Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Ключевые проблемы философии

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания
Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания
Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания
Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания
Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания
Семь основ­ных вопросов философии

Итак, мы уже знаем, что философ отличается от ученого тем, что решается задавать такие воп­росы, на которые в принципе невозможно полу­чить однозначные ответы. Если талантливый ученый — это человек, который сумел решить ту или иную сложную научную или техническую задачу, то талантливым философом скорее всего назовут мыслителя, увидевшего еще одну, не известную ранее фундаментальную проблему мироус­тройства или человеческого бытия.

Философию интересует множество самых разнообразных вопросов: куда движется человеческая цивилизация и как фор­мируются смыслы культуры, почему возникла жизнь и чем человек отличается от животных; что является определяю­щим — единичное или общее, форма или содержание; в чем сущность свободы и чем детерминировано бытие индивида и т. п. Уже философы античности сумели обозначить такие кар­динальные проблемы природного мира, социума и человека, решение которых люди ищут более двух тысяч лет.

Как же разобраться в этом Монблане проблем и связанных с их решением философских направлений? Есть ли какой-то ключ в царство вопрошающей философии?

Да, можно выделить по крайней мере семь базовых вопро­сов, отличающихся одной особенностью — все остальное мно­жество философских вопрошаний в конечном итоге является их частным случаем, той или иной их конкретизацией. Следу­ет заметить, что в результате развития мыслительной практики каждый из этих семи вопросов постепенно развернулся в тот или иной раздел философского знания. (А некоторые из этих разделов даже отпочковались в специальные философские дис­циплины.)

Что же это за вопросы? Обратимся к таблице. 78

Философия как форма духовной культуры —

Основные вопросы философииОсновные разделы фило­софского знания
1. Как устроен мир?Онтологияучение о бытии
2. Что значит познать?Гносеология (эпистемо­логия)теория познания
3. В чем ценность и смысл жизни? 9 Аксиологияучение о ценностях и смыслах
4. Какое место занимает человек в мироздании?* Философская антрополо­гияучение о человеке
5. Что представляет собой социум?* Социальная философия
6. Что такое историчес­кое время?Философия истории
7. В чем сущность добра, красоты и гармонии?Этикаучение о нрав­ственности, эстетикаучение о красоте

У этих вопросов есть несколько замечательных свойств. Назовем некоторые.

Во-первых, каждый вопрос несводим к другим и невыво­дим из них; он в этом смысле независим, несет в себе некое изначальное автономное содержание.

■ Во-вторых, любая достаточно серьезная попытка ответить на один из вопросов в конечном счете требует обращения к другим. Их глубинную взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы:

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знанияВ-третьих, все люди, жившие и живущие на Земле, нахо­дятся в одинаковом положении относительно бесконечной за­гадочности этих проблем; ученый, вооруженный знаниями со­временной науки, имея в своем распоряжении всю информа­цию системы Интернета, оказывается столь же безоружным перед этими вопросами, как и любой человек «с улицы» или далекого африканского селения.

Зачем же тогда изучать философию? Затем, чтобы в ос­мыслении своей жизни опираться на многовековой опыт ду­ховных исканий человечества. А эти искания — не просто ин­теллектуальная игра, а единственный для каждого из нас путь осуществить в себе человека.

Наконец, еще одно замечание. Каждый ключевой вопрос философии конкретизируется с помощью определенной си­стемы более специальных вопросов. Так, если мы хотим разобраться в том, как устроен мир, мы должны рассмотреть соотношение категорий «бытие» и «небытие», «изменчивость» и «устойчивость», «целое» и «часть», «возможное» и «действи­тельное», «единичное» и «общее» и т. д. При этом оказывается, что всякая попытка осмыслить, например, диалектику единич­ного и общего, ставит нас перед необходимостью занять опре­деленную позицию в споре между номиналистами и платони-

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Философия как форма духовной культуры

стами (реалистами) по вопросу о природе так называемых уни­версалий, а желание понять соотношение чувств и разума в по­знании возвращает к полемике между сенсуалистами и рацио­налистами. Особенно остро протекали философские дискус­сии последних столетий о соотношении мышления и бытия, духа и природы. Порой этот спор достигал такого накала и при­обретал столь важную методологическую значимость, что ф. Энгельс обозначил его как «основной вопрос философии». Возводить этот вопрос в «основной», придавать ему статус «са­мого главного» с точки зрения современной философской куль­туры было бы большой натяжкой. Но в методическом плане такой подход имеет определенную ценность. Поэтому мы пред­лагаем ниже подробное изложение этой проблемы с учетом ис­торического контекста.

