Тупейный художник что это значит
ТУПЕЙНЫЙ
Смотреть что такое «ТУПЕЙНЫЙ» в других словарях:
тупейный — ая, ое. устар. Относящийся к тупею; предназначенный для тупея. Тупейный гребень. БАС 1. В Европейской работало три парикмахера, по два в смену. Главный крепкий веселый мужик был из Симферополя, где и научился тупейному делу у заезжего итальянца.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Тупейный — прил. устар. 1. соотн. с сущ. тупей, связанный с ним 2. Свойственный тупею, характерный для него. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тупейный — тупейный, тупейная, тупейное, тупейные, тупейного, тупейной, тупейного, тупейных, тупейному, тупейной, тупейному, тупейным, тупейный, тупейную, тупейное, тупейные, тупейного, тупейную, тупейное, тупейных, тупейным, тупейной, тупейною, тупейным,… … Формы слов
тупейный — туп ейный … Русский орфографический словарь
тупейный — тупей/н/ый … Морфемно-орфографический словарь
Тупейный художник — Жанр: рассказ Автор: Николай Лесков Язык оригинала: русский Год написания: 1883 Публикация: 1883 … Википедия
тупейный художник — куафер, брадобрей, цирюльник, парикмахер, мастер Словарь русских синонимов. тупейный художник сущ., кол во синонимов: 5 • брадобрей (6) • … Словарь синонимов
Лесков, Николай Семёнович — Николай Лесков Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894 год. Имя при рожден … Википедия
парикмахер — фигаро, стригун, мастер, цирюльник, тупейный художник, брадобрей, куафер Словарь русских синонимов. парикмахер тупейный художник, брадобрей, цирюльник (устар.) / женский: куафёр (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник.… … Словарь синонимов
Значение слова «тупейный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТУПЕ’ЙНЫЙ, ая, ое (старин.). Прил. к тупей. Т. гребень. Т. художник (парикмахер).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тупе́йный
1. истор. связанный, соотносящийся по значению с существительным тупей
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кочевье (существительное):
Синонимы к слову «тупейный»
Предложения со словом «тупейный»
Цитаты из русской классики со словом «тупейный»
Сочетаемость слова «тупейный»
Что (кто) бывает «тупейным»
Понятия, связанные со словом «тупейный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «тупейный»
Тут я от неё и услыхал историю «тупейного художника».
Первым по откинутой лесенке спустился высокий суровый костистый старик с таким же высоким и узловатым, как он сам, посохом, с жидкой белой бородой до скрытых коричневым холщовым балахоном колен, элегантно спутанной рукой тупейных дел мастера, и в широкополой фетровой шляпе, украшенной ветками омелы.
Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями, – словом, художник.
«Тупейный художник» Н.С. Лескова: две стороны русского характера 486 слов читать
Однажды Лескова назвали самым русским писателем из всех русских писателей, человеком, знающим душу простого народа. Действительно, каждое произведение автора проникнуто любовью к Родине и русскому народу. Лесков знает то, чем живет народ: он вместе с ним веселится и страдает, веселиться и плачет. Он сам часть народа.
Рассказ «Тупейный художник» – одно из немногих произведений, в котором удалось правдоподобно и художественно отобразить события периода крепостного права.
История, описанная в девятнадцати главах произведения, типична для того периода, но от этого не менее драматична. Главные герои повествования, Любовь и Аркадий, отображают собой черты национального русского характера. Они молоды, готовы к верной любви. Они Оба талантливы, трудолюбивы и имеют художественные способности. Оба они крепостные: она – актриса крепостного театра, он – парикмахер и гример этого театра.
Лесков именует Аркадия художником. И неспроста. Он чувствует красоту и может довести её у человека до совершенства. Он гримирует актрис превращая их в неповторимых богинь. А по необходимости при помощи своего мастерства рисует благородство и на лице хозяев.
Особым светлым поэтическим чувством наполнена любовь Аркадия к Любе. Он восторгается ей. Позже, узнав, что молодая девушка не смогла избежать позора, ни в чем её не винит и жалеет возлюбленную. Когда настает время Любе пополнить ряды наложниц, Аркадий совершает страшное по юридическим нормам того времени преступление: он крадет девушку и увозит из поместья. А ведь тем самым он крадет собственность: Люба по закону, словно вещь, принадлежит хозяину и только он вправе решать, что с ней делать.
