У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше чем у прокариот
Строение клеток прокариот и эукариот: сходства и различия
Общее о строении клеток прокариот и эукариот
Прокариоты и эукариоты — что это?
Организмы одноклеточных и многоклеточных делятся на две категории — эукариоты и прокариоты.
Прокариоты или доядерные — это не такая большая категория организмов, как эукариоты, но более древняя по своему происхождению. К ним относятся бактерии сине-зеленые водоросли (цианобактерии). У них нет настоящего ядра и большинства органоидов, присущих цитоплазме.
Но у эукариот и прокариот есть свои особенности. Обратимся к сравнению клеток прокариот и эукариот, в частности, рассмотрим строение прокариотической и эукариотической клеток, а также обозначим различия прокариот и эукариот.
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот
Характеристика клеток прокариот
При сравнении прокариот и эукариот важно подробно остановиться на строении.
Прокариотическая и эукариотическая клетки имеют разное строение. Строение клеток прокариот достаточно простое. Клетка прокариот не имеет ядра, ядрышка и хромосом. Клеточное ядро в этом случае заменяет нуклеоид. Он представляет собой похожее на ядро образование, без оболочки с одной кольцевой молекулой ДНК, которая связана с небольшим количеством белка. Также можно сказать, что это скопление белков и нуклеиновых кислот: они лежат в цитоплазме и не отделены от нее мембранами.
Последний момент является ключевым для деления клеток на прокариот и эукариот (доядерные и ядерные). Далее мы посмотрим сравнение эукариотических и прокариотических клеток в таблице.
В прокариотических клетках нет внутренних мембран — за исключением вмятин плазмолеммы. Исходя из этого получается, что органеллы прокариот немногочисленны: митохондрий, эндоплазматической сети, хлоропластов, лизосом, комплекса Гольджи. Все перечисленное есть в эукариотических клетках — там они окружены мембраной. Вакуоли также отсутствуют.
В прокариотических клетках есть только одна единственная органелла — это рибосома. Но здесь рибосомы мельче, чем у клеток эукариот.
Строение клетки прокариот характеризуется тем, что у клеток есть плотная клеточная стенка, которая их покрывает, и часто слизистая капсула.
Клеточная стенка состоит из муреина. Молекула муреина, в свою очередь, включает параллельно расположенные полисахаридные цепи: они сшиты друг с другом короткими цепями пептидов.
Плазматическая мембрана характеризуется тем, что у нее есть способность прогибаться внутрь цитоплазмы и образовывать, таким образом, мезосомы. На мембранах мезосом находятся окислительно-восстановительные ферменты, а фотосминтезирующие прокариоты имеют также соответствующие пигменты: бактериохлорофилл (бактерии) и фикобилины (цианобактерии). За счет этого мембраны получают возможность осуществлять функции, свойственные митохондриям, хлоропластам и другим органеллам.
Для прокариот характерно бесполое размножение. Оно происходит в результате простого деления клетки пополам.
Сравнительная характеристика клеток, представленных в таблице, поможет различать два типа клеток без каких-либо проблем.
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот в таблице:
Если посмотреть на сравнение клеток прокариот и эукариот в таблице, то становится понятно, в чем заключается их похожесть и отличия. В таблице прокариоты и эукариоты — это практически две разные клетки.
Кстати, сравнение клеток прокариот и эукариот в таблице в 9 классе уже необходимо уметь делать.
Сравнительная характеристика эукариот и прокариот будет неполной без анализа первых. Так что помимо сравнительной характеристики клеток в таблице нужно знать, что собой представляют эукариоты.
Характеристика клеток эукариот
Эукариотическая и прокариотическая клетки обладают разным составом.
Несмотря на то, что клетки эукариот включают те же структурные элементы, что и прокариотические клетки, строение клетки эукариот сложнее. К таким элементам относятся цитоплазма, клеточная стенка эукариот, плазмолемма.
Строение клеток эукариот характеризуется разделением на компартменты (реакционные пространства) при помощи множества мембран. В каждом из компартментов происходят разнообразные химические реакции — одновременно и независимо друг от друга.
Ниже представлены сведения об эукариотической клетке в таблице (сравнение клеток разных царств эукариот не приводим).
Строение эукариотической клетки в таблице, а точнее, в одной картинке:
Из таблицы строения эукариотической клетки понятно, насколько сложным оно является.
Главные функции в клетке выполняют ядро и различные органеллы, такие как митохондрии, комплекс Гольджи, рибосомы и др. Что касается ядра, пластид и митохондрий, то они отделены от цитоплазмы при помощи двухмембранной оболочки. Генетический материал содержится в ядре клетки.
Функция хлоропластов — улавливание солнечной энергии и преобразование ее в химическую энергию углеводов при помощи фотосинтеза.
Митохондрии получают энергию в процессе расщепления белков, углеводов, жиров и других органических соединений.
Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи — это мембранные системы цитоплазмы эукариотических клеток. Их наличие обеспечивает нормальное осуществление всех жизненных процессов в клетке.
Лизосомы, вакуоли и пероксисомы отвечают за выполнение специфических функций.
Немембранное происхождение имеют хромосомы, рибосомы, микротрубочки и микрофиламенты.
Основной способ размножения эукариотических клеток — митоз.
Эта основная информация по сравнению прокариотической и эукариотической клетки. Отличия прокариот от эукариот в таблице наглядно видны.
Отличия прокариот и эукариот
Все живые организмы на Земле делятся на две группы: прокариот и эукариот.
Главное отличие
У прокариот нет ядра, кольцевая ДНК (кольцевая хромосома) расположена прямо в цитоплазме (этот участок цитоплазмы называется нуклеоид).
У эукариот есть оформленное ядро (наследственная информация [ДНК] отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой).
Дополнительные отличия
1) Раз у прокариот нет ядра, то нет и митоза/мейоза. Бактерии размножаются простым делением надвое.
2) У прокариот рибосомы мелкие (70S), а у эукариот – крупные (80S).
3) У прокариот клеточная стенка состоит из муреина (пептидогликана).
4) У прокариот отсутствуют мембранные органоиды (такие как митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы и т.д.), вместо них у прокариот есть мезосомы – выросты плазматической мембраны, похожие на кристы митохондрий.
5) Клетка прокариот гораздо меньше клетки эукариот: по диаметру в 10 раз, по объему – в 1000 раз.
Сходство
Клетки всех живых организмов (всех царств живой природы) содержат плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В прокариотических клетках реакции окисления происходят на
1) рибосомах в цитоплазме
2) впячиваниях плазматической мембраны
3) оболочках клеток
4) кольцевой молекуле ДНК
ПРОКАРИОТЫ
1. Выберите три варианта. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она
1) не имеет ядра, покрытого оболочкой
2) имеет цитоплазму
3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму
4) имеет наружную плазматическую мембрану
5) не имеет митохондрий
6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка
2. Выберите три варианта. Почему бактерии относят к прокариотам?
1) содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
2) состоят из множества дифференцированных клеток
3) имеют одну кольцевую хромосому
4) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
5) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
6) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану
3. Выберите три варианта. Для прокариотной клетки характерно наличие
1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У прокариотических клеток есть
1) нуклеоид с ДНК
2) настоящее ядро
3) аппарат Гольджи
4) гомологичные хромосомы
5) рибосомы
6) клеточная мембрана
1) отсутствие мембранных органоидов
2) отсутствие рибосом в цитоплазме
3) образование двух и более хромосом линейной структуры
4) клеточная стенка состоит из муреина
5) не способна к фагоцитозу
6) имеет центриоль в основании жгутика
ПРОКАРИОТЫ КРОМЕ
1. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отсутствие в ней оформленного ядра
2) Наличие цитоплазмы
3) Наличие клеточной мембраны
4) Наличие митохондрий
5) Наличие эндоплазматической сети
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, характеризуют строение бактериальной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие оформленного ядра
2) наличие лизосом
3) наличие плотной оболочки
4) отсутствие митохондрий
5) отсутствие рибосом
3. Перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для характеристики прокариот. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) митоз
2) спора
3) гамета
4) нуклеоид
5) мезосома
4. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания строения бактериальной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) неподвижная цитоплазма
2) кольцевая молекула ДНК
3) мелкие (70S) рибосомы
4) способность к фагоцитозу
5) наличие ЭПС
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Прокариотическая клетка не имеет в своем составе
1) ядра
2) цитоплазмы
3) эндоплазматической сети
4) плазматической мембраны
5) рибосом
6) пластид
2. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая
А) мембранные органоиды отсутствуют
Б) имеется клеточная стенка из муреина
В) наследственный материал представлен нуклеоидом
Г) содержит только мелкие рибосомы
Д) наследственный материал представлен линейными ДНК
Е) клеточное дыхание происходит в митохондриях
3. Установите соответствие между признаком и группой организмов: 1) Прокариоты, 2) Эукариоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие ядра
Б) наличие митохондрий
В) отсутствие ЭПС
Г) наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка
4. Установите соответствие между органоидами и клетками, которые их имеют: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аппарат Гольджи
Б) лизосомы
В) мезосомы
Г) митохондрии
Д) нуклеоид
Е) ЭПС
5. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) молекула ДНК кольцевая
Б) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза
В) образуют гаметы
Г) рибосомы мелкие
Д) есть мембранные органоиды
Е) характерно прямое деление
6. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) наличие обособленного ядра
2) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
3) расположение наследственного материала только в замкнутой ДНК
4) деление путем мейоза
5) способность к фагоцитозу
6) отсутствуют митохондрии
СОБИРАЕМ 7
1) Неподвижная цитоплазма
Установите соответствие между характеристиками и типами клеток, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют мезосомы
Б) осмотрофный способ питания
В) делятся митозом
Г) имеют развитую ЭПС
Д) образуют споры при неблагоприятных условиях
Е) имеют оболочку из муреина
2. Выберите три варианта. Прокариотные клетки отличаются от эукариотных
1) наличием рибосом
2) отсутствием митохондрий
3) отсутствием оформленного ядра
4) наличием плазматической мембраны
5) отсутствием органоидов движения
6) наличием одной кольцевой хромосомы
2. Установите соответствие между признаками организмов и их царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу
Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе
В) клетки делятся путем митоза и мейоза
Г) имеют пластиды
Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы
Е) лишены митохондрий
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют
1) рибосомы
2) плазматическую мембрану
3) оформленное ядро
4) клеточную стенку
5) вакуоли с клеточным соком
6) митохондрии
3. Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) дрожжи, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) геном представлен одной кольцевой молекулой ДНК
Б) клетка покрыта оболочкой из муреина
В) делится митозом
Г) в анаэробных условиях вырабатывает этанол
Д) имеет жгутики
Е) не имеет мембранных органоидов
ЭУКАРИОТЫ ПРИМЕРЫ
Выберите трёх представителей эукариот
1) обыкновенная амёба
2) дрожжи
3) малярийный паразит
4) холерный вибрион
5) кишечная палочка
6) вирус иммунодефицита человека
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке.
1) митоз, мейоз
2) перенесение неблагоприятных условий среды
3) перенос информации о первичной структуре белка
4) двумембранные органоиды
5) шероховатая эндоплазматическая сеть
6) мелкие рибосомы
БАКТЕРИИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображен на рисунке.
1) клеточная стенка состоит в основном из муреина
2) хроматин содержится в ядрышке
3) хорошо развита эндоплазматическая сеть
4) отсутствуют митохондрии
5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
6) пищеварение происходит в лизосомах
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое значение для человека имеют организмы царства, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) используются для приготовления кефира и сыра
2) вызывают заболевание гриппом
3) используются для изготовления антибиотиков
4) вызывают тиф, холеру и дифтерию
5) используются для получения трансгенного инсулина
6) служат первым звеном в пищевых цепях
1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замкнутая молекула ДНК
2) мезосома
3) мембранные органоиды
4) клеточный центр
5) нуклеоид
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) деление путем митоза
2) наличие клеточной стенки из муреина
3) наличие нуклеоида
4) отсутствие мембранных органоидов
5) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза
3. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замкнутая ДНК
2) митоз
3) гаметы
4) рибосомы
5) нуклеоид
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) есть клеточная мембрана
2) есть аппарат Гольджи
3) есть несколько линейных хромосом
4) есть рибосомы
5) есть клеточная стенка
5сб. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют линейные хромосомы
2) характерно бинарное деление
3) имеет эндоплазматическую сеть
4) образует спору
5) содержит мелкие рибосомы
6ф. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке объекта. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) прокариоты
2) ДНК
3) вакуоль с клеточным соком
4) рибосома
5) ядро
7cб. Все перечисленные ниже понятия, кроме трёх, используются для описания изображённого на рисунке объекта. Определите три понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) содержит плазмиды
2) дыхание происходит в митохондриях
3) характерно деление надвое
4) содержит клеточную стенку из целлюлозы
5) может иметь выросты оболочки – пили
6) в цитоплазме обнаруживаются центриоли клеточного центра
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания прокариотической ДНК. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) содержит аденин, гуанин, урацил и цитозин
2) состоит из двух цепей
3) имеет линейную структуру
4) не связана со структурными белками
5) лежит в цитоплазме
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для цианобактерий?
1) встречаются в составе лишайников
2) имеют спиралевидный хроматофор
3) являются редуцентами
4) вызывают «цветение» воды
5) являются прокариотическими фототрофами
6) размножаются зооспорами
У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше чем у прокариот
1 кольцевая хромосома у бактерий (нуклеоид). Двуцепочечная ДНК не связана с белками
Хромосомы линейные. Двуцепочечная ДНК связана с белками-гистонами
Мелкие, обычно свободные
Крупные. Могут быть свободными и связанными с ЭПС
Митохондрии, хлоропласты, комплекс Гольджи, ЭПС,лизосомы
Имеются, за исключением высших растений
Имеется у бактерий
У бактерий содержит муреин
У растений – целлюлозная, у грибов – хитиновая, у животных- нет
Способы деления клетки
Обычно поперечное деление, митоза и мейоза нет.
Митоз, мейоз, амитоз
2) нет белков гистонов, которые упаковывают ДНК;
3) ДНК не имеет мозаичного строения, то есть, между генами нет неинформативных участков;
4) трансляция быстро следует за транскрипцией, нет созревания (процессинга) иРНК;
5) отсутствуют органоиды, имеющие мембранное строение,
6) отсутствует клеточный центр;
8) есть мезосомы (впячивания плазматической мембраны), выполняющие функции мембранных органоидов;
9) органоиды движения (жгутики) не покрыты цитоплазматической мембраной;
10) характерно прямое бинарное деление.
1) Присутствует ядро, отграниченное от цитоплазмы двумембранной ядерной оболочкой,
4) у эукариот в ядре происходит дозревание иРНК — процессинг (неинформативные участки вырезаются с помощью ферментов, а информативные сшиваются),
5) имеются все органоиды цитоплазмы, имеющие мембранное и немембранное строение,
Готовимся к ЕГЭ. Часть С. Общая биология
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы
2. В клетках прокариот отсутствуют органоиды.
3. Все прокариот отделены от внешней среды мембраной.
4. Клетки прокариот отделены от внешней среды мембраной.
5. Прокариоты не способны к фагоцитозу.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у животных клеток есть клет, стенка.
4. Во всех клетках есть ядро.
5. В клеточном ядре есть генетический материал – ДНК.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
У прокариот нет оформленного ядра.
У них имеется ядрышко.
В клетках прокариот содержатся митохондрии, комплекс Гольджи.
Среди прокариот часто встречаются многоклеточные формы.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
К прокариотам относятся бактерии у которых наследственный материал отделен мембраной от цитоплазмы.
Клеточной стенкой является муреин.
ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы.
В бактериальной клетке отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.
При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
У бактерий, как и у всех живых организмов происходит обмен веществ и превращение энергии.
По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов.
Хемотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, используют энергию света.
Фотосинтез у автотрофных бактерий протекает в хлоропластах, как у растений.
Все бактерии дышат кислородом.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Бактерии – гниения относят к эукариотам.
Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические остатки.
Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений.
К бактериям также относят простейших.
В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Ученые считают, что первыми появились на Земле эукариоты.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.
Первыми атотрофными организмами стали зеленые водоросли.
В результате фотосинтеза и хемосинтеза в атмосфере появился свободный кислород.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
У эукариотических организмом размеры клеток значительно больше, чем у прокариот.
В клетках всех эукариот имеются хлоропласты.
В клетках эукариот присутствуют митохондрии, ЭПС.
Эукариот усваивают азот воздуха.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществом.
Ионы транспортируются путем пассивного транспорта, а небольшие молекулы – путем активного транспорта, а небольшие молекулы – путем активного транспорта.
Пассивный транспорт осуществляется по градиенту концентрации, связан с затратами энергии.
Активный транспорт – перенос веществ против градиента концентрации, он не связан с затратами энергии.
Поглощение твердых частиц – фагоцитоз, поглощение жидкостей – пиноцитоз.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И. Менделеева.
Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий.
В меньших количествах в состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор.
Кальций и фосфор участвуют в формировании у костной ткани.
Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Клеточные организмы делят на две группы.
Прокариот – доядерные организмы.
К прокариотам относят одноклеточные организмы, бактерии, водоросли, простейшие.
К эукариотам относят только многоклеточные организмы.
Прокариоты, как и эукариоты, имеют митохондрии.
Группа прокариот – циано – бактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
В первой половине 19 в. немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали клеточную теорию.
Однако родоначальником клеточной теории считают А. ван Левенгука, который описал микроскопическое строение робковой ткани растения.
Впоследствии Рудольф Вирхов утверждал, что каждая новая клетка образуется путем почкования материнской клетки.
Современная клеточная теория утверждает, что все клетки многоклеточного организма сходны по своему строению и функциям.
Все клетки в зависимости от их строения делятся на эукариотические и прокариотические.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами.
2. Азотофиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических остатков в почве.
3. К группе азотофиксаторов относят клубеньковые бактерии.
4. Бобовые растения за счет поступающих в их клетки связанного азота синтезируют белок.
5. Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Митоз – непрямое деление эукариотических клеток, которое включает 4 фазы.
2. В профазе происходит: самоудвоение ДНК, спирализация хромосом, формирование веретена деления, исчезновение ядерной оболочки и ядрышка.
3. Вторая фаза митоза- анафаза, в которой хромосомы располагаются по экватору клетки.
4. В метафазе – третей фазе митоза- происходит расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки.
5. В телофазе формируются ядра и происходит цитокинез, в результате образуются 2 дочерние клетки с диплоидным Набором хромосом.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
2. Состоит из 2-х последовательных делений.
3. В профазе I происходят такие же процессы, как при митозе.
4. В анафазе II к противоположным полюсам расходятся гомологичные хромосомы, состоящие из 2-х хроматид.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида.
4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке.
2. Каждый ген занимает определенное место –аллель.
3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления.
4.Число групп сцепления определяются диплоидным набором хромосом.
5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Большое значение в строение и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны.
4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой.
3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков.
4. Популяция является элементарной единицей эволюции.
5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течении одного лета, представляют собой популяцию.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными групповыми характеристиками популяции является численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Совокупность всех генов популяции называются генофондом.
4. Популяция является структурной единицей живой природы.
5. Численность популяции всегда стабильна.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументоми и продуцентами.
Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Согласно В.И. Вернацкому живое вещество-это совокупность всех живых организмов планеты.
2. Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы.
3. Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационные функции.
5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление СО 2 могут выполнять только растения.
6. Живое вещество организовано в биоценозы-живые компоненты экосистемы.
1. К прокариотам относятся только бактерии, но не грибы
2. В клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды, но имеются рибосомы.
3. бактерии по способу получения энергии бывают автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы…
1. Вирусы – это неклеточные формы жизни
3. Животные клетки не имеют клеточной стенки
4. Ядро имеют клетки растений, животных, грибов
3. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, в т Ом числе и ядрышко.
4. В прокариотической клетке нет митохондрии, комплекса Гольджи
5. Среди прокариот нет многоклеточных форм. Это одноклеточные организмы.
1. Наследственный материал у прокариот НЕ отделен мембраной от цитоплазмы.
3. ДНК у прокариот представлена одной молекулой, имеющей кольцевую форму.
5. Споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.
3. Хемотрофы используют не световую энергию, а энергию окисления неорганических веществ.
4. В клеткахз автотрофных бактерий хлоропласты отсутствуют. Фотосинтез протекает на впячиваниях плазматической мембраны (мезосомах).
5. Не все бактерии дышат кислородом. Среди них есть анаэробы.
1. Бактерии гниения относятся к прокариотам.
3. В симбиотическую связь с корнями бобовых растений вступают клубеньковые бактерии, а не бактерии гниения.
4. Простейшие не являются бактериями, они относятся к царству Животные, Одноклеточные.
Первыми на Земле появились прокариоты
4. Первыми автотрофными организмами были хемосинтезирующие бактерии.
5. В процессе хемосинтеза свободный кислород не образуется.
3. Хлоропласты имеются в эукариотических клетках растений.
5. Эукариоты не усваивают азот из воздуха.
2. Ионы и небольшие молекулы транспортируются путем и пассивного и активного транспорта.
3. Пассивный транпорт не связан с затратами энергии.
4. Активный транспорт связан с затратами энергии.
2. К макроэлементам Na не относится
3. Азот относится к группе макроэлементов.
5. свертываемость крови зависит от кальция, а не от фосфора.
3. К прокариотам относятся бактерии, но не водоросли и простейшие.
4. К эукариотам относят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
5. Прокариоты не имеют митохондрий.
2. Родоначальником клеточной теории является Р. Гук
3. Вирусы – это неклеточная форма жизни (не являются клеткой)
4. Рудольф Вирхов утверждал, каждая клетка от клетки.
1. По способу питания бактерии могут быть автотрофами. Это хемотрофы и фототрофы.
2. Азотофиксирующие бактерии являются симбионтами.
5. Сапротрофные бактерии являются гетеротрофами, а не автотрофами.
2. Удвоение ДНК происходит в интерфазе (синтет. период)
3. Вторая фаза митоза – метафаза.
4. Третья фаза митоза – анафаза.
1. Мейоз – особый способ деления специальных клеток (репродуктивное деление)
3. В профазе I еще происходит конъюгация и кроссинговер.
4. В анафазе II расходятся дочерние хроматиды (или расхождение гомологичных хромосом происходит в анафазе II )
Онтогенез начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота подвергается дроблению, а в основе которого лежит митоз
5. Эмбриональный период развития у позвоночных животных завершается после выхода из яйца или рождения.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время время населяющих общую территорию.
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5.Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.
2. Место расположения гена – локус
4. число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
5. нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.
2. Мономерами белка являются аминокислоты
5. наследственная инфоримация о признаках организма в ДНК
6. В состав рибосом входят молекулы Р-РНК, а не т-РНК.
2 – популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться.
3 – генофонды разных популяций одного виды отличаются
1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции.
4 – популяция является структурной единицей вида.
5 – численность популяций может измениться в разные сезоны и годы.
2 – первым звеном является продуценты
3 – консументы не способны к фотосинтезу
4 – кислород выделяется в световой фазе ф-за
2. Живое вещество пронизывает всю нижнюю часть атмосферы, часть гидросферы и верхний слой литосферы.
3. Живое вещество выполняет в биосфере не только газовую и концентрационную функции.
5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление СО2, могут выполнять не только растения, но и некоторые бактерии.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-174707
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.