Есть ли главный, великий, основной вопрос фи­лософии среди множества других? Размышляя над природой философского сознания, Ф. Эн­гельс более ста лет тому назад пришел к выводу, Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знаниячто есть.

» Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей фи­лософии есть вопрос об отношении мышления к бытию. философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы. составили идеалистический лагерь. Те же, которые основ­ным началом считали природу, примкнули к различным школам ма­териализма». (Ф. Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немец­кой философии. М., 1982, с. 16—17.)

Вопрос об отношении мышления к бытию (духа к приро­де, сознания к материи, идеального к материальному и т. п.) в разные времена выражался в разных формах и по-разному фор­мулировался. В своей классической формулировке «что явля­ется первичным: дух или природа?» он играет заметную роль и в древней и в средневековой философии, а в Новое время вы­ливался и в более острую форму: создан ли мир Богом или су­ществует от века?

Итак, философская позиция, согласно которой окружаю­щий нас мир объясняется, исходя из материального начала, природы, объективной реальности, составила материалисти­ческое направление.

Те философы, которые за основу миропонимания прини­мали идеальное начало (дух, сознание, волю, ощущения и т. п.), образовали идеалистическое направление. Это направление распадается на две разновидности — объективный и субъек­тивный идеализм. Для первого первичным выступает некое объективное (сверхчеловеческое) идеальное начало (например, мир абсолютных идей Платона, мировой разум Гегеля); для вто­рого исходным является «Я» отдельного субъекта (так, соглас­но Д. Беркли, вещи суть комбинация ощущений).

«Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и
Проблема другую сторону: как относятся наши мысли об окружаю-

познаваемос- Щ ем нас мире к этому самому миру? В состоянии ли наше
ти ллипп мышление познавать действительный мир, можем ли мы

г в наших представлениях и понятиях о действительном мире

составлять верное отражение действительности? На фило­софском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышле­ния и бытия». (Ф. Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немец­кой философии. Там же, с. 17—18.)

Как же решался в истории философии вопрос о познавае­мости мира? Материалисты решали его положительно (древ­негреческий философ Демокрит, философы XVIII—XIX вв. Ж. Ламетри, Д. Дидро, Л.Фейербах и др.). Объективные идеалис­ты, как правило, тоже признают познаваемость мира, но трак­туют ее, разумеется, совершенно иначе, чем материалисты. Так, Гегель был убежден, что в действительном мире мы познаем именно его мыслительное содержание, ибо мир — это посте­пенное осуществление, развертывание мирового разума, абсо­лютной идеи. Неудивительно поэтому, что мышление может познать то содержание, которое уже заранее является содержа­нием мысли.

Более запутана позиция субъективных идеалистов. По­скольку они не признают существования мира вне сознания человека, то, с их точки зрения, субъект в познании имеет дело лишь со своими собственными мыслями, представлениями, ощущениями и не может выйти за пределы своего «Я». Про­цесс познания в этом контексте предстает как процесс упоря­дочения, классификации наших ощущений, как объединение неких чувственных комплексов, как «анализ ощущений» (Э. Мах).

Наконец, есть философы, которые оспаривают возмож­ность познания мира (или, по крайней мере, полного его по­знания). Из философов Нового времени к ним принадлежат Д. Юм и И. Кант. Философское течение, отрицающее познава­емость мира, получило название агностицизма (от греч. ccyvcuotck; — недоступный познанию).

В позициях Юма и Канта есть важное различие в решении первой стороны основного вопроса философии. Юм сомнева­ется, что человеческий разум способен решить вопрос о том, что первично: мир вещей или мир сознания. Если мир суще­ствует объективно (и, следовательно, правы материалисты), то он непознаваем; если мир произведен от субъективного начала (и правы субъективные идеалисты), то отпадает сама проблема познаваемости мира в ее традиционном аспекте и теряет смысл сама позиция агностицизма. Но поскольку, полагал Юм, мы никогда не узнаем, кто прав — материалисты или идеалисты, то какая-то форма агностицизма неизбежна.

Кант продолжает линию Юма, но вводит при этом один, отличный от юмизма, тезис об объективном существовании мира вещей. Кант убежден, что существует внешняя причина, вызывающая, наши ощущения. Это — так называемые «вещи в себе». Но именно потому, что «вещи в себе» существуют, они если принимать агрументацию Юма, непознаваемы.

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания————————— — Философская пропедевтика ————■——————

Следует отметить, что в истории философии существова­ла и существует поныне традиция иррационализма, близкая агностицизму. Иррациональное в переводе с латинского озна­чает «неразумное», то, что не может быть постигнуто разумом, не подчиняется законам логики. В качестве осноных источни­ков познания иррационализм рассматривает чувство, инстинкт, интуицию, любовь. Шеллинг назвает иррациональным непос­тижимый в вещах базис реальности, то, что не поддаваясь ре­шению с помощью усилий интеллекта, тем не менее вечно ос­тается в основе. Однако, чтобы обосновать правомерность ир­рационализма, авторы таких учений вынуждены были прибе­гать к рациональным доказательствам, тем самым впадая в противоречие со своими собственными основами.

Источник

Философия. Краткий курс

Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Смотреть картинку Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Картинка про Укажите что является ключевой проблемой философского знания. Фото Укажите что является ключевой проблемой философского знания

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Основные проблемы философии. Структура философии

1. Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.

С момента возникновения философии ведет свое начало проблема структурирования философии, ее деления на части. Платон и школа стоиков разработали первую систематизацию философии, выделив три направления: физику, этику и логику. В дальнейшем к этим трем направлениям была добавлена метафизика — учение о начале всего сущего.

В ходе развития философского мышления выделение структуры философии менялось.

2. Философия может быть условно разделена на три части соответственно трем предметам изучения.

1. Объект деятельности: мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура.

2. Субъект деятельности: человек и общество (субъективная реальность).

3. Сама деятельность: взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

Соответственно трем частям предмета можно выделить три части философии:

1) учение о мире в целом и его категориальной структуре — мировоззренческая часть;

2) учение о человеке и обществе — философская антропология и социальная философия;

3) учение о формах и методах деятельности — методологическая часть.

Структура современной философской науки:

• онтология — учение о бытии;

• гносеология (теория познания) — учение о знании как таковом, об источниках, о способах, сущности, границах, видах, методах познания;

• этика — учение о морали и нравственности, о добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастьи;

• эстетика — учение о прекрасном во всех его проявлениях;

• философская антропология — учение о человеке;

• социальная философия — учение о сущности общества и общественных отношений, о структуре общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития;

• эпистемология (философия науки) — учение о научном знании и научном познании, о его основаниях и предпосылках, а также о принципах, методах, формах и целях научного познания.

3. Исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль. Философия, будучи коллективным мышлением, занимается не познанием мира, а мышлением. Основной задачей философии является осмысление всего человеческого опыта во всех его проявлениях в наиболее обобщенном и широком охвате.

Стремление к осмыслению целого, всеобщего, основополагающего составляет суть философии.

4. Основной вопрос философии рассматривает отношения сознания и материи. Этот вопрос включает в себя две составляющие.

1. Что первично: материя (бытие) или сознание (мышление)?

2. Способно ли сознание познать мир?

Основной вопрос философии раскрывает онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. Здесь находится корень всей философской проблематики.

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. Кроме того, время от времени возникают философские системы, осуществляющие интеграцию философских идей. Дифференциация и интеграция философии — две стороны единого процесса ее развития.

Если рассматривать развитие философии за большие промежутки времени, то мы увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой системой была философия Аристотеля. В Новое время каждый крупный философ претендовал на создание собственной системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем Нового времени стал Гегель.

5. В зависимости от ответа на первую часть основного вопроса философии о первичности философы подразделяются на два больших лагеря: материалистов и идеалистов. Это деление является самым древним: еще Платон так систематизировал философские учения.

Материализм и идеализм различаются главным образом в силу различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа; следовательно, в вопросе о первичности исходным элементом признается материя, природа, а мышление, сознание, дух — вторичными, производными от материи. Как следствие, материалисты объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин.

Объектом идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Для идеализма первично сознание, мышление; материя признается производным сознания. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества, то это направление называется объективным идеализмом. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм.

Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок или продукт идеального. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека; идеалисты абсолютизируют его управляюще-преобразующую способность.

Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. История философии во многом была историей борьбы материализма и идеализма как противоположных философских мировоззрений.

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *