Трипитаки что это такое
Что такое Трипитака — знакомство с буддийским писанием
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Последователи разных религий всегда стремились письменно зафиксировать суть своего религиозного учения. У всех на слуху христианская Библия или мусульманский Коран, а вот названия Типи́така (на пали) или Трипи́така (на санскрите), что одно и то же, менее известны.
Мы уже рассказывали вам про священные писания в буддизме, а в этой статье постараемся более глубоко рассмотреть, что такое Трипитака, какого рода информация содержится в этом буддийском каноническом сборнике, из скольких частей он состоит, когда был создан и как изменялся с течением времени.
Как появилось название сборника и что оно означает
Название сборника указывает на то, что он состоит из трёх разделов. Оригинальность названия связана с тем, что в Индии тех времён основой для записей служили листья пальмы, которые складывали в корзины. Из определения понятно, что учение состоит из трёх корзин – пи́так. В переводе это так и звучит: «Три корзины».
Он был литературно оформлен в I веке до нашей эры, включив в себя все известные проповеди Будды, которые до этого момента запоминалась и сообщались друг другу устно его учениками.
Таким образом возник религиозный Канон.
Первый собор
По легенде, после ухода Будды в паринирвану, его последователи пришли на собор – монашеское собрание. Лучшие его ученики Махакашьяпа, Махамаудгальяяна, Ананда рассказали по памяти всё, что узнали от Будды за время общения с ним:
И все это вошло в Виная-питаку. Она состоит из пяти книг и расписывает монашескую жизнь в мельчайших подробностях.
Наставления и напутствия Учителя вошли в Сутта-питаку – следующий раздел Трипитаки, где 5 никай – сборников, представляют учение Просветлённого в виде:
Авторство их принадлежит как самому Будде, так и его самым близким последователям.
Третья же питака – Абхидхарма, включает в себя 7 книг, где даётся философское обоснование основных постулатов буддийского учения. Такова структура этого сборника.
Исторические реалии
На самом деле палийский вариант священной книги Типитаки, самый её ранний образец, составлялся несколько веков и был литературно оформлен больше чем через три столетия после смерти Будды. Произошло это на острове Ланка примерно в 80 г. до нашей эры. Отождествление палийского Канона с вероучением буддистов с научной точки зрения некорректно.
Первые буддийские сутры записывались на пали, потому что он являлся одним из пракритов – языков, являющихся переходными от древнего санскрита к поздним индийским диалектам. Пали имел такой же фонетический и грамматический строй, как и язык древней страны Магадхи.
Более поздние сутры стали писать уже на санскрите как тхеравадины, так и махаянцы. Будда не одобрял этого, он хотел, чтобы адепты учения овладевали им на своём родном языке. Но бурное развитие новых индийских языков сделало невозможным иметь Канон в переводе на все из них.
Более простым путём явилось написание текстов на классическом литературном санскрите, понятном каждому образованному индийцу. Авторы произведений, относящихся к буддизму, в большинстве своём вышли из семей брахманов, и для них санскрит был родным с раннего детства.
Однако Трипитаке на санскрите не суждено было дожить до современности, так как Магадха и Бенгалия, последние индийские места, где к XIII веку ещё исповедовали буддизм, были завоёваны мусульманами. Буддийские монастыри и их библиотеки повсеместно сжигались.
До наших дней дошло небольшое количество сутр на санскрите, некоторые из них сохранились только частично. Но энтузиасты продолжали находить оригиналы текстов даже в прошлом веке, в частности, в тибетских монастырях. Из последних находок можно отметить текст «Абхидхармакоша», написанный великим индийским мыслителем и одним из основателей буддийской школы Йогачара Васубандху.
Варианты священного издания
Как известно, есть три издания Трипитаки. Первое – это вышеупомянутый Палийский Канон. Эта книга священна для последователей тхеравады – старейшей буддийской ветви.
Все это — страны, где живёт большинство тхеравадинов.
В Махаяне существуют китайская и тибетская Трипитаки. Китайская Трипитака сформировалась в VII веке, а тибетская – в XII-XIII столетиях. Китайцы, корейцы, японцы и вьетнамцы отдают предпочтение первой из них, а буддисты России, монголы, жители Тибета пользуются тибетским вариантом сборника.
Если говорить кратко, у обоих изданий много общего, а различия заключаются в том, что в китайской Трипитаке меньше тантрического содержимого, но есть махаянские сочинения более раннего периода. В тибетской же версии больше философских трактатов преимущественно тибетских же авторов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что создание тхеравадинской Трипитаки завершило период развития буддизма, который считается доканоническим. Это произошло в 80 году до нашей эры. Первые документы махаянского ответвления в буддизме датируются приблизительно этим же периодом.
В поисках истины
Буддистов всегда волновал вопрос, какая версия учения более правильная. В конце XIX столетия в Мьянме созвали на собор примерно две с половиной тысячи монахов. Члены сообщества сверяли сутры, а также версии переводов, в результате чего была выработана единая Трипитака.
Восстановленный текст высекли на мраморных дощечках. Всего их было 729, и каждая была помещена в маленький храм с острым навершием. Этот комплекс получил название Куто-до Пайя. Место хранения Канона знаменито во всём мире и почитается буддистами всех направлений.
Куто-до Пайя Храм
Буддисты нашей страны могут изучать Канон на русском языке.
Заключение
По разнообразным редакциям Трипитаки можно судить с достоверностью о том, как развивался буддизм в разных регионах в ходе истории.
Если статья была вам полезна, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи о буддизме себе на почту!
Трипитака
Палийский канон, также называемый Типитака (пали — «три корзины (закона)») или Трипитака (санскрит) — это полный канон, впервые записанный на пали, ветви буддизма Тхеравады («путь старейшин»). Школы ветви Махаяны («Великая Колесница») также почитают его, но содержат в качестве священного писания дополнительные Писания (на санскрите, китайском, тибетском и других языках), которые не принимаются буддистами Тхеравады как канонические. Считается, что это самый древний полный канон в буддизме.
Содержание канона, который, как говорят, в значительной степени представляет собой слова Будды, было передано устно и впервые записано на пали в тхераваданских общинах Шри-Ланки, вероятно, в I веке до н. э. Канон также появился на санскрите среди Сарвастивады (учение о том, что все реально), Махасангхики («Великая община») и других школ, которые не пережили упадок буддизма в Индии. Палийские тексты составляют всю сохранившуюся литературу на этом языке.
Каждая школа имела свою каноническую коллекцию, которая несколько отличалась от других содержанием отдельных текстов и порядком текстов внутри канона. В первых двух разделах, Винайа-Питаке («корзина дисциплины») и Сутта-Питаке («корзина дискурса»; сутра-Питака), было больше согласия, чем в третьем, Абхидхамма-Питаке («корзина особого (или дальнейшего) учения»; Абхидхарма-Питака).
Первый из трех, который также является самым ранним и самым маленьким, предусматривает регулирование монашеской жизни. Второй, самый большой, содержит проповеди и доктринальные и этические рассуждения, приписываемые Будде или, в некоторых случаях, его ученикам. Основные тексты, созданные школами Махаяны, также называются сутрами, и часто считается, что они были открыты Буддой после того, как он перешел в нирвану. Абхидхамма Питака, которая, по-видимому, была принята только сарвастивадинами и тхеравадинами — и в двух совершенно разных формах — в основном представляет собой схематизацию доктринального материала из сутр. Все три раздела канона содержат также обилие легенд и других повествований.
Священная книга буддизма
У чение Будды — одно из самых актуальных философско-практических учений в современном мире. Не привязываясь к каким-либо догмам, слепому верованию или крайнему фанатизму, Учение Будды чётко и понятно объясняет: в чём причины страданий, как их можно устранить, какие для этого существуют реальные практические инструменты. Учение, которое дал Будда, основано в первую очередь на его личном опыте, который он пережил, прикладывая к себе усилия, испытывая аскезы, практикуя йогу и медитацию. И Будда к тому же призывал и остальных не слепо верить тому, что он говорит, а проверять всё на личном опыте.
Будда Шакьямуни покинул наш мир; существует несколько версий того, куда дальше идёт его путь: ушёл ли он в Махапаринирвану или же продолжил перевоплощаться, путешествуя по мирам сансары и наставляя живых существ в Дхарме. Обе версии одинаково вероятны и имеют право на существование. Но поскольку Учитель покинул мир, то в практике его Учения нам остаётся лишь ориентироваться на те тексты, которые остались после ухода Будды.
Священные тексты буддизма
На какие же тексты следует опираться последователям Учения? Важно снова напомнить, что Будда призывал не верить слепо его Учению и вообще всему, что он говорил. Это, однако, не означает, что не нужно даже изучать то, что предлагают нам тексты. Речь идёт лишь о том, что всю полученную информацию нужно проверять на личном опыте. Как говорил Будда, «Если палец указывает на луну — смотри на луну, а не на палец». И священные тексты буддизма — это и есть тот самый «палец», который указывает на «луну».
Священная книга буддизма: название
В каждой духовной традиции есть своя основа в виде каких-то Писаний. В христианстве это Библия, в исламе — Коран, в иудаизме — Тора, в индуизме — Веды. Как же называется священная книга буддизма?
«Трипитака» — важное понятие в буддизме. Трипитака — это свод священных текстов, «три корзины» в буддизме. Корзинами разделы Трипитаки названы неслучайно. Дело в том, что тексты в древности записывались на пальмовых листьях, и свитки эти хранились в прямом смысле слова в корзинах. Отсюда и пошло название.
Итак, три корзины в буддизме — это три раздела текстов:
Первая корзина Трипитаки — Винайя-питака — состоит из текстов, в которых содержатся предписания для общины монахов — Сангхи. Само название «Винайя» переводится, как `Устав`. Винайя-питака содержит в себе правила для монашеской общины: 227 правил для бхикшу и 250 правил для бхикшуни. Также Винайя-питака содержит в себе различные наставления, рекомендации, притчи из жизни Будды, которые призваны сделать жизнь монахов гармоничной и эффективной для движения по пути духовного развития.
Вторая корзина Трипитаки — Сутра-питака. По самому названию этого раздела понятно, что он содержит в себе сутры — главные тексты буддизма, в которых описываются проповеди Будды, его жизнь и различные истории, которые происходили с ним и его монашеской общиной.
Также Сутра-питака включает в себя Джатаки — воспоминания о прошлых жизнях Будды. Когда Будда достиг Просветления, ему сразу открылась память обо всех его прошлых воплощениях, и он рассказывал эти истории монахам, чтобы показать им, как чётко и неумолимо действует закон кармы. Для более глубокого понимания закона кармы, рекомендуется ознакомиться с Джатаками. Сутра-питака содержит в себе более 10 000 сутр, некоторые из них принадлежат описаниям проповедей и жизни Будды, некоторые посвящены его ближайшим ученикам.
Третья корзина Трипитаки — Абхидхарма-питака.
Абхидхарма-питака включает в себя несколько принципиально иных, чем в первых двух корзинах, текстов. Абхидхарма-питака содержит философские трактаты, которые составлены уже не на основе проповедей Будды, а являются как бы «комментариями» к его Учению. Таким образом, тексты Абхидхарма-питаки — это глубокий анализ Учения Будды, который позволяет объяснить современным людям аспекты Учения более понятным языком. Происхождение текстов датируется временами царя Ашоки, который был преданным последователем Учения Будды. Царь Ашока — уникальный правитель. Вдохновившись Учением Будды, он смог совместить в себе как качества правителя и воина, так и достойного последователя Учения.
Какие же из текстов рекомендуются для знакомства с Учением Будды? Существует несколько важных сутр, которые дают понимание об основе Учения Будды:
Изучая священные тексты буддизма, можно постичь совершенную мудрость, которую дал миру Будда Шакьямуни и его последователи. В изучении священных текстов есть и ещё один важный плюс — чтение писаний очищает наше сознание. В современном мире наше сознание постоянно подвергается атаке деструктивной информации, которая влияет на нас, даже если мы этого не осознаём. И чтобы очистить свой внутренний мир, полезно читать священные тексты. Есть мнение, что во время чтения мы усваиваем только 3 % информации, и с этой точки зрения, каждый текст, чтобы усвоить его полностью, нужно прочитать не менее 33-х раз. В любом случае это будет очень полезный опыт.
Трипитака
Суттавибханга | Кхандхака | Паpиваpа |
Дигха-никая | Мадджхима Hикая | Самъютта Hикая |
Ангуттаpа Hикая | Кхуддака Hикая |
Дха. | Виб. | Дха. Пуг. | Кат. | Ямака | Паттхана |
«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.
Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.
В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.
Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, вовзводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.
Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.
Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.
Несмотря на то, что в исходные тексты Трипитаки на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.
Содержание
Издания Трипитаки
По мнению доктора исторических наук А. А. Маслова наиболее полным изданием Трипитаки на сегодняшнее время считается японское 55-томное собрание «Тайсё синсю Дайдзокё» («Трипитака годов Тайсё»), изданное в период 1922—1933 годов и переизданное в Токио в 1968 году. Издание состоит из следующих томов [1] :
Трипитаки что это такое
Палийский канон (Типитака)
«Типитака» (пали «ти», «тpи» + «питака», «коpзины»), или Палийский канон – это сбоpник дpевнейших текстов на языке пали, обpазующих основу учения буддизма Тхеpавады. Вместе с дpевними комментаpиями они составляют полный коpпус классических текстов Тхеpавады.
Палийский канон – обшиpнейшее собpание текстов, в пеpеводе на английский оно занимает несколько тысяч печатных стpаниц. Большая часть Канона уже опубликована на английском языке, но полностью он еще не пеpеведен. Хотя на сайте «Колесо Дхаpмы» доступны лишь немногие из этих текстов, тем не менее они могут быть хоpошей отпpавной точкой.
Типитака состоит из тpех частей:
Сбоpник сутp, пpиписываемых Будде и нескольким его ближайшим ученикам, содеpжащий все основные учения буддизма Тхеpавады.
Сбоpник текстов, в котоpых основополагающие пpинципы учения, пpедставленные в Сутта питаке, пеpеpаботаны и оpганизованы в систему, котоpую можно пpименять для исследования пpиpоды ума и матеpии.
Эти сутpы гpуппиpуются в пять никай, или собpаний:
1. Дигха Hикая. Раздел «длинных» тpактатов (на пали «дигха» означает «длинный») состоит из 34 сутp, включая хоpошо известную «Махасатипаттхана сутpу» («Большой тpактат об основах осознанности»), «Саманньяпхала сутpу» («Плоды созеpцательной жизни»), «Махапаpиниббана сутpу» (о последних днях Будды), и многие дpугие.
2. Мадджхима Hикая. Раздел «тpактатов сpедней длины» (на пали «мадджхима» означает «сpедний»), состоит из 152 сутp pазличной длины, включая «Саббасава сутpу» («Все поpоки»), «Чулакаммавибханга сутpу» («Кpаткое изложение каpмы»), «Анапанасати сутpу» («Осознанность дыхания»), «Каягатасати сутpу» («Осознанность тела»), «Ангулимала сутpу» («Истоpию Ангулималы»), и многие дpугие.
3. Самъютта Hикая. Раздел «сгpуппиpованных» тpактатов (на пали «самьютта» означает гpуппу или сбоpник), состоит из 2889 сутp небольшого pазмеpа, собpанных по темам в 56 гpупп (самъютт)
Вначале Сангха жила в гаpмонии без каких-либо утвеpжденных пpавил поведения. Hо со вpеменем, когда Сангха pазpослась и стала более сложным сообществом, неизбежно возникали случаи, когда некотоpые члены Сангхи действовали неумелыми способами. Когда такой случай пpедлагали вниманию Будды, он устанавливал пpавило, опpеделяя соответствующее наказание для этого пpоступка, чтобы удеpжать членов Сангхи от такого неподобающего поведения в будущем. Обычное наставление Будды было само по себе мощным сpедством:
«Книга Винаи, часть I», И. Б. Хоpнеp
Всего есть 227 пpавил Патимокхи для бхиккху, 311 для бхиккхуни. Поскольку пpавила устанавливались по одному, на основе отдельных случаев, естественно, что наказания сильно pазличаются по стpогости, от пpостого пpизнания (напpимеp, если монах ведет себя неуважительно), до необpатимого исключения из Сангхи (напpимеp, если монах убивает человека).