Творчество предполагает создание чего то качественно нового ранее не существовавшего

Творчество предполагает создание чего то качественно нового ранее не существовавшего

Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.

2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.

3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.

4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.

5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики. Да, верно, это определение данного понятия.

2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений. Нет, неверно, наоборот, сложностью.

3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации. Да, верно, например, семья, образование, СМИ и т.д.

4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность. Нет, неверно, это экономические институты.

5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер. Да, верно, это их функции.

Выберите верные суждения о творчестве как форме деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Под творчеством понимается любая сознательная деятельность человека.

2) Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего.

3) Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек.

4) Творчество может являться самостоятельной деятельностью.

5) Целью творчества всегда является достижение практически полезного результата.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

1) Под творчеством понимается любая сознательная деятельность человека. НЕТ, неверно.

2) Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. ДА, верно.

3) Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек. ДА, верно.

4) Творчество может являться самостоятельной деятельностью. ДА, верно.

5) Целью творчества всегда является достижение практически полезного результата. НЕТ, неверно

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.

2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.

3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.

4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.

5) Поведение человека полностью определяется сознанием.

1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах. Да, верно, сознание представляет собой состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека. Нет, неверно, существуют бессознательное, то есть совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.

3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных. Да, верно, у животных нет способности к самосознанию с точки зрения обществоведческой теории выносимой на ЕГЭ.

4) Эмоции являются одним из компонентов сознания. Да, верно.

5) Поведение человека полностью определяется сознанием. Нет, неверно, оно также определяется бессознательным.

Источник

Творчество предполагает создание чего то качественно нового ранее не существовавшего

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «деятельность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности;

− одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1) Смысл понятия, например: присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основное содержание которой – изменение и преобразование мира;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).

2) Одно предложение с информацией о целях деятельности, опирающейся на знания курса, например: деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности;

(Могут быть составлены любые другие предложения.)

3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности творческой деятельности, например: особенностью творческой деятельности является создание чего-либо нового, ранее не существовавшего.

(Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности творческой деятельности.)

Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (. ) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(. ) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (. )

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (. ). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Три примера преобразовательной деятельности человека:

1. прокладка железных дорог

2. строительство заводов

3. бурение нефтяных скважин

Могут быть указаны другие примеры.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Правильный ответ должен содержать две отличительные черты деятельности человека, проиллюстрированные текстом.

— целеполагание (все это создавалось, чтобы служить людям)

— творческая, созидательная деятельность (Все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами. проявляются во внешней простоте. )

— воздействие на среду специально изготовленными средствами труда. (железные дороги, бурение нефтяных скважин).

Могут быть приведены другие отличительные черты деятельности человека.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Преобразовательная деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

2. Цель преобразовательной деятельности по мнению ученика и ее обоснование.

-Преобразовательная деятельность человека связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей и материальных ценностей.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать две отличительные черты деятельности человека, проиллюстрированные текстом.

— целеполагание (все это создавалось, чтобы служить людям)

— творческая, созидательная деятельность (Все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами. проявляются во внешней простоте. )

— воздействие на среду специально изготовленными средствами труда. (железные дороги, бурение нефтяных скважин).

Могут быть приведены другие отличительные черты деятельности человека.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) утвердительный ответ на вопрос.

2) Аргументация. Автором описано создание нового, более совершенного результата труда человека. «будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. «

3) Определение творческой деятельности.

Выберите верные суждения о деятельности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Деятельность – это способ удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

2) К видам деятельности относят мотивы, цели, средства и результаты.

3) Деятельность – это особая активность, присущая всем живым существам.

4) Учение как вид деятельности направлено на освоение знаний, умений и навыков.

5) В процессе творческой деятельности происходит созидание нового, открытие неизвестных ранее способов решения каких-либо проблем.

1) Деятельность – это способ удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Да, верно, потребности выступают главным мотивом деятельности.

2) К видам деятельности относят мотивы, цели, средства и результаты. Нет, неверно, это структура деятельности, а не виды.

3) Деятельность – это особая активность, присущая всем живым существам. Нет, неверно, она присуща только человеку.

4) Учение как вид деятельности направлено на освоение знаний, умений и навыков. Да, верно, это его основная цель.

Ученик 10 класса готовит доклад на тему «Деятельность человека». В приведённом списке выберите положения, соответствующие отличительным особенностям деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) носит исключительно репродуктивный характер

2) в отличие от активности животного обусловлена необходимостью удовлетворения определённых потребностей

3) может иметь творческий, созидательный характер

4) создаёт объекты материальной и духовной культуры

5) преобразует самого человека, его способности, потребности

6) одна из основных характеристик – целеполагание

1) носит исключительно репродуктивный характер — нет, неверно, она может носить и творческий характер.

2) в отличие от активности животного обусловлена необходимостью удовлетворения определённых потребностей — нет, неверно, у животных так же существуют потребности, которые обуславливают их активность.

3) может иметь творческий, созидательный характер — да, верно, человек способен сознательно создавать что-то уникальное, новое.

4) создаёт объекты материальной и духовной культуры — да, верно, дома, книги и т.д.

5) преобразует самого человека, его способности, потребности — да, верно, например, в результате самообразования.

6) одна из основных характеристик – целеполагание — да, верно, способность сознательно поставить цель, продумать методы и средства ее достижения и достигнуть.

Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Укажите, результаты каких видов деятельности представляют собой изделия из бересты, меха, дерева, керамики и другие предметы декоративно-прикладного искусства?

1) духовно-практической — да, верно.

2) социально-преобразовательной — нет, неверно.

3) творческой — да, верно.

4) познавательной — нет, неверно, здесь не присутствует.

5) прогностической — нет, неверно, здесь не присутствует.

6) индивидуальной — нет, неверно, здесь не присутствует.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ППри анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие деятельность человека.

2. Структура деятельности.

а) субъект деятельности

б) объект деятельности

г) методы и средства

3. Потребности деятельности:

4. Виды деятельности

5. Классификация деятельности:

а) по объектам и результатам (материальная и духовная);

б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)

в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)

г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);

е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);

6. Характерные черты деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразующий характер;

в) продуктивный характер;

г) общественный характер;

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Подскажите, пожалуйста, где можно найти план на тему «Деятельность и мышление»

Напишите мне на мыло, я вам сброшу. [email protected] или в брошюре Подготовка к ЕГЭ 2013г, Е.Л. Рутковская и др. стр 228

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:

1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);

2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (. ) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(. ) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (. )

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (. ). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Три примера преобразовательной деятельности человека:

1. прокладка железных дорог

2. строительство заводов

3. бурение нефтяных скважин

Могут быть указаны другие примеры.

Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) утвердительный ответ на вопрос.

2) Аргументация. Автором описано создание нового, более совершенного результата труда человека. «будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. «

3) Определение творческой деятельности.

Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Преобразовательная деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

2. Цель преобразовательной деятельности по мнению ученика и ее обоснование.

-Преобразовательная деятельность человека связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей и материальных ценностей.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать две отличительные черты деятельности человека, проиллюстрированные текстом.

— целеполагание (все это создавалось, чтобы служить людям)

— творческая, созидательная деятельность (Все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами. проявляются во внешней простоте. )

— воздействие на среду специально изготовленными средствами труда. (железные дороги, бурение нефтяных скважин).

Могут быть приведены другие отличительные черты деятельности человека.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Правильный ответ должен содержать две отличительные черты деятельности человека, проиллюстрированные текстом.

— целеполагание (все это создавалось, чтобы служить людям)

— творческая, созидательная деятельность (Все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами. проявляются во внешней простоте. )

— воздействие на среду специально изготовленными средствами труда. (железные дороги, бурение нефтяных скважин).

Могут быть приведены другие отличительные черты деятельности человека.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

К видам деятельности в данной классификации не относятся — инстинктивная и кадровая.

В чём автор видит несоответствие между сознанием человека и общественным бытием? Используя содержание текста, знания, полученные в ходе изучения различных учебных дисциплин, приведите два примера отмеченного автором несоответствия.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Определённые идеи, рождённые в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании. Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства (основа общественного бытия), который в одном из моментов существует независимо от сознания, обладает лишь относительной свободой от власти сознания. Сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Человека всегда повергает в смущение несоответствие между стремительным полётом духа в будущее и относительной медлительностью развития общественного бытия. Любое будущее рисуется как некий социальный идеал, и не приходится удивляться, что возникающее несоответствие не удовлетворяет интерес творчески ищущего духа к наличной действительности.

Что понимает автор под общественным сознанием? Приведите авторское определение понятия «общественное сознание». Укажите не менее двух типов идей, из которых оно складывается, по мнению автора.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) авторское определение:

— Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

— идеи об общественной жизни;

— идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Укажите четыре формы проявления общественного сознания, выделяемые автором в качестве его основных структурных элементов. Приведите два критерия для выделения автором указанной классификации форм проявления общественного сознания. Опирать на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общество» (в широком смысле / как часть материального мира).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) формы проявления (структурные элементы):

— политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание;

2) критерии классификации, например:

— специфика социальных функций;

— характер закономерностей развития;

— степень зависимости от общественного бытия.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— общество — обособившаяся от природы, но тесно с нею связанная часть материального мира, которая включает в себя все формы взаимодействия и объединения людей.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Автор утверждает, что общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко охарактеризуйте две философские концепции, выразившие противоположные взгляды на проблему соотношения указанных понятий.

Правильный ответ должен содержать следующие две концепции и их характеристики:

— идеализм (первенство сознания (идеи): «Сознание определяет бытие»);

— материализм (первенство бытия: «Бытие определяет сознание»).

(Ответ может быть дан в других верных по смыслу формулировках).

Укажите четыре формы проявления общественного сознания, выделяемые автором в качестве его основных структурных элементов. Приведите два критерия для выделения автором указанной классификации форм проявления общественного сознания. Опирать на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общество» (в широком смысле / как часть материального мира).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) формы проявления (структурные элементы):

— политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание;

2) критерии классификации, например:

— специфика социальных функций;

— характер закономерностей развития;

— степень зависимости от общественного бытия.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— общество — обособившаяся от природы, но тесно с нею связанная часть материального мира, которая включает в себя все формы взаимодействия и объединения людей.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— Человека всегда повергает в смущение несоответствие между стремительным полётом духа в будущее и относительной медлительностью развития общественного бытия. (Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)

— чертежи Леонардо да Винчи, изображающие летательные аппараты, создание которых было в то время неосуществимо;

— создание литературных произведений в жанре утопий.

(Могут быть приведены иные примеры.)

Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

В правильном ответе могут быть приведены следующие элементы:

— подчиняется биологическим законам;

— подвержен вещественным и энергетическим воздействиям.

— человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием.

— Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок.

Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

Могут быть приведены следующие примеры преодоления негативных обстоятельств на пути реализации своих жизненных планов:

1) Николай Островский, потеряв зрение и разбитый параличом написал автобиографическую повесть «Как закалялась сталь»;

2) Летчик Алексей Маресьев, потеряв ноги, научился управлять самолетом при помощи протезов и продолжил воевать;

3) Южноафриканский бегун Оскар Писториус научился бегать на протезах и добился права соревноваться не с инвалидами, а со здоровыми партнерами.

Могут быть приведены примеры, близкие по смыслу.

Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Должны быть приведены крайности:

2) Указаны последствия:

— Биологизация может привести к следующим негативным последствиям:

1) обеднеет духовная составляющая личности, человек не сможет различать добра от зла, воспринимать произведения искусства и т.д.;

2) человек перестанет комфортно чувствовать себя в социуме, не сможет полноценно взаимодействовать с другими людьми;

3) слепое следование инстинктам ведет человека к состоянию дикости.

— Социализация может привести:

1) отказ от основных инстинктов может привести к вымиранию человечества;

2) безответственному отношению к своему организму, что приведет к деградации тела, болезням и т.д.;

3) человек не сможет адекватно реагировать на опасности, у него не будет развит инстинкт самосохранения.

Могут быть приведены иные последствия, не искажающие смысла.

Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

1. Смысл понятия свобода человека:

— «Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, — главное и основное из этих свойств человека».

2. Личность — индивид, как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально-значимых качеств и ролевым набором.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) смысл понятиясвобода человека:

— «Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, — главное и основное из этих свойств человека».

2) Ответ на второй вопрос и аргументация:

— Да, пример с Кантом можно считать как проявление свободы, так как свобода — это способность усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу.

3) Объяснение смысла понятия, например:

— личность — индивид, как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально-значимых качеств и ролевым набором.

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о взаимосвязи репродуктивной и творческой деятельности в процессе получения знаний.

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании. Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании).

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным

приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях этот процесс протекает как подражательный, репродуктивный, в других — как творческий.

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями ученика могут быть: познание нового, неизвестного ученику, установление связи известного с неизвестным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие ученика получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлечённость.

(По О. М. Дементьевой)

Как в тексте охарактеризована особенность потребности в познании? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой? От каких факторов зависит различное протекание процесса учения, в который включается ученик? (Укажите три фактора.)

1. Ответ на первый вопрос: важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания.

2. Ответ на второй вопрос: субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления.

3. Ответ на третий вопрос: различное приложение сил, активность, самостоятельность субъекта.

Автор пишет о том, что в центре учения стоит личность ученика. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». (В объяснении смысла/ определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/ определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Человек как носитель социально обусловленных, индивидуально выраженных и социально значимых качеств.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером три любые цели познавательной деятельности, названные в тексте (всего три примера). (В каждом случае сначала укажите цель познавательной деятельности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) познание нового, неизвестного: ученик узнает о действии закона всемирного тяготения;

2) установление связи известного с неизвестным: ученик – житель Великого Новгорода узнает, почему памятник Тысячелетию России был установлен именно в этом городе;

3) применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности: ученик находит свой способ доказательства теоремы, отличающийся от использованного на уроке.

1) Творческая деятельность осуществляется не на пустом месте, для создания или открытия нового бывает необходимо овладеть набором знаний и умений, усвоение которых могло проходить и репродуктивным путем;

2) Наличие различных знаний, усвоенных репродуктивным путем, помогает посмотреть на изучаемое явление или процесс с разных точек зрения и, возможно, мыслить более широко;

3) Привычка ориентироваться только на образец может помешать творчеству, ограничить потребности в познании.

Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера:

1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли);

2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике);

3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.

3) К материальной культуре относят нормы морали.

4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.

5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.

1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя. Нет, неверно, это характерно для элитарной культуры.

2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Да, верно, например новые произведения искусства сочетают в себе как традиционные каноны жанра, так и уникальные новые находки автора.

3) К материальной культуре относят нормы морали. Нет, неверно, они относятся к нематериальной культуре.

4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции. Да, верно, это ее ключевые признаки.

5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты. Да, верно, это определение культуры в широком смысле слова.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

##«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности — нет, неверно.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью — да, верно.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности — да, верно.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения — да, верно.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п. — нет, неверно.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью — да, верно, люди отличаются друг от друга, обладают своими уникальными чертами.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи — да, верно, это его отличительные особенности.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности — да, верно, это его отличительные особенности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах — нет, неверно, это биологическая природа.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях — да, верно, только так их можно удовлетворить.

Установите соответствие между примерами и видами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) право на охрану здоровья

Б) право на семейную тайну

В) право изобретателя на вознаграждение

Г) право на свободу творческой деятельности

Д) право на наследование собственности родителей

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Имущественные права — субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена. Неимущественные права — вид субъективных прав, относящихся к категории нематериальных благ. Личные неимущественные права (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя и др.) возникают у человека от рождения.

А) право на охрану здоровья — неимущественное.

Б) право на семейную тайну — неимущественное.

В) право изобретателя на вознаграждение — имущественное.

Г) право на свободу творческой деятельности — неимущественное.

Д) право на наследование собственности родителей — имущественное.

СМИ широко освещали открытие выставки художника А. Какие из перечисленных фактов свидетельствуют о том, что творчество художника связано с элитарной культурой? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У художника А. есть блог в социальных сетях.

2) Главной целью творческой деятельности художника А. является коммерческий успех.

3) Художник А. отказался от воспроизведения реальных образов, его интересует передача своего настроения с помощью цветовых пятен.

4) Художник А. участвует в международных выставках.

5) Художественные средства, которые использует художник А., необычны и затрудняют понимание его идей.

6) Критики считают, что понять творчество художника А. могут только специалисты в области искусствоведения.

1) У художника А. есть блог в социальных сетях. Нет, неверно, это факт никак не связан с формой культуры.

2) Главной целью творческой деятельности художника А. является коммерческий успех. Нет, неверно, это факт свидетельствует о массовой культуре.

3) Художник А. отказался от воспроизведения реальных образов, его интересует передача своего настроения с помощью цветовых пятен. Да, верно, элитарная культура сложна по содержанию и ориентирована на ценителей и знатоков.

4) Художник А. участвует в международных выставках. Нет, неверно, это факт никак не связан с формой культуры.

5) Художественные средства, которые использует художник А., необычны и затрудняют понимание его идей. Да, верно, элитарная культура сложна по содержанию и ориентирована на ценителей и знатоков.

6) Критики считают, что понять творчество художника А. могут только специалисты в области искусствоведения. Да, верно, элитарная культура сложна по содержанию и ориентирована на ценителей и знатоков.

Укажите любые пять элементов культуры, названных автором. Что, по мнению автора, означает термин культура в повседневном общении? Приведите авторскую характеристику.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определённой группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, B то время как нормы — это определённые принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни.

Используя термин «культура» B повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь «высокие создания ума» — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает B себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В неё входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги‚ фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.

Человеческие культуры замечательно разнообразны. Ценности и нормы поведения широко варьируются и часто весьма отличаются от того, что люди Запада считают «нормальным». Иудеи не едят свинину, B то время как индусы едят свинину и избегают есть говядину. Все эти особенности поведения являются лишь аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого. Небольшие общности стремятся к культурной унификации. В индустриальных обществах внутренние культурные различия образуют многообразные субкультуры. В современных городах, например, бок о бок живут многие субкультурные общности.

Как, по мнению автора, связаны общество и культура? Какой аргумент в обоснование своего мнения привёл автор? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальные санкции».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— «Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры»;

2) аргумент, например:

— «Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин».

3) Объяснен смысл понятия, например:

— социальные санкции — меры реакции общества на отклоняющееся поведение или следование сложившимся нормам, выраженные в поощрении или порицании индивидов.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *