Учитель средней квалификации что это
Квалификационная характеристика учителей всех специальностей
Вера
Квалификационная характеристика учителей всех специальностей
Квалификационная характеристика учителей всех специальност ей.
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, в соответствии с Государственными стандартами образования. Способствует формированию общей культуры личности школьника и его социализации, выявляет и содействует развитию индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Составляет необходимые планы по преподаваемому предмету. Обеспечивает получение обучающимися и воспитанниками знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Выполняет требования техники безопасности при эксплуатации оборудования. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.
Дополнительно для преподавателя-организатора начальной военной подготовки (HBП): организует военно-патриотическое воспитание школьников. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями разрабатывает план военно-патриотической работы на учебный год и обеспечивает его выполнение. Принимает меры по развитию и укреплению материальной базы НВП организации образования, сохранности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических требований. Участвует в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Организует и проводит работу по постановке обучающихся на первичный воинский учет. Проводит занятия по начальной военной подготовке в учебное и внеурочное время, руководит кружками по изучению основ военного дела, проводит практические занятия и тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях. Несет полную ответственность за кабинет по НВП и комнату для хранения специального имущества, разрабатывает план гражданской обороны (ГО, подготавливает и проводит занятия по ГО в организациях образования, отрабатывает мероприятия по действию в экстремальных ситуациях, обеспечивает готовность защитных сооружений, индивидуальных средств защиты по ГО в экстремальных ситуациях.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативные правовые акты по вопросам образования; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач; теорию педагогики, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, методику воспитательной работы; учебные планы, программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления развития педагогической науки; основы законодательства о труде.
Дополнительно для преподавателя-организатора НВП: Закон Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», нормативные правовые акты по вопросам воинского учета граждан Республики Казахстан.
Требования к квалификации.
Специалист высшего уровня квалификации без категории (кроме учителей информатики, музыки, пения, рисования, НВП, трудового обучения, физической культуры, черчения, учителей специальных дисциплин специализированных учебных заведений, учителей предметов вариативной части Базисного учебного плана (валеологии, прикладной экономики, экологии и других): высшее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы;
Специалист среднего уровня квалификации без категории (кроме учителей информатики, музыки, пения, рисования, НВП, трудового обучения, физической культуры, черчения, учителей специальных дисциплин специализированных учебных заведений, учителей предметов вариативной части Базисного учебного плана (валеологии, прикладной экономики, экологии и других): среднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
Специалист высшего уровня квалификации второй категор ии:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю высшего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; использовать формы и методы активного обучения; уметь организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе; принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
Специалист высшего уровня квалификации первой категории:
Должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методиками анализа учебно- методической работы по предмету; составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения; уметь руководить творческими семинарами, работой творческих групп; использовать передовой педагогический опыт в своей работе.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет, или ученой степени доктора наук и стаж работы в должности учителя не менее 1 года;
Специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
Должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или ученой степени доктора наук стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;
Специалист среднего уровня квалификации второй категории:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня ‘ квалификации без категории, кроме того: уметь использовать формы и методы активного обучения, организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе; принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.
Требования к квалификации: среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
Специалист среднего уровня квалификации первой категории:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации второй категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; проводить диагностическую работу с обучающимися; руководить работой творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, иметь публикации в педагогических изданиях по проблемам образования.
Требования к квалификации: среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
Специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать авторские программы преподавания предмета; новые учебные программы и педагогические технологии, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.
Алгоритм формирования имиджа педагогических работников УДК: 37.061 студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет.
«Логопедическое ассорти». Деловая игра для учителей-логопедов «Логопедическое ассорти». Деловая игра для учителей-логопедов Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при.
Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников ГБДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Тема: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников».
Итоги районного семинара учителей начальных классов На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход.
Летнее развлечение для всех возрастных групп детского сада «Радуга воздушных шаров» Цель: Создать эмоциональный настрой: хорошее, радостное настроение. Развивать двигательную активность в играх с воздушными шарами. (старшие.
Мы на II Спартакиаде педагогических работников 12 марта команда коллектива нашего детского сада участвовали во II Спартакиаде педагогических работников районов Коротчаево и Лимбяяха.
Речевой материал по закреплению звуков в речи для учителей-логопедов РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ДОУ) Подготовил: учитель-логопед МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска.
Профстандарты и квалификационные требования для педагогических работников
Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.
Содержание профстандарта для педагогов
Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.
Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:
Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Квалификационные требования по должностям
Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.
Профстандарт для педагога-психолога
Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.
Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Специалист в области воспитания осуществляет:
Профстандарт педагога дополнительного образования
В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.
Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.
Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.
При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).
Запреты и ограничения
Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.
Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.
Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Квалификационные категории педагогических работников
Аттестация педагогических работников проводится в целях повышения их мотивации к дальнейшему профессиональному росту. Наличие категории показывает квалификацию учителя, подтверждает уровень его компетентности в вопросах преподавания. Вместе со статусом увеличивается и оплата труда.
Порядок установления квалификационных категорий прописан в Приказе, утвержденном Министерством образования и науки РФ. Все педагогические работники, проходящие аттестацию, находятся в одинаковых условиях. Требования к знаниям и критерии оценивания идентичны для всех.
Какие бывают категории учителей в школах?
Выпускник, только окончивший колледж или университет и пришедший на работу, считается «молодым специалистом». Этот статус действителен три года после выпуска и гарантирует специальные выплаты.
По истечении двух лет преподавателю можно проходить испытания, показывающие его квалификацию. Еще один вариант – подтвердить соответствие занимаемой должности. Практически всех, кто не прошел это испытание, администрация образовательного учреждения имеет право уволить с должности по части 3 статьи 82 ТК РФ.
Основные категории учителей в школе делятся на две: первую и высшую. Процедура в обоих случаях практически идентична, но отличается количеством требуемых баллов и описанием результатов их работы, рассматриваемых аттестационной комиссией.
Как получить первую категорию учителю?
Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.
Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.
Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:
На третьем этапе во время заседания аттестационной комиссии каждый ее член отдает свой голос; в результате принимается решение о присвоении соответствующей категории. В случае отказа заявителю дается год для подтверждения своего профессионализма.
Как набрать баллы учителю?
Первая категория учителя присваивается, если педагогический работник набрал количество баллов, определенное региональным органом образования. Одним из основных показателей профессионального успеха учителя являются стабильные или высокие результаты достижений его учащихся.
Отдельно учитываются показатели, связанные с повышением уровня профессионализма. К ним относится научная деятельность, проведение открытых уроков, общественная работа.
Большое влияние на результат оказывает портфолио педагогических работников. Его можно вести в бумажном виде, собирая результаты достижения учащихся и своих собственных в отдельную папку, а также в электронном виде.
В портфолио (индивидуальную папку) следует включить такие пункты:
Выставляются баллы и за проведенный открытый урок, и за разработку рабочих программ. С 2021 года добавился еще один пункт – профессиональное тестирование педагогов, организуемое в некоторых регионах. По направлению работодателя оно проводится бесплатно.
При проведении процедуры аттестации больше баллов дают за мероприятия муниципального, областного уровня и выше. Каждый учитель, работающий хотя бы на ставку, в силах собрать все подтверждающие документы и получить пороговый минимум.
Срок действия категории
Квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок в пять лет. За это время нужно получать следующую или подтверждать имеющуюся категорию. В течение 5 лет педагог должен пройти курсы повышения квалификации.
Если сотрудник не захотел подавать заявление или не успел сделать это вовремя, категорию аннулируют. Администрация может предложить в данном случае пройти подтверждение соответствия должности.
Высшая категория учителя может быть получена спустя два года с момента присвоения первой в том случае, если педагог ведет активную деятельность, делится с коллегами своим опытом, разрабатывает программы и принимает участие в профессиональных конференциях.
Какие преимущества дают категории?
Подтвержденная квалификация педагогических работников влияет, в первую очередь, на материальную сторону вопроса. Помимо этого она может пригодиться в следующих ситуациях:
Обязательно ли прохождение аттестации?
Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.
Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.
Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.
Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.
Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности
Бывает, что человек несколько лет успешно ведет уроки и не хочет аттестоваться. Для таких случаев разработали другую обязательную аттестацию – получение статуса «Соответствие занимаемой должности» (СЗД).
Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:
Получение официально подтвержденной квалификации положительно влияет на зарплаты педагогических работников. Постоянно меняются требования к проведению процедуры, которые отличаются в разных регионах. Стоит следить за новшествами в порядке аттестации и всегда быть к ним готовыми.
Квалификационные категории учителей
Квалификационная категория педагогических работников — это показатель уровня их профессионализма и качества учительского труда. Она отражает компетенцию специалиста и влияет на его заработную плату.
Общая информация
Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).
Виды категорий
По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:
Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:
После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.
Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.
В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.
Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности
Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.
Кто ее не проходит:
Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.
Какие преимущества дают категории
В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя. На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя.
Обязательно ли получать
Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.
Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.
Сколько действуют
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.
Порядок получения первой категории
Особенности установления и проведения прописаны в пункте 36 части 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.
Требования к заявителю
Высокий профессионализм подтверждают такие требования к заявителю:
Подача заявления
Первый шаг — подать заявление. В пунктах 27, 28 Приказа №276 от 7.04.2014 г. прописано, как получить первую квалификационную категорию учителя на основании заявления:
Бланк заявления выдают в региональном отделе образования или скачивают на сайте регионального отдела образования (организации обязаны выкладывать такие документы в открытый доступ).
Так выглядит бланк заявления при подаче его удаленно через портал Госуслуги Санкт-Петербурга:
Документы
Документы рекомендуется подавать не меньше, чем за 3 месяца до окончания срока действия полученной ранее квалификационки.
В аттестационную комиссию учитель подает такие документы:
Кто и как проводит
Аттестацию проводит аттестационная комиссия регионального отдела образования. Учителя аттестуют в его присутствии или без него (свое желание преподаватель отмечает в заявлении).
Решение комиссия принимает без учителя методом открытого голосования, большинством голосов. При равенстве голосов комиссия принимает решение в пользу преподавателя. По закону квалификационная категория педагогических работников устанавливается на заседании комиссии, если на нем присутствуют не меньше двух третей от общего числа ее членов.
Решение комиссии фиксируют протоколом заседания и записывают в аттестационный лист учителя. После этого решение передают на подпись и печать в региональный орган образования. Затем аттестационный лист и выписка акта органа образования высылаются директору школы, в которой работает педагог.
Если учитель прошел аттестацию, его высокий профессионализм считается подтвержденным со дня принятия решения комиссией. С этого дня учителю начисляют повышенную зарплату с учетом подтверждения его профессиональных навыков.
Если учитель не прошел аттестацию, никаких преимуществ ему не полагается. В этом случае он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Порядок получения (подтверждения) высшей категории
Порядок получения высшей категории аналогичен получению первой. Но есть существенные отличия:
«Вышку» учителя подтверждают раз в пять лет.
Как оспорить решение комиссии
Если учитель не согласен с отказом по своему заявлению, он вправе оспорить такое решение. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования или в суд.
Когда учитель вправе снова подать заявление
По закону учитель вправе подать заявление о прохождении аттестации не раньше года со дня отказа. Такое ограничение по времени предусмотрели, чтобы дать возможность проявить себя более полно и собрать детальные доказательства профессионализма своей работы.