Тургенев больше восхищался базаровым чем любил его

Тургенев без глянца (51 стр.)

Любезный Тургенев, желание услышать от тебя слово, писать к тебе у меня наконец дошло до тоски. Сначала я не писал потому, что не хотелось, потом потому, что думал, что ты сердишься, потом потому, чтоб ты не принял моего писания за желание навязываться на дружбу и т. д. Нет, ты этого не бойся – эти времена прошли, но все-таки выяснить дело не худо, чтоб я мог считать его порешенным, а то мне тысячу раз ты приходил в голову, и всякий раз неловкость положения останавливала меня от писания к тебе. Перед отъездом ты не нашел времени заехать ко мне, сначала я приписал это случайности, а потом пришло в голову, что ты сердишься. За что? Я никогда ничего не имел против тебя, не имею и не могу иметь, разве припомнить то, что некогда любовь моя к тебе доходила до того, что я злился и был с тобою груб. Это было очень давно, и ты, кажется, понял это. Не могу думать, чтоб ты сердился на меня за то, что в «Современнике» появлялись вещи, которые могли тебе не нравиться. То есть не то, что относится там лично к тебе, – уверен, что тебя не развели бы с «Современником» и вещи более резкие о тебе собственно. Но ты мог рассердиться за приятелей и, может быть, иногда за принцип – и это чувство, скажу откровенно, могло быть несколько поддержано и усилено иными из друзей, – что ж, ты, может быть, и прав. Но я тут не виноват; поставь себя на мое место, ты увидишь, что с такими людьми, как Чернышевский и Добролюбов (людьми честными и самостоятельными, что бы ты ни думал и как бы сами они иногда ни промахивались), – сам бы ты так же действовал, т. е. давал бы им свободу высказываться на их собственный страх. Итак, мне думается, что и не за это ты отвернулся от меня. Прошу тебя думать, что я в сию минуту хлопочу не о «Современнике» и не из желания достать для него твою повесть – это как ты хочешь, – я хочу некоторого света относительно самого себя, и повторяю, что это письмо вынуждено неотступностью мысли о тебе. Это тебя насмешит, но ты мне в последнее время несколько ночей снился во сне.

Чтобы не ставить тебя в неловкое положение, я предлагаю вот что: если я через месяц от этого письма не получу от тебя ответа, то буду знать, что думать. Будь здоров.

Павел Васильевич Анненков:

Некрасов целый час говорил в кабинете о постоянном присутствии образа Тургенева перед глазами его днем и особенно ночью, во сне, о том, что воспоминания прошлого не дают ему, Некрасову, покоя и что пора кому-нибудь взяться за их примирение и тем покончить эту безобразную (так он выразился) ссору. Но Тургенев уже не походил на человека, с которым легко помириться по слову постороннего, третьего лица. Примирение между врагами произошло только тогда, когда Некрасов уже одной ногой стоял в гробу.

«Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев:

Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте, – дело было в августе месяце 1860 года, – когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей», этой повести, по милости которой прекратилось – и, кажется, навсегда – благосклонное расположение ко мне русского молодого поколения. Не однажды слышал я и читал в критических статьях, что я в моих произведениях «отправляюсь от идеи» или «провожу идею»; иные меня за это хвалили, другие, напротив, порицали; с своей стороны, я должен сознаться, что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы. Не обладая большою долею свободной изобретательности, я всегда нуждался в данной почве, по которой я бы мог твердо ступать ногами. Точно то же произошло и с «Отцами и детьми»; в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на моих глазах – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая поверить правдивость собственных ощущений.

Наталья Александровна Островская:

– А знал он, кто вы? – спросила я.

– Не знаю; вероятно, знал, но это его не стесняло. Он не считал нужным скрываться ни перед кем. И ведь не рисовался нисколько, – он был совершенно прост. К утру нам захотелось спать. В комнате были диван и стул. Он предлагает мне лечь на диване. Я начал было церемониться, а он говорит: «Да вы не церемоньтесь; ведь вы на стуле не заснете, а я могу заснуть как и когда хочу!» Я усомнился. «Это, говорит, дело выдержки и воли. Вот увидите: через пять минут я буду спать». Сел он на стул, сложил руки на груди, закрыл глаза и действительно через несколько минут заснул. Он в Сибири, говорят, имеет большое влияние на окружающих. Рассказывали мне о нем вот какую штуку: там зачем-то надо было перенести на другое место какое-то дерево. Он сказал, что может сделать это один. Ему не поверили; он перенес и после этого долго болел. Будто бы подобными выходками он главным образом и приобрел влияние.

Евгений Михайлович Феоктистов:

Тургенев не остался чужд веяниям времени. Прежние исключительно литературные интересы уступили место интересам политическим; возникли новые партии, новые направления; для России наступил период смутного брожения, и весьма естественно, что Тургенев был увлечен этим переворотом. Не надо, однако, думать, чтобы у него сложился какой-либо определенный образ мыслей; никогда мне – и вообще, полагаю, кому бы то ни было – не приходило в голову интересоваться, чего он хочет, к чему стремится, какие его идеалы – всякий знал, что политика такая сфера, которая не задевает его заживо. Но он видел, что общественные отношения резко изменились, что на сцену выступили люди, о которых не было и помину в прежнее время, и так как натура его была чрезвычайно отзывчивая, то он всячески старался уловить типы этих новых деятелей.

Петр Алексеевич Кропоткин:

Тургенев, без всякого сомнения, любил умственный облик Базарова. Он до такой степени отождествил себя с нигилистической философией своего героя, что даже вел дневник от его имени, в котором оценивал события с базаровской точки зрения. Но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его.

Иван Сергеевич Тургенев:

Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь? Помнится, вместе со мною на острове Уайте жил один русский человек, одаренный весьма тонким вкусом и замечательной чуткостью на то, что покойный Аполлон Григорьев называл «веяньями» эпохи. Я сообщил ему занимавшие меня мысли – и с немым изумлением услышал следующее замечание: «Да ведь ты, кажется, уже представил подобный тип… в Рудине?» Я промолчал: что было сказать? Рудин и Базаров – один и тот же тип!

Эти слова так на меня подействовали, что в течение нескольких недель я избегал всяких размышлений о затеянной мною работе; однако, вернувшись в Париж, я снова принялся за нее – фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце. Осенью я прочел ее некоторым приятелям, кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике».

Николай Васильевич Щербань:

«Отцы и дети» были тогда (октябрь или ноябрь 1861 г.) уже совершенно окончены и еще в августе сданы «Русскому вестнику», но Иван Сергеевич продолжал их отделку. М. Н. Катков сообщил ему несколько указаний, с которыми он согласился и сообразно которым изменил в рукописи то или другое. Кроме того, он сам беспрестанно как бы придирался к себе: то одно слово поправит, то другое выбросит, то третье вставит; переделает выражение, строчку прибавит, три выкинет. Боткин, когда ему показывались поправки, большею частью одобрял, иногда покачивал головою.

По мере того как варианты вносились в подлинную рукопись, Иван Сергеевич отмечал их и отдельно. Мало-помалу составилась целая тетрадка загадочного для непосвященных содержания: Глава такая-то. В строке такой-то выкинуть слово «….»; в такой-то прибавить слово «….»; в такой-то зачеркнуть слова «….» и вместо них поставить слово «…»; такую-то строку – вычеркнуть; вместо такой-то вписать то-то. И т. д….

Наконец, месяца в два, поправки исчерпались. Тогда Тургенев переписал тетрадку, сличая ее с подлинною рукописью, и еще кое-где поизменив; потом я перебелил его работу.

Авдотья Яковлевна Панаева:

Источник

Что привлекает тургенева в базарове?

И. С. Тургенев — великий русский писатель. В романе “Отцы и дети” автор затрагивает

известную проблему: конфликт отцов и детей. Причем здесь существует не только конфликт двух поколений, но и двух лагерей с разными политическими взглядами. Лагерь детей — революционно-демократический, а лагерь отцов — либерально-крепостнический.

Центральное место в композиции романа занимает образ Евгения Базарова. Мне кажется, что Базаров — очень интересная личность, поэтому я хочу написать о нем и о своем отношении к этому человеку.

Базаров был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,

самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества.

