Укажите что является целью науки

Наука, её цели, структура и функции

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Наука и научное познание.

Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.

Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципыфункционирования, координационные и субординационные, связи, формы контроля и отчётности, способы взаимодействия с различными видами практики.

Наука рациональна, так как её способ познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с открытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.

Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Её знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.

Наука отличается от философии тем, что не изучает бытиё в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы.

Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, которое отражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди.

Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Структура совокупной науки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации которых продолжается. Считается, что сегодня насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую базу.

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемы и используются непосредственно на практике.

Внутренняя структуракаждой отдельной науки включают ряд необходимых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX-XXI веков. Но отношение к науке сложилось двоякое. Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признаётся одной из главных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку за ошибки, видят её главной причиной кризисных явлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наука ограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.

Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива и оказывает воздействие на человека и общество как положительное, так и отрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: и с доверием, и с недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без нации обществу и в XXI веке не обойтись.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление её одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Функциями науки являются: мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, информационная, критическая и прогностическая и др.

Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина мира (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

На основе достаточно пёстрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Изменённые таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.

Источник

Понятие науки, ее цели и задачи

Учебные вопросы.

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

1. Понятие науки, ее цели и задачи.

2. Классификация наук.

3. Управление в сфере науки.

4. Ученые степени и ученые звания.

5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России.

6. Научная работа студентов.

Статьи в философских словарях и энциклопедиях, посвященные раскрытию термина «наука», отмечают его многозначность и приводят различные перечни признаков науки. Если их обобщить, то можно сказать, что понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Во-первых