То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счет специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).
Содержание
История развития
Истоки
В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутсвуют в таких известных композициях как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream). Песня «You Really Got Me» считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания.
Расцвет, начало 1970-х
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Uriah Heep, AC/DC, Grand Funk Railroad и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хэви
В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen ), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (AC/DC, Judas Priest, трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт Для Группы С Оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Одним их основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — «Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath.
То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счет специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).
Содержание
История развития
Истоки
В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутсвуют в таких известных композициях как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream). Песня «You Really Got Me» считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания.
Расцвет, начало 1970-х
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Uriah Heep, AC/DC, Grand Funk Railroad и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хэви
В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen ), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (AC/DC, Judas Priest, трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт Для Группы С Оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Одним их основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — «Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath.
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. После стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «первопроходца», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Nazareth, AC/DC, Uriah Heep, Queen, UFO, Grand Funk Railroad, Scorpions и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хеви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хеви
В 1980-х годах на стыке хард-рока и хеви-метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Whitesnake бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Ковердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (Aerosmith, AC/DC, Judas Priest). Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт для группы с оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Хард-рок является одним из многих поджанров, характеризуется акцентом на блюзовые гитарные рифы, мощный вокал и тяжелые, громовые барабаны. Например, группы вроде Led Zeppelin придали партиям баса и ударных большее значение, обеспечив поддержку основного ритма композиции.
Хард-рок появился как поджанр в 1960-х. В 1950-е годы рок-музыка, или рок-н-ролл, как ее часто называли в 50-х и 60-х годах, взорвалась на сцену американской массовой культуры с невероятной силой.
Такие исполнители, как Литтл Ричард, Элвис Пресли, Фэтс Домино и Бадди Холли, восхищали молодую аудиторию и возмущали консервативных родителей на протяжении десятилетий.
Шли 1960-е, и субкультуры, окружающие рок-музыку, стали более массовыми, различие между поп-музыкой и роком стало более значительным. Хард рок начинает набирать большую популярность, а тексты песни становятся более осмысленными, многие песни были написаны о политике, общественном неравенстве, кризисе и большинстве вещей, которые были близки среднему классу.
Основоположники тяжелого рока
В 1980-х годах на стыке хард-рока и хеви-метала, возникло коммерчески успешное движение, которое называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy). В то время заполучили свою известность такие группы, как Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Whitesnake, Aerosmith, Judas Priest. Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие).
1990-е считаются третьей эрой хард-рока. В начале 1990-х годов доминировали Guns N ‘Roses и Metallica. Популярность альбомов Black Album Metallica и Guns N ‘Roses’ Use Your Illusion I и Use Your Illusion II в 1991 году были пиковой точкой известности этих групп. Но популярность таких групп пошла на убыль, так как их музыка и настроения стали более инфантильно-эгоистичными. В 1991 году в моду ворвался новый вид хард-рока.
Гранж объединил элементы хардкор-панка и хэви-метала, в гранже используются тяжелые гитарные искажения. Хотя большинство гранж-групп старались создавать музыку полностью противоположному популярному звучению хард-рока 80-х (например, Nirvana, Mudhoney и L7), но меньшинство (например, Pearl Jam, Mother Love Bone, Temple of the Dog и даже Soundgarden) находилось под сильным влиянием многих хэви и метал групп 70-80-х годов. Тем не менее, в то время все гранж-группы избегали модно-ориентированного стиля хард-рока.
В середине 2000-х одной из основных хард-рок групп становится Velvet Revolver, в состав которой входят три бывших участника Guns N’ Roses (Слэш, Дафф МакКаган и Мэтт Сорум).
Хард рок в СССР
С тяжёлым роком в СССР всё было по-настоящему тяжело. Услышать музыку подобного жанра удавалось немногим, так как подобные треки исполнялись подпольно под тяжестью государственных запретов. Подобные попытки самовыражения среди музыкантов могли караться органами правопорядка, а потому советский рок формировался в максимально трудных условиях и был самым закаленным жанром!
Особенностью текстов группы Круиз являются упоминания строчек текстов известных поэтов: «Не позволяй душе лениться…» (Н. Заболоцкий), «Усталость» (Р. Рождественский), «Сонет» (Шекспир). Эти тексты полюбили старшеклассники, а «Круиз» был упомянут в российской энциклопедии о Шекспире как единственная рок-группа, исполняющая стихи великого поэта.
Самой успешной в коммерческом плане стала группа Ария. По сей день её не устают слушать, как молодые и начинающие фанаты тяжелого рока, так и ветераны советского хард рока. В багаже Арии уже находится 11 студийных альбомов. Образовался коллектив в далёком 1983 году: Виктор Векштейн объединил участников “Поющие сердца”, “Лейся, песня!” и других музыкальных групп и предложил им начать сочинять композиции с новым интересным звучанием. В разное время в Арии успели поработать такие исполнители, как Валерий Кипелов, Владимир Холстинин, Сергей Маврин, Артур Беркут, Михаил Житняков и другие.
Гайд по металу: 4 главных группы в каждом поджанре, часть 4
Заключительная часть нашего мини-гайда по поджанрам метала. Сегодня мы рассмотрим такие направления, как пауэр, симфоник, классический метал и классический металкор.
Концерт на паузу ради фанатов: 7 случаев
Многие рок-музыканты весьма человечны: слава портит не всех. Они ценят и уважают каждого фаната, каждого, кто приходит к ним на концерт. Не раз бывало, что музыканты останавливали выступление, так как что-то случалось в толпе. Этот вопрос стал особенно актуальным после недавнего шокирующего инцидента на концерте рэппера Трэвиса Скотта, закончившегося смертями нескольких людей в толпе.
И вот 7 интересных примеров, когда концерт замирал ради фаната!
Гайд по металу: 4 главных группы в каждом поджанре, часть 3
Третья, предпоследняя часть о субжанрах метала. Мы помогаем вам разбираться в любимой музыке! Приводим по 4 главных группы в каждом поджанре.
Сегодня мы рассмотрим модерн металкор, индастриал, блэк и глэм. Поехали!
Новая волна эмо: все началось с Sound Cloud
Гайд по металу: 4 главных группы в каждом поджанре, часть 2
Продолжаем путешествовать по бескрайним просторам метала. Это вторая часть о его поджанрах, и сегодня мы рассмотрим готик, грайнд, дум, дэткор и джент.
Гайд по металу: 4 главных группы в каждом поджанре, часть 1
То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счет специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).
Содержание
История развития
Истоки
В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутсвуют в таких известных композициях как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream). Песня «You Really Got Me» считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания.
Расцвет, начало 1970-х
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Uriah Heep, AC/DC, Grand Funk Railroad и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хэви
В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen ), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (AC/DC, Judas Priest, трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт Для Группы С Оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Одним их основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — «Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath.