Тсц в смете что это
Как расшифровать смету и читать ее
Расшифровка сметы и ее чтение для неспециалиста может вызвать некоторые затруднения. Однако это не очень сложно. Для этого необходимо освоить буквально несколько аббревиатур и сокращений, а также запомнить одну формулу сметной стоимости и все сразу станет максимально прозрачным и понятном в любом сметном документе.
Как читать сметы
Прежде чем ответить на вопрос, как читать смету, необходимо получить расшифровку сметы: что это такое и что она из себя представляет, какие бывают виды смет, на основании чего сметы составляются и т.п. Специалист сметного отдела часто сталкивается с такими вопросами, как «что такое СМР в смете?», «какая расшифровка аббревиатуры ЛСР?», «ЭМ в смете — что это такое?» или, по аналогии, «МР в смете — что это такое?». Далее будут рассмотрены многие вопросы, ответами на которые необходимо обладать специалисту-сметчику.
Что такое смета
Смета — это первоочередной документ, с которым работает инженер-сметчик. Также смета — это один из основных документов, определяющих стоимость строительства любого объекта. Существует несколько видов сметных форм, и каждая из них, как правило, имеет сокращенное название. Например, ЛСР (расшифровка аббревиатуры — локально-сметный расчет), ЛС (расшифровка — локальная смета) и т.д. Также внутри самих сметных форм существует множество понятий, чаще всего указанных в сокращенной форме. Для образца: расшифровка в смете ЭМ — это эксплуатация машин и механизмов, а расшифровка ТЕР и ФЕР — это территориальные единичные расценки (ТЕР) и федеральные единичные расценки (ФЕР). Как видим, эти сокращения обозначают абсолютно разные понятия, поэтому совершенно очевидно, что сметчик, знающий, как правильно читать смету, сможет составить безошибочно любую сметную форму.
Шифр расценки и коды ресурсов для смет
Необходимо отметить, что чаще всего все виды сметных форм составляются на основании сметных нормативов, которые собраны в сборники, известные как ГЭСН и ЕР. ГЭСН — это государственные элементные сметные нормы. ЕР — это единичные расценки. Существует несколько видов ЕР: ФЕР, ОЭР и ТЕР. О том, что такое ФЕР (не ФЭР) и ОЭР, а также что такое ТЕР в смете, можно получить представление из методических указаний МДС 81-35.2004. В упомянутых МДС, если упростить эти понятия, говорится, что ФЕР — это федеральные единичные расценки, которые могут применяться для составления сметных форм на территории всей России.
ОЭР — отраслевые расценки, которые, очевидно, могут быть использованы при составлении смет на определенные отрасли строительства, например, для работы в горных местностях, для водохозяйственной отрасли и т.п. ТЕР — расценки территориальные, то есть этот вид расценок, как правило, используется на территории какого-либо субъекта страны, например, ТЕР Республики Татарстан или ТЕР Краснодарского края и т.п. Также в МДС 81-35.2004 указано, что ГЭСН и ФЕР составляют единую сметно-нормативную базу, на основании которой, собственно, и составляются локальные сметы, сметы по форме №4, акты выполненных работ КС-2 и прочая сметная документация.
Согласно рисунку 1 нормативы ГЭСН и ЕР (в данном случае ФЕР) подразделяются на части. Всего выделяется 5 частей:
Каждая из этих частей в свою очередь подразделяется на сборники по видам работ. Так, например, в строительную часть входят сборники на земляные работы, отделочные работы, работы по устройству кровель и полов и на множество прочих видов работ. Ремонтно-строительные сборники предусматривают практически идентичный строительным сборникам состав с учетом специфики производства ремонтных работ. В монтажную часть включены сборники на монтаж оборудования, электромонтажные работы, работы по устройству линий связи и т.п. В состав капремонта оборудования входят сборники по капремонту лифтов и ревизии арматуры трубопроводов. Пусконаладочные работы включают сборники, необходимые для составления сметных форм на наладку оборудования и приборов.
Каждый сборник любой части сметных нормативов имеет свой номер и состоит из таблиц и норм. Каждая норма имеет свой уникальный шифр расценки и коды ресурсов, ориентируясь на которые сметчик понимает, как правильно читать сметы в строительстве. Помимо того, как правильно читать сметы, на основании знания расценок сметных нормативных баз специалист сметного дела также должен представлять, как правильно составлять смету. Более того, без понимания того, что означает СМР в смете, невозможно понять, как читать строительную смету.
Рисунок 1. Нормативные базы ГЭСН и ФЕР
СМР в смете
На основании вышесказанного, получается, что ЛСР в строительстве (расшифровка — локально-сметный расчет, как было сказано выше) — это основная из сметных форм, в которых используются сборники ГЭСН и ФЕР. Благодаря указанным сборникам можно вычислить стоимость СМР объекта. Стоимость СМР в смете — это стоимость строительно-монтажных работ. Обратимся к рисунку 2, который иллюстрирует итоги сметной стоимости СМР и как их расшифровать в ЛСР. Необходимо заметить, что образец сметы на СМР на рисунке 2 составлен условно для данного случая в целях демонстрации принципа подведения итогов и понимания того, как читать смету. Таким образом, графа «Всего по смете» и будет отражать стоимость СМР в смете в данном случае. То есть, как видно на рисунке 2, расшифровка в смете СМР — это стоимость производства строительно-монтажных работ при строительстве любого объекта в целом.
Кроме того, из приведенного примера сметы на СМР, а конкретнее из ее итогов, можно понять, что стоимость СМР вычисляется из нескольких составляющих, из чего следует, что необходима расшифровка расходов сметы по статьям и того, что входит в СМР в смете.
Также на рисунке 2 можно обратить внимание на то, из чего состоит стоимость СМР, а именно: из стоимости материалов, машин и механизмов, ФОТ, накладных расходов и сметной прибыли, а также в СМР включена стоимость налога на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что состав граф в стоимости СМР в каждом конкретном случае может незначительно изменяться: СМР в расшифровке сметы ЛСР могут включать в себя стоимость дополнительных коэффициентов, надбавок, корректировочных показателей, а также сумму других налогов помимо НДС.
Рисунок 2. Стоимость СМР в смете
Расшифровка ПЗ в смете
Одним из ключей к пониманию того, как читать смету, является расшифровка ПЗ в смете. ПЗ — это прямые затраты. Более подробно о прямых затратах также можно узнать из вышеупомянутых методических указаний МДС 81-35.2004. Прямые затраты — это одна из статей затрат сметной формы, которая в свою очередь включает в себя такие показатели как ОЗП, ЭМ (или ЭММ), ЗПМ и МАТ. Как можно увидеть на рисунке 3, смета представляет из себя табличную форму, состоящую из определенных граф. Название граф прописано в шапке таблицы сметы. Рисунок 3 демонстрирует следующий состав сметной формы:
• Номер позиции по порядку. В данном случае — это №1. Эта графа создана для удобного ориентирования в документе, особенно это актуально для больших сметных форм объемом более 500 позиций.
• Обоснование. В данной графе прописываются шифры расценок и коды ресурсов, необходимых для производства того или иного вида работ. Как показано на рисунке, в данном столбце указан шифр из сборника ГЭСН, а именно ГЭСН06-01-110-01. Это — основной шифр всей примененной нормы. Согласно этому шифру далее в графе «Обоснование» обозначаются и коды ресурсов.
Итак, возникает следующий логичный вопрос, что значат эти аббревиатуры.
Таким образом, поняв, что такое ПЗ в смете, можно получить представление и о том, что такое МР в смете.
Рисунок 3. Образец сметной формы
Расшифровка ТЗ в смете
Глядя на рисунок 3, у читателя также могут возникнуть вопросы, что такое ТЗР в смете и что это — ТЗМ в смете. Расшифровка ТЗ в смете — это трудозатраты. По аналогии: ТЗР — это трудозатраты рабочих. Единицей измерения ТЗР являются человеко-часы, или чел-час. Человеко-часы показывают количество времени, необходимого для производства объема работ, указанного в проектном или техническом задании. Также показатели ТЗР часто приводятся при подведении итогов сметы. Расшифровка ТЗМ в смете — это трудозатраты механизаторов. Их применение и отражение в сметной форме идентично ТЗР.
Накладные расходы и сметная прибыль
Также в строительной терминологии часто можно столкнуться с такими сокращениями, как НР и СП. Поэтому может возникнуть вопрос, что означает НР или СП. Как говорилось выше, частью стоимости СМР являются также накладные расходы (НР) и сметная прибыль (СП). В стоимость накладных расходов входят затраты предприятия на создание условий труда, а сметная прибыль включает стоимость затрат на развитие организации. В сметных формах происходит расчет стоимости НР и СП от ФОТ.
На основании всего вышесказанного, можно придти к выводу о том, что ЛСР, или локальный сметный расчет, представляет из себя сложную структуру со множеством связанных между собой и зависящих друг от руга показателей. Поэтому без четкого понимания каждого показателя не представляется возможным составление грамотной и корректной сметной формы.
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Тсц в смете что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 сентября 2019 г. № 521/пр)
1. Общие положения
Номенклатура сборников единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы приведена в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
1.2. Единичные расценки применяются при составлении сметной документации для определения сметной стоимости прямых затрат, включающих в себя средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов и стоимость материальных ресурсов при выполнении строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ.
1.3. Настоящие Методические рекомендации применяются до ввода в действие федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Единичные расценки разрабатываются в уровне цен на установленную дату.
1.5. Единичные расценки подразделяются на:
1.6. В составе прямых затрат при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования учитываются следующие показатели, рассчитанные в уровне цен на установленную дату:
— затраты на оплату труда рабочих;
— стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплата труда рабочих, обслуживающих машины (машинистов);
1.7. В составе прямых затрат единичных расценок на пусконаладочные работы учитываются только средства на оплату труда пусконаладочного персонала.
Затраты, связанные с эксплуатацией производственного оборудования пусконаладочных организаций (контрольно-измерительных приборов, стендов для испытаний, электронно-вычислительной техники и др.), учитываются в составе норм накладных расходов на пусконаладочные работы, за исключением дорогостоящих приборов и аппаратуры, а также передвижных испытательных лабораторий, затраты на эксплуатацию которых, при необходимости, предусматриваются в сметах на пусконаладочные работы на основании расчетов.
Затраты на материальные и энергетические ресурсы, необходимые для выполнения пусконаладочных работ, в состав прямых затрат на пусконаладочные работы не включаются.
1.8. Единичные расценки разрабатываются на основе государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.
При определении наименований единичных расценок, их шифры, шифры таблиц и измерители единичных расценок используются наименования соответствующие государственным элементным сметным нормам.
1.9. Исходными данными для разработки единичных расценок, помимо государственных элементных сметных норм, являются действующие сметные цены на затраты труда рабочих и пусконаладочного персонала, на эксплуатацию машин и механизмов, на материалы, изделия и конструкции с учетом кодификации, установленной в классификаторе строительных ресурсов согласно Правил мониторинга цен строительных ресурсов.
1.10. Расчет единичных расценок осуществляется по форме, приведенной в Приложении 2 к Методическим рекомендациям.
1.11. Если при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования в составе государственных элементных сметных норм предусмотрены машины и механизмы, на которые отсутствуют сметные цены на эксплуатацию, то сметные цены на их эксплуатацию разрабатываются в соответствии с действующим методическим документом.
1.12. Если при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования в составе государственных элементных сметных норм предусмотрены материальные ресурсы, на которые отсутствуют сметные цены, сметные цены на них разрабатываются в соответствии с действующим методическим документом о порядке разработки сметных цен на материалы, изделия и конструкции.
3. Порядок определения в единичных расценках размера средств на оплату труда
2.1. Определение размера средств на оплату труда при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы осуществляется на основании:
— показателей трудоемкости (затрат труда в чел.-ч.) соответствующих видов работ, а также среднего разряда работ (для строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и монтажа оборудования) и состава исполнителей работ (для пусконаладочных работ). Указанные показатели принимаются на основании соответствующих ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп;
— показателей оплаты труда (стоимости 1 чел.-ч.) для соответствующего субъекта Российской Федерации в уровне цен на установленную дату.
2.2. Размер средств на оплату труда рабочих для включения в единичную расценку рассчитывается по формуле (1):
— оплата труда рабочего-строителя, соответствующая среднему разряду работ, установленному в ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, руб./чел.-ч.
Показатель рассчитывается, исходя из оплаты труда рабочего 1-го разряда и соответствующего тарифного коэффициента по формуле (2):
— показатель оплаты труда рабочего-строителя 1-го разряда, руб./чел.-ч.;
— тарифный коэффициент среднего разряда работ, принимаемый по таблице 1 Приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.3. Размер средств на оплату труда пусконаладочного персонала для включения в единичную расценку рассчитывается по формуле (3):
— затраты труда каждой категории пусконаладочного персонала, определяемые по соответствующим ГЭСНп, чел.-ч.;
— показатель оплаты труда каждой соответствующей категории пусконаладочного персонала, руб./чел.-ч.
Показатель рассчитывается, исходя из оплаты труда рабочего-строителя 1-го разряда и соответствующего тарифного коэффициента по формуле (4):
— тарифный коэффициент соответствующей категории пусконаладочного персонала, принимаемый по таблице 2 Приложения 3 к Методическим рекомендациям.
3. Порядок определения в единичных расценках стоимости эксплуатации машин и механизмов
3.1. Определение стоимости эксплуатации машин и механизмов при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования осуществляется на основании:
— сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов для соответствующего субъекта Российской Федерации, разработанных в уровне цен на установленную дату, руб./маш.-ч.
3.2. Стоимость эксплуатации машин рассчитывается по формуле (5):
— затраты на эксплуатацию каждой машины, принимаемые по соответствующей сметной норме, маш.-ч.;
— сметная цена на эксплуатацию каждой машины, руб./маш.-ч., при этом, в том числе, приводится показатель оплаты труда машинистов, руб./маш.-ч.
4. Порядок определения в единичных расценках стоимости материальных ресурсов
4.1. Стоимость материальных ресурсов при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования определяется на основании:
расхода материалов, изделий, конструкций на производство строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и монтаж оборудования, определяемого по соответствующим государственным элементным сметным нормам на установленный измеритель сметной нормы (расценки);
— сметных цен на материальные ресурсы для соответствующего субъекта Российской Федерации, разработанных в уровне цен на установленную дату.
4.2. Стоимость материальных ресурсов рассчитывается по формуле (6):
— расход каждого вида материалов, изделий, конструкций, включаемых в единичную расценку, в физических (натуральных) единицах измерения;
— сметная цена каждого вида материалов, изделий, конструкций, включаемых в единичную расценку, руб. на соответствующую единицу измерения материального ресурса.
4.3. В тех случаях, когда тип, марка, класс и т.п. материальных ресурсов уточняются по проекту, стоимость этих материальных ресурсов в единичную расценку на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы не включается. Наименования таких материальных ресурсов (без указания типа, марки, класса и т.п.) приводятся в таблице единичной расценки ниже стоимостных показателей с указанием норм их расхода на принятый измеритель единичной расценки.
4.4. В тех случаях, когда норма расхода материальных ресурсов зависит от проектных решений и в соответствующей таблице ГЭСН на строительные, специальные строительные или ремонтно-строительные работы на месте их расхода указана литера «П», при составлении единичной расценки наименования таких материальных ресурсов (с указанием типа, марки, класса и т.п.) приводятся ниже стоимостных показателей, а на место нормы расхода ставится литера «П.
4.5. В единичных расценках на монтаж оборудования учитываются затраты на материальные ресурсы, перечень и расход которых приведен в ГЭСНм на соответствующие виды работ, в том числе:
— основные, остающиеся в деле (подкладочные и прокладочные материалы, болты, гайки, электроды, металл и др.);
— вспомогательные, не остающиеся в деле, для изготовления и устройства приспособлений, необходимых для производства монтажных работ (бревна, брусья, доски, шпалы и т.п.), с учетом их оборачиваемости, а также вспомогательные материальные ресурсы, не остающиеся в деле, используемые для индивидуального испытания смонтированного оборудования, сушки и других целей (электроэнергия, газ, пар, вода, воздух, топливо).
4.7. При разработке единичных расценок на монтаж оборудования стоимость материальных ресурсов, расход которых обусловлен проектными решениями, в состав расценки не включается. Перечень указанных материальных ресурсов принимается в соответствии с общими положениями или приложениями к соответствующим сборникам ГЭСНм.
4.8. При разработке единичных расценок на монтаж оборудования не учитывается стоимость материалов и изделий, расходуемых в процессе монтажа, но, согласно установленному порядку, относимых к оборудованию.
5. Содержание и структура единичных расценок
5.1. Разработанные единичные расценки на соответствующие виды работ сводятся в таблицы, которые составляются по образцам, приведенным в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.2. Таблицам единичных расценок присваивается шифр, который состоит из номера сборника, номера раздела в составе сборника и порядкового номера таблицы. При нумерации таблиц рекомендуется оставлять резерв номеров для выпуска дополнений к действующим единичным расценкам.
Полное обозначение единичной расценки (шифр) имеет следующую структуру:
Например, в единичной расценке на строительные работы 15-02-016-04:
5.3. Сборники единичных расценок содержат техническую часть, таблицы сметных норм и приложения.
5.4. Техническая часть сборников единичных расценок включает следующие разделы:
«Исчисление объемов работ».
5.5. В раздел «Общие положения» включается информация об основных показателях, особенностях и условиях проведения работ, учтенных в единичных расценках, а также перечень общих требований и положений о порядке применения единичных расценок.
В состав «Общих положений» к единичным расценкам на монтаж оборудования включаются сведения о расстояниях перемещения оборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места установки оборудования, учтенных в единичных расценках, а также, при необходимости, перечень материальных ресурсов, не учтенных в единичных расценках на монтаж оборудования и подлежащих учету при составлении сметной документации на основании проектных данных.
5.6. В раздел «Исчисление объемов работ» включаются правила, формулы и примеры расчетов объемов работ.
5.7. В раздел «Приложения» при необходимости включаются:
5.7.1. Справочные материалы:
5.7.2. Коэффициенты, учитывающие особенности производства соответствующих видов работ. Указанные коэффициенты разрабатываются в целях сокращения количества единичных расценок на аналогичные виды работ при изменении условий производства работ и т.п. Необходимость включения в раздел таких коэффициентов обосновывается, а их величины подтверждаться соответствующими расчетами.
Коэффициенты, включенные в раздел «Приложения», не могут дублировать коэффициенты, учитывающие стесненные и другие усложненные условия производства работ, приведенные в методических рекомендациях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации;
5.7.3. Показатели часовой оплаты труда, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов, а также сметные цены на материалы, изделия и конструкции, использованные при разработке соответствующих сборников единичных расценок.
6. Оформление и представление на утверждение проектов единичных расценок
6.1. Проекты единичных расценок и обосновывающие материалы к ним представляются на утверждение в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
6.2. Для каждого разработанного проекта единичной расценки (однотипных единичных расценок, включенных в таблицу) оформляются в том числе следующие обосновывающие документы:
— проект таблицы единичных расценок по форме Приложения 4 к Методическим рекомендациям;
— пояснительная записка, в которой приводятся основания необходимости разработки единичной расценки, указывается вид разрабатываемой единичной расценки (для последующего ее включения в номенклатуру действующих единичных расценок), а также уровень цен, в котором разработана единичная расценка; представляются реквизиты организации-заказчика и организации-разработчика проектов, наименование и адрес заявителя; включается другая информация, имеющая, по мнению заявителя, отношение к разработке данной единичной расценки;
— таблица расчета единичной расценки;
— показатели часовой оплаты труда, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов, а также сметные цены на материалы, изделия и конструкции, используемые при разработке соответствующих таблиц единичных расценок по образцам, приведенным в Приложения 5 к Методическим рекомендациям.
6.3. Проект таблицы единичных расценок и обосновывающие документы к данному проекту подписываются уполномоченными представителями разработчика единичных расценок и организации-заказчика. Подписанные документы и пояснительная записка к проекту таблицы сброшюровываются, прошиваются и заверяются печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) заявителя и направляются на утверждение в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в установленном порядке.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр
Рекомендуемая номенклатура сборников единичных расценок
Таблица 1. Единичные расценки на строительные и специальные строительные работы
(*) Полный шифр сборников единичных расценок на строительные и специальные строительные работы состоит из шифра «81», шифра «02», означающего строительные и специальные строительные работы, порядкового номера сборника (01-47) и базовый уровень цен.
Таблица 2. Единичные расценки на ремонтно-строительные работы
Номер сборника | Наименование сборника | Шифр сборника (**) |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
51 | Земляные работы | 81-02-51-. |
52 | Фундаменты | 81-02-52-. |
53 | Стены | 81-02-53-. |
54 | Перекрытия | 81-02-54-. |
55 | Перегородки | 81-02-55-. |
56 | Проемы | 81-02-56-. |
57 | Полы | 81-02-57-. |
58 | Крыши, кровли | 81-02-58-. |
59 | Лестницы, крыльца | 81-02-59-. |
60 | Печные трубы | 81-02-60-. |
61 | Штукатурные работы | 81-02-61-. |
62 | Малярные работы | 81-02-62-. |
63 | Стекольные, обойные и облицовочные работы | 81-02-63-. |
64 | Лепные работы | 81-02-64-. |
65 | Внутренние санитарно-технические работы | 81-02-65-. |
66 | Наружные инженерные сети | 81-02-66-. |
67 | Электромонтажные работы | 81-02-67-. |
68 | Благоустройство | 81-02-68-. |
69 | Прочие ремонтно-строительные работы | 81-02-69-. |
Таблица 3. Единичные расценки на монтаж оборудования
Номер сборника | Наименование сборника | Шифр сборника (***) |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1 | Металлообрабатывающее оборудование | 81-03-01-. |
2 | Деревообрабатывающее оборудование | 81-03-02-. |
3 | Подъемно-транспортное оборудование | 81-03-03-. |
4 | Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование | 81-03-04-. |
5 | Весовое оборудование | 81-03-05-. |
6 | Теплосиловое оборудование | 81-03-06-. |
7 | Компрессорные машины, насосы и вентиляторы | 81-03-07-. |
8 | Электротехнические установки | 81-03-08-. |
9 | Электрические печи | 81-03-09-. |
10 | Оборудование связи | 81-03-10-. |
11 | Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники | 81-03-11-. |
12 | Технологические трубопроводы | 81-03-12-. |
13 | Оборудование атомных электрических станций | 81-03-13-. |
14 | Оборудование прокатных производств | 81-03-14-. |
15 | Оборудование для очистки газов | 81-03-15-. |
16 | Оборудование предприятий черной металлургии | 81-03-16-. |
17 | Оборудование предприятий цветной металлургии | 81-03-17-. |
18 | Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности | 81-03-18-. |
19 | Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности | 81-03-19-. |
20 | Оборудование сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте | 81-03-20-. |
21 | Оборудование метрополитенов и тоннелей | 81-03-21-. |
22 | Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений | 81-03-22-. |
23 | Оборудование предприятий электротехнической промышленности | 81-03-23-. |
24 | Оборудование предприятий промышленности строительных материалов | 81-03-24-. |
25 | Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности | 81-03-25-. |
26 | Оборудование предприятий текстильной промышленности | 81-03-26-. |
27 | Оборудование предприятий полиграфической промышленности | 81-03-27-. |
28 | Оборудование предприятий пищевой промышленности | 81-03-28-. |
29 | Оборудование театрально-зрелищных предприятий | 81-03-29-. |
30 | Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна | 81-03-30-. |
31 | Оборудование предприятий кинематографии | 81-03-31-. |
32 | Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи | 81-03-32-. |
33 | Оборудование предприятий легкой промышленности | 81-03-33-. |
34 | Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности | 81-03-34-. |
35 | Оборудование сельскохозяйственных производств | 81-03-35-. |
36 | Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства | 81-03-36-. |
37 | Оборудование общего назначения | 81-03-37-. |
38 | Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз | 81-03-38-. |
39 | Контроль монтажных сварных соединений | 81-03-39-. |
40 | Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования | 81-03-40-. |
(***) Полный шифр сборников единичных расценок на монтаж оборудования состоит из шифра «81», шифра «03», означающего монтаж оборудования, порядкового номера сборника (01-40) и базовый уровень цен.
Таблица 4. Единичные расценки на пусконаладочные работы
Номер сборника | Наименование сборника | Шифр сборника(****) |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1 | Электротехнические устройства | 81-05-01-. |
2 | Автоматизированные системы управления | 81-05-02-. |
3 | Системы вентиляции и кондиционирования воздуха | 81-05-03-. |
4 | Подъемно-транспортное оборудование | 81-05-04-. |
5 | Металлообрабатывающее оборудование | 81-05-05-. |
6 | Холодильные и компрессорные установки | 81-05-06-. |
7 | Теплоэнергетическое оборудование | 81-05-07-. |
8 | Деревообрабатывающее оборудование | 81-05-08-. |
9 | Сооружения водоснабжения и канализации | 81-05-09-. |
16 | Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте | 81-05-16-. |
(****) Полный шифр сборников единичных расценок на пусконаладочные работы состоит из шифра «81», шифра «05», означающего пусконаладочные работы, порядкового номера сборника (1-9, 16) и базовый уровень цен.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр
Таблица расчета единичной расценки (форма)
Код ресурса | Наименование элемента затрат | Ед. изм. | Показа тели норм | Стоимость ресурсов, руб. | |
---|---|---|---|---|---|
Ед. изм. | Всего | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Затраты труда рабочих | чел.-ч. | |||
1.1 | Средний разряд работы | ||||
2 | МАШИНЫ | маш.-ч. | |||
3 | МАТЕРИАЛЫ | ||||
Оплата труда рабочих | руб. | ||||
Эксплуатация машин | руб. | ||||
в том числе оплата труда машинистов | руб. | ||||
Материальные ресурсы | руб. | ||||
Всего прямые затраты | руб. |
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр
Тарифные коэффициенты при нормальных условиях труда
Таблица 1. Тарифные коэффициенты средних разрядов строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и монтажа оборудования
Средний разряд работ | Тарифный коэффициент | Средний разряд работ | Тарифный коэффициент |
---|---|---|---|
1 | 1,00 | 4,4 | 1,420 |
1,1 | 1,008 | 4,5 | 1,441 |
1,2 | 1,017 | 4,6 | 1,461 |
1,3 | 1,025 | 4,7 | 1,481 |
1,1 | 1,034 | 4,8 | 1,502 |
1,5 | 1,042 | 4,9 | 1,522 |
1,6 | 1,051 | 5 | 1,54 |
1,7 | 1,059 | 5,1 | 1,568 |
1,8 | 1,068 | 5,2 | 1,593 |
1,9 | 1,076 | 5,3 | 1,619 |
2 | 1,085 | 5,4 | 1,644 |
2,1 | 1,095 | 5,5 | 1,670 |
2,2 | 1,105 | 5,6 | 1,695 |
2,3 | 1,115 | 5,7 | 1,721 |
2,4 | 1,125 | 5,8 | 1,746 |
2,5 | 1,136 | 5,9 | 1,772 |
2,6 | 1,146 | 6 | 1,8 |
2,7 | 1,156 | 6,1 | 1,809 |
2,8 | 1,166 | 6,2 | 1,821 |
2,9 | 1,176 | 6,3 | 1,832 |
3 | 1,19 | 6,4 | 1,844 |
3,1 | 1,202 | 6,5 | 1,856 |
3,2 | 1,217 | 6,6 | 1,868 |
3,3 | 1,232 | 6,7 | 1,880 |
3,4 | 1,247 | 6,8 | 1,891 |
3,5 | 1,263 | 6,9 | 1,903 |
3,6 | 1,278 | 7 | 1,92 |
3,7 | 1,293 | 7,1 | 1,929 |
3,8 | 1,308 | 7,2 | 1,942 |
3,9 | 1,324 | 7,3 | 1,956 |
4 | 1,34 | 7,4 | 1,969 |
4,1 | 1,359 | 7,5 | 1,983 |
4,2 | 1,380 | 7,6 | 1,997 |
4,3 | 1,400 | 7,7 | 2,010 |
7,8 | 2,024 | ||
7,9 | 2,037 | ||
8 | 2,05 |
Таблица 2. Тарифные коэффициенты по категориям пусконаладочного персонала
Категория пусконаладочного персонала | Тарифный коэффициент |
---|---|
Главный технолог | 2,55 |
Ведущий инженер | 2,35 |
Инженер I категории | 2,15 |
Инженер II категории | 1,96 |
Инженер III категории | 1,76 |
Техник I категории | 1,42 |
Техник II категории | 1,28 |
Примечание. В случае привлечения к выполнению пусконаладочных работ рабочих значения тарифных коэффициентов для них принимаются по таблице 1.
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр
Таблицы единичных расценок (формы)
Таблица единичной расценки на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (форма)
Шифр расценок | Наименование работ | Прямые затраты, руб. | В том числе, руб. | Затраты труда рабочих, чел.-ч. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
оплата труда рабочих | эксплуатация машин | материалы | |||||
Коды неучтенных материалов | Наименование и характеристика не учтенных расценками материалов, ед. изм. | всего | в т.ч. оплата труда машинистов | расход неучтенных материалов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Таблица ФЕР ХХ-ХХ-ХХХ | Наименование | ||||||
Измеритель: | |||||||
Наименование |
1. В графе 3 указывается показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты на эксплуатацию машин и механизмов (всего), затраты на строительные материалы, учтенные в единичной расценке, руб.
2. В графе 4 указывается показатель оплаты труда рабочих, руб.
4. В графе 7 указывается показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, учтенные в единичной расценке, руб. Также здесь приводятся нормативные показатели расхода материалов (в натуральных единицах измерения), не учтенных единичными расценками, или приводится литера «П», указывающая, что расход материала определяется по проекту.
5. В графе 8 приводится показатель затрат труда рабочих, в чел.-ч.
Таблица единичной расценки на монтаж оборудования
Шифр расценки | Наименование и техническая характеристика оборудования и видов работ | Прямые затраты, руб. | В том числе, руб. | Затраты труда рабочих, чел.-ч. | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
оплата труда рабочих | эксплуатация машин | материалы | ||||||
всего | в т.ч. оплата труда машинистов | Масса оборудования, т | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Таблица ФЕРм ХХ-ХХ-ХХХ Наименование | ||||||||
Измеритель: | ||||||||
Наименование: |
1. В графе 3 приводится показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, показатель затрат на эксплуатацию машин и механизмов (всего), затраты на строительные материалы, учтенные в расценке, руб.
2. В графе 4 указывается показатель оплаты труда рабочих, руб.
4. В графе 7 указывается показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, учтенные единичной расценкой, руб.
5. В графе 8 приводится показатель затрат труда рабочих, в чел.-ч., и масса оборудования (или одного метра трубопровода) в т, за исключением электротехнических устройств, оборудования связи, приборов и средств автоматизации, а также в случаях, когда масса оборудования указана в его технической характеристике или расценки имеют измеритель «т».
Таблица единичной расценки на пусконаладочные работы (форма)
Приложение 5
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр
Таблицы показателей часовой оплаты труда, сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов и сметных цен на материалы, изделия и конструкции, используемые при разработке единичных расценок
Показатели часовой оплаты труда рабочих и пусконаладочного персонала
Сметные цены на материалы, изделия и конструкции
Код ресурса | Наименование ресурса | Ед. изм. | Цена по состоянию на _____руб. | |
---|---|---|---|---|
отпускная | сметная |
Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов
Код ресурса | Наименование ресурса | Ед. изм. | Сметная цена по состоянию на _____, руб. | |
---|---|---|---|---|
всего | в том числе оплата труда машинистов |
Обзор документа
Минстрой подготовил Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.
Документ применяется до ввода в действие федеральной госинформсистемы ценообразования в строительстве.
Приведена номенклатура сборников единичных расценок.