середина нити в процессе производства не прокрашивается, оставаясь белой. Со временем краска блекнет, на поверхности появляются потертости.
Плотность материи измеряется в унциях на квадратный ярд, колеблется от 4 до 21 унций, что при пересчете в международную систему единиц составляет от 135 до 700 г/м².
Достаточная плотность классической джинсовой ткани — 10-14,5 унций. Плотность выше считается специфичной и подходит далеко не всем, так как изделия из такой джинсы — чрезвычайно жесткие.
Благодаря саржевому переплетению материя получается прочной, противостоит механическим повреждениям, устойчива к разрыву нитей. Срок службы качественной джинсы достигает 10 лет.
Виды ткани
Разновидности джинсовой ткани:
- деним — плотная прочная джинсовая ткань из чистого хлопка без добавок; экрю — неокрашенная джинса, имеющая натуральный цвет хлопка; джин — легкая джинса бюджетного типа, может содержать вискозу или полиэстер; шамбри — облегченная тонкая разновидность хлопковой джинсы, нити утка и основы которой переплетаются в соотношении 1:1; стрейч — джинса с эластаном, плотно облегающая фигуру.
По технике плетения джинсу разделяют на:
- саржу правостороннего плетения — направление рубчика из левого нижнего угла в правый верхний; саржу левостороннего плетения — рубчик направлен в левую сторону; ломаную саржу — плетение имеет вид елочки.
По особенностям состава и внешнего вида выделяют виды джинсовой ткани:
- марочная — вываренная джинса с потертостями и выбеленными участками; полосатая — с вытканными на поверхности полосками; дизайнерская — декоративная джинса, украшенная по желанию дизайнеров; бондинг — джинса в сочетании со слоем трикотажа; люкс — материя с однородной фактурой, без ярко выраженного диагонального рубчика; джинса-шелк характеризуется благородным блеском поверхности; льняная джинса имеет в составе 50% хлопка и 50% льна, отличается наличием узелков и уплотнений на поверхности; утепленная джинса на флисе или байке.
Достоинства и недостатки
Своей популярностью джинсовая ткань обязана набору присущих ей положительных качеств.
- состоит из натуральных волокон; устойчива к износу; пропускает воздух; впитывает влагу; сохраняет тепло; не электризуется; мало мнется; неприхотлива в уходе.
Среди минусов ткани следует отметить то, что она:
- садится при стирке в горячей воде; со временем вытирается; линяет и окрашивает другие изделия.
Рекомендации по уходу
Следование рекомендациям, указанным на ярлычке изделия, поможет продлить срок службы, сохранить внешний вид и положительные характеристики вещей из джинсовой ткани.
Общие рекомендации:
- перед стиркой следует застегнуть все пуговицы, крючки, молнии, вывернуть одежду наизнанку; стирать джинсовую одежду можно вручную или на деликатном режиме в стиральной машине, температура воды не должна быть выше 40 градусов; запрещено применение отбеливателя и агрессивных стиральных порошков; джинсовые изделия рекомендовано стирать отдельно от других вещей; не нужно выкручивать, выжимать изделия, вода может стечь самостоятельно; сушат вещи в хорошо проветриваемом помещении; гладят полувлажную джинсу с изнанки через защитную ткань, избегая образования стрелок и складок.
Рекомендации по использованию
При выборе изделия следует особое внимание обратить на качество и состав ткани:
- оригинальная джинсовая ткань состоит из хлопка, если присутствуют синтетические добавки, их доля в составе должна быть меньше хлопковой; качественная джинса — плотная и тяжелая; ткань отличается заметным диагональным рубчиком на поверхности; классическая джинсовая ткань имеет окрашенную лицевую сторону и бесцветную изнанку, краситель не оставляет следов на руках.
Вес одного метра джинсовой ткани — примерно 350 грамм. Качественные джинсы на взрослого человека весят около 1 килограмма.
Джинсовая ткань отлично комбинируется с другими материалами и сочетается с декоративной фурнитурой.
Идеальное сочетание джинса образует с:
Стоимость метра в розницу
Цена на джинсовую ткань зависит от бренда производителя, качества, плотности и дизайнерской ценности материала. Стоимость 1 метра джинсы в розничных магазинах колеблется от 420 до 2500 рублей.
Производители и бренды
Лидеры в производстве высококачественной джинсы — Япония, Америка, Италия, Португалия. Массовое производство бюджетной джинсовой ткани налажено в Китае, Индии, Пакистане, Турции и Южной Корее.
Отзывы покупателей
Джинсовая ткань любима большим количеством людей, независимо от пола и возраста. Она привлекает потребителей практичностью и удобством, широким ассортиментом изделий, простотой в уходе.
Отрицательные отзывы связаны с использованием бюджетной некачественной джинсы: она имеет склонность к деформации, активно линяет и окрашивает другую одежду.
Джинса стремительно преодолела путь от непримечательной ткани для рабочей одежды до одной из наиболее востребованных универсальных материй. Сфера использования материала ежегодно расширяется. Новые разновидности ткани, новые дизайнерские решения продолжают покорять рынок и удивлять покупателей.
Видео: изготовление джинсовой ткани
Если вы хотите узнать с чего начинается изготовление ткани джинса, то посмотрите это видео, в нем показано, как из обычно хлопковой нити появляется джинсовая ткань.