Трирема что это такое

Трирема что это такое

В состав римского флота входили многовесельные пентеры и триремы, вооруженные катапультами. Но именно римская трирема стала основным типом военного корабля Средиземноморья.

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Первые же столкновения Пунических войн убедительно показали, что римские биремы бессильны против финикийских (карфагенских) гигантов тетрем и пентер. Сделав необходимые выводы, римляне тоже начали строить многоярусные корабли. Трирема была более быстроходным кораблем по сравнению с квадриремами и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами. При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней метательные машины.

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Трирема являлась своего рода «золотой серединой», многофункциональным крейсером античного флота. По этой причине триремы строились сотнями и представляли собой наиболее распространенный тип универсального боевого корабля Средиземноморья. Являясь самым быстрым и маневренным боевым кораблем, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н.э., пока не появились более крупные боевые корабли квадриремы и квинквиремы. Триремы играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и ее падении в результате Пелопонесской войны.

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Боевые корабли древних римлян конструктивно мало отличались от греческих кораблей. Типичная римская трирема начального периода Римской республики, весьма похожая на греческую триеру, не принадлежала к самым крупным. Позднее римские судостроители строили боевые корабли больших размеров, однако ранние завоевательные походы римлян в различных местах Средиземноморья были предприняты, по-видимому, на меньших судах. Исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, хотя изобретение триремы приписывают кораблестроителю Аменокка из Коринфа.

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Римская трирема

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. “Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного “журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря “дельфин”. Усиление вооружения приводило к увеличению массы судна: всякий груз на палубе должен был уравновешиваться расположенным ниже ватерлинии балластом.

Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Мачты делались съемными и убирались на время боя. В ходе сражения триремы стремились развить максимальный ход, ударить тараном в борт врага, лишить хода, сломав ему весла и «сваливались» на абордаж.

По форме римские суда напоминали рыб. На носу судна изображали их глаза, позднее в этих местах стали делать клюзы. Весла были похожи на плавники, и в гибком веерообразном украшении на корме можно было узнать хвост. Суда имели одну мачту с прямым или латинским парусом на двух реях. Большие суда, кроме того имели фокмачты и бизаньмачты.

Источник

Значение слова «трирема»

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Триремы получили своё название из-за трёх рядов вёсел, которые, предполагается, располагались одно над другим в шахматном порядке; каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом вёсел, от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами вёсел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и манёвренным боевым кораблём, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли — квадриремы и квинквиремы (пентеры). Триеры играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и её падении в результате Пелопоннесской войны.

ТРИРЕ’МА, ы, ж. [латин. triremis] (истор.). В древнем Риме — военное судно, галера с тремя ярусами гребцов, то же, что триера. Мча на неведомый бой бег быстролетной триремы. Брюсов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

трире́ма

1. истор. в античном Средиземноморье — боевое гребное (обычно с парусом) судно с тремя рядами вёсел, расположенных один над другим в шахматном порядке

Делаем Карту слов лучше вместе

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: основать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Трирема

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Содержание

Описание

История

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Точное происхождение и устройство трирем не ясно и до сих пор обсуждается. Кроме того, схема размещения гребцов, распределение гребцов по веслам, да и сама классификация древних гребных судов, основанная на количестве весел, остаются спорными. Найденные изображения кораблей на скульптурных рельефах и фрагментах керамики немногочисленны и в большистве своем очень схематичны и стилизованы. Литературные источники случайны и хаотичны, и по ним довольно сложно судить о деталях устройства древних судов. Так же нужно учесть, что существуют вполне ясные и точные толкования античных текстов, принадлежащие более поздним авторам, которые мало разбирались в технической стороне вопроса и по-своему интерпретировали древних авторов. [2]
Изображения кораблей с двумя рядами весел (бирем), с parexeiresia (выносные уключины для весел гребцов верхнего ряда) или без них, часто встречаются на вазах и фрагментах керамики в 8-ом веке до н. э., в конце 8-го века встречаются первые литературные упоминания о триремах.

У Фукидида упоминается коринфянин Аминокл, который в 704 г. до н. э. построил четыре триеры для острова Самос.

«Говорят, коринфяне первые усвоили морское дело ближе всего к теперешнему его образцу, и первые в Элладе триеры сооружены были в Коринфе. По-видимому, и для самиян коринфский кораблестроитель Аминокл сколотил четыре судна; с того времени, как он прибыл к самиянам, до окончания этой войны прошло по меньшей мере триста лет. (имеется в виду Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э.)» [3]

Хотя эти записи Фукидида и были интерпретированы поздними авторами Плинием и Диодором как указание на то, что триремы были изобретены в Коринфе, скорее всего изобретателями боевых кораблей с тремя рядами весел являются финикийцы. Фрагменты рельефов 8-го века до н. э. из Ниневии, столицы Ассирии изображающие флотилии Тира и Сидона, идентифицируют как изображения двух и трех уровневых боевых кораблей, снабженных таранами.
Также Геродот описывает строительство триер финикийцами для египетского царя Неко (610—595 гг. до н. э.)

«Итак, Неко не закончил строительства канала и выступил в поход. Он велел построить триеры, как в Северном море, так и в Аравийском заливе для Красного моря. Их верфи можно видеть там еще и поныне. В случае нужды царь всегда пользовался этими кораблями. [С этим флотом] Неко напал на Сирию и одержал победу при Магдоле.» [4]

Боевое применение

За счет отсутствия тяжелых приспособлений на верхней палубе, греческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов.

Трирема была основным типом боевого корабля древнего Средиземноморья. Историки считают что изобретателями триремы были финикийцы, хотя точно это не установлено.

Источник

Трирема

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Средневековые и ранние современные галеры с тремя рядами гребцов на борт иногда называют триерами. [7]

Содержание

История [ править ]

Истоки [ править ]

Раннее использование и разработка [ править ]

Персидские войны [ править ]

В последующей Пелопоннесской войне морские сражения триер сыграли решающую роль в балансе сил между Афинами и Спартой. Несмотря на многочисленные сухопутные сражения, Афины были окончательно побеждены из-за уничтожения своего флота во время Сицилийской экспедиции и, наконец, в битве при Эгоспотами от рук Спарты и ее союзников.

Дизайн [ править ]

Судя по всем археологическим свидетельствам, конструкция триремы, скорее всего, раздвинула технологические границы древнего мира. После того, как были собраны надлежащие породы древесины и материалы, пришло время рассмотреть основы конструкции трирем. Эти основы включали приспособления, движущую силу, вес и ватерлинию, центр тяжести и стабильность, прочность и осуществимость. Все эти переменные зависят друг от друга; однако определенная область может быть более важной, чем другая, в зависимости от назначения корабля. [3]

Трирема была сконструирована так, чтобы максимально раскрыть все характеристики корабля до такой степени, что в случае внесения каких-либо изменений конструкция может быть нарушена. Скорость была увеличена до такой степени, что любой меньший вес привел бы к значительным потерям целостности корабля. Центр тяжести был помещен в самое низкое возможное положение, где таламианские ямы были чуть выше ватерлинии, что сохраняло сопротивление корабля волнам и возможному опрокидыванию. Если бы центр тяжести был помещен выше, дополнительные балки, необходимые для восстановления устойчивости, привели бы к исключению таламианских ям из-за уменьшенного пространства корпуса. Назначение области чуть ниже центра тяжести и ватерлинии, известной как гипозомы.(ὑποζώματα) должен был допускать изгиб корпуса при столкновении с силой до 90 кН. Расчеты сил, которые могли быть поглощены кораблем, спорны, потому что недостаточно доказательств, подтверждающих точный процесс соединения, используемый в древние времена. При современной реконструкции корабля использовался полисульфидный герметик для сравнения с герметиком, о котором свидетельствуют данные; однако это также утверждается, потому что просто недостаточно доказательств для достоверного воспроизведения швов triereis. [4]

Триремы требовали значительного ухода, чтобы оставаться на плаву, о чем свидетельствуют ссылки на замену канатов, парусов, рулей, весел и мачт в середине кампании. [17] [18] Они также заболочились бы, если бы оставались в море слишком долго. Чтобы этого не произошло, корабли придется вытаскивать из воды ночью. Использование легкого дерева означало, что корабль могли доставить на берег всего 140 человек. [19] Причаливание кораблей ночью сделает войска уязвимыми для внезапных атак. Хотя триремы в хорошем состоянии прослужили до 25 лет, во время Пелопоннесской войны Афинам приходилось строить почти 20 триер в год, чтобы поддерживать свой флот в 300 человек [17].

Размеры [ править ]

Строительство [ править ]

Материалы, из которых была изготовлена ​​трирема, были важным аспектом ее конструкции. Три основных вида древесины включали ель, сосну и кедр. В первую очередь выбор древесины зависел от места строительства. Например, в Сирии и Финикии триереи делали из кедра, потому что сосна была недоступна. Сосна более прочная и устойчивая к гниению, но она тяжелая, в отличие от пихты, которую использовали, потому что она была легкой. Каркас и внутренняя конструкция будут состоять из сосны и ели, что обеспечивает компромисс между прочностью и весом. [3]

Проблемы могут возникнуть, например, когда судостроители будут использовать сырое дерево для корпуса; когда зеленая древесина сушится, она теряет влагу, что вызывает трещины в древесине, которые могут вызвать катастрофические повреждения судна. Сильярды и мачты предпочтительно делали из ели, потому что ели были от природы высокими и обеспечивали эти части обычно цельными. Для изготовления прочной веревки использовались как папирус, так и белый лен; Есть основания полагать, что идея использовать такие материалы возникла в Египте. Кроме того, в конце III века до н.э. начали делать веревки из различных сортов травы эспарто. [3]

Использование легких пород древесины означало, что судно могло быть доставлено на берег всего 140 людьми [19], но также и то, что корпус впитывал воду, что отрицательно сказывалось на его скорости и маневренности. Но все же он был быстрее других боевых кораблей.

Утверждается, что когда-то триеры были пригодными для мореплавания, они были сильно украшены «глазами, табличками с именами, раскрашенными фигурками и различными украшениями». Эти украшения использовались как для демонстрации богатства аристократа, так и для устрашающего корабля врага. Порт приписки каждой триремы обозначался деревянной статуей божества, расположенной над бронзовым тараном на носу корабля. [29] В случае с Афинами, поскольку большая часть триер флота была оплачена богатыми гражданами, среди патрициев возникло естественное чувство конкуренции за создание «самой впечатляющей» триремы, как для устрашения врага, так и для привлечения сторонников. лучшие гребцы. [29] Из всех военных расходов триеры были самыми трудоемкими и (с точки зрения людей и денег) капиталовложениями.

Двигательная установка и возможности [ править ]

Основной движущей силой корабля служили 180 весел ( kpai ), расположенных в три ряда, по одному человеку на весло. Доказательства этому дает Фукидид, который пишет, что коринфские гребцы несли «каждый свое весло, подушку ( гиперсион ) и уключину». [30] Корабль также имел две мачты, главную ( histos megas ) и небольшую фок-мачту ( histos akateios ) с квадратными парусами, а рулевое управление осуществлялось двумя рулевыми веслами на корме (одно по левому борту, одно по правому борту. ).

Расстояние, которое трирема могла преодолеть за день, во многом зависело от погоды. В удачный день гребцы, гребя в течение 6–8 часов, могли продвинуть судно на расстояние 80–100 км (50–62 миль). Однако были редкие случаи, когда опытные экипажи и новые корабли могли преодолевать почти вдвое большее расстояние (Фукидид упоминает трирему, преодолевшую 300 километров за один день). [34] Командиры триер также должны были следить за состоянием своих людей. Они должны были поддерживать экипажи в удобном темпе, чтобы не утомлять их перед боем.

Экипаж [ править ]

Общий состав ( plērōma ) корабля составлял около 200 человек. [35] [36] Они были разделены на 170 гребцов ( eretai ), которые обеспечивали движущую силу корабля, палубную команду во главе с триархом и морской отряд. Для экипажа афинских триер корабли были продолжением их демократических убеждений. Богатые и бедные гребли бок о бок. Виктор Дэвис Хэнсон утверждает, что это «служило большему интересу общества, заключающемуся в аккультурации тысяч людей, поскольку они работали вместе в стесненных условиях и в ужасных обстоятельствах». [37]

Трирема была разработана для дневных путешествий, без возможности оставаться в море на ночь или нести провизию, необходимую для поддержки экипажа на ночь. Каждому члену экипажа требовалось 2 галлона (7,6 л) свежей питьевой воды, чтобы поддерживать водный баланс каждый день, но точно неизвестно, как она хранилась и распределялась. [39] Это означало, что все находящиеся на борту находились в зависимости от земли и народов, где бы они ни высаживались каждую ночь в поисках припасов. Иногда для этого требовалось проехать до восьмидесяти километров за провизией. Во время Пелопоннесской войны афинский флот, выброшенный на берег, не раз был застигнут врасплох, когда он искал пропитание ( битва при Сиракузах и битва при Эгоспотами).). Посещенные города, которые внезапно обнаружили, что им необходимо обеспечить большое количество моряков, обычно не возражали против лишних дел, хотя те, кто отвечал за флот, должны были быть осторожными, чтобы не истощить их ресурсы. [40]

Триерарха [ править ]

В Афинах капитан корабля был известен как триерарх ( triērarchos ). Он был богатым афинским гражданином (обычно из класса pentakosiomedimoi ), отвечавшим за комплектование, оснащение и техническое обслуживание корабля, по крайней мере, в течение его литургического года; Сам корабль принадлежал Афинам. Triērarchia был один из литургий древних Афин; хотя он и пользовался большим авторитетом, он являлся большим финансовым бременем, так что в 4 веке его часто делили два гражданина, а после 397 г. до н.э. он был назначен на специальные правления.

Команда палубы [ править ]

Гребцы [ править ]

Морские пехотинцы [ править ]

Тактика [ править ]

Бортовые силы [ править ]

На палубе типичной триремы во время Пелопоннесской войны было 4 или 5 лучников и около 10 морских пехотинцев. [59] Эти несколько войск были периферийно эффективны в наступательном смысле, но критически важны для защиты гребцов. Если экипаж другой триремы окажется на борту, морские пехотинцы будут всем, что встанет между вражескими войсками и резней людей внизу. Также было зарегистрировано, что если бы битва происходила в более спокойной воде гавани, гребцы присоединялись к наступлению и бросали камни (из запаса на борту), чтобы помочь морпехам в преследовании / нападении на другие корабли. [59]

Военно-морская стратегия в Пелопоннесской войне [ править ]

Потери [ править ]

Изменения взаимодействия и конструкции [ править ]

Реконструкция [ править ]

Строители проекта реконструкции пришли к выводу, что он эффективно доказал то, что ранее вызывало сомнения, а именно, что афинские триеры были расположены с экипажем, расположенным в шахматном порядке на трех уровнях, по одному человеку на весло. Эта архитектура могла бы оптимально использовать доступные внутренние размеры. Однако, поскольку современные люди в среднем примерно на 6 см (2 дюйма) выше, чем древние греки (и те же относительные размеры можно предположить для гребцов и других спортсменов), конструкция корабля, которая следовала точным размерам древнего судна, привела к в стесненных условиях гребли и, как следствие, ограничении способности современного экипажа управлять судном с полной эффективностью, что, возможно, объясняет, почему древние рекорды скорости не побиты.

Источник

Римская трирема

Считается, что Рим был основан в 753 г. до н.э. Выдержав упорную борьбу с соседями «за место под Солнцем», небольшой город со временем превратился в одно из крупнейших и самых сильных государств Средиземноморья. Но, как ни странно, несмотря на широкие торговые связи с самыми разными странами региона и даже очень отдаленными землями, а также расположение сравнительно недалеко от морского побережья, Рим в течение первых столетий своего существования не имел военного флота и совершенно не стремился обзаводиться им. В случае крайней необходимости, возникшей, например, во время войны с Таррентом (городом, основанным выходцами из Греции, самым могущественным из государств так называемой Великой Греции, нынешним Таранто), начавшейся в 280 г. до н.э., римляне прибегали к помощи союзных греческих городов. Хотя их флоты оказались неспособны прервать коммуникации союзника Таррента эпирского царя Пирра, на суше легионы одержали победу. Пирр погиб в бою, Таррент сдался и стал «союзником» Рима, а фактически – попал в полную зависимость от более сильного соседа.

Опыт еще одних соседей римлян, этрусков, превосходных мореплавателей, государства которых имели большие торговые и военные флоты, а кораблестроители отличались замечательным мастерством, оказался невостребованным. По свидетельству античного историка Полибия и ряда других греческих и римских авторов, вплоть до начала Первой Пунической войны (264—241 гг. до н.э.), Римская республика военного флота не имела вовсе. Но после того, как началось вооруженное противостояние с Карфагеном, обладавшим мощным, хорошо подготовленным флотом, подобное положение дел стало нетерпимым. По словам современного историка, «главным побуждающим моментом к созданию собственного сильного флота станет не мечта о морском господстве, а вполне частная и локальная необходимость». Уже в самом начале войны потребовалось обеспечить переброску войск на Сицилию, защищать свои коммуникации и охранять побережье, а также бороться с вражескими военными перевозками и торговлей.

Трирема что это такое. Смотреть фото Трирема что это такое. Смотреть картинку Трирема что это такое. Картинка про Трирема что это такое. Фото Трирема что это такое

Модель римской триремы

Римляне подошли к делу с присущими им размахом и основательностью: Сенат принял решение о выделении денег на постройку 20 трирем и 100 квинкирем. Сразу надо сказать, что ни о какой «самобытности» речи не шло. Триремы скопировали с греческих триер. Даже само название «трирема», то есть корабль с тремя рядами весел – перевод с греческого на латынь слова «триера» (аналогично и эллинские диеры превратились в римские биремы). В качестве образца при создании квинкирем взяли захваченный в почти полной исправности карфагенский корабль. И вот тут-то начинаются загадки истории. Большинство современных исследователей полагает, что квинкирема (иначе – пентера) – это большой парусно-гребной корабль с пятью ярусами весел. Однако вот ведь что любопытно: и на квинкиремах, и на триремах гребцы именовались одинаково – таламиты, зигиты и траниты. В отношении трирем вопросов не возникает: три яруса весел и три названия гребцов, на каждый ярус. Но если ярусов пять, то как распределялись гребцы? Соответственно, появились предположения, что квинкирема представляла собой более крупную трирему со сложной системой размещения гребцов. В соответствии с ней на банках двух ярусов располагались по два человека, один из которых работал более коротким веслом. Но тут возникает вопрос, насколько практично и рационально подобное расположение, ведь при малейшей оплошности и несогласованности гребцы начнут просто-напросто мешать друг другу.

Как обстояло дело в реальности, мы не знаем. Тут уместно процитировать слова известного кораблестроителя и историка А.П. Шершова, сказанные по поводу построенного в Сиракузах корабля-гиганта: «Судно имело 20 рядов весел, очевидно, не по высоте, а как-либо иначе; на палубе стояли восемь деревянных башен для стрелков и метательных машин; было восемь якорей, в том числе несколько железных».

Обычная римская трирема, представлявшая собой серийный корабль массовой постройки, имела наибольшую длину до 35 м, максимальную ширину на уровне гребцов верхнего яруса до 6 м, сравнительно небольшую осадку – до 1,5 м, водоизмещение – в пределах 150 т. Мачта чаще всего устанавливалась одна, в средней части корпуса, ее высота над уровнем палубы не превышала 9 м. Реже имелись две мачты, в этом случае передняя ставилась с наклоном в сторону носа. Первоначально парусное вооружение было только прямым, но со временем на римских кораблях появились дополнительные паруса треугольной или трапециевидной формы, а также парус-суппар, названный так за некоторое внешнее сходство с верхней туникой (суппаром). Продолжительные переходы, как правило, совершались под парусом, но в бою корабли всегда переходили на весла.

Большую часть экипажа трирем составляли гребцы, численность которых колебалась в пределах 150—180 человек. Матросов насчитывалось 12—20, также в состав экипажа входили кормчий с помощниками и, конечно, воины. Число легионеров варьировалось как в зависимости от размеров триремы, так и от поставленной перед кораблем задачи, в довольно широких пределах – от 50 до 100 человек. Интересно, что капитанов трирем первоначально называли по-гречески – триерархами.

Прежде чем карфагеняне смогли найти способы противодействовать римским кораблям, оснащенным «воронами», они потерпели несколько сокрушительных поражений на море. Следствием новой римской тактики стало то, что потопленными карфагеняне теряли намного меньше кораблей, чем захваченными противником. В сражении при мысе Экном в 256 г. до н.э. карфагенский флот, несмотря на численное превосходство, лишился примерно 30 кораблей, погибших в бою или затонувших в результате полученных повреждений, 64 корабля стали добычей римлян. У победителей потери составили 24 корабля, ни один из которых не был захвачен врагом. Самые же страшные потери на море римляне понесли в результате штормов. Стихия погубила сотни кораблей (по некоторым подсчетам – до 80% из примерно 500 потерянных в годы войны).

С годами мастерство римских корабелов заметно возросло, большие корабли получали не только металлическое – бронзовое или железное – подкрепление в носовой части, но и усиленную защиту у ватерлинии, препятствующую нанесению удачного таранного удара. Особо толстое и прочное дерево снаружи могло обшиваться металлическими листами, которые создавали некий прообраз бронирования. Наличие подобной защиты вынуждало применять не классический таран, призванный пробивать вражеский борт, а специальный «бивень», с помощью которого стремились ломать неприятельские весла. Важное место в вооружении трирем занимали разнообразные метательные машины – баллисты и катапульты, использовавшие каменные снаряды, тяжелые стрелы и даже несколько разновидностей зажигательных боеприпасов.

Крупные корабли с несколькими ярусами гребцов довольно долго составляли основу римского флота и оказались отодвинуты на второй план в период гражданский войн, раздиравших Римское государство после убийства Цезаря. Самый талантливый флотоводец того времени Марк Випсаний Агриппа (63 г. до н.э. – 12 г. до н.э.) считал, что в бою будут эффективнее меньшие по размерам, но более маневренные либурны и другие биремы и униремы. К этому времени уже ушел в прошлое грозный «ворон», поскольку это приспособление было очень громоздким и тяжелым, а умелые капитаны и обученные моряки нашли другие способы взятия врага не абордаж.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *