Тофалары в иркутской области что о них
Интересные факты о тофаларах — коренном народе Южной Сибири
Места проживания и численность
Тофалары являются малочисленным народом Севера России. Место их проживания – северные склоны Восточного Саяна. Жители горно – таёжных территорий населяют бассейны рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия. В Нижнеудинском районе Иркутской области тофалары живут в посёлках Алыгджер, Нерха, и Верхняя Гутара. Однако, добраться туда не так просто. Транспортным средством является вертолёт, а связь возможна только по рации.
Исследователи отмечают, что на протяжение долгого времени, начиная с 17 – го века и до 1925 года, численность тофаларов была в пределах 400 – 500 человек. Считается, что уменьшение численности народа произошло до покорения Сибири. Современное состояние по переписи 2010 года свидетельствовало о том, что численность тофаларов составляла 762 человека.
Происхождение названия народа
«Тофалары» — название происходящее от самоназвания «тофа» — человек. Но данное название является относительно новым. Известно, что до 30 – х годов 20 – го века народ был известен под другим тотемическим именем – «карагасы». По мнению исследователей, в долине реки Уды до прихода в эти места первых казаков здесь кочевало племя с тотемическим названием «карагасы», или «Черные гуси», как назывался один из народов. А впоследствии это название распространилось на всё племя.
Уклад жизни тофаларов
Тофалары вели кочевой или полукочевой образ жизни, занимаясь охотой и оленеводством. Исследователи отмечают, что на протяжение своего исторического развития тофалары создали уникальную материальную и духовную культуру, приспосабливаясь к жизни в суровых условиях тайги. Исконным занятием тофаларов были оленеводство и охота. Однако, основой традиционных занятий был охотничий промысел. Важно заметить, что тофалары являются прекрасными следопытами, передавая навыки подрастающему поколению.
Коренной перелом в жизни тофаларов произошел после революции 1917 – го года. Новая власть стала насаждать им оседлый образ жизни, что в значительной степени повлияло на хозяйственный уклад их жизни и культуру. Бывшие кочевники и оленеводы вынуждены были стать членами колхозов. Также тофаларов стали приобщать к социалистической культуре. Участвуя в ведении коллективного хозяйства, они освоили такие виды труда, как животноводство, огородничество, освоение сельскохозяйственной техники, строительство. Наряду с этим тофалары продолжали сохранять традиционную индивидуальную хозяйственную деятельность. Хотя постепенный переход тофаларов к новой оседлой культуре привёл тому, что они утратили многие черты традиционной культуры и быта. Начиная с 80 – х годов прошлого века произошло возрождение интереса к национальной культуре и языку.
Язык и письменность
Тофаларский язык входит в восточно – хуннскую ветвь тюркских языков и относится к саянским языкам. При установлении тесных контактов тофаларов с русскими в 17 – м веке, это нашло отражение в тофаларском языке. После революции происходила культурно – языковая ассимиляция тофаларов в русской среде. Однако, тофаларский язык не исчез. Изучение родного языка в школах и детских садах началось в 1990 – м году. Но в наши дни наблюдается сокращение социальной базы, способствующей возрождению национальных традиций и сохранению тофаларского языка, чтобы он не стал умирающим.
Тофалары (тофа, карагасы) — малочисленный сибирский этнос с глубокими корнями
Народ с загадочным названием тофалары представляет собой немногочисленный российский этнос, сконцентрированный на востоке Сибири. Это коренное население Восточного Саяна. Родственным ему являются тюрки, саянские народы.
Численность
В настоящий момент насчитывается всего около 800 тофаларов. Стабильность низкой численности этого народа представляет собой удивительный факт. Известно, что с конца 17 века до начала 20 века их число не увеличивалось и не уменьшалось. Оно оставалось на уровне примерно 500 человек. При этом нет никаких упоминаний о гибели или уничтожении этого этноса другими народами. Такое низкое количество представителей отдельной этнографической группы является загадкой для историков.
Где живут
Тофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. Это горная система на юге Сибири. Поселения преимущественно располагаются вдоль рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Жители расселены по трем поселкам в центре Тофаларии:
Тофаларский язык принадлежит к саянской ветви восточнотюркских языков. На данный момент родным языком владеют всего 16% тофаларов. Это объясняется тем, что с приходом советской власти многие перешли на русский. Этому способствовали контакты с русскими поселенцами, которые жили на одной территории с тофаларами. Преподавание в советских школах велось на русском языке. Его знает 100% населения.
Религия
Христианство среди тофаларов начало распространяться с 18 по 19 век. До этого религиозные верования представляли собой анимизм, шаманизм. Большинство древних традиций распространено и сейчас.
Название
Самоназвание тофаларов — тофа (топа, тоха). Есть мнение, что тофа, или тоъфа, переводится как «человек», откуда и произошло название народа. Однако для обозначения этого слова в тофаларском языке есть термин «киши». Интересный факт, что тоъфа никак не переводится. Другим названием — карагасы — этот народ именовали до начала прошлого века, а местность, где они живут, называлась Карагасия. Этот термин переводят как «черные гуси».
История
Первые свидетельства существования народа можно найти в летописях древних китайцев. Они рассказывают о племени туба, или дубо, живущем возле реки Енисей. Это было время господства азиатских империй. С 17 века Тофаларию присоединила к себе Российская империя. Это была пограничная с Китаем территория. Жители платили дань пушниной и дичью. До прихода большевиков тофалары избирали местные органы самоуправления. У них была структура родоплеменного деления, между родами делились лесные угодья для охоты. Советская власть способствовала стиранию национальных устоев малочисленного народа.
Жизнь
Уклад жизни тофаларов был кочевой или полукочевой. Они перемещались по территории Восточного Саяна, занимаясь охотой и отгонным оленеводством. Зимой несколько семейств переезжало на равнину, в летнее время поднимались повыше в горы. Отыскивали место, богатое ягелем (для выпаса оленей). Стоянка размещалась на одном месте 2-3 недели, пока не заканчивался корм. Потом искали новое место. Стада оленей паслись вблизи стоянки, пастухи за ними не присматривали. Привязывали оленей только во время отела, который происходил в начале мая. После того, как самки отелялись, их начинали доить. Молоко получали до октября.
Летом оленеводы уводили стада подальше в горы, где был более благоприятный климат и больше корма, зимой спускались в долины рек. Оленей в основном использовали в качестве транспорта. Для перекочевки создавался караван: оленей связывали в длинную цепочку. Шатры, вещи складывали в тюки, сшитые из шкур животных, и привязывали к седлам. У одной семьи имелось стадо в несколько десятков особей. При переезде впереди ехала женщина, за ней везли детей, после них шли навьюченные олени-важенки. Муж и взрослые сыновья находились поблизости.
Большое значение в жизни тофаларов имела охота. Охотились на пушного зверя: белок, соболей, лисиц, выдр. Также стреляли тетеревов, глухарей, куропаток. Основным объектом охоты были крупные животные:
На пушных зверей охота начиналась в сентябре и заканчивалась с образованием снега. Для этого образовывали небольшие группы (2-4 человека), каждый брал свою собаку. Верхом на оленях уезжали в поисках добычи. Когда собака брала след, шли по нему несколько часов или даже дней, пока не находили животное. На крупных животных охотились круглогодично. Их добывали с помощью ловчих ям, облавным способом. Помимо этих промыслов, занимались рыболовством, собирательством. Рыбу ловили с помощью ловушек, острог. Крупную могли бить из ружья. Женщины собирали сарану, черемшу, съедобные коренья. Их засушивали на зиму. Также занимались сбором грибов, ягод, кедровых орехов. Из ремесел существовали:
В древности народ разделялся на 8 родов, у каждого из которых имелся свой предок, давший начало роду. Каждый род заселял определенную территорию, у него были священные места поклонения богам. Несколько семей из одного рода образовывало союзы — аалы. Все члены аала кочевали, охотились совместно. Добыча делилась поровну между всеми охотниками. Существовал обычай взаимопомощи. Традиционно у тофаларов существовала многопоколенная семья с патриархальным укладом. О свадьбе договаривались родители, зачастую, еще когда дети были маленькие. Девушку выдавали замуж в 15-20 лет. Невеста имела хорошее приданое: летний и зимний шатры (со всеми составляющими), поголовье оленей, одежду, утварь. Жених платил родителям калым, который состоял из пушнины, оленей, шелка, предметов гардероба.
