Трансфертная ставка что это
Особенности трансфертного ценообразования
Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.
Что собой представляет трансфертное ценообразование?
Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:
Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.
Регулирование трансфертных цен
Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году. Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены. Рассмотрим цели регулирования ценообразования:
Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.
Как применяется метод распределения прибыли в трансфертном ценообразовании?
В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?
Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:
Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.
В каких случаях контроля не будет?
Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:
Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори рыночной.
Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?
ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.
Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:
Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:
Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.
Обязанности участников трансфертного ценообразования
На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:
Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.
Методы трансфертного ценообразования
Перечень методов ТЦ и рекомендации к выбору конкретного способа содержатся в главе 14.3 НК РФ.
Метод сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:
Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.
Метод цены последующей продажи и затратный метод
Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.
К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.
Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.
Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.
Метод сопоставимой рентабельности
Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:
Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.
ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.
Метод распределения прибыли
Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.
Источники получения сведений
ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:
Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.
ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.
Основные задачи управления трансфертным ценообразованием
Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:
Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.
Необходимые документы
Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:
Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.
ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.
Отчетность
Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:
Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.
ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.
Юридическая ответственность компании
Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.
Трансфертное ценообразование простыми словами
Вы когда-нибудь искали в интернете материалы по теме трансфертного ценообразования? Кажется, это довольно сложная тема. Но давайте поговорим о трансфертном ценообразовании простыми словами.
Ольга Мазина, директор департамента налогового консалтинга и аудита компании Аккаунтор на простом примере объясняет, что такое трансфертное ценообразование.
Кто должен следовать законодательству о трансфертном ценообразовании?
Все международные группы компаний, как правило, должны следовать законодательству о трансфертном ценообразовании. Почему? Потому что они состоят из нескольких организаций.
Когда такие организации заключают сделки друг с другом, они могут установить любую цену, которую захотят, потому что являются участниками единой группы.
То же самое происходит и с большими международными группами компаний: компании группы могут продавать друг другу товары и услуги, игнорируя рыночные цены. И это по сути легкий способ манипулировать налогооблагаемыми доходами, перемещая их в низконалоговые юрисдикции.
Но, конечно, налоговые органы никогда не одобряли такие практики.
Как соответствовать законодательству о трансфертном ценообразовании?
Информация обо всех сделках с иностранными взаимозависимыми лицами отправляется в налоговые органы. В России уведомление о контролируемых сделках должно быть подано в налоговую инспекцию не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.
Цены, применяемые в контролируемых сделках, следует сравнивать с рыночными ценами. Давайте вернемся к нашему простому примеру. Представьте, что вы уговорили вашего дядю продать вам его старую машину за 1000 долларов.
Вашему дяде придется проверить рынок похожих машин, которые продаются и покупаются независимыми по отношению друг к другу лицами. Это можно сделать, если пойти к местному автодилеру, который только что продал 4 подобные машины по следующим ценам:
Ваш дядя уберет самую высокую и самую низкую цены, а то что останется и будет считаться рыночным интервалом для расчета налогов. В нашем примере, 1100 – нижняя граница интервала рыночных цен, а 1200 – верхняя. На практике, это означает, что ваш дядя должен заплатить налог с суммы 1100, даже не взирая на то, что он продал вам машину всего за 1000.
Вашему дяде придется обосновать все эти расчеты по запросу налоговых органов.
Конечно, это очень простой пример. В реальной жизни мы делаем множество сложных допущений и корректировок, чтобы определить соответствие цены сделки рынку. Поэтому такие задачи лучше оставлять профессионалам.
Что предлагает Аккаунтор?
Аккаунтор поможет вашей компании следовать законодательству о трансфертном ценообразовании.
Мы занимаемся подготовкой документации о трансфертном ценообразовании и созданием политик трансфертного ценообразования для иностранных компаний, работающих в России. Накопленный опыт позволяет нам оказывать качественную поддержку своих клиентам.
Пожалуйста, обращайтесь к нам – мы расскажем вам больше о требованиях законодательства и о наших услугах в сфере трансфертного ценообразования. В том числе мы консультируем компании по подготовке глобальной и национальной документации, а также страновых отчётов в рамках новых требований по трёхуровневой документации для международных групп компаний.
Трансфертная кривая и формирование процентных ставок по банковским операциям
Трансфертная кривая является инструментом, который позволяет коммерческому банку выстроить согласованное ценообразование по операциям в различных сегментах рынка и в случае необходимости гибко изменять структуру своего баланса, выбирая между различными источниками фондирования и размещения средств. Она представляет собой формируемый банком единый набор внутренних (трансфертных) ставок для каждого срока операций, от которых с учетом дополнительных факторов «отсчитываются» процентные ставки по всем активным и пассивным операциям банка.
Для каждого типа активных операций ставка должна быть не меньше трансфертной ставки на соответствующий срок, увеличенной на издержки и премии за риски (как общие, так и специфические для данного типа операций). Для каждого типа пассивных операций, напротив, ставка должна быть не больше трансфертной ставки, уменьшенной на издержки. В результате какой бы ни была структура активов и пассивов, спред между ставками по активным и пассивным операциям позволяет покрыть все необходимые издержки, риски и сформировать прибыль.
Дополнительное влияние на формирование процентных ставок для реального сектора экономики могут оказывать характеристики финансового рынка, включая степень его сегментации, уровень конкуренции за средства вкладчиков или за наиболее качественных заемщиков, особенности стратегий отдельных участников и регулирования финансового сектора в целом.
Изменения всех указанных факторов могут «зашумлять» реакцию процентных ставок по депозитам, кредитам и корпоративным облигациям на изменения ставок МБК и доходностей ОФЗ. В связи с этим такую реакцию важно оценивать, исключая действие указанных факторов.
Что касается отдельных характеристик российского финансового сектора, то для него, в частности, характерно наличие крупных банков, занимающих доминирующие позиции в основных сегментах рынка. Это оказывает влияние на особенности функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики: крупные банки могут слабее реагировать на различные внешние и внутренние факторы, в том числе на изменение ключевой ставки как за счет стремления сохранить свои рыночные позиции, так и за счет высокой степени диверсификации активов и обязательств. В то же время наличие финансово устойчивых крупных банков повышает устойчивость банковской системы в целом к негативным событиям во внешнем или реальном секторе, что в долгосрочной перспективе играет положительную роль для эффективности трансмиссионного механизма.
Трансфертное ценообразование. Практика применения
Сидоренко А. П., партнер Бейкер Тилли Россия, глава департамента налогообложения и юридических услуг
Бейкер Тилли Россия
Оглавление
1. ТЦО в рамках международного регулирования
2. Нововведения в ТЦО в РФ с 2015 года
3. Ключевые письма Минфина России по ТЦО за 2015 год
4. Арбитражная практика по ТЦО
1. ТЦО в рамках международного регулирования
В целом при подготовке Мероприятий №№ 8 – 10 сделан акцент на определении фактической природы внутригрупповых операций, при котором первостепенное значение имеет фактическое «поведение» сторон в сделках при проведении функционального анализа для целей трансфертного ценообразования по сравнению с тем, как функции и риски сторон закреплены в договорах. При этом основное значение должно иметь не то, как функции и риски сторон закреплены в договорах, а то как фактически распределяется их ответственность.
1.2 Мероприятие № 13 Плана BEPS: подготовка документации по ТЦО
При проведении проверок налоговый орган часто испытывает сложности с пониманием полной цепочки создания стоимости, что приводит к трудностям в применении принципа «вытянутой руки» и увеличению возможностей компаний для злоупотребления в налоговой сфере. Также, национальные различия в требованиях к подготовке документации по ТЦО приводят к существенным административным издержкам для бизнеса. В рамках Мероприятия № 13 предполагается разработка правил ТЦО, которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса. Так устанавливается трехуровневый стандартизированный подход к ТЦО, который включает: локальный файл, отчет по странам, мастер-файл.
Какую информацию содержат документы?
Локальный файл – отражает актуальную информацию в отношении конкретного налогоплательщика по существенным транзакциям (конкретной юрисдикции). Подготавливается на уровне локальной юрисдикции.
Отчет по странам – отчет о перечне финансовых и иных показателях (о глобальном распределении прибыли, прибыли до уплаты налогов, о налогах, уплаченных и удержанных в каждой стране, о внутрихозяйственных потоках роялти, процентов, оплатах, о численности наемных рабочих, затратах на их содержание, о материальных активах каждой компании). Отчет подготавливается на уровне холдинговой компании.
Мастер-файл – отражает базовую информацию о международных операциях многонациональной корпорации и принципах ее политики в области ТЦО. Подготавливается на уровне холдинговой компании.
Куда подаются документы?
Локальный файл и Мастер-файл – должны быть представлены непосредственно местным налоговым органам. Отчет по странам предоставляется налоговым органам юрисдикции, налоговым резидентом которой является материнская компания.
Начало действия новых правил
Требования к подготовке трехуровневой документации по ТЦО, согласно Мероприятию № 13, действуют для отчетных периодов начиная с 1 января 2016 года.
1.2.1 Отчет по странам («Country-by-Country report»)
8 июня 2015 года ОЭСР выпустила детальные разъяснения касательно подготовки и подачи «Отчета по странам» (далее ― Отчет). Данный документ распространяется не только на страны ― участницы ОЭСР, но также на страны группы «Большой двадцатки», куда входит Российская Федерация.
Согласно Плану BEPS предоставлять Отчет будут Группы:
Группа: международная группа предприятий, связанных через владение или контроль, для которой требуется подготовка консолидированной финансовой отчетности или потребовалась бы, если бы «доля в акционерном капитале любого из предприятий» публично торговалась на фондовой бирже.
Международной Группой признаются две и более компании, являющиеся налоговыми резидентами в разных юрисдикциях.
Требование по подготовке и предоставлению Отчета распространяются на Группы, годовая консолидированная выручка которых более 750 млн. евро (или эквивалентная сумма в местной валюте).
Сроки подготовки и подачи Отчета
Первым годом, на который распространяются новые правила, будет финансовый год Группы компаний, начинающийся 1 января 2016 года или позднее. Срок подачи Отчета ― до 31 декабря 2017 года.
Содержание Отчета
Содержание Отчета должно соответствовать шаблону, опубликованному в руководстве ОЭСР по подготовке документации по ТЦО и отчета по странам от 16.09.2014 года (далее – Руководство).
Штрафы
План BEPS не содержит указаний на конкретные штрафные санкции за невыполнение обязательств по представлению Отчета. В документе приводится положение, согласно которому размер штрафных санкций должен быть определен на местном уровне в каждой конкретной юрисдикции, принимая во внимание действующие штрафы за нарушение требований законодательства о ТЦО.
Сроки обмена информацией
Налоговые органы иностранных юрисдикций обязаны будут представлять Отчет в другие соответствующие налоговые юрисдикции в течение 18 месяцев после окончания отчетного года в первый год подачи Отчета (то есть до 30 июня 2018 года) и в течение 15 месяцев после окончания отчетного года в последующие периоды. Так, Отчет за 2017 год должен быть подан до 31 декабря 2018 года, а процедуры обмена информацией должны быть завершены до 31 марта 2019 года.
Действия российских компаний
План BEPS обязывает участников ОЭСР, а также стран «Большой двадцатки» (членом, которой является Российская Федерация) принять новые правила и внести соответствующие изменения в свое внутреннее законодательство по налогам и сборам, для того чтобы обязать Группы представлять Отчеты по странам. Индивидуальные требования каждой страны к оформлению документов по трансфертному ценообразованию должны соответствовать размеру и характеру местной экономики.
Предполагаемые изменения будут существенны для ряда крупнейших российских компаний.
Учитывая инициативы ОЭСР, компаниям необходимо отслеживать изменения в законодательстве стран, в которых расположены компании группы, направленные на внедрение новых подходов к раскрытию информации.
Уже сейчас можно выделить ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание, а именно:
Подготовка документации по трансфертному ценообразованию с учетом трехуровневого подхода (Отчет, мастер-файл и локальная документация) является достаточно трудоемкой процедурой, поэтому своевременная подготовка является важным условием обеспечения соответствия новым требованиям. Мы будем рады оказать вам всестороннюю поддержку по любым возникающим у вас вопросам.
Пожалуйста, обращайтесь к нам в случае возникновения у вас каких-либо вопросов.
2. Нововведения в ТЦО в РФ с 2015 года
В данной главе изложены основные нововведения 2015 года, коснувшиеся положений ТЦО, на которые, по нашему мнению, необходимо обратить внимание при подготовке документации по ТЦО за 2015 год.
2.1 Самостоятельные симметричные корректировки
Подобные корректировки проводятся в следующем порядке:
Также Закон № 150-ФЗ урегулировал вопрос о возможности корректировки убытка налогоплательщика. Теперь налогоплательщик может провести корректировку и в случае завышения убытка (ранее было только в случае занижения налога).
2.2 Изменение перечня офшорных юрисдикций
С 1 января 2015 на основании Приказа Минфина России от 02.10.2014 № 111н изменился перечень офшорных зон. Так из перечня исключена Республика Мальта, вместо Нидерландских Антил офшором будут признаваться Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть). Напомним, что сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в юрисдикциях, включенными в выше указанный Перечень в случае, если доходы по ним превышают 60 миллионов рублей, признаются контролируемыми. По таким сделкам необходимо подготовить документацию по ТЦО.
2.3 Признание процентных доходов и расходов в целях налогообложения
1. По общему правилу проценты по долговому обязательству учитываются в составе доходов/расходов в размере, исчисленном исходя из фактической ставки (п. 1 ст. 269 НК РФ).
2. Исключение из общего правила составляют проценты, начисленные по долговому обязательству, которое возникло в результате сделки, признаваемой контролируемой1. Такие проценты учитываются в особом порядке. Рассмотрим его подробнее.
При контролируемой сделке в составе доходов/расходов признается сумма процентов, исчисленных исходя из фактической ставки с учетом положений Раздел V .1 НК РФ. Налогоплательщику необходимо проверить соответствует ли применяемая по долговому обязательству ставка рыночной, с помощью методов ТЦО, закрепленных в ст. 105.7 НК РФ.
С 1 января 2015 года коридоры, необходимые для сравнения фактической ставки, были расширены. Расширение ситуаций, в которых применяются установленные коридоры, является благоприятным моментом для налогоплательщика. Так если ставка процента оказалась внутри коридора, дальнейших действий по обоснованию ее уровня не потребуется. Если вне установленных коридоров (доходы ниже или расходы выше) – потребуется обоснование ставки по правилам ТЦО.
Рассмотрим новые пределы подробнее (пп. 1.2. п. 1 ст. 269 НК РФ).
Коридор 3 – применяется в отношении долговых обязательств, оформленных в иностранной валюте. При этом ставка зависит от валюты, в которой осуществлен заем.
Приведенные коридоры применяются при учете процентов по всем имеющимся долговым обязательствам, включая возникшие до 2015 года (Письма Минфина России от 13.01.2015 № 03-03-06/1/69460; от 10.06.2015 № 0303-01-18/33892).