Тютчев писал что мысль изреченная есть ложь
Мысль изреченная есть ложь
Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» «Молчи!», 183]) Федора Ивановичем Тютчева
Написано на тему стихотворения «Молчи» немецкого поэта, участника революции 1848 г. в Германии Л. Пфау (1821—1894).
Суть в том, что не только мысль облаченная в слова становится ложью, но и сама чистая мысль тоже ложь. А если точнее то и слово и мысль одновременно находятся в двух состояниях: истины и лжи. Как это может быть? Если мысль или произнесенное слово одинаково воспринимается двумя или группой слушателей, то она становится истинной и наоборот: если то же слово или мысль по разному интерпретируется то становится ложной.
Заблуждение — Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.… … Википедия
Ниже я буду приводить примеры, когда общепринятые мудрые изречения облеченные в слова становятся ложными:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает»
Не важно кому на самом деле принадлежит этот фразеологизм, важно, что в конкретных ситуациях он срабатывает, а в общем он ложен. Ведь на самом деле ошибаются все вне зависимости от действия или бездействия. Разница лишь в том, что ошибку гения могут увидеть лишь следующие поколения, а вот ошибку «простого смертного» видно сразу!)
итальянский поэт ХVI века Джованни Баттиста Пескаторе (Giovanni Battista Pescatore, 15..-1558), у которого в поэме «Смерть Руджеро» (Венеция, 1548) говорится: «Chi non fa, non falla» — «Кто не делает, не грешит»
Но порочные мысли часто более греховны чем сами деяния. Да и в жизни часто бездействие не меньший порок чем сам грех!
для тех, кто не понял как может ошибиться ничего не делающий, привожу текст вот такой притчи:
Набожный христианин всю жизнь молился и уповал на Бога. Однажды в городе, где он жил, началось наводнение. В дом к христианину забегают соседи и говорят:
— Спасайся, наводнение!
— Нет, отвечает христианин, я буду молиться, Бог меня спасёт.
Христианин погрузился в молитвы о спасении, а вода поднимается всё выше. К его дому подплывают на лодке люди и говорят:
— Садись в лодку, мы тебя спасём.
— Нет, отвечает христианин, меня спасёт Бог.
Христианин продолжает молиться, поднялся уже на крышу, вода на уровне чердака. Подлетает вертолёт, спускают лестницу:
— Залезай, мы тебя спасём.
— Нет, я верующий человек, не приму от вас помощь, меня спасёт Бог.
Вертолёт улетает, христианин стоит уже на самой вершине крыши по колено в воде. И тут волны подносят к его ногам вырванное с корнями большое дерево. Но христианин, вместо того, чтобы сесть на дерево и уплыть, отверг дерево. И утонул.
Христианин предстал пред Богом и говорит:
— Я тебе всю жизнь молился, почему ты меня не спас?
— А кто, отвечает Бог, посылал тебе лодку, вертолёт, дерево чтоб ты спасся? О какой помощи ещё ты можешь спрашивать?»
Иоганн Вольфганг фон Гете
«Неблагодарность — род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.
© Copyright: Александр Дагай, 2018
Свидетельство о публикации №218041200140
1.
Анализ стихотворения Silentium! Ф. И. Тютчева
Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в творчестве Тютчева. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи.
История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.
Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.
Композиция – трёхчастная, причём сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”.
Жанр – это лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями.
Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
Эпитеты – “в душевной глубине”
Сравнение – “как звёзды в ночи”.
О точной дате написания стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.
Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается ещё один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в своё время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.
Тема
Посвящено стихотворение теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.OTM
Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.
Композиция
Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.
Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.
Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.
Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.
Жанр
По жанру это лирическое стихотворение. В нём явно звучат мысли и чувства лирического героя.
Средства выразительности
Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие, как:
Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
Эпитеты – “в душевной глубине”
Сравнение – “как звёзды в ночи”.
Одна из строк этого стихотворения – “Мысль изреченная есть ложь“– быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.
Тютчев Есть ложь
Воскресенье, 2 апреля 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: Тютчев, Ложь |
Автор статьи: kregov |
Уже в 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дёрнберг. Но в его жизни и в сердце все это время была Елена Денисьева. Почти четырнадцать лет он состоял с ней в любовной связи. И есть предположение, что связь с ней у него была, когда он жил с Элеонорой. До 1844 г. Тютчев жил за границей. Конечно же, как творческая натура, поэт посвящал стихи всем своим любимым женщинам. Ещё Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину. Всего Тютчев написал более четырёхсот произведений. Тютчев – мастер философской лирики. Он тонко раскрывает тему микрокосмоса души человеческой и миро воздания. Могущество вечности и ничтожное время человечества. Последние годы его жизни были омрачены смертью близких людей: Денисьева, а потом дети и мать. Прожил Тютчев семьдесят лет. SilentiumМолчи, скрывайся и таи Как сердцу высказать себя? Лишь жить в себе самом умей — Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»В стихотворении слова: “мысль, изреченная есть ложь”, понимаются как то, что поэт отделяет мысль от слова, выражает неверие в силу слова, верит лишь в созидательную мощь мысли. «Ложь», потому, что подобранное слово не всегда выражает то, что человек хочет выразить и сообщить окружающим. Философская лирика поэта перекликается с восточными культурами, такими как буддизм, в своей манере преподнести важные мысли в тонком описании. В творчестве Тютчева, мы находим смысл бытия и предназначение человека в жизни и вселенной. Его творения разноплановы, метафоричны и одиозны. Философия Федора Тютчева, мастера по донесению глубокого смысла бытия строками своих произведений. В Мюнхене Тютчев познакомился с философом Шеллингом. Учитывая время, проведенное там, возможно это повлияло на написание произведений Тютчевым с философским корнем. Также стихотворения Г. Гейне Тютчев стал переводить на русский язык. По мнению Тютчева, невидимый, тонкий мир настолько сложен и многообразен, непостижим для человеческого ума в целом, что для выражения чего-либо общепринятый язык слишком скуден. Это и является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя. Мысль изречённая есть ложь”. Основная мысльГоворящий человек вкладывает свой смысл в произнесенные слова, а слушающий может услышать совсем иное. Тогда и возникает непонимание между людьми, непринятие друг друга. И каждый пытается правильно подобрать слова в разговоре, и, подбираются они исходя из характеристик собеседника, которая тоже субъективна. Из стихотворения «Silentium» можно уловить философскую мысль, тонкий совет — внимательно относиться к тому, какими словами высказываться. Не всякие Ваши изречения понимаются другим человеком так, как Вы хотели бы это подать. Восприятие может быть извращено, не адекватно и противоположно тому, что имелось в виду. На счет этого произведения К. Бальмонт высказал свое мнение: стихотворение написано о творческом процессе, о муках творчества, с позиций идеализма. История написанияПервые произведения Ф. Тютчев писал для себя, таким способом, выражая свои мысли и чувства. Он не стремился к славе литератора, так как состоял на государственной службе. Уговоры одного из сослуживцев, так же государственного деятеля, заставили поэта опубликовать некоторые свои произведения. В прессе стихотворение «Silentium!» было напечатано одним из первых, в 1830 году. В переводе с латыни означает «Безмолвие», «Молчи!». Произведение подвергалось неоднократному редактированию, автор считал его личным и откровенным для всеобщего обзора. Парадокс, но стихотворение с названием «Молчи!», принесло поэту славу. Его охарактеризовали, как тонкого философа со своим мировоззрением и романтичную натуру. Поводом для написания «Silentium!» стала безграничная любовь Тютчева к Элеоноре Петерсон. Он обожал свою молодую жену. Но в подсознании возникали тревоги, которым не было объяснения. И он пытался об этом не думать, не говорить! Тютчев пытался понять, что же не дает ему покоя, что есть правда, а, что есть ложь. Именно этому осмыслению посвящено стихотворение «Silentium!». Здесь прослеживается глубокое переплетение с религией и в этой фразе, есть подтекст, который гласит, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать нечистый. И Тютчев замыкается в себе, все меньше и реже раскрывает свои истинные чувства и мысли на всеобщий обзор. Именно поэтому, поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его счастью грозит беда. Особенности стиха
В этом произведении отсутствует полемика. Настойчивое повторение звучит как призыв, убеждение, желание объяснить. В нем можно увидеть утешение, смирение в отчаянии. Обращение к нуждающемуся и растерянному человеку, возможно даже к себе самому. “Молчи, скрывайся и таи…”. Звучит успокоение: не переживай, чувства от этого не погибнут, будут жить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Как будто кто то, более мудрый, заботится о младшем или неопытном и, даже, можно сказать – родном человеке. “Мысль изречённая” – это антоним слову “неизречённая”. А значит – необыкновенная, неописуемая, нереальная. Следовательно, «изречённая» – это просто «обыкновенная». Вариантов о размере, которым написано “Silentium!” несколько. Н. Королёва, придерживается мнения, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Многие его не разделяют и даже возмущены таким определением. Ритмичность Тютчевского стиха и порядок ударений строки свободны от принятого размера. Здесь и возникли теории, что оно написано ямбом с включением трёх строк aмфибрахия. Возможно к «Silentium» нужен совершенно другой «ключ». Если рассмотреть ритмику с другой точки зрения, то можно увидеть в написании трёхударную строку. Мысль изреченная есть ложьМысль изреченная есть ложь Смотреть что такое «Мысль изреченная есть ложь» в других словарях:Мережковский, Дмитрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мережковский. Дмитрий Мережковский … Википедия Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… … Литературная энциклопедия Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или … Словарь литературных терминов Семиотика искусства — (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь ТЮТЧЕВ — Фёдор Иванович (1803 1873), русский поэт. В философской лирике Тютчева мотивы трагической раздвоенности души, мятущейся между верой и безверием, приобщённостью к высшим, божественным сферам бытия и обречённостью на земное ( дольнее )… … Русская история «1831-го июня 11 дня» — «1831 го ИЮНЯ 11 ДНЯ», программное для юношеской лирики Л. стихотворение, суммирующее целый ряд ее осн. философско романтич. мотивов. Форме непосредств. размышления «байронического героя» придан характер дневниковой записи (см. Дневник). Жанр… … Лермонтовская энциклопедия Афоризм — (от греч. αφοριζω отграничивать, отрывать) является совершенно самостоятельным жанром прозы. Формально он как бы воспроизводит структуру общего логического суждения. Но, в то время как научное суждение направлено на исчерпывающее развитие своих… … Литературная энциклопедия ИЗРЕЧЕННЫЙ — ИЗРЕЧЕННЫЙ, изреченная, изреченное; изречен, изречена, изречено (книжн. устар., поэт.) и (разг. устар., теперь ирон.) ИЗРЕЧЁННЫЙ, изречённая, изречённое; изречён, изречена, изречено. прич. страд. прош. вр. от изречь. «Мысль изреченная есть ложь.» … Толковый словарь Ушакова ИЗРЕЧЕННЫЙ — ИЗРЕЧЕННЫЙ, изреченная, изреченное; изречен, изречена, изречено (книжн. устар., поэт.) и (разг. устар., теперь ирон.) ИЗРЕЧЁННЫЙ, изречённая, изречённое; изречён, изречена, изречено. прич. страд. прош. вр. от изречь. «Мысль изреченная есть ложь.» … Толковый словарь Ушакова ЛИРИКА — (от греч. lýra музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь Мысль изречённая не ложь, коль откровенна в СонетеВ 1831 году Фёдор Иванович Тютчев Моё субъективное согласие и несогласие с этой фразой – в моём произведении На мой взгляд, следует различать Неправду и Ложь. Классический Сонет представляет собой форму литературного произведения всего из четырнадцати строк. «Будь весел! Море бедствий бесконечно, Не пил отравленной водЫ и в хлебе нЕ было отрАвы, Россия – Родина твоя, судьбой одною с нею связан, «Будь весел! Не на век твоя пора,- Перед тобой клялись войскА, благодарили за медали, Во тьме, не командир ты им, хоть Королём ты был при свете, «Будь жизнь тебе хоть в триста лет дана – Когда ж не куришь и не пьёшь, вернА тогда твоя дорога, Омар Хайям в цене не прав, она различна людям разным, «Будь радостен, напрасно не грусти, Ты хочешь Правду знать? Уверен? Она ж у каждого – своя! Одним, дай факт, чтоб был железным, другим, слезливость налицо, Своею Правдой наделённый, цыплёнок крошит скорлупу, «В любви к тебе не страшен мне укор, Что не умрёт род, будет продолжаться и хватит дров поддерживать костёр, «В мечетях, храмах, капищах Богов Начала нет у Неба и Земли, конца Земли и Неба не бывает! А суть и света и теней – одна: без тени не увидишь вовсе света, Луну не надо ставить нам в пример, Луна для нас извечная загадка, «Все тайны мира ты открыл. Но всё ж Всё, мол, открыто, всё известно! Такую с детства слышу чушь, Предлоги мы легко находим, чтобы никчёмность оправдать, Когда с себя кичливость сбросим, в глаза природе поглядим, «Всё не по-нашему свершается кругом. «По-нашему» всё совершаем сами, от этого неправильно живём, Неправильность растёт в ленивой мысли, когда вокруг комфортные тонА, Ещё понятно, ездить самокатом, велосипедом, чтоб крутить педаль. Но страсть к комфорту Человека вечна, Лень красит гиподинамии цвет! «Всё, что ты в мире изучил,- ничто, Омар Хайям «ничто» не знал про душу, ведь мы не в теле, а в душе живём, Об этом Бехтерев в своих Докладах ещё нам в прошлом веке говорил, Но Бехтерева недопонимали, не верили совсем в Труды его, «Вся книга молодости прочтена. Из Библии известно имя «Ной», ему Господь поведал о Потопе, С времён ЭзОпа слышал мир о том, что Стрекоза всё лето песни пела, УчителЯ так в школе говорят, тем добродетель, в сердце зарождая, Ещё ВольтЕр поведал миру то, что тунеядцам старость угрожает «В чертогах, где цари вершили суд, Веселье сбОрищ древних непонятно, загадочный и красочный туман; «В этот мир мы попали, как птицы в силок. Под ногами трясётся земля, просыпаются где-то вулканы. Отражение Звёзд у реки и дорожка Луны волн рябая. «Где б ни алел тюльпан и роза ни цвела, С времён Советских в песнях о войне, растут ромашки на местАх боёв: Коль мысли от души не утаишь, мотивов ей известна вышина, «Где вы, друзья, враги, где пери, дивы, В стране Советской пели с оптимизмом: «Весёлый ветер», «Хорошо вокруг». А прошлое Советское богато не дЕньгами, а радостью в глазах, Любите жизнь и в ней не унывайте, и радости тогда в сердцах не счесть! «Где сонмы пировавших здесь до нас? Ей, будущих детей кормить, поить и одевать во что-то, ДевИчий век – короткий век, плодоносящая отрада В любом раскладе ни к чему богатством упрекать девИцу; «Глянь на вельмож в одеждах золотых, Единомышленников чтят, они все профессионалы, Единомышленники так убеждены, они лишь прАвы, Единомышленники вновь возмущены, что есть такие, «Глянь на месящих глину гончаров,- Труд гончара не может быть тупым! В посуде, может быть, его душа, И мастерА любых единоборств так глину «бьют и мнут» по много раз, Когда судить мы станем гончаров, что топчут глину, в ней, мол, предков прах, Никто не знает верного пути! Пусть даже кем-то этот пройден путь, Злодеев нет! И катаклизма нет! И знаем, что проверен этот путь, Ни сотвори кумира знания, ни посчитай за верный путь расчёт, «Доколе быть рабом своих алканий, Желание желанью рознь! Одно желанье – повседневно, Фантазий в мире пруд пруди, и всюду грезятся желанья Счастливей тот, кто верит в цель на рифы несмотря и мели, «Друг, не тужи о том, чего уж нет, Учиться на чужих ошибках – бред! Тем более истории «чужой»! «Душа ни тайн Вселенной не познала, Да, надо в жизни радость находить! Неповторимо каждое мгновенье, Кто русский? Кто себя считает им! Вот так себя считал и Рюрик русским! Омар Хайям души не распознал, душа ведь молчалива до предела, Непостижима русская душа, не покупается она врагами, «Душа, ты собери, что нужно в этом мире, Когда одну лишь радость соберём, забыв про наше горе и печали, Легко проходит праздный «развлекОн», ночная пьянка много тяжелее. Кто и в утробе умер, есть и те; но есть и те, кто больше века прОжил, «Если хочешь покоиться в неге блаженной Призыв Поэта столь опасен, что заразителен, поверьте, В романе Гёте столь страданий, где Вертер выдуманный плачет, Призвать и к пьянству неуместно, и в наказание за это, А если пьяный вдрызг сильнее и раззудИт своё коварство? Омар Хайям направил нас на путь, чтоб в жизни шли «среди мужей разумных», Всё это верно, только как узнать что собеседник пред тобой разумный? «Зачем копить добро в пустыне бытия? Омар Хайям – один из мудрецов кто говорил векАми это! «Зачем растить побег тоски и сожаленья? Омар Хайям о пьянстве снова, о наслаждениях опять. Загадочны пути природы, маршруты в наших ДНК. Полёт к мечте необъяснимой, но яркой, сочной и такой, У мотылька жизнь, только сутки, но не лежит он на печИ, «Знаю сам я пороки мои. Что мне делать? Омар Хайям, тебя заела совесть, хоть часто в праздности жить призывал,- Пижамы полосатые им жали, ведь плечи «янки» были о-го-го, Живя в комфорте там, за океаном, в «непогрешимой роскоши» огней, «Зачем себя томить и утруждать, Был фатализм при Ватерлоо, Наполеон слетел с катушек: На острове Святой Елены, где в наказание был сослан, «Зачем ты пользы ждёшь от мудрости своей? Чем ярче свет, тем жёстче наша Тень, она нам льстит, подчёркивая яркость, В мозгу у нас от Тени есть нейрон, их миллиард, друг с другом непохожи, Когда же притворишься дураком, как с гуся умные стекут все страсти, «Защитник подлых – подлый небосвод Омар Хайям, не видишь далеко, мудрец обязан дальше вЕка видеть, Дворяне так из века в век вели себя жестоко со своею чернью, Мир справедлив, столетья для него, что в нашей жизни краткие мгновенья, Что с крохотной дистанции своей короткой и мгновенной капли жизни, «Знать, в этом мире правде не взрасти,- Неправ Омар Хайям, есть людям Правда! Но вот у каждого она – своя, Во все века за Правду бились люди, во все века стояли на своём, Ведь мы все люди, все мы человЕки, наверно, в генах наших что-то есть, ============ Сергей Владимирович Евдокимов,
|