Лесков прекрасно знает национальные русские черты. Аркадий – истинное его отображение, он собирательный образ русского мужика, находящегося в рабстве. Аркадий прямолинеен, стремителен, решителен, храбр. В то же время, решившись на отчаянный поступок, он полагается на русский авось, не продумывает своих действий. В итоге возлюбленных находят и возвращают в имение. Аркадия подвергают страшным пыткам и отправляют на службу. Молодой человек гордо выносит все тяготы, отвоевывает на поле сражения для себя свободу, получает чин офицера и деньги. Он живет во имя любви и мечтает вернуться в имение и выкупить у хозяина свою любимую. Кажется, счастье уже близко. Но тут Аркадия убивает дворник с целью быстрой и легкой наживы. Такая судьба, по мнению Лескова, тоже не в новинку для русского человека. Автор считает, что мало простых русских мужиков доживают до старости и умирают в своей постели.
Любовь воплощает собой другие черты. Они были характерны для большинства русских женщин, находившихся в рабстве. Она похожа на ангелов с русских икон. Любовь смерилась со своей судьбой, она кротка и не противится сложившимся обстоятельствам. Из-за побега Любовь из актрисы превращается в скотницу. Любовь отображает собой и негативные качества, порожденные многовековым рабством: неспособность и нежелание сопротивляться обстоятельствам. Именно поэтому уже после отмены крепостного права многие крестьяне оставались у хозяев: они просто не знали куда идти и как жить на свободе самостоятельно.
Но максимальный драматизм произведению предает не история рабства, а картины предательства и убийства, совершенных такими же рабами, простыми людьми из народа. Сначала героев предает священник, которому они поведали своё решение, а затем Аркадий погибает от руки постоялого дворника. Темная сторона жизни есть как в дворянской, так и в народной среде.
Повествование произведения представляет собой рассказ Любви ребёнку много лет спустя. Он неспроста направлен к малышу. Цель Лескова – оградить будущее поколение русских от негативного наследства крепостничества, уничтожить черную сторону русского менталитета, а также прославить таких, как Аркадий и его возлюбленная, воспеть лучшие черты русского народа: смекалку, талант, храбрость и стойкость, верность и преданность, готовность к истинной любви.
Иван Сергеевич Церегородцев
Александр Буздалов. «Тупейный художник»
Феликс Антипов в роли священника в фильме «Драма из старинной жизни» (реж. И. Авербух, «Ленфильм», 1971 г.)
В галерее созданных пером Лескова сатирических портретов духовенства Русской Церкви привлекает внимание крайне негативный собирательный образ священника в рассказе «Тупейный художник», поскольку в данном произведении, ко всему прочему, содержится характерное для романтизма религиозное противопоставление художника как «истинного исповедника Христова» и духовного лица канонической Церкви как, соответственно, исповедника ложного.
Оппозиция эта здесь далеко не случайна, но имеет под собой духовные основания, принципиально различные целеполагания и устремления. Согласно учению Церкви, «дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению» (свт. Иоанн Златоуст). «…Воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для Духа Святого», или ради Христа; тогда как «собственная воля наша научает нас в услаждении нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую» (свт. Василий Великий). И последнее как раз свойственно нравственному максимализму романтизма, что и характеризует его как форму духовного самоуслаждения, скрытых за мнимой добродетелью смертных грехов тщеславия и гордости.
И вот, спасаясь от погони присных этого нравственного чудовища, беглецы оказываются в доме священника, который не безвозмездно, но по заранее известному Аркадию тарифу изъявляет готовность их тотчас повенчать, а когда преследователи начинают колотить в дверь, даже прячет их в своем доме. Здесь нужно оговориться и указать на то обстоятельство, что события, описываемые в рассказе, происходили еще до рождения самого Лескова. То есть это одна из легенд «освободительного движения» (в частности, эти же исторические личности стали прототипами произведения другого отечественного классика – повести Герцена «Сорока-воровка», схожего обличительного содержания). Поэтому писатель никак не мог быть свидетелем тех подробностей, которые описывает, и они мотивированы авторским предубеждением (то есть как раз «идеями художника» Лескова). Отсюда гиперболическая подлость и низость священника, которыми его награждает сатирик. Мало того, что тот, малодушно испугавшись слуг графа, выдает им, где спрятал несчастных, так он еще и делает это жестами Иуды, вслух громко продолжая все отрицать (чтобы предаваемые слышали его преданность им и думали, что их нашли не по его наводке) и при этом еще непрерывно крестясь. То есть Лесков заставляет батюшку, во-первых, трусить самым жалким образом; во-вторых, лгать; в-третьих, лицемерить, в-четвертых, грешить любостяжанием; в-пятых, наживаться на чужой беде; в-шестых, отдавать невинно страждущих в руки палачей; и – в придачу ко всему – еще и святотатствовать, осквернять крестное знамение, с которым все это им делается. «А старичок-священник сробел, что ли, что дело плохо, — весь трясется перед дворецким и крестится и кричит скоренько: — Ох, светы мои, ой, светы ясные! Знаю, знаю, чего ищете, но только я тут перед светлейшим графом ни в чем не виноват, ей-право, не виноват, ей, не виноват! А сам как перекрестится, так пальцами через левое плечо на часовой футляр кажет, где я заперта. А поп опять замахал рукой: — Ой, светы мои, ой, ясненькие! Простите, не взыскивайте: я позабыл, где ключ положил, ей, позабыл, ей, позабыл. А с этим все себя другою рукой по карману гладит. Дворецкий и это чудо опять заметил, и ключ у него из кармана достал и меня отпер. — Вылезай, — говорит, — соколка, а сокол твой теперь нам сам скажется. – А Аркаша уже и сказался: сбросил с себя поповскую постель на пол и стоит. — Да, — говорит, — видно нечего делать, ваша взяла, — везите меня на терзание, но она ни в чем не повинна: я ее силой умчал. – А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул. Тот говорит: — Светы мои, видите еще какое над саном моим и верностию поругание? Доложите про это пресветлому графу». – И все это только для того, чтобы изобразить «высокую идею» прислуживания Церкви безбожной самодержавной власти, их звероподобного союза для тоталитарного подавления человеческой свободы, тирании над святыми чувствами и добродетелями человеческими… По-другому, понять эту мифологию невозможно.
Беглых холопов возвращают хозяину. Сатрап сначала запланированно бесчестит свою новую одалиску, а после «ссылает» ее на скотный двор как помешавшуюся. «Аркашке», подвергнутому бичеванию (подобному тому, которое и Сам Христос претерпел от властей мира сего), оказывается барская милость – его отправляют в действующую армию в чине сержанта, дабы проявленная им отвага (которую граф как истинно благородный человек не смог не оценить) нашла себе лучшее применения и чтобы он, если будет на то царская воля, сам заслужил своими ратными подвигами вожделенную свободу.
Так и вышло. Спустя несколько лет (в продолжение которых Любе непрестанно снится рыцарь на белом коне) Аркадий возвращается в офицерском чине и благородном положении и останавливается на ночлег у знакомого дворового, откуда пишет ей письмо, более трогательное, чем письмо Татьяны – Онегину. В письме этом герой на свойственном только Лескову ангельском языке излагает свое намерение поутру выкупить ее у графа и обвенчаться, поскольку, как князь Мышкин – Настасью Филипповну, за «честную» ее «почитает», и так далее, «на разрыв аорты» (говорю это все безо всякой иронии, поскольку вообще нахожу писательское дарование Лескова на порядок выше, чем у Достоевского, что в лучших своих образцах, к каковым, безусловно, относится «Тупейный художник», производит неотразимое художественное впечатление).
Однако все это продолжает сочетаться у Лескова с религиозным вольнодумством и гностическим нигилизмом. Более того, последний даже выходит у него на новый уровень. Словно в подтверждение известной святоотеческой формулы «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец», метафизический протест сатирика распространяется уже на миропорядок в целом. То есть обличению несправедливостей и злодейств в отношении человека подвергается теперь не общественно-политический строй и Церковь как его составляющая, но онтологические законы самого бытия человека на земле, то есть Промысл и Провидение, в духе религиозно-философского «бунта» Ивана Карамазова. Иначе трудно понять то, что происходит в рассказе в дальнейшем (как и в большинстве других произведений Лескова, кстати).
Елена Соловей в роли Любови Онисимовны
Такую развязку можно было бы понять как вознесение героев на еще большую духовную высоту (хотя, повторим, они и до этого стояли практически на уровне святых-праведных, только не «Христа ради», а ради «самого добра»), то есть как именно свидетельство художественного гения писателя. Потому что там, где другой уже, наконец, сделал бы счастливую развязку, Лесков находит возможность еще поднять градус драматизма, продолжить нагнетание трагических событий, готовя, казалось бы, кульминацию и катарсис еще более мощного воздействия на читателя. Иными словами, писатель, хочется думать, сейчас сделает со своими героями то же, что Бог – со Своими «избранными», даруя достойнейшим из них – мученические венцы. Но в том-то и дело, что Лесков этого не делает. Аркадий у него погибает скорее как герой античной трагедии, бессмысленная жертва «слепой судьбы» и «мести богов», чем как исповедник Христов. А Люба находит утешение не в уповании на Бога и в молитве об упокоении усопшего, но в том же «флаконе с ядом для забвения», что и ее предшественница по горькой участи. И эта безысходность у Лескова оказывается органичным исходом его гностического нигилизма, единственно возможным финалом идеологии титанического доброделания, творения «добра ради самого добра», то есть, в конечном счете, ради религиозного самоутверждения человека, таким образом ублажающего чувство своего «божественного» достоинства.
В этом плане гораздо более выигрышным выглядит финал, придуманный И. Авербухом в его незабвенной экранизации рассказа с удивительной игрой Е. Соловей, где главная героиня предстает в образе блаженной, что нисколько не выглядит натянутым. И это прямо-таки поразительный случай для отечественного искусства в его бесплодных попытках изобразить «истинное христианство».
Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
27 января 2020
[1] Достоевский Ф. Дневник писателя. 1876, июнь, гл.1, II // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., «Наука», 1981. Т. XXIII. С.37. ↩
[2] Лесков Н. Тупейный художник // Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. М., «ГИХЛ», 1957. Т. 7. С. 220–242. ↩
тупейный художник
Смотреть что такое «тупейный художник» в других словарях:
Тупейный художник — Жанр: рассказ Автор: Николай Лесков Язык оригинала: русский Год написания: 1883 Публикация: 1883 … Википедия
ТУПЕЙНЫЙ — ТУПЕЙНЫЙ, тупейная, тупейное (старин.). прил. к тупей. Тупейный гребень. Тупейный художник (парикмахер). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Лесков, Николай Семёнович — Николай Лесков Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894 год. Имя при рожден … Википедия
парикмахер — фигаро, стригун, мастер, цирюльник, тупейный художник, брадобрей, куафер Словарь русских синонимов. парикмахер тупейный художник, брадобрей, цирюльник (устар.) / женский: куафёр (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник.… … Словарь синонимов
мастер — См. виртуоз, знаток, искусный волочильных дел мастер, заплечный мастер. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мастер ремесленник, спец, умелец, искусник, знаток, виртуоз,… … Словарь синонимов
Книппер-Нардов, Владимир Леонардович — (наст. фам. Книппер; сцен. псевд. Нардов) [10(22).6.1876, Москва 12.11.1942, там же] арт. оперы (лирико драм. тенор), оперетты, режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1933). Сын А. Книппер, брат актрисы О. Книппер Чеховой. Род. в семье инженера… … Большая биографическая энциклопедия
Добужинский — Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, 20.11.1957, Нью Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 87), в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения … Большая советская энциклопедия
Шишов И. П. — Иван Петрович (26 IX (8 X) 1888, Новочеркасск 6 II 1947, Москва) сов. композитор, педагог и муз. критик. В 1914 окончил Муз. драм. уч ще Моск. филармонич. об ва по классу композиции у А. Н. Корещенко, занимался также у А. Д. Кастальского… … Музыкальная энциклопедия
ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ — «ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1971, цв., 84 мин. Костюмная любовная драма. По рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник». Изысканную и тонкую вторую экранизацию рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», сделанную на рубеже 60 70 х … Энциклопедия кино