Убыхи история что за народ
Мы создаем общение
Всё ли вы знаете о кавказцах? Думаете самые ретивые выходцы — это чеченцы, дагестанцы, осетины, абхазцы? Или есть свои варианты? А вот были и круче- это были самые воинственные работорговцы с Кавказских гор. О них уже почти все забыли. И причиной тому, что у этих людей не было письменности. И растворились они в истории чуть больше чем за 100 лет после своего неудачного переселения.
Историческая судьба многих народов Кавказа изобилует драматическими и трагическими событиями. Война, борьба за независимость, многовековая вражда, кровная месть, депортация – такие беды пришлось на своем опыте пережить сотням тысяч людей. Но есть один народ, который пострадал, наверное, больше других. Это убыхи, они были вынуждены покинуть родные земли и практически полностью исчезли как отдельный этнос.
Убыхи это самые воинственные горцы Кавказа. Убыхи были одним из самых загадочных и воинственных народов Западного Кавказа. История этого субэтноса оборвалась внезапно: они не подчинились Российской империи и… растворились.
Убыхи – один из коренных народов Кавказа. Долгое соседство с адыгами, абхазами и абазинами сказалось на их быте, традициях и культуре, хотя у представителей данного этноса был уникальный язык. Он являлся безусловным рекордсменом по количеству звуков, одних только согласных в нем насчитывалось 84.
Последним носителем убыхского языка, способным различать такое фонетическое разнообразие, был житель турецкого селения Хаджиосман Тевфик Эсенч, который скончался в 1992 году. Современные потомки выходцев с Кавказа, перебравшихся в Анатолию, забыли родную речь.
Историческая область Убыхия располагается на побережье Черного моря, между реками Хоста и Шахе. Сейчас это территория находится в Краснодарском крае. Жители плодородных земель издревле занимались садоводством, виноделием, животноводством и торговлей. У них были хорошо налажены экономические и культурные связи с Турцией.
Убыхи разделялись на несколько обществ, тесно связанных и постоянно контактировавших друг с другом – собственно горные убыхские общества (верховья р.Сочи), Субешх, или Субаши, (нижняя часть бассейна р.Шахе), Вардане (приустье р.Лоо), Саше, или Соча, (территория современного г.Сочи – от этого слова и происходит название города), а также более малочисленные Хизе, Псахе, Хамыш. В ряде обществ с убыхами совместно проживали шапсуги (Субешх) и абхазы-садзы (Хамыш). В убыхских обществах руководство осуществляли князья. Так, в горских обществах и в Субешх несомненных авторитетом пользовался род Берзек, в обществе Саше главенствовали Аублаа (Облагу), а в Вардане – Дзиаш (Дзейш).
Российский историк Адольф Берже (1828-1886 гг.) отмечал, что точно определить общую численность убыхов весьма проблематично. Однако он указал, что с 1858 по 1865 годы 74 тысячи 567 человек эмигрировали в Османскую империю. На территории России остались лишь около 80 семей, в основном, проживавших в районе села Головинка Краснодарского края.
Большинство этнографов, изучавших убыхов, писали об их внешнем сходстве с адыгами. Однако существенное отличие в языках позволило некоторым исследователям предположить, что убыхи могут являться наследниками легендарных аланов, сохранившихся на Кавказе. Такое заключение сделал известный российский этнограф Леонтий Люлье (1805-1862 гг.). Да, и многие византийские авторы писали, что потомки этого древнего народа живут по соседству с абхазами. Тем более что один из убыхских родов так и называется – Аланъ.
В научной литературе отмечается высокий рост и крепкое телосложение убыхов, их выразительные черты лица. Не случайно, представительницы этого народа считались красивейшими обитательницами султанских гаремов Османской империи.
Известно, что убыхи поклонялись своим языческим богам до принятия ислама. Женское начало в религиозном культе этого народа олицетворяла Бытха. Согласно национальным преданиям, материальное наследие убыхов включало в себя две статуи этой богини: большую и маленькую. Они были изготовлены из чистого золота. Большую Бытху эти люди спрятали в горной пещере перед своим отъездом в Турцию, а маленькую взяли с собой. Сейчас о местонахождении обоих артефактов ничего не известно. А между тем, статуя богини, согласно легенде, раньше украшала собой вершину одной из местных гор.
Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.
История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 года отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.
Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.
Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.
Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений — мухаджирство — массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.
Начальник Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».
Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.
Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно — тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона.
Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».
Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через три недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 года не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось.
На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения — голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.
Точная численность убыхов, покинувших родину определяется от 50 до 70 тысяч человек. Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности. В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.
По данным всероссийской переписи населения 2010 года, 33 гражданина нашей страны считают себя убыхами. Из них 16 человек живут в Кабардино-Балкарии, еще 12 – в Краснодарском крае, двое – в Адыгее, остальные представители этого народа обосновались в других регионах России.
И хотя этнос официально признан исчезнувшим, в Кабардино-Балкарии несколько лет назад была создана общественная организация «Убых-Берзек», которая ставит своей целью возрождение национальных традиций.
Убыхи. Часть 1. Пираты Чёрного моря
Гениохи, зихи (зиги) и ахеяне (ахеи, ахейцы) канули в Лету, но оставили потомков. Потомков не только по крови, но и по опасному бизнесу пиратства. Более того, их потомки подняли бизнес предков на новую высоту. Своеобразным Эдмундом Хиллари, покорившем пиратский Эверест, были убыхи.
Сейчас сам народ убыхов практически исчез. После Кавказских войн подавляющая часть убыхов уехал в казалось бы дружественную Турцию (хотя турецкие корабли неоднократно становились убыхской добычей), которая в считанные годы «переварила» своих друзей, полностью ассимилировав их. Немногочисленные оставшиеся убыхи оказались в заложниках своего собственного образа жизни, отказ от которого разобщил их, а многих поставил вне закона. Ведь подавляющее их большинство к тому времени забросили земледелие и скотоводство, вместо этого мужчины предпочитали высокодоходный морской разбой и работорговлю.
Посему попытки романтизировать этот, пускай воинственный и храбрый народ автору кажутся нелепыми, т.к. работорговля — один из самых пещерных и бесчестных актов человеческой истории. Известный этнограф, археолог, историк и действительный статский советник Российской империи Адольф Берже писал об этой тёмной стороне смелых бойцов гор: «Пленопродавство, неизменный спутник грабежей и набегов, вошло в нравы и обычаи горских народов и распространилось даже на собственных детей…»
Так, в некоторых источниках указан и вовсе отталкивающий обычай, распространившийся среди убыхов, бывших флагманом работорговли. За огромный калым (выкуп) некоторые семьи «выдавали замуж» в Турцию своих собственных дочерей и сестёр. В тех обстоятельствах это «замужество» по факту представляло собой продажу в рабство. Кстати, поэтому многие убыхи и мигрировали в Турцию, т.к. у них там было некое подобие родственных связей.
Убыхи проживали на территориях в районе нынешнего Сочи, используя устья впадающих в Чёрное море рек, таких как Хоста, Мзымта, Шахе, Кудепста и т.д., в качестве своеобразной базы для своих пиратских кораблей. Несмотря на то, что часто упоминается термин Убыхия, как и Гениохия, и Черкесия (в Турции, к примеру, к черкесам относили вообще всех выходцев с Северного Кавказа – адыгов, абхазов, шапсугов, натухайцев и самих убыхов), с определением «государство», единое и обозначенное границами, не имеет ничего общего. Это просто название территории, на которой в основном проживает сплочённый культурой и языком народ.
Черкесы. Национальный музей Адыгеи, Майкоп
Административное устройство убхского общества отличалось консерватизмом и патриархальностью, являясь практически родоплеменным. У власти над каждым родом стоял аристократ (патриарх наиболее древней фамилии, князей в известном нам смысле у них не было) – глава народного объединения, а каждый род владел своей территорией со всеми вытекающими последствиями.
При этом убыхи часто создавали как племенные союзы даже с родственными народами (абхазы, абазины и т.д.), так и вели с родственными черкесскими «коллегами» по разбою небольшие войны за контроль над территорией или правом единолично грабить торговые суда. К концу Кавказских войн, когда часть абхазов, не желая больше быть игрушкой в политике Турции и Запада против России, переходили в подданство империи, убыхские отряды проводили против бывших союзников и по сути «родственников» карательные рейды. Однако сами убыхские роды почти не враждовали – этому способствовала традиция аталычества, когда совсем юного убыхского парня отправляли на воспитание к соседям, а то и в другое племя.
Несмотря на известную степень разрозненности, военное дело убыхов было поставлено весьма высоко. В отличие от многих адыгских (черкесских) народов воинские формирования убыхов вполне можно было именовать армией. Она была чётко организована и структурирована. Был авангард, отряды прикрытия и группы снабжения. Это как раз положительно (если можно так сказать) сказалось на пиратском ремесле. В самом деле, большой разницы между пиратским нападением и ведением боевых действий убыхские командующие не видели. Таким образом, при всей малочисленности убыхи сильно выделялись даже среди других родственных черкесских пиратов.
Корабли этого необычайно воинственного народа заслуживают отдельного упоминания. Отчасти это были далёкие потомки гениохских камар, т.к. также были вёсельными, хоть и носили иногда парусное вооружение. Но сравнивать их с камарами во всём было бы верхом некорректности. Эти корабли были куда более крупными и скорее походили на галеры, а в некоторых источниках их именовали бригантинами. Стоит сделать небольшую оговорку, подтверждающую факт применения парусов. На русском флоте существовали гребные бригантины, поэтому моряки, завидевшие убыхский пиратский корабль, идущий на вёслах и под парусами, именовали их привычным для них термином.
Корабли убыхов обладали высокой по тем временам скоростью и маневренностью, при этом были достаточно мореходны. Так, один из князей Аублаа (княжеская абхазская и убыхская аристократическая фамилия), а именно сочинский князь Ахмет Аублаа (есть мнение, что он по крови был абхазом – последствия аталычества) в первой половине 19-го века владел необычайной почти мифической бригантиной. На ней он, во главе военизированного отряда головорезов, не только атаковал торговые суда в открытом море, но и совершал отчаянные рейды даже на крымское и турецкое побережья, ловко уходя от преследования крупных кораблей как Российской империи, так и Турции. Кстати, слава Ахмета Аублаа на черноморских берегах по своим масштабам могла не только конкурировать, но даже порой превосходила пиратскую славу Генри Моргана или Уильяма Кидда.
У убыхов формировались целые флотилии боевых галер, которые, конечно, уже невозможно было унести с собой в кавказские леса, поэтому укрытием для них служили укромные устья рек. Эти корабли по своей конструкции принадлежали к семейству черкесских судов. К концу 18 века убыхи, как и остальные черкесские народы, начали вооружать свои корабли небольшими лёгкими пушками-фальконетами. Орудия либо покупались за границей Убыхии, в том числе в Турции, либо добывались в бою. Диаметр канала ствола фальконета не превышал 50-60 мм, поэтому они применялись во время абордажа. Какого-либо урона крупному кораблю, да ещё с приличного расстояния, они причинить, конечно, не могли. Однако…
Отсюда, кстати, и специфическая тактика морского боя у убыхов, которая весьма напоминала тактику гениохов – быстрое и внезапное сближение с кораблём противника и захват в абордажной схватке. Когда атаке подвергалось крупное судно, штурм проводился силами нескольких галер с разных сторон. Маневренные приземистые независящие от направления и силы ветра галеры добивались эффекта неожиданности, нападая ночью, в тумане или со стороны солнца.
Если должного эффекта внезапности добиться не удалось, пираты-стрелки с помощью кремневых ружей и указанных выше фальконетов старались огнём подавить опомнившуюся команду, чтобы стать с кораблём борт о борт. Стоило абордажным крючьям впиться в деревянные борта жертвы, как мигом на палубе оказывалась абордажная команда. Судьба судна была предрешена.
Торговля награбленным шла бойко. На «рынки» Убыхии и Абхазии слетались турецкие дельцы. А порой сами убыхи ходили к турецким берегам со знатным «товаром», включая людей. В Турции даже существовали десятки черкесских «торговых» семей, поселившиеся в Порте для удобства ведения дел. Даже во время Кавказских войн и крейсерства русских кораблей, в условиях полной конспирации, подавая световые сигналы, турецкие суда торговцев (по факту контрабандисты и рабовладельцы), приставали к берегам Северного Кавказа. Война, пиратство и любые бедствия Кавказа всегда приносили барыш Турции и другим странам.
Убыхи – кавказский народ, ушедший в историю
Убыхи – кавказский народ, ушедший в историю
Среди коренных народов Западного Кавказа можно выделить один особый, близкородственный и абхазам, и адыгам, и в равной степени самостоятельный и сохранявший свою независимость – убыхов.
Убыхи жили на прибрежной и горной территории между реками Шахе и Хоста, гранича на западе с адыгским племенем шапсугов, а на востоке – с западноабхазскими племенами. Как самоназвание у убыхов бытовали «туахъы» и «абза» (отсюда, вероятно, и турецкий и арабский термин «абаза», распространявшийся не только на жителей Абхазии, но и на большую часть населения от р. Ингур до Анапы).
Убыхи разделялись на несколько обществ, тесно связанных и постоянно контактировавших друг с другом – собственно горные убыхские общества (верховья р.Сочи), Субешх, или Субаши, (нижняя часть бассейна р.Шахе), Вардане (приустье р.Лоо), Саше, или Соча, (территория современного г.Сочи – от этого слова и происходит название города), а также более малочисленные Хизе, Псахе, Хамыш. В ряде обществ с убыхами совместно проживали шапсуги (Субешх) и абхазы-садзы (Хамыш). В убыхских обществах руководство осуществляли князья. Так, в горских обществах и в Субешх несомненных авторитетом пользовался род Берзек, в обществе Саше главенствовали Аублаа (Облагу), а в Вардане – Дзиаш (Дзейш).
Народ убыхов не отличался большим числом – средние цифры всего населения составляли примерно 25-40 тысяч (однако, по данным А. Берже с 1858 по 1865 год в Османскую Турцию выселилось убыхов 74456 человек). Но, несмотря на малочисленность, они славились необычайной организованностью и воинственностью. Согласно высказыванию графа и царского генерала М.Т.Лорис-Меликова «воинственное и предприимчивое племя убыхов… пользовалось всегда особым значением у прочих соседей своих. У горцев существует и поныне поверие: чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов».
В древние времена убыхи исповедовали традиционную религию с монотеистической основой и значительным влиянием греческого христианства. Но постепенно, под влиянием вернувшихся из Ближнего Востока земляков-мамлюков и османов, обосновавшихся в Причерноморье, убыхи становятся мусульманами, хотя и с сильным влиянием старого мировоззрения и народной мифологии. Об этом однозначно свидетельствует о, что многие из их лидеров в первой половине XIX в. совершали хадж в Мекку (убыхские лидеры Хаджи Керантух Берзек в 1839, Хаджи Исмаил Берзек в
1846 году). Однако уже в конце XVIII в. убыхи хоронили по исламской традиции – сохранилась эпиграфическая надпись на могильной плите из Сочи: «Барзека Мухаммед-аги умершая дочь Хавва. Душе ее Фатиху! 1207 г.» (т.е. 1792-1793 годах). В это время убыхи уже выполняли намаз, о чем свидетельствует факт наличия молитвенных ковриков, описанных польским революционером Теофилом Лапинским (Тевфик-беем), находившимся среди коренного населения Причерноморья (он обратил внимание на орнамент этих ковриков, напоминавший по форме крестообразные фигуры). Интересный факт – в ответном письме на письмо из военного лагеря царских войск убыхи, наряду с требованиями, называли «…казанских и других татар» своими братьями по вере. При этом необходимо заметить, что убыхский род Аублаа (по мнению абхазского ученого Ш.Д.Инал-ипа, имевший абхазское происхождение) всегда пользовался почетом и уважением и считался (и считается у абхазов по сей день) потомками Пророка (с.а.в.). В современном абхазском языке слово «убых» отсутствует и оно обычно заменяется словом «Аублаа». Абхазы говорят – «Аублаа п.ааимбароуп», т.е. «Аублаа – пророки». Существует предположение, что, скорее всего, он связан с сайидами – потомками пророка Мухаммеда (с.а.в.). Вероятность этого очень высока, т.к. во второй половине первого тысячелетия нашей эры на Кавказе происходило значительное влияние арабо-мусульманской цивилизации (миграции, о чем свидетельствуют сохранившиеся легенды, войны Халифата с Хазарским каганатом). По версии известного турецкого исследователя абхазского происхождения Омера Бейгуаа (Буюка) род Аублаа связан с пророком Ибрахимом (а.с.). Но интересно, что в этом случае употребляется слово «п,ааимбар» (персидско-турецкое «пейгамбар»), которое стало использоваться персами (а позже и турками) только после принятия ислама и означало именно пророка Мухаммеда (с.а.в.), и только в случае добавления имени могло применяться по отношению к другим пророкам (Муса пейгамбар, Иса пейгамбар). Именно так оно и попало в абхазский язык, и то, что именно эта лексема (а не более древняя, из доисламского периода) употребляется в данном случае, связывает род Аублаа именно с исламскими корнями.
Кавказская война, распространившаяся и на Причерноморье, только способствовала общей консолидации и укреплению убыхского племени в исламе. Одним из основных лидеров убыхов в первой половине XIX в. был Хаджи Исмаил Берзек, глубоко верующий мусульманин, который всеми силами сопротивлялся имперской интервенции. В 1846 г. он погиб, возвращаясь из хаджа в Мекку. После смерти Исмаила Берзека лидером убыхов стал его племянник Хаджи Керантух (Керендук) Берзек.
С 1848 под воздействием проповеди Магомед-Эмина, наиба имама Шамиля на Западном Кавказе, все большее влияние среди убыхов приобрел «мюридизм». Вместе с адыгским племенем абадзехов, они стали одними из самых преданных сторонников этого движения (тесно связанного с тарикатом Накшбандийя и дагестанскими шейхами), которые не оставляли Магомед-Эмина в самые тяжелые минуты. По видимости, такой успех, в определенной степени, был сопряжен с мировоззрением убыхов, среди которых князья скорее были лидерами, чем правителями, и которым были близки идеи всеобщего социального равенства мусульман и отказа от феодальной зависимости. Магомед-Эмин смог реорганизовать войско, ввести законы шариата, благодаря чему на землях адыгских, убыхских и западноабхазских племен появились 12 махкама, включавших в себя мечеть, медресе, зиндан для преступников, жилые и хозяйственные помещения, здесь же проходили народные собрания и суды. Убыхи, постоянно совершающие походы против регулярных частей царской армии, продолжали быть одной из главных проблем имперской администрации на Западном Кавказе. В 1859 г. после пленения имама Шамиля, капитулировал и Магомед-Эмин. Но убыхи не теряли духа и продолжают активные действия. В июне 1861 г. недалеко от Сочи убыхи вместе с абадзехами и представителями западноабхазских обществ собрали меджлис «Великое и свободное заседание», в долине реки Псахе руками убыхов, абадзехов, шапсугов и абхазов-садзов выстроились здания меджлиса, мечеть, здание суда. Усилиями убыхского вождя Хаджи Керантуха Берзека фактически делается попытка реконструировать тип общественного управления на основе шариата, который устанавливал Магомед-Эмин. В состав заседания также вошли такие убыхские и адыгские лидеры, как Карабатыр Заноко, Исмаил Баракай-ипа Дзиаш, Хасан Эфенде Бидж. По повелению меджлиса учреждены в нашем крае 12 округов. В каждом округе определены муфтий и кадий, а также мухтар (старшина). Однако, окончание войны в Дагестане и переброска сил на Западный Кавказ сделала силы неравными – в мае 1864 г. Кавказская война завершилась победным парадом царских войск в урочище Кбааде (Красная поляна). Убыхи оказались перед фактом вынужденного выселения на землю Халифата – в Османскую Турцию…
Турецкие судна, заполненные тысячами убыхов покидали родную землю. Страдающие от голода и болезней, многие из них погибли в дороге и на турецком берегу, во время карантина. Именно убыхи стали основными героями художественных произведений, посвященных драматичным событиям времен переселения мухаджиров: романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» и повести Даура Зантария «Судьба Чу-Якуба». Судьба этого народа даже более трагична, чем судьба адыгов и абхазов, также покинувших в массовом порядке свое отечество. Убыхи расселились в Турции в пределах Анатолии, образовав поселения в районе Бандырмы близ Бурсы и в районе Измита не побережье Мраморного моря, в районе Самсуна на анатолийском побережье Чёрного моря, в районе Адана на побережье Мерсинского залива Средиземного моря, на Усунском нагорье и в ряде других пунктов Анатолии. Увы, в Турции убыхи, будучи малочисленными, стали быстро забывать язык, переходя на турецкий, а в семьях и общинах – на абхазский или адыгский языки. Последним носителем убыхского языка считается Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй в районе Маньяс провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. И хотя потомки мухаджиров из Убыхии и по сей день живут в Турции, владеющих языком предков среди них не найти. Так по воле Аллаха ушла в историю общность одного из самых воинственных народов Кавказа – убыхов. Хотелось бы, чтобы XXII Зимние Олимпийские Игры стали бы символом мира на этой древней земле.