Тревел шоу что это такое
Что посмотреть на выходных? 6 интересных тревел-шоу
Пока спектр разнообразия наших зарубежных поездок ограничен, мы с удовольствием следим за тем, как путешествуют другие. К счастью, зрелищных тревел-шоу снято немало! Мы выбрали самые классные из тех, что можно найти в программе телевидения. Устраивайся поудобнее и запускай МТС ТВ – вечер будет увлекательным.
Телеканал «Моя планета»
Это шоу не про путешествия с привычными туристическими маршрутами. Здесь ведущие Агата Муцениеце, Анастасия Смирнова и Анна Демьяна тестируют самые экстремальные, драйвовые и «страшно интересные» развлечения в разных странах мира. В их гайдах – купание с акулами в Таиланде, фестиваль танцев с дьяволом в Барселоне, охота за привидениями в Сингапуре, фрирайд в горах Бурятии. Все для тех, кто любит щекотать нервишки.
«Самое щедрое путешествие на свете»
Телеканал Travel + adventure
Миллионер-филантроп Леон из Великобритании путешествует по миру без денег и друзей. Все, что у него есть, – старенький автомобиль и вера в людей. Ведущий не стесняется просить о помощи: часто обедает с первыми встречными и останавливается у случайных прохожих. По пути Леон встречает людей, которые мечтают что-то изменить: тех, кто вдохновляет, и тех, кому хочется помочь. Миллионер финансирует их проекты, строит школы, открывает рестораны, помогает с оплатой долгов, обучения и даже покупкой дома. А после снова заводит свой автомобиль и отправляется дальше – за новыми приключениями и историями.
«Один день в городе»
Телеканал «Моя планета»
Один день. Один город. И десяток мест, которые хочется увидеть. Это вообще реально?
Ведущие и редакторы программы составили мини-гайды по самым популярным городам: от Мадрида до Сеула. И даже тайминг расписали, чтобы ты успел(-а) пробежаться по достопримечательностям, перекусить в лучших местах, развлечься и прикупить сувениров. В такое путешествие, конечно, вмещаются далеко не все важные места из списка «must see», но для одного дня вполне достаточно.
Телеканал Travel + adventure
Чтобы стать «своим» в чужой стране, не обязательно жить там несколько лет. Достаточно вести себя как ведущий шоу «Свой человек» Гай Мартин: общаться с местными, гулять по непопсовым районам, пробовать еду с лотков за углом и вписываться во все движухи, которые только встречаются тебе на пути.
Так, в Японии британский мотогонщик сам словил пару устриц, поработал кузнецом и поучаствовал в фестивале фейерверков. А в Латвии на «Жигулях» своего возраста исследовал глубинку. В общем, занимательных историй тут хватает.
Телеканал «Моя планета»
Эмоциональные ведущие Хильда и Виктор путешествуют по миру и пытаются удивить друг друга необычными развлечениями. Ребята находят и невероятно крутые, и очень странные варианты отдыха. Например, в Перу они решают устроить гонку на повозках, а в Бразилии – поохотиться в джунглях.
Здесь мало романтики и много драйва. А еще – криков, «ахов», смеха и хорошего настроения.
«Куда приводят мечты»
Телеканал Travel + adventure
Это история ребят, которые устали жить по графику, просыпаться по будильнику, работать в офисе и откладывать деньги на отпуск. В один день они, как говорится, бросили все, купили яхту и отправились покорять мир.
По пути Фил и Ива встречают таких же смелых людей, которые путешествуют по миру, живут своими мечтами и кайфуют от того, что делают. И постоянно убеждаются (и убеждают нас), что все возможно – нужно только однажды рискнуть.
В качестве бонуса здесь – невероятные закаты и просто отличные виды.
– 120 каналов без мобильного трафика, включая каналы в качестве HD.
– В МТС ТВ есть возможность оформить дополнительные подписки на сервисы Ivi и Start.
– Доступ на 7 устройствах по одной подписке – смотри с компьютера, телевизора, телефона или планшета.
– Функции архива, паузы и перемотки, режим родительского контроля и много других полезных штук.
– Возможность смотреть телеканалы и другой контент МТС ТВ с интернетом от любого провайдера. При просмотре через МТС с номера, на который подключена услуга, трафик не списывается.
– Выбор удобного формата подписки – на день или на месяц.
Кстати, первые 7 дней можешь пользоваться бесплатно. Ussd для подписки: *279# – МТС ТВ Плюс 0,52 руб за 1 день или *493# – МТС ТВ Плюс 10,30 руб за 30 дней.
Как Туту.ру выпустил два сезона уникального тревел-шоу на ТВ за бюджет разработки одного рекламного ролика
Меня зовут Сергей Антонов, и я занимаюсь коммуникациями в Туту.ру. Хочу поделиться с вами историей о том, как мы думали сделать рекламную кампанию, а стали со-продюсерами ТВ-шоу.
В итоге получился эксклюзивный контент, который по степени вовлечения целевой аудитории превосходит все, что мы когда-либо выпускали, включая коллаборацию с «Орлом и Решкой».
В прошлом году мы провели ребрендинг, определившись с ключевыми атрибутами, на которых держится бренд Туту.ру. Я сейчас говорю не просто про обновление фирменного стиля, как многие понимают слово ребрендинг (про этот проект можно почитать здесь), а про полноценное переосмысление нашего позиционирования в долгосрочной перспективе. Мы очень четко сформулировали, что Туту.ру — это, в первую очередь, IT-компания, работающая в сфере путешествий. А раз так, то в сфере маркетинга на первый план вышла задача создания имиджа технологичной, прогрессивной, современной IT-компании.
Это довольно серьезное изменение относительно восприятия бренда, сформировавшегося за 15 лет. Люди привыкли видеть в Туту.ру в первую очередь просто билетную кассу онлайн и сервис предоставления информации о расписаниях. В настоящее время сервисом Туту.ру пользуется более 20 млн уникальных посетителей ежемесячно. Однако, проведенные количественные исследования показали, что относительно небольшой процент аудитории воспринимает нас в качестве технологичной компании. Нам предстоит это исправить.
Описывая желаемый характер бренда, мы не могли пройти мимо такого понятия, как «гики». Это люди, которые по-настоящему увлечены разными аспектами жизни — от научной фантастики, мира фэнтези, комиксов, компьютерных игр и анимации до технических новинок, современных гаджетов и научных выставок. Одним словом, это думающая, технически образованная и активная прослойка общества. При этом они активно путешествуют и первыми используют технические инновации. Очень часто именно такие люди становятся «проводниками» технологических решений и инновационных сервисов к массовому потребителю. Нам эта аудитория очень важна как в качестве потребителей услуг сервиса Туту.ру, так и в качестве потенциальных сотрудников. Да, чего греха таить, в нашем офисе работает немало классных ребят, которые полностью подходят под это определение, и все, кто приходит к нам в офис, сразу чувствуют, что попали в современную IT-компанию.
Соответственно, была сформулирована одна из задач коммуникации: вовлечь вышеописанную аудиторию в долгосрочный содержательный контакт с Туту.ру путем создания интересных историй, которые помогут построить желаемое восприятие бренда.
Первая мысль создать собственное ТВ-шоу появилась на бизнес-завтраке телеканала 2х2. Мы сидели с ребятами из Газпром-Медиа и креативным продюсером канала Ниной. Обычно на таких тусовках разговоры очень формальные и сухие: про рынок, инфляцию, рекламные форматы, KPI и бюджеты. Мы же сразу начали обсуждать «гиков» как целевую аудиторию. Нина рассказывала про то, какие современные и интересные люди приходят на всевозможные праздники и вечеринки, которые устраивает канал. Про их увлечения новыми технологиями, косплеем, компьютерными играми, фэнтези, настолками, современными гаджетами — короче, любыми поводами получить нестандартный, яркий и насыщенный жизненный опыт. Чем больше я слушал, тем больше понимал, что это и есть портрет той аудитории, которой так не хватает Туту.ру.
Однако, просто прийти на канал, где сидит ЦА, и разместить там рекламные ролики показалось не самой эффективной идеей. Всем понятно, что люди не любят, когда их «долбят» стандартной рекламой, однако, бренды почему-то продолжают упорно ее делать. У нас в компании есть принцип — добиваться большего меньшими средствами. Соответственно, мы не хотим просто покупать стандартную рекламу, так как это дорого и неэффективно. Мы хотим не купить, а заслужить внимание и любовь конкретной аудитории и верим, что это можно сделать лишь двумя вещами:
Вот из этих соображений и родилась дерзкая мысль потратить наш скромный рекламный бюджет. не на РЕКЛАМУ. Мы решили, что лучше попробуем на эти деньги сделать яркий и нестандартный контент о путешествиях. Ведь, действительно, на ТВ существует уже куча всяких тревел-шоу, и все они какие-то одинаково мейнстримные. А вот для гиков специального шоу нет.
Так появилась идея сделать шоу о путешествиях в крупные мегаполисы, но не по набившим оскомину достопримечательностям, а по «местам гик-силы». Хотели показать людям, где и как в их путешествиях можно реализовать свою страсть, которую я описал выше. Где можно встретить единомышленников, получить незабываемый опыт и привезти из путешествия незамыленные воспоминания.
Уже на следующий день ребята из 2х2 и Газпром-Медиа приехали к нам в гости на первую встречу по проекту. Она скорее напоминала посиделки друзей, увлеченных общей игрой. Мы просто болтали про то, что нам самим было бы интересно смотреть про путешествия. И с точки зрения контента, и с точки зрения визуального оформления. Все показывали друг другу в Youtube какие-то референсы того, что они считают прикольным и современным. В этом разговоре родилось несколько краеугольных камней, которые определили формат шоу.
Когда работаешь над проектом, который действительно заводит всю команду, то любой материал все пытаются сделать максимально ярко. Вот, например, как выглядело описание концепции во внутренней презентации:
Секреты отечественных тревел-шоу
По статистике, 44 % россиян проводят отпуск дома или на даче, а за границу выезжает 10-я часть населения страны. У жителей Украины дела обстоят лучше, однако большинство все равно не может позволить себе путешествия по миру — в основном по финансовым соображениям. Возможно, по этой причине мы все так любим тревел-шоу, в которых ведущие рассказывают об экзотических местах. Однако не все шоу одинаково полезны, некоторые вводят нас в заблуждение и искажают реальность в угоду рейтингу.
Мы пересмотрели самые популярные программы о путешествиях на отечественном ТВ и выяснил, почему некоторые из них утаивают от нас правду.
1. Цены устаревают задолго до выхода передачи в эфир. А иногда вообще не соответствуют действительности
Некоторые программы расскажут и покажут вам, как сэкономить в путешествии. Ведущие выбирают самые дешевые отели, магазины или рестораны, а зрители надеются встретить такие же цены в реальности. Однако опытные путешественники постоянно замечают несоответствия и обращают на них наше внимание.
2. Стремление повторить подвиги ведущих может угрожать здоровью и кошельку
Шоу про путешествия на современном ТВ интересны зрителям только в том случае, если приносят пользу и предлагают полезные лайфхаки. Благодаря ТВ-программам у нас создается ощущение, что путешествовать — это недорого, легко и весело. Однако за кулисами остаются неприятные подробности, которых телезрители не видят.
Дешевые хостелы опасны для здоровья. Даже в относительно безопасной Европе в недорогих гостиницах можно подхватить чесотку или привезти домой клопов. Генеральный продюсер программы «Орел и решка» признался, что иногда разрешает ведущим не ночевать в хостелах из-за антисанитарии или по соображениям безопасности. Уличная еда и даже простая вода могут надолго уложить в постель. Ведущие ТВ-шоу всегда бодры и веселы, но по контракту они обязаны работать даже с температурой или тошнотой. Повторение некоторых подвигов ведущих может стоить жизни. Например Дмитрий Комаров («Мир наизнанку») рассказал, что чуть не задохнулся при подъеме на гору. Несмотря на то что корреспондент был готов к нагрузкам, истощение от подъема на шеститысячник оказалось слишком сильным. Программа «Еда, я люблю тебя!» тоже допускает опасные промахи. В выпуске, посвященном Черногории, ведущие пробуют пршут в антисанитарных условиях.
3. Картинка отредактирована в угоду рейтингу, а встреча с действительностью может сильно разочаровать
В отличие от старых ТВ-передач вроде «Клуба путешественников», которые были публицистическими, нынешние шоу принадлежат к жанру гонзо-журналистики. В таких программах традиционные принципы журналистики, например аналитичность, отходят на второй план. А на первый выходят субъективные впечатления и яркая картинка.
В приоритете стоят сочные кадры, захватывающие планы, которые часто не соответствуют действительности. Профессиональный оператор с помощью удачного выбранного ракурса может превратить самое унылое место в отличный полигон для съемок.
4. Режиссеры добавляют шок-контент, который отвлекает зрителя и не несет никакой информации
Современные программы про путешествия добавляют в сценарий элементы реалити-шоу. Ведущие постоянно попадают в неловкие / опасные / забавные ситуации и стараются выпутаться из них. Они едят змей и тараканов, спят в антисанитарных условиях, бреются налысо или конфликтуют с местными. Однако это подмена реальности: все сюжетные повороты прописаны в сценарии и не несут никакой информационной нагрузки.
Михаил Кожухов («В поисках приключений») признался, что укус змеи в одном из эпизодов был предусмотрен сценарием и процесс проходил под контролем профессионалов. В 99 % ведущие «Орла и решки» знают, как упадет монетка и кому придется ночевать в хостеле, а кому — в шикарном отеле. Это делается и по соображениям безопасности: в некоторых странах хрупким белокурым девушкам ходить почти в одиночку опасно. У любой программы есть продюсер, который заранее выезжает на место съемок и обследует локации. Все случайные находки не случайны, а удивленные лица ведущих — результат их актерского мастерства.
5. Каждая минута шоу распланирована заранее
Съемочная группа тревел-шоу состоит в среднем из 10 человек (продюсер, режиссер, оператор, редактор, сценарист и т. д.). А подготовка к экспедиции начинается задолго до самой поездки.
Продюсеры ищут на месте людей, которые готовы помочь в организации съемок (блогеры, гиды) взамен на упоминание в титрах программы или за гонорар. На съемку 60-минутного эпизода уходит 7–14 часов рабочего времени. В некоторых программах больше: одну серию «Орел и решка. Шопинг» снимают 5 дней до 15 часов. Местные жители иногда бывают негативно настроены против туристов либо просят денег буквально за все. Ведущий «Мира наизнанку» рассказывал, что в Африке приходилось платить на каждом шагу. Сценарии тревел-шоу дописывают после съемок. Например, из 300 часов видео нужно сделать 40-минутный захватывающий сюжет, придумать подводки и подать готовое блюдо зрителю.
6. Реклама искажает представления зрителя о действительности и не несет никакой пользы
На работу тревел-журналистов сильно влияет экономический фактор: поездки, проживание и питание стоят немалых денег. А гостиницы и рестораны не всегда соглашаются работать по бартеру. И здесь в игру вступает реклама, и она бывает 3 видов:
Открытая. Когда ведущие прямо упоминают товар / бренд / спонсора. По большому счету в такой рекламе для зрителя нет ничего трагичного (кроме чувства раздражения). Скрытая (продакт-плейсмент). Реклама товаров и услуг, которая органично вписывается в сюжет программы. Например, ведущие пользуются определенным приложением для смартфона, внезапно решают помыть голову, выпить чая из брендированной чашки или съесть витамины на пляже. Бартер. Бесплатное размещение в отеле сильно влияет на тон отзывов. Опытные журналисты отмечают, что в случае предоставления бесплатных услуг блогеры в целом положительно отзываются о стране и могут создать у зрителей неверные впечатления.
7. Некоторые страны и крупные турагентства заинтересованы в продвижении конкретных маршрутов
Промоутинг — это уже совсем другой, более высокий уровень рекламы. В СССР путешествовать по миру могли единицы да и то в избранные страны. Однако сегодня сами государства заинтересованы в том, чтобы к ним приезжали туристы и оставляли как можно больше денег. В этом деле государствам помогают популярные передачи — они показывают, как здорово, дешево и душевно можно отдохнуть в данной стране.
Грузия приглашала российских ведущих программы «Руссо туристо» в Тбилиси и Батуми. Соответственно, тон программы получился довольно мягким и некритическим. Программу «Россия. Гений места» спонсирует Министерство культуры РФ. Ведущая шоу дает исторические справки и советует, как добраться до достопримечательностей и сэкономить деньги. «Непутевые заметки» выросли из пресс-туров. Это поездки, которые турагентства устраивают для журналистов в рекламных целях. Поэтому автор данной программы не забирается в непроходимые джунгли и не совершает экстремальных походов. Такой подход стал поводом для массы шуток, потому что большая часть зрителей программы не может позволить себе круиз на лайнере или лечение на водах в Баден-Бадене.
Перейти все границы: 10 тревел-шоу вместо скучных путеводителей
«Следуй за мной»
Для увлеченных фотографией
Недавний проект «Первого канала» — прекрасный пример того, как интернет-блог может эволюционировать до полноценной передачи на главном телеканале страны. А все началось со случайного кадра — девушки, неведомо куда увлекающей за собой фотографа. Еще несколько подобных снимков на фоне природных красот — и Instagram-проект FollowMe («Следуй за мной») приобрел мировую славу и несколько миллионов подписчиков.
Оказалось, за объективом скрывается увлеченный фотографией предприниматель Мурад Османн, а в кадре — его бессменная спутница, жена Наталья. В телеверсии «Следуй за мной» супруги признаются, чего на самом деле стоит постановка одного-единственного кадра: от выбора страны и поисков места, которое попадет в кадр, до подбора одежды и аксессуаров. Но, как и любое традиционное тревел-шоу, «Следуй за мной» не обходится без рассказов ведущих о местных обычаях и традициях, еде и людях, с которыми им довелось встретиться.
«Простак за границей»
Для зануд
«Простак за границей» — это не просто тревел-шоу, а уморительный проект популярных британских комиков Рикки Джервейса и Стивена Мерчанта, подаривших миру сериал «Офис», которые на этот раз решили отправить своего друга Карла Пилкингтона в путешествие по миру. Казалось бы, ничего необычного, но дело в том, что сам Пилкингтон буквально ненавидит свое путешествие, о чем не забывает упомянуть при любом удобном случае. Помимо этого, Карл — страшный зануда, боится всего нового и постоянно ноет, что хочет домой.
Джервейс и Мерчант, пристально наблюдающие за передвижениями приятеля по миру, не без доли садизма придумывают для него различные пакости: то отправят на традиционный китайский массаж с применением огня, то инсценируют похищение героя группой экстремистов.
Форматы и жанры телевизионной трэвел-журналистики
В этом разделе учебного пособия мы познакомимся с теми форматами и жанрами, с помощью которых в современном телевизионном контенте обеспечивается присутствие такого тренда как трэвел-журналистика.
Телевизионные программы постоянно эволюционируют, подстраиваясь под потребности аудитории. Понятия «жанр» и «формат» являются основополагающими при изучении телепрограммы. Формат определяется В. Л. Цвиком как рыночный договор между продюсером и зрителем, тогда как жанр – это «негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями»[141]. Элементы, составляющие контент программы, должны принадлежать к какому-либо жанру, а стиль подачи и последовательность этих элементов будут определять формат. Так, мультижанровость лежит в основе формата современной трэвел-программы.
Ранее формат представлял только технические параметры, такие как способ передачи сигнала и хронометраж. Сегодня же формат обрел качественные характеристики. Формат представляет собой художественную концепцию программы, включающую элементы ее практической реализации: сценарный план, сюжетную линию, поведение ведущего, музыкальное сопровождение. Кроме того, в список включается название программы, краткое описание, целевая аудитория, бюджет и другое. Получается, «формат определяет для программы все те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других»[142]. Также под форматом понимают описание телепрограммы при продаже лицензии на ее воспроизводство в других странах.
Развитие интернета и информационных технологий привнесло новые форматы на телевидение, в частности, затронуло и трэвел-журналистику. Появление пользовательской журналистики привело к тому, что многие люди размещают собственные материалы о путешествиях в различных социальных сетях. Кроме того, пользователь может комментировать и ставить оценку материалам профессиональных трэвел-журналистов, среди которых особенно много фрилансеров и блогеров. Понятие «формат» эволюционировало.
Рассмотрим формат трэвел-программы «Планета без предрассудков». Это проект российского телеканала о путешествиях «Моя планета», автором и ведущим которого является журналист Ирина Бажанова. Программа выходит в эфир с 2011 года, ее хронометраж составляет 25-27 минут. Целевая аудитория – люди всех возрастов, увлекающиеся путешествиями. Официальное описание телепрограммы: «Самая жизнерадостная ведущая «Моей Планеты» Ирина Бажанова путешествует, чтобы познакомиться с необычными традициями мира. Ирина готова к экспериментам, эпатажу, позитивной провокации, ею движет жажда новых, острых ощущений»[143]. Ведущая в проекте – олицетворение позитива, которая избавляется сама и избавляет других от всяческих предрассудков. Программу отличает положительный настрой и обаяние ведущей, с которой виртуально можно объездить целый мир. Ирина Бажанова большую часть программы общается с местными жителями, которые демонстрируют иногда странные и смешные ритуалы и обычаи. Ведущая учит аудиторию смотреть на мир шире, ведь у каждой народности своя культура и традиции. Кроме того, ведущая с легкостью оперирует увлекательными фактами, разрушающими сложившиеся стереотипы.
«Телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств, жанр же более статичен»[144]. Жанр – это исторически определившийся тип отображения действительности, находящийся в постоянном процессе развития, в котором объединяются устойчивые общие закономерности, черты и свойства произведения. Жанр характеризуется общностью стилистических, структурно-композиционных и содержательно-формальных признаков. Кроме того, жанр представляет совокупность приемов, используемых для завершенного вида телепрограммы.
Современная трэвел-программа представляет гибрид жанров, поэтому невозможно с точностью определить ее принадлежность к определенному жанру. Тот или иной аспект, присущий определенному жанру может доминировать, определяя поведение и способ повествования ведущего, структуру построения программы. Трэвел-программа передает культурные и национальные различия посредством общения с местным населением. В зависимости от намерений автора определяется характер программы.
Мы уже отмечали, что протоформой современных телепроектов о туризме и путешествиях в ХХ веке стали документальные фильмы. С первых опытов по фиксированию движущегося изображения на пленке тема путешествий, знакомства с прежде невиданным и необычным стала едва ли не основной темой кинематографа. Как мы помним, первые опыты были исключительно документальными. Поэтому многое из того, что было зафиксировано документальным кино в мире, можно отнести к трэвел-фильмам. В его основу поставлены реальные места, события, персоны. Документальный трэвел-фильм представляет презентацию о странах и жителях, о географических и исторических фактах. В таких программах, в основном, выбирают известного и авторитетного человека. Широко известны такие примеры хроникально-документальных съемок, как прибытие переселенцев в Нью-Йорк в начале прошлого века. Или хроника парадных выходов семьи российского императора Николая Второго.
Сегодня можно утверждать, что задачи документальной кинопродукции на тематическом направлении трэвел-сюжетов практически не изменились. Журналист показывает настоящую жизнь окружающего мира без своего вторжения в это пространство. Очевидцы событий, эксперты, местные жители – главные участники такого фильма (программы), благодаря которым зритель воспринимает замысел всей картины. Главная задача здесь – просветить и информировать аудиторию. Журналист обращается к зрителю как к познающему субъекту, поэтому акцент документальной передачи строится на образовательной информации.
Наглядным примером может служить двухсерийный документальный фильм журналиста Михаила Кожухова «Севморпуть. Дорога во льдах», выпущенный в эфир на канале «Россия» в 2015 году. Вместе со съемочной командой, ведущий показывает телезрителю первозданную Арктику – от Мурманска до мыса Дежнева на Чукотке. В трэвел-фильме поставлены вопросы о состоянии северных земель на тот момент, об изменении жизни коренного народа.
Ранее на этом канале транслировался проект режиссера Юрия Соколова «Россия: гений места» с ведущими Владимиром Мединским и Екатериной Федотовой. Два года занял весь съемочный процесс, в результате которого было смонтировано 12 выпусков документального фильма. Замысел проекта сосредоточен на исторических местах России, которые имеют значимость в культуре страны.
Как мы убедились, в документальном формате телепрограммы о путешествиях главная задача автора состоит в том, чтобы обучить и информировать зрителя. В программе используется архивная съемка, реконструкция событий и фотографии, ведущий оперирует географическими и историческими фактами. Он соединяет в единое целое элементы истории, статистики, естественных наук. Важнейшей задачей является именно это соединение, нужно правильно построить собранные сведения. В познавательной передаче необходимо умение правильно соотнести научную информацию с общеизвестными фактами, подкрепив их примерами, для легкости восприятия телезрителем.
Нередко привлекается метод персонификации информации: ведущий программы является известной и авторитетной персоной, обладающей глубокими познаниями в определенной теме, например, исторической. Для особой достоверности могут привлекаться эксперты и местные жители, которые помогают разобраться в поставленной проблеме. Диалог придает документальность путешествию: он играет определенную роль в развитии сюжета, передает настроение героев. «Так называемое профессиональное чутье помогает журналисту «нащупать» у человека его преобладающие интересы, увлечения, наболевшие вопросы»[145]. Обычно тематику трэвел-программы документальной формы составляют исторические, литературные и анималистические передачи.
Трэвел-репортаж является следующим элементом в телевизионной журналистике о путешествиях, который выполняет культурно-просветительскую функцию в массмедиа. Вид такого репортажа – тематический, требует особого подхода: сценарная подготовка, интересная последовательность кадров, любопытные и увлекательные сведения. Через репортаж журналист обращается к социальным, культурным проблемам. Репортаж о путешествиях отличается от обычного тем, что в нем активно выражена авторская позиция, эффект присутствия, общественная значимость и актуальность.
Репортаж характеризуется динамикой повествования, так как в трэвел-программе часто происходит смена объектов съемки. Работая в данном жанре, ведущий имеет возможность оперативно сообщить о событии, свидетелем или действующим лицом которого он стал. События и факты оцениваются ведущим так, что зритель видит происходящее его глазами. Отбор фактов зависит от типа репортажа: в событийном, например, показывают Рождество в Нью-Йорке с нарядными рынками и счастливыми жителями, в проблемном – рассказывают о нелегалах в Париже. Репортаж о путешествии отличается от информационного репортажа тем, что речь ведущего полна образных сравнений, оценок и познавательных фактов. Элементы рассматриваемого жанра содержатся практически в каждой трэвел-программе, как в России, так и в США. Наиболее яркими представителями жанра можно считать программы «Человек мира» и «Орел и решка. Шопинг» российского производства, «Дикие блюда» и «Выжить любой ценой» – американского.
В теории журналистики репортаж принято считать методом наблюдения над окружающим пространством, которое отражается в тексте. Цель его – создать у аудитории эффект присутствия при события, в определенном месте, в определенное время. Для достижения подобного эффекта журналист должен, как минимум, соблюдать два правила. Первое – крайне желательно самому быть свидетелем происходящего. Второе – использовать узнанные из достоверных источников или от внушающих доверие свидетелей подробности. Вопрос целеполагания в подобной творческой ситуации очевиден.
Стоит сказать особо о таком виде формата как трэвел-шоу. Он представляет собой развлекательную журналистику, которая в последние годы набирает популярность в России. Очевидно ясно, что подобные телешоу представляют собою развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Такие программы лишены аналитики, их главные функции – рекреационная и познавательная.
В трэвел-программе выражена авторская позиция, поскольку ведущие являются проводниками для зрителя по различным уголкам страны и их участие в ней неоспоримо. Ведущий обращается к людям по ту сторону экрана как к друзьям, которые желают знать о мире туризма. В трэвел-шоу часто используется юмор, чтобы расположить аудиторию к просмотру. Здесь мы отмечаем такое важное свойство трэвел-журналистики как принадлежность к сфере досугова. Она очевидно способствует удовлетворению любопытства и релаксации.
Задача развлекательного формата трэвел-передачи: отвлечь и развлечь зрителя. Ход самого путешествия и форма его подачи должны доставлять удовольствие телезрителю. Это делается с помощью показа необычных, иногда провокационных кадров, интересных и шокирующих фактов, важное место занимает юмор. Для развлекательной программы характерна драматизация сюжета, которая превращает произведение в шоу, и имитация спонтанности, когда прописанные в сценарии текст и действия ведущих реализуются в режиме реального времени. В некоторых случаях журналисты используют видео из Интернета, ведь, как известно, блогеры обгоняют СМИ по оперативности. Также присутствует общение с местным жителями: «разговорить человека» – это значит вызвать у него живой интерес к предмету беседы и расположение к собеседнику. К таким программам чаще относят специализированные передачи о путешествиях.
Например, программа «Неспокойной ночи» с одним из ведущих канала о путешествиях «Моя планета» Артемом Хворостухиным. Концепция трэвел-шоу заключается в том, что телеведущий путешествует по мегаполисам различных стран в ночное время суток. Вместе с энергичным ведущим телезритель попадает в непривычную обстановку, поскольку сможет увидеть особенности времяпрепровождения местных жителей ночью и окружающую их обстановку. На протяжении программы Хворостухин показывает местность, доходчиво передает информацию через призму своего собственного восприятия.
Циклы телевизионных передач в трэвел-журналистике освещают исторические, географические, этнографические, культурологические вопросы. Они напрямую связаны с форматом передвижения по различным континентам. Цикл на телевидении, как предполагает, организацию материала на определенную тему в конкретном формате. Например, документальный цикл передач «Русский след» с ведущим Алексеем Никулиным представляет проект об экспедиции съемочной группы в поисках артефактов, свидетельств и иных доказательств об исторических местах. Этот цикл передач является одновременно расследованием и приключением, поскольку на пути ведущего возникает множество преград и загадок.
Документальный фильм и образовательная программа являются популярными жанрами на телевидении. Чаще такие трэвел-программы снимают в форме многосерийного фильма или сериала, так как данная форма повествования дает возможность автору нарабатывать материал в течение длительного наблюдения. Автор располагает достаточным количеством времени для того, чтобы детально и глубоко исследовать проблему. Проект «Одноэтажная Америка» может послужить примером данного жанра на российском телевидении. На американском телевидении элементы рассматриваемого жанра можно обнаружить в программе «Сибирская рулетка». В каждой из данных телепрограмм существует проблема, которую решают авторы на протяжении всего сериала. Так, в программе «Одноэтажная Америка» ведущие сравнивают современную Америку и Америку 30-х годов, а в «Сибирской рулетке» рассказывают об образе жизни лесорубов в России. В цикле программы тоже посвящены одной проблеме, но у цикла обязательно есть своя сформировавшаяся аудитория, так как программа выходит в эфир в одно и то же время. Примером может послужить проект «Россия. Гений места».
Потребительский формат (консультационный) трэвел-программы предполагает акцент на обращении к зрителю как к потребителю туристических услуг. Задача автора и журналиста – создать образ страны, «познакомить читателя с незнакомой ему реальностью, создав эффект будто бы увиденного своими глазами»[146]. Большая роль отведена импровизации для того, чтобы зритель мог себя почувствовать на месте ведущего. Это готовая рекламная инструкция по применению: куда поехать, зачем поехать, что посмотреть, что купить. Происходит бытовизация телевизионной реальности. Ведущий вдохновляет на путешествие, дав необходимую информацию, при этом развлекая телезрителя. Демонстрируются пейзажи, жизнь местного населения, даются практические советы относительно выбора развлечения и кухни – это информационные сюжеты, включающие рассказы о качестве товаров и услуг. Данный тип телепрограммы сочетает в себе элементы как познавательной, так и социальной журналистики. Тематику таких трэвел-программ составляют географические передачи, кулинарные путешествия и шопинг-путешествия.
Наполнение программы элементами разных жанров позволяет широко осветить тему. Если ранее были распространены научные фильмы и путевые очерки, то сегодня количество жанров телевизионной журналистики о путешествиях постоянно увеличивается для привлечения внимания массового зрителя. Так, трэвел-программа сочетает элементы документального фильма, репортажа, образовательной программы, путевого очерка, обозрения, развлекательного ток-шоу, реалити-шоу, сериала. Леонид Парфенов интересно высказался по данному вопросу: «Жанр на телевидении, по-моему, может быть только один: скучно зрителю у телевизора или нет».
Путевой очерк на телевидении – один из самых сложных жанров, так как документальную форму повествования необходимо представить в художественной форме. А. А. Тертычный дает определение этому жанру: «Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия»[147]. Путевой очерк является самой древней разновидностью очеркового жанра. С этим утверждением сложно не согласиться, ведь многие русские писатели обращались к путевому очерку: от А. Радищева и А. Пушкина до И. Гончарова и А. Чехова. Публицисты советского времени так же часто обращались к этому жанру: И. А. Ильф, Е. В. Петров, И. Г. Эренбург, М. А. Шагинян, В. М. Песков, Д. А. Фурманов, А. С. Серафимович, Б. А. Кушнер, М. Е. Кольцов, Г. Эмин и другие. В телевизионную журналистику путевой очерк «вошел» «с помощью» документальных фильмов. А в связи с бурным развитием отечественного ТВ постсоветского периода форматные и тематические возможности явно расширились.
Перед автором путевого очерка открывается огромное количество неисследованного материала: различные знакомства, встречи, события, дорожные наблюдения, впечатления от новых стран, ведь предмет изображения – всегда современность, жизнь людей во всем ее разнообразии. Очеркисту особенно важно, чтобы героя, обстановку, в которой он живет, его поступки, телезритель живо представил себе. Путевой очерк на протяжении всего своего существования развивался и совершенствовался, приспосабливался к внешним условиям. Элементы рассматриваемого жанра являются обязательными для современной трэвел-программы, они присутствуют как в американских, так и российских программах о путешествиях.
Обозрение – это характеристика однотипных событий, которые автор подбирает в соответствии с форматом телепередачи. В трэвел-журналистике на сегодняшний момент обозрения как самостоятельного жанра не существует, встречаются его отдельные элементы. Популярно тематическое обозрение определенной тематики в рамках тематической программы. Например, в одном из выпусков программы «Человек мира» ведущий в свой рассказ вставляет краткий обзор лучших пляжей в Индии, когда он путешествует по стране с целью нахождения дикого, но удобного пляжа.
Для реалити-шоу характерна имитация реальности и стремление к выходу в эфир в режиме прямой трансляции. Но вместо отражения реальности создается иллюзия присутствия при демонстрируемой игре. Элементы жанра присутствует в трэвел-программе как обязательная ее часть, когда ведущий перемещается по городу, а оператор словно следует за ним. Необходимо наличие четкой драматургии, чтобы телезритель с интересом наблюдал за происходящим. Так, в экстремальных программах эксплуатируют человеческие эмоции, моделируя экстремальную ситуацию. Отнести к таким программам можно американский проект «Выжить любой ценой», где ведущий рассказывает, как выжить в диком месте. Находясь в экстремальной ситуации, без воды, пищи и жилья, ведущий вызывает сопереживание у телезрителя. Создатели утверждают, что в проекте демонстрируется реальная ситуация, однако есть факты, обнажающие имитацию экстремальной ситуации.
В современной трэвел-журналистике сочетаются элементы многих жанров и форматов. Формат определяет свойства программы, отличающие ее от других; жанр представляет собой тип отображения действительности, объединяющий свойства произведения. Современная трэвел-программа представляет гибрид жанров, в зависимости от намерений автора определяется характер программы и ее тематика.
На данный момент, современная журналистика путешествий подчинена изменениям, которые связанны с несколькими параллельно происходящими процессами:
1. Изменение туристических направлений трэвел-передач: от дальних мест к местным и близким. Вещание в программах близлежащих стран, континентов.
2. Предпочтительные места для съемок обусловлено выбором туроператоров и поставщиками услуг, относящихся к туризму.
3. Пропаганда отличительных качеств разных культур с превосходством одной над другой.
4. Включение в трэвел-программу других телевизионных жанров, как реалити-шоу, кулинарные и юмористические программы.
Помимо этого, трэвел-журналистика подвержена воздействию инфотейнмента, особого приема в журналистике, который информирует и развлекает зрителя. Чаще всего подобным образом номинируют информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Программы в данном стиле вызывают чувство сопереживания героям, превращая сюжет передачи в спектакль.
Спонтанность действий, которые ранее известны в сценарии, выполняются в «life», то есть в режиме реального времени. Эти процессы связаны с целью привлечения внимания массового зрителя ради популярности передачи среди других, ее окупаемости за счет туроператоров.
Для нас очевидно, что технологические и структурные изменения в системе отечественных СМИ повлияли на развитие научно-популярного телевидения в России. Они имеют глобальный характер. Из чего можно заключить, что трэвел-журналистика определяется некоторыми процессами:
1) переход СМИ в цифровой формат или дигитализация, при котором по каналам электронной коммуникации передается информационный продукт;
2) дигитализация ведет к конвергенции, поскольку ликвидирует барьеры между различными видами СМИ. Конвергенция характеризуется процедурой сближения и уподоблению медиа, в связи, с чем может убрать различия между СМИ и в одном ресурсе будет возможно обрести любую информационную услугу. В частности, на портале телеканала «Моя планета» осуществлена такая модель, в ней посетитель сайта может: смотреть, слушать, общаться, делиться материалом;
3) конгломерация, которая обозначает соединение и объединение определенных СМИ во власти владельцев, причем это способствует высокому доходу продукта и тиражированию (например, «Моя планета», «Вокруг Света», «National Geographic» и т. д.). Обладатель медиа с географической направленностью комбинирует электронные и традиционные медиа, то есть программа, журнал, телеканал в одном.
В современных условиях чрезмерной технологичности в процессе создания эфирного телеконтента перед трэвел-журналистики открываются, как видим, вполне конкретные перспективы и возможности. Однако она не может, как и в других, традиционных типах медиа, не испытывать конкурентное давление со стороны того, что нынче принято называть сетевыми ресурсами, чье функционирование базируется на вполне конкретных современных технических возможностях коммуникации. Их мы рассмотрим в следующей главе.
Рекомендуемая литература
1. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. – М., 2002.
2. Васильева Т.В., Осинский В.Г. Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г. Н. Петров. – СПб., 2003.
3. Зверева Н.В, Школа регионального тележурналиста / Н. Зверева. – М., 2004.
4. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий / C. Н. Ильченко. – СПб., 2009.
5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. – М., 2000.
6. Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности: учеб. пособие. – М., 2015.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите специфику телевидения как СМИ.
2. Каковы особенности функционирования отечественной системы телевидения?
3. В чем, по-вашему, заключается использование информации в телевизионных трэвел-программах?
4. Назовите креативные преимущества тележурналистики, отражающей трэвел-тематику.
5. Назовите наиболее популярные форматы современной телевизионной трэвел-журналистики.
6. В чем состоит фактор персонификации в трэвел-журналистике на телеэкране?
7. Приведите примеры адаптации форматов зарубежной трэвел-журналистики на отечественном телевидении.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.