Тропа хошимина что это
Что такое тропа Хошимина и её значение в истории Вьетнама
Тропой Хошимина американцы во время вьетнамской войны называли совокупность транспортных путей на территории Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. В неё входили как сухопутные, так и водные транспортные пути, суммарная протяжённость которых была более 20 тысяч километров. Это транспортная система использовалась руководством Демократической Республики Вьетнам во главе с Хошимином для переброски живой силы и военной техники на территорию Южного Вьетнама. Кстати, эту систему транспортных путей вьетнамцы называли «тропой Чыонгшон». Название она получила от одноимённого горного хребта, который протянулся с севера на юг по западной границе Вьетнама. А название «тропа Хошимина» пошло от американских военных.
История возникновения тропы Хошимина
Первоначально они сделали попытку наладить поставки вооружения прямо через демилитаризованную зону между Северным и Южным Вьетнамом. Но этот вариант был быстро раскрыт и пресечён. Поэтому стал разрабатываться новый маршрут, проходящий по территории Лаоса, который впоследствии и получил название тропы Хошимина.
Северному Вьетнаму помогло то, что в тот момент на территории Лаоса шла гражданская война. И в тот момент пограничные с Вьетнамом районы Лаоса контролировали бойцы коммунистического движения под названием Патет-Лао. В Камбодже на тот момент правил принц Сианук. И, несмотря на то что Камбоджа формально сохраняла нейтралитет, он разрешил вьетнамцам использовать территорию страны для налаживания транспортного сообщения.
В течение всего конфликта, как до полномасштабного вмешательства США, так и после, тропа Хошимина продолжала расширяться. В итоге транспортная сеть превратилась в несколько параллельных дорог, которые общались между собой большим количеством мелких троп. Вдоль этих дорог были выстроены станции, где военнослужащие могли отдохнуть. Большая часть дорог и троп пролегала по непроходимым лесам и джунглям. Объекты инфраструктуры вдоль троп были замаскированы. Всё это делало обнаружение тропы Хошимина с воздуха практически невозможным.
После того, как в начале 1970 годов США сократили свой военный контингент в Южном Вьетнаме и снизили активность, Северный Вьетнам усовершенствовал транспортное сообщение. В результате к 1975 году тропа Хошимина была превращена в дорогу шириной 7,9 метра. Кроме этого, вдоль неё провели нефтепровод протяжённостью 2 тысячи километров и телекоммуникации для связи командиров между собой.
И хотя тропа Хошимина представляла собой достаточно разветвлённую транспортную сеть, в ней можно выделить две основные части. Первая часть проходила от реки Ка до перевала под названием Хай Ван рядом с Данангом. Вьетнамцы называли её «Труонг Сонг». От перевала Хай Ван и до дельты Меконга пролегала вторая часть или Южная Тропа. Главной частью транспортного маршрута был отрезок от Ханоя через Лаос и Камбоджу. Он выходил на территорию Южного Вьетнама к западу от Далата, где уже шли боевые действия.
Роль «тропы» в войне с США
В приграничных районах на юге Вьетнама в основном преобладают горы. Поэтому тропа Хошимина проходила на территорию Южного Вьетнама всего лишь в нескольких удобных местах. Вот некоторые из них:
Подразделение MACV-SOG проводило разведку, устанавливало средства слежения, производило диверсии и захват пленных на «тропе». С начала шестидесятых годов транспортное сообщение из Ханоя в Южный Вьетнам постоянно подвергалось бомбардировкам со стороны американцев. Они поделили территорию Лаоса, по которой проходила тропа Хошимина, на несколько зон. В каждой из таких зон были определённые правила для пилотов ВВС США.
В рамках бомбардировок транспортного сообщения было проведено несколько крупных операций:
Пик бомбардировок пришёлся на период конец 1960 ─ начало 1970 годов. Для этого использовались практически все типы самолётов. Это была тактическая авиация, стратегические бомбардировщики B-52 и даже транспортные самолёты. Это были Локхид C-130 Геркулес. Удивительно, но именно они наиболее эффективно показали себя в этой борьбе.
Военные транспорты и северного Вьетнама несли огромные потери, но армия США так и не смогла перекрыть снабжение партизан в Южном Вьетнаме. А в 1973 году бомбардировки прекратились в связи с указанием Конгресса.
