Тяговооруженность танка что такое
Самые современные и мощные танки в мире
Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности
Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.
Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.
Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.
Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.
Т-14 «Армата» (Россия)
Год принятия на вооружение: 2016 (планы)
Боевая масса, т: до 55
Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)
Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 40
Скорострельность, выстр./мин.: 10–12
Калибр пулемета, мм: 12,7
Динамическая защита: есть
Мощность двигателя, л.с.: до 1500
Удельная мощность, л.с./т: 27,3
Максимальная скорость, км/ч: до 75
Запас хода по шоссе, км: до 600
Год принятия на вооружение: 2015 (планы)
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 40
Скорострельность, выстр./мин.: до 10
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: есть
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Удельная мощность, л.с./т: 27,3
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Год принятия на вооружение: 2012
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 28
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: нет
Мощность двигателя, л.с.: 1200
Удельная мощность, л.с./т: 27,3
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Год принятия на вооружение: 2011
Боевая масса, т: 58,5
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 39
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: нет
Мощность двигателя, л.с.: 1400
Удельная мощность, л.с./т: 23,9
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.
Тип 99А2 (Китай)
Год принятия на вооружение: 2011
Калибр пушки, мм: 125
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 41
Скорострельность, выстр./мин.: 7
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Читайте в рубрике «Оборона»
Игры кончились. Что в остатке?Что получает Россия, проводя Армейские международные игры Игры кончились. Что в остатке?
Удельная мощность, л.с./т: 25,9
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) — один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту — как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков — участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.
БМ «Оплот» (Украина)
Год принятия на вооружение: 2009
Калибр пушки, мм: 125
Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 40
Скорострельность, выстр./мин.: 8
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1200
Удельная мощность, л.с./т: 23,5
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 500
Год принятия на вооружение: 2009
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 48
Скорострельность, выстр./мин.: 8–10
Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Удельная мощность, л.с./т: 23,5
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 500
Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)
Боевая масса, т: 62,5
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: нарезная
Боекомплект, выстрелов: 52
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1200
Удельная мощность, л.с./т: 19,2
Максимальная скорость, км/ч: 56
Запас хода по шоссе, км: 400
Год принятия на вооружение: 2004
Боевая масса, т: 59,9
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 44
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Удельная мощность, л.с./т: 25
Максимальная скорость, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 550
Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М — шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» — как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.
«Абрамс» M1A2 SEP (США)
Тяговооружённость
Тяговооружённость — отношение тяги двигателей к весу летательного аппарата. В англоязычной литературе обозначается сокращением T/W (англ. thrust-to-weight ratio ). Тяговооружённость может быть весьма различной для летательных аппаратов разных систем. У планера, например, эта величина строго равняется нулю, но это не мешает пилоту планера совершать полёты длительностью в сутки и протяжённостью в тысячи километров. В то же время тяговооружённость палубного истребителя с вертикальным взлётом по определению превышает единицу. Стоит отметить, что тяга ТРД/ТРДДФ зависит от высоты и скорости полёта и падает прямо пропорционально плотности заторможенного потока воздуха, например для АИ-222-25 на высоте 10км тяга падает с 2500 до 300 кгс, вариант с форсажной камерой АИ-222-25Ф выдаёт тягу на высоте 11 км 2760 кгс вместо 4200 у земли.
Содержание
Пример
Российский ракетный двигатель РД-180, использующийся в американских ракетах Атлас V, развивает на уровне земли тягу 3820 кН и имеет сухую массу 5307 кг. Используя постоянную гравитационного поля Земли, можно рассчитать отношение силы тяги к массе (тяговооружённость) данного двигателя (1Н = 1 кг*м/с²).
Следует помнить, что двигатель не может работать без корпуса, в котором он установлен, баков с горючим и т. д. Таким образом, эта величина скорее характеризует сравнительные данные стендовых испытаний разных двигателей, в отличие от данных по летательным аппаратам, где эта величина прямо влияет на лётные характеристики.
Тяговооружённость некоторых самолётов
Страна | Первый полёт | Самолёт | T/W | Тип |
---|---|---|---|---|
1989 | B-2 | 0,205 | Малозаметный стратегический бомбардировщик | |
1968 | C-5 | 0,22 | Тяжёлый военно-транспортный самолёт | |
1952 | Ту-16 | 0,24 | Дальний бомбардировщик | |
1976 | Ил-86 | 0,242 | Широкофюзеляжный пассажирский самолёт | |
1959 | L-29 | 0,25 | Учебно-тренировочный самолёт | |
1952 | Handley Page Victor | 0,27 | Стратегический бомбардировщик | |
1991 | C-17 | 0,277 | Тяжёлый военно-транспортный самолёт | |
1942 | Me 262 | 0,28 | Истребитель | |
1948 | Ил-28 | 0,31 | Фронтовой бомбардировщик | |
1967 | Боинг 737—400 | 0,31 | Самый массовый реактивный пассажирский самолёт | |
1964 | XB-70A Valkyrie | 0,314 | Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик | |
1954 | B-66 | 0,35 | Фронтовой бомбардировщик | |
1968 | Ту-154 | 0,35-0,36 | Гражданский пассажирский самолёт | |
1972 | A-10 | 0,36 | Штурмовик | |
1981 | Ту-160 | 0,37 | Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик | |
1974 | B-1B | 0,37 | Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик | |
1969 | Concorde | 0,373 | Сверхзвуковой пассажирский самолёт | |
1947 | F-86 | 0,38 | Истребитель | |
1964 | SR-71 | 0,382 | Сверхзвуковой самолёт-разведчик | |
1958 | Ту-22 | 0,38 | Фронтовой бомбардировщик | |
1969 | Ту-22М | 0,40 | Дальний бомбардировщик | |
1981 | F-117 | 0,40 | Малозаметный тактический бомбардировщик | |
1964 | МиГ-25П | 0,41 | Истребитель-перехватчик | |
1982 | Ан-124 | 0,41 | Тяжёлый военно-транспортный самолёт | |
1943 | Gloster Meteor | 0,45 | Истребитель | |
1959 | Dassault Mirage IV | 0,46 | Сверхзвуковой дальний бомбардировщик | |
1975 | Су-25ТМ | 0,51 | Штурмовик | |
1952 | B-52 | 0,51 | Стратегический бомбардировщик | |
1947 | МиГ-15бис | 0,54 | Фронтовой истребитель | |
1974 | Panavia Tornado | 0,55 | Истребитель-бомбардировщик | |
1953 | F-100 | 0,55 | Истребитель | |
1951 | Hawker Hunter | 0,56 | Истребитель | |
1967 | Су-24 | 0,60 | Фронтовой бомбардировщик | |
1968 | SEPECAT Jaguar | 0,60 | Истребитель-бомбардировщик | |
1964 | F-111 | 0,61 | Тактический бомбардировщик | |
1957 | English Electric Lightning | 0,63 | Истребитель-перехватчик | |
1969 | Су-17М4 | 0,68 | Истребитель-бомбардировщик | |
1955 | Су-7БКЛ | 0,71 | Истребитель-бомбардировщик | |
1956 | F-106 | 0,71 | Истребитель-перехватчик | |
1990 | Су-34 | 0,71 | Фронтовой бомбардировщик | |
1951 | Gloster Javelin | 0,78 | Истребитель-перехватчик | |
1956 | МиГ-21бис | 0,84 | Фронтовой истребитель | |
1975 | МиГ-31 | 0,85 | Истребитель-перехватчик | |
1953 | МиГ-19С | 0,86 | Фронтовой истребитель | |
1961 | F-4 | 0,86 | Многоцелевой истребитель | |
1984 | МиГ-23МЛД | 0,88 | Фронтовой истребитель | |
2006 | F-35A | 0,89 | Многоцелевой истребитель | |
1970 | F-14 | 0,91 | Истребитель-перехватчик | |
1978 | Mirage 2000C | 0,91 | Многоцелевой истребитель | |
1956 | B-58 | 0,919 | Сверхзвуковой дальний бомбардировщик | |
1988 | JAS 39 Gripen | 0,94 | Многоцелевой истребитель | |
1978 | F/A-18 | 0,95 | Многоцелевой истребитель | |
1977 | Су-27 | 1,09 | Многоцелевой истребитель | |
1974 | F-16 Fighting Falcon | 1,096 | Многоцелевой истребитель | |
1967 | Hawker Siddeley Harrier | 1,1 | Истребитель СВВП | |
1972 | F-15 | 1,12 | Многоцелевой истребитель | |
1986 | Dassault Rafale | 1,13 | Многоцелевой истребитель | |
1977 | МиГ-29 | 1,13 | Многоцелевой истребитель | |
2008 | Су-35С | 1,14 | Многофункциональный истребитель | |
1994 | Eurofighter Typhoon | 1,18 | Многоцелевой истребитель | |
1990 | F-22 Raptor | 1,23 | Истребитель | |
2010 | ПАК ФА | 1,38 | Малозаметный многофункциональный истребитель | |
1987 | Як-141 | 1,5 | Истребитель-перехватчик СВВП |
Тяговооружённость некоторых двигателей
Двигатель | T/W |
---|---|
Olympus 593 [1] | 4,0 [2] |
J-58 | 5,2 [3] |
SSME | 73,12 [4] |
РД-180 | 73,4 |
F-1 | 94,1 [5] |
Merlin 1C | 96 |
НК-33 | 136 |
Merlin 1D | 150 [6] |
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Тяговооружённость» в других словарях:
тяговооружённость — тяговооружённость, и … Русский орфографический словарь
тяговооружённость — тяговооружённость … Словарь употребления буквы Ё
тяговооружённость — сущ., кол во синонимов: 1 • тяговооруженность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
тяговооружённость — летательного аппарата отношение тяги силовой установки летательного аппарата к его весу; один из важнейших параметров, определяющих лётно технические характеристики летательного аппарата. От Т. зависят максимальная скорость летательного… … Энциклопедия «Авиация»
тяговооружённость — летательного аппарата отношение тяги силовой установки летательного аппарата к его весу; один из важнейших параметров, определяющих лётно технические характеристики летательного аппарата. От Т. зависят максимальная скорость летательного… … Энциклопедия «Авиация»
ТЯГОВООРУЖЁННОСТЬ — отношение тяги двигателей к взлётной массе Л А. Часто в качестве Т. принимается безразмерное отношение тяги к силе тяжести Л А. Т. влияет на взлётные качества, Макс. скорость полёта, скороподъёмность и др. хар ки ЛА … Большой энциклопедический политехнический словарь
Тяговооружённость летательного аппарата — отношение тяги силовой установки ЛА к его весу; один из важнейших параметров, определяющих лётно технические характеристики ЛА. От Т. зависят максимальная скорость ЛА, время набора высоты (скороподъёмность) и разгона до заданной скорости,… … Энциклопедия техники
Энерговооружённость — летательного аппарата отношение мощности силовой установки к весу (обычно взлётному) ЛА; характеристика ЛА, использующего в качестве основного движителя воздушный винт. Э. влияет на основные лётно технические характеристики ЛА: максимальную… … Энциклопедия техники
энерговооружённость — летательного аппарата отношение мощности силовой установки к весу (обычно взлётному) летательного аппарата; характеристика летательного аппарата, использующего в качестве основного движителя воздушный винт. Э. влияет на основные лётно… … Энциклопедия «Авиация»
энерговооружённость — летательного аппарата отношение мощности силовой установки к весу (обычно взлётному) летательного аппарата; характеристика летательного аппарата, использующего в качестве основного движителя воздушный винт. Э. влияет на основные лётно… … Энциклопедия «Авиация»