Ударение что такое ударение 1 класс школа россии
Урок русского языка на тему «Ударение» 1 класс УМК «Школа России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
Учитель начальных классов:
Соколова Елена Анатольевна
г. Торжок Тверская область
УМК «Школа России» 1 класс
Составитель: Соколова Елена Анатольевна
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Урок с использованием электронного приложения к учебнику
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, проектор с интерактивным приложением к учебнику, иллюстрации, карточки для работы в паре.
1. Организационный момент.
Всё у нас получится!
Ноги прямо я поставлю,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братом в лес ходил,
С этим братом щи варил,
С этим братом кашу ел,
С этим братом песни пел!
Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
Что за слова мы запишем? Почему они написаны с заглавной буквы?
Как их можно перенести с одной строки на другую? Почему?
3. Актуализация знаний учащихся.
— Ребята, вы любите сказки?
Мы отправляемся в сказку. Путь туда непрост. Сначала мы долго идем. (ходьба на месте), потом плывем на лодке (движения руками), потом пробираемся сквозь колючие кусты (наклоны туловища), перепрыгиваем через канаву (прыжок на месте), поднимаемся в гору (встали на носочки). Наконец мы в сказке. (Вместе с рассказом, на доске появляются картинки)
Собрались однажды слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые, но забыли слова пригласить на свой совет Волшебника. Он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Волшебник вдруг выскочил откуда-то и закричал: «Что вы без меня значите? Если захочу, то возьму и изменю ваше значение». Слова, конечно, не поверили. Вперед вышел Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, ведь я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Волшебником». Волшебник рассердился и вдруг перепрыгнул с последнего слова на первый. Исчез замок и возник замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед стрелки, но они превратились в стрелки. Кружки превратились в кружки.
4. Постановка целей и задач урока.
-Как вы думаете, как зовут этого волшебника?(варианты ответов)
Найдем и прочитаем слова в ТПО с 21 №3
Отличается ли написание слов?
Почему слова пишутся одинаково, но читаются по-разному?
Поставьте ударение в слова.
Как же зовут волшебника? (Ударение)
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
Что о нем вы хотели бы узнать?
Составим план урока:
1.Что такое ударение?
2.Как его правильно поставить?
3.Зачем в словах нужно ударение?
Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. За то, что мы ответим на вопросы урока, мы получим подарок от волшебника-ударения.
5. Изучение нового материала.
А) Работа в ТПО с 21 №3 (работа в паре)
Прочитайте слово, поделите на слоги, ударный слог подчеркните.
Проверим себя. Алгоритм ответа: стрелки- в слове 2 слога, ударение падает на второй слог –ки.
Как мы определили ударный слог? (поставили ударение)
Какой слог называется ударным? (на который падает ударение)
Безударным? (На который ударение не падает)
Какой слог произносится громче, ярче? (ударный)
Что же такое УДАРЕНИЕ?
Б) Проверим наш вывод по учебнику правило с 39.
Программа файл Анимация.
Волшебник вручает первый кристалл.
6. Включение нового в систему знаний.
А)Как правильно поставить ударение? Работа с карточкой в паре.
Алгоритм работы: Читаю слово, делю на слоги, ставлю ударение, нахожу схему слова.
Проверка по образцу-эталону.
С какой схемой было работать проще всего? (слово из одного слога)
Почему? (Не ставим ударение в односложных словах)
Какая буква всегда стоит под ударением? (Ё)
В каком слове встретилась?
Нужно ли ставить ударение в этих словах?
Волшебник вручает второй кристалл.
Б)Зачем в словах ударение? Как вы поняли из сказки?
Докажите, что значение слова меняется?
Попробуем, изменив место ударения, получить новые слова. ТПО с 21 №4
Волшебник вручает третий кристалл.
О чем говорили на уроке? Что за волшебник превращает слова?
Что такое УДАРЕНИЕ?
Какой слог в слове называют УДАРНЫМ?
Если ударение на слог не падает?
В каких словах не надо ставить ударение?
На какую букву всегда падает ударение?
Зачем его надо уметь правильно ставить?
Какое задание ты выполнил легко?
В каком задании понадобилась помощь?
Помог ли тебе сосед при работе в паре? А в какой работе ты помог соседу?
Можем ли мы теперь ответить на вопросы урока?
Из кристаллов складывают слово МО-ЛОД-ЦЫ
Список использованной литературы
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс Просвещение, 2018г
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс
3. Русские народные потешки.
4. Ирина Подгаецкая «Ударение» сказка
Использованные дополнительные материалы
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс, авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
1. Замок https://yandex.ru/images/search?text=замок%20рисунок&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fwww.clipartmax.com%2Fpng%2Ffull%2F81-810869_old-castle-png-clipart-picture-projects-to-try-castle-cartoon.png&rpt=simage
2. Замок https://yandex.ru/images/search?text=замок%20на%20ворота%20рисунок&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2F3d-stl.com%2Fupload%2Fiblock%2Fd1b%2Fd1b2e0736451d8d8ef56a147f15f6bb0.png&rpt=simage&rlt_url=https%3A%2F%2
3. Кружки https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20кружки%20для%20детей&from=tabbar&p=3&pos=136&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fw7.pngwing.com%2Fpngs%2F508%2F267%2Fpng-transparent-coffee-cup-plastic-cups-
4. Кружки https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20кружочки%20для%20детей&from=tabbar&p=4&pos=177&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdn.teachercreated.com%2Fcovers%2F5127.png&rlt_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fb%2F%25D0%25BA%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B3%25D0%25BB%25D1%258B%25D0%25B9-%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582-%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0-115826647.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fcdn.teachercreated.com%2Fcovers%2F5127.png
5. Стрелки https://yandex.ru/images/search?text=стрелки%20из%20лука%20рисунок&from=tabbar&pos=11&img_url=https%3A%2F%2Fst2.depositphotos.com%2F3094129%2F10196%2Fv%2F950%2Fdepositphotos_101966868-stock-illustration-children-a
6. Стрелки https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20стрелки%20в%20разные%20стороны&from=tabbar&p=2&pos=116&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimages.all-free-download.com%2Fimages%2Fgraphiclarge%2Fcolour_arrows_310509.jp
7. Волшебник https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20звездочета%20для%20детей&from=tabbar&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-30.userapi.com%2Fimpf%2FBIpMNoW-eVZqH9oj5PJgiJIRlnppC2dgRIVJcw%2FvzV6gq9kPJA.jpg%3Fs
8. Кристалл https://yandex.ru/images/search?text=рисунок%20кристалл&from=tabbar&pos=27&img_url=https%3A%2F%2Fyt3.ggpht.com%2Fa%2FAATXAJzsqvQ0YdNRa93pqGRxzCoqKHCTOfHxF7hr6p5E%3Ds900-c-k-c0x00ffffff-no-rj&rpt=simage
9. Фото из личного архива
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект интерактивного урока по
«Русскому языку» для «1» класса
Тема: Ударение и перенос слов
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?
А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!
Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?
Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?
Давайте повторим ещё раз!
Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».
Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.
Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?
Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.
Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.
Но и у переноса слов есть свои секреты.
= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.
= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.
А теперь давайте потренируемся!
В каком слове правильно стоит ударение?
Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.
Презентация к уроку русского языка «Ударение»1 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Ударение»
РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс. УМК «Школа России»
Тема:
»
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Что такое ударение?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Изучите схемы слов. Объясните, где может быть ударение в слове?
Описание слайда:
Знак ударения не ставится в односложных словах!
Знак ударения не ставится в словах с буквой Ё!
Описание слайда:
Описание слайда:
Ударение падает всегда на гласный звук
Описание слайда:
Найдите русскую народную
песенку? О ком она?
Когда люди исполняли
эту песенку?
Тренировочная работа
Описание слайда:
Описание слайда:
Соловей, тетерев, синица.
С какими птицами встретимся в упражнении 4?
Описание слайда:
Познакомимся с орфоэпическим словарём!
Описание слайда:
Описание слайда:
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
Описание слайда:
Сперва, их на кусочки режьте.
А следом – открывайте рты.
И с наслажденьем торты ешьте!
Ошибкой будет есть торты!
Описание слайда:
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
Описание слайда:
На полке сметана,
На полке творог.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
Описание слайда:
Что такое ударение?
Какой слов называется ударным?
Какой слог называется безударным?
Когда в словах не ставится знак ударения?
Оцените свою работу на уроке.
Описание слайда:
На листья делится листва
На слоги делятся слова.
Но в слове слог ударный
Найдём элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
Описание слайда:
Упражнение 9 стр.43
Описание слайда:
Спасибо за хорошую работу
на уроке!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок окружающего мира в 4 классе Тема: «Наш край» (Новосибирская область)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема: «Значения суффиксов».
Интегрированный урок по окружающему миру «Друзья, взаимоотношения между ними» и шахматы: «Шахматы – мои друзья»
Конспект урока математики 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Здоровым быть здорово!»
Конспект и презентация по русскому языку на тему «Раздельное написание предлогов со словами» (1 класс)
План учебно-воспитательной группы продленного дня 4 класс
Урок в 1 классе «Буква щ»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5396875 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока с презентацией по теме «Ударение» для 1 класс «Школа России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Мой конспект урока УДАРЕНИЕ.docx
Конспект урока русского языка в 1 классе
» Ударение. Ударный и безударный слог»
Конспект составила учитель начальных классов Иванова Валентина Ивановна
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Оборудование: учебник, картинки замка — замка, ириса — ириса, атласа – атласа, презентация физминутки.
Всё у нас получится!
-Открыли тетради, записали число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
-Чем похожи эти буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
3. Постановка целей и задач урока.
-На доске записаны слова. Прочитайте их и скажите, всё ли правильно?
Вова, рама, школа, липа, сова, (слова с неправильным ударением.)
— А что надо сделать, чтобы их произнести правильно? (стереть неправильное ударение)
-Так какова тема нашего урока? (Ударение) (Слайд 2 )
-Чему будем учиться, как вы думаете?
-Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
4. Изучение нового материала
-Может ли ударение падать на согласный звук? Почему?
-В слове ВО-ВА какой звук тянется дольше? (о).
-Значит на него падает ударение. В каком слоге стоит эта буква (в 1)
-Как мы можем назвать слог, на который падает ударение? (ударный).
-Как можно назвать слог, на котором нет ударения? (безударный)
-Что у них общего? (1 слог)
-Имеет ли смысл ставить чёрточку над ударной гласной? (нет)
-Что можно сказать о таких словах как ЁЖИК, СЕМЁН, КУЛЁК? (слайд 3 )
-Что общего у этих слов? (ударение на Ё)
-Что я вам рассказывала про букву Ё? ( У неё и так шишки на голове, по этому ударение на неё не ставим )
— Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод по поводу ударения.
-Откройте учебник на 41 стр. Прочитайте правило в жёлтой рамке.
5. Работа с учебником.
7.Закрепление изученного материала.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
— Рассказать? Тогда слушайте.
— Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. (Слайды 4,5,6,7,8)
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных Дел Мастера.
-А ещё есть правило для некоторых слов, в котором указано правильное ударение. Например, правильно говорить торы, творог, щавель, свёкла (Слайд 9 )
и другие. Это ударение надо запомнить и произносить слова правильно.
-Чему сегодня учились?
-Как называется слог, в котором гласная стоит под ударением? (ударный)
-А другие слоги? (безударные)
-Кто пришёл на урок в плохом настроении, поднимите руки. (Слайд 10)
— У кого изменилось настроение в лучшую сторону после урока? (Слайд 11)
На следующем уроке мы продолжим работать над ударением.