Тютчев цицерон о чем
Стихотворение и анализ «Цицерон»
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Краткое содержание
Произведение начинается с поэтического переложения высказывания великого оратора из главы трактата «Брут», где он выражает сожаление относительно того, что с большим опозданием ему довелось вступить на жизненную стезю и застать Римскую республику в состоянии упадка раньше, чем закончилось его земное существование.
Ч. Маккари. Цицерон выступает в римском сенате. ок. 1884
Затем следует авторское обращение к Цицерону, в котором Тютчев сообщает о собственной оценке того исторического временного периода, в котором довелось жить великому оратору. Поэт размышляет о соотносительности человеческой личности и исторически значимых процессов. Он считает, что трагизм возвышает человека. Быть свидетелем великого, но, при этом трагического события – это величайшая честь. Стихотворение получило название в честь древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона, жившего в первом веке до н.э. Он внёс огромный вклад в развитие Римской республики.
История создания
Литературоведы утверждают: эти стихотворные строки являются эмоциональной реакцией поэта на ключевое событие – Июльское революционное восстание во Франции. Если такое утверждение верно, то стихотворение появилось на свет в 1830 г. Именно в этот год случилось революционное событие. Существует ещё и другая версия создания стихотворения: Тютчев написал его за год до начала революции. Первая публикация произошла в 1831 г. на страницах журнального издания «Десница». Следует заметить: популярный журнал «Современник» впервые напечатал стихотворение лишь через пять лет.
Жанр, направление, размер
На первый взгляд, произведение справедливо отнести к жанру «философская лирика», но в нём присутствует заметное жанровое многообразие. Проявляется оно в следующем: две первых части имеют явные особенности элегии и оды.
Если в первой части автор реконструирует атмосферу Римской поэзии, придавая ей одические аккорды, то во второй части он говорит о человеческой избранности – она приобретает элегические черты. Тютчев воплощает это посредством использования четырёхстопного ямба. Стихотворные части поэт выделяет посредством рифмы: в первых двух частях используется кольцевая рифмовка, в авторских словах – перекрёстная.
Композиция
Невзирая на небольшой размер произведения, включающего лишь три строфы-восьмистишия, с композиционной точки зрения оно делится на три части:
Первая часть – непосредственно речь, произносимая римским оратором. Он сообщает слушателям о том, что лично наблюдал за «ночью Рима».
Вторая часть – слова лирического героя. Он выражает собственное мнение, сообщая, что не в восторге от того, что оратор – это человек, сумевший беспристрастно взглянуть на закат империи.
Третья часть – это слова самого Тютчева, который высказывает собственное суждение о том, что судьба личности, которой довелось стать действующим лицом исторических событий и повлиять на них – огромная удача и счастье.
Образы и символы
В произведении можно выделить несколько «говорящих» образов, помогающих раскрыть смысл стихотворения:
образ лирического героя – во второй части произведения лирический герой высказывает своё личное мнение. Мысли героя отличаются от мнения самого автора, который отводил роли сильной личности в истории особую роль;
образ ночи – это символ окончания старой истории и ожидания новых явлений. Мы узнаём, что Цицерон «поздно встал», поэтому у него не осталось времени что-либо изменить: конец был слишком близок. То же самое испытывал и сам автор: он не наблюдал никаких причин для начала французской революции, не понимал, откуда она взялась;
образ римского оратора – автор понимал, что путь к бессмертию проложен через страдания и борьбу. Все это в избытке вкусил Цицерон. Он, помимо оратора, был ещё и мудрым философом, сумевшим подняться до осмысления происходящего. Цицерон поведал нам о трагической эпохе, в которую жил. Этим он обессмертил не только эпоху, но и самого себя.
Темы и настроение
Основная тема произведения – европейская культура с её необычайной судьбой и ролью, которую играет яркая личность в ключевые моменты истории. Тему стихотворения можно сформулировать посредством лишь одной фразы из него: «бури гражданские и тревоги». Поэт демонстрирует нам, как легко может быть разрушено то, что строилось веками. Тютчев размышляет о том, какую роль играет в судьбе целой эпохи отдельно взятая незаурядная личность. Он считает, что роль такой личности особенно важна, когда речь идёт о судьбе европейской культуры.
Основная идея
Основная мысль, которую транслирует нам поэт – идея о том, как хорошо быть свидетелем и активным участником ключевых исторических событий. По мнению Тютчева, это возвышает человеческую душу. Активный участник истории получает уникальный шанс остаться в памяти последующих поколений, обретя бессмертие. Поэтому, если мы сумеем приподняться над обыденностью, верно осмыслив происходящее, то получим шанс стать счастливыми даже в самые смутные времена.
Средства выразительности
В этом коротком стихотворении Тютчев использует множество выразительных средств:
эпитеты – «роковые минуты», «римский оратор», «кровавая звезда»;
метафоры – «ночь Рима», «из чаши их бессмертье пил»;
сравнения – «как небожитель», «как собеседника на пир»;
инверсия – «оратор римский», «бурь гражданских»;
высокопарная лексика – «небожитель», «величье», «чаша бессмертия»;
Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева
Всего получено оценок: 18.
Всего получено оценок: 18.
Посвящённое судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чём хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.
История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано оно было в журнале “Десница” в 1831 году.
Тема стихотворения – европейская культура с её необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.
Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесённая оратором времён Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой м перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавый закат”.
Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всём величье видел ты закат звезды её кровавый!”, “ночь Рима”.
Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.
История создания
Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия, что поэт написал его раньше – в 1829 году.
В любом случае достоверно известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нём “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.
Произведение относится к философской лирике. Автор стихотворения размышляет о том, какую роль может играть в судьбе целой эпохи отдельная личность. Он говорит о том, что она невероятно важна, особенно если речь идёт о судьбах европейской культуры. В этом произведении нашли отражение все размышления поэта на данную тему.
Композиция
Несмотря на то, что стихотворение “Цицерон” достаточно небольшое по объёму (в нём всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно оно подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.
Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу своё мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.
И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своё мнение о том, что человек, который стал участником исторических событий и повлиял на них, – счастливый человек.
В данном произведении явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии.
Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.
Поэт умело передаёт как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.
Всё это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырёхстопного ямба, причём части стихотворения он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.
Средства выразительности
Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:
С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.
«Цицерон» (Тютчев): анализ стихотворения
Посвященное судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чем хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.
История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано он было в журнале “Десница” в 1831 году.
Тема стихотворения – европейская культура с ее необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.
Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесенная оратором времен Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.
Жанр – философская лирика с романтическими элементами.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с опоясывающей м перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда”.
Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”.
Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.
«Цицерон», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».
В стихотворении, принадлежащем к философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона» — миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с «мудрецом» прошлого).
Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.
В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.
В первых четырех строках, имеющих элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.
В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям», поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы», «упоения» среди катастрофы.
Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги»).
Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.
Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!», «Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!»).
Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.
По произведению: «Цицерон»
По писателю: Тютчев Федор Иванович
История создания
Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году.
В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.
Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева
Известно, что Фёдор Тютчев провел свои молодые годы в Европе. В достаточно юном возрасте он поступил в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, там он получил свой аттестат и отправился на службу в Германию, где и провёл многие годы, занимаясь дипломатической работой.
Постоянным домом для поэта в тот момент был Мюнхен, но в силу своей занятости он должен был постоянно путешествовать по западной Европе. XVIII век — это время значительных трансформации и судьбоносных изменений в жизни Старого Света. Одно из таких важных событий застал и Тютчев. Это была Великая Французская революция. Поэт не смог промолчать и выразил своё отношение к революции в своё знаменитом стихе «Цицерон», который был написан в 1830 году.
В первую очередь стоить вспомнить, кем был сам Цицерон. Это знаменитый римский политический деятель, который прославился благодаря своему ораторскому таланту. История его жизни поразительна. Он успел застать последнее золотое время Римской Республики и увидел ёё превращение в империю. Цицерон до последнего боролся за идеалы республики и демократии, поэтому сначала выступал против узурпации власти Цезарем, а потом и вовсе положительно отреагировал на новость об его убийстве. Несомненно, что Тютчев обнаружил довольно чёткую схожесть между закатом Римской Республики и революцией во Франции, которая стала причиной падения монархии в Париже.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Начинается стихотворение с прямого цитирования Цицерона:
«Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!».
Этот фрагмент намекает читателю о закате славной истории Республики. Ночь здесь — это именно конец старой истории и предвкушение начала новых времен. Времен смутных и страшных. Цицерон слишком поздно проснулся, он упустил момент, когда всё еще можно было изменить. То же самое Тютчев, поэт не понимает, откуда взялась новая революция, ведь он не видел ей причин.
В то же время, Фёдор Иванович говорит о том, что мир с каждым поколением скатывается всё ближе к бездне. Он считает, что Цицерон не понимал своего счастья, подарка, который послала ему судьба — видеть великую историю собственными глазами, быть ёё частью. По сравнению с падением Республики, революция во Франции кажется Тютчеву мелочной, даже недостойной внимания.
«Блажен, кто посетил сей мир», говорит Тютчев. По его мнению, находится во время подобных исторических катаклизмов — это высший подарок судьбы. Он, наверное, тогда не смог себе представить, что протесты в Париже изменят лицо Европы навсегда. В стихотворении «Цицерон» присутствует отсылка к мифологии. Фёдор Иванович сравнивает римского оратора с небожителем, которого позвали на пир, дабы наблюдать за этими «высокими зрелищами истории».
Подобные изменения имеют невероятную силу и каждый, кто очутится рядом с ними, получит свою часть бессмертия. Именно это и есть главная мысль всего стиха: блажен тот, кому сама судьба дарит возможность быть частью великих событий, ведь его имя также запишется золотыми буквами в книге времени.
Композиция
Несмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.
Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.
И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье.
Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно.
Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.
Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.
Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.
Лирическая и жанровая принадлежность стихотворения
Исследователи считают, что стихотворение Тютчева «Цицерон» — это отклик поэта на Июльскую революцию во Франции. Он много размышлял о судьбе Европы, ее революционно настроенных гражданах и возможной гибели культуры.
Стихотворение относится к философской лирике. Оно вмещает в себя черты многих жанров: здесь есть и элегия, и ода, и нравоучительный аполог. Аполог – это разговор с мудрецом, а в данном стихотворении в роли мудреца выступил сам автор, одновременно и лирический герой. Черты оды – это просматривающийся пафос оратора, элегии – мотив заката существования человека как индивида.
Стих Тютчева «Цицерон» выводит читателя на сложную тематику – жизнь человека в переломный исторический момент.
Средства выразительности
Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:
С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.
«Цицерон» (Тютчев): анализ стихотворения
Прославленное стихотворение 1830 года «Цицерон» (Тютчев), анализ которого мы проведем, обращено к истории Древнего Рима. Оно рисует знаменитого оратора этой эпохи, оказавшегося свидетелем не столько римской славы, сколько очевидцем «ночи Рима» (здесь возникает перекличка с пейзажной тютчевской зарисовкой ночного города античности).
На долю трибуна досталось видеть зрелище «бурь гражданских и тревоги», то есть ту пору, когда в крови гражданской войны 48—45 годов до н. э. погибла аристократическая республика, поборником которой был Цицерон. На смену республиканской власти пришла жестокая диктатура Юлия Цезаря. Цицерон скорбит и произносит свою крылатую фразу (в книге «Брут» сказано: «Скорблю, что, вступив на жизненную дорогу с некоторым опозданием, погрузился в эту ночь республики»), звучащую в цитатном переложении Тютчева так: «Я поздно встал — и на дороге // Застигнут ночью Рима был!» Вознеся своего героя на Капитолий, автор стихотворения даёт возможность Цицерону увидеть с самого высокого холма города «величье» заката «звезды кровавой» прежней славы. Образ, нарисованный поэтом, обретает благодаря этому художественному приёму черты возвышенного, что отвечает высоте замысла русского поэта. Человек оказывается перед лицом самой Истории, её решительных и грандиозных сдвигов, причём не самых радостных и счастливых.
Отсюда, от этой величественной картины, нарисованной поэтом, естествен переход к тому философскому заключению, которое содержится во второй строфе этой двухчастной композиции. Звучит знаменитый афоризм Тютчева:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
В этих «роковых минутах» автор видит духовное пиршество людей и определяет их как «высокие зрелища», бессмертные в истории человечества. Свидетеля же этих событий Тютчев готов поставить рядом с небожителями. Лирический герой стихотворения «Цицерон», анализ которого нас интересует, благодарит судьбу за эту участь быть зрителем исторических катаклизмов.
Как видим, Тютчев отнюдь не уходит в сторону от тревог и бурь истории и вовсе не отгораживается от них в своей пейзажной и любовной лирике, считая, что стихотворение это явилось откликом на французскую революцию 1830 года. Если это так, то очевидна двойственность отношения к ней Тютчева. С одной стороны, она для него смута, кровавая вакханалия, хаос, ночь истории, как для Цицерона ночью являются гражданские войны Рима. Ведь это гибель монархии и предвестье буржуазного господства. С другой — она «высокое зрелище», кровавая «звезда», «минута роковая», лицезреть которую — счастье и блаженство. Историческое время сопрягается у поэта с вечностью, вневременностью, с высоты которой он глядит на акт истории. Он видит в этом акте «преизбыток» жизненной энергии его участников. В стихотворении «Цицерон» (Тютчев) слышатся яркий оптимизм молодого романтика, его посыл в будущее к тем, кому доведется быть зрителями или участниками сдвигов и «звездных часов» грядущего.
Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007