Творческая мастерская что это за форма организации
Творческие мастерские как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе»[4].
Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.
Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
Сотрудничество с семьями обучающихся позволяет решить следующие задачи:
В МБУДО «ЦРТДиЮ» Ленинского района города Барнаула одной из форм взаимодействия семьи и детских объединений в интересах духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является организация и проведение творческих мастерских для учащихся и родителей.
Творческая мастерская, как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей, была апробирована в рамках работы объединения «Умелые ручки». В дальнейшем творческие мастерские стали проводиться и в других объединениях отдела декоративно-прикладного творчества.
В результате практической деятельности были определены цели, условия и структура совместной творческой деятельности.
Совместная деятельность учащихся, родителей и педагогов может быть успешной, если:
– учащиеся, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы;
– создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
– отсутствует навязывание, давление на учащихся и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Тематика творческих мастерских формировалась в зависимости от:
Цели проведения творческих мастерских:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– гармонизация межличностных отношений в семьях;
– формирование позиции «любящего родителя».
При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста, пожелания родителей.
Условия проведения творческих мастерских:
Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-взрослый) было не менее 6 и не более 12 участников. Рекомендуется присутствие на занятии двух педагогов: педагог, проводящий творческую мастерскую и педагог, оказывающий помощь. Для проведения творческой мастерской необходимо светлое помещение, оборудованное столами и стульями по числу участников. Материалы, необходимые для занятий, зависят от изучаемой техники и темы творческой мастерской. Продолжительность творческой мастерской не должна превышать двух занятий по 40 минут с 10 минутным перерывом между ними.
Структура творческой мастерской
Содержание этапа
Деятельность участников
Постановка цели и задач творческой мастерской.
Прием гостей.
Подготовка рабочего места.
Представление педагога
Вступительное слово педагога.
Необычное начало (выставка творческих работ, игровое задание, сказочный герой и др.)
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым, помогая мастеру в организации занятия.
2. Теоретическая часть
Информационная часть.
Материалы и инструменты, необходимые для работы
План действий, включающий поэтапное выполнение работы.
Сообщение педагогом информации из истории техники, особенностях технологии и др.
Восприятие информации, составление плана выполнения творческой работы. Распределение работы в паре (ребенок-взрослый)
3. Практическая часть
Выполнение работы.
Методические рекомендации педагога, показ приемов, используемых в процессе творческой мастерской, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
4. Игровая переменка
(смена деятельности, отдых)
Выполнение правил игры
5. Подведение итогов (рефлексия)
Подведение итогов работы.
Экспресс-выставка
Самооценка проделанной работы.
Отзывы о проведенной творческой мастерской.
Анкетирование, с целью выявление запроса об интересующих темах творческих мастерских.
Презентация творческих работ.
Рефлексия – самооценка и самоанализ деятельности. Обмен мнениями.
На занятиях творческой мастерской учащиеся и родители в совместной деятельности создают индивидуальные или коллективные работы из различных материалов, с использованием разнообразных техник изобразительного или декоративно-прикладного творчества.
В период с 2012 по 2015 учебные годы в отделе декоративно-прикладного творчества были проведены творческие мастерские по следующим темам:
Опыт организации и проведения творческих мастерских позволил педагогам и родителям возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы придти к согласию, не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Именно при объединении усилий педагогов и родителей учащемуся обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
В новом учебном году планируется продолжить работу по организации и проведению творческих мастерских, как одной из эффективных форм совместной деятельности педагога, детей и родителей в детских объединениях.
Литература:
Своя творческая мастерская: реальность или несбыточная мечта.
Нет такой рукодельницы, которая не мечтала бы о своей творческой мастерской! Скорее всего, вы тоже не раз предавались мечтам о собственном укромном уголке?
Помню, помню себя в 2013 году, как же я хотела свой кабинет, где у меня будет личное пространство! Казалось, что это не реальное желание. Пролетели 1,5 года и у меня появился личный кабинет с маркерной стеной и темно-синими обоями. Именно то, что мне было нужно.
Верьте в себя и свои мечты.
Что может быть уютнее и удобнее места, специально отведённого под любимое дело. И красиво, и комфортно, и полезно и выгодно (если проводить мастер-классы). Особенно такие мечты расцветают тогда, когда мастера видят фотографии подобных рукодельных студий, с красивым дизайном, когда все под рукой.
И знаете крутышки, всё реально! Если вы по-настоящему захотите, если четко представите картинку своей творческой мастерской в деталях и будете знать, зачем она вам нужна…
Финансовые вложения в творческую мастерскую
Итак, что же делать и с чего начать?
Казалось бы, всё очень просто: работай, создавай изделия, проводи мастер-классы – и выделяй часть доходов на аренду. Для того, чтобы хватало на мастерскую, нужно лишь чуть повысить свои доходы. Но как это сделать?
Повышаем доход: три пути решения
Сегодня рассмотрим несколько вариантов. Я рекомендую все свои расчеты записывать, чтобы наглядно видеть показатели по проекту. Для этого можно воспользоваться таблицами или интеллект-картами. Мне нравятся оба инструмента. Таблицы легко вести на ГуглДиске, а про интеллект-карты я рассказывала в отдельной статье.
Бизнес — это цифры и система.
Это первое, что приходит в голову. Однако тут имеется подводный камень. А именно: как не растерять при поднятии стоимости клиентов?
Ведь далеко не у всех мастериц имеются преданные поклонники, готовые приобретать творения по какой угодно расценке. Конкуренция не дремлет. И у этой конкуренции вполне могут быть приемлемые требования, да и продукция может быть ничуть не хуже.
Как узнать свою ЦА, где её найти, как создавать продукцию под запросы — это большая тема, о которой я рассказываю в программе «Целевая Аудитория для рукодельницы.»
Работайте над продвижением и рекламой постоянно. Это должно стать процессом, частью вашего хобби-бизнеса. Конечно, на рекламу тоже придётся вложиться, но если подойти с умом, то вы будете с прибылью. И денег хватит на аренду или покупку хорошей творческой мастерской.
Если поднятие цены не устраивает, можно сделать акцент на количестве изделий. Начать создавать больше товаров. При том условии, конечно, что все эти изделия не будут терять в качестве. Естественно придётся уделять больше времени на работу и больше использовать материалов.
Более профессиональный бизнес-подход, это расширять производство, но не собственными руками, а нанимать мастеров. Кто-то возразит, что лучше вас никто не сделает, тогда вам подойдет первый вариант с поднятием цены. Или пересилить себя, чтобы делегировать часть работы.
Кто-то возразит, что ваши идеи могут украсть. Или при большом производстве, это не будет авторское изделие.
Ручная работа, это то, что сделано вручную и стоит дороже, чем заводское производство. Никто не мешает разработать собственные шаблоны по которым и будут создаваться ваши изделия, только руками других мастеров.
Быстро масштабироваться можно в формате обучающих курсов. Когда вы продаете не готовый продукт, а личный опыт и знания.
Отличный вариант, если вы организуете свою творческую мастерскую и будете проводить в ней мастер-классы. Можно ваши, а так же приглашать мастеров. Я знаю девочек, которые гостевыми МК покрывает все вложения на аренду и содержание студии.
Еще одна идея — творческая мастерская для детей. Особенно, если вы творите в детской тематике.
Игрушки, одежда, подушки, бортики, пижамницы, сумочки и т.д. У меня для вас есть классный материал «Как продавать больше игрушки ручной работы». Организовывайте встречи с психологами, логопедами, массажистами, художниками для мамочек и их детишек.
Большим плюсом в бюджет может стать запись курсов и проведение онлайн обучения. Для этого можно оборудовать уголок или использовать все пространство помещения. Как записывать курсы?
Можно найти информацию самостоятельно, но долго и порой, не эффективно.
А чтобы быстро научиться записывать видео-уроки и понять, как создавать популярные мастер-классы, которые захотят покупать, этому стоит научиться. Лучше, если у вас будет пошаговая программа, где вас за руку проведут по всем этапам.
Готовы начать сегодня?
Я разработала подробный тренинг «Как создать мастер-класс Бестселлер». Ваш путеводитель!
Аренда и содержание мастерской
Из всего вышесказанного плавно вытекает следующий вопрос – а сколько же денег нужно выделить под творческую мастерскую начинающей бизнес-рукодельнице?
В первую очередь определитесь с масштабами. Кому-то хватит балкона или небольшой комнаты.
А если говорить о серьезном помещении с арендой, то стоит обратить внимание на освещение, удобство расположения, наличие рядом туалета и раковины (особенно, если студия для рисования).
Сколько же может стоить подобная красота? Без учёта элементов интерьера, наличие или отсутствие которых зависит от индивидуальных потребностей.
Конечно, всё зависит от того, где мастерица проживает. В среднем цена за помещение площадью около 20-30 квадратных метров может находиться в пределах около 16 000-23 000 рублей. Это очень приблизительная сумма. Изучите ваш рынок. Запишите всевозможные варианты.
Потом посчитайте сколько вам нужно изготовить изделий, провести мастер-классов, организовать встреч, чтобы получить прибыль. Подумайте, как можно масштабироваться и что допродавать. Например материалы для творчества, инструменты, книги по рукоделию, оборудование и т.д.
Кроме помещения встанет вопрос оформления ИП (если его еще нет). Уточните сколько нужно платить налоги в вашем регионе и занесите в свой бизнес-расчет.
Получается, что собственная студия — это уже работающий творческий бизнес. Если конечно, вы не создаете мастерскую лично для себя. А значит, подходить к данному вопросу стоит системно и прокачивать предпринимательское мышление. Дополнительную полезную информацию для продаж и развития я публикую в своем закрытом ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛЕ, присоединяйтесь >>
Итак, что же делать рукодельницам?
Реалии организации собственной мастерской, это процесс. Не волшебное появление в один момент, а подготовка, анализ, расчет и движение.
Стоит ли она таких усилий?
Лучше всего, если вы составите собственный список плюсов и минусов.
Если предвидятся необходимость примерок товара клиентами, расположение массивного оборудования, отсутствие отвлекающей домашней суеты, мастер-классы, то аренда офиса, пожалуй, окажется лучшим вариантом.
Ваше решение будет верным, если рассмотрите вопрос со всех сторон и послушать внутренний отклик. Иногда интуиция (не путайте с эмоциями), может подсказать больше всяких подсчетов.
Мастерскую вполне можно организовать и у себя дома. Если подобрать подходящие комод, стеллажи, ящики, помещение выйдет ничем не хуже офисного. Важно лишь максимально комфортно организовать рабочую зону. Ведь рукоделие должно приносить удовольствие и радость. Вы знаете, что творчество — это источник жизненной энергии?
Конечно же, специфичное хобби вроде работы со стеклом или пошива обуви из кожи требует наличия отдельного рабочего места без вариантов. Ведь газовый баллон или печь в жилой квартире держать опасно и запрещено! Соблюдайте технику безопасности.
✅ ВАШ ХОД…
А теперь самый важный вопрос: стоит ли дело затраченных на него усилий?
Или, может быть, лучше, чтобы мечта так и оставалась мечтой?
Может у вас уже есть творческая мастерская?
Напишите в комментариях, что вам откликнулось? Мне очень приятна и важна ваша обратная связь.
Консультация для педагогов «Творческие мастерские: партнерство детей и педагогов»
Консультация для педагогов
Тема: «Творческие мастерские».
Творческие мастерские:
партнерство детей и педагогов.
Что такое творчество?
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
В чем же специфические особенности детского творчества?
В педагогике и психологии говорят о детском творчествеи выделяют следующие его специфические особенности:
1. Творчество детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.
2. Процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей может существенно отличаться от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.
3. Осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам.
Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.
Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.Это:
новизна продукта (субъективная,
эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение “интеллектуальных эмоций” в результате преодоления интеллектуальных затруднений.
От чего зависит новизна творческих решений?
Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.
Чему же способствует творческая деятельность детей?
Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы.Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.
При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.
Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.
Что же такое творческая мастерская?
Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим. Работа детей в творческой мастерской помогает детям перенести полученный опыт в другие виды деятельности, что соответствует одному из основных принципов ФГТ к основной общеобразовательной программы – принцип интеграции.
Особенности творческой мастерскойкак формы работы с детьми:
1. Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
5. Атмосфера эмоционального подъема.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.
8. Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
9. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.
10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
11. Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
12. Дети знают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.
13. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
14. Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
15. Работу в творческой мастерской целесообразно проводить в утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая может отчасти определить и направление работы, ее конкретную тематику.
16. Добровольное включение детей в продуктивную деятельность предполагает,помимо подбора интересных содержаний ряд существенных условий:
2) Возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам. Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели. Воспитатель включается в работу вместе с детьми – выбрав для себя цель, становится живым образцом планомерной организованной работы.
3) Открытый временной конец, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе. Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечных целей (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. Поэтому занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется 40-45 минут.
Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт – продукт «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. п.)
Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно смысловым контекстам.
«предметы для игры и познавательно – исследовательская деятельность»
«макет» могут быть приурочены к содержанию других
«коллекция» культурных практик (чтению большого художественного
«книга» текста, тематике познавательно-исследовательской
«театр» деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже
«украшения-сувенира» он привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.)
Направления работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Время работы Старшая группа Подготовительная группа
Март- Май Сбалансированное сочетание всех типов работы Постепенное увеличение удельного веса работы по схемам и словесным описаниям.
Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно-смыслового контекста.
Педагогу нужно уметь:
• Не мешать ребенку творить;
• Быть рядом с ним в этом процессе;
• Принять и понять его позицию;
• Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
• Самому быть творцом;
• Бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах там, где другие ничего не видят! Все прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.
Фотоотчет «Творческие мастерские на день рождения нашего любимого города Заречного» Мы живем в городе Заречном Пензенской области и очень горды этим! Заречный — это современный, многофункциональный, обладающий огромным научным.
Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.
Консультация для педагогов и родителей «В чём польза публичных выступлений детей» Сцена – отличное решение для вашего ребёнка. Она может сыграть огромную роль не только в развитии лидерских качеств, но и в становлении.
Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.