Жилище
Кочевые племена жили в шатрах (чумах). Основанием жилища являются длинные жерди, связанные вверху и расставленные по кругу. Летом их покрывали берестой, дранкой. Зимой утепляли звериными шкурами. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма. В середине чума делали очаг. Над ним размещался большой котел, чугунный или бронзовый. Традиционно чум делился на мужскую и женскую части (женская — справа от входа). Спальным местом была кошма или шкура животного. Из шкур шили вьючные сумки, в которых хранили вещи. С приходом советской власти племена, перешедшие на оседлый образ жизни, стали делать срубные дома. Появилась возможность разводить коров, лошадей, свиней. Для животных сооружали хлев неподалеку от дома. На участке разбивали огород. Позднее появились деревни с русским типом застройки.
Одежда
Мужской костюм не отличалась разнообразием. Круглогодично мужчины носили кожаны — одежду из выделанных оленьих шкур. Зимой надевали кожаны с мехом внутри. Шкуры сшивали жилами зверей, также использовали подшейные волосы оленя. На мужской кожан прикрепляли черные ленты, выкладывая из них геометрические узоры. Женские расшивались цветными ленточками. Сверху кожан подвязывался поясом. Застежка делалась на правую сторону у мужчин и у женщин. Мужчины носили летом войлочные шапки, зимой — меховые, которые подвязывали под подбородком. Женщины летом носили штаны и платья из тонких материалов, которые покупали у русских купцов. Девушки шили узкие туники, женщины старшего возраста — более короткие и широкие. У платья делали отрезную верхнюю часть, от которой закладывали складки. Полочки, рукава украшали лентами, вышивкой. Кроме платьев, шили юбки в пол, халаты с поясом. Праздничные платья делали из шелка. Женщины покрывали голову платками, обматывая их вокруг головы. Нарядный головной убор представлял собой красный платок с кистями. Богатые тофаларки расшивали головные уборы и одежу бисером, низ одежды и рукавов отделывали мехом. На праздники надевали много украшений: бусы, кольца, браслеты. На ногах носили унты (теплые сапоги мехом внутрь), летом — тонкие сапоги из оленьей кожи.
Рацион тофаларов состоял в основном из мяса диких животных. Домашние олени использовались в транспортных целях, их забивали крайне редко. Рыба не играла большой роли, хотя ее вялили, ели сушеную и свежую. Зимой ели строганину (сырая рыба, нарезанная тонкими полосками). Мясо главным образом варили в котле, одновременно готовя похлебку. Жарили его нечасто, мелкую дичь запекали целиком. Рацион разнообразили засушенными кореньями, грибами, орехами. На основе ржаной муки, которую покупали у русских, пекли лепешки. Также готовили талкан (обжаренная мука) и заваривали его в кипятке. Пили травяной чай, оленье молоко. Из молока готовили простоквашу, сыр, сметану. Молоко замораживали на зиму, наливая его в кишки животных. С переходом на оседлый образ жизни меню тофаларов значительно разнообразилось. На столе появилась свинина, телятина, овощи, картофель.
Традиции
Тофалары не отказались от своих религиозных верований даже после принудительного обращения в христианство. Важное значение в их жизни имеют шаманские обряды. Раньше шаман был в каждой родовой общине. Искусство общения с духами передавалось по наследству. Шаман является связующим звеном между людьми племени и божествами. Через него люди узнавали будущее, передавали богам свои просьбы, просили их защитить. Шаман не только исполнял обряды и ритуалы, у него имелся широкий круг обязанностей. Это лечение соплеменников, поиск пропавших вещей, предсказание судьбы, помощь заболевшим домашним животным. Обряды проводились с различными целями: изгнание злых духов из людей или животных, привлечение удачи на охоте, сохранение семьи, рода. Ритуал мог исполнятся всю ночь беспрерывно. Во время обряда читались молитвы, совершались песнопения в определенной тональности. Шаман обращался к духам природы, зверей, птиц за помощью. Традиционным обрядом является посвящение оленя духу гор. Для этого выбирается лучшее животное в стаде, его украшают лентами, шерсть окрашивают в разные цвета. Олень у тофаларов ассоциируется с духовностью, возрождением, чистотой. Его ветвистые рога символизируют древо жизни, которое является основой всего. Кроме того, они олицетворяют солнце, плодородие. Ритуал проводился по указанию шамана в случаях, когда семью постигло какое-либо несчастье, давно не было добычи, кто-то заболел, случился падеж скота. Также поводом было желание расположить к себе хозяина гор — Даг-Ези. От него зависит жизнь тофалара, так как племена преимущественно находятся среди гор. Шамана приглашал тофалар, которого постигла какая-либо неудача. Тот спрашивал у духа, какого оленя он требует, его масть, приметы. Такое животное искали в стаде. Если подходящего не обнаруживалось, смотрели у соседей. После посвящения животное называли «шаман-олень». На него накладывалось табу. Ему нельзя было спиливать рога, ездить на нем. Разрешалось перевозить на нем только мешки с шаманскими вещами, так как они относились к священным. Стадо с посвященными оленями защищал сам Даг-Ези.
Культура
Важную роль в жизни тофаларов играет музыка. Существует множество различных песенных жанров:
Песни часто исполняются на спортивных состязаниях, играх. Также их пели на собраниях рода, охотничьих праздниках. Песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах (щипковых, духовых, струнных). К ним относятся:
В настоящее время в тофаларских поселках принимаются меры по возрождению забытой культуры этого народа. Устраиваются фестивали, в которых принимают участие фольклорные ансамбли. Также проводятся ярмарки народного творчества.
Представителей коренного населения Сибири тофов осталось всего около 800 человек во всем мире. Раньше они были кочевниками, а сейчас большинство из них проживают в трех небольших поселках Нижнеудинского района Иркутской области. Этот горный район с удивительной природой называют Тофаларией и добраться до него можно только лишь по воздуху, что мы и предлагаем сделать, взглянув на эти снимки.
Тофалария на карте России.
Аэропорт в райцентре Нижнеудинск сегодня единственный между Красноярском и Иркутском. Обслуживает местные авиаперевозки — для нужд геологов, лесоохраны, оленеводов, туристов и, разумеется, жителей Тофаларии.
Предполётный осмотр вертолёта Ми-8.
Погрузка в Нижнеудинске. В былые времена в сёла Тофаларии по два раза в день летал Ан-2. Сегодня — только вертолёт. Раз в неделю.
Всем необходимым сёла Тофаларии снабжаются по воздуху. Поэтому вертолёты перевозят не только людей, но и продукты питания.
Юные жители тофаларских сёл возвращаются домой из райцентра. В нижнеудинской школе они сдавали государственные экзамены.
Река Уда (другое название Чуна) протекает по территории Иркутской области и Красноярского края. Вытекает из горного озера в Восточном Саяне.
Река течёт в саянской тайге. На некоторых участках отличается обрывистыми берегами.
Длина Уды около 1200 километров. Сливаясь с рекой Бирюса, она впадает в Ангару.
Многие участки тайги с горными хребтами в здешних местах фактически непроходимы.
Гора Пионерская в районе поселка Алыгджер. По старой традиции, каждый год местные призывники взбираются на вершину, где устанавливают флаг.
До 1948 года в Тофаларии велась промышленная добыча золота. После её прекращения край превратился в абсолютно дотационный бюджетный район.
Административный центр Тофаларского муниципального образования. Расположен на правом берегу Уды в 93 километрах к юго-западу от Нижнеудинска.
Алыгджер в переводе с тофаларского языка означает «ветер». Дует здесь он довольно сильно. И проникает всюду беспрепятственно — на зависть людям. От «большой земли» Алыгджер отрезан непроходимыми горами. Добраться в Алыгджер можно практически лишь вертолётом. Зимний вариант — по замерзшему руслу реки, но это довольно длительное (десятки часов) и небезопасное путешествие.
Население поселка Алыгджер — чуть более 500 человек. Примерно половина из них это тофы (вариант названия, который им самим не очень нравится — тофалары). Тофы это коренная малочисленная национальность Восточной Сибири.
Здание «международного» (помимо тофов в посёлке живут русские) аэропорта Алыгджер.
Вид из окна диспетчера.
Тофалария расположена в горной системе Восточный Саян на юге Сибири.
Максимальная высота Восточного Саяна около 3,5 километров. Но большая часть это скалы в несколько сотен метров.
Приток Уды — река Нерха.
Население слегка превышает 200 человек. Тофаларские сёла были образованы в 20-х годах прошлого века, когда советская власть решила, что оленеводы-кочевники должны стать оседлыми жителями.
Беречь природу здесь призывают с незапамятных времён. Зимой в сёлах Тофаларии практически не остаётся мужчин — все уходят в тайгу на охоту (занимаются охотой, впрочем, и некоторые женщины). Сегодня это практически единственный источник дохода местных жителей. В Тофаларии много соболя, горностая, белки, колонка.
В июле 2017 года жители Тофаларии перенесли «транспортный шок»: администрация Нижнеудинского района отменила все льготы на авиаперевозки между Нижнеудинском и населенными пунктами Тофаларии.
Раньше билет на вертолёт до Нижнеудинска для жителей Тофаларии стоил 750 рублей, а льготники летали бесплатно. Теперь установили новую фиксированную стоимость: до cёл Алыгджер и Верхняя Гутара — 1500 рублей, до деревни Нерха – 1 300 рублей. При этом экономически обоснованной считается цена билета в 7000 рублей. Разницу компенсирует местный бюджет.
Летим дальше. В Верхнюю Гутару — третий посёлок Тофаларии.
Около 90% территории Тофаларии представляют из себя среднегорные таежные ландшафты.
Растительность типичная таежная, преобладают горно-лиственные и кедровые насаждения.
Урочище — это неофициальное название любого географического объекта, о котором люди «уреклись», договорились. В данном случае скалу назвали по её отдаленному сходству с рукотворным строением, колокольней.
В районе Нижнеудинских пещер. Две пещеры в скале Богатырь на реке Уда признаны природными памятниками местного значения. Протяжённость пещер в известняке — несколько сотен метров.
Посёлок Верхняя Гутара.
Население около 400 человек. Посёлок был создан в 1920-е годы. Немного позднее здесь организовали колхоз «Кызыл-Тофа» («Красная Тофалария»), устроили звероферму по разведению лисиц. Ферма вскоре разорилась. Колхоз расформировали в 1967 году и включили в состав тофаларского коопзверпромхоза.
В Верхней Гутаре (как и в других тофаларских посёлках) нет телефонной связи, только рация. Электричество же вырабатывают при помощи дизель-генераторов.
Авиация добралась до Верхней Гутары лишь в 1953 году, до этого все поставки вели по зимнику, а летом вообще ничего не привозили, население голодало. Впрочем, постройка лётного поля имела не только позитивные последствия: в аэродром превратили самый большой покосный луг, из-за сокращения кормовой базы пострадало местное скотоводство.
Ещё один аэропорт. «Верхняя Гутара».
Прибытие в посёлок вертолёта — настоящий праздник!
Прохладная горная Гутара.
Красоты Тофаларии буквально просятся в туристические проспекты. Но уровень развития организованного туризма в здешних местах колеблется в районе нулевой отметки.
Тофалария чрезвычайно богата полезными ископаемыми. В ее недрах разведаны запасы золота, свинца, урана, полиметаллов. Но разработка не ведется с середины прошлого века. Вероятно, к счастью. У труднодоступности, выходит, есть и свои плюсы.
Территория Тофаларии сопоставима с площадью таких стран, как Израиль, Сальвадор или Словения.
Реки Тофаларии пригодны для экстремальных сплавов.
Писатель Валентин Распутин когда-то назвал Тофаларию «Краем возле самого неба».
Нижнеудинск — административный центр района, образованный в 1924 году. Сегодня здесь живут около 64 тысяч человек.
Наследие СССР: Дом культуры.
Через Нижнеудинск проходит автотрасса Р-255 «Сибирь» (она же М-53 до 2018 года) — дорога федерального значения Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск.
Нижнеудинск — железнодорожная станция на Транссибе. Круглый год станция обслуживает полтора десятка маршрутов пассажирских поездов дальнего следования.