Тос что это такое простыми словами плюсы и минусы
ТОСы: за и против, вопросы и ответы, мифы и легенды
Чтобы у жителей района не было неправильных интерпретаций решено собрать мнения экспертов по вопросу территориального самоуправления. Следует отметить, что приглашаются любые эксперты, «открытый микрофон» даёт слово любым точкам зрения и аргументам, если конечно они основаны на знании законов и опыте, а не являются досужими домыслами.
Первой на предложение рассказать о ТОСах откликнулась Ольга Сергеевна Ивченко, заместитель директора департамента внутренней политики Приморского края, начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества.
Вопрос:
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» территориальное общественное самоуправление описано еще в 2003 году, то есть это нельзя назвать новинкой, но насколько востребована эта форма стала в стране, в регионе, в городе за прошедшие 15 лет, ведется ли такая статистика?
В стране эта форма достаточно востребована, в разных регионах ТОСы проживают эволюцию, а в Приморье на протяжении 10 лет территориальное общественное самоуправление не развивалось. Причина тому — позиция краевой власти в прошлом и власти отдельных муниципальных образований. Исключения — это Артем и Уссурийск, в первом более 20, а во втором действуют сотни ТОСов. Совсем недавно совместными усилиями администрации края, города Владивостока и отдельных депутатов всех уровней удалось достичь договоренности по развитию ТОС в городе — дать им новую жизнь. Прорыва пока нет, за год во Владивостоке прибавилось 3 ТОСа и в стадии организации еще порядка 5. В целом в Приморском крае на сегодня создан 671 ТОС.
Для нас показателями развития конечно же являются количество ТОСов и число реализованных ими проектов, проведенных мероприятий. Немаловажен и охват населения — сколько людей вошли в ТОСы. В следующем году на краевом уровне планируется мероприятие по софинансированию проектов, которые реализуют инициативные группы граждан, либо ТОСы. Конкретные цифры еще не определены, т.к. идея на стадии согласования. Считаю, что целью финансовой поддержки должны быть измеримые результаты и мероприятия, а не просто количество зарегистрированных ТОСов.
Вопрос:
Ольга Сергеевна, мне было также интересно не избыточна ли эта форма, ведь у нас есть муниципальная власть и депутаты. Вот как мне прокомментировал ТОСы специалист со стажем в ЖКХ, пожелавший остаться неназванным:
В жилищной сфере роль ТОС сведена почти к нулю законодательно. Жилищный кодекс таким понятием не оперирует и вопросы многоквартирных домов к ТОСам адресовать нельзя. Нельзя ТОС обязать что-то решить, да и решить ТОСу их не получится.
Вопросы о благоустройстве территории домов также решаются через УК и ТСЖ. Главная проблема ТОСов — финансирование. Орган муниципальной власти финансируется из налогов граждан, ТСЖ и УК — из платежей собственников и эти платежи обязательны, с неплательщиками вопрос решается через суд. Платежи в ТОС обязательными сделать невозможно. Не только на благоустройство, но даже на саму работу органов ТОС, его председателя деньги будет взять негде. Если кто-то (жители территории, спонсоры от бизнеса) добровольно пожертвует на какую-то инициативу ТОСу, тогда у него откроются возможности для их реализации. ТОС — как феномен основанный на инициативе на практике является не очень жизнеспособным.
В целом в 131-ФЗ ТОС выглядит как лишнее звено, ведь все, что должны делать органы местного самоуправления на ТОСы спихнуть не получится и профинансировать это тоже.
Что касается совещательно-рекомендательной функции, то в органах власти действительно следует прислушиваться к ТОСу как представителю общественности т.к. это равносильно коллективному обращению, но законодательно все равны и все обращения должны быть рассмотрены. С другой стороны, именно депутаты должны выполнять эту роль.
Вероятно, замысел законодателя был в том, чтоб добавить больше «гражданского общества» и «общественной инициативы», но механизм остался недоработан. А местное самоуправление у нас очень жестко зарегулировано и муниципалитет весьма ограничен в своих полномочиях.
Это мнение крепко засело у многих в головах. Но есть и другие примеры — работоспособная модель реализована в Белгороде. Там система ТОСов вписана в советы районов. Из лидеров тосов вырастают депутаты, которых люди знают и это одна из ступеней между населением и депутатом. И даже в нашем городе уже есть примеры эффективного решения проблем силами ТОС.
Вопрос:
ТОС — это только генератор инициатив или еще контролёр деятельности муниципалитета?
Безусловно, природа ТОС предполагает, что люди, живущие на территории, знают ситуацию лучше, чем органы власти. Когда люди разобщены, то решать какие-то вопросы не всегда получается эффективно. ТОС — это механизм, который позволит обращаться в муниципалитет от лица всех жителей района, будет выступать проводником мнений.
И напротив, дальновидный депутат видит только плюсы в территориальном самоуправлении, ведь это его глаза и уши на территории, это взаимовыгодное партнерство, опять же если депутат добросовестный, а ТОС и его председатель — эффективные.
Вопрос:
У меня создалось ощущение, что в нашем городе и регионе те, кто пытаются развивать общественное самоуправление находятся в меньшинстве. Не видно государственной информационной поддержки.
Информационная поддержка развития ТОСов ведется и принятая в октябре программа «Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа» на 2018-2022 годы — тому пример. Мы будем докладывать о ней президенту, т.к. это хороший результат в тренде государственной политики. Стоит отметить, что в свое время поддержку развитию ТОС в Приморье оказывали депутат госдумы Сергей Сопчук и депутат заксобрания Константин Богданенко (сейчас — вице-губернатор), а также директор департамента внутренней политики Павел Ясевич, который ранее работал в правительстве Алтайского края и знает какой положительный социальный эффект привносят ТОСы в развитие региона.
Некоторые ТОСы создаются под проект и от проекта до проекта находятся в «режиме ожидания», другие же — постоянно работающие структуры с регулярными мероприятиями. К примеру, в Биробиджане председатели ТОСов регулярно встречаются с главой города, не только обсуждают проблемы, но и выступают инициаторами разных проектов, которые муниципалитет может поддержать. Многие инициативы конечно же зависят от самой территории, её особенностей и потребностей.
Касательно вопроса об обращениях: председатель совета дома или ТСЖ представляет мнение собственников одного дома, ТОС же представляет интересы не только собственников, но и всех жителей, как прописанных, так и преимущественно проживающих на территории — это отражено в законе. Но в то же время все обращения рассматриваются в одинаковых условиях в установленные сроки. Эффективней будет, если ТОС обращается с проработанным вопросом, который заранее обсудит с депутатом территории. Депутат, знающий возможности бюджета, может посоветовать правильные формулировки с тем, чтобы дипломатическая функция председателя ТОС дала максимальную пользу.
Вопрос:
Когда любопытный житель района слышит призыв создавать ТОС, то начинает гуглить и находит историю с двойными квитанциями от ТОС «Горнойстай», создается, мягко говоря, ощущение, что кто-то в очередной раз хочет его, добропорядочного гражданина, обмануть и недобросовестно обогатиться. Что это за история такая?
ТОС «Горностай» — это как раз тот случай, когда в 2008 году многие инициативы по созданию ТОСов депутатами города блокировались, а этому «монстру», за которым стоял один депутат дали захватить огромную территорию. Те, кто создавали этот ТОС наверно думали, что это вопрос права собственности на землю и хотели извлечь выгоду. Жители были даже не в курсе, что их включили в ТОС и до определенного времени законодательство позволяло им собирать деньги за обслуживание домов, затем было введено лицензирование деятельности УК и сейчас этот ТОС остался, хотя ничем хорошим так и не прославился. Поэтому сейчас мы бережно относимся к каждой инициативе, внимательно изучаем и поддерживаем адекватные начинания.
Устав ТОС определяет его цели и задачи, поэтому ничего на него не сможет свалить ни управляющая компания, ни администрация. В тоже время, инициативы ТОС по созданию чего-либо на земле зависят от собственника земли и от её назначения по кадастру. В любом случае успех ТОС определяются людьми, которые его создают — председателем и советом.
Что такое ТОС?
Что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Что это такое?
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.
В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.
Для чего нам это?
ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.
Формы организации ТОС?
Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
ТОС без образования юридического лица:
ТОС в качестве юридического лица:
Какие вопросы решает ТОС?
ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:
И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».
Финансирование
Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
Кто может участвовать в деятельности ТОС?
Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.
Кто принимает решения?
Собрание или конференция является высшим органом ТОС.
Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.
Как ТОС взаимодействуют с властью?
Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.
Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.
Границы ТОС
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
Юридическая компания «Щит»
| +7 (978) 7000-191 |
| [email protected] |
| Карта проезда |
Вы здесь
Территориальное общественное самоуправление (ТОС): плюсы и минусы
Развитие местного самоуправление в Российской Федерации имеет давнюю историю. Одной из самых древних форм местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС).
Что же такое ТОС? Для примера возьмем группу многоквартирных жилых домов, компактно расположенных друг к другу, имеющих общие объекты социально-культурного назначения, игровые и спортивные площадки, паркинги, детские сады и школы, близлежащие предприятия торговли и предоставления иных бытовых услуг.
Кому как ни жителям указанных домов лучше знать проблемы этих домов и близлежащей территории. Как это знакомо, когда жители, соседи обсуждают те или иные вопросы дома, например аварии, поломанное игровое оборудование на спортивных площадках, неудовлетворительное качество асфальтного покрытия во дворе дома и другие самые обыденные вопросы, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Но как правило, дальше разговоров и обмена мнениями не доходит. Некоторые граждане, проявив личную инициативу пробуют обратить внимание местных властей на проблемы своих домов, но частенько такие обращения «теряются» в сети бюрократической паутины.
Как же граждане могут эффективно обратить внимание на себя, действенно организовать диалог с местными властями, решить давно поднадоевшие бытовые и иные вопросы своего подъезда, дома, группы домов.
Как раз на этот случай законодатель и предусмотрел такую форму территориального самоуправления как ТОС.
Деятельность ТОС урегулирована Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством муниципальных образований.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Органы ТОС:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Органы ТОС избираются на собраниях (конференциях) граждан. Структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.
В осуществлении ТОС могут принимать участие граждане, проживающие на территории территориального общественного самоуправления, достигшие шестнадцатилетнего возраста.Любой достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право участвовать в территориальном общественном гражданин самоуправлении на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
ТОС в муниципальном образовании может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, в том числе с прилегающей к нему территорией, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания граждан.На одной и той же территории может осуществлять деятельность только одно территориальное общественное самоуправление.
Граница территории и схематический план границ территории, на которой осуществляется территориальное самоуправление, устанавливаются решением муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС организуется на основании решения учредительного собрания граждан проживающих на соответствующей территории, в границах, установленных решением уполномоченного органа муниципального образования.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС в уполномоченном органе муниципального образования.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законом. В этом случае оно приобретает права и обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации.
В целях представления интересов населения, проживающего на соответствующей территории, территориальное общественное самоуправление вправе:
1) проводить информационно-разъяснительную работу с населением, а также опросы в целях изучения общественного мнения;
2) организовывать мероприятия по санитарной очистке, благоустройству и озеленению места проживания, сооружению детских и спортивных площадок, организации мест отдыха;
3) организовывать мероприятия по сбережению и экономии питьевой воды, обустройству и охране водоемов, родников, артезианских скважин;
4) обращаться с инициативой в местную администрацию муниципального образования по формированию планов мероприятий по социально-экономическому развитию территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, участвовать в подготовке и реализации указанных планов мероприятий, социальных программ, затрагивающих интересы жителей территории, осуществлять общественный контроль за исполнением указанных планов и программ;
5) содействовать в организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с жителями муниципального образования;
6) содействовать в организации взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений в многоквартирных домах муниципального образования;
7) осуществлять взаимодействие с советами многоквартирных домов;
8) содействовать в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности;
9) содействовать в организации проведения оплачиваемых общественных работ на соответствующей территории и принимать участие в их проведении;
10) участвовать в разработке проектов муниципальных программ соответствующего муниципального образования и реализации мероприятий, предусмотренных указанными программами;
11) вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения соответствующей территории;
12) участвовать совместно с органами местного самоуправления в обсуждении вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
13) вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
14) вносить предложения по созданию условий для организации досуга, массового отдыха граждан, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых культурно-массовых мероприятиях;
15) содействовать органам местного самоуправления, общественным и иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении благотворительных акций;
16) вносить предложения по созданию условий для развития на соответствующей территории массовой физической культуры и спорта, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых спортивных мероприятиях;
17) создавать объединения (фонды, союзы, ассоциации) с другими территориальными общественными самоуправлениями;
18) участвовать в публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления;
19) участвовать в решении других вопросов в соответствии с действующим законодательством.
Осуществлять свою деятельность по приоритетным направлениям проектной деятельности ТОС:
Собрание и конференция граждан являются формами выражения воли населения территории по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений, дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Собрание (конференция) граждан проводится: по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих правом участвовать в собраниях;по инициативе муниципального образования;по инициативе органа ТОС;в иных случаях, предусмотренных уставом ТОС.
Структуру органов ТОС в соответствии с его уставом составляют:
— председатель исполнительного органа территориального общественного самоуправления (председатель территориального общественного самоуправления) избирается собранием (конференцией) участников территориального общественного самоуправления;
— иные органы территориального общественного самоуправления.
Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.
ТОС, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности финансовые средства и имущество.
Финансовые средства ТОС формируются за счет:
1) предпринимательской деятельности территориального общественного самоуправления, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами;
2) средств местного бюджета, выделяемых муниципальным образованием в установленном порядке на определенные цели;
3) добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.
Источниками формирования имущества могут быть:
1) имущество, передаваемое органами местного самоуправления;
2) имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств;
3) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
4) иные не запрещенные законом источники.
Контроль расходования территориальным общественным самоуправлением средств, выделенных из бюджета муниципального образования, осуществляется финансовым органом муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, ежегодно направляет в муниципальный орган утвержденный собранием, конференцией граждан годовой отчет об исполнении сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления в части бюджетных средств, выделенных муниципальным образованием.
Контроль расходования иных финансовых средств, за исключением выделенных из бюджета муниципального образования, осуществляется контрольно-ревизионным органом территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления вправе вносить на рассмотрение в органы местного самоуправления муниципального образования проекты правовых актов, а также замечания и предложения, поправки к проектам правовых актов, обращаться к депутатам Совета МО, Главе МО и должностным лицам местной администрации МО с заявлениями, предложениями, жалобами.
Представители органов территориального общественного самоуправления вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Органы местного самоуправления:
— оказывают содействие территориальному общественному самоуправлению в осуществлении его полномочий;
— координируют их деятельность;
— оказывают организационную и методическую помощь органам территориального общественного самоуправления, включая совместную разработку планов мероприятий по жизнеобеспечению самоуправляемой территории;
— разрабатывают и принимают муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с территориальным общественным самоуправлением;
— вправе передавать органам территориального общественного самоуправления финансовые и материальные средства для выполнения ими своих целей и задач, а также контролировать использование этих средств;
— предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую информацию для создания, функционирования и развития территориального общественного самоуправления;
— взаимодействуют с органами ТОС при организации и проведении опросов граждан, публичных слушаний.
Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, ликвидируется в соответствии с действующим законодательством добровольно, на основе решения общего собрания (конференции) граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства. О прекращении деятельности направляется письменное уведомление в местную администрацию муниципального образования.
Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может быть прекращена на основании решения собрания (конференции) граждан о самороспуске с обязательным письменным уведомлением местной администрации муниципального образования.
В том случае, если территориальное общественное самоуправление, не являющееся юридическим лицом, фактически прекратило свою деятельность, а собрание (конференция) граждан по прекращению его деятельности не проводится в течение двух лет, местная администрация муниципального образования вправе в порядке, установленном нормативными правовыми актами муниципального образования, исключить устав территориального общественного самоуправления из Реестра уставов территориального общественного самоуправления.
При ликвидации территориального общественного самоуправления бюджетные средства и имущество, приобретенное за счет бюджетных средств или переданное органами местного самоуправления, переходят собственность муниципального образования.
Так какие же плюсы и минусы содержит в себе ТОС:
Эффективное взаимодействие с органами местной власти
Необходимость администрирования деятельности ТОС (расходы на содержание органов ТОС, уплата взносов, участие в собраниях и др.)
Эффективное представление интересов в судах и других органах по вопросам связанных с деятельностью ТОС
В случае регистрации ТОС в качестве юридического лица: необходимость уплаты налогов и сборов, возможность привлечения к административной ответственности руководства ТОС, за нарушения действующего законодательства
Эффективное взаимодействие с управляющими компаниями
Деятельное участие граждан в благоустройстве своих территорий, формирование благоприятной и безопасной среды проживания
Формирование культуры участия в собраниях граждан, принятии решений, общественного контроля и самоконтроля
ТОСы однозначно нужны. ТОСы являются помощниками местных властей, индикаторами эффективности принятых на местном уровне решений, реализации социальных программ. ТОСы помогают муниципальным образованиям выявлять те или иные проблемы в организации жизнедеятельноститерриторий расположенных в границах муниципальных образований, позволяют вовлекать граждан в решение социально-экономических проблем территорий, позволяют эффективно выстраивать и поддерживать диалог общества и государства. Иными словами, ТОСы являются важным элементом гражданского общества. Однако без грамотной поддержки муниципальных образований, как на нормативном и методологическом, так и на финансово-экономическом уровне, идея создания и функционирования ТОСов останется просто красивой идеей, так как, в современных условиях, к сожалению, граждане стараются рассчитывать только на свои силы, что не является залогом успешного решения тех или иных социально-экономических вопросов жизнедеятельности территорий.