Торг по сунне что значит

Следуем Сунне: 6 главных правил торговли

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

6 главных правил торговли

Передается от Ибн Умара (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Честный и надежный торговец-мусульманин в судный день будет вместе с пророками, праведниками и павшими на пути Всевышнего».

В другом хадисе сообщается, что однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проходя мимо человека продававшего пшеницу, погрузил руку в мешок пшеницы и почувствовал, что в мешке пшеница сырая. Посланник Аллаха сказал: «Ты должен был выставить ее наружу, чтобы люди видели, что пшеница сырая. Тот, кто обманывает нас, не является одним из нас».

Передается от Османа ибн Аффана (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если продавец и покупатель пойдут на уступки друг другу, то Аллах введет их в Рай».

В этом хадисе подразумеваются те, кто постоянно идет на уступки, создавая людям облегчение, а не ограничивается одним разом. Что касается облегчения со стороны покупателя, то это своевременная оплата купленного товара, а так же своевременное возвращение долга. А облегчением со стороны продавца, является предоставление открытой информации о недостатках, которыми обладает товар, предоставление отсрочки должникам, а так же требование возврата долга в вежливой форме.

Передано от Абу Саида аль-Худри (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Купля-продажа должна быть только по обоюдному согласию сторон».

Кайля Умму Бани Аммар (радыйаллаху анха) говорит: «однажды, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал умру, я подошла к нему на холме Марва, и сказала: «О, посланник Аллаха! Я женщина, занимающаяся торговлей, когда я хочу купить что-то, то предлагаю продавцу цену, ниже той, по которой я готова купить товар. Затем понемногу поднимая цену, дохожу до той цены, по которой я готова купить этот товар. Когда же я хочу что-то продать, то я называю цену выше той цены, по которой я согласна продать этот товар, а затем понемногу сбавляю цену. Правильно ли я поступаю?». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «О, Кайля! Не делай так. Когда хочешь купить или продать что-то, то называй ту цену, которая тебя устраивает».

Сообщается, что Али (радыйаллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха запрещал нам заниматься торговлей до восхода солнца, и запрещал нам резать животных дающих молоко».

Так как время от рассвета до восхода солнца – это время поклонения, зикра и дуа, и не стоит наносить этому ущерб, занимаясь мирскими делами.

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Избегайте многочисленности в клятвах, во время торговли, так как это хоть и увеличивает продаваемость, но вместе с тем лишает торговлю баракята».

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Источник

Вопрос: Можно ли в Исламе торговаться?

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

Да вознаградит вас Аллах! Каково положение торга при купле-продаже? Не лишается ли человек за это благословения в торговле?

Ответ:О торгах до нас дошёл хадис от УммАнмар:

Передаётся что Кайла Умм бани Анмар, сказала: «Как то раз я пришла к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершалУмру, в тот момент он находился неподалёку от Марвы, и я спросила его: «ОПосланник Аллаха! Я женщина, занимающаяся куплей-продажей, когда я хочу купить что-либо, то предлагаю за товар меньшую цену, чем хочу, потом добавляю, потом ещё добавляю, пока цена не достигнет той, которую я хочу. Когда же я хочу продать что-либо, то увеличиваю реальную цену товара, делая её выше, чем ту, за которую хочу продать, а потом снижаю до той цены, которую хочу за товар». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не делай так, о Кайла! Если хочешь продать что-то, то торгуй этим по цене, которую хочешь получить за товар, продай его либо откажи в продаже. А если хочешь что-то купить, торгуйся до цены, которую ты хочешь, возьми товар либо не бери!» («Сунан» Ибн Маджа №2195).Поэтому учёные считают, что торговаться разрешено, но не чрезмерно. Если человек тебе скажет, что стоимость этой вещи –сто, и ты знаешь, что стоимость этой вещи действительно сто, то ты не имеешь право сказать восемьдесят, потому что это будет притеснением в отношении твоего брата-мусульманина и причинением ему вреда, ведь такая торговля не исходит от чистосердечного отношения к твоему брату. Такую торговлю учёные порицают, хотя сама по себе сделка будет действительной, но не будет покупателю благословения в купленном таким образом товаре, поскольку если бы он был на месте продавца, то не был бы доволен, если бы этот товар купили по такой низкой цене!

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

В достоверном хадисе сказано:

Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, когда продаёт, покупает и требует возврата (того, что ему должны)!»(«Сахих» Аль-Бухари №1934).Порицается торг, чтобы только поторговаться. Если же при торговании, на товар устанавливается его истинная цена, тогда в этом нет никакого стеснения!

Следующее доказательство разрешённости торговаться приводится в хадисе Ибн Умара,он передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал:

«Не перебивайте друг другу торговлю в тот момент, когда продавец и покупатель сошлись в цене (имеется в виду момент, когда сделка до конца не завершена), и не сватайтесь к той девушке, к которой уже посватались». Также передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Не перебивайте друг другу торговлю…» (имеется в виду аналогичная изложенной вышеситуация, но уже после завершения сделки до конца)» («Сунан» Ат-Тирмизи №1213.Достоверный, хороший хадис).Слова Пророка: «Не перебивайте друг другу торговлю» как раз и указывают на то, что когда два человека торгуются, то нельзя в этот торг вмешиваться третьему человеку со своим предложением!

Некоторые учёныесчитают, что торговаться запрещено, однако это мнение является слабым и ошибочным, поскольку оно основано на недостоверном хадисе, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговаться. О том, что этот хадис является слабым, говорил Имам аль-Бухари. Таким образом, правильное мнение заключается в том, что торговаться разрешено, однако чтобы при этом были соблюдены перечисленные вышеусловия.

Другой немаловажный момент–следить за языком во время торгования. Например, если покупатель видит, что товар продаётся за десять, а он полагает, что стоимость его девять, говорит: «Десять?! Побойся Аллаха!» Если он хочет, пусть покупает за десять, если нет–пусть уходит. Но нельзя при торговле применять выражения, которые по нормам Ислама используются, например, при побуждении человека к отказу от порицаемого или запрещённого! А Аллах Всевышний знает лучше!

Источник

Купля-продажа в исламе

Вопросы приобретения товаров и услуг актуальны для любого общества, каким бы ни было технологическое развитие. В этом смысле необходимость регулировать торговлю в целях соблюдения интересов как продавцов, так и покупателей приобретает важное значение. В исламе эти моменты были учтены ещё на заре становления религии: Коран и Благородная сунна содержат множество экономических принципов и правил, соблюдение которых поможет избежать проблем в этом мире и в вечности.

Любое исследование вопросов, касающихся социального бытия людей (а вопросы торговли, безусловно, относятся к таковым) требует определения понятий и терминов, выступающих инструментами для разбора ситуаций. Арабский язык похож на русский тем, что в нём одно и то же явление может выражаться сразу несколькими словами, которые, как правило, делают акцент на какой-то одной стороне изучаемого процесса или явления. Вот и торговля может быть разделена сразу на несколько этапов и, соответственно, описана разными терминами.

Ключевые понятия

«Покупка» – в Священном Коране это слово можно встретить в суре «Тауба» («Покаяние»):

«Поистине, Всевышний Аллах купил у уверовавших в Него людей в обмен на райскую обитель их жизнь и всё, что им принадлежит…» (9:111)

В этой части Писания слово «покупать» выражается арабским глаголом «иштэра».

В другом кораническом аяте рассказывается следующее:

«Всевышний Творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством» (2:275)

Сура «Ан-Ниса» также подчёркивает важность торговли, её роль заменителя противоправным действиям по овладению чужим имуществом:

«О те, которые верят во Всевышнего Творца и Его посланника! Вам запрещено посягать на чужое имущество, на которое у вас нет никакого права. Вместо этого занимайтесь торговлей, основанной на взаимном согласии сторон…» (4:29)

Таким образом, в исламском праве под покупкой понимается результат договора (подразумевается обоюдное согласие) между двумя сторонами по обмену одной собственности на другую. При этом собственность должна, с точки зрения Шариата, обладать ценностью (об этом будет сказано ниже).

«Продавец» – на арабском языке обозначается словом «баиг».

«Покупатель» – на арабском языке будет произноситься как «муштари».

«Цена» – на языке Священного Корана это слово произносится как «саман».

«Объект торговли» – на арабском языке «мабиг».

Элементы, без которых торговые отношения между сторонами будут недействительными

Их всего два, но они отражают один из важнейших принципов – взаимное согласие:

а) предложениеиджяб (будь то со стороны продавца или от покупателя), которое всегда идёт первым;

б) согласиекабул, которое всегда произносится после предложения.

Важно отметить, что эти слова должны произноситься либо в прошедшем, либо в настоящем времени. Если предложение или согласие будут сказаны участником торговых отношений в будущем времени, то сделка как таковая считается, согласно исламскому праву, недействительной и ни к чему не обязывающей.

К тому же факт купли-продажи считается соответствующим Шариату, если никакие слова во время этого акта не произносятся. Например, в настоящее время на кассе магазина при оплате товара речевая коммуникация между продавцом и покупателем сведена к минимуму. Некоторые торговые точки и вовсе отказываются от кассиров, заменяя их аппаратами. Естественно, в этом случае нельзя вести речь о несоответствии подобных действий Шариату, так как продавцом выступает обезличенная в масштабах одного магазина компания.

Помимо этих двух неотъемлемых элементов торговли, есть также условия купли-продажи. Они тоже носят обязательный характер:

1. Продавец и покупатель должны находиться в здравом рассудке.

2. Формулировки предложения и согласия должны быть чёткими, если без переговорного процесса торговля невозможна.

3. Предложение и согласие должны относиться к одному и тому же основанию предмета сделки. То есть если в предложении речь шла о пяти саженцах, то согласие нельзя давать по поводу семи саженцев.

4. Сделка должна проходить без большого смыслового разрыва между предложением и согласием. Допустим, после того, как потенциальный покупатель обратился к человеку, который владеет каким-то интересным предметом или ресурсом, последний просто ушёл, не дав никакого внятного ответа на сделанное предложение, но согласился после какого-то времени, когда покупатель, возможно, и забыл о факте своего предложения. В этой ситуации факт купли-продажи не произошёл. Другое дело – если потенциальный продавец сказал бы покупателю, что ему нужно некоторое время на обдумывание сделки. В этом случае отношения между двумя субъектами носят совершенно иной характер, они уже имеют какие-то договорённости, которые необходимо исполнять (имеется ввиду, прежде всего, информационное оповещение о согласии либо отказе проводить сделку после размышления о ней).

5. Товар должен представлять ценность (то есть одна крупинка риса не может выступать в качестве объекта сделки, так как её ценность крайне низка, она не способна утолить голод и прочее) и быть халяльным (например, торговать алкоголем нельзя).

6. Товар должен находиться в собственности у продавца. К тому же нельзя продавать объекты, которые находятся в пользовании всеми людьми (например, реки, озёра, горы, холмы, моря и так далее).

7. Нельзя продавать то, чего ещё нет в наличии и что зависит от каких-то природных факторов (например, плоды какого-то растения). Этот запрет не касается промышленных товаров.

8. Купля-продажа совершается в отношении объекта, свойства которого известны. Например, неизвестный баран в стаде, который может иметь какие-то физические дефекты, не может продаваться.

Существуют и второстепенные условия торговли:

1) Продавцу не стоит настаивать на серьёзном завышении цены, а покупателю – бесконечно торговаться.

2) Нельзя излишне нахваливать собственный товар, вводя в заблуждение покупателя.

3) Нельзя скупать товар, который имеет общественную значимость, стремясь сыграть на искусственном завышении цен на рынке.

4) Торговлю следует вести в местах, где можно оценить качества продаваемого товара.

Расторжение договора купли-продажи

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Человек, который расторг сделку с тем, кто покаялся о совершённой покупке (либо продаже), заслуживает прощения грехов в Судный день» (Тирмизи).

В Шариате расторжение сделки купли-продажи между сторонами, которое не оставляет никого из них в убытке, именуется термином «икаля».

Если предложение об аннулировании сделки встречает согласие второй стороны, то возвращается изначально выплаченная цена. Когда товар за время пользования подвергся некоторым дефектам, цена при его возврате может быть снижена.

Аннулирование сделки невозможно, если товар был уничтожен (подобное решение не касается случая, когда были уничтожены деньги).

Когда между сторонами произошёл товарный обмен, то он также может быть аннулирован после того, как поступило соответствующее предложение. Если в этом случае был уничтожен товар, то можно вернуть деньги за него или отдать что-то эквивалентное.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Некоторые наставления и этические нормы торговли

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

Учёный-богослов и имам аль-Газали пишет: «Всевышний Аллах велел придерживаться справедливости и оказывать людям благодеяния. Справедливость является причиной спасения, и, если речь идёт о торговле, справедливость способствует сохранению капитала. Что же касается благодеяний, то они становятся причиной успеха и обретения счастья, а в торговле благодеяние обеспечивает прибыль. Едва ли можно считать разумным того, кто в торговле удовлетворяется только сохранением капитала, но то же самое относится и к делам вечного мира. Таким образом, верующему человеку не следует ограничиваться лишь тем, что он будет придерживаться справедливости и избегать несправедливости, забывая о благодеяниях, так как Всевышний Аллах сказал:

وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ (القصص، 77)

Смысл: «…оказывай благодеяния другим подобно тому, как Аллах оказал их тебе…» (сура «Аль-Касас», аят 77). Всевышний Аллах велит придерживаться справедливости и совершать благие дела. В другом аяте Священного Корана говорится:

إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ (الأعراف، 56)

Смысл: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое!» (сура «Аль-А‘раф», аят 56)».

Теперь перечислим некоторые наставления и этические нормы торговли, соблюдение которых послужит для человека поводом получения довольства Аллаха, Его благодати, большого вознаграждения на том свете, а также достижению степени совершающих благодеяния.

1. Всякий раз, отправившись на рынок, а также в другие места, где люди обычно находятся в забвении по отношению к Всевышнему Аллаху, желательно (сунна) прочитать эту мольбу:

لآَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَهُوَ حَيٌّ لاَ يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу ля шарика лягьу, лягьуль-мульку ва лягьуль-хIамду, юхIйи ва юмиту, ва гьува хIаййун ля ямуту, биядигьиль-хайру, ва гьува гIаля кулли шайъин къадир».

Смысл этого заключается в следующем: «Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища. Лишь Ему принадлежит всё царство и к Нему направлена всякая хвала. Он оживляет и умерщвляет, и Он – вечно живой и никогда не умирает. В Его власти находится всё благо, и Он над всякой вещью мощен!»

Хадис, переданный ат-Тирмизи со слов Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), гласит, что человеку, прочитавшему эту мольбу, запишут тысячи благих деяний, простят тысячи грехов, возвысят на тысячи уровней перед Аллахом и для него в Раю воздвигнут дворец.

Говорят, что некоторые святые угодники Аллаха и шейхи, даже если у них не было никакой другой нужды, специально отправлялись на рынок или в другие места массового скопления людей, чтобы там прочесть указанную мольбу с целью удостоиться воздаяния за неё.

2. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) также говорится, что благодать заключена в стремлении приобрести жизненные блага ранним утром.

3. Товар, приобретаемый для перепродажи, должен быть хорошего качества, ибо подобный товар хорошо раскупается и в нём заключено больше благодати.

5. Не рекомендуется торговцу продавать товар за деньги, превышающие стоимость, за которую он купил этот товар, более чем в два раза. Некоторые богословы говорят, что наценка должна соответствовать одной трети стоимости товара, но дозволяется продавать и за большее.

6. При купле-продаже чего-либо не одобряется строго настаивать на своём и упорствовать, лучше пойти на небольшие уступки. Особенно следует проявлять снисходительность, если покупатель является бедным человеком. Поступая так, торговец будет оказывать благодеяние людям и станет одним из тех, о ком в хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Бухари, говорится: «Да смилуется Аллах над человеком, который добросердечен и уступчив, покупая, продавая, отдавая в долг или возвращая его».

Однако мириться с обманом предосудительно, поскольку это будет пустой тратой средств. Многие из наших праведных предшественников подсчитывали всё до последнего гроша, делая покупки, но при этом шли на уступки, раздавали много денег бедным, а когда одному из них указали на это, он сказал: «Поистине, дарующий оказывает благодеяние, а тот, кто даёт обманывать себя другим, сам себя обманывает».

7. Даже если извлекаете небольшую прибыль, не отвергайте покупателей. Человек, удовлетворяющийся малой прибылью, сможет заключить много торговых сделок, это будет благоприятствовать его торговле и принесёт ему больше выгоды, благодаря чему на его имущество снизойдёт большая благодать.

8. Нельзя завидовать другим братьям по вере из-за того, что у них товар раскупается. Напротив, совершите для них хорошую мольбу, чтобы у них ещё более выросла прибыль.

9. Не будьте из числа тех, которые радуются прибыли, но печалятся убытку, ибо вы не знаете, в чём именно заключено благо для вас.

10. Если человек, совершивший с вами торговую сделку, пришёл к вам опечаленный с желанием расторгнуть уговор, то одобряется по возможности удовлетворить просьбу покупателя и не отвергать его. Потому что просить об этом станет лишь тот, кто сожалеет о её заключении, считая, что она принесёт ему вред, а человеку не должно нравиться то, что послужит причиной вреда для своего брата по вере. В хадисе, рассказанном Хакимом, Абу Давудом и другими, говорится, что тому, кто, исполняя желание мусульманина, согласится расторгнуть торговую сделку и возвратит покупателю деньги, принимая товар обратно, Аллах в Судный день также простит грехи.

11. Не следует клясться именем Аллаха ради торговли, если даже вы правы, ибо мирское богатство не стоит того, чтобы клясться за него именем Всевышнего.

12. Необходимо стараться всегда быть в омовении. В хадисе говорится: «Только совершенный верующий старается всегда находиться в омовении» (Ибн Маджа, Хаким). Один из праведников в ночь перед смертью совершил омовение семьдесят раз, желая умереть в состоянии омовения.

О достоинствах омовения Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Не сообщить ли вам о том, за что Аллах прощает грехи и возвышает в степени? Это совершение должным образом омовения в холодное время и при других трудностях, посещение мечети для совершения намаза вместе с коллективом мусульман и ожидание следующего намаза после совершения очередного».

Учёные-богословы отмечают, что того, кто постоянно находится в состоянии омовения, Аллах возвеличит семью особенностями:

– Ангелы будут стремиться дружить с ним.

– Ему постоянно будет записываться вознаграждение.

– Все части его тела будут совершать тасбих, то есть восхвалять Аллаха.

– Он будет успевать вступать в намаз вслед за имамом, произнося вступительный такбир «Аллаху Акбар» с имамом, за что предусмотрено отдельное вознаграждение.

– Когда он заснёт, Аллах направит к нему ангела, чтобы охранять его от зла людей и джиннов.

– Всевышний Аллах облегчит ему предсмертную агонию.

– Пока он находится в омовении, он будет под покровительством Аллаха.

13. Во время пребывания на рынке постепенно старайтесь привыкнуть к тому, чтобы чаще поминать Всевышнего Аллаха и благословлять Его Посланника (мир ему и благословение), чтобы не тратить время напрасно. В хадисе, рассказанном Байхаки, говорится: «Поминающий Аллаха среди беспечных по отношению к Создателю подобен живому среди мёртвых или зелёной проросшей траве среди сухой травы».

14. Будучи заняты на мирском рынке торговлей, не забывайте о рынке вечной жизни и её торговле. Рынком вечной жизни являются мечети, а её торговлей – поклонение Аллаху. Всевышний Аллах в Священном Коране хвалит таких людей, говоря:

رِجَالٌ لاَّ تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلاَةِ وَإِيتَاء الزَّكَاةِ (النور، 37)

Смысл: «Это такие люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята…» (сура «Ан-Нур», аят 37). Ведь мы больше нуждаемся в рынке вечной жизни и в её торговле. Разумный человек не забудет вечную жизнь на том свете из-за бренной жизни, которая едва продолжается сто лет. У мирских благ нет определённой границы, после достижения которой люди остановились и отказались бы от них. Поэтому по приобретении необходимых благ следует перейти к рынку вечного мира. Никак нельзя допускать упущения в намазах, посте и т. д., увлекаясь торговлей, нельзя совершать обязательные намазы с опозданием. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и Дарукутни, говорится, что вовремя совершённый намаз вызывает довольство Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) также сказал, что лучшее деяние мусульманина – это вовремя совершённый намаз. Если совершить молитву с опозданием, то невозможно обрести упущенное вознаграждение, даже если за это отдать всё своё имущество.

15. Не будьте жадными до мирского богатства, ибо если даже все обитатели небес и земли придут на подмогу, вы всё равно не получите больше, чем предписано вам. Нельзя постоянно думать и стремиться к преувеличению богатства, ибо нет пользы человеку от богатства, если его душа бедна. В хадисе, рассказанном Абу Я‘ла, говорится: «Богатство заключается не в увеличении материального достатка, истинное богатство – это богатство души». Когда один человек сказал Пророку (мир ему и благословение), что хочет быть самым богатым, Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Будь доволен тем, что даровал тебе Аллах, и ты будешь самым богатым».

16. Старайтесь вести торговлю и с бедными. Имейте также твёрдое намерение делать пожертвования для них, если они окажутся не в состоянии платить вам, ибо Всевышний Аллах любит бедных и нуждающихся. Среди наших праведных предшественников были такие, которые говорили беднякам: «Возьми что хочешь. Отдашь, когда тебе станет легче, а если легче не станет, то ты свободен от уплаты долга».

17. Всеми силами старайтесь не смотреть на рынке на запретное. В хадисе сказано, что огонь Ада не коснётся глаз, которые из боязни перед Аллахом человек отводил от запретного. Если взгляд упал на подобное, то сразу же отвернитесь и раскайтесь, ибо кающийся в своих грехах подобен не совершившему их, если даже человек в течение суток 70 раз возвращается к ним и раскаивается столько же раз.

18. Если заметили, что кто-либо обманывает другого, то попытайтесь мягко наставить его, ибо это является нашей обязанностью.

19. Увидев, как брата по вере обманывают, окажите ему свою поддержку, и Всевышний на том свете защитит вас. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если кто совершит добрый поступок, то получит за него вознаграждение от Аллаха в этом и том свете».

20. Не полагайтесь на людей, не бойтесь их и не гордитесь перед ними. Уповайте только на Всевышнего Аллаха, ибо Он достаточен для вас как Покровитель.

21. Не подобает мусульманину от избытка любви к мирским благам входить на территорию рынка первым и выходить из него последним. Хадис гласит, что плохими местами на земле являются рынки.

22. Полагая, что ваш удел, пропитание уменьшается и запаздывает, не пытайтесь добывать его запретным путём. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Пусть медленное поступление чего-либо из пропитания не послужит причиной его поиска путём ослушания Всевышнего Аллаха! Поистине, блага от Бога не достаются с помощью ослушания Его!» Нельзя стараться торговать, не принимая во внимание дозволенное и запретное, нельзя быть слишком озабоченным жизненными благами. То, что предписано вам, вы обязательно получите. В хадисе, рассказанном Хакимом и Ибн Хиббаном, говорится: «Пусть вам не кажется, что жизненные блага к вам запаздывают; ни один человек не умрёт, пока сполна не получит те жизненные блага, которые предписаны ему. Поэтому спокойно, красиво ищите свои средства к существованию: возьмите дозволенное и отвергайте запретное».

В таких случаях, когда будет трудно вести хозяйство, Пророк (мир ему и благословение) порекомендовал при выходе из дома читать следующую мольбу:

بِسْمِ اللهِ عَلَى نَفْسِي وَمَالِي وَدِينِي اَللَّهُمَّ رَضِّنِي بِقَضَائِكَ وَبَارِكْ لِي فِيمَا قُدِّرَ لِي حَتَّى لاَ أُحِبَّ تَعْجِيلَ مَا أَخَّرْتَ وَلاَ تَأْخِيرَ مَا عَجَّلْتَ

«Бисмиллягьи гIаля нафси ва мали ва дини. Аллагьумма раззини бикъазаика ва барик ли фима къуддира ли хIатта ля ухIибба тагIджиля ма аххарта, ва ля таъхира ма гIаджжальта».

Смысл: «С Именем Всевышнего Аллаха начинаю для своего тела, хозяйства (состояния) и религии. О Аллах! Удовлетвори меня Своим решением и возложи благодатью то, что предписано мне, чтобы я не захотел торопить то, что Ты отсрочил, и откладывать то, что Ты торопишь» (Ибн Умар).

В хадисе, переданном Абу Давудом от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это молитвы того, кого постигли трудности, бедствия и печаль:

اَللّهُمَّ رَحْمَتَكَ اَرْجُو فَلاَ تَكِلْنِي إِلَى نَفْسِي طَرْفَةَ عَيْنٍ وَأَصْلِحْ لِي شَأْنَي كُلَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ

«Аллагьумма рахIматака арджу фаля такильни иля нафси тIарфата гIайнин ва аслихI ли шаъни куллягьу, ля илягьа илля анта».

Смысл: «О Аллах! Я надеюсь на Твою милость, не вверяй меня самому себе даже на мгновение ока. Улучши всё моё состояние, нет ничего достойного поклонения кроме Тебя».

Также в таких ситуациях желательно читать мольбу Пророка Юнуса (мир ему), которой научил нас Пророк Мухаммад (мир ему и благословение):

لاَ إِلَهَ إِلاَّ أنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

«Ля илягьа илля анта субхIанака инни кунту мина-ззалимина».

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения кроме Тебя, Ты пречист от всяких недостатков, поистине я был из числа притеснивших себя».

23. После возвращения с рынка всегда старайтесь отправиться в мечеть и на собрания (маджлисы), где приобретают религиозные знания. Ведь вам не обойтись без религиозных знаний.

24. Находясь на рынке, старайтесь искренне и деликатно говорить людям о благом и предостерегать их от порицаемого. В хадисе сказано, что другие благие дела по сравнению с этим указанным настолько малы, насколько ничтожна слюна по сравнению с морем (Дайлами).

25. Помогайте своему коллеге по работе или работающему по соседству с вами и не проявляйте вероломства. Хадис гласит, что предательство является признаком лицемера.

26. В прежние времена наши благочестивые предшественники, продавая товар, для уверенности добавляли несколько больше, а при покупке они или платили немного больше денег, чем положено, или старались брать товар немного меньше положенного. Они говорили, что за такие мирские мелочи не продают Рай и не покупают Ад.

27. Если вас наняли на работу, то эту работу следует делать честно и профессионально. В хадисе, который рассказал Байхаки, говорится: «Если кто-нибудь из вас делает какую-то работу, Всевышний Аллах хочет, чтобы вы её сделали в совершенстве, хорошо».

28. Оплачивать труд наёмного рабочего необходимо сполна и в срок, сразу по завершении работы. В хадисе, переданном Абу Я‘ла, ат-Табарани, Ибн Маджа, говорится: «Вы оплатите работу наёмного рабочего до того, как у него высохнет пот».

Работодатель и наёмный рабочий не должны ограничиваться исполнением своего долга, каждому следует добавить несколько своих услуг друг другу, т. е. они должны стараться добиться довольства друг друга.

И в ответ тому, кто сделал вам добро, желательно прочесть молитву. В хадисе, переданном аль-Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), говорится: «Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился по нужде, я подготовил для него воду, чтобы обновить омовение. Увидев воду, Пророк (мир ему и благословение) спросил о том, кто её принёс, и прочитал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ

«Аллагьумма факъкъигь-гьу фи-ддини».

Смысл: «О Аллах! Одари его пониманием в религии!»

Или можно прочитать и следующую мольбу:

جَزَاكَ اللهُ خَيْرًا

«Джазака-ллагьу хайран».

Смысл: «Да воздаст тебе Аллах лучшим!»

29. Рекомендуется проявлять снисходительность по отношению к должникам, то есть при необходимости предоставить им отсрочку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит его долг, Аллах укроет в тени Своего ‘Арша» (Аль-Бухари).

30. К числу благодеяний по отношению к тому, с кем вы поддерживаете взаимоотношения, также относится своевременная и полная уплата долгов. Не заставляйте того, кому вы должны, приходить к вам и требовать вернуть долг. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всего рассчитывается со своими долгами» (Аль-Бухари, Муслим).

Должнику, получившему возможность отдать долг, следует поспешить сделать это, даже если назначенный срок ещё не наступил; если же должник не в состоянии расплатиться вовремя, он должен иметь намерение и стараться рассчитаться, как только сможет.

В достоверном хадисе, переданном Али-асхабом (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если, попав в долги, не можешь возместить их, то часто читай эту мольбу:

اَللَّهُمَّ اكْفِنِي بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ وَأَغْنِنِي بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ

«Аллагьумма-кфини бихIалялика гIан хIарамика ва агънини би фазлика гIамман сивака».

Смысл: «О Аллах! Посредством разрешённого (халяль) Тобой избавь меня от запрещённого (харам) Тобой, и по милости Своей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя».

Есть ещё мольба Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение), способствующая преодолению печали и возвращению долгов:

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْهَمِّ وَالْحَزَنِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُبْنِ وَالْبُخْلِ

«Аллагьумма инни агIузу бика миналь-гьамми валь-хIазани, ва агIузу бика миналь-гIаджзи валь-касали ва агIузу бика миналь-джубни валь-бухли».

Смысл: «О Аллах! Поистине я прошу у Тебя защиты от озабоченности и печали, от бессилия и лени, от трусости и скупости».

31. Если кто-то получает от своего дела большую, дозволенную Шариатом прибыль и ту её часть, в которой у него нет нужды, он жертвует в пользу бедных и нуждающихся, для мечетей и медресе, то ему лучше заняться этой своей деятельностью, нежели желательным (сунна) богослужением. Аллах больше любит такое деяние раба, которое приносит пользу народу, чем то, которое полезно только ему самому. Однако если кто-то работает с намерением стать богаче, чем другие, или из высокомерия, то подобный человек, согласно хадису, находится на пути сатаны.

Имам аль-Газали пишет, что наши праведные предшественники вели свои торговые дела, придерживаясь перечисленных выше благодеяний. Он также отмечает, что торговля является пробным камнем для мужчин и служит критерием их религиозности и благочестия.

Да поможет нам Аллах познать красоту Ислама! Аминь!

Торг по сунне что значит. Смотреть фото Торг по сунне что значит. Смотреть картинку Торг по сунне что значит. Картинка про Торг по сунне что значит. Фото Торг по сунне что значит

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *