Тюбетейка белая что означает
Тюбетейка: сунна или элемент культуры?
Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.
Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.
Каноническое положение головного убора в исламе
В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.
Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.
Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.
В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:
«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)
В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.
Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.
Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.
Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.
Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.
Виды тюбетеек
У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».
У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.
Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.
До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.
Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.
В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Секреты тюбетейки: как жители Таджикистана по головному убору определяют возраст
Древние традиции и элементы культуры хранит в себе национальный головной убор Таджикистана – тюбетейка. По ней определяют, откуда человек родом, каков его достаток и возраст. Обо всем этом рассказывают узоры на шапочке. Почему сейчас тюбетейка так популярна, узнавала корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.
Сегодня по тюбетейке можно определить не только место проживания и достаток, а еще определить настроение и место работы. С тюбетейкой таджикистанцы не расстаются всю жизнь. Надевают и в праздники, и в будни. В гардеробе одного человека их может быть до четырех. Белая – для молитвы, черная – для похорон, золотая – для свадьбы и еще одна на каждый день.
«Например, в Горно-Бадахшанской автономной области носят в основном зеленые и красные тюбетейки круглой формы. Они отличаются от других регионов. Красные и зеленые могут носить и мужчины и женщины. А в Согдийской области другая форма. Например, квадратная. Их носят и на похороны, и на свадьбу. И дети носят, добавляют элементы, чтобы было понятно, что это детские», – сказала председатель ОО «Креативное развитие» Таджикистана Нигина Икроми.
В Музее этнографии хранят лучшие образцы тюбетеек. С национальным узором чакан носят на юге страны, в Хатлонской области. Чем ярче, тем лучше. Жители севера республики предпочитают неброский орнамент. На тюбетейках у южан в центре знак солнца, у северян – по окружности миндаль или перец.
«Этот перчик является признаком оберега, он оберегал человека орт злых сил, когда он выходил в вечернее время из дома, оберегал от сглаза», – сказала ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана Мумина Шовалиева.
Гранаты, розы, след змеи, зигзаги, вьюнки названий рисунков сотни. Их придумали вышивальщицы много веков назад. Природа – основная тема. Во времена Советского Союза встречались и необычные экземпляры. На тесьме, которой обшивался головной убор, вышивали поезд, патефон или аэроплан. Кстати, чем старше человек, тем темнее тюбетейка. Яркие, для молодых.
Тюбетейку принято носить с гордостью, ведь это часть национального костюма. Есть и свои приметы. Например, ее нельзя вертеть в руках – голова будет болеть. Нельзя и переворачивать, а то все пойдет кувырком. С тюбетейкой связано и много пословиц. Например, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. А если спросить старца, зачем носить тюбетейку, то он ответит: чтобы шайтан в голову не залез.
В начале 1920-х годов прошлого столетия тюбетейка была мерой веса при покупки сахара или риса.
Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты
Представителям других религий тюбетейка говорит о том, что перед ними мусульманин. Самим же мусульманам этот головной убор рассказывает, откуда родом его владелец. Тюбетейка – непростой предмет гардероба. Слово возникло от тюркского «тюбе», что означает – вершина. В этом есть философский смысл, символ и защита. Ведь островерхая форма тюбетейки похожа на купол мечети. Раньше мусульмане, выходя из дома, обязательно надевали этот головной убор, сейчас тюбетейку носить в повседневности не обязательно, но на праздники ее надевают все верующие. Четыре сегмента тюбетейки означают четыре периода человеческой жизни – детский, юношеский, взрослый и старость.
Виды тюбетеек
У разных народов формы тюбетеек разные, есть квадратные, есть конусообразные, есть похожие на таблетку. Иногда детали на тюбетейке, ее цвета и узоры могут многое рассказать. Считалось, что символы этого головного убора служат защитой (от сглаза, от врагов, от злых духов) или привлекают богатство и жизненную энергию. Существуют даже древние поверья, что тюбетейка может уберечь человека от колдовства, порчи, зависти. Поэтому носить чужую тюбетейку считалось невозможным по причине того, что с головным убором к другому человеку переходят болезни и судьба. Особенно запрещалось надевать тюбетейки умерших людей.
По тюбетейке, как и по халату мусульманина, можно было прочитать, из какого он региона, каково его происхождение, социальное или семейное положение, возраст, род занятий. До революции имамы обращали на это большое внимание и запрещали носить головной убор, не соответствующий достоверной личной информации.
Национальные обычаи каждой страны диктуют свои условия ношения тюбетейки
Некоторые богословы говорят о её принадлежности к религии и утверждают, что совершать намаз без тюбетейки – это макрух (нежелательно). В доказательство приводят хадисы, в которых говорится о том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда носил головной убор. Действительно, в хадисах многих сподвижников описывается чёрная чалма Посланника. Другие учёные уверяют, что тюбетейка – это элемент восточной культуры, изначально связанный с жаркими климатическими условиями и защитой от солнца. Постепенно этот головной убор прижился и перешёл к более прохладным восточным странам.
В современной жизни иногда между поколениями возникают споры по поводу ношения тюбетейки, тем более, что в шариате напрямую не отражено решение этого вопроса. Старшее поколение в некоторых странах считает недопустимым находиться среди чужих людей с непокрытой голой. Молодежь, соблюдающая традиции ислама, не хочет носить тюбетейки даже во время намаза. По этому поводу в мечети может вспыхнуть конфликт, что недопустимо.
В суре «Аль-Араф» Аллах говорит:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» [7:31].
Споры
Многие говорят о том, что это относится и к покрытию головы. Но несколько учёных разведали, что аят был написан для мусульман, которые обходили Каабу обнажёнными и под украшением имелась ввиду просто одежда. Другие спорят с ними, что если речь идёт об одежде, то к покрытию головы это тоже относится. Известный мухаддис шейх аль-Албани выдвигает такую точку зрения: «Мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис:
«Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» («Тамам аль-Минна»).
Учёный также обратил внимание на то, что, если паломнику запрещается во время хаджа покрывать голову, значит, во всех остальных случаях он должен это делать.
В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет.
Досье на макушке Разное
В новейшие времена, когда защита персональных данных становится глобальной задачей, мир не замечает, что носитель этих данных порой расположен прямо на виду.
Тюбетейка – всем шапкам голова
Чтобы добыть эти данные, не надо быть хакером – он изначально оставлен без работы. Любой интересующийся биографическими данными, в том числе местом жительства, социальным и финансовым состоянием и даже интимными частностями, может осуществить свое намерение самым простым способом – внимательно взглянув на голову собеседника, который является носителем информации.
Но – стоп. Перед тем, как подробно рассказать об этом, упомяну обстоятельства одной встречи, которая состоялась более двадцать лет назад в Дуйсбурге, где в районе Майдерих в ту пору располагалось общежитие для контингентфлюхтлинген – под этим словом подразумевались тогда прибывшие на ПМЖ в ФРГ евреи.
– Я, наконец, узнал, – сказал однажды сказал мой земляк Нюма из упомянутой общаги, – как определяют экономическое положение государства. По обилию на улицах головных уборов! В журнале прочитал. И, заметь, никакой разницы, каких именно уборов – шляп, цилиндров, кепок. Лишь бы была защита от солнца, дождя, снега. Есть чем голову народу покрыть – цветет страна.
Нюма все еще жил ощущением, что на его шляпную мастерскую в центре не то Самарканда, не то Андижана, не то Коканда вот-вот грянет шквал модниц. Но, при всем уважении к профи, его утверждение я близко к сердцу не принял.
Получается, говорю, что все 28 миллионов жителей из милого нашему с тобой сердцу Узбекистана – вполне зажиточный народ. Это при среднемесячном уровне зарплаты, стипендии или пенсии в 15–20 евро (наш разговор с Нюмой, напоминаю, состоялся в начале 2000-го). Кстати, такую сумму надо было тогда выложить, чтобы приобрести фетровую кепку, сверху обтянутую джинсой или кожей. Фирменное изделие предприятия «Щелковский фетр». Выходит, говорю Нюме, нашим с тобой согражданам по той жизни заработанного за месяц и хватило бы лишь на покрытие исключительно головы, но не ежемесячного расхода.
– Кепка-шмепка, – вздохнув, согласился Нюма. – Но как же быть с остальным мировым населением? Ведь не я же выдумал – экономисты.