Мне нравится то, что Евгений много работает и добивается всего сам. Когда он учился в

университете, он ни копейки не взял у родителей. Базаров сам зарабатывал себе на

жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров — очень умный и сильный

человек. Но как мне кажется, отрицательной чертой Базарова является то, что он

отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так

как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом я с ним не согласна: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю,

что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит

красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Он и пользуется ей как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для

своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской” и не замечая вокруг себя ничего прекрасного.

Базаров привлекает меня как личность. Он не стремится никому подражать, его не пугает

быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало. Базаров искренне верит в то, чем занимается. То есть он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого движения. Люди, окружающие Базарова, намного слабее его в умственном отношении. Он ко всем относится безразлично и даже с легким презрением. Он никого не уважает, отрицает аристократические принципы, не понимает высокого смысла любви. Любовь к Одинцовой, умной и образованной женщине, помогает мне увидеть характер Базарова с иной стороны. Особое место в романе занимает сцена предсмертного объяснения Евгения Базарова с Анной Сергеевной. Сколько силы и чувства в этом человеке. Но он одинок, не понят, не смог в полной мере раскрыть свой нравственный потенциал, воплотить в жизнь свои идеи.

Базаров — яркая личность. Я считаю, что Базаров по праву может считаться героем своего

времени.
Евгений Базаров — моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум,

самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот

нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить

других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так

неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.

Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и “мрачное чудовище” Рахметов кажутся мне более человечными.

Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей. Писатель сам признает этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя “Отцов и детей” не сравнить.

Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг н

И. С. Тургенев — великий русский писатель. В романе “Отцы и дети” автор затрагивает

известную проблему: конфликт отцов и детей. Причем здесь существует не только конфликт двух поколений, но и двух лагерей с разными политическими взглядами. Лагерь детей — революционно-демократический, а лагерь отцов — либерально-крепостнический.

Центральное место в композиции романа занимает образ Евгения Базарова. Мне кажется, что Базаров — очень интересная личность, поэтому я хочу написать о нем и о своем отношении к этому человеку.

Базаров был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,

самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества.

Мне нравится то, что Евгений много работает и добивается всего сам. Когда он учился в

университете, он ни копейки не взял у родителей. Базаров сам зарабатывал себе на

жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров — очень умный и сильный

человек. Но как мне кажется, отрицательной чертой Базарова является то, что он

отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так

как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом я с ним не согласна: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю,

что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит

красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Он и пользуется ей как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для

своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской” и не замечая вокруг себя ничего прекрасного.

Базаров привлекает меня как личность. Он не стремится никому подражать, его не пугает

быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало. Базаров искренне верит в то, чем занимается. То есть он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого движения. Люди, окружающие Базарова, намного слабее его в умственном отношении. Он ко всем относится безразлично и даже с легким презрением. Он никого не уважает, отрицает аристократические принципы, не понимает высокого смысла любви. Любовь к Одинцовой, умной и образованной женщине, помогает мне увидеть характер Базарова с иной стороны. Особое место в романе занимает сцена предсмертного объяснения Евгения Базарова с Анной Сергеевной. Сколько силы и чувства в этом человеке. Но он одинок, не понят, не смог в полной мере раскрыть свой нравственный потенциал, воплотить в жизнь свои идеи.

Базаров — яркая личность. Я считаю, что Базаров по праву может считаться героем своего

времени.
Евгений Базаров — моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум,

самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот

нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить

других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так

неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.

Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и “мрачное чудовище” Рахметов кажут

Источник

Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

Источник

Евгений Базаров

Тургенев больше восхищался базаровым чем любил его. Смотреть фото Тургенев больше восхищался базаровым чем любил его. Смотреть картинку Тургенев больше восхищался базаровым чем любил его. Картинка про Тургенев больше восхищался базаровым чем любил его. Фото Тургенев больше восхищался базаровым чем любил его

Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко

Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.

Описание героя

Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».

Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.

Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.

По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».

В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».

Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.

Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».

Роль героя в произведении

При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».

Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.

Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.

Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.

Развитие героя по мере сюжета

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.

Отношение автора к герою

Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».

Прототипы

Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».

Экранизации героя

Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.

Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *