Ты чем помог фронту плакат
История Великой Отечественной войны в советских агитационных плакатах
Статья посвящена истории известных военных агитационных плакатов начала Великой Отечественной Войны. Нам всем с детства известны плакаты : «Ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовет!» «Наше дело правое. Победа будет за нами», и своим образом они переносят нас к истории войны и Победы, вызывают определенные и сильные эмоции. Но как они создавались? Чем они так действуют на нас? Какие истории с ними связаны?
В период Отечественной Войны 1941-45 годов опять стало востребовано плакатное искусство. На плакатах с помощью легко воспринимаемого изображения и краткого, четкого лозунга доносился какой-то важный призыв коммунистической партии к народу. В начале войны призывы концентрировались на формировании и поддержке мужества жителей СССР и призыве сделать для Победы все возможное.
Посмотрим на три известных плаката самого начала войны.
Агитплакат «Ты записался добровольцем?»
Интересно, что плакат «Ты записался добровольцем?» был создан в 1920-ом году и касался гражданской войны. Создатель плаката, художник Д. Моор, в начале войны немного актуализировал изображение и лозунг. Теперь он звучал так: «Ты чем помог фронту?». Во время войны использовались оба плаката.
Агитплакат «Родина-мать зовет!»
Создатель плаката «Родина-мать зовет!», Ираклий Тоидзе, вспоминал, что первые наброски собирательного образа Родины-матери он сделал с лица жены, когда они услышали первое сообщение Совинформбюро о начале войны.
Этот плакат, известный многим с детских лет, был напечатан в советских республиках миллионными тиражами и, наверняка, его многие помнят с детства. Образ матери, как разоренный, строгий образ Советской земли, так и матери каждого из ушедших на фронт война, призывает к защите.
Художественные методы, с помощью которых И. Тоидзе добился цели, являются классическими для плакатного искусства. Используется всего два чистых и сильных цвета — красный и черный; целостная монолитная фигура без прорисовки деталей; на лице ясно читается посыл — строгость и женственность, сила и увлечение за собой с помощью четкого жеста руки. Текст присяги однозначно говорит о способе спасения своей Земли.
Агитплакат «Наше дело правое. Победа будет за нами»
В сентябре 1941 года Ленинград был блокирован фашистскими оккупантами, но плакаты продолжали выпускаться. Их темы были акцентированы на поддержку духа населения Ленинграда и на краткие инструкции, помогающие выживать в тяжелейших условиях.
Одним из известных стал плакат В. А. Серова «Наше дело правое. Победа будет за нами», с некоторым сокращением цитирующий слова В. М. Молотова, завершающие обращение к советскому народу в день начала войны. Защитники Ленинграда уходили в бой с этими словами и с образом Советской Армии, поддержанной героическими предками, изображенными на втором плане композиции Серова.
Письма с фронтов подтверждают, что образцы плакатного искусства оказывали сильное влияние и на военных и на работников тыла. Но мы вспомнили плакаты только начального периода, и война еще не была закончена.
Период, формирующий перелом в войне, запечатлен на плакатах с не менее значимыми призывами, и они оставили не менее интересный след в изобразительном искусстве и в памяти людей, переживших войну.
Понравился материал? Поддержите проект и поделитесь ссылкой на страничку на своем сайте или блоге. Также вы можете рассказать о записи друзьям в социальных сетях.
История плаката «Ты записался добровольцем?»
«Ты записался добровольцем?» — плакат Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Однако прототипы этого произведения появились на шесть лет раньше и на другой территории.
1914 год. Великобритания
«Ты нужен своей стране!»
Автор: Альфред Лит
Сверлящий взгляд и указующий перст, да еще в перчатке! Появление нового военного министра Великобритании лорда Китченера на обложке сентябрьского номера журнала London opinion за 1914 год было вызывающим. Но министру не до церемоний — 4 августа 1914 года страна вступила в Первую мировую войну, имея лишь небольшую регулярную армию. Став министром, Китченер сразу же начал кампанию по призыву добровольцев. Позже на основе журнальной обложки работы Альфреда Лита был создан рекрутинговый плакат «Британец! Вступай в армию своей страны. Боже, храни короля!». Плакаты появились на улицах. Добровольцы выстраивались в очереди на призывных пунктах. Всех набранных в 1914–1915 годах называли «армией Китченера».
1915 год. Великобритания
«Кто отсутствует? Не ты ли?»
Автор неизвестен
Постепенно энтузиазм добровольцев, призванных лордом Китченером, спадал. В конце 1915-го министра на плакате сменил так называемый Джон Булль — собирательный образ «настоящего англичанина». «Кто отсутствует? Не ты ли?» — спрашивал Булль. Но надежды, возложенные на нового персонажа, не оправдались — добровольцев не прибавилось. Пропаганда не спасла страну от введения обязательной воинской повинности.
1916 год. США
«Что ты делаешь для готовности?»
(обложка журнала Leslie`s)
Автор: Джеймс Монтгомери Флэгг
Ход британцев повторили в США. К согражданам с обложки июльского номера журнала Leslie`s в 1916 году обратился «дядюшка Сэм»: «Что ты делаешь для готовности?» Страна еще не вступила в войну, но уже несла потери — британское судно «Лузитания», вышедшее из Нью-Йорка в Ливерпуль, было потоплено торпедой немцев. Среди пассажиров много американцев. В апреле 1917-го и эта журнальная обложка превратилась в рекрутинговый плакат «Ты нужен мне в американской армии!». Адрес ближайшего пункта по набору добровольцев писали на каждом плакате от руки. За годы войны в США выпустили 4 миллиона таких плакатов, а художник Джеймс Монтгомери Флэгг прослыл «автором самого знаменитого постера в мире».
1917 год. Италия
«Выполните свой долг! Подпишитесь на заем в Credito Italiano
Автор: Ашилль Мозан
Вслед за американцами поддались соблазну использовать успешный прием и в Италии. Правда, новая версия оказалась не столь категорична. Плакат призывал отдать не жизни, а кошелек: «Выполните свой долг! Подписки на заем принимаются в „Кредито Итальяно“». Деньги нужны для войны не меньше, чем люди.
1919 год. Германия
«Ты тоже должен вступить в рейхсвер!»
Автор: Юлиус Энгельгард
Противники Антанты — немцы — вступили в агитационную игру уже после окончания Первой мировой. По условиям Версальского мирного соглашения, в стране запрещалась воинская повинность. Для пополнения рядов рейхсвера необходимы были добровольцы.
1919 год. Россия
«Отчего вы не в армии?»
Автор неизвестен
В России первый рекрутинговый плакат «с указующим перстом» вышел лишь в Гражданскую войну. Авторы не постеснялись двойного заимствования: на плакате белогвардейский офицер повторяет жест лорда Китченера (постер 1914 года) и позу итальянского военного (призыв к займу 1917 года).
Красная армия в ответ выпустила свою агитку — тот самый, ставший знаменитым, плакат «Ты записался добровольцем?».
1920 год. РСФСР
«Ты записался добровольцем?»
Автор: Дмитрий Моор
Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — успешные действия Врангеля. Рабоче-крестьянская армия остро нуждалась в добровольцах. Плакат обеспечил их. «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами», — сообщал Моор в своей автобиографии.
1932 год. Бразилия
«Вы обязаны исполнить долг. Спросите свою совесть!»
Автор неизвестен
Плакат призывает в ряды революционного конституционалистского движения M.M.D.C. Оно возникло в Сан-Паулу в мае 1932 года. Толчком стала гибель молодых людей, участвовавших в митинге против временного правительства Жетулиу Варгаса. Название движения — аббревиатура, сложенная из первых букв фамилий погибших демонстрантов. В ряды восставших конституционалистов записалось более 200 тысяч добровольцев. Через пять лет визуальный прием повторили уже профашистские бразильские партийные чиновники. Их плакат был со слоганом: «Ты нужен Бразилии! Без интегрализма нет национализма».
1941 год. СССР
«Ты чем помог фронту?»
Автор: Дмитрий Моор
Во Второй мировой войне образы, наработанные во время Первой мировой, пригодились: «дядюшка Сэм» вновь позвал американцев. Моору тоже пришлось достать из архива свой плакат, «переодеть» гвардейца в новую форму и заменить слоган. Но былого успеха повторить эта версия не смогла. Главным плакатом Великой Отечественной стал другой — «Родина-мать зовет».
История одного плаката
«Ты записался добровольцем?» — плакат Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Однако прототипы этого произведения появились на шесть лет раньше и на другой территории
1914 ГОД. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
«Ты нужен своей стране!»
Автор: Альфред Лит
Сверлящий взгляд и указующий перст, да еще в перчатке! Появление нового военного министра Великобритании лорда Китченера на обложке сентябрьского номера журнала London opinion за 1914 год было вызывающим. Но министру не до церемоний — 4 августа 1914 года страна вступила в Первую мировую войну, имея лишь небольшую регулярную армию. Став министром, Китченер сразу же начал кампанию по призыву добровольцев. Позже на основе журнальной обложки работы Альфреда Лита был создан рекрутинговый плакат «Британец! Вступай в армию своей страны. Боже, храни короля!». Плакаты появились на улицах. Добровольцы выстраивались в очереди на призывных пунктах. Всех набранных в 1914–1915 годах называли «армией Китченера».
1915 ГОД. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
«Кто отсутствует? Не ты ли?»
Постепенно энтузиазм добровольцев, призванных лордом Китченером, спадал. В конце 1915-го министра на плакате сменил так называемый Джон Булль — собирательный образ «настоящего англичанина». «Кто отсутствует? Не ты ли?» — спрашивал Булль. Но надежды, возложенные на нового персонажа, не оправдались — добровольцев не прибавилось. Пропаганда не спасла страну от введения обязательной воинской повинности.
1916 ГОД. США
«Что ты делаешь для готовности?»
(обложка журнала Leslie`s)
Автор: Джеймс Монтгомери Флэгг
Ход британцев повторили в США. К согражданам с обложки июльского номера журнала Leslie`s в 1916 году обратился «дядюшка Сэм»: «Что ты делаешь для готовности?» Страна еще не вступила в войну, но уже несла потери — британское судно «Лузитания», вышедшее из Нью-Йорка в Ливерпуль, было потоплено торпедой немцев. Среди пассажиров много американцев. В апреле 1917-го и эта журнальная обложка превратилась в рекрутинговый плакат «Ты нужен мне в американской армии!». Адрес ближайшего пункта по набору добровольцев писали на каждом плакате от руки. За годы войны в США выпустили 4 миллиона таких плакатов, а художник Джеймс Монтгомери Флэгг прослыл «автором самого знаменитого постера в мире».
1917 ГОД. ИТАЛИЯ
«Выполните свой долг! Подпишитесь на заем в Credito Italiano
Автор: Ашилль Мозан
Вслед за американцами поддались соблазну использовать успешный прием и в Италии. Правда, новая версия оказалась не столь категорична. Плакат призывал отдать не жизни, а кошелек: «Выполните свой долг! Подписки на заем принимаются в „Кредито Итальяно“». Деньги нужны для войны не меньше, чем люди.
1919 ГОД. ГЕРМАНИЯ
«Ты тоже должен вступить в рейхсвер!»
Автор: Юлиус Энгельгард
Противники Антанты — немцы — вступили в агитационную игру уже после окончания Первой мировой. По условиям Версальского мирного соглашения, в стране запрещалась воинская повинность. Для пополнения рядов рейхсвера необходимы были добровольцы.
1919 ГОД. РОССИЯ
«Отчего вы не в армии?»
В России первый рекрутинговый плакат «с указующим перстом» вышел лишь в Гражданскую войну. Авторы не постеснялись двойного заимствования: на плакате белогвардейский офицер повторяет жест лорда Китченера (постер 1914 года) и позу итальянского военного (призыв к займу 1917 года).
Красная армия в ответ выпустила свою агитку — тот самый, ставший знаменитым, плакат «Ты записался добровольцем?».
1920 ГОД. РСФСР
«Ты записался добровольцем?»
Автор: Дмитрий Моор
Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — успешные действия Врангеля. Рабоче-крестьянская армия остро нуждалась в добровольцах. Плакат обеспечил их. «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами», — сообщал Моор в своей автобиографии.
1932 ГОД. БРАЗИЛИЯ
«Вы обязаны исполнить долг. Спросите свою совесть!»
Плакат призывает в ряды революционного конституционалистского движения M.M.D.C. Оно возникло в Сан-Паулу в мае 1932 года. Толчком стала гибель молодых людей, участвовавших в митинге против временного правительства Жетулиу Варгаса. Название движения — аббревиатура, сложенная из первых букв фамилий погибших демонстрантов. В ряды восставших конституционалистов записалось более 200 тысяч добровольцев. Через пять лет визуальный прием повторили уже профашистские бразильские партийные чиновники. Их плакат был со слоганом: «Ты нужен Бразилии! Без интегрализма нет национализма».
1941 ГОД. СССР
Автор: Дмитрий Моор
Во Второй мировой войне образы, наработанные во время Первой мировой, пригодились: «дядюшка Сэм» вновь позвал американцев. Моору тоже пришлось достать из архива свой плакат, «переодеть» гвардейца в новую форму и заменить слоган. Но былого успеха повторить эта версия не смогла. Главным плакатом Великой Отечественной стал другой — «Родина-мать зовет». Источник
Плакаты времен Великой Отечественной войны
Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…
Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.
Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
«Все для фронта! Все для победы». Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.
Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет» работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
Репродукция плаката «Родина-мать зовет!», 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе
В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.
В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.
Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
«Победа будет за нами», 1941 год
Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.
На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!
Плакат В. Правдина, 1941 год.
Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.
Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.
Художник Виктор Дени (Денисов) «»Лицо» гитлеризма», 1941 год.
Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем. », 1941 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.
С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.
Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.
Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.
Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.
Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Художник Владимир Серов, 1941 год.
Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
Художник неизвестен, 194х год.
Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.
«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.
В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.
В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.
Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.
Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.
Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.
Репродукция плаката «Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!», художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год
Репродукция плаката «Вперед! Победа близка!». 1944 год. Художник Нина Ватолина.
«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.
Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.
Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.
Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.
Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.
Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.
Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.
Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.
Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…
Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.