Нюма, как спец, был близок к другому открытию. Но почему-то его не сделал. Все вышеназванные головные уборы произошли от тюбетейки. «Как это?» – опешил Нюма. Я продолжил: «А что? Кепка – тюбетейка с козырьком. Шляпа – тюбетейка с полями. Цилиндр – тюбетейка с полями и верхом, сохраняющим заданный диаметр. Об этом даже Зайцев с Юдашкиным и Васильевым, которые все про моду знают, не подозревает».
– Выходит, азиатский регион стал родоначальником мировой моды, оказался обделен славой! – ахнул Нюма.
– Ну да! Не обидно ли? – поддакнул я, тоже обидевшись за державу. – Любая шляпка или ушанка начинается с куска материала, на который нашивается верх. Но начало-то этой шляпки, а заодно цилиндра и заурядной шапки-ушанки – все та же. Тю-бе-тей-ка.
– А шляпа, – сказал дрогнувшим голосом Нюма, – в которой Людмила Путина ездила на прием к королеве Великобритании? Та, кстати, тоже не без шляпных закидонов…
– Чем это, – ядовитенько так спрашиваю, – шляпы высшего света из плебейского ушаночного ряда выбиваются? Вся Европа, считай, тюбетейкой накрыта! Сколько повторять? Сначала шьется тюбетейка. Потом пристегивается все остальное. Мне ли тебе, бывалому шляпофилу, технологию втолковывать?
Нюма злорадно улыбнулся: «А абако – тоже?» Я никогда не слышал про такой головной убор.
– Это не убор. Так дерево африканское называется, из коры которого, предварительно обработанного на манер лыка, легкие дамские шляпки мастерят.
– Не знаю про абако. А то, что тюбетейка – всем шапкам голова, как божий день, ясно. Я тебе сейчас расскажу про то, что я вычитал.
Головной убор на Востоке
Ритуальные магические узоры на классической мужской тюбетейке из Ферганской долины – одновременно оберег и напутствие в семейную жизнь с обилием детей. На это указывают узор в виде четырех расшитых белой нитью стручков перца «калампир» – они, если верить легенде, охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать узорных арочек, расположенных в ряд по кромке изделия, выражают пожелание быть большой и дружной семьей и иметь шестнадцать детей. Именно такая семья по традиции считается полноценной.
– А я-то, дурень считал, что у меня перебор, – не выдержал Нюма, кивнув на игровую площадку, где резвилась его лихая мальчишечья троица, разбавленная двумя хорошенькими девчонками. – Значит, мне еще пахать и пахать. Слышишь, дорогая, мы еще оказывается, в начале большого пути…
– Но это по восточной шкале ценностей. А мы – без пяти минут жители Германии. Хотя участие твое в демографической картине страны прибытия уже и с тем человеческим ресурсом, который накоплен, весьма впечатляющий, – отозвалась с кухни его жена Раечка, искусствовед с 15-летним опытом. – Но твое участие… как бы сказать, что не совсем обидно было… чисто формальное. Все остальное, как ты заметил, доделываю я.
– Не слушай ее, – покраснел шляпник с чайником в руке, от волнения промахиваясь струйкой мимо пиалы. – Ты, знаешь, за пловом следи. Тюбетейка тюбетейкой, а обед по расписанию. Говори дальше.
– Узор «калампир» на самом деле – местная интерпретация древнейшего на Востоке символа. А именно единства мужского и женского начала «инь – янь».
Единство мужского и женского начала пламеннее всего проявляется в известном народном обряде – на свадьбе. И тут надо склонить голову перед великим мастером кинематографа Федерико Феллини. На 45-й минуте его фильма «Голос Луны» (Voce della Luna) в сцене свадьбы Несторе и Маризы у микрофона появляется певец в … чустской тюбетейке. Напомню, что «Голос Луны» создан в 1990-м, за три года до смерти режиссера, и расценивается искусствоведами как фильм-завещание Ф.Феллини. Стало быть, и чустскую тюбетейку, из-под которой льется сладкий италийский голос, следовало бы рассматривать в том же завещательном аспекте. Он вторит первоисточнику (плодитесь и размножайтесь!) и актуальности своей, особенно на Востоке, не теряет.
Бухарская шапочка с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, своим золотым шитьем намекает на торжественность момента: ее обладательница – накануне свадьбы или вот-вот станет невестой. Причем, мастерами золотошвейного производства в этом регионе много веков являлись именно мужчины. Они только век назад подпустили к этому ремеслу женщин.
– Ну да! – воскликнул Нюма, отвернув голову в сторону кухни. – Мне и дедушка о том же твердил, когда оставлял в наследство мастерскую. Дескать, на Востоке никого не удивляет мастеровой с иглой.
Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Ясное дело, прежде всего – женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы. В эти орнаменты женщины вплетают свои надежды, тревоги, верования. Надевая тюбетейку новорожденному, родители благословляют его – дескать, будь всегда здоров.
Волнообразный стебель вьюнка, который «струится» в нижней части тюбетейки, означает богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от «сглаза». Узор «илон изи» (след змеи) предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыб – плодовитость женщины.
Порой не узор, а сама тюбетейка служила семейным талисманом. В Узбекистане широко известны истории, случающиеся на свадьбах. Фрагмент веселья – танец «Ол туппимни» (подними тюбетейку), исполняемый мужчинами. Они танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову, но не касаясь тюбетейки руками. Победитель дарит головной убор девушке, на которую положил глаз (понятно, при условии, что та благосклонно согласилась верно расшифровать его горящий взгляд). После этого следует цветочно-конфетный период, затем свадьба и семейная жизнь, охраняет которую та сама тюбетейка, которая отныне висит на стене, рядом с портретами близких родственников.
Иногда в узорные композиции включались целые фразы. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: «Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю».
Вообще мужчин в тюбетейке можно встретить на улицах узбекских городов чаще, чем женщин. Почему в новом тысячелетии, когда и на Востоке все чаще ходят с непокрытой головой, необходима тюбетейка? Дань традиции? Не только. Есть и суеверные опасения. Недаром аксакалы на Востоке так объясняют ее необходимость: «Чтобы шайтан в башку не залез».
– Вот-вот, – подхватила тему Раечка. – Похоже, нюмину башку уже не спасешь. Вбил себе в голову: дескать, я со своим ремеслом в Германии не пропаду и буду не хуже Бена. Это его двоюродный брат, который подался в Израиль, тоже шляпник, который шьет на заказ меховые шапки для ортодоксов. Ну и где эти толпы заказчиков тут, в Германии? Кого ты хочешь обшить, шлемазл?
Вершина в любом случае
Я постарался сгладить семейный скандальчик продолжением моих интернет-изысканий. Еврейская тема отступила под напором центрально-азиатской.
Тюбетейка, которая в основе названия несет тюркский корень «тюбе» (вершина), – продукт особенный. Ну сам, Нюма, посуди, говорю, тюбетейка – от тюркского корня «тюбе». Вершина. Это как хочешь понимай. Вершина тела. Вершина мысли.
Мысли рождаются в голове. Если она выпуклая, то тюбетейка должна быть соответствующей. Конечно, может быть и выпуклой, если мыслей недобор. Главное – покрыть бесценную колыбель идей и удержать их.
Но ведь мыслями богат не только Восток, но и Запад. Он тоже умеет мыслить образно. Ты согласен, Нюма? Так вот, форму тюбетейки мир увидел в тюльпане. Видимо, не случайно созвучны корни: тюркский «тюбе» и латинский «Tulipa». Последний и дал жизнь немецкому Tulpe и французскому tulipe. Примечательно, что оба этих слова женского рода. То есть дамской своей сущностью к тюбетейке ой как тяготеют!
По-английски тюльпан tulip. Но вершину, как, кстати, и макушку, причастную, как мы знаем, исключительно к голове, на английском обозначает еще и слово top.
Попробуй, Нюма, по-английски воспроизвести слово «тюбетейка»: top-е-take. В нем top – вершина, е – начальная буква слова «Восток», take – взять. Топэтэйк. Получается зашифрованное сообщение, что-то вроде приказа: взять вершину Востока.
Правда, каждый восточный люд эту самую вершину по-разному кличет. В Туркмении, например, – тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. Поверх тахьи туркменской девушке надевали серебряное навершие, часто украшенное птичьими перьями – гупба. Это – традиционный информатор. Вот, скажем, решился было юноша на главный разговор. А та выходит в гупбе с особым дизайном. Без перьев. Что означает: все, парень, опоздал. Сосватана твоя зазноба. Очень удобно. Ни слова, ни полслова.
По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства – как, к примеру, в Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором – значит, «родом» с Памира. Богата расцветкой – выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике – мужские черно-белые тюбетейки под названием «чусти», от названия города Чуст в Узбекистане. Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца). Квадратна по форме, заканчивается узким бархатным кантиком черного цвета. Тюбетейка «чусти» очень изящна и отличается простотой и тонкостью вышивки.
Причем, убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя – из шелка и впереди украшается птичьими перьями.
Вместо картин в уйгурском доме висят тюбетейки. Да какие! Расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, цветной нитью, пейзажами. Глаза разбегаются. Ну а остановился на такой-то картине взгляд гостя – забирай! Обычай такой. Восток.
Подарок казахской невесте в той-дорба – специальном свадебном мешке. Собраны они у казахов по украинскому принципу «Що бог дав – усе в торбу!». «Усе в торбу» по-русски означает, правда, весь запас овса в мешке, подвешиваемом к морде лошади, а по-тибетски (thor bu) – собрание разрозненных и незаконченных мелких сочинений.
Той-дорба – свадебный мешок, в котором упрятаны надежды казахского жениха на благосклонность невесты. И будь он трижды лисьими шкурами наполнен, дар все равно не засчитывается, если нет там тюбетейки.
Куда ни глянь – тюбетейка
Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму.
Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта – огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь – тюбетейка!
Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже… мерой объема. Вот встречаются старые друзья, и кто-то обязательно в шутку предложит: «Дуппидай ош килайлик!», что означает: «Сделаем плов размером с тюбетейку!» И это не оттого, что на поднос выложат относительно небольшую горсть риса. Причина – в форме: плов будет традиционно повторять образ горы.
– И я тебе сейчас докажу, что мы осилим эту гору! – крикнул хозяин дома, который, как и я, пребывал в предвкушении застолья по-узбекски. – Раечка, ты следишь за часами? По-моему, плов поспел. Если так, то я иду разделывать мясо… Вай-дод! – на восточный манер Нюма кричит, поскольку мысли его, как рисинки в казане, пребывают в ожидании освобождения. Восклицание вполне цензурное – среднее между «Боже мой!» и «Аза юр оф мир!» – Я не про плов. Про тюбетейку! По твоему выходит, что если бы рядовой бюргер надел бы тюбетейку, демографическая проблема в Германии как бы разрешилась сама собой…
Дать по тюбетейке!
Вот до каких социологических изысков обычная тюбетейка довела бывшего узбекистанского шляпника! «Ну, это если бы Европа была накрыта тюбетейкой…» – говорю я и осекаюсь.
Потому что вспоминаю: однажды наткнулся я на одном из интернетовских сайтов на заметку под названием «Тюбетейки – в Европу!» Речь шла о костанайском фестивале в Казахстане, где демонстрировали шедевры ручной работы. Причем, оценивались не только красота узоров, но и быстрота исполнения. Конкурсную победу одержала мастерица, которая на глазах у всех изготовила и расшила тюбетейку золотой и серебряной нитью за два дня. Хотя, говорят, есть и более шустрорукие.
Но реальность иная. И шляпник Нюма это нутром чует. Но пока (напоминаю, дело было 20 лет назад) успех Бена жег нутро его родственника по крови и ремеслу. Получится это у Нюмы или нет? Нюма, как и все ремесленники, оставляет амбиции и переходит на дипломатический язык, мудро резюмируя:
– Знаешь, что я понял? Была бы голова, а уж всегда найдется тот, кто, глянув на тюбетейку, узнает о человеке гораздо больше, не приставая с расспросами. Потому что тюбетейка – это вроде жесткого диска при голове. Я верно понял?
Послесловие. Пока Европа собирается, жена привезла из Ташкента тюбетеечку настолько симпатичную, что, едва надев ее на меня, решила запечатлеть меня на картоне. Так что теперь я, уроженец Узбекистана и житель Германии, полностью отюбетеечный. Судьба остального континента в тюбетеечном контексте мне, признаюсь, неизвестна.