Уча их соблюдать все что я повелел вам

Толкование на От Матфея 28:20

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 28:20 / Мф 28:20

Григорий Палама (

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Не только же крестя, но и — «учаще их блюсти вся елика заповедах вам»; на основании чего видно, что одного крещения недостаточно для того, чтобы сделать человека учеником Евангелия, но должно быть налицо и соблюдение Божиих заповедей, и то — всех заповедей; потому что (Христос) говорит: «Учаще блюсти», не некоторые заповеди, но — «вся елика заповедах вам». Следовательно хорошо написал Иаков Брат Божий, говоря: «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» (Иак.2:10); потому что вследствие всякого греха впавший в него и не желающий, путем покаяния, подняться из ямы, становится преступником закона благодати. Итак, «тако глаголите», — говорит, — «и тако творите, яко законом свободным имущи суд прияти» (Иак.2:12); потому что закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти.

Источник: Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Что означают слова, которые Господь сказал апостолам: И се, Я вместе с вами до скончания века?

Говорится, что в веке нынешнем Сам Господь пребывает вместе с нами, а в грядущем святые пребудут вместе с Ним, обоженные благодатью.

Источник: Вопросы и затруднения.

Иероним Стридонский (

Уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Особый порядок: Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать. А чтобы мы не подумали, что это повеленное легко и незначительно, Он присоединил: Все, что Я заповедал вам. Так что те, которые уверуют и будут крещены в Троицу, пусть соблюдают все, что по-велено.

И се, Я с вами во все дни до скончания века

Тот, Который обещал апостолам пребывать с учениками до конца мира, — показал им, что и они всегда будут победителями, и Он никогда не оставит верующих. А Тот, Который обещал Свое присутствие до конца мира, не может не знать дня, когда Он, — как Ему известно, — будет с апостолами.

Евфимий Зигабен (

Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам

Вот опять наставление относительно жизни. Для спасения не достаточно только Крещения и обучения, если к тому не присоединится и достойная Бога жизнь.

И се, Аз с вами есмь во вся дни

Внушая им еще большую смелость, сказал: и се, Аз с вами есмь, содействуя вам, разрушая все препятствия и сохраняя вас.

До скончания века. Аминь

Сказал так не потому, что после этого Он не будет с ними, но потому, что будет пребывать с ними не таким образом, как теперь, но выше, и так, как прилично Богу. Это показывает, что Иисус Христос был не только с учениками Своими, но пребывает и со всеми последователями их, так как апостолы не могли пребыть до скончания века. Через посредство бывших в то время учеников Он возвестил эту радость и их последователям, беседуя со всеми верующими как бы с одним телом. Вознесся на небо Иисус Христос не тотчас, но спустя некоторое время, как это можно узнать от других евангелистов. От Воскресения Своего до Вознесения в продолжение сорока дней Иисус Христос являлся ученикам и говорил с ними; затем с горы, находящейся в Иудее и называемой Елеонскою, Он вознесся на небо, как повествует книга Деяний святых апостолов (1, 3, 9). Да сподобимся же и мы, достойно Евангелия учащие, живущие и совершенствующие себя наследовать Царство, обещанное в Евангелии совершенным, благодатью всесовершенного Царя Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и поклонение с безначальным и присносущным Отцом, с собезначальным и соприсносущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лопухин А.П. (1852−1904)

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Феофилакт замечает, что повелевая крестить во имя Святой Троицы, Христос преподал нам богословское учение (την θεολογίαν); а повелевая соблюдать заповеди, предложил практическую добродетель. Слово διδάσκοντες означает, собственно, научение, т.е. преподание истин христианской веры, и указывает на продолжительность, постоянство. Ученики Христа должны действовать, как Он повелел. Сам же Он будет пребывать с ними, оказывать им постоянное руководство и помощь до скончания века (της συντέλειας του αιώνος — см. объяснение этого выражения в прим. к 24:3).

Источник

Евангелие по Матфею 28:19

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Евфимий Зигабен

Шедше убо научите вся языки

вполне полагаясь на данную Мне власть. Сказав: вся языки, разумели народ еврейский. Марк ( 16, 15 ) сказал яснее: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари; а Лука ( 24, 47 ) еще подробнее: и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима. Незлопамятен был Господь по отношению к кающимся. Когда Он воскрес и являлся ученикам, то не только не упомянул о том, что претерпел от иудеев, но даже не упрекнул ни Петра в отречении, ни остальных учеников в бегстве.

Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Вот наставление относительно Крещения и обучения. Одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы. Имя разумей или Сый, или Бог, или другое какое-либо неизреченное; поэтому крестящие говорят только во имя…, ничего другого не присоединяя.

Лопухин А.П.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Относительно дальнейшего “крестя” (βαπτίζοντες) возникало много споров: следует ли понимать его в буквальном или только в духовном смысле; следует ли совершать крещение через погружение, или через обливание, или окропление; следует ли крестить детей, или же только взрослых, и именно тех, которые предварительно научены христианским истинам. Все эти вопросы относятся, собственно, к области практического богословия. Рассматриваемый стих, с экзегетической стороны, имеет, по-видимому, только общий смысл, причем не обозначается ясно, следует ли предварительно научать и потом крестить, или наоборот, или же одновременно. Цель заповеди Христа — привлекать людей в Его Царство, крестя их и научая, научая и крестя. Но под крещением здесь разумеется не только духовный, но и физический акт (обыкновенное крещение). Греческое слово βαπτίζοντες указывает на погружение. В BD βαπτίζοντες (аорист). Последние слова трудны для толкования и были предметом многочисленных рассуждений. Возможно, однако, установить, что “во имя” не соответствует еврейской формуле “бе шем” — в таком случае, в греческом стояло бы εν τω ονόματι, лат. in nomine, и это значило бы: крестите с произнесением имени, или в общении (εν) с Отцом, Сыном и Святым Духом. Греческое выражение είς το όνομα соответствует еврейскому “ле шем” — “к имени,” т.е. крестите людей к признанию имени Отца, Сына и Святого Духа, к усвоению одной из главнейших новозаветных истин — о Троичности Лиц Божества. Просто и кратко можно выразить мысль так, что в крещении выражается “принадлежность” людей к Царству Отца, Сына и Святого Духа. В силу самого акта крещения, человек делается членом Христовой церкви, — ему прощается первородный грех и он делается участником всех дальнейших благодатных христианских даров. “Ονομα” (имя) употреблено в единственном числе. Это указывает на единство Лиц Святой Троицы (в противном случае сказано было бы είς ονόματα).

Прп. Иустин (Попович)

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Прп. Максим Исповедник

Слово о подвижнической жизни.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тот, кто говорит кому-либо: «сделай это» или «не делай этого», конечно говорит ему так потому что он может или сделать, или не делать. Ведь тот, кто говорил бы это не могущему, разве не говорил бы впустую? Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». То есть сначала — очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, — безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?

Свт. Григорий Палама

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию.

Свт. Иоанн Златоуст

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Свт. Кирилл Александрийский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Мы оправдываемся, веруя в Бога Отца и в Сына Единородного и в Святого Духа, почему и Сам Спаситель заповедует Своим ученикам, говоря: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если, поэтому, совсем ничего в наше мышление не вносит различие имен, но Отцем можно назвать Сына и, назвав Сына Его, можно указать на Отца, то какая же была надобность давать повеление креститься верующим не в единицу, но в Троицу? Поелику же речь о Божественной природе достигает до тройственного числа, то для всех, конечно, очевидно, что каждое из исчисляемых существует в особой своей ипостаси, так что, нисколько не изменяясь по природе, восходит к единому Божеству и имеет одинаковое поклонение.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 19-20 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Троицкие листки

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Экумений

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Источник

Евангелие по Матфею 28:20

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Особый порядок: Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать. А чтобы мы не подумали, что это повеленное легко и незначительно, Он присоединил: Все, что Я заповедал вам. Так что те, которые уверуют и будут крещены в Троицу, пусть соблюдают все, что по-велено.

И се, Я с вами во все дни до скончания века

Блж. Феофилакт Болгарский

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Евфимий Зигабен

Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам

Вот опять наставление относительно жизни. Для спасения не достаточно только Крещения и обучения, если к тому не присоединится и достойная Бога жизнь.

И се, Аз с вами есмь во вся дни

Внушая им еще большую смелость, сказал: и се, Аз с вами есмь, содействуя вам, разрушая все препятствия и сохраняя вас.

До скончания века. Аминь

Сказал так не потому, что после этого Он не будет с ними, но потому, что будет пребывать с ними не таким образом, как теперь, но выше, и так, как прилично Богу. Это показывает, что Иисус Христос был не только с учениками Своими, но пребывает и со всеми последователями их, так как апостолы не могли пребыть до скончания века. Через посредство бывших в то время учеников Он возвестил эту радость и их последователям, беседуя со всеми верующими как бы с одним телом. Вознесся на небо Иисус Христос не тотчас, но спустя некоторое время, как это можно узнать от других евангелистов. От Воскресения Своего до Вознесения в продолжение сорока дней Иисус Христос являлся ученикам и говорил с ними; затем с горы, находящейся в Иудее и называемой Елеонскою, Он вознесся на небо, как повествует книга Деяний святых апостолов (1, 3, 9). Да сподобимся же и мы, достойно Евангелия учащие, живущие и совершенствующие себя наследовать Царство, обещанное в Евангелии совершенным, благодатью всесовершенного Царя Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и поклонение с безначальным и присносущным Отцом, с собезначальным и соприсносущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лопухин А.П.

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Феофилакт замечает, что повелевая крестить во имя Святой Троицы, Христос преподал нам богословское учение (την θεολογίαν); а повелевая соблюдать заповеди, предложил практическую добродетель. Слово διδάσκοντες означает, собственно, научение, т.е. преподание истин христианской веры, и указывает на продолжительность, постоянство. Ученики Христа должны действовать, как Он повелел. Сам же Он будет пребывать с ними, оказывать им постоянное руководство и помощь до скончания века (της συντέλειας του αιώνος — см. объяснение этого выражения в прим. к 24:3 ).

Прп. Иустин (Попович)

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Прп. Максим Исповедник

уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Что означают слова, которые Господь сказал апостолам: И се, Я вместе с вами до скончания века?

Говорится, что в веке нынешнем Сам Господь пребывает вместе с нами, а в грядущем святые пребудут вместе с Ним, обоженные благодатью.

Прп. Симеон Новый Богослов

уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Свт. Григорий Палама

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Не только же крестя, но и – «учаще их блюсти вся елика заповедах вам»; на основании чего видно, что одного крещения недостаточно для того, чтобы сделать человека учеником Евангелия, но должно быть налицо и соблюдение Божиих заповедей, и то – всех заповедей; потому что (Христос) говорит: «Учаще блюсти», не некоторые заповеди, но – «вся елика заповедах вам». Следовательно хорошо написал Иаков Брат Божий, говоря: «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» ( Иак.2:10 ) ; потому что вследствие всякого греха впавший в него и не желающий, путем покаяния, подняться из ямы, становится преступником закона благодати. Итак, «тако глаголите», – говорит, – «и тако творите, яко законом свободным имущи суд прияти» ( Иак.2:12 ) ; потому что закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти.

Свт. Иоанн Златоуст

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Троицкие листки

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Источник

Евангелие по Матфею 28:16

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 16-17 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились

После воскресения Иисус является в Галилее на горе, и там Ему поклоняются, хотя некоторые усомнились, но сомнение их умножает нашу веру. Тогда более ясно показывается Фоме и бок, пронзенный копьем, и руки, пригвожденные ко кресту.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь

Итак, возблагодарив Господа, с нами здесь пребывающего и всякое благо доставляющего, и опять совершеннейшим образом имеющего пребывать с нами после кончины, закончим здесь наше изъяснение во славу Того, Ему же подобает всякое благодарение и слава, и честь во веки веков. Аминь.

Евфимий Зигабен

Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею

Они ушли не тотчас, потому что Иисус Христос явился ученикам еще в Иерусалиме в тот же самый день, в который воскрес из мертвых. Об этом свидетельствуют Марк ( 16, 14 ) и Лука ( 24, 36 ), но еще яснее написал Иоанн ( 20, 19-20 ). Он говорит, что после того, как возвратилась к ученикам Магдалина, сущу же позде, в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам. И сия рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа и т. д. Итак, очевидно, что ученики только после этого пошли в Галилею. Однако, обещая ученикам явиться в Галилее и явившись им в Иерусалиме, Иисус Христос не солгал, как безумно сказал Юлиан Отступник, но исполнил и то обещание, явившись потом им в Галилее, и даровал им другую милость, заранее явившись им в Иерусалиме, чтобы рассеять их печаль и подтвердить слова жен и других, видевших Его воскресшим. Итак, Матфей опустил то, что произошло до тех пор, пока ученики отправились в Галилею, а другие евангелисты написали и об этом, Марк – короче, Лука обширнее, а Иоанн еще подробнее.

В гору, аможе повеле им Иисус

т.е. куда повелел им идти через женщин, как выше было сказано; или куда обещал им, когда сказал: по Воскресении же Моем варяю вы в Галилеи ( Мф. 26, 32 ). Но в Галилею Иисус Христос назначил ученикам идти, а относительно горы ничего не написано. Вероятно, однако же, что Он или сказал им самим, или указал чрез женщин, хотя это и не написано. Кроме того, и самая гора была им хорошо известна, так как они часто пребывали там ради спокойствия.

И видевше Его, поклонишася Ему

увидев, конечно, там в Галилее, потому что Он пришел туда раньше их.

Лопухин А.П.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Воскресший Господь с учениками в Галилее

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Единии же надесять ученицы идоша в Галилею и ови убо поклонишася Ему, ови же видевше Его усумнешася. Это, мне кажется, было то последнее Его явление в Галилее, когда Он послал их с повелением крестить. Если же некоторые усомнились, то и в этом случае подивись их любви к истине, как они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни с ними случившихся. Впрочем и эти некоторые были утверждены явлением. Что же Он сказал, явившись им? Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Опять говорит с ними по-человечески, так как они не прияли еще Духа Святого, Который бы сделал их возвышеннее. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. Здесь Он говорит об учении и заповедях. Он ничего не упоминает о иудеях, молчит о прежних происшествиях, не укоряет и Петра за его отвержение, и никого из прочих за бегство. Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его учение, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Апостолы не могли пребыть до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях и трудностях: с вами Я, который делаю все легким! Это и в Ветхом Завете говорил Он часто пророкам: Иеремии, когда тот указывал на юность свою; Моисею и Иезекиилю, отказывающимся, Он говорил: Я с вами. То же самое и здесь говорит ученикам Своим. Но заметь и здесь, какое различие между теми и другими. Те часто отказывались, будучи посылаемы к одному народу; эти, посылаемые во всю вселенную, ничего подобного не говорили. О скончании же века Он напоминает им для того, чтобы более привлечь их, и чтобы они не на настоящие скорби только смотрели, но и на будущие бесконечные блага. Скорби, говорит Он, которым вы подвергнетесь, оканчиваются с настоящею жизнью, поскольку и самый этот настоящий век придет к скончанию; блага же, которые вы получите, вечны, как Я вам и прежде часто говорил. Укрепив таким образом и ободрив их дух этим напоминанием о последнем дне, Он послал их в мир. Подлинно, этот день для тех, которые провели жизнь в делах благих, столь же вожделенен, сколько страшен для проведших ее в грехах, как для имеющих понести наказание.

Троицкие листки

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Святой евангелист Матфей ничего не говорит о явлениях Господа Своим ученикам как в первый день по Своем Воскресении, так и в последующее время. Из всех Его явлений он описывает только одно, самое торжественное, о котором Господь особенно предсказывал еще до Своей смерти, на которое указывали и Сам Он, Воскресший, и Ангелы благовестники, в день Воскресения. До этого явления видели Воскресшего лишь ближайшие ученики Его и несколько благочестивых жен: ни семьдесят учеников, ни другие верующие еще не лицезрели своего Божественного Учителя и довольствовались свидетельствами очевидцев. Теперь Он явился, по словам апостола Павла, более пятистам братиям сразу. По прошествии праздников, исполняя повеление Господне, одиннадцать же учеников пошли в Галилею. Там шесть из них удостоились явления Господа на море Тивериадском, о чем благовествует святой Иоанн. Может быть при этом явлении Господь повелел им всем собраться в указанное место, и они, купно со множеством верующих, собрались на гору, куда повелел им Иисус. Это явление, по замечанию святителя Филарета Московского, имеет особенную знаменательность, как можно усмотреть из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а об этом явлении предварил учеников Своих и назначил для него место: «чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Название горы не сохранилось: может быть, это была гора Фавор, где Он явил славу Своего преображения, заповедав молчать об этой славе до Своего воскресения, а теперь разрешая это молчание, а может быть, гора Блаженств, столь памятная верующим по великой Нагорной беседе Спасителя. И, увидев Его, поклонились Ему, воздали Ему благоговейное поклонение, как Богу. А иные (конечно, не из одиннадцати учеников, а из числа пятисот, уверовавших в Господа Галилеян, не приготовленных предшествующими явлениями Воскресшего, как приготовлены были апостолы) усомнились, поколебались в вере: действительно ли видят они воскресшего Господа?

«Смотри, – замечает блаженный Феофилакт, – как речь Господа обнимает обе ветви христианского благочестия: богословие и деятельную добродетель. Убоимся же, братия, зная, что если и одного не соблюдем, то не будем совершенными рабами Христовыми, ибо от нас требуется хранить все». Это повеление – учить все народы – не могло не смутить апостолов. Сам Учитель все время проповедовал только Своему народу и даже заявлял, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, а вот теперь повелевает идти в мир весь, ко всем народам… Кто они, бедные рыбари Галилейские, чтобы им идти по всему миру, когда они едва имеют смутное понятие о существовании каких-то народов, когда они и в своей-то стране, на родном языке, едва могли передавать учение своего Учителя, постоянно обращаясь к Его помощи за разъяснениями; а теперь – как они пойдут по всему миру, ко всем неведомым народам, и притом одни, без Учителя, Который, казалось, прощается с ними уже навеки. Любвеобильный Сердцеведец видит их смущение и изрекает им, а в лице их и всем верующим, всей Церкви Своей, великое обетование. Не говорите Мне о препятствиях, – вещает Он: и се, Я с вами, Я, Всесильный, с вами, не бойтесь ничего, – Я с вами, со всеми истинно в Меня верующими, всегда, во все дни до скончания века. Аминь! Истинно, непреложно слово Мое! И с радостью внимали ученики этому утешительному слову Господа, и сердца их исполнялись мужеством и готовностью на все подвиги ради своего возлюбленного Учителя. «Не видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – опять силы Его? Не с ними только будет находиться, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли жить до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. И в Ветхом Завете пророкам Иеремии, Моисею и Иезекиилю, отказывающимся, Он говорил: Я с вами. То же самое и теперь говорит ученикам Своим. Теперь посмотри, какое различие между теми и другими. Те часто отказывались, будучи посылаемы к одному народу; эти, посылаемые во всю вселенную, ничего подобного не говорили. О скончании же века напоминает им для того, чтобы более привлечь их, и чтобы они не только на настоящие скорби смотрели, но и на будущие безконечные блага. Скорби, говорит Он, которым вы подвергнетесь, оканчиваются с этой жизнью, поскольку окончится и самый век. Блага же, которые получите, вечны, как Я вам прежде часто говорил. Таким образом укрепив и ободрив их дух также и этим напоминаем о последнем дне, Он послал их в мир».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *