У ребенка 6 лет болит голова без температуры что делать
Головные боли у детей и подростков
Головные боли у детей и подростков – довольно частое явление, на которое родители либо не обращают внимания, либо, наоборот, слишком зацикливаются на этом вопросе. Первичные головные боли у детей: мигрень и головная боль напряжения. Причины вторичных болей: синуситы, воспаления среднего уха, черепно-мозговые травмы, системные инфекционные заболевания.
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Мягко, приятно, нас не боятся дети
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ
Мягко, приятно, нас не боятся дети
Головные боли – самая частая жалоба людей, заставляющая их обращаться в медицинские учреждения, пациенты детского и подросткового возраста входят в их число. По статистическим данным, на цефалгию в дошкольном возрасте жалуются примерно 3-8% детей, в подростковом возрасте этот показатель резко возрастает до 57-82%.
Качественно оценить и дифференцировать свои ощущения ребенок способен только в возрасте примерно 4-5 лет. Именно к этому сроку у него психологически формируется возможность правильно воспринять, описать характер и место локализации болевых ощущений. Более ранние проявления патологии могут косвенно распознать родители по поведению, жалобам и поведению детей.
В большинстве случаев приступы цефалгии у детей имеют благоприятный прогноз лечения при условии, что родители своевременно обратятся к доктору, будет правильно установлен диагноз и назначена соответствующая терапия.
С одной стороны, интенсивные вегетативные симптомы (тошнота, рвота, головокружения, сонливость, бледность и пр.), сопутствующие болям, вызывают чрезмерное беспокойство родителей, которые стремятся исключить тяжелые заболевания головы (например, опухоль головного мозга) и слишком опекают своих детей. С другой стороны, существует мнение, что иногда у ребенка может болеть голова и это связано с подростковым возрастом и подобная ситуация не требует специального внимания и лечения.
Безусловно, жалобы на головную боль в «переходном» возрасте свидетельствуют о том, что в процессе возрастной перестройки организм и его функционально-адаптационные системы не справляются с возросшими нагрузками и сигнализируют об этом. Следовательно, ребенку все равно необходима незамедлительная и квалифицированная помощь специалиста.
Частые пропуски ребенком уроков в школе, спортивных секций и ограничение его активной деятельности по причине цефалгии приводит к отставанию его от общеобразовательной программы, отрицательно сказывается на психологическом и психическом состоянии, общении со сверстниками.
В тоже время общедоступные профилактические мероприятия (регулярное и полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, адекватные физические нагрузки, исключение переутомления, перевозбуждения, недосыпания, дегидратации и пр.) в сочетании с правильной медикаментозной терапией способствуют лечению и профилактике определенных форм головных болей.
Основные типы цефалгий
У детей и подростков так же, как и у взрослых, головные боли подразделяются на первичные и вторичные. Первичные боли представляют собой самостоятельную патологию, не связанную с каким-либо другим заболеванием. Вторичные или симптоматические – являются следствием соматических патологий или основных заболеваний центральной нервной системы.
Наиболее распространенные первичные цефалгии подрастающего поколения – мигрень и головные боли напряжения. Чаще всего они обусловлены наследственными факторами, то есть наличествуют в семейном анамнезе и имеют свойственные только им специфические признаки и осложнения.
Мигрени характеризуются пароксизмальными пульсирующими болями сильной интенсивности в одной части головы (гораздо реже встречаются двухсторонние боли). В большинстве случаев отмечается чередование сторон локализации ощущений. Как правило, приступы накатывают 1-2 раза в месяц, реже – 3-4 раза, с продолжительностью от 30 минут до нескольких часов.
Боли могут возникать неожиданно в любое время суток, левосторонняя мигрень чаще наблюдается в утренние часы. Приступы сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, светочувствительностью и шумобоязнью, вегетативными симптомами (покраснением или бледностью лица, отечностью век, слезоточивостью, расширением зрачка со стороны патологии и пр.).
Зачастую болевой атаке предшествует аура в виде головокружения или ощущения вращения окружающего пространства, зрительных нарушений (мелькания мушек, световых пятен, размытости изображения), парестезии, онемения головы и/или лица, нарушения речи. Физические нагрузки усиливают неприятные ощущения и причиняют нестерпимую боль.
Головные боль напряжения характеризуются тупыми, давящими или сжимающими ощущениями и средней интенсивностью. В течение дня характер боли и ее интенсивность могут меняться. Локализация цефалгии двухсторонняя, частота приступов отмечается от 1-3 раз в неделю до ежедневных. Продолжительность атаки варьируется от 30 минут до нескольких часов, дней или даже недель с изменением интенсивности.
Возникает головная боль напряжения обычно во второй половине дня, у школьников после 5-6 урока. Не зависит от физических нагрузок, может сопровождаться головокружением, быстрой утомляемостью, подавленным настроением, тревожностью, нервностью. При усилении болевых ощущений наблюдается фото- и звукофобия, анорексия, гораздо реже – бледность, тошнота, рвота.
Причиной вторичных головных болей у детей чаще всего являются: синуситы, инфекционные поражения среднего уха, системные инфекционные заболевания, нарушения артериального давления (гипертензия или гипотензия), черепно-мозговые травмы и прочие заболевания. Иногда встречаются случаи возникновения менингита, энцефалита, развития внутричерепной опухоли различной этиологии, еще реже – возникновение цефалгии на фоне приема некоторых лекарственных препаратов, которые провоцируют вазодилатацию или вазоконструкцию (расширение или сужение просвета кровеносных сосудов головного мозга).
Диагностика
Кроме основных исследований и анализов, влияющих на выбор тактики лечения и профилактики у детей, страдающих от головных болей могут использоваться дополнительные диагностические обследования.
Электроэнцефалография у детей с первичной формой цефалгии носит неспецифический характер. При исследовании наблюдается: ослабление выраженности альфа-ритмов в затылочной зоне головы и уменьшение амплитуд биоэлектрической активности.
У некоторых пациентов исследование выявляет эпилептические очаговые изменения, как в статическом состоянии, так и при нагрузках. При этом большинство детей с выявленной на электроэнцефалографии доброкачественной эпилептиформной активностью не имеют эпилептических приступов, но жалуются на частые эпизодические головные боли.
В этом случае в качестве профилактических мероприятий могут рассматриваться лекарственные средства из группы антиконвульсантов.
Ультразвуковая допплерография позволяет судить о церебральной гемодинамике (движении крови по сосудам), в том числе и венозной. Именно нарушения венозного кровотока влияют на характер и течение первичных головных болей. Так, например, значительные венозные дисфункции обнаруживаются примерно у 87% детей, страдающих мигренями с аурой.
Для профилактики и лечения подобных головных болей рекомендуется назначать венотонизирующие препараты.
Консультация у окулиста позволяет не только определить остроту зрения, но исследовать состояние глазного дна с целью исключения диагноза внутричерепной гипертензии.
Еще одной причиной хронической упорной головной боли у подростков является нарушения зрения или его неправильная коррекция. В этом случае цефалгия появляется на последних уроках и ощущения носят стягивающий или сдавливающий характер в виде обруча, надетого на голову.
Локализируются боли, как правило, в лобной и височных зонах. Происходит это из-за длительного пребывания в неестественной позе (с опущенной или запрокинутой головой) в сочетании с перенапряжением глазных мышечных волокон (прищуривание при близорукости или дальнозоркости, астигматизме).
Подросткам и детям с нарушениями зрения избавиться от головных болей помогут качественно подобранные очки и хорошо освещенное и оснащенное рабочее место.
Факторы, вызывающие мигренозные приступы у детей
Мигрень – хроническое заболевание организма, характеризующееся периодически повторяющимися приступами интенсивной цефалгии.
У детей младшего и дошкольного возраста боли носят двухсторонний характер, односторонний паттерн боли приобретается в подростковом или юношеском возрасте. При этом у девушек приступы мигрени отмечаются практически в два раза чаще, чем у юношей. Это связано с гормональными изменениями и в большинстве случаев мигренозную атаку провоцируют менструальные циклы.
Факторы (триггеры), провоцирующие мигрень у детей:
Не поддающиеся влиянию:
Безусловно, не каждый ребенок в одинаковой степени подвергается воздействию всех вышеперечисленных триггеров, поэтому родителям рекомендуется вести дневник, в котором будет отображаться продолжительность приступов, их интенсивность, сопутствующие симптомы, принимаемую накануне пищу, психологическое состояние (стресс, конфликт) и пр.
Предвестники мигреней у детей раннего возраста
Признаки, указывающие на то, что ребенок в будущем может страдать от мигренозных атак:
Профилактика мигреней у детей
Профилактическую терапию мигреней у детей начинают с немедикаментозных мероприятий, которые состоят из:
Хотя профилактические мероприятия показывают хорошие результаты при лечении мигреней у детей, большинству из них все же требуется фармакологическая терапия. В основном она направлена на купирование головных болей и устранение симптоматических признаков (регулярный прием препаратов, которые снижают частоту приступов).
Симптоматическая лекарственная терапия рекомендована при частых, затяжных (3 и более дней в месяц) и тяжелых приступах, сопровождающихся существенными нарушениями самочувствия, здоровья и ограничением повседневной физической активности.
Профилактическое симптоматическое лечение назначается детям и подросткам в межприступный период одним из препаратов (в зависимости от индивидуальных особенностей заболевания), относящихся к следующим фармакологическим группам:
Головные боли напряжения у детей
Из-за того, что головные боли напряжения отличаются от мигреней малой интенсивностью, не столь тяжелыми сопутствующими симптомами и практически не ограничивают ежедневную активность детей, то родители и сами пациенты практически не обращают на них внимания. Хотя по статистическим данным головные боли напряжения встречаются у детей намного чаще, чем мигрени. В раннем детстве они в основном носят эпизодическую форму (отмечается менее 15 приступов в месяц) в юношеском – переходят в хроническую (более 15 эпизодов в месяц).
Головные боли напряжения провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями, которые вызывают неконтролируемые мышечные спазмы, блоки, зажимы, тоническое напряжение перикраниальных мышц (лобных, височных, затылочных). Это своего рода защитная реакция организма на воздействие постоянных внешних негативных факторов.
Подобную реакцию мышечной системы вызывает длительное пребывание или работа в статичной, неудобной или нефизиологической позе, избыточное перенапряжение шейных мышц, спинных, глазных при работе за столом или компьютером, неудобное положение во время сна. В большинстве случаев подобные цефалгии есть в семейном анамнезе родителей ребенка или ближайших родственников.
Обычно боли возникают в утренние часы после пробуждения и меняют свой характер, интенсивность и локализацию (мигрируют с одной стороны на другую или охватывают лоб) в течение дня. Они не зависят от ежедневной и привычной физической нагрузки, но остро реагируют на переутомление глаз или умственную усталость.
Большинство детей описывает волнообразное течение приступа с короткими моментами ремиссии, отсутствие транзиторных неврологических симптомов, но повышение уровня тревожности, беспричинного страха, депрессивных состояний, подавленного настроения.
Диагностика
При головной боли напряжения свою эффективность подтвердило проведение электромиографического исследования биологических обратных связей фронтальных мышечных групп. Стрессовые ситуации или их угроза вызывают в организме повышение мышечного тонуса и возрастание электрической активности мышечных тканей, которое отображается на электромиографии.
Сам человек ощущает и осознает только мышечное напряжение во время движений, остальные отклонения остаются ниже порога восприятия. Ознакомление пациента с информацией об электрической активности определенных групп мышц позволяет ему добиться большего результата от релаксации, улучшить психологическое состояние и параллельно нормализировать артериальное давление, дыхательные и сердечные ритмы, частоту сердечных сокращений.
Терапия подобных головных болей должна начинаться с уменьшения или устранения воздействия на ребенка психоэмоциональной или стрессовой ситуации. Цефалгия напряжения не лишает их полностью работоспособности или физической активности, но причиняет им постоянный эмоциональный дискомфорт, хроническую усталость, разбитость, плохое настроение, что еще больше усугубляет положение.
Одним из основных патогенетических факторов головных болей напряжения у детей и подростков являются нарушения регуляции церебрального кровообращения. Выявить патологию и отследить динамику изменения показателей на фоне лечения помогает ультразвуковая допплерография.
Лечение и профилактика головных болей напряжения
Профилактика и лечение цефалгии напряжения заключается в сочетании лекарственной терапии, которая направлена на коррекцию психического и эмоционального состояния, устранение мышечного напряжения, а также не медикаментозных мероприятий. К ним относятся физиотерапия, массажи, ванны, плавание, занятия спортом, оптимизация режима дня, полноценное питание, обустройство рабочего места (парта, стол, стул) и места отдыха (ортопедический матрас, подушка) и пр.
Лекарственные препараты (обезболивающие) при эпизодической цефалгии напряжения назначаются для однократного приема или короткими курсами. Злоупотребление анальгетиками у детей и подростков, страдающих хроническими болями, или смешивание нескольких видов препаратов обычно оказывают обратный эффект. Подобный результат в сочетании с дисфункцией желудочно-кишечного тракта возникает и при применении более сильных анальгетиков или их комбинаций с миорелаксантами (мышечные релаксанты).
При хронических болях напряжения гораздо большее значение приобретает профилактическая терапия, которая проводится в промежутках между приступами. Например, прием курса Амитриптилина (антидепрессант с анальгезирующим действием), антиконвульсантов, миорелаксантов для снятия мышечного напряжения затылочных и перикраниальных мышечных групп.
У детей, страдающих головными болями напряжения так же, как и от мигреней, нередко встречаются симптомы церебрастенического синдрома, основным признаком которого является «раздражительная слабость». С одной стороны, подобные дети медлительны, пассивны, вялы, быстро утомляются и истощаются даже при незначительных физических и умственных нагрузках, постоянно находятся в подавленном настроении и плохо справляются со школьными заданиями на память.
С другой стороны, у них наблюдается повышенная раздражительность, аффективные вспышки, излишняя критичность и желание постоянно спорить. В такой ситуации родителям главное помнить, что их дети не ленивые, упрямые или у них начался переходный возраст, а что им необходима медицинская помощь. Таким детям противопоказаны чрезмерные нагрузки, длительное нахождение в коллективе сверстников, необходима лекарственная терапия и ни в коем случае не осуждение родителей или скандалы. От стрессовых ситуаций в семье головные боли будут мучить ребенка гораздо чаще и сильнее, а церебростенические синдромы – усугубляться.
Свою эффективность при лечении головных болей напряжения у детей и подростков подтвердило еще одно направление – терапия препаратами метаболического действия. Они способствуют улучшению обменных процессов в головном мозге, активизируют и повышают устойчивость центральной нервной системы к различным нагрузкам, обладают антиастеническими (астения – синдром хронической усталости) свойствами, улучшают память. К числу таких препаратов относят: рибофлавин (витамин В2), коэнзим Q10, препараты, содержащие магний, ноотропные вещества (например, актовегин).
Ребенок часто жалуется на головную боль?
На что обратить внимание родителям, рассказывает детский невролог, к.м.н. Ольга Ивановна Бегашева.
Головная боль у детей дошкольного и младшего школьного возраста не редкость. И в установлении причин болей очень важен дифференциальный диагноз. Это значит, что методом исключения не подходящих диагнозов, мы сводим его к единственно вероятной проблеме. Ведь ситуация, когда у ребенка болит голова, далеко не всегда указывает на наличие органических или физиологических проблем, примерно в половине случаев голова болит из-за переутомления, эмоционального напряжения. Но такой грозный симптом оставлять без внимания нельзя. На что же обратить внимание родителям?
Утренние головные боли
Но утренняя рвота может быть признаком повышенного внутричерепного давления и быть связана с опухолью или сосудистыми проблемами. В этом случае ребенка должен обследовать невролог, а при исключении этих заболеваний принимает решение о дальнейшем обследовании и поэтапно устанавливает точный диагноз.
С тошнотой и рвотой протекает головная боль и при эпилепсии Гасто (это вариант эпилепсии детского возраста, сопровождающийся пароксизмальными приступами). В диагностике этого заболевания помогает электроэнцелография, ее параметры и режим должен назначить невролог.
Головокружения
Усталость
Если головные боли связаны с анемией – снижением уровня гемоглобина в крови – то обычно они сопровождаются крайне выраженной астенией, слабостью, усталостью. При так называемой моторной усталости ребенок потеет, не может долго выполнять физические упражнения. Через полчаса физических нагрузок такие дети хотят отдохнуть, присесть, те, что поменьше – просятся на руки. Такое состояние называется психостенией. Лечить надо анемию, повышать уровень гемоглобина.
Нарушения пищеварения
Причиной головной боли может быть гастрит с пониженной кислотностью. При таком заболевании у ребенка наблюдаются трудности с перевариванием пищи и усваиванием питательных веществ. В результате ему просто не хватает энергии, это состояние час то сопровождается головной болью. У таких детей руки холодные и потные, а головная боль носит неспецифический характер, присутствует скорее как ощущение дурноты. Такого малыша обязательно нужно показать гастроэнтерологу, чтобы тот назначил соответствующую терапию – ферменты, пре- и пробиотики. Ос обенно важно такие профилактические курсы проводить осенью и весной.
Дефицит витамина Д
Дети растут неравномерно. В период между 5 и 8 годами рост идет бурными темпами, со скачками роста. И в это время малышу требуется огромное количество белка, витаминов, фермент ов. В то же время основная проблема нашего региона – это дефицит витамина Д. У детей с таким дефицитом очень часто бывает нарушение кальциевого обмена. Его признаки – ломкие ногти, кариес, боли в ногах, могут наблюдаться раздражительность, усталость, тревожность, головные боли. В этом случае головные боли также не специфические, без общемозговых симптомов.
ЛОР-заболевания
Следующая причина головных болей – хронические гаймориты. Их можно определить по болезненности точек Валле – это вертеброневрологические точки выхода тройничного нерва, которые располагаются на лице у основания бровей, под глазами и на подбородке. При хроническом гайморите болезненной бывает именно точка под глазницей. Наблюдаются при хроническом гайморите и нарушения дыхания, обструктивное апноэ во сне, утренние головные боли из-за нарушения венозного оттока. Ребенок в течение дня испытывает слабость, утомляемость, нарушение внимание. Часто такое состояние сопровождается гиперактивностью.
Другие причины
Причин появления головных болей у ребенка – великое множество. Это может быть врожденная лактазная недостаточность, ее признак – частые запоры, выявляется же она генетическими методами исследования. Вызывать головную боль (наряду с другими симптомами) могут и гельминтозы, и увеит (ревматоидное воспаление сосудистой оболочки глаза, которое может наблюдаться у детей более старшего возраста). Далеко не всегда головная боль у детей может быть вызвана неврологическими заболеваниями. Но оставлять этот симптом без внимания не стоит. Не нужно также пытаться вылечить головную боль самостоятельно, ребенка обязательно нужно отвести к врачу. Только квалифицированный специалист сможет установить правильный диагноз и назначить единственно верный способ лечения.
Детские головные боли: причины и лечение
Самая распространенная жалоба в кабинете детского невролога – это головные боли
Давайте разберемся в причинах таких болей.
Существует 6 типов головных болей:
Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.
Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.
Головные боли неуточненные
Головные боли напряженного типа
Сосудистая головная боль
Функциональная, в том числе
на фоне церебрастении
1. Головные боли напряженного типа
2. Сосудистая головная боль
это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.
3. Невралгическая головная боль
4. В возникновении ликвородинамической головной боли
основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.
5. Функциональная головная боль
чаще всего имеет психогенный механизм.
6. Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.
Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.
Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.
В детском корпусе клиники вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.
Информацию для Вас подготовила:
Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.