Топор и якорь что значит
Пуговица «Якорь и топор»
Если незнающего человека спросить какому министерству могла принадлежать пуговица с перекрещенными якорем и топором, то наверняка ответ будет что-то типа «строительство кораблей», или «флот», или «деревозаготовки и перевозки». Но мы с вами знаем, что эта пуговица принадлежала железнодорожникам низших чинов ведомства путей сообщения.
Энциклопедия сообщает такие факты:
В 1809 году было образовано Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, а также Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Это означало, что состояло из гражданской и военной частей. В 1817 году на мундирах военизированного Корпуса появились пуговицы с изображением перекрещенных якоря и топора. В 1871 году железнодорожникам низших чинов было разрешено носить пуговицы с эмблемой «Якорь и топор».
В моей небольшой коллекции мундирных пуговиц имеется вот такой экземпляр. К сожалению, его сохранность оставляет желать лучшего:
На пуговицы видны остатки посеребрения, коллекционного интереса она не представляет ввиду утраты ушка. Но, даже в случае очень хорошей сохранности, коллекционная стоимость пуговицы не превышает 200-300 рублей.
Низкая цена, казалось бы редкой вещицы, обусловлена тем, что количество коллекционеров-филобутонистов в нашей стране не большое, а рынок постоянно пополняется новыми экземплярами. В этой связи у коллекционеров возрастает и требование к сохранности пуговицы – ниже чем XF не подавай.
Про разновидности пуговицы можно сказать, что они есть, но далеко не все их выделяют. В те времена производством пуговиц для Ведомства путей сообщения могли заниматься несколько фабрик, каждая из которых имела свой «рисунок» якоря и топора. Другое дело, если помимо якоря и топора на пуговице имеется номер. В этом случае ее стоимость возрастает в несколько раз.
Если вам интересна тема мундирных пуговиц, то вы можете почитать и другие статьи с этого сайта, дабы убедиться, что филобутонистика это очень интересный вид коллекционирования.
Униформистика
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Сообщений 1 страница 23 из 23
Поделиться116-12-2017 20:50:44
Поделиться216-12-2017 20:55:57
Поделиться316-12-2017 21:23:55
Это эмблема,с фуражки.Железнодорожная.
Носилось использовалась с конца 19в до конца 20х г. В СССР.
Поделиться416-12-2017 22:07:04
Это эмблема,с фуражки.Железнодорожная.
Носилось использовалась с конца 19в до конца 20х г. В СССР.
Поделиться516-12-2017 23:00:18
В семейном альбоме фото хранится. Точнее фрагмент. Владикавказ примерно 1930 год.
Поделиться616-12-2017 23:36:40
В семейном альбоме фото хранится. Точнее фрагмент. Владикавказ примерно 1930 год.
Поделиться717-12-2017 00:03:22
Можно ли считать, что до революции на эмблемах «топор-якорь» топорик имел исключительно «прямое» топорище, а эмблемы с «изогнутым» топорищем появились только после революции уже в СССР? Или такая классификация эмблем неправильная?
Поделиться817-12-2017 00:41:10
Можно ли считать, что до революции на эмблемах «топор-якорь» топорик имел исключительно «прямое» топорище, а эмблемы с «изогнутым» топорищем появились только после революции уже в СССР? Или такая классификация эмблем неправильная?
Поделиться917-12-2017 00:51:19
Благодарю за ответ. Мне казалось, что и до революции и какое-то время после был с прямым, а потом рисунок изменили. На одном из флагов ведомственных он уже изогнутый. На показанной Вами петличке, естественно, эмблемы, как сказать, «родные», так в сборе шло? Ладно, за этот вопрос на смех сразу начнут поднимать (с реальными вещами дела не имел никогда и не разбираюсь в них) по-другому спрошу: нет ли дореволюционных изображений эмблемы уже с изогнутой ручкой, например в каталогах или на фотографиях?
Отредактировано general-director (17-12-2017 01:14:21)
Поделиться1017-12-2017 01:29:38
Благодарю за ответ. Мне казалось, что и до революции и какое-то время после был с прямым, а потом рисунок изменили. На одном из флагов ведомственных он уже изогнутый. На показанной Вами петличке, естественно, эмблемы, как сказать, «родные», так в сборе шло? Ладно, за этот вопрос на смех сразу начнут поднимать (с реальными вещами дела не имел никогда и не разбираюсь в них) по-другому спрошу: нет ли дореволюционных изображений эмблемы уже с изогнутой ручкой, например в каталогах или на фотографиях?
Отредактировано general-director (Сегодня 02:14:21)
Поделиться1117-12-2017 01:43:23
.На показанной Вами петличке, естественно, эмблемы, как сказать, «родные», так в сборе шло?
Поделиться1217-12-2017 01:56:28
Поделиться1317-12-2017 08:46:00
В принципе как видим изогнутое топорище прижилось.
Поделиться1417-12-2017 09:24:31
Здравствуйте! Тема, правда, не моя, а вот коллега интересуется, было ли такое изображение топора и якоря на советских пуговицах до 1932 года? По идее, раз существуют такие эмблемы- значит должны быть и пуговицы. Спасибо за ответ.
Поделиться1517-12-2017 10:14:56
Якорь с топором. Определение и оценка.
Подскажите по периоду и цене.
Прикрепленные файлы
Форумный тролль и провокатор, будьте осторожны!
Прикрепленные файлы
Форумный тролль и провокатор, будьте осторожны!
Форумный тролль и провокатор, будьте осторожны!
Вероятно выглядело так.
Прикрепленные файлы
Там линейка рядом лежит.
Форумный тролль и провокатор, будьте осторожны!
История железнодорожного мундира, насчитывающая полтора столетия, действительно насыщена событиями и богата своими традициями. Известно, что для работников первой в России железной дороги общественного пользования — Царскосельской (Петербург—Царское Село, 1837 г.) — форма выписывалась из-за границы. С открытием регулярного движения поездов на Петербург-Московской (Николаевской, 1851 г.) дороге потребовалась спецодежда — машинистам, их помощникам и кочегарам, обер-кондукторам (старшим проводникам) и кондукторам.
Для них были придуманы мундиры военного образца, а головным убором служила каска.
В первые десятилетия создания российской сети железных дорог их строительство велось в основном за счет частных капиталов. Вводимые в строй железные дороги управлялись акционерными обществами, которых к 70-м годам XIX века насчитывалось более 50. Каждое общество вводило и свою форму для служащих. Для упорядочения работы железнодорожной сети страны в 1878 году была введена унифицированная форменная одежда, сильно походившая на военную форму того времени — псевдорусского стиля: мерлушковые папахи (из шкуры ягненка), сюртуки (двубортная одежда в талию с длинными полями), шаровары, заправленные в сапоги.
На пуговицах и головных уборах размещался технический знак ведомства путей сообщения в виде скрещенных топора и якоря. Этот знак, получивший в народе прозвище «лягушка», появился в 1830 году, т. е. еще раньше, чем первая железная дорога. Инструменты символизировали функции, которые исполнялись транспортным ведомством того времени: улучшение водных коммуникаций (строительство каналов) и прокладка шоссейных дорог (трактов). Позднее, когда железные дороги заняли лидирующую позицию в транспортной системе России, топор и якорь на форменной одежде означали единство водных и сухопутных путей сообщения. Знаменитое крылатое колесо, появившееся в 1871 году, первоначально являлось эмблемой Главного общества российских железных дорог, задачей которого являлось привлечение иностранного капитала к строительству отечественных магистралей.
Универсальный символ — «летящее колесо», — отражающий скорость рельсовых путей, впоследствии был использован в качестве эмблемы автомобильного транспорта и авиации.
Покрой и цвет форменного костюма железнодорожников был найден далеко не сразу, он несколько раз менялся. Палитра фирменных цветов варьировалась от темно-зеленого до серого. Знаки различия попеременно крепились то на петлицах (продольная цветная нашивка на воротнике), то «возвращались» на погоны гражданского образца, вышитые канительной серебряной нитью, со звездочками соответственно чину. Вырабатывались с учетом использования интернационального опыта в этой области. Основные требования, которым должно отвечать форменное обмундирование: удобство, соответствие климатическим условиям, простота, взаимное изящество элементов, внешние отличия, соблюдение исторических традиций.
Значимый вклад в упорядочение форменной одежды для чинов ведомства путей сообщения внес лично император Александр III, которому принадлежит знаменитая фраза, что у России есть только два союзника — это ее армия и флот. С 1886 года вводилась железнодорожная форма четырех категорий: для инженеров, для чиновников центральных учреждений, для чиновников местных учреждений, для железнодорожных служащих (как тогда называли представителей рабочих специальностей).
Инженерам и чиновникам полагалось четыре вида одежды: парадная, обыкновенная, рабочая и дорожная.
Их ношение регламентировалось особыми правилами. Железнодорожным служащим полагался форменный костюм с отличиями по цвету выпушек: зеленый — пути и зданий, синий — тяги (локомотивная), красный — станционная, к ней относилась и вагонная (движения), желтый — телеграфа (связи).
Парадная форма была обязательна в дни праздников, при посещении различных дворцов, во время смотров и парадов войск. В обыкновенной форме полагалось быть при закладке и освящении казенных зданий и при открытии новых железнодорожных линий и сооружений.
Интересная деталь: при открытии новых линий и зданий на сюртук прикалывались ленточки цвета государственного флага. Во время поездки за границу ношение форменной одежды запрещалось, за исключением официальных случаев.
«Старая» дореволюционная форма обмундирования настолько прочно вошла в обиход, что в 1920-е годы инженера «узнавали» только по наличию бархатного околыша на фуражке, хотя были отменены все знаки различия. Железнодорожные служащие донашивали старую форменную одежду, сняв с нее эмблемы дореволюционной России (двуглавого орла, вензеля). Знак ведомства — скрещенные топор и якорь — оставался прежним. Из-за отсутствия новой форменной одежды многие железнодорожники носили красноармейские гимнастерки, шинели, буденовки. Форменный костюм стал своего рода премией за хорошую работу.
Первая советская форма железнодорожников была введена в 1932 году. «Топор и якорь» заменили на «молот и гаечный ключ».
Прикрепленные файлы
Аукцион и форум предметов истории
Пряжка царская (МПС)
Прикрепленные изображения
скорее всего это пряга имеет прямое отношение к железной дороге. http://www.pryaga.nm.ru символы одни и теже. вот только кто и когда ее носил.
«Якорь и топор»-эмблема Рсийского ВЕДОМСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ[quote] Изначально в России эмблемой ведомства путей сообщения были скрещенные топор и якорь((по терминологии того времени «топор и кошка»)), причем эта эмблема возникла еще до появления железных дорог, когда путейцы ведали шоссейными дорогами, мостами и водными путями сообщения. Железнодорожникам же эта эмблема досталась «по наследству».
20 ноября 1809 года вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог были образованы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Таким образом, в 1809 г. ведомство путей сообщения было составлено из двух крупных частей: гражданской (Главное управление) и военной (Корпус инженеров).
В 1809 году гражданские чиновники нового министерства на мундирах носили гладкие пуговицы, без рисунка. А в 1817 году на мундирах служащих военизированного Корпуса инженеров путей сообщения появились пуговицы с эмблемой – «перекрещенные якорь и топор».
В 1843 г. местные подразделения путейского ведомства были реорганизованы.. Существовавшие с 1817 года военно-рабочие батальоны, а также мастерская и полицейская бригады упразднялись, вместо множества разнородных команд были сформированы 52 военно-рабочие роты, которым передавались функции обслуживания и охраны коммуникаций.
С развитием железных дорог в России в 1871 году были введены пуговицы с обозначениями различных дорог страны. В то же время железнодорожникам нижних чинов разрешалось носить пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения с эмблемой «Якорь и топор».
[/quote]
[quote]Постановлением Президиума ЦИК СССР «О флагах и вымпелах. » 29 августа 1924 года утвержден другой кормовой флаг для судов Управления внутренних водных путей СССР. Он отличался от государственного флага изображением перекрещенных топора и якоря белого цвета в вольной части полотнища.[/quote]
[quote] Топор и якорь
Первую эмблему прародитель ОАО «РЖД» – Главное Управление путей сообщения – получило в 1809 году. Представляла она собой скрещённые топор и якорь. Управление координировало работу всех речных и морских судоходных путей (отсюда и якорь), а также отвечало за мосты (потому и топор, символизировавший инженерную мысль).
Довольно быстро эмблема получила широкое распространение. В 1830 году скрещённые топор и якорь появились на мундирах и сюртуках офицеров и кадетов Института Корпуса инженеров путей сообщения (нынешний Петербургский государственный университет путей сообщения).
С 1876 года эмблема постоянно соседствовала рядом с названием одного из первых в мире отраслевых изданий – «Газеты железных дорог и пароходства». Спустя ещё пять лет она появилась на общем флаге МПС, уютно разместившись в его правой части. Так топор и якорь стали официальной эмблемой отрасли. А с сентября 1882 года это сочетание сделали отличительным знаком казённых железных дорог. Эмблема, нанесённая на государственный герб, помещалась на продольных стенках пассажирских и товарных вагонов.
Эмблему в виде топора и якоря можно справедливо назвать долгожителем. Изображение, символизировавшее сочетание дорог и водных путей сообщения, просуществовало 102 года!
На смену топору и якорю пришли французский ключ и молот, опять же расположенные накрест. Приказ наркома путей сообщения А.А. Андреева от 15 августа 1932 года обязывал: «Изъять старую эмблему железнодорожного транспорта – топор и якорь, заменив на… перекрещенные французский ключ и молот…».
Одна из версий гласит, что выбранное сочетание отражало дух свободы трудящихся: ключ – от родины революции Франции, молот – от разбивающего оковы рабочего нашей страны. Другая версия говорит, будто разводной ключ «завоевал» место на техническом знаке благодаря сильному французскому влиянию на развитие железных дорог России.
[/quote]
Ж.Д Училище(с сайта «исторические пуговицы»)
Топор и якорь. Пуговица железнодорожника
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
Ваша корзина пуста!
Топор и якорь. Пуговица железнодорожника
Описание товара
Мало того, что топор и якорь не имеют между собой очевидной связи, так и к железнодорожному делу они совсем уже не относятся. Почему же именно эти знаки штамповались на металлических пуговицах машинистов поездов и кондукторов? Дело в том, что в Российской империи железнодорожники относились к министерству путей сообщения вместе с ведомствами, заведующими шоссейными дорогами, водными и другими путями. Отсюда, собственно, и якорь, который на мундире инженера-железнодорожника выглядел, конечно, слегка не к месту. С пуговицами, украшенными положенными накрест якорем и топором, курьезные истории продолжают происходить и в наши дни. Например, известны случаи, когда неопытным коллекционерам или просто любителям истории эти достаточно распространенные элементы форменной одежды обычных инженеров выдаются за пуговицы бравых моряков императорского флота. Наличие топора объясняется тем, что корабль назывался «Секира Перуна», и раз такие пуговицы могли носить только члены его экипажа, то они являются большой редкостью. В общем, на незнании людей, как обычно, наживаются мошенники.
В дальнейшем на пуговицах железнодорожников использовалась и другая символика, в том числе, паровоз, перекрещенные рельсы со стрелками, перекрещенные молоток и разводной ключ.