Тузик для яхты что это
Что такое тузик и как его использовать?
Необходимым условием путешествия на крейсерской яхте является наличие на борту легкой шлюпки, оборудованной мотором или веслами. В морском обиходе такую шлюпку называют «тузиком» (или англ. «dinghy»).
Для чего нужен тузик?
Тузик можно использовать, чтобы:
Обычно, если яхта небольшая (до 25 метров), тузик рассчитан на 2-3 пассажиров и одного гребца (или рулевого, если есть подвесной мотор). Тузик представляет собой надувную лодку с мягким дном, оснащенную уключинами для весел, при желании, подвесным мотором.
Для справки. На больших яхтах в качестве тузика используют более крупные моторные шлюпки — «рибы». Риб отличается от тузика наличием жесткого дна, более мощным подвесным мотором и встроенным рулевым управлением. Риб рассчитан на значительно большее количество пассажиров.
Тузик можно использовать в разную погоду, но при этом — всегда важно знать и соблюдать технику безопасности. Для управления тузиком не нужны права, но от ответственности вас никто не освобождает. Технику безопасности мы опишем чуть позже, а сейчас рассмотрим вопрос хранения и транспортировки.
Транспортировка тузика во время хода яхты
Существует несколько способов транспортировки тузика во время движения на яхте.
Обратите внимание, что тузик всегда транспортируется без мотора. В это время подвесной мотор должен быть переключен в транспортный режим и хорошо закреплен на кормовом релинге яхты.
Что важно знать при эксплуатации тузика?
После того, как вы спустили тузик на воду, нужно удостовериться, что он герметичен и не набирает воды, а баллон цел и не выпускает воздух. Проверьте наличие пробки дренажного отверстия и надежность крепления швартового конца с двух сторон.
Далее необходимо надежно закрепить подвесной мотор на транце тузика и переключить его в рабочее положение. Топливный бак должен быть заполнен.
В тузик нужно обязательно положить весла, черпак, емкость с запасным топливом (желательно положив ее в герметичный пакет для защиты от влаги и протечек) и аварийно-спасательное оборудование.
Только после этого — в тузик могут осторожно заходить пассажиры. Предупредите своих друзей, что в тузике может быть мокро, чтобы они надели подходящую одежду и обувь, а также хорошо спрятали предметы, боящиеся воды (например, телефоны).
Когда вы завели мотор, обязательно оденьте ключ-чеку на руку. Это очень важно! Поскольку в случае, если тузик перевернется на волне или при падении рулевого за борт, привязанная к руке чека выскакивает вместе с ключом и мотор мгновенно глохнет. В противном случае — вы не сможете догнать свой тузик, а, что еще хуже, травмируете членов своей команды. Такие случаи далеко не редки в морской практике.
Когда вы закончили ваше путешествие на тузике, вы должны подготовить его к транспортировке. Для этого необходимо последовательно выполнить следующие действия. Проверьте надежность крепления тузика к яхте швартовым концом. Заглушите мотор, переведите его в транспортный режим. Аккуратно высадите всех пассажиров и передайте на борт все вещи. Далее аккуратно снимите подвесной мотор и надежно закрепите его на кормовом релинге яхты. Поднимите тузик на борт и закрепите его около мачты или привяжите его с кормы. Теперь он готов к транспортировке.
Техника безопасности
Тузик — это очень маленькая и неустойчивая шлюпка, поэтому соблюдать технику безопасности крайне важно.
Тузик для яхты что это
Необходимой принадлежностью каждой крейсерской или крейсерско-гоночной яхты является тузик — деревянная или пластмассовая шлюпка, рассчитанная на одного гребца и одного-двух пассажиров.
С помощью тузика экипаж может:
— сообщаться с берегом, если осадка яхты не позволяет подойти близко к берегу или причалу и подать сходню;
— заводить основные или дополнительные швартовы на бочку или на причал;
— непродолжительно буксировать яхту в тихую погоду, если необходимо переставить ее на другое место,
— завозить якорь и делать промер глубин при снятии яхты с мели;
— оказывать помощь человеку, упавшему за борт, или другой яхте.
В походном положении тузик крепится на верхней палубе перед мачтой (если есть место) или на крыше рубки. Обычно его кладут вверх днищем и крепят к обухам на палубе двумя крест-на-крест расположенными найтовными концами.
Два способа крепления тузика по-походному:
1 — подушки; 2 — обушок, 3 — треугольное звено; 4 — парусиновый ремень (найтов): 5 — натяжная пряжка; 6 — быстроотдавающейся глаголь-гак: 7 — такелажная скоба; 8 — рифовый узел; 9 — растительный или синтетический линь
На более крупных яхтах, имеющих свободную палубу, тузик можно устанавливать по-корабельному — на специальных кильблоках. В этом случае его крепят не менее чем двумя найтовами (по одному с каждого борта) и закрывают сверху чехлом.
Небольшие крейсерские яхты, такие, как широко распространенный «Фольбот», у которых места на палубе для тузика практически нет, могут буксировать его за кормой. Для крепления буксирного конца тузик должен иметь на форштевне, в районе ватерлинии, буксирный рым. А чтобы на ходу его не заливало водой, надевают парусиновый чехол, под которым обязательно должен быть туго натянутый между верхними точками форштевня и транцевой доски леер или деревянная распорка. Тогда вода не скапливается на чехле, а скатывается за борт. Чехол прочно крепят шнуровкой к небольшим обушкам или кольцам, ввернутым в борт тузика под буртиком.
Чтобы буксировать тузик более или менее спокойно, буксирный конец должен быть строго определенной длины. Один из опытных яхтсменов предвоенных лет, ленинградец Н. Ю. Людевиг, советует:
«Если шлюпку буксируют за кормой, то фалинь вытравливают такой длины, чтобы она шла на гребне следующей за яхтой волны. При курсах попутных— фордевинд или бакштаг—длина фалиня должна быть увеличена по крайней мере в два раза, иначе в моменты, когда тузик будет спускаться с волны, он, подгоняемый гребнем и ветром, получает такой большой ход, что может ударить своим штевнем в корму яхты. Если длину буксира дать такую, чтобы тузик оказался в долине волны, а яхта на гребне, то толчки, образующиеся от разности в скоростях, будут настолько велики, что конец почти всегда лопнет».*
Конечно, такая буксировка не очень удобна для экипажа, особенно в свежую погоду. Пляшущий на буксире тузик, несмотря на свою легкость, снижает скорость и управляемость яхты. Но, несмотря на это, польза тузика в плавании настолько очевидна, что любые связанные с ним хлопоты, в том числе и буксировка, окупаются полностью.
Если яхта идет вдоль волны, тузик удобно буксировать под подветренным бортом. «Для этого закладывают носовой фалинь на одну из уток около бакштага, а кормовой — на носу яхты. Регулируя натяжение этих снастей, добиваются того, что тузик отрыскивает несколько в сторону и спокойно идет под ветром в воде, поверхность которой несколько сглажена прошедшей яхтой»***.
Необходимо иметь в виду, что при небольших размерах тузик — это валкое и верткое суденышко. Поэтому в нем не следует становиться на ноги и все работы, в особенности такие, как завоз якоря и промеры, нужно выполнять только сидя. Греблю на тузиках можно доверять только достаточно хорошо подготовленным матросам.
Чтобы завезти на тузике якорь, поступают следующим образом. Подводят тузик кормой к яхте и удерживают в этом положении. Вооруженный якорь укладывают на корме тузика так, чтобы его лапы находились на транце, а шток упирался в рыбину. Если якорь без штока, то его веретено кладут на кормовое сиденье тузика. После погрузки якоря в корме тузика бухтой укладывают канат или часть его свободными шлагами, следя, чтобы они не перепутались. После этого тузик движется в указанном направлении, канат травят с яхты, пока хватает силы у гребца, а потом — с тузика. Когда канат полностью вытравлен, а тузик достигает заданной точки, якорь сбрасывают в воду. Завозить якорь должны не меньше двух человек: один гребет второй работает с якорем.
При оказании помощи человеку, упавшему за борт, тузик используют с известной осторожностью, имея на нем какое-либо спасательное средство (спасательный круг или нагрудник), закрепленное прочным концом за подъемный рым. Подходить к человеку, находящемуся в воде, нужно только кормой, чтобы он мог схватиться за транец, и после этого отбуксировать его к месту, где его можно принять на борт или подождать яхту или катер. Не следует пытаться брать человека из воды в тузик: он неминуемо опрокинется под тяжестью человека в намокшей одежде. Если спасаемый человек не может держаться за транец, нужно подать ему круг и буксировать его в таком положении.
* Здесь и ниже понятие «морская практика» означает «практические действия», в отличие от морской практики как науки, изучающей способы управления судном и содержания его в исправности,
** Людевиг Н. Ю. Парусный спорт, Изд, 3, ОГИЗ, 1931, стр. 106.
***Людевиг Н. Ю. Парусный спорт. Изд. 3. ОГИЗ, 1931, стр. 106,
Тузик
Необходимой принадлежностью каждой крейсерской или крейсерско-гоночной яхты является тузик — деревянная или пластмассовая шлюпка, рассчитанная на одного гребца и одного-двух пассажиров.
С помощью тузика экипаж может:
— сообщаться с берегом, если осадка яхты не позволяет подойти близко к берегу или причалу и подать сходню;
— заводить основные или дополнительные швартовы на бочку или на причал;
— непродолжительно буксировать яхту в тихую погоду, если необходимо переставить ее на другое место,
— завозить якорь и делать промер глубин при снятии яхты с мели;
— оказывать помощь человеку, упавшему за борт, или другой яхте.
В походном положении тузик крепится на верхней палубе перед мачтой (если есть место) или на крыше рубки. Обычно его кладут вверх днищем и крепят к обухам на палубе двумя крест-на-крест расположенными найтовными концами (рис. 132). На более крупных яхтах, имеющих свободную палубу, тузик можно устанавливать по-корабельному — на специальных кильблоках. В этом случае его крепят не менее чем двумя найтовами (по одному с каждого борта) и закрывают сверху чехлом.
Небольшие крейсерские яхты, такие, как широко распространенный «Фольбот», у которых места на палубе для тузика практически нет, могут буксировать его за кормой. Для крепления буксирного конца тузик должен иметь на форштевне, в районе ватерлинии, буксирный рым. А чтобы на ходу его не заливало водой, надевают парусиновый чехол, под которым обязательно должен быть туго натянутый между верхними точками форштевня и транцевой доски леер или деревянная распорка. Тогда вода не скапливается на чехле, а скатывается за борт. Чехол прочно крепят шнуровкой к небольшим обушкам или кольцам, ввернутым в борт тузика под буртиком.
Чтобы буксировать тузик более или менее спокойно, буксирный конец должен быть строго определенной длины. Один из опытных яхтсменов предвоенных лет, ленинградец Н. Ю. Людевиг, советует:
«Если шлюпку буксируют за кормой, то фалинь вытравливают такой длины, чтобы она шла на гребне следующей за яхтой волны. При курсах попутных- фордевинд или бакштаг-длина фалиня должна быть увеличена по крайней мере в два раза, иначе в моменты, когда тузик будет спускаться с волны, он, подгоняемый гребнем и ветром, получает такой большой ход, что может ударить своим штевнем в корму яхты. Если длину буксира дать такую, чтобы тузик оказался в долине волны, а яхта на гребне, то толчки, образующиеся от разности в скоростях, будут настолько велики, что конец почти всегда лопнет».[32]
Конечно, такая буксировка не очень удобна для экипажа, особенно в свежую погоду. Пляшущий на буксире тузик, несмотря на свою легкость, снижает скорость и управляемость яхты. Но, несмотря на это, польза тузика в плавании настолько очевидна, что любые связанные с ним хлопоты, в том числе и буксировка, окупаются полностью.
Если яхта идет вдоль волны, тузик удобно буксировать под подветренным бортом. «Для этого закладывают носовой фалинь на одну из уток около бакштага, а кормовой — на носу яхты. Регулируя натяжение этих снастей, добиваются того, что тузик отрыскивает несколько в сторону и спокойно идет под ветром в воде, поверхность которой несколько сглажена прошедшей яхтой».[33]
Необходимо иметь в виду, что при небольших размерах тузик — это валкое и верткое суденышко. Поэтому в нем не следует становиться на ноги и все работы, в особенности такие, как завоз якоря и промеры, нужно выполнять только сидя. Греблю на тузиках можно доверять только достаточно хорошо подготовленным матросам.
Чтобы завезти на тузике якорь, поступают следующим образом. Подводят тузик кормой к яхте и удерживают в этом положении. Вооруженный якорь укладывают на корме тузика так, чтобы его лапы находились на транце, а шток упирался в рыбину. Если якорь без штока, то его веретено кладут на кормовое сиденье тузика. После погрузки якоря в корме тузика бухтой укладывают канат или часть го свободными шлагами, следя, чтобы они не перепутались. После этого тузик движется в указанном направлении, канат травят с яхты, пока хватает силы у гребца, а потом — с тузика. Когда канат полностью вытравлен, а тузик достигает заданной точки, якорь сбрасывают в воду. Завозить якорь должны не меньше двух человек: один гребет, второй работает с якорем.
При оказании помощи человеку, упавшему за борт, тузик используют с известной осторожностью, имея на нем какое-либо спасательное средство (спасательный круг или нагрудник), закрепленное прочным концом за подъемный рым. Подходить к человеку, находящемуся в воде, нужно только кормой, чтобы он мог схватиться за транец, и после этого отбуксировать его к месту, где его можно принять на борт или подождать яхту или катер. Не следует пытаться брать человека из воды в тузик: он неминуемо опрокинется под тяжестью человека в намокшей одежде. Если спасаемый человек не может держаться за транец, нужно подать ему круг и буксировать его в таком положении.
Динги
Динги, он же тузик, он же шлюпка.
Казалось бы – ну, о чем тут говорить? Главное, это же яхта! Главное, это пересечь Океаны, пройти сквозь бури, и бросить якорь в гавани, ну, а уж до берега мы как ни будь доберемся, хоть на спасательном круге. Черта с два. Берег – вот он, рукой подать, хлебом свежим уже пахнет, а близок локоток, да не укусишь, нет, ну в самом деле, мы же взрослые люди, не в плавь же пускаться? Да и не доплыть – ветерок-то с берега, и течение, хоть и незаметно, а в океан тащит. Да и на веслах не очень-то догребешь. Моторчик бы. Вот и получается – маленький, но кораблик.
Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени яхта, заточенная для жизни под парусом, находится в море, а сколько на якоре в гавани? Открою вам секрет – яхты стоят гораздо больше, чем ходят. Если кругосветка, например, три года – соотношение получается один к двум – если неделю идем, две недели стоим. И это минимально возможное соотношение, при котором вновь хотеться выйти в море. Если соотношение жестче, то выход становится психологическим кошмаром, и плавание делается не радостью, а как сказал один наш товарищ, возвращаясь из «быстрой» двухлетней кругосветки, «расстоянием, которое НАДО пройти», а, проще говоря, работой. Оно нам надо? Мы что, «в миру» не наработались?
По разговорам с коллегами-яхтсменами, годами живущими под парусом, оптимальное соотношение стоянка – переход, это 80 на 20, так ходит подавляющее большинство круизеров, получая от этого несказанное удовольствие. Так, что, друзья мои – на динги вы катаетесь в три-четыре раза больше по времени, чем на яхте. Так то. А еще, на динги все нормальные яхтсмены рыбачат, и едут не в город за перемороженной дорогущей курицей, а на ближайший риф за бесплатной свежей рыбой. А еще динги – серьезный элемент безопасности – тот же Тристан, когда у его яхты-мечты полетела трансмиссия, оттаскивал ее от злых фиджийских рифов с помощью динги. Морозова на Маркизы на динги затаскивали. Мы, когда на Туамоту винт потеряли, заходили на Таити, повесив на корму моторчик от нашего тузика – ничего так, пару миль за час бодро протащил. Так что без динги – ни туды, и не сюды. Причем, в прямом смысле — ни в магазин, ни в бар, ни в гости, ни на пляж, ни на рыбалку. Он – член вашего экипажа. И очень капризный, привередливый, и требующий массу внимания.
Так чего же мы хотим от нашего маленького кораблика?
Действие первое — пристегните на руку чеку аварийной остановки мотора. Я чуть не угробил собственную жену, когда нас в Индонезии возле милейшего на вид пляжика, перевернула прибойная волна, а винт продолжал крутиться и попал ей по ноге. Шрамы до сих пор остались, как напоминание. Пристегнули? Продолжаем. Давайте с терминологией определимся, что бы не путаться. Динги у нас будет с жестким пластиковым днищем, тузик — с мягким резиновым. С мягким днищем, но с разборным фанерным полом и надежным фанерным же транцем, иначе это не тузик, а горе.
Динги — лучше управляется, позволяет использовать более мощный мотор, с шиком, на глиссировании подъехать к бару, пропустить стаканчик, и, самое главное — его можно вытаскивать волоком на пляж, острые кораллы ему не страшны. Тузик легче и дешевле, но на тузике до берега придется пердеть полчаса — глиссировать он если и будет, то с трудом, и только с одним, не очень тяжелым человеком. Тузик от малейшего соприкосновения с кораллом (не говоря уже о морском еже) протыкается. Но тузик, в отличии от динги, можно сдуть и скатать в колбасу, которую можно убрать внутрь лодки.
Поговорим про опасности.
Про первую опасность, я надеюсь, вы уже поняли. Океанская, да и разыгравшаяся морская волна в зоне прибоя, играючи, и даже с каким-то садистским удовольствием, перевернет легкое суденышко. Хорошо, если вы отделаетесь только утопленными фотоаппаратами, кепками и ластами. Слава Богу, если никто не пострадает.
Если все люди целы-невредимы, то о моторе, побывавшем под водой, смешанной с песком, этого не скажешь — он кандидат в покойники. И, сейчас, все зависит от вас. НЕ ДЕРГАЙТЕ РУЧКУ. Я не знаю почему, но первым, инстинктивным движением, еще не придя в себя после купания, все пытаются завести мотор. Он не заведется. Это совершенно точно — в карбюраторе соленая вода с песком. Дернув же за ручку, вы засосете эту гадость в цилиндры и однозначно убьете движок. Поднимите мотор, что бы все выливалось из карбюратора, и гребите домой. Там спокойно, не торопясь (но, в тот же день, а то все заржавеет) промойте все что можно пресной водой, разберите и прочистите карбюратор, бак и шланги. Хорошо бы сменить масло, если мотор четырехтактный. Пол дня работы, но есть неплохой шанс спасти мотор.
Бензиновые моторы, даже современные, крайне капризны. Даже, если у вас не закончился бензин (а кто его заливал последним, и когда??), достаточно попасть в бак капле воды или песчинке, и ваш стремительный полет по волнам обернется сначала озадаченным дерганьем ручки, а потом пониманием того, что вас, в одной рубахе и шортах несет в открытый океан. Без элементарной отвертки, что бы попытаться снять и прочистить шланги подачи топлива, не говоря уже о ключе «на десять», что бы снять и прочистить карбюратор. Без рации, или телефона, потому как вы их не взяли. Хорошо, если с веслами. Но, вот вы гребете час, другой, а берег все дальше. Небольшое течение от берега и легкий бриз со склона горы — все, вам не выгрести. Без воды. На солнцепеке. Или уже ночью, по тому, как вы засиделись в баре. А вокруг, как на зло, никого. Это ОЧЕНЬ СТРАШНО.
На яхте всегда есть какой-то вариант. Заглох мотор, есть паруса, на крайний случай есть рация позвать на помощь, сигнальные ракеты, вода, еда — на динги же нет НИЧЕГО, кроме того, что надето на вас! Кому придет в голову брать припасы, что бы съездить на берег?
Что делать? Первое, и самое главное — всегда быть готовым к тому, что бензиновый мотор в любую минуту, без всякого предупреждения может заглохнуть. Сможете ли вы догрести до берега или до лодки с того места, где вы сейчас находитесь?? Лучше, что бы ответ был — уверенное ДА.
Как только купили мотор, сразу примотайте изолентой где-нибудь под капотом отвертку, тоненькую проволочку и ключ «на десять», ну, или какой у вас нужен, что бы отвинтить карбюратор. В идеале, еще свечной ключ. Забудьте про эту операцию, когда понадобится, вспомните.
Я, лично, вожу там же, под капотом, сплющенную, что бы влезла, двухсотграммовую бутылочку с бензином. Но, может быть, вы намного организованнее меня, и никогда не забывали заправить бак? Тогда, вам это не надо. Но, когда кончится бензин, не говорите, что вас не предупреждали. Правда, у меня от вибрации баночка иногда протирается, может, у вас не будет?
Научитесь, уезжая с лодки, брать с собой рацию. Записку себе повесьте перед входом, что ли! Рация поможет вам не только при неприятностях с динги, но и в массе других случаев. Современные рации небольшие, и даже где-то стильные. Рация на поясе — это хороший тон. Такой же, как и пристегнутая чека аварийной остановки мотора.
Уезжая с лодки после обеда, не забудьте включить якорный огонь и взять фонарик. Вы обязательно засидитесь где-нибудь допоздна, а искать в кромешной темноте яхту без огней — занятие крайне противное, не говоря уже о том, что яхта без огней — источник опасности столкновения. Да и ездить на динги в темноте лучше с фонарем, хотя бы налобным — во первых, так положено по правилам, а, во вторых, дорога от анкриджа к бару по вечерам очень оживленная и развеселая, и лучше, что бы вас было видно.
Как выбрать тузик? Или динти?
Начать надо с того, что понять, где живет тузик или динги в переходе. Этот вопрос надо решить еще до выбора тузика или динги, а желательно, и до покупки яхты — у вашей шлюпки должно быть свое уютное штатное место на переходах, не забывайте, что она тоже член вашего экипажа.
Когда мы гуляем по островам, с небольшими дневными переходами в хорошую погоду, вполне допустимо тащить шлюпку на веревочке (желательно, сняв мотор, иначе, постепенно вырвет рым крепления буксировочного троса). Но, вот начинает раздувать, или наступает ночь, и вы понимаете, что болтающаяся где-то за кормой, дорогостоящая собственность вот-вот оторвется и улетит. Это не преувеличение! Боковой ветер в пятнадцать узлов, не говоря уже о более сильном, плюс волна, плюс рывки буксира — все это вполне может подбросить и перевернуть легкое суденышко. После этого оно зароется транцем в воду, и вырвется буксировочный рым. Хорошо, если не порвутся баллоны. Понятно, что вы этого не заметите. Где тузик?? Дивись — нету… Короче, как только пляжные развлечения закончились, шлюпку надо поднять на борт. Куда?
Вариант первый — сдуть тузик и запихать его внутрь. Это долго, трудно, мокро и вонюче (если он был в воде хотя бы несколько дней, то он оброс и обязательно стухнет) тузик займет внутри очень много места — скорее всего, целое спальное место, если у него не выделено своего. Но это надежно. Внутри яхты тузик в безопасности. Мы сдуваем его, когда предстоит переход больше недели.
Вариант второй — очень удобный, но, почему-то им мало кто пользуется. Можно сделать крепление на корме яхты, и поднимать тузик «стоя» к ахтерштагу. Тузик ставится кормой к корме яхты, на ахтере крепится блок, через него проводится носовой конец тузика, а транец тузика закрепляется на транце яхты. Тянется за веревку, тузик поднимается, и встает на свой транец на крепления, с боков подпертый кормовой дугой. Да, это надо конструировать. Да, это не очень красиво. Да, это закрывает обзор сзади. Но, это чертовски удобно. Одно движение — и тузик в походном состоянии. Мы несем его так на всех переходах, длиннее, чем на световой день, но меньше, чем на неделю.
Вариант три — класть динги впереди мачты или на рубку кверху дном. Приемлем только для достаточно больших лодок, наверное, от сорока футов, на которых есть достаточно места перед мачтой или на крыше рубки, что бы уложить динги и не закрыть им люки, иначе, внутри задохнешься. Очень сложно поднимать — обычно используют фал и поднимают лебедкой, потом шлюпку надо переворачивать и принайтововать.
Вариант четыре — самый роскошный — для яхт от сорока пяти футов и катамаранов. Специально сконструированная кормовая Г-дуга, с талями для подвешивания динги. А если с электро-лебедкой, так это вообще вариант-мечта.
Больше вариантов нет. Выбирайте, думайте. Только не забудьте про по, что на ночь динги тоже надо куда-то поднять — их воруют. Подплыть и тихонько отвязать сколько-то (хорошо, если не двадцать!) тысяч дллрв — очень распространенная забава у аборигенов. Многие яхтсмены на ночь приподнимают шлюпку над водой около борта при помощи фаловой лебедки. Не забудьте так же стальной тросик или цепь с замком — закрывать динги у причала. Не забудьте снабдить динги своим персональным якорем — оставить у каменистого берега, или оттянуть от корявого причала.
Есть забавная опция — колеса на транце. На воде они подняты, а если хочется вытащить шлюпку на пляж, то колеса опускаются и динги превращается в тележку-амфибию. Очень удобно.
Очень страдают динги от ультрафиолета — он разрушает саму структуру баллона, и если ткань не защитить, то года через три она начнет просто расползаться под руками. Расчётливые яхтсмены шьют для своих любимцев специальные рубашки из тентовой — не пропускающей УФ — ткани.
Для тузика достаточно моторчика в 3-5 сил, можно двухтактный со встроенным бачком. Это очень удобно, не надо возить с собой отдельный бак. Такой мотор относительно легкий и (ежедневная) зарядка с его снял-поставил, скорее всего только укрепит ваши мышцы. Для динги нужен уже мотор помощнее — 15-20 сил, четырехтактный, невероятно тяжелый, в одиночку его уже не поставить. Не забудьте сконструировать на кормовом релинге яхты площадку, на которую вешается снятый мотор, а рядом с ней хорошо бы иметь небольшую «стрелу» с талью, что бы было удобно поднимать мотор. Помните о своем здоровье — поставить мотор на транец динги, удерживая его на вытянутых руках на волнении — это развлечение «здравствуй геморрой».