Тябловый иконостас что это

Тябловый иконостас

Иконостас тябловый, или тябло, представляет собой специальную конструкцию для расположения икон. Его также называют темплоном, алтарной преградой. Такое приспособление считается важнейшим элементом общего архитектурного облика религиозного здания. Изготавливается тябло из натурального дерева и предназначается для применения в православных церквях.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

История происхождения церковного атрибута

Тябловая конструкция иконостаса является наиболее древней. Предполагается, что она происходит от архитрава алтарной преграды византийских храмов.

Простые тябловые иконостасы повсеместно встречались на Руси в XV–XVII столетиях. Для них было характерно наличие открытой алтарной арки.

С наступлением эпохи барокко тябловые конструкции вытеснили гигантские резные варианты. Эти иконостасы выглядели как каркасные рамы для святых образов с небольшими проемами для доступа к алтарю. Традиционные для России тябловые иконостасы вновь стали распространенными в начале XX столетия.

Каждый человек, заходящий в храм, обязательно обращает внимание на иконостас, останавливается перед ним для сотворения молитвы, становится хотя бы на мгновение ближе к Богу. В этом состоит важное духовное назначение конструкции.

Особенности приспособления

Схема устройства тяблового иконостаса достаточно проста. Его основу составляют горизонтальные полки-брусья из дерева. На них располагаются святые лики. Над Царскими вратами тябло способно переходить в широкую доску, именуемую коруной.

Поначалу образы в таком иконостасе стояли плотно друг к другу. Позже между ними начали устанавливать вертикальные столбики для разделения картин.

Тябловый иконостас обладает плоскостным построением. Тябла в нем являются несущими элементами, служащими для поддержки и разделения рядов икон.

Каждое тябло располагается горизонтально и вмещает в себя одну протяженность образов. В зависимости от количества ярусов (рядов) иконостас может быть двух разновидностей:

Основание делится на определенное количество щитов, из которых собирают основу иконостаса. Чтобы придать конструкции требуемую жесткость, их боковые ребра соединяют друг с другом при помощи крупных шурупов или резьбовых шпилек.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

Форма и отделка тяблового иконостаса

Тябло имеет форму и высоту, которые подбираются с учетом особенностей каждого отдельно взятого храма. В идеале иконостас должен быть органично связанным со стилистикой здания, где будет располагаться.

В древности проекты иконостасов разрабатывались церковными архитекторами. Сейчас их созданием занимаются иконописцы или монументалисты, которые также проектируют систему храмовых росписей.

Тябловые иконостасы принято украшать с лицевой стороны. Основными разновидностями декоративных элементов являются:

Часто в таких конструкциях можно увидеть живописные орнаменты, состоящие из стилизованных цветов или геометрических фигур. Декоративные детали должны быть достаточно сдержанными, скромными, не отвлекающими верующих от созерцания священных образов и сосредоточенной молитвы.

Источник

Вертоград – образ рая на земле: иконостасы раннего русского барокко

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоРусский тябловый иконостас, сформировавшийся в XIV-XV столетиях, со временем становился все сложнее. В XVI веке составляющие его иконы стали разделяться колоннами, в XVII – эти колонны начали покрывать все более сложной резьбой. Наконец, количественные изменения перешли в качественные. Из несущей конструкции для образов иконостас превратился в раму для этих образов, причем раму многосложную, имеющую самостоятельное художественное и историческое значение. Тябловый иконостас заменился каркасным.

Для начала – несколько парадоксов.

Мы уже несколько номеров говорим об истории иконостаса – между тем само слово «иконостас» не употреблялось в описанные нами эпохи. До XVII века на Руси алтарную преграду именовали «деисусы». В этой детали заключена важная характеристика эпохи тяблового иконостаса. Жители Древней Руси видели в иконостасе в первую очередь продолжение деисусного чина – то есть образ Церкви Небесной, предстоящей в молитве Спасителю, как предстоят Ему Пречистая Богородица и Иоанн Креститель в композиции деисуса. В эпоху барочного иконостаса это восприятие претерпит изменения.

Сегодня мы будем говорить о барочном иконостасе – но современники этого явления не употребляли слова «барокко» в отношении к русскому искусству, тем паче – церковному. Термин «русское барокко» был введен лишь в 80-х годах XIX века исследователем древнерусской архитектуры Н. Султановым.

Словосочетание «барочный иконостас» вызывает у многих современных «ревнителей православия» снисходительную усмешку. Однако большинство храмов, украшающихся алтарными преградами в наши дни, получают иконостасы, в которых барочных деталей гораздо больше, нежели характерных черт тяблового иконостаса. Собственно, здесь происходит то же, что и в богослужебном пении: хорошо рассуждать о древнерусском знаменном распеве, но большинство современных (воцерковленных!) людей с трудом сможет отстоять службу, полностью выполняемую этим распевом.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. XVII-XVIII вв.

В конце XVII столетия родился барочный иконостас – явление, которое пройдет несколько этапов развития и наконец переживет собственно эпоху барокко. Дерзнем отметить, что значительная (если не подавляющая) часть создаваемых сегодня иконостасов по своей конструкции и декору ближе всего именно к иконостасу периода раннего русского барокко.

Стиль барокко зародился в Италии. Развитие русского барокко обычно связывают со временами Петра I, но его начало датируют еще 40-ми годами XVII столетия – то есть правлением царя Алексея Михайловича Тишайшего. Искусству эпохи этого государя свойственна особая декоративность, несущая в себе богатую символику. Суть этой символики – в стремлении создать на земле образ рая. Райский сад, вертоград – данный образ пронизывает собой архитектурные и художественные творения XVII века. Новый Иерусалим – «пространственная икона» Царствия Небесного. Дворцы царя Алексея Михайловича в Коломенском и Измайлове – просторные усадьбы с великолепными садами, храмами, налаженным по последнему слову науки тех времен хозяйством – также создавались как некий рай на земле. Это восприятие подчеркивалось особо: сохранился план сада в Измайлово, выполненный в иконописной манере. Человек XVII столетия не противопоставлял «мирское» и «сакральное», он стремился воплотить Царствие Небесное на земле: и в своей душе, и в окружающем мире.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоВ то же время в западных русских землях (Малороссии, Белоруссии) шло активное соприкосновение с западной культурой. При таком соприкосновении неизбежно возникало заимствование – в частности, появлялись иконостасы, украшенные пышной резьбой и даже скульптурой. Богатая, объемная прорезная резьба, заимствованная белорусскими, а затем и малороссийскими резчиками, вскоре пришла и в столицу Руси. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пригласили в Москву резчиков, владеющих искусством «флемской резьбы». Именование это, по мнению большинства исследователей, происходит от прилагательного «фламандский» и указывает на происхождение из Голландии и Фландрии. Есть и другая версия, возводящая слово «флемский» к немецкому «die flamme» – пламя: столь динамичной и яркой была эта резьба. Помимо флемской резьбы в благоукрашении русских храмов конца XVII столетия можно встретить и низкорельефную глухую резьбу, которая была характерна для мастеров из Малороссии.

Иконостасы второй половины XVII века, покрытые сложной выразительной резьбой, в целом сохраняли традиционную конструкцию русской православной алтарной преграды: четырехугольная форма, крупные прямоугольные образы, расположенные друг над другом. В то же время русские иконостасы получили явные черты европейского архитектурного сооружения, коренящиеся в ордерной системе классической архитектуры: колонны с капителями, антаблементы и т.п. До наших дней дошло немало памятников этой эпохи церковного искусства, например, великолепные позолоченные пятиярусные иконостасы Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Символическое значение резного иконостаса

Резная «рама» иконостаса несла отнюдь не только декоративное значение. Она уподобляла алтарную преграду тому самому райскому саду, образ которого был столь важен для восприятия человека XVII столетия. В православном храме алтарь является образом рая – и иконостас указывал на эту истину своей красотой. Одновременно он напоминал о том, что со времен грехопадения Адама рай закрыт для человека – об этом говорили замкнутые Царские врата. Но начинается Литургия – Царские врата раскрываются, из них выходит священник с Чашей – и верующие видят, что рай вновь открыт для нас Крестной Жертвой Спасителя.

Сад, «вертоград» – образ не только рая, но и души человека, которая должна очиститься и освятиться, стать достойным вместилищем для благодати Божией.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

Икона «Вертоград заключенный». 1670 г.

Наконец, вертоград – символ Пресвятой Богородицы. Вспомним икону «Вертоград заключенный», написанную в 1670-х годах мастером Оружейной палаты Никитой Павловцем и, соответственно, выражавшую главные чаяния своего времени. Пречистая изображена на фоне стилизованно изображенного сада, обнесенного стеной. Кстати, очертания этого сада, разительно напомнили нам выполненный в иконографической традиции план сада царя Алексея Михайловича, находящийся в экспозиции музея «Измайлово». «Вертоград заключенный» указывает и на приснодевство Царицы Неба и земли, и на тайну вочеловечения Сына Божия, которую не в силах постичь человеческий разум, и на святость души Богоматери. Это и пример для верующих, которые призваны хранить свое сердце от принятия прилогов зла.

Детали резьбы и их символическое прочтение

На значение иконостаса как образа райского сада указывают и детали его декора. Исследователи, в частности, С.В. Олянина, видят в композициях иконостасной резьбы XVII-XVIII веков четкую знаковую систему, составленную в соответствии с правилами риторики и понятную современникам. Образы, входящие в эту систему, могут по-разному «читаться» в зависимости от контекста. Часть из них была присуща и более раннему русскому церковному искусству, часть – пришла с Запада.

Например, подсолнечник – символ Христа (Солнца Правды), всевидящего ока Божия или души, устремленной к Творцу. Изображенный над царскими или диаконскими вратами иконостаса, он указывает на то, что войти в Царствие Небесное мы можем лишь через Христа, сказавшего «Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» (Ин.10:9). Мотив подсолнечника над вратами довольно часто встречается на резных алтарных преградах. В частности, в Киево-Печерской Лавре он украсил иконостас церкви Всех Святых (1-я половина XVIII в.), где был помещен над диаконскими дверями, и храм Рождества Пресвятой Богородицы (2-я половина XVIII в.).
Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоЛист аканта – образ, присущий еще античному искусству. В христианской художественной системе приобрел двоякое значение: с одной стороны – тернового венца и, соответственно, Страданий Спасителя, с другой – райского растения вообще.

Гранат – символ мученического подвига Христа и страдальцев за веру в Него. Плод, состоящий из множества зерен в общей оболочке, также указывает на единство Церкви. Одновременно, еще с античности, гранат является знаком плодородия и воскресения. В христианстве этот образ приобретает новую глубину: воскресения и духовного плодоношения как результата крестного самопожертвования, совершаемого сначала Спасителем, а затем – и Его последователями.

Гвоздика – указание на Кровь Христову.

В резьбе иконостасов эпохи барокко встречается ряд устойчивых сочетаний. Их повторение от храма к храму указывает на то, что сочетания эти имели не случайное значение.

Например, акант + виноград + роза + лилия – такую композицию можно увидеть на Царских вратах и в местном ярусе иконостасов многих храмов начала XVIII века. Это – и указание на райский сад в его великолепии, сочетании плодов и цветов. И – напоминание о главных духовных добродетелях: чистоте (лилия) и любви (роза), воспринимаемых в Церкви через Евхаристию (виноград) и вводящих в рай (акант).

Виноград + роза и/или гвоздика – напоминание о Крестной Жертве Христа: виноград – евхаристический символ Крови Спасителя, а красная роза и гвоздика говорят о Страстях Христовых.

Собранные в гирлянды, цветы и плоды особенно явно говорили о райском саде. Ведущее значение в композиции имел цветок или плод, изображенный в центре гирлянды: подсолнечник или виноград – указание на Христа, лилия – символ Пресвятой Богородицы. Гирлянды в иконостасе обычно составлялись из листьев аканта, в которые «вплетались» гроздья винограда, яблоки, стилизованные шишки пинии, инжир, грецкий орех, лимон. Такие гирлянды украшали колонны, балки иконостаса, Царские врата.

Похожие орнаменты могли быть не только вырезаны, но и написаны на иконах. Один из таких образов дает нам яркое свидетельство символического понимания современниками этих орнаментов. На иконе Успения Пресвятой Богородицы из киевского храма Рождества Христова, датируемой 1730 годом, изображены две гирлянды, составленные из райских плодов: винограда, смокв, а также роз. Из одной такой гирлянды выглядывает. змеиный хвост – очевидное указание на змея-искусителя. Представленные на образе Успения, эти гирлянды явственно говорят о древнем рае, потерянном по вине Евы, и Царствии Небесном, обретенном благодаря Новой Еве – Пречистой Богоматери, через Которую в мир пришел Искупитель.

С течением времени форма русского барочного иконостаса изменялась, приближаясь к западным образцам и отходя от изначальной простоты. Об этом мы, с Божией помощью, поговорим в следующем номере нашего журнала.

Источник

Иконостасы Покровского собора

Все, кто бывают в Покровском соборе, отмечают удивительно богатую коллекцию икон XVI – конца XIX столетия. Большинство из них находится в составе 11 иконостасов разной стилистики, представляющих несколько направлений церковного искусства в одном архитектурно-историческом и религиозном памятнике. Не выходя их храма, внимательный зритель сможет проследить эволюцию русского иконостаса на протяжении нескольких веков, заметить характерные черты и определенные нарушения канонов, продиктованные особенностями архитектуры самих церквей. В одном храме можно увидеть, как менялась конструкция, состав икон, образующих тот или иной иконостас.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоМестный ряд иконостаса церкви Входа Господня в Иерусалим. На северных дверях икона «Святой архидиакон Лаврентий»

В зависимости от размеров и стилистики в иконостасе может быть различное число икон. Но есть и обязательные образы: в первую очередь, это иконы Христа и Богоматери. Справа от царских врат в местном ряду помещается икона святого или события, которому посвящен храм. В центре иконостаса, венчая его вершину, устанавливается крест. На боковых –диаконских вратах иконостаса – обычно изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоТябловый иконостас в церкви Варлаама Хутынского. Воссоздан в 1930-е годы Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоФрагмент декоративной накладки на тябло в иконостасе церкви Варлаама Хутынского

Сохранившиеся иконостасы Покровского собора можно разделить на два типа: тябловые и каркасные. Тябловый иконостас представляет собой стоечно-балочную систему с горизонтальными балками-тяблами, концы которых закреплены в кирпичной кладке храма. Зачастую тябла украшены расписными накладками, декорированы басмой или резьбой. Так, в церкви Варлаама Хутынского горизонтальные балки закрыты деревянными накладками, украшенными растительным орнаментом. Любопытной особенностью иконостаса в этой церкви является асимметричное расположение царских врат. Это произошло из-за того, что алтарь церкви оказался смещенным вправо для устройства широкого участка внутренней галереи вокруг центральной церкви.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоТябловый иконостас в церкви Александра Свирского. Воссоздан в 1930-е годы

Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия. Декор самой преграды в них имеет второстепенное значение; основное внимание уделяется иконам. Воссозданные в 1920–1930-е годы тябловые преграды в четырех церквах Покровского собора – Святой Троицы, Варлаама Хутынского, Александра Свирского и Григория Армянского – демонстрируют лаконичность; кажется, что иконы в них стоят без всякой конструкции.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоФрагмент убранства каркасного иконостаса в церкви Трех патриархов Константинопольских

Во второй половине XVII в. с появлением в иконостасах резных колонок, профилированных цоколей и карнизов, сплошного золочения они стали играть главенствующую роль в монументально-декоративном убранстве храмов. В это время церковное искусство оказывается под мощным влиянием светского. Постепенно тябловые иконостасы заменяются каркасными или как их называют – рамочными. Как правило, они украшены значительно пышнее, и представляют собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Основной акцент в них сделан на декор: объемную барельефную резьбу, лепной левкасный декор, позолоченные оловянные ажурные украшения, фольгу и тонкую басму. Декор иконостаса, обрамляя иконы, напоминает о красоте Горнего мира. Элементы его глубоко символичны: крест в различных его формах, орнаменты в виде трав и цветов – знаки христианских добродетелей и рая. Нередко происходит нарушение строгой последовательности рядов традиционных древних иконостасов; иконостас создают как архитектурно-декоративное сооружение, а иконы занимают в нем относительно подчиненное место. За счет больших декоративных пространств икон в таких иконостасах бывает немного.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоКаркасный иконостас в центральной церкви храма Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоФрагмент декора иконостаса в центральной церкви храма Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоОловянные накладки на иконостасе в центральной церкви храма

В Покровском соборе сохранились шесть каркасных иконостасов XVIII–XIX столетий. В их убранстве использованы элементы разных стилей: барокко, классицизма, готики и модерна. В центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы установлен самый большой и нарядный каркасный иконостас Покровского собора середины XVIII в. Деревянная конструкция имеет выступающую центральную часть за счет скошенных дверей в алтарь с южной и северной стороны. Крупные объемные детали декора – карнизы, витые колонны, кокошники – выполнены из дерева, позолочены и раскрашены красной и зеленой красками. Плоские части основы, покрытой темно-зеленой фольгой, украшены позолоченными накладками из ажурного олова в форме крестов, серафимов и розеток. Треугольные «щипцы» отсылают к готическим формам.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоИкона «Коронование Богоматери»

Венчающая иконостас икона «Коронование Богоматери» – яркий пример влияния светского искусства на искусство религиозное. В 1780-е годы, во время правления императрицы Екатерины Великой, был проведен капитальный ремонт собора. Именно в эпоху правления Екатерины II широко распространенный в католичестве мотив коронования Царицей Небесной получает широкое распространение в Российской империи.

В 1930-е годы было принято решение убрать из Покровского собора все иконостасы для того, чтобы ничто не мешало рассматривать подлинные архитектурные формы величайшего памятника русского зодчества. К счастью, это решение не было выполнено, и сегодня мы можем восхищаться талантом русских мастеров, создававших из простого материала – дерева –великолепные образцы русских иконостасов.

Источник

тябловый иконостас

Смотреть что такое «тябловый иконостас» в других словарях:

Кижи — Эту статью предлагается разделить на «Кижи», «Кижи (остров)», «Кижи (населённый пункт)». Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/9 апреля 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности … Википедия

Тябло — Тябло. Псков, XVIII век. Псковский музей заповедник Тябло[1] (греч … Википедия

Храм Василия Блаженного — У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский собор (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Василия Блаженного. Православный собор Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия… … Википедия

ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская … Православная энциклопедия

Остров Кижи — Координаты: 62°03′59″ с. ш. 35°14′16″ в. д. / 62.066389° с. ш. 35.237778° в. д. … Википедия

Погост Кижи — Координаты: 62°03′59″ с. ш. 35°14′16″ в. д. / 62.066389° с. ш. 35.237778° в. д. … Википедия

ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится на юго востоке Москвы. Основан св. блгв. кн. московским Даниилом Александровичем. История основания монастыря Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Точная… … Православная энциклопедия

Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня — православная церковь Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня … Википедия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост) — Православная церковь Церковь Покрова Пресвятой Богородицы … Википедия

Источник

Иконостас

Что такое иконостас?

Материалы изготовления

Наиболее распространены деревянные и каменные (мраморные) иконостасы с иконами, написанными темперными красками на досках. Встречаются также иконостасы из металла, от чугуна до серебра, а также из керамики, хрусталя, и даже витражные иконостасы. Иконы в таких иконостасах могут быть как писаными, так и выполненными из тех же материалов, что «тело» алтарной преграды.

Варианты изготовления

Помимо традиционных методов, в наши дни иконостасы нередко создают с помощью современных технологий: изображение наносится на фанеру или пластик методом печати, так что и резьба, и сами иконы оказываются напечатанными на основе.
Встречаются храмы, в которых алтарь отделен от основной части глухой стеной, на которой написан иконостас. Такие иконостасы именуются фресковыми.

Особенности конструкции

Иконостас представляет собой сложное сооружение. Иконы в нем располагаются рядами. Число этих рядов может составлять от 1 до 8. Наиболее распространены сегодня четырехъярусные иконостасы.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. По сторонам – двое дьяконских дверей.
Как правило, иконостас, сколько бы ни было в нем рядов, делается выше человеческого роста. В наши дни все чаще появляются исключения из этого правила. Они восходят к самым древним образцам алтарных преград, которые создавались в то время, когда иконостас еще не нес функции закрывать от мирян происходящее в алтаре. Низкие алтарные преграды, создаваемые сегодня, вызывают серьезные дискуссии. Одни говорят, что они помогают лучшему восприятию молящимися богослужения, другие опасаются профанации службы, исчезновения благоговения.
По стилистике убранства иконостасы подразделяются на 2 главных типа: тябловые и рамочные.
Тябловый иконостас состоит из ровных балок, на которых и стоят иконы, иногда разделенные между собой столбиками. Балки эти именуются тяблами. Они могут быть украшены резьбой – как правило, низкорельефной, или росписью. В тябловом иконостасе декор алтарной преграды имеет вспомогательное значение, основное внимание уделяется иконам. Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия, а также самобытные иконостасы Русского Севера.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

Рамочный иконостас обычно бывает украшен значительно более пышно, нежели тябловый. Он представляет собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Встречаются иконостасы, в которых основной акцент и вовсе сделан не на иконы, а на декор: объемную резьбу. Иногда в таких иконостасах встречаются скульптуры, что в целом не свойственно убранству православного храма. Эти иконостасы относятся к некоторым ответвлениям стиля барокко, а также к классицизму. Впрочем, в соответствии с назначением иконостаса предпочтительно, чтобы иконы в нем занимали основное место, а декор играл вспомогательную роль. В большинстве храмов сегодня иконостасы имеют рамочную конструкцию, но иконы в них достаточно крупные, что способствует молитвенному сосредоточению внимания. Их можно отнести к стилям нарышкинского барокко, умеренного классицизма, русского модерна, историзма, эклектики.

Размещение икон в иконостасе

В зависимости от размеров и стилистики, в иконостасе может быть различное число икон. Но есть практически обязательные образы.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

В первую очередь, это иконы Христа и Богоматери, которые находятся в нижнем ряду алтарной преграды, по сторонам от Царских врат. Они именуются местными иконами, а нижний ряд иконостаса – местным рядом.
Справа от образа Спасителя в местном ряду традиционно помещают икону святого или события, которому посвящен храм.
Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что это

На Царских вратах мы, как правило, видим образы четырех евангелистов (апостолов, написавших Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова). Также на Царских вратах обычно помещают икону Благовещения. Над Царскими вратами – образ Тайной Вечери. Эта икона входит в пространство Царских врат, то есть относится к нижнему ряду иконостаса. Нередко Царские врата украшают фигуркой голубя, который символически указывает на Третье Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, Которым совершаются церковные Таинства.

Второй снизу ряд иконостаса именуют деисусным. В его центре, над Царскими вратами, находится икона Христа-Пантократора, восседающего на престоле. Спаситель изображен во славе – как Бог, Царь Небесный. По сторонам от Него располагаются фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи, как правило, написанные в полный рост. Они изображены в ¾, обращенными ко Христу в молитве. Поэтому вся композиция называется деисус (деисис), что в переводе с греческого языка означает «моление». Далее по сторонам от этих икон могут размещаться образы архангелов, апостолов и других святых.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоНад деисусным рядом располагается ряд двунадесятых праздников. Иконы в нем, как правило, имеют меньший размер, нежели в других рядах. Помимо изображений главных праздников Православия, в нем могут находиться иконы Страстей Христовых. Впрочем, существуют иконостасы, в которых выделен особый страстной ряд.

Еще выше мы видим пророческий и праотеческий ряды, в которых расположены образы ветхозаветных угодников Божиих. Во многих иконостасах эти ряды соединены в один.
В центре иконостаса, венчая его вершину, устанавливается крест. В русских храмах этот крест, как правило, не велик. В греческих же, сербских и болгарских церквях высота креста на иконостасе может быть сопоставима с размером самых крупных из икон. На иконостасах Греции и Балкан нередко можно увидеть необычную для нашего взора композицию: крест, установленный на змее или драконе, попирающий его. Этим зримо выражается идея победы Христа над грехом, смертью и адом.
На боковых – дьяконских вратах иконостаса обычно изображают древних святых дьяконов: Стефана и Лаврентия. Встречаются иконостасы, на одной из боковых дверей которых изображен благоразумный разбойник, введенный Спасителем в рай.

Полезный совет

Облик иконостаса определяет восприятие храмового убранства. Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовал архитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выглядели до разрушения. Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными в каноничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.

Тябловый иконостас что это. Смотреть фото Тябловый иконостас что это. Смотреть картинку Тябловый иконостас что это. Картинка про Тябловый иконостас что это. Фото Тябловый иконостас что этоПервые алтарные преграды, известные нам, появились в IV веке по Р.Х. Они представляли собой невысокий парапет, решетку. Нечто подобное было в античных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.

С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.

После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко, затем – классицизма, готики, модерна. В наши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная с византийского.

Духовно-символическое значение

Иконостас православного храма является частью Предания Церкви. Скрывая от взоров мирян происходящее в алтаре, духовным образом он являет им Небесную Церковь, Горнее Царствие. Таким образом, главное его назначение – напоминать молящимся, что в храме следует смотреть не столько на временное и человеческое (личность священника, отношения между людьми), сколько на вечное, Небесное. Иконостас являет нам тайну попечения Божия о спасении человечества. Мы видим праотцев, пророков, ангелов, главные события Священной истории, новозаветных святых. И, конечно, иконостас показывает нам Царствие Божие: Пресвятую Троицу, восседающего на престоле Господа, предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова.
Декор иконостаса, обрамляя иконы, напоминает о красоте Горнего мира. Элементы этого декора глубоко символичны. Это крест в различных его формах, орнаменты в виде трав и цветов – знаки христианских добродетелей и рая, а также символические изображения. Особенно распространены изображения, напоминающие о Таинстве Евхаристии – главном, что совершается в храме. Это виноградная лоза и грозди, колосья пшеницы и т.п. На некоторых иконостасах можно увидеть древние христианские символы: якорь – тайное изображение креста, знак верность и стойкости; рыбы – зашифрованное имя Спасителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *