Третья персона о чем
«Третья персона»: Путешествие на край боли
К подобным фильмам, где сюжет состоит сразу из нескольких разных историй, которые иногда снимают даже разные режиссеры, отношение складывается такое же, как и к рассказам. Рассказы не запоминаются так же хорошо, как романы, на первый взгляд они не такие глубокие, потому что в них едва ли можно успеть обозначить проблему. Но иногда прочитаешь рассказ и жалеешь, что это не роман, потому что хочется побыть в нем подольше.
Писатели умеют гениально любить и ненавидеть друг друга. Поэтому в истории с Оливией Уайлд и Лиамом Нисаном есть по-настоящему сильные сцены счастья и отчаяния, например, когда стоя перед входом в номер Майкла Анна раздевает халат, ее любимый захлопывает дверь перед ней, оставляя ее бежать по коридорам отеля в свой номер на другом этаже обнаженной. Но это не комедия «Сдохни, Джон Такер» и сцена не выглядит нелепо, а беготня в таком виде не смущает и не злит героиню, она вся сияет, бежит и смеется и кажется, что это самый счастливый момент в ее жизни. Или когда Майкл заполняет весь номер Анны букетами белых цветов в знак того, что он ей полностью доверяет, Анна приходит к нему и в истерике бьет его и целует, не понимая, как он может ее любить.
Эдриан Броуди как обычно все эмоции пишет своими вопросительными бровями и туманным расслабленным взглядом, который загорается при виде прекрасной Моран Атиас, пленившей его появлением своего силуэта во входе в бар «Americano».
Складывая мозаику, обращая внимания на символы-подсказки режиссера, понимаешь, что фильм не так прост и до конца задаешься вопросами, у кого же в голове это происходит? Это чей-то рассказ, чья-то книга? Кто из героев реальный, а кто нет? Оказывается, что все истории и персонажи вымышленные, кроме самого писателя и его возлюбленной. Первый его роман всех поразил, а теперь он пишет только о своей боли, которая переходит из одной книги в другую, меняя города, имена персонажей и их истории. Издатель ему говорит, что все это уже не то, но Майкл может писать лишь о том, что знает, а знает он себя и свою горечь утраты. И в каждой его истории-исповеди оказывается, что всегда этой третей персоной был он, он виноват в смерти собственного ребенка, потому что не был рядом, потому что недоглядел. Он винит себя и с помощью своего творчества, как бы со стороны смотрит и каждый раз переживает все заново, пытаясь оправдать и простить себя.
Но теперь, когда в его жизни появилась женщина, он решает написать о ней, о ее истории с отцом и с ним самим. Увидев в этом что-то новое и интересное издатель решает опубликовать роман, но при этом предупреждая автора, что он пишет о реальном человеке, что все ее окружение будет знать правду. Выбирая писательский успех, он теряет любовь всей своей жизни, как он говорит о ней в романе. А вместе за ней уходят и все его героини. Все исчезает, разлетается, как ничем не скрепленные страницы будущей книги на ветру. Возможно, это вторая большая ошибка, которую теперь он себе не сможет простить. Пульс трех городов бьется под песню Moby «The Only Thing», меняя свои цвета на серый в Нью-Йорке, теплую золотую палитру Рима и самые разные, потому что только они настоящие, оттенки Парижа.
В итоге, начиная с мелодраматических знакомств с главными персонажами фильма, продолжая драматическими историями, режиссер обращает все в психологический триллер, когда зрителя до конца держат в напряжении, когда начинаешь сомневаться в реальном существовании кого-то из героев и хочешь приблизить финал лишь для того, чтобы скорее узнать ответы на свои вопросы.
Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Рецензия на фильм «Третья персона»
Громоздкая драма с тремя сюжетными линиями, которая похожа на лук – много слоев и ничего «вкусного» в центре
Трейлер
Живущий в Париже пожилой писатель Майкл (Лиам Нисон) бросает жену ради молодой любовницы Анны (Оливия Уайлд), тоже писательницы. Однако их отношения слишком сложны, чтобы они могли надеяться на совместное счастье. Тем временем бывшая нью-йоркская актриса Джулия (Мила Кунис), обвиненная в покушении на жизнь сына, пытается доказать, что может быть достойной матерью, а приехавший в Рим в командировку бизнесмен Скотт (Эдриен Броуди) старается помочь румынской цыганке Монике (Моран Атиас) выкупить у контрабандистов ее маленькую дочь.
Кадр из фильма «Третья персона»
Канадский сценарист и режиссер Пол Хаггис прославился в 2004 году, когда снял голливудскую ленту «Столкновение» – драму интимного содержания и эпического размаха. На примере двух десятков персонажей Хаггис демонстрировал многие оттенки и нюансы американского расизма, и его полотно было отмечено тремя «Оскарами» (лучшая картина, лучший оригинальный сценарий, лучший монтаж). Правда, почти сразу же пошли разговоры о переоцененности «Столкновения» и о том, что киноакадемики из-за своего консерватизма просто побоялись отдать самую важную статуэтку скандальной гей-мелодраме «Горбатая гора», которая была бесспорным фаворитом в глазах либеральных западных критиков.
Кадр из фильма «Третья персона»
Как будто подтверждая мнение о своей перехваленности, Пол Хаггис после награждения начал заметно деградировать как творец. За такими удачными сценариями, как «Малышка на миллион», «Флаги наших отцов» и «Казино “Рояль”», последовали сюжетно провальные «Квант милосердия» и «Терминатор: Да придет Спаситель», а вышедший в 2010 году триллер «Три дня на побег» (режиссерская работа Хаггиса, основанная на французской ленте «Для нее») был расценен критиками как в лучшем случае полуудача. Причем как с коммерческой, так и с художественной точки зрения.
Кадр из фильма «Третья персона»
Когда голливудец чувствует, что соскальзывает с пьедестала, он обычно обращается к тому, что его прославило. Стареющие экшен-звезды снимаются в сиквелах своих главных хитов, а Пол Хаггис сочинил и поставил размашистую драму в духе «Столкновения», со взводом главных героев и тремя основными сюжетными линиями. Но если в «Столкновении» сразу же становилось ясно, как связаны многочисленные персонажи и как перекликаются их истории, то «Третья персона» приберегает это «откровение» почти до финальных титров, как будто сценарий писал не Хаггис, а М. Найт Шьямалан.
Кадр из фильма «Третья персона»
Это катастрофическая ошибка, поскольку удачный сюжетный поворот должен менять картину, а не создавать ее, не превращать мешанину событий в цельное повествование. «Психоз» Хичкока, например, сперва смотрится как авантюрное кино, а затем оказывается лентой о маньяке. «Третья персона» же смотрится как бессвязица из трех совершенно разных сюжетов, не связанных никем и ничем (за вычетом одной очень странной, физически невозможной сцены, в которой персонаж из одного города вдруг оказывается в другом). И вдумчивые зрители почти два часа не наслаждаются, а недоумевают, пока наконец Хаггис не раскрывает все карты. Фактически фильм требует второго просмотра или по крайней мере знания финала, и такая сюжетная конструкция – неуважение к публике.
Кадр из фильма «Третья персона»
И добро бы три истории «Персоны» казались удачными независимыми повествованиями! Но нет, сага о Джулии сводится к тому, что женщина переживает, потому что не видит сына, и ее история заканчивается почти в том же сюжетном месте, с которого началась. Толком не развиваются и отношения Майкла и Анны. Хотя за ними по крайней мере забавно следить, потому что они все время то цапаются, то милуются, и Оливия Уайлд напоминает нам, почему мы ее полюбили, когда она в «Докторе Хаусе» изображала саркастичную стерву. Анна сделана из того же теста, и это, кажется, самый яркий персонаж из всех, сыгранных актрисой в последнее время. Плюс Уайлд раздевается на экране – для тех, для кого это существенно. Единственная сюжетная линия, которую можно было бы вынести в отдельное кино, – история Скотта и Моники. От нее, впрочем, так и разит западным «белым рыцарством» – американец спасает семью цыганки. Ох уж эти цыгане – такие беспомощные!
Когда фильм наконец расставляет все точки над «i», становится ясно, что в его основе лежит любопытная, перспективная идея… и что Хаггис раскрыл ее так неуклюже и тяжеловесно, как только мог. Кроме того, главная тема фильма столь очевидна, что сказать по ее поводу что-то существенное просто невозможно – можно только повторять банальные истины. И в конечном счете к этому сводится вся «Третья персона» – к унылой тривиальности, которая прячется под обильными и едва обоснованными сюжетными наслоениями. Не лучший способ провести два часа вашей жизни, если только вы не обожаете занятых в фильме актеров. Особенно Нисона, Уайлд и Броуди – все остальные в картине раскрываются хуже.
Звездный состав не спас старомодный фильм Пола Хаггиса «Третья персона»
В фильме «Третья персона» Пол Хаггис возвращается к излюбленному трюку, который десять лет назад принес ему «Оскар» за драму «Столкновение». Он сплетает три истории, происходящие в трех разных мегаполисах и вроде бы не имеющие между собой ничего общего. Вернее, пытается сплести. Хаггис, судя по «Третьей персоне», уже не тот.
Погруженный во мрак гостиничный номер в отеле, где возрастной мужчина (Лиам Нисон) старательно изображает писательские муки, отвлекаясь на то, чтобы кинуть монетку в 50 евроцентов в стакан воды. Голос ребенка за спиной шепчет: «Смотри на меня», заставляя писателя вздрогнуть и прийти в неописуемый ужас.
Женщина (Мария Белло) подходит к краю бассейна и нерешительно застывает у кромки воды перед прыжком.
Бизнесмен сомнительного толка (Эдриан Броуди), пытаясь укрыться от палящего римского зноя, заходит в бар с вывеской «Американо», где никто не говорит по-английски, пиво подают теплым, а печального вида женщина с глубоким декольте глушит стопками лимончелло.
Девушка трудной судьбы (Мила Кунис) пытается справиться одновременно с недоброкачественной мобильной связью, нью-йоркским трафиком и властями, обвиняющими ее в недобросовестном родительском поведении.
За десять лет, прошедших после триумфа «Столкновения», Хаггис пережил развод и громкий скандал с саентологией, адептом которой был до недавнего времени. То есть ему априори должно быть плохо. Так отчего бы не помочь хорошему человеку? В «Третьей персоне» поддержать сценариста собрался звездный каст из разных поколений. Даже сама Ким Бейсингер снизошла до съемок двух эмоциональных телефонных разговоров.
Показалось, однако, что каких-либо (пусть даже творческих) проблем Хаггиса это не решило. Ведь и «Столкновение», как показало время, было вовсе не так уж потрясающе – если не говорить о ловкости и уверенности, с которой оно манипулировало чувствами и предубеждениями зрителя.
А ко всему прочему, с момента выхода «Столкновения» излюбленный Хаггисом жанр переплетающихся драматических историй тоже чувствовал себя несладко. «Калейдоскоп любви» Фернандо Мейреллиша, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Мамонт» Лукаса Мудиссона – все эти межконтинентальные драмы выступали в духе «проблема – она и в Африке проблема».
Истории обеспеченных разведенок и смертельно больных иммигрантов сценаристы упаковывали по пять штук в один комплект в надежде, что не одна, так другая вцепится в душу зрителя мертвой хваткой. В «Третьей персоне» Хаггис пошел дальше и снял мета-фильм как раз о такого рода сценаристе (герой Лиама Нисона здесь – его явное и неприкрытое альтер эго) и его эмоциональном раздрае, в котором тот законсервирован. В этом рассоле предстоит вариться 2,5 часа и всякому зрителю, заинтригованному именами на афише.
Но сеанс саморазоблачения выполнен без экспрессии и полета фантазии. Скорее он напоминает посещение психоаналитика, на котором и врач, и пациент стараются изо всех сил не зевнуть друг другу в лицо.
В этом откровенно старомодном фильме, наполненном натужными диалогами и исполненными тоски позами, о времени напоминает лишь часто используемая героями продукция компании Apple. Получившаяся в итоге туристическая экскурсия в мир чужих скорбей и проблем длится гораздо дольше, чем стоило бы. И сложно здесь не согласиться со словами издателя романа, который пишет герой Лиама Нисона: «Ты пытаешься оправдать собственную жизнь за счет случайно выбранных и придуманных персонажей». Причем желательно заниматься оправданиями в пятизвездочных отелях. Там всегда найдется прислуга, которая приберется за вами.
Рецензия: «Третья персона» с Лиамом Нисоном
Фильм Пола Хаггиса, в котором Оливия Уайлд бегает голой по коридору гостиницы, а Мила Кунис и Джеймс Франко судятся между собой из-за сына.
«Третья персона» — три необычные истории любви, которые разворачиваются в трех городах, — может служить наглядным пособием по искусству параллельного монтажа. Благодаря мастерству Джо Френсис, монтировавшей «Доктора Хауса» и «Остаться в живых», постоянные переходы между обособленными историями, которые смыкаются только на философском уровне, почти незаметны.
Режиссерский проект двукратного оскаровского лауреата Пола Хаггиса демонстрирует сложную технику повествования, которой канадец, начинавший карьеру в сценарном цехе («Малышка на миллион», «Казино «Рояль»), владеет блестяще. Неразрешимый драматический конфликт и интенсивное действие — элементы всех работ Хаггиса — здесь дополнены впечатляющим актерским составом. Хотя хронометраж картины выходит за рамки привычных двух часов, Лиам Нисон, Эдриан Броуди, Мила Кунис и Джеймс Франко легко справляются с задачей удержать внимание зрителя.
Если и стоит подвергнуть фильм критике, то преимущественно за выбор локаций. Нью-Йорк, Рим и Париж — это не просто банально. Это почти граничит с вульгарностью. Чтобы в точности повторить кинематографический путь Вуди Аллена, обратившего в старости внимание на Европу, не хватает лишь Лондона и Барселоны.
Римская часть истории начинается в шумном баре. Герой Эдриана Броуди Шон, который зарабатывает на подделках одежды итальянских дизайнеров, приезжает в Рим с рабочим визитом и знакомится с румынской цыганкой Моникой (израильская актриса Моран Атиас). Она одевается, как танцовщица фламенко, и относится к заигрываниям американца с явным презрением, однако решает посвятить его в свою драму: ее восьмилетняя дочь похищена, итальянские гангстеры требуют выкуп. Шон включается в поиски девочки, но сомневается (как и зритель) вплоть до финала — а можно ли верить прекрасной цыганке?
Разлуку с ребенком переживает и героиня нью-йоркской истории Джулия — эмоционально нестабильная личность с огромным сердцем. Роль горничной, которая борется в суде за право видеть родного сына, — большая удача для Милы Кунис, получившей возможность расширить свой актерский диапазон. А вот Джеймсу Франко досталась в «Третьей персоне» не лучшая роль. Он играет бывшего мужа Джулии — бесчувственного злодея, который живет в дорогом лофте в центре города, рисует картины и судится за право ни с кем не делиться сыном. Нью-йоркская история, в которой социальные обстоятельства выявляют истинный характер героев, по атмосфере и накалу страстей близка к «Столкновению» — лучшему на сегодняшний день фильму Хаггиса.
Над третьей историей, действие которой происходит в Париже, поработал, кажется, другой режиссер — настолько ярко отличается она от первых двух. Поселившись в сьюте роскошного парижского отеля, писатель Майкл (Нисон) размышляет о жизни, в которой настали нелегкие времена. Оказавшись вдали от жены (впечатляющая, хоть и мимолетная роль Ким Бейсингер), он приглашает в Париж свою любовницу Анну (Оливия Уайлд), чтобы немного повеселиться.
Пол Хаггис приберег для героев этой истории самые острые диалоги: язвительная и на удивление умная барышня кажется временами дьяволицей, поднявшейся из преисподней, чтобы погубить хорошего парня. Впрочем, и парень тоже не промах. В самой забавной сцене «Третьей персоны» герой Лиама Нисона демонстративно закрывает дверь сьюта перед обнаженной Оливией Уайлд, которой ничего другого не остается, как идти в таком виде по коридорам шикарной гостиницы. Впрочем, даже от этой жестокой шутки девушка умудряется получить удовольствие. Неожиданно для самой себя.
Ключевая черта персонажа Нисона — непредсказуемость. Света и тьмы в нем практически поровну, так что приходится постоянно, вплоть до последнего кадра, гадать, что одержит победу. В этом, собственно, и заключается основное послание фильма: любовь — многополосный хайвей, по которому можно добраться куда угодно. Все зависит от человека, сидящего за рулем.
«Третья персона» (Third Person) / Великобритания, США, Германия, Бельгия, 2013 г., 137 мин. Режиссер: Пол Хаггис. В ролях: Мила Кунис, Джеймс Франко, Оливия Уайлд, Лиам Нисон, Эдриан Броуди, Ким Бейсингер, Мария Белло, Кэролайн Гудолл, Моран Атиас, Дэвид Хэрвуд. В прокате с 27 ноября (Top Film Distribution)
«Третья персона» Пола Хаггиса: большая книга
В прокат выходит «Третья персона», откровенно неудачный фильм Пола Хаггиса с Лиамом Нисоном и Милой Кунис. Станислав Зельвенский констатирует конец важной моды нулевых на кино из нескольких параллельных историй.
Это не новость, но невозможно в скобках не заметить: люди, которые прокатывают и переводят в России кинофильмы — длинные, сложные драматические произведения, — очевидно, не оканчивали младшую школу и не в курсе, например, что third person на английском языке означает «третье лицо» или «в третьем лице». Или, возможно, в курсе — и сознательно предпочитают многозначительному, далеко не случайному названию, которое автор дал своему произведению, абсурдно звучащее, бессмысленное сочетание слов. Какая персона? Кто вообще употребляет слово «персона»? И как можно верить, что диалоги, которые мы слышим в российских кинозалах, имеют хоть какое-то отношение к тому, что говорят герои на самом деле?
Возвращаясь к фильму. Почти 10 лет назад Пол Хаггис, вынырнув из ниоткуда, к возмущению многих взял главный «Оскар» со «Столкновением» — сентиментальным густонаселенным полотном из скорбной жизни Лос-Анджелеса. С тех пор он снял пару крепких, не очень удачных фильмов, написал пару хороших сценариев для Клинта Иствуда и пару для «Джеймса Бонда», что-то сделал на телевидении — но в целом не то чтобы не слезал с обложек. Фильм «Персона» — очень личный, чрезвычайно амбициозный, полный звезд (даже на полтора телефонных разговора выписали Ким Бэсингер) проект — явно был замыслен как возвращение на авансцену. Но не выстрелил: фильм вызвал снисходительное недоумение у критиков и с треском провалился в прокате, собрав в Америке жалкий миллион.
По всей видимости, можно официально констатировать конец моды нулевых на кино из нескольких параллельных историй (главный адепт этого направления Иньярриту теперь вообще снимает одним планом), а заодно и альманахи. «Персона» прекрасно демонстрирует все слабости этого формата. Перемещаясь между тремя сюжетами и дюжиной героев, зритель не может сосредоточиться ни на одном из них. Соединяя точки — или, если взять самую избитую метафору, собирая пазл, — автор тратит непропорционально много усилий на формальную, второстепенную сторону фильма, который вдобавок раздувается до двух с лишним часов довольно монотонного действия. Притом что Хаггис — настоящий мастер сюжетоплетения, один из лучших, и все фрагменты головоломки у него подогнаны до миллиметра. Какой получится картинка, когда все сойдется, можно без труда догадаться уже к середине фильма — а то и раньше, если внимательно посмотреть на афишу, но это не так важно.
Важно то, что, виртуозно обращаясь с голым нарративом (и потому помогая писать такие отличные фильмы про Бонда), Хаггис постоянно фальшивит с его эмоциональным наполнением. Самая занятная из историй — про Броди и цыганку — тонет в ужасных деталях: чего стоит укладывание на кровати валетом с последующим петтингом нижних конечностей. Самая слабая — про Кунис и Франко — от начала и до конца похожа на эпизод дурного сериала. Центральный сюжет о писателе поначалу очень хорош: Уайлд в фильме однозначно лучше всех, а на Нисона смотреть всегда приятно, тем более когда он никого не бьет по лицу (хотя тут есть нюансы), — но со временем запутывается и обрастает крайне сомнительными сенсационными подробностями.
«Персона» играет с большими темами — чувство вины, чувство потери, попытки освобождения и преодоления, — но Хаггис так простодушно и прямолинейно иллюстрирует свои идеи, что от них в итоге ничего не остается. Это странный жанр — душеспасительный комикс, хаотическое движение на первом плане и звенящая пустота на втором. Персонаж Нисона, задуманный, несомненно, как альтер эго режиссера, который разом и романтизирует свой творческий процесс, и кокетливо извиняется за возможные издержки, два часа глубокомысленно склоняется над ноутбуком — но, когда мы наконец заглянем ему через плечо, окажется, что он пишет отчаянно плохую книгу.