Тур вальса что это
Тур (круговое движение)
Смотреть что такое «Тур (круговое движение)» в других словарях:
ТУР — (фр. tour). 1) круг, круговое движение; в картах круг, очередь кругом; в танцах, тур вальса и др. означает: протанцевать один раз вокруг комнаты. 2) то же, что габион. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
тур — 1. ТУР, а; м. [франц. tour] 1. Отдельный этап в развёртывании, осуществлении чего л. по отношению к другим подобным этапам. Первый т. работы конференции. Очередной т. переговоров. Второй т. президентских выборов. Результаты третьего тура… … Энциклопедический словарь
тур — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? тура, чему? туру, (вижу) что? тур, чем? туром, о чём? о туре; мн. что? туры, (нет) чего? туров, чему? турам, (вижу) что? туры, чем? турами, о чём? о турах 1. Туром называется отдельный этап… … Толковый словарь Дмитриева
Тур — 1. ТУР, а; м. [франц. tour] 1. Отдельный этап в развёртывании, осуществлении чего л. по отношению к другим подобным этапам. Первый т. работы конференции. Очередной т. переговоров. Второй т. президентских выборов. Результаты третьего тура… … Энциклопедический словарь
тур — 1) а, м. 1. Один круг вальса по залу, комнате и т. п., а также одно круговое движение в вальсе. Тур вальса. □ Я сделал [с Мери] три тура. (Она вальсирует удивительно хорошо). Лермонтов, Княжна Мери. Ай, батюшки, завертели… посмотрите, гребенка… … Малый академический словарь
тур — I а; м. (франц. tour) 1) Отдельный этап в развёртывании, осуществлении чего л. по отношению к другим подобным этапам. Первый тур работы конференции. Очередной тур переговоров. Второй тур президентских выборов. Результаты третьего тура… … Словарь многих выражений
Тур — I Александр Федорович [3(15).9.1894, г. Новгород Северский, ныне Черниговской области, 24.7.1974, Ленинград], советский педиатр, академик АМН СССР (1952), заслуженный деятель науки РСФСР (1947). В 1919 окончил Военно медицинскую академию; … Большая советская энциклопедия
тур — а, м. 1. Один круг вальса по залу, комнате и т. п.; одно круговое движение в вальсе. ► Я сделал с Мери три тура. Она вальсирует удивительно хорошо. // Лермонтов. Герой нашего времени // 2. Плетеная корзина без дна, наполняемая землей,… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
Значение слова «тур»
1. Один круг вальса по залу, комнате и т. п., а также одно круговое движение в вальсе. Тур вальса. □ Я сделал [с Мери] три тура. (Она вальсирует удивительно хорошо). Лермонтов, Княжна Мери. — Ай, батюшки, завертели… посмотрите, гребенка выпала, — говорила сорокалетняя девица, делая быстрые туры с ловким танцором. Писемский, Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. || Одно законченное движение вокруг чего-л. или туда и обратно. Четверня лошадей, запряженная в крытую коляску, сделав несколько туров около барского дома, подъехала к крыльцу. Н. Успенский, Издалека и вблизи. В этом виде, то есть обнявшись, мы сделали несколько туров взад и вперед по кабинету. Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности. || Путешествие, поездка по круговому маршруту; турне. Тур по Европе. □ Проделав праздничный тур по городу, вагоны вернулись в депо. Ильф и Петров, Двенадцать стульев.
1. В старину: плетеная корзина без дна, наполняемая землей и служившая для устройства укрытий от пуль и снарядов (обычно на стенах крепостей).
2. Плетеная корзина, наполненная камнями и дерном, употребляемая в гидротехнике.
3. Пирамидка из камней, складываемая альпинистами на вершине, на которую они первыми сделали восхождение.
1. Вымерший дикий бык.
2. Горный кавказский козел. Кроме маузера, на Володьке была известная всей бригаде шашка, отделанная рогом горного тура. Первенцев, Кочубей.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Значения, происходящие от фр. tur, tour, англ. turn — круговое движение, оборот, поворот:
Тур — укреплённая башня, фортификационное сооружение в крепостной стене или замке.
Тур — термин классического танца, обозначающий поворот вокруг себя; то же, что и пируэт.
Тур (гурий, каирн) — курган, искусственное сооружение в виде груды камней обычно конической формы.
Тур (турне) — посещение различных мест с какой-либо целью в рамках одной спланированной поездки с возвращением в исходный пункт.
Гран-тур — путешествие по Европе, совершавшееся юношами из аристократических и богатых семей в образовательных целях.
Тур де Франс — велосипедная гонка, проходящая во Франции начиная с 1903 года.
Тур — этап выборов, конкурса, спортивного соревнования.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Тур I
1. скандинавское имя, происходящее от имени мифологического божества-громовержца Тора; также древнее славянское имя ◆ Моего друга зовут Тур.
Тур II
Тур III
1. округ в департаменте Эндр и Луара (регион Центр, Франция)
2. город в департаменте Эндр и Луара, расположенный в месте слияния рек Шер и Луара (Франция)
3. деревня в Руднянском районе Смоленской области (Россия)
4. село в Ратновском районе Волынской области (Украина)
5. река в Швейцарии, приток Рейна
6. река в Мозырском районе Гомельской области, правый приток Припяти
7. река с истоком в Румынии и устьем в Венгрии, приток Тисы
тур I
1. развлекательное, познавательное или гастрольное путешествие с остановками в нескольких местах с возвращением в исходный пункт ◆ Они взяли в рассрочку экскурсионный тур на остров Кюсю с заездом на вулкан Асо — место паломничества молодоженов и самоубийц. Всеволод Овчинников, «Ветка сакуры», 1971 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Рок-группа отправляется в очередной концертный тур.
3. спорт. отдельный этап соревнования, в котором каждый участник проводит одну встречу ◆ Утром 29 сентября судьи объявили итоги первого тура, и спортсмены начали спуск лодок на воду.
4. один круг танца ◆ Только что оставив графиню Банину, с которою он протанцевал первый тур вальса, он, оглядывая свое хозяйство, то есть пустившихся танцевать несколько пар, увидел входившую Кити и подбежал к ней тою особенною, свойственною только дирижерам балов развязною иноходью и, поклонившись, даже не спрашивая, желает ли она, занес руку, чтоб обнять ее тонкую талию. Лев Толстой, «Анна Каренина», 1878 г.
5. спец. в балете — полный оборот тела вокруг вертикальной оси ◆ В женском танце тур — то же самое, что у мужчин пируэт; в мужском — поворот танцовщика вокруг своей оси во время прыжка в воздухе.
6. альп. пирамидка из камней, складываемая альпинистами на вершине, на которую они первыми сделали восхождение, с вложенной в нее запиской об участниках восхождения ◆ Дорога размечена маленькими турами, в каждый тур заложен листок красной маркировочной бумаги со стрелкой, указывающей направление. Михаил Ромм, «Штурм Пика Сталина», 1933–1937 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он складывает из камней небольшой тур и прячет в него консервную банку с запиской о восхождении. Михаил Ромм, «Штурм Пика Сталина», 1933–1937 г. (цитата из НКРЯ)
тур II
1. первобытный дикий бык, прародитель современного крупного рогатого скота, живший со второй половины антропогена в лесостепях, степях Восточного полушария, вымерший в результате хозяйственной деятельности человека и интенсивной охоты ◆ Но в ту же минуту тур, вздрогнув, повернул голову прочь от нас к стороне обрыва, — вытянув шею, присмотрелся, — ударил копытами и широким броском ринулся со скалы вперёд — прямо на нас. С. Д. Мстиславский, «Крыша мира», 1905 г. (цитата из НКРЯ)
2. зоол. † вид рода настоящие быки, представители [1] которого вымерли
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: старушечий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тур вальса.
Продолжение творческой переписки с Анастасией Малиновской (http://stihi.ru/avtor/shastie1 ).
Предыдущее: «Ставни прикрой, занавески задёрни. » (http://stihi.ru/2021/12/07/8170)
Обвилась я красным шёлком,
С плеч сползает лунный свет.
Наготу, прикрыв уловкой,
Выхожу я на паркет,
И кружусь в восточном танце,
Бёдра пламенной волной.
Снег поблёскивает глянцем,
Сумасшедшие с тобой.
В омуте любви и счастья,
В красоте влюблённых тел.
Осень забрала ненастье,
Поцелуи наш удел.
Так целуй, целуй в безумстве
Нежность рук и пылкость губ.
В музыке тону и чувстве,
Воспылало всё вокруг!
Обвилась я красным шёлком,
С плеч сползает лунный свет.
Меж штор звёзды смотрят в щёлку,
Но до них нам дела нет…
Сейчас приглашаю тебя на тур вальса.
Вдохни, улыбнись и прикрой чуть глаза.
Тобой поглощённый, вскружУ вихрем танца,
Блаженство вдохну я в как смоль волосах.
Прислушайся, кАк стучит рАдостно сердце!
Любуйся собой в отраженьях зеркал.
Что радость любви длится миг я не верю —
Вне времени, в вечности мой идеал.
Движение плеч, изгиб шеи, круженье.
К тебе льну. И пусть, есть мгновенью предел,
Но вальс мне иные привнёс ощущенья —
Мгновенье застыло, его одолел.
Свозь шторы, глядят любопытные звёзды,
Я, впрочем, не слишком хороший танцор,
Зато, ты — искусна, все «па» так узорны —
От танца румянцем зарделось лицо.
Пластичная, гибкая, словно лоза.
Про время забыл, затерялся в пространстве.
Хоть смейся, не веря ушам и глазам,
Тебя приглашУ я. ещЁ на тур вальса.
Словари
2037 тур
1. Название года в системе Авестийской астрологии и Зороастрийской тридцатидвухлетней календарной системе, предполагающей соответствие каждому году священного животного (тотема), создающего образ лучших черт человеческого характера; Бык II.
Тот, кто рождён в такой год (1951, 1983, 2015 гг.).
Морфология: (нет) чего? ту́ра, чему? ту́ру, (вижу) что? ту́р, чем? ту́ром, о чём? о ту́ре; мн. что? ту́ры, (нет) чего? ту́ров, чему? ту́рам, (вижу) что? ту́ры, чем? ту́рами, о чём? о ту́рах
1. Туром называется отдельный этап какого-либо важного мероприятия, результаты которого влияют на характер прохождения следующего этапа.
Очередной тур переговоров. | Провести второй тур президентских выборов. | В двух турах голосования победил самый молодой и многообещающий кандидат.
2. Туром называется часть какого-либо соревнования, конкурса, по результатам которого определяются участники следующего круга.
Отборочный тур. | Пройти во второй тур. | Выиграть первый тур. | Выйти в решающий тур. | Заключительный тур спортивной олимпиады. | Последний тур первенства по шахматам. | Московские боксёры готовятся к очередному туру чемпионата России среди профессионалов.
3. Туром называют путешествие, поездку по круговому маршруту.
Индивидуальный тур. | Шоп-тур, бизнес-тур. | Дорогой, дешёвый тур. | Тур по Европе, по Средиземноморью. | Тур в Японию. | Купить тур. | Я сама оплатила ей месячный тур.
4. В танцах туром называют отдельный круг движений по залу, комнате и т. п., а также одно круговое движение.
Предложить кому-либо тур вальса. | Он протанцевал с Лорой Павловной тур вальса.
1. Один круг танца по зале, комнате. Сделать тур вальса.
2. Часть какого-нибудь состязания (при игре в шахматы, в карты, в футбол и др.), в течение которой очередь обходит всех участников один раз.
3. перен. Законченный отдельный эпизод по отношению к другим таким же в каких-н событиях. Первый, второй тур выборов (при многостепенной избирательной системе). Первый тур империалистических войн.
1. Дикий бык с громадными рогами, водившийся до 17 в. в лесах Европы и теперь вымерший (зоол.).
2. Горный кавказский козел (зоол.).
1. Отдельный этап по отношению к другим таким же в каких-н. событиях. Первый т. выборов (при многостепенной избирательной системе).
2. Отдельная часть какого-н. состязания, в к-рой каждый из участников выступает один раз. Заключительный т. шахматного турнира.
3. Один круг танца. Т. вальса.
1. Вымерший дикий бык.
2. Горный кавказский козёл.
Буй-тур (нар.-поэт., стар.) приложение к имени воина в знач. могучий и храбрый.
| в картах: круг, одна очередь кругом.
| Полу парик, накладка на лысину. Тура жен., франц. башня, в шахматной игре.
II. ТУР муж., ·стар. дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гродн.) и за Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. Храбр бо бе, яко и тур; Буй тур Всеволод; также в духовной Мономаха,
| кавк. дикий, каменный или горный баран, а вернее козел, Carpa caucasica.
| Жук-олень, рогач, лукан, кличка дана учеными. Турий, туриный, ему принадлежащий, к нему относящийся. Турий рог, обделанный, на ножке, для питья на пирах. Турий рог меду ставленого.
| Тур? кал, мед, зад у человека, задница, ягодица.
| Межевая насыпь, бугор, курган (не с франц. ли тура?).
| Тур, турок, архан. печной столб, которого основанье (нога) расписывается пестро красками. От этого в песне: туру ногу пишет. Тур, бык, может быть от турить, см. выше.
Тур ушел от охотников по узкой тропе.
Часть какого-л. мероприятия (соревнования, состязания, конкурса и т.п.), предполагающая выявление сильнейших и прохождение их в следующий круг.
Заключительный тур олимпиады.
1. Отдельный этап в развёртывании, осуществлении чего-л. по отношению к другим подобным этапам. Первый т. работы конференции. Очередной т. переговоров. Второй т. президентских выборов. Результаты третьего тура региональных выборов.
2. Часть какого-л. соревнования, конкурса, предполагающая выявление сильнейших и прохождение их в следующий круг. Заключительный т. спортивной олимпиады. Последний т. первенства по шахматам.
3. Путешествие, поездка по круговому маршруту; турне. Т. по Европе, по Средиземноморью. Т. вокруг Японии.
4. Отдельный круг вальса по залу, комнате и т.п.; одно круговое движение в вальсе. Т. вальса.
1. Ист. В старину: плетёная корзина без дна, наполняемая землёй и служившая для устройства укрытий от пуль и снарядов (обычно на стенах крепостей).
2. Спец. Плетёная корзина, наполненная камнями и дёрном и опущенная на дно водоёма при гидротехнических работах.
3. Пирамидка из камней, складываемая альпинистами на вершине, на которую они первыми сделали восхождение.
1. Вымерший дикий бык.
2. Горный кавказский козёл. Увидеть тура в зоопарке. Количество туров уменьшается.
Тур (Tours), город во Франции, на реке Луара, главный город исторической области Турен и административный центр департамента Эндр и Луара. 133 тыс. жителей (1990). Машиностроение, полиграфическая, швейная, мебельная промышленность. В III в. центр римской провинции. В XIV-XVI вв. частое место пребывания королевского двора. Руины галло-римских амфитеатра, храма, городских укреплений. Готический собор Сен-Гатьен (XIII-XVI вв.), дворец епископа (XI-XVIII вв.), романские и готические церкви (XII-XVI вв.), дворцы и жилые дома (XV-XVIII вв.).
1. Отдельный этап в развёртывании, осуществлении чего-л. по отношению к другим подобным этапам. Первый т. работы конференции. Очередной т. переговоров. Второй т. президентских выборов. Результаты третьего тура региональных выборов.
2. Часть какого-л. соревнования, конкурса, предполагающая выявление сильнейших и прохождение их в следующий круг. Заключительный т. спортивной олимпиады. Последний т. первенства по шахматам.
3. Путешествие, поездка по круговому маршруту; турне. Т. по Европе, по Средиземноморью. Т. вокруг Японии.
4. Отдельный круг вальса по залу, комнате и т.п.; одно круговое движение в вальсе. Т. вальса.
1. Ист. В старину: плетёная корзина без дна, наполняемая землёй и служившая для устройства укрытий от пуль и снарядов (обычно на стенах крепостей).
2. Спец. Плетёная корзина, наполненная камнями и дёрном и опущенная на дно водоёма при гидротехнических работах.
3. Пирамидка из камней, складываемая альпинистами на вершине, на которую они первыми сделали восхождение.
1. Вымерший дикий бык.
2. Горный кавказский козёл. Увидеть тура в зоопарке. Количество туров уменьшается.
3) Одна из ступеней многостепенной избирательной системы.
(первобытный бык), вымершее парнокопытное животное семейства полорогих; предок европейского крупного рогатого скота. Жил со второй половины антропогена в лесостепях и степях Восточного полушария. Высота до 2 м, масса до 800 кг. Объект охоты. Последний тур убит в 1627 (Польша).
3) Одна из ступеней многостепенной избирательной системы.
1. Один круг вальса по залу, комнате и т. п., а также одно круговое движение в вальсе.
Я сделал [с Мери] три тура. (Она вальсирует удивительно хорошо). Лермонтов, Княжна Мери.
Одно законченное движение вокруг чего-л. или туда и обратно.
Четверня лошадей, запряженная в крытую коляску, сделав несколько туров около барского дома, подъехала к крыльцу. Н. Успенский, Издалека и вблизи.
В этом виде, то есть обнявшись, мы сделали несколько туров взад и вперед по кабинету. Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.
Путешествие, поездка по круговому маршруту; турне.
Проделав праздничный тур по городу, вагоны вернулись в депо. Ильф и Петров, Двенадцать стульев.
2. Отдельный этап в развертывании, осуществлении чего-л. по отношению к другим подобным этапам.
Первый тур работы конференции.
Мы приготовились сделать еще один тур фотосъемки. Песков, Шаги по росе.
Отдельный этап выборов, а также одна из ступеней выборов при многостепенной избирательной системе.
Второй тур президентских выборов. Результаты первого тура кантональных выборов.
Часть какого-л. соревнования, состязания, конкурса, в течение которой каждый из участников выступает только один раз.
Третий тур конкурса имени П. И. Чайковского. Заключительный тур спортивной олимпиады.
Часть шахматного турнира, в котором каждым участником играется лишь одна партия.
Разыгрывалось первенство школы по шахматам. Он и Федя имели равное количество очков. Жребий свел их в последнем туре. Дягилев, Доктор Голубев.
плетеная корзина без дна, наполняемая землей и служившая для устройства укрытий от пуль и снарядов (обычно на стенах крепостей).
2. Плетеная корзина, наполненная камнями и дерном, употребляемая в гидротехнике.
3. Пирамидка из камней, складываемая альпинистами на вершине, на которую они первыми сделали восхождение.
1. Вымерший дикий бык.
2. Горный кавказский козел.
Кроме маузера, на Володьке была известная всей бригаде шашка, отделанная рогом горного тура. Первенцев, Кочубей.
ТУР (первобытный бык), вымершее животное (семейство полорогие), предок европейского крупного рогатого скота. Жил со 2-й половины антропогена в лесостепях и степях Евразии. Высота до 2 м, масса до 800 кг. Истреблен к началу 17 в.
1. Один круг вальса по залу, комнате и т. п.; одно круговое движение в вальсе.
► Я сделал с Мери три тура. Она вальсирует удивительно хорошо. // Лермонтов. Герой нашего времени //
2. Плетеная корзина без дна, наполняемая землей, служившая для устройства укрытий от пуль и снарядов.
► Пройдя шагов двести, вы выходите в изрытое, грязное пространство, окруженное со всех сторон турами, насыпями, погребами, платформами. // Лев Толстой. Севастопольские рассказы //
Туром турить кого. 1. Сиб. Очень быстро гнать кого-л. СФС, 188. 2. Волг., Дон. Выгонять, выпроваживать кого-л. откуда-л. Мокиенко 1990, 147, 156; Глухов 1988, 161.
Шёл бы ты к туру! Новг. Бран. То же, что иди ты на тур! НОС 11, 72.
см.: Посылать на тур
1. ту́р, ту́ры, ту́ра, ту́ров, ту́ру, ту́рам, ту́р, ту́ры, ту́ром, ту́рами, ту́ре, ту́рах
2. ту́р, ту́ры, ту́ра, ту́ров, ту́ру, ту́рам, ту́ра, ту́ров, ту́ром, ту́рами, ту́ре, ту́рах
сущ., кол-во синонимов: 30
Syn: путешествие, поездка, круиз, поход, турне, вояж (ирон.)
II «очередь, ход в карточной игре». Из франц. tour «оборот, поворот» от лат. tornus.
2. устар. Корзины с землей для сохранения деревьев на зиму. А ставить те туры з деревьем будет <садовник> в палатах, которые в замке. ПБП 12 (2) 484.
3. устар. Круглая коробка для вещей. Я первый Кондратий, мой тур с панталоны. 1806. Держ. Кутерьма от Кондратьев. // Д. 4 175.
4. Корзина. Во Франции. Около дверей приюта, в стене были устроены туры с колокольчиком возле них. Решившийся поручить дитя общественной благотворительности, клал дитя в этот тур и звонил. Назначенная для приема сестра милосердия являлась и брала дитя, не обращая внимания на лицо, принесшее его. Декрет Наполеона 1811 г. Дело 1877 3 1 142. Для облегчения приноса ребенка в воспитательный дом в нем устраивался «тур», т. е. особая люлька в виде вращающегося полуцилиндра в отверстии стены. Мать клала ребенка в тур, тур автоматически поворачивался и ребенок оказывался в стенах воспитательного дома, а сама мать скрывалась никем не замеченная. Во Франции устройство туров было запрещено в 1904 г. БМЭ 1928 5 650.
6. Пирамида из камней, складываемая альпинистами в знак восхождения. МАС-II.
1.> нем. Haartour. Полупарик, накладка на лысину. Даль. Накладки, кои вплетают и сбивают с натуральными волосами, для огущения на голове редких волосов, или подбавления коротких, и туры, окружающие всю голову, и делаемые подобно накладкам. Сл. комм. 1790 5 23. Три Кондратья, держащие в руках: 1-ый, тур (или парик) и свернутое белье; 2-й, горшок тюльпанов. 1806. Держ. Кутерьма от Кондратьев. // Д. 4 175. А другая старушка, кажется, очень к нему привязана-то, с белокурой tour. Теккерей Виргинцы. // Т. 12-10 230.
2. Горжетка? tour de cou. Роба соломенного цвету, с серебреным и виолетовым гарлантовым туром из гризету. Васильчиков Сем. Разум. 1 29.
Старинные танцы
МЕНУЭТ – это старинный французский, крестьянский танец. В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий. Существовали менуэт Короля, менуэт Королевы и менуэт двора. Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже. Один из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из менуэтов. В них сочинения 8-летнего мальчика проявилась поразительная наблюдательность, в интонации, изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отразилась пластика танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Дань любви менуэту принесли композиторы и XIX, и XX веков (Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев).
ПОЛОНЕЗ – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В первой паре танцевал обычно хозяин дома или маршал бала, который указывал порядок фигур. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами – геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца – 3/4. Как и все бальные танцы, попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим. В полонезе, как ни в каком другом танце, появились свойственные польской шляхте надменность и вместе с тем галантность.
Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах. Но особенно широко распространился он после того, как вошёл в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом «Полонез» («Польский»).
В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли «ходячий разговор», так как во время несложного танца можно было вести беседу.
МАЗУРКА – этот танец впервые появился в Польше. Название его исходит от названия жителей Мазовии – мазуры, у которых и появился этот танец. Для него характерен трёхдольный размер, быстрый темп, частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
В XVII веке мазурки вошли в цикл польских крестьянских танцев (сельские балы).
В XIX веке мазурка получила распространение как бальный танец и в других странах Европы. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. С начала XIX века польские композиторы пишут мазурки для фортепиано, вводя их в оперы. Ф.Шопену – великому польскому композитору, принадлежит около 60 пьес с таким названием; некоторые из них представляют собой картины народной жизни, другие – тончайшие лирические или скорбно-трагические поэмы, овеянные любовью к Родине.
Фортепианные мазурки писали и русские композиторы М.И.Глинка, А.К.Лядов, А.Н.Скрябин, П.И.Чайковский, С.Прокофьев и другие.
О ВАЛЬСЕ сказано немало
За три столетия подряд.
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!
Этот народный немецкий танец стал популярен в Австрии, Германии, Чехии во второй половине XVIII века. Постепенно этот сдержанный народный танец превратился в городском быту в одно из любимых бальных развлечений – плавное поступательное кружение парами. Конечно, за свою долгую жизнь вальс не раз менял свой характер. И сегодня, когда настолько популярны современные танцы, ни школьный бал, ни семейное торжество, ни парадный дипломатический приём не обходятся без тура вальса.
В начале XIX века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Глинки, Чайковского. Великий польский музыкант, композитор Фредерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью фактуры, гармоническим своеобразием. В эту, казалось бы, салонную сферу, Шопен внес очарование большого искусства.
Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса. Музыке известны два Штрауса – отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула «короля вальса» был удостоен младший. Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии. Вся Европа сходила с ума от этих вальсов.
Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на «употребление пляски, вальсом именуемой». И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского вальса незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви. В ритме вальса зазвучали и романсы-воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно же, романсы о самом вальсе.
КУРАНТА (франц. courante – бегущая, текущая) – старинный французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в странах Европы с начала XVI века.
В старину он исполнялся парой танцоров. В классических барочных сюитах (Suites de Danses). Куранта обычно была вторым танцем, и следовала за аллемандой с аккомпанементом в 3/4. Изначально Куранта пришла из Италии во Францию через Катерину Медичи (1518-1589) и исполнялась с 16 века по 1800 год при французском дворе. В собрании Philidor – несколько Курант, исполненных при дворе Медичи. Мужчинам высокого ранга предполагалось хорошо танцевать ее, иначе их образование считалось неполным. После 1650 года Куранта стала придворным танцем, изначально будучи пантомимой, она являлась одним из самых старых фигурных танцев. Это было любимый танец Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал, как говорят, лучше, чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько важны, что это рассматривались как необходимость изучения их перед любым другим танцем.
САРАБАНДА – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Сарабанда (Sarabanda) впервые в истории был представлен при французском дворе Кардиналом Ришелье (1585-1642 ), который хотел понравиться Королеве Франции «Анне Австрийской» (1601-1666) в 1635 году и матери Луи XIV. Сарабанда (в значении шум) имела мавританское происхождение и происходила из Испании, где была известна с 12-ого столетия. Испанское название La Zarabandasounds происходило от персидского «Sar-Band» (Венок, головной убор), но не была связана с головными уборами вообще. Сарабанду назвали в честь Zarabanda (крючковатый музыкальный инструмент в виде флейты), которая была привезена в Португалию в 1586 году, и, наконец, во Францию в 1750 году. Хотя согласно легенде, считается, что танец получил свое название благодаря красивой испанской девочке, которая танцевала этот танец, напевая мелодию очень серьезного характера, и сопровождала свой танец только звуком кастаньет. Этот танец или вызывал симпатию, или глубокую ненависть. В частности, Филипп II Испанский издал запрещающий указ в 1583 году из-за того, что «музыка имела демонический звук». Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
ЖИГА – старинный народный танец кельтского происхождения, который до сих пор сохранился в Ирландии. На Британских островах появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии. Английская жига – матросский танец, несколько грубоватый и очень веселый. Название «жига» появилось благодаря тому, что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали «жига» (окорок) или от старофранцузкого giguer («танцевать»). В начале размер жиги был 4/4, позже стали появляться размером 6/8 с пунктированными восьмыми.
Изначально жигу танцевали ирландские крестьяне. Они обували деревянные туфли, и в качестве развлечения парни и девушки танцевали жигу. Особенностью раннего вида танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.
Так же жигу считали танцем английских матросов. Во время плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм. Среди моряков жига часто исполнялась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Зачастую, прямо на палубе, между матросами устраивались состязания на лучший «перепляс». В 17-18 веке жига (с названием по-французски – gigue ) появилась в инструментальной сюите и являлась финалом после четырех основных танцев так называемой французской сюиты. Жиги часто сочиняли в форме полифонии, при этом во втором разделе была тема, которая представляла собой обращение темы первого раздела.
ГАВОТ – (от франц. gavotte ), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Музыкальный размер 4/4. В XVIII веке получает второе рождение, но приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук. Основное па гавота – «венгерский шаг» – состоит из двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад. Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной тренировки.
Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантного XVIII века, часто обращались к изображению именно этого танца.
Гавот (Gavotte) (от провансальского слова gavoto – «житель области Овернь») – старинный французский танец XVI-XVIII века. Очень изящный. Судя по названию, приходится родственником Буре, поскольку происходит из той же провинции Овернь. Первоначально был частью бранля (тоже старинный французский хороводный танец). В XVII веке исполнялся небольшими группами, считался хороводным танцем, в XVIII века превратился в парный танец с разнообразными фигурами.
В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты. Популярности гавота способствовал Ж.Б.Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха. Композитор Глюк применил этот танец в своей опере «Ифигения в Авлиде». Так же гавот встречается в творчестве Рамо, Корелли, И.X.Баха, Генделя и многих других классических композиторов.
БУРРЕ (от франц. bourrer – набивать, колотить) – старинный французский народный танец.
Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). В различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и движения танца – более или менее тяжеловесные, парные или хороводные. Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики.
Во второй половине XVI века проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Ввела его при французском дворе Маргарита Валуа (которая, по свидетельству современников, имела красивые ноги; поэтому ввела бурре, в котором подпрыгивали).
С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке: вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой.
ПАВАНА – очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом «паво», что означает «павлин». Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.
КОНТРДАНС – старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII–начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократичный характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 году он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750-1762 гг., вытеснив из быта многие танцы.