В 1971 году армия Южного Вьетнама предприняла попытку перерезать тропу Хошимина. Они организовали наступление, в результате которого перешли границу Лаоса. Но это операция провалилась из-за непрофессионализма руководства южновьетнамской армии. Практически все военные специалисты сходятся во мнении, что если бы тропа Хошимина была перерезана, то Северный Вьетнам не победил в той войне.
Тропа Хошимина как туристический объект
В наше время тропа Хошимина стала одним из экзотических элементов далёкого Вьетнама. Теперь эта достопримечательность интересует туристов, а не военных. В туристических путеводителях она теперь называется трассой №1. Она протянулась на тысячу километров с севера от реки Ка вдоль хребта Чыонгшон к городу Локнинь на юге Вьетнама. Сегодня среди предложений туристических фирм можно встретить организацию туров, во время которых туристов знакомят с этим военным объектом прошлого.
Продолжительность предлагаемых туров примерно 14 дней. Сам маршрут чаще всего начинается в Ханое или Хошимине. Но также это может быть и в любом другом городе, где вы купили тур. По мере прохождения маршрута остановки делаются такие города, как:
А также остановка делается на Центральном плато. Это район, который довольно сильно удалён фонд основных мегаполисов страны. Поэтому здесь после войны практически не наводили порядок. В этих местах можно увидеть сбитые истребители, вертолёты, а также остатки другой военной техники.
Между Ханоем и Хошимином ходит «Экспресс Воссоединения». Есть три варианта поезда, самый дешёвый из которых отправляется из Ханоя в 10 утра. Поездка по Вьетнаму вдоль границы с Лаосом занимает примерно двое суток. Именно в этих районах можно увидеть разбитую военную технику, а также полностью разрушенный американскими войсками город Селон. Он находится на расстоянии 600 км от Вьентьяна (город в Лаосе).
Ленобласть и Карельский край хранят в себе множество заповедных уголков, добраться до которых относительно не сложно, если знать маршрут. Одним из таких является маршрут, пролегающий практически по границе этих областей, приблизительно в 140 километрах от Петербурга, и названная “тропа Хо Ши Мина”.
Как возник маршрут
Хотя тропа и носит имя легендарного вьетнамского военачальника Хо Ши Мина, сам он здесь никогда не бывал. Сама дорога так была названа по своей схожести с практически аналогичной с географической точки зрения тропы во Вьетнаме, и отличающейся обилием болот и скал по ходу прохождения.
Сегодня электрички курсируют около 7 раз мимо поселка за сутки, так что можно выбрать любое удобное для отправления. Чуть реже (2 раза в день) есть и электричка до самого Куликово, ну это кто хочет поменьше ходить, ну и почти все интересное пропустить.
Близ Кузнечного есть гранитный карьер, откуда идет дорога строго на запад, которая потом поворачивает на северо-запад, выходя прямо к желанным скалам. Путь пролегает по очень живописной местности, пересекает несколько речушек, учитывает посещение фундаментов домов финского хутора, после этого поворачивает и по берегу озерца Бобриного проходит непосредственно к скалам.
Как добраться из Санкт-Петербурга
Пеший переход. Карьер. Тропа через лес
Сразу по прибытию на станцию находим дорогу через поселок (влево по дороге в горку, а оттуда влево с другой стороны холма к тем же ж/д путям), и по железке доходим до карьера. Это и будет первой достопримечательностью, которую стоит посетить, хотя и очень осторожно. Все дело в том, что здесь мы находимся на оконечности так называемого Балтийского тектонического щита, и здесь находится очень много гранитных пород которые добывают и поныне. Добывают его взрывным способом. Из-за этого территория считается полузакрытой, и, если вас увидят местные работники они непременно попросят удалится и не “шастать” здесь.
Сам карьер представляет гигантскую, просто циклопических размеров яму, и очевидно ее размеры растут по мере разработки гранитной породы. Взрывы звучат часто. Перед ними обычно заводится предупредительная сирена. Шум от взрывов, ровно, как и пыль, поднятая в небо, слышны и видны на много километров от него.
После оценки индустриального масштаба и воздействия человека на природу, пора отправляться по желанной тропе. Она находится немного западнее, по ближайшей грунтовой дороге идем мимо карьера. В конце него, слева, дорога извиваясь скроется за правым поворотом, слева можно увидеть начало искомой “Хошиминки”.
Уже по лесу. У озера
На самом Ястребином очень красиво, и здесь есть множество мест, предусмотренных под лагерь. Добравшись сюда есть смысл задержаться хотя бы на одну ночевку, после чего, не спеша, без труда можно отправится назад.
Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 2
Первая статья находится здесь.
1968 год стал переломным годом как для войны во Вьетнаме, так и для «тропы». Ещё за год до этого, в 1967-м, вьетнамцы силами Вьетнамской народной армии провели серию мощных наземных атак против Южного Вьетнама с территории Лаоса – так называемые приграничные сражения 1967-го года. Они показали, что по «тропе» можно перебрасывать довольно крупные силы и снабжать их в объёме, достаточном для ведения общевойскового боя. Хотя эти бои вьетнамцами были проиграны, им удалось добиться перемещения американских войск на нужные для вьетнамцев участки – последние вынуждены были пойти на крупную передислокацию для отражения северовьетнамских нападений на юг, и оголили кое-какие территории.
ЦРУ по результатам этих событий пришло к выводу, что впереди крупная атака со стороны северовьетнамцев, но подробностей никто не знал.
«Тропа» к тому времени серьёзно разрослась.
Если в 1966 году в её составе было 1000 километров автомобильных дорог, то к началу 1968 года – более двух с половиной, причём примерно одна пятая этих дорог была пригодной для передвижения автомобилей в любой сезон, включая сезон дождей. Вся «тропа» была разбита на четыре «базовых района», с огромной сетью замаскированных бункеров-складов, блиндажей, стоянок, мастерских и так далее. Количество войск на «тропе» исчислялось десятками тысяч человек. Выросла мощь ПВО тропы. Если поначалу в её составе были почти исключительно пулемёты ДШК и оставшийся от французской эры хлам, то к 1968 году многие участки и логистические базы на «тропе» были прикрыты плотной сетью зенитных батарей, их число в некоторых из «базовых районов» исчислялось сотнями. Правда, на тот момент это были в основном 37-мм пушки, но при атаках с малых высот они представляли для американцев серьёзную угрозу. Медленно, но верно начиналось «просачивание» на тропу орудий калибром 57 миллиметров, опасных и для самолётов на средних высотах.
Последние поступали вместе с радиолокаторами наведения и приборами управления артиллерийским зенитным огнём, что делало их куда эффективнее, чем даже старые пушки больших калибров.
По мере того, как американские бомбёжки тропы росли, росли и потери сторон на ней – всё больше и больше вьетнамцев и лаосцев гибло под американскими бомбами, всё чаще вьетнамские зенитчики сбивали какой-нибудь американский самолёт. Нёс потери и американский спецназ на тропе.
Таким образом, уже к началу 1968 года тропа представляла собой крайне серьёзный логистический маршрут, но американцы и представить себе не могли, насколько всё серьёзно и масштабно.
30 января 1968 года Вьетнам начал полномасштабное военное наступление на юг, вошедшее в американскую военную историю как «Tet offensive» — «Тетское наступление», по названию праздника Тет, вьетнамского Нового года. Если на большинстве участков фронта атаковали бойцы Вьетконга, то на город Хюэ наступала регулярная армия. В ходе наступления использовались танки и артиллерия.
Тяжёлые бои стоили сторонам огромных потерь. Хотя США и Южный Вьетнам одержали сокрушительную победу на поле боя, радоваться им особо было нечему: было понятно, что нанесённые северянам потери не заставят их отказаться от продолжения войны, а вот на общественное мнение США наступление оказало просто сокрушительное воздействие. Картинка огромных масс северовьетнамцев и вьетконговцев, орудующих в Южном Вьетнаме как у себя дома буквально поразила воображение американской публики. Одним из итогов этого наступления и последующих его продолжений («мини-Тет» в мае 1968-го, и наступление 1969-го) стало избрание президентом США Ричарда Никсона с его политикой «вьетнамизации» войны, которая в итоге привела к поражению американцев и их союзников.
С этим надо было срочно что-то делать.
В 1968, почти одновременно с Тетским наступлением, США начали операцию Igloo White, готовившуюся до этого два года. Содержанием операции было разбрасывание на «тропе» сетей сейсмодатчиков, созданных на базе морских радиогидроакустических буёв. Первоначально разброс вели переоборудованные противолодочные самолёты «Нептун» из состава ВМС, позже, из-за риска потерь, их заменили специально дооснащённые разведчики-истребители RF-4 Phantom и транспортные С-130. Данные с датчиков собрали специально дооборудованными самолётами ЕС-121. Чуть позже их сменили малогабаритные OQ-22B Pave Eagle.
Часто встречается оценка операции как безуспешной, но это не так: на самом деле сенсоры давали массу информации, а применяемые тогда американцами компьютеры уже могли эти массивы данных обрабатывать. Верным будет сказать, что операция оказалась не настолько успешной, как того американцам хотелось бы. Но возможности их по атакам «тропы» операция расширила. Главным образом это касалось обнаружения хорошо замаскированных и движущихся по ночам и в сложных метеоусловиях колонн грузовиков.
Теперь нужно было иметь силы и средства для их атаки. Применявшиеся ранее тактические самолёты, как реактивные в приграничных с Южным Вьетнамом районах, так и поршневые «Скайрейдеры» и «Каунтер Интрудеры» в Северном Лаосе, просто не могли технически уничтожать грузовики в нужном количестве.
Это могли делать уже успешно испытанные над тропой «Ганшипы» АС-130. Но их нужно было переоборудовать из транспортных «Геркулесов» С-130, а этих самолётов не хватало. Первый «боевой» «ганшип» на базе С-130 был получен аж в середине 1968 года. Так как самолёты нужны были срочно, американцам опять пришлось пойти на полумеры, впрочем, удачные.
Одновременно с этим была запущена программа переделки в «Ганшипы» устаревших поршневых транспортных самолётов С-119, имевшихся в большом количестве.
Усилия увенчались успехом уже к началу следующего года. АС-123 позволили «обкатать» поисково-прицельное оборудование, которое потом стало применяться на АС-130, АС-119К с автоматическими пушками и системами ночного видения сразу же стали применяться над тропой и «закрыли собой» брешь в оснащении американских ВВС, которую не успел закрыть АС-130. К 1969-му и АС-119К и АС-130 стали появляться над «тропой» всё в больших и больших количествах.
Счёт уничтоженных грузовиков резко пошёл на тысячи.
Американцы, верные себе, сводили «ганшипы» в эскадрильи специальных операций и использовали с баз в Таиланде. Так все АС-130А были сведены в 16-ю эскадрилью специальных операций.
Привлекались «ганшипы» и к уничтожению многочисленных зенитных батарей. Летая совместно с RF-4 Phantom, «Ганшипы» AC-130, пользуясь внешним наведением со стороны «Фантомов», массово уничтожали по ночам средства ПВО на тропе, после чего орудовали на тех дорогах, по которым на позиции могли бы быть переброшены новые пушки.
Несмотря на экстремальный успех «Ганшипов» в уничтожении грузовиков, главной точкой приложения усилий их полёты не были. В воздухе американцы непрерывно наращивали бомбовые удары для полного разрушения инфраструктуры «тропы», причём наращивали и долю ковровых бомбометаний с бомбардировщиков B-52. Количество боевых вылетов над Лаосом после 1968 года стабильно превышало десять тысяч в месяц, количество бомбардировщиков в одной атаке, как правило, было больше десяти, иногда составляя несколько десятков машин. Следы этих бомбардировок земля Лаоса несёт на себе до сих пор и будет нести ещё десятки, а местами сотни лет.
То же самое делалось против мостов и переправ, перекрёстков, участков дорог на склонах гор и всех более-менее важных объектов.
С 1969 года американцы приняли решение начать бомбардировки и камбоджийской части тропы. Для этого сначала наземная разведка выявила районы нахождения основных перевалочных баз вьетнамцев на камбоджийской территории, после чего ограниченным количеством офицеров Пентагона была спланирована серия операций «Menu» («Меню»).
Смысл её был в следующем. Каждая выявленная база на камбоджийской части тропы получала кодовое имя, например, «завтрак», «десерт» и т.д. (отсюда и название серии операций – «Меню»), после чего проводилась одноимённая операция по её уничтожению. Необходимо было в абсолютной тайне, не беря на себя никакую ответственность и ничего не сообщая прессе, стирать эти базовые районы с лица земли мощными ковровыми бомбовыми ударами. Поскольку санкция Конгресса на такое применение ВВС США отсутствовала, то в детали операции был посвящён минимум людей. Единственным ударным средством, использовавшимся над Камбоджей, были были стратегические бомбардировщики В-52 Stratofortress.
Сама операция «Меню» закончилась в 1970 году, после чего началась новая операция «Freedom Deal» — «Сделка свободы», имевшая тот же характер. В 1970 году в Камбодже произошёл государственный переворот. К власти пришло правое правительство во главе с Лон Нолом. Последнее поддерживало действия американцев в Камбодже, причём не только в воздухе, но и на земле. По мнению некоторых современных исследователей, массовые убийства камбоджийцев в ходе американских бомбардировок породили в конечном счёте ту поддержку красных кхмеров в сельской местности Камбоджи, которая позволила им позже захватить в стране власть.
Секретная воздушная война над Камбоджей оставалась тайной до 1973 года. Ранее, в 1969 г., произошло несколько утечек в прессу по этому поводу, но тогда они не вызвали никакого резонанса, как и протесты в ООН со стороны правительства Сианука. Но в 1973 майор ВВС Хэл Найт написал в Конгресс письмо о том, что ВВС без ведома Конгресса вели тайную войну в Камбодже. Найт не возражал против бомбёжек, но был против того, что они не одобрены Конгрессом. Это письмо вызвало политический скандал в США, повлекло за собой несколько сломанных карьер, а во время импичмента Никсона ему пытались вменить эту войну как ещё одну статью, по которой он должен был быть отправлен в отставку, но в итоге именно этот пункт обвинения ему предъявлен не был.
Правительство Северного Вьетнама, заинтересованное в сокрытии факта пребывания вьетнамских войск в Камбодже, никогда и никак не комментировало эти удары.
Массированные (в том числе ковровые) бомбардировки «тропы», рейды штурмовиков и «ганшипов» с тайских авиабаз, поисковые операции спецназа на тропе продолжались всю войну и только после 1971-го года пошли на спад, а прекратились полностью только с выходом США из войны. Не прекращались и попытки постоянно внедрять различные инновации, так, например, специально для охоты на грузовики помимо «ганшипов» был создан штурмовой вариант тактического бомбардировщика В-57 – В-57G, оснащённый системой ночного видения и пушками калибра 20 мм. Это было весьма кстати, потому, что с 1969 года все А-26 были окончательно изъяты из ВВС из-за опасений за прочность фюзеляжей.
К тому моменту ПВО «тропы» достигло существенной мощи. Будучи неспособной сбивать американцев в больших количествах, ПВО тем не менее сорвала немало атак на базовые районы и грузовики. Пулёмёты ДШК и 37-мм пушки дополнялись 57-мм орудиями, часто это были советские С-60, составлявшие основу ПВО Северного Вьетнама, или их китайские клоны «Тип 59», позже к ним добавились 85-мм зенитки, а ещё чуть позже – 100-мм КС-19 с радиолокационным наведением. А с 1972 года у вьетнамцев наконец-то появилось средство для защиты колонн грузовиков – ПЗРК «Стрела». В начале 1972 года вьетнамцы оказались в силах выделить для защиты тропы ЗРК С-75, резко усложнивших для американцев их бомбардировки. 11 января 1972 года разведка США зафиксировала переброску ЗРК на «тропу», но американцы продолжали действовать по инерции. 29 марта 1972 расчёт ПЗРК «Стрела» над «тропой» смог сбить первый АС-130. Его экипажу удалось выпрыгнуть с парашютами, и позже лётчиков эвакуировали вертолёты.
А 2 апреля 1972 года ЗРК С-75 продемонстрировал новую грань реальности в небе над Лаосом — ракетой был сбит ещё один АС-130, и на этот раз никому из экипажа выжить не удалось. После этого «ганшипы» над тропой больше не летали никогда, но удары тактической реактивной авиации продолжились.
В целом из тысяч уничтоженных на тропе грузовиков на долю «ганшипов» приходятся внушительные 70%.
В свою очередь, огонь вьетнамской ПВО с земли привёл к потере сотен американских самолётов и вертолётов. Только к концу 1967 года это количество составляло 132 машины. В это число не входят те машины, которые, будучи повреждёнными огнём с земли, смогли потом «дотянуть» до своих. Давая оценку этому количеству сбитых летательных аппаратов, стоит помнить, что «тропа» не была включена в единую ПВО Северного Вьетнама и что большую часть войны её защищали предельно устаревшие малокалиберные зенитные пушки, что-то более-менее современное туда начало поступать ближе к середине войны, а ЗРК – под самый её конец.
Отдельно стоит упомянуть воздушные операции ВМС против «тропы». Они носили ограниченный характер. Палубная авиация ВМС атаковала совместно с ВВС объекты на тропе в ходе упоминавшихся ранее операций «Steel Tiger» и «Tiger hound», в зоне их проведения над центральной и южной частями Лаоса. В дальнейшем, когда эти операции были объединены в общую «Commando Hunt», совместные с ВВС удары по упомянутым районам продолжились. Но у ВМС было ещё одно «проблемное» место – дельта реки Меконг.
Река Меконг берёт своё начало в Камбодже и уже оттуда течёт во Вьетнам и далее в море. И когда поток грузов для Вьетконга пошёл через Камбоджу, то река Меконг сразу же была включена в эту логистическую сеть. Грузы для партизан доставлялись до реки разными способами, после чего грузились на лодки разных типов и доставлялись во Вьетнам. Важность речных маршрутов особо возрастала в сезон дождей, когда обычные дороги становились непроходимыми, часто даже для велосипедистов.
ВМС, естественно, принимали меры. В 1965 году они в ходе операции «Market time» они пресекли снабжение Вьетконга по морю, затем силами довольно многочисленных и хорошо вооружённых речных флотилий начали «давить» речные маршруты.
Помимо речных бронекатеров, американцы использовали плавбазы речных сил, переоборудованные из старых танкодесантных кораблей, которые могли обеспечивать действия как катерков, так и нескольких вертолётов. Чуть позже, после появления лёгких штурмовиков OV-10 Bronco, ВМС начали использовать над рекой и их тоже. Катера и эскадрилья VAL-10 «Black pony» надёжно блокировали движение лодок по реке в светлое время суток, но ночью это было невозможно сделать.
В таком виде самолёты вылетали на поиск лодок и вели патрулирование над прилегающими к реке Меконг районами «тропы». Основным районом «патрулирования» была граница Южного Вьетнама с Камбоджей.
С сентября 1968 по 16 июня 1969 года эти самолёты выполнили около 200 боевых вылетов, примерно по 50 на машину, что составляло 4 самолёто-вылета в неделю. В отличие от ВВС, самолёты ВМС базировались только во Вьетнаме, на авиабазе Кам Ран Бэй (Камрань). В дальнейшем эти операции ВМС признали неэффективными и «Нептуны» отправились на хранение.
Удары с воздуха по «тропе» продолжались до самого конца войны, хотя после 1971-го года, их интенсивность начала падать.
Последней составляющей воздушной войны США против «тропы» было распыление дефолианта – печально известного Agent Orange. Американцы, начавшие распылять дефолиант во Вьетнаме, быстро оценили выгоды от уничтоженной растительности и над «тропой» тоже. С 1966 по 1968 годы ВВС США испытывали специально дооборудованные самолёты С-123 Provider, доработанные для распыления спреев с воздуха. Самолёты оснащались ёмкостями для распыляемого состава, насосом мощностью 20 л.с. и подкрыльевыми распылителями. Существовал клапан экстренного слива «груза».
С 1968 по 1970 год эти самолёты, принятые на вооружение как UC-123B (позже, после модернизации UC-123K) распыляли дефолианты над Вьетнамом и Лаосом. И хотя в основном зоной распыления был именно Вьетнам, территориям Лаоса, по которым проходила «тропа», тоже, что называется, досталось. Количество людей, пострадавших от дефолиантов, вряд ли когда-то будет точно посчитано.
Однако попытки американцев разрушить вьетнамский логистический маршрут даже близко не сводились к воздушной войне.
Конгресс не давал разрешения на вторжение в Лаос или Камбоджу, но у американского командования и ЦРУ всегда были различные обходные пути. Попыток нарушить работу «тропы» наземными силами американцы и их местные союзники предпринимали неоднократно. И хотя участие войск США в этих операциях прямо запрещалось, они всё же там бывали.
Наземные бои за «тропу» носили достаточно жестокий характер, хоть и начались позже, чему удары с воздуха. И именно в этих боях американцам удалось добиться серьёзных успехов.