Трагедия федра о чем
Миф о Федре – порочная любовь, оплаченная жизнью
О безответной любви писали во все времена, а миф о Федре и её безумном чувстве к юноше, что годился ей в сыновья, стал одним из самых древних рассказов с таким сюжетом. Наверное, Федру можно было бы назвать одной из самых счастливых древнегреческих женщин. У неё был герой-муж (а ведь Тесея можно назвать не иначе как героем), образцовая семья, любящие дети.
Однако античные авторы рассказывают нам о трагедии, настигшей эту женщину. Её роковая страсть стала погибелью для неё самой, а также для её родных и самого предмета обожания. Что толкнуло Федру в пламя отчаянной любви? Какие финалы этого мифа предоставляют нам Еврипид и другие древнегреческие авторы?
Мачеха и пасынок – Федра и Ипполит
О том, как жила Федра до встречи с Тесеем, сказать сложно – в мифах об этом нет ни одного упоминания. Однако ближе мы знакомимся с ней после успешной победы героя над Минотавром. Оказывается, сестрой Федры была та самая Ариадна, что дала чудесную нить, выведшую Тесея из лабиринта.
До встречи с прекрасной царевной Федрой, что была дочерью царя Миноса, Тесей уже имел незаконнорожденного сына Ипполита. Именно он станет одним из главных героев древней трагедии.
Матерью Ипполита была царевна амазонок Антиопа, что ради возлюбленного Тесея решилась выступить против своих воинственных соплеменниц. Неудивительно, что сын унаследовал от неё трепетное отношение к природе, а среди всех животных особенно любил лошадей.
От себя хочу заметить, что о нежном отношении к лошадям говорит и имя Ипполита, что переводится как «любитель коней». Юноша был прекрасным наездником и настоящим «сыном природы», ведь своей покровительницей избрал саму Артемиду, богиню охоты. В преданиях не раз упоминается, что с Артемидой Ипполита связывали тёплые отношения, однако они никогда не выходили за пределы чистой и непорочной дружбы.
Месть Афродиты
Женившись на Федре, Тесей отправил сына к своему другу Питфею, что был царём Трезена. Соратник героя стал не просто опекуном, но и сделал Ипполита законным наследником своего трона. Когда же у Федры родилось двое сыновей от Тесея, юноша не собирался претендовать на афинский престол.
В жизни Федры всё складывалось прекрасно. Муж и юные Акамант и Демофонт обожали её, а родной дом не переставал радовать ютом и теплом. Женщина ни в чём не провинилась перед богами, однако стала жертвой обстоятельств, связанных с другим человеком.
Ипполит, вдохновлённый своим благоговением перед Артемидой, строит храм богине неподалёку от театра. Афродита, что считала «храм мух» и своим собственным святилищем, приняла это за оскорбление, ведь рядом появился алтарь её сестры. Разгневанная богиня насылает проклятие на Ипполита, а ненависть её прежде всего задевает невиновную Федру.
Во время проведения Элевсинских мистерий Ипполит участвовал в них, а Федра присутствовала в качестве зрительницы. Сама того не желая, женщина вдруг ощущает страсть к этому прекрасному и сильному юноше.
Неслучайно храм Афродиты, построенный женой Тесея, назвали святилищем Катаскопии, а именно – Подглядывающей. Беспомощная перед чарами богини, Федра и правда тайком взирала на объект своего вожделения, наблюдала за тренировками юного Ипполита, тихонько прокалывая листья миртового дерева. Интересно, что и сегодня на листьях этого дерева можно заметить крошечные дырочки, словно сделанные тонкой шпилькой.
Пьер Герен. Федра и Ипполит
Любовь, терзающая душу Федры
Одна только старая кормилица царицы догадалась о том, что терзает Федру. По настоянию женщины она отправила письмо Ипполиту, где призналась в своих чувствах. Она корила себя за это порочное влечение, однако признавала, что не может ему противостоять.
На мой взгляд, наиболее ярко слова влюблённой и растерянной Федры отразил Еврипид. В его трактовке мифа женщина даже упоминает о родовом «проклятье», ведь и её бабка, и мать, и сестра завершили свой жизненный путь трагически. Здесь Федра словно предчувствует беду, что уже так была близка к ней.
Неизбежная трагедия
Получив послание Федры, Ипполит сжигает его и отправляется к мачехе, чтобы высказать ей своё возмущение. Далее в мифах появляется некая «развилка», ведь финалы у разных авторов значительно отличаются друг от друга.
А что же Ипполит? Его отцу, Тесею сообщили о том, что сын собирался изнасиловать Федру. Разъярённый Тесей прогнал сына из Афин. Когда он ехал в своей колеснице мимо Молурийских скал, огромная волна поднялась на море. Неведомый подводный зверь, сам того не зная, стал причиной смертью юноши, что погиб от удара волн.
О любви несчастной Федры к юному Ипполиту написано немало произведений. Древнегреческая трагедия стала символом могущества рока, высших сил, противостоять которым люди не имеют сил. Есть ли в этой истории вина Федры? Несомненно, да, однако, не стоит забывать, что в древности человека считали лишь игрушкой в руках божеств.
Жан Расин: Федра. Описание и анализ трагедии «федра» расина Федра анализ
Список действующих лиц
Действие происходит в городе Трезене.
Популярные сегодня пересказы
Жан Расин, «Федра»: краткое содержание. Разговор Ипполита с Тераменом
Итак, действие первое, явление первое: сцена открывается беседой Ипполита с Тераменом. Ипполит сообщает своему наставнику о своем намерении покинуть Трезену. Отец Ипполита, афинский царь Тесей, женат на Федре, дочери своего бывшего врага Миноса, царя Крита. Тесей уехал в странствия шесть месяцев назад, и с тех пор от него не было никаких вестей, поэтому Ипполит решает оправиться на его поиски.
Терамен пытается переубедить Ипполита. Он считает, что Тесей не хочет быть найденным. Ипполит непреклонен, ведь помимо чувства долга перед отцом, у него есть и свои личные причины уехать из города: как ему кажется, его мачеха Федра ненавидит его. Сейчас Федра сильно больна неизвестной болезнью и не представляет опасности для Ипполита.
Также выясняется, что Ипполит влюблен в Арикию, дочь бывшего правителя Афин. Терамен очень рад за своего ученика, но вся проблема в том, что Тесей запретил Арикии как дочери свергнутого им царя выходить замуж и иметь детей.
Жан Расин — Федра
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует ужеполгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочетуехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своихстраданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и её «решили извести». Судьба игнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает её саму и о котором онабоится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно.Федра думает о смерти и ждет её, не желая никому открыть свою тайну.Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит.
Энонаупрекает её в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицуподумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой«надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что её «греховная жизнь и так уж слишком длится,однако её грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем её грех,Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признаетсяЭноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «топламень, то озноб» её терзают тело. Это «огонь всевластный Афродиты», богини любви. Федра пыталасьумилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помоглини фимиам, ни кровь.
Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи,заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афиныволнуются — кому быть царем. Сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой?Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, таккак тогда её сын погибнет.Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о егосмерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал её пленницей во дворце в городе Трезене.Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну,так как Ипполит к ней неравнодушен.
Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня спрославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печальнопрославился тем, что соблазнял многих женщин.Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о её пленении и дает ей свободу.Афинам нужен царь и народ выдвигает трех кандидатов. Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит,согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия жепринадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита —так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ вправе Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын её врага отдает ей трон.
Ипполит внедоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает егослова и говорит, что любит не старого Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но невидит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это богипослали ей любовь, которая её мучает. Федра просит Ипполита покарать её за преступную страсть идостать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже егонаставник Терамен.Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти,почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда её собственный ум ей не подвластен,когда она не властна над своими чувствами.
Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в нейпробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него вкрови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес»Ипполите разбудить любовь, ему еще никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказатьИпполиту, что она передает ему всю власть и готова отдать свою любовь.Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибоона боится, что Ипполит выдаст её тайну и разоблачит её обман перед отцом, скажет, что мачехабесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энонапредлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелалФедру.
Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо«чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблен, что она не стоит его любви инежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может егожена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлен иразгневан — вернувшись к себе домой, он застает родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что отнего скрывают что-то страшное.Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын вразговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнитьего первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступнойстрасти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык».
Хотя он и признается, чтолюбит Арикию, отец ему не верит.Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполитбудто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Онане предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственныйвыход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечаетему, что царь снес головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» —это прямой намек на Федру и её страсть к Ипполиту.
Тесей намека не понимает, но начинаетсомневаться, все ли он узнал. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала её ита бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молитПосейдона, чтобы тот не исполнял его желание.Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал наколеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка,лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнулв чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смогих удержать, они мчались без дорога, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался ввожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями.
Федра прощается с жизнью
Действие первое, явления 2-3: входит Энона. Она сообщает, что царица поднялась с постели и хочет в одиночестве побыть на свежем воздухе. Мужчины уходят, и появляется ослабленная болезнью Федра. Из ее монолога становится понятно, что она хочет умереть. Также Федра обращается к солнцу, своему мифическому предку. По ее словам, она видит его в последний раз.
Энона слышит Федру, она в ужасе. Энона была кормилицей царицы и относится к ней как к родной дочери. Теперь она корит женщину за нежелание поделиться со своей наперсницей причиной болезни. Энона напоминает Федре о том, что, скончавшись, царица оставит на растерзание своему врагу Ипполиту двух юных сыновей. Она бурно реагирует на упоминание имени своего пасынка, но все еще хочет умереть. Федра говорит о своей вине, которая не оставляет ей другого выбора. В чем именно состоит ее вина, она скрывает, и это крайне обижает Энону. Такова плата ей, кормилице, за все эти годы преданной службы?
Наконец Федра сдается: на самом деле она влюблена в Ипполита, влюблена с тех самых пор, как впервые его увидела. Именно это и гложет ее, именно это толкает в могилу. Федра боролась с собой как могла, даже пыталась умилостивить богиню любви Афродиту, но ничто так и не утихомирило ее страсть. Ей остается лишь быть внешне грубой к Ипполиту. Она боится, что однажды перестанет контролировать себя и опозорит свое имя. Поэтому решает умереть.
Ж. Расин, “Федра”: краткое содержание. “Федра” – трагедия в пяти актах
Пересказ произведения помогает быстро ознакомиться с текстом, понять, о чем оно, и узнать его сюжет. Ниже представлена трагедия, которую в 17 веке написал Ж. Расин – “Федра”. Краткое содержание по главам (в данном случае по актам) является более подробным вариантом изложения текста.
Жан Батист Расин (21 декабря 1639 – 21 апреля 1699) – писатель, одна из ключевых фигур французской драматургии семнадцатого века. Известен своими трагедиями.
«Федра» – трагедия в пяти действиях, написанная в 1677 году. Она считается лучшим произведением Расина.
Для тех, у кого нет времени прочесть полностью произведение, которое написал Жан Батист Расин («Федра»), краткое содержание по действиям и явлениям ниже.
Список действующих лиц
Действие происходит в городе Трезене.
Жан Расин, «Федра»: краткое содержание. Разговор Ипполита с Тераменом
Итак, действие первое, явление первое: сцена открывается беседой Ипполита с Тераменом. Ипполит сообщает своему наставнику о своем намерении покинуть Трезену.
Отец Ипполита, афинский царь Тесей, женат на Федре, дочери своего бывшего врага Миноса, царя Крита.
Тесей уехал в странствия шесть месяцев назад, и с тех пор от него не было никаких вестей, поэтому Ипполит решает оправиться на его поиски.
Терамен пытается переубедить Ипполита. Он считает, что Тесей не хочет быть найденным. Ипполит непреклонен, ведь помимо чувства долга перед отцом, у него есть и свои личные причины уехать из города: как ему кажется, его мачеха Федра ненавидит его. Сейчас Федра сильно больна неизвестной болезнью и не представляет опасности для Ипполита.
Также выясняется, что Ипполит влюблен в Арикию, дочь бывшего правителя Афин. Терамен очень рад за своего ученика, но вся проблема в том, что Тесей запретил Арикии как дочери свергнутого им царя выходить замуж и иметь детей.
Федра прощается с жизнью
Действие первое, явления 2-3: входит Энона. Она сообщает, что царица поднялась с постели и хочет в одиночестве побыть на свежем воздухе. Мужчины уходят, и появляется ослабленная болезнью Федра. Из ее монолога становится понятно, что она хочет умереть. Также Федра обращается к солнцу, своему мифическому предку. По ее словам, она видит его в последний раз.
Энона слышит Федру, она в ужасе. Энона была кормилицей царицы и относится к ней как к родной дочери. Теперь она корит женщину за нежелание поделиться со своей наперсницей причиной болезни.
Энона напоминает Федре о том, что, скончавшись, царица оставит на растерзание своему врагу Ипполиту двух юных сыновей. Она бурно реагирует на упоминание имени своего пасынка, но все еще хочет умереть. Федра говорит о своей вине, которая не оставляет ей другого выбора.
В чем именно состоит ее вина, она скрывает, и это крайне обижает Энону. Такова плата ей, кормилице, за все эти годы преданной службы?
Наконец Федра сдается: на самом деле она влюблена в Ипполита, влюблена с тех самых пор, как впервые его увидела. Именно это и гложет ее, именно это толкает в могилу.
Весть о смерти Тесея
Действие первое, события явлений 4-5. Служанка Панопа сообщает шокирующие новости: Тесей умер. В городе волнения, ведь нужно выбирать нового правителя. Кандидатов трое: Ипполит, плененная Арикия и старший сын Федры.
Энона говорит Федре, что царица теперь обязана жить, иначе ее сын погибнет. Ипполит должен унаследовать Трезен, тогда как Афины по праву принадлежат сыну Федры. Федре стоит встретиться с Ипполитом, чтобы убедить его объединится с ней против Арикии. Царице и ее кормилице ничего не известно об истинном отношении Ипполита к пленённой принцессе.
Жан Расин, «Федра»: краткое содержание. Арикия и ее служанка
Это самое приятное известие для принцессы из всех. Жизнь Арикии нельзя назвать счастливой: после того как все шесть ее братьев пали в бою Тесеем, она осталась совсем одна, окруженная политическими врагами. Ей запретили выходить замуж, что, впрочем, не сильно заботило ее. По крайней мере до тех пор, пока девушка не увидела Ипполита. Не за одну лишь красоту полюбила его Арикия, но и за душевные черты. Ипполит для нее – Тесей, лишенный недостатков. Сгинувший афинский царь печально славился как большой охотник до женщин, тогда как Ипполит непорочен и будто бы презирает любовь.
И все же Аракия боится, что Исмена может ошибаться насчет чувств Ипполита.
Краткое содержание “Федра” Расина Ж
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит – сын амазонки, новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и “жаждет умереть”.
Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и ее “решили извести”. Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает ее саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно.
Федра думает о смерти и ждет ее, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает ее в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей “жизни нить”, и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой “надменный Ипполит”.
В ответ Федра заявляет, что ее “греховная жизнь и так уж слишком длится”, однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце – в нем причина муки. Однако в чем ее грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе.
Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как “то пламень, то озноб” ее
терзают тело. Это “огонь всевластной Афродиты”, богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню – “ей воздвигла храм, украсила его”, приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются – кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой. Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда ее сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена, и Исмена, наперсница Арикии, полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство.
Храня с прославленным отцом “в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца”. Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин. Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о ее пленении и дает ей свободу. Афинянам нужен царь, и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры.
Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита – так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон.
Арикия не может поверить, что сын ее врага отдает ей трон. Ипполит отвечает ей, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то “смирился и надел любовные оковы”. Он все время думает о царевне.
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на нее и ее сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен – так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным.
Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не нынешнего Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая ее мучает.
Федра просит Ипполита покарать ее за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен. Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны.
Она не может управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце.
Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита пред отцом, сказав, что он возжелал Федру.
Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи “совести наперекор своей”, ибо “чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех”. Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним.
Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына. Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания – у него “окостенел язык”. Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит. Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну.
Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя – умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита. Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит лжец и она напрасно послушала его. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание. Однако уже поздно – Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, “зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой”. Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.
Ипполит у Арикии
Рассмотрим явления 2-4. Входит Ипполит и подтверждает слова Исмены: Тесей мертв, и Арикия теперь свободна. Кроме того, Афины выбирают нового правителя. Согласно древнему закону, Ипполит не может занять престол, поскольку не был рожден эллинкой, Арикия же имеет на то все права. Ипполит хочет, чтобы именно она владела афинским троном, тогда как сам мужчина готов довольствоваться Трезеном. Что касается старшего сына Федры, то он по замыслу пасынка станет царем Крита. Сын Тесея собирается убедить народ Афин в том, что трон должна занять принцесса.
Аракия не может поверить в такое благородство: ей кажется, что она во сне. Далее Ипполит признается ей в любви. В этот момент входит Терамен. Федра послала его за Ипполитом: царевна хочет поговорить с пасынком наедине. Он отказывается идти к ней, но Аракии удается его переубедить. Ипполит отправляется на встречу с Федрой.
Признание Федры
События второго действия явлений 4-6 следующие. Федра страшно волнуется перед разговором с Ипполитом – она забыла все, что хотела сказать. Энона пытается успокоить свою госпожу.
Ипполит слышит, как подходит Терамен, и в ужасе убегает. Он не решается поведать своему наставнику ту страшную тайну, открывшуюся ему только что. Терамен в свою очередь сообщает Ипполиту свежие новости: афиняне выбрали новым царем сына Федры. Также, по слухам, Тесей все-таки жив и находится в Эпире.
Краткое содержание «Федра» Расина
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и ее «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает ее саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную
страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждет ее, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает ее в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой «надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что ее «греховная жизнь и так уж слишком длится, однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем ее грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну
в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» ее терзают тело. Это «огонь всевластный Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой? Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда ее сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о ее пленении и дает ей свободу. Афинам нужен царь и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын ее врага отдает ей трон. Ипполит отвечает, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него в крови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес» Ипполите разбудить любовь, ему еще никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказать Ипполиту, что она передает ему всю власть и готова отдать свою любовь.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблен, что она не стоит его любви и нежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может его жена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлен и разгневан — вернувшись к себе домой, он застает родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что от него скрывают что-то страшное.
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечает ему, что царь снес головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» — это прямой намек на Федру и ее страсть к Ипполиту. Тесей намека не понимает, но начинает сомневаться, все ли он узнал. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дорога, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.
Заговор Федры и Эноны
Рассмотрим действие третье, явления 1-3. Федра не хочет власти, не хочет быть царицей Афин, ведь мысли ее совсем о другом. Она не теряет надежды на ответное чувство. По ее мнению, кто-то же должен рано или поздно пробудить в Ипполите любовь. Федра готова передать ему власть над Афинами.
Энона приносит неожиданное известие: Тесей жив и уже прибыл в Трезен. Федра в ужасе, ибо Ипполит в любой момент может выдать ее тайну. Она снова начинает видеть в смерти единственное спасение, и только страх за судьбу сыновей останавливает ее.
На помощь приходит Энона: кормилица обещает оклеветать Ипполита перед Тесеем, сообщив тому, будто это его сын возжелал Федру. Мачехе ничего не остается кроме как согласиться с планом Эноны.
Возвращение Тесея
Тесей не понимает, что происходит. Разве так должны встречать своих мужей и отцов? Его семья явно скрывает что-то от него. Он уходит в надежде добиться от Федры разъяснений.
Изгнание Ипполита
В четвертом действии Энона клевещет на Ипполита, и Тесей верит ей. Он видел, как его сын был подозрительно смущен в беседе с ним. Тесей в гневе. Единственное, он не понимает почему Федра сама не рассказала ему правду.
Тесей изгоняет сына и обращается к самому Посейдону с просьбой наказать Ипполита. Посейдон обещал исполнить его первую просьбу, поэтому он не сможет ему отказать.
Ипполит настолько поражен этими обвинениями, что попросту не находит слов. Он лишь признается в своей любви к Арикии, но отец не верит ему.
Тем временем Федра мучается укорами совести. Она приходит к Тесею и просит мужа смягчиться к Ипполиту. В разговоре ее муж упоминает, что его сын якобы влюблен в Арикию. Федра в отличие от мужа верит в это и теперь чувствует себя оскорбленной. В который раз царица решает умереть.
Развязка
В пятом действии Ипполит решает бежать, но перед этим жениться на Арикии. Сразу после его отправления к Арикии неожиданно приходит Тесей. Афинский царь пытается убедить ее в том, что Ипполит – обманщик, и не стоило слушать его. Но Арикия столь рьяно защищает его сына, что Тесей начинает сомневаться. Всю ли правду он знает?
Тесей решает допросить Энону, но ее уже нет в живых: женщина утопилась после того, как Федра прогнала ее. Сама же царица пребывает на грани безумия. Тогда Тесей распоряжается вернуть ему сына и взывает к Посейдону, чтобы тот не стал выполнять его просьбу.
Уже слишком поздно. Терамен сообщает, что Ипполит погиб в схватке с чудовищем, напавшем на него из морских вод. Тесею остается лишь винить во всем Федру. И та не отрицает своей вины. Она успевает рассказать мужу всю правду перед тем как умереть от принятого ею ранее яда.
Пораженный горем, Тесей клянется чтить память Ипполита и впредь относиться к Арикии как к родной дочери.
Таково краткое содержание. «Федра» – одна из величайших пьес, которую стоит однажды прочесть полностью.
Краткое содержание: Федра
Жан Расин Федра
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и её «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает её саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждет её, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает её в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой «надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что её «греховная жизнь и так уж слишком длится, однако её грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем её грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» её терзают тело. Это «огонь всевластный Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой? Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда её сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал её пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о её пленении и дает ей свободу. Афинам нужен царь и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын её врага отдает ей трон. Ипполит отвечает, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел её, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда её собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него в крови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес» Ипполите разбудить любовь, ему еще никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказать Ипполиту, что она передает ему всю власть и готова отдать свою любовь.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст её тайну и разоблачит её обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблен, что она не стоит его любви и нежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может его жена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлен и разгневан — вернувшись к себе домой, он застает родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что от него скрывают что-то страшное.
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.
Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечает ему, что царь снес головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» — это прямой намек на Федру и её страсть к Ипполиту. Тесей намека не понимает, но начинает сомневаться, все ли он узнал. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала её и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дорога, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.