Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 421 «О внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» приостановлено до 31 декабря 2024 г. действие Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций (далее – ТЦА ОИ) осуществляется в соответствии с Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
ТЦА ОИ проводится в отношении инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Обоснование инвестиций – документация, включающая в себя в том числе проект задания на проектирование объекта капитального строительства и содержащая описание инвестиционного проекта.
При проведении ТЦА ОИ обеспечивается публичное обсуждение обоснования инвестиций (за исключением случаев, когда представленные для проведения ТЦА ОИ документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
SEVERIN DEVELOPMENT оказывает услуги по проведению публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов. Компания имеет штат квалифицированных специалистов, многолетний опыт работы в сфере аудита и входит в состав Национального объединения технологического и ценового аудита.
Назначение процедуры и порядок ее проведения определен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 382 (ред. от 23.12.2016).
Если оценка технологической составляющей проекта касается обоснованности строительных решений и эксплуатационных расходов, то ценовой аудит инвестиционных проектов позволяет определить стоимость возводимого/реконструируемого объекта с учетом данных техаудита.
Основными заказчиками ценового и технологического аудита являются предприятия, чьи инвестиционные проекты полностью финансируются государством, либо компании с государственным участием.
Публичный технологический и ценовой аудит осуществляется на четырех этапах реализации проекта:
1 этап — подготовка обоснований основных технических/технологических решений реализации инвестпроекта и расчетов укрупненной сметной стоимости. Проведение технологического аудита на этом этапе предполагает выполнение следующих мероприятий:
Проведенный на данном этапе технологический аудит завершается разработкой рекомендаций по оптимизации проекта (предложение альтернативных технических/технологических решений).
2 этап — подготовка проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы инвестиционного проекта. На данном этапе аудиторские мероприятия включают:
Проведенный на стадии подготовки документации технологический аудит обеспечивает успешное прохождение государственной экспертизы. В составленном заключении Исполнитель укажет на имеющиеся недоработки и даст соответствующие рекомендации.
3 этап — возведение/реконструкция объекта согласно инвестиционному проекту. Аудиторская проверка на этом этапе предусматривает:
4 этап — после сдачи готового объекта в эксплуатацию. Технологический аудит и экспертная оценка стоимости объекта включают:
Компания SEVERIN DEVELOPMENT оказывает услуги технологического и ценового аудита (ТЦА) с точным соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов, Постановлений и директив Правительства РФ.
Стандартная продолжительность проведения технологического и ценового аудита:
Стоимость услуг ценового и технологического аудита определяется на основании следующих факторов:
Технологический и ценовой аудит инвестиционного проекта
Когда заказчики рассматривают возможность строительства (реконструкции) объекта капитального строительство часто возникает потребность в предварительной оценке таких составляющих инвестиционного проекта как полнота и достаточность исходно-разрешительных документов, оптимальность вариантов технологий и оборудования, основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений, обоснованность предполагаемой (предельной) стоимости строительства, риски реализации инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект – ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, направленный на создание (строительство) и последующую эксплуатацию новых, либо модернизацию и (или) реконструкцию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой. Кроме того, инвестиционный проект содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, необходимую проектную документацию и результаты инженерных изысканий, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
В этой связи, ФАУ «Главгосэкспертиза России» по инициативе заявителей проводит технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов.
Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится на следующих стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства «Инвестиционная концепция», «Технико-экономическое обоснование», «Проект».
Принципы анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания.
Целями проведения технологического и ценового аудита на стадии «Инвестиционная концепция» являются:
Целью проведения технологического и ценового аудита на стадиях «Технико-экономическое обоснование», «Проект» является оценка соответствия представленной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, подтверждение их оптимальности по критериям экономической и технологической целесообразности, разработка предложений по повышению эффективности, в том числе оптимизации капитальных и операционных затрат, оптимизации технических решений и сроков реализации проекта, а также снижению удельной стоимости строительства.
Результатом проведения технологического и ценового аудита является заключение.
Комплект документов, необходимый для получения услуги:
Обращаем внимание, что существуют возможность представления комплекта документов в электронной форме через личный кабинет заявителя на официальном сайте ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Временно комплект документов представляется через услугу «Экспертиза обоснования инвестиций» для чего необходимо:
Технологический и ценовой аудит — анализ и оценка принципиальных архитектурных, конструктивных, инженерных и технологических решений объекта, выбора места строительства и обоснования его стоимости. Он проводится независимой экспертной организацией в отношении крупных инвестиционно-строительных проектов с привлечением средств федерального бюджета или бюджетов компаний с государственным участием.
Технологический и ценовой аудит — обязательная процедура для объектов, реализация которых подразумевает заключение контрактов на одновременную разработку проекта, строительство и ввод в эксплуатацию. Он осуществляется на всех стадиях жизненного цикла проекта для подтверждения целесообразности размещения инвестиций и эффективности расходования государственных средств.
Обоснование инвестиций — документ прединвестиционной фазы проекта, включающий в себя его описание, основные решения с их обоснованиями и проект задания на проектирование.
Согласно постановлению Правительства №382 «публичный технологический аудит инвестиционного проекта — проведение экспертной оценки обоснования выбора проектируемых технологических и конструктивных решений по созданию объекта капитального строительства и эксплуатационных расходов на реализацию».
Выбранные решения должны соответствовать современным требованиям к технологиям, материалам, оборудованию, технике и обеспечивает функционирование объекта. Оценка расходов позволяет повысить эффективность освоения бюджета, снизить стоимость и сократить сроки реализации проекта.
Цели проведения технологического и ценового аудита
Комплексный технологический и ценовой аудит позволяет контролировать инвестиции и предупреждать конфликты интересов между участниками строительства.
Технологический аудит подразумевает экспертный анализ обоснованности реализации проекта, выбора технологических и конструктивных решений, материалов, оборудования и их соответствия лучшим современным практикам. Ценовой аудит представляет собой финансово-экономическую оценку стоимости объекта на соответствие стоимости аналогичных проектов, нормативам и эффективности вложений.
«Ценовой аудит инвестиционного проекта — проведение экспертной оценки стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов публичного технологического аудита инвестиционного проекта»
Проведение ТЦА позволяет
По результатам проведения технологического и ценового аудита разрабатываются предложения по оптимизации проекта на всех этапах реализации в соответствии с целями и интересами его участников.
Этапы публичного технологического и ценового аудита
Обязательный публичный технологический и ценовой аудит проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ №382. Его объектом могут быть здания и сооружения для строительства, реконструкции с элементами реставрации и без них, технического перевооружения которых требуются капитальные вложения — инвестиции средств федерального бюджета.
ТЦА проводится на 4 этапах реализации проекта. Предмет аудита меняется на каждом из них.
Этап подготовки и технико-экономического обоснования
На первом этапе проводится ТЦА обоснования инвестиций с точки зрения целесообразности реализации проекта. Он осуществляется на прединвестиционной стадии до принятия решения о начале проектирования.
В процессе аудита анализируются:
Этап проектирования
На втором этапе ТЦА проводится после завершения инженерных изысканий и проектных работ, до проведения государственной экспертизы. Он заключается в анализе проектно-сметной документации и разработке предложений по оптимизации проекта по разным направлениям: капитальных и операционных затрат, технических решений, сроков.
В процессе аудита оцениваются:
Этап строительства
ТЦА на третьем этапе проводится для контроля целевого использования средств и хода реализации инвестиционного проекта.
В процессе аудита анализируются:
Этап ввода в эксплуатацию
На четвертом этапе ТЦА проводится для проверки достижения целей и показателей инвестиционного проекта.
В процессе аудита оцениваются:
По результатам проведения публичного ТЦА инвестиционного проекта экспертная организация выдает заключение и отчет, сформированные с учетом требований технического задания инвестора или заказчика.
Компания «ИРБИС» оказывает услуги по проведению публичного технического и ценового аудита инвестиционных проектов на всех стадиях реализации. Мы входим в НО ТЦА (Национальное объединение «Технологических и ценовых аудиторов) и располагаем аттестованными специалистами с многолетним опытом работы.
Конкурентные преимущества компании ИРБИС
Компания «ИРБИС» аккредитована в ведущих банках страны: Внешэкономбанк, Сбербанк России, Россельхозбанк, а также является партнёром российских и зарубежных банков: АО «Альфа-Банк», Райффайзенбанк, Евразийский банк реконструкции и развития, Swedbank.
Команда высококвалифицированных опытных специалистов различного профиля.
Международная система менеджмента качества ISO 9001:2015, сертифицирована одним из ведущих международных органов по сертификации – компанией TÜV NORD.
Богатый опыт аудиторских проверок проектов различного назначения и проверенная репутация, подтвержденная отзывами и рекомендациями наших Заказчиков.
Партнерские отношения с компанией TÜV NORD, которые дают возможность привлекать к проведению технологического и ценового аудитов специалистов-технологов с высокой квалификацией в различных промышленных отраслях из Европы.
Компания ИРБИС вошла в ТОП-10 лучших компаний России по технологическому и ценовому аудиту.
Компания «ИРБИС» оказывает услуги по всему миру. Реализованы проекты в странах:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333, от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
3. Заявителем на 1-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Заявителем на 2-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик, технический заказчик или уполномоченное ими лицо.
При необходимости увеличения до 01.10.2019 сметной стоимости из-за повышения НДС, не требуется проведение повторного аудита, а также аудита проекта, попавшего в п. 5 в результате такого увеличения (Постановление Правительства РФ от 03.09.2019 N 1147).
5. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится:
(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1843)
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Публичный технологический и ценовой аудит не проводится в отношении инвестиционных проектов, сведения о которых составляют государственную тайну.
8. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится в 2 этапа:
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
По инвестиционным проектам, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства подлежит разработке, проведение публичного технологического и ценового аудита на 1-м и 2-м этапах осуществляется в порядке, установленном разделом II настоящего Положения.
По инвестиционным проектам, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, проведение публичного технологического и ценового аудита осуществляется в 1 этап в порядке, установленном разделом III настоящего Положения.
Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов не проводится в случае, если в отношении объектов капитального строительства используется экономически эффективная проектная документация повторного использования или проведен технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если проведение технологического и ценового аудита такого обоснования инвестиций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации является обязательным.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333; в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159, от 12.05.2017 N 563)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. За проведение 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита и 2-го этапа публичного технологического аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства подлежит разработке, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем соответственно 0,2 процента и 0,38 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
За проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
В размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость.
13. Плата за проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов включается в состав расходов на реализацию инвестиционного проекта в части расходов, предусмотренных главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
По инвестиционным проектам, в отношении которых предоставляются средства федерального бюджета на разработку проектной документации, могут быть предусмотрены средства федерального бюджета на оплату проведения публичного технологического и ценового аудита.
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Участниками проведения публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, не содержащих сведения конфиденциального характера, на 1-м этапе также являются общественные советы, указанные в пункте 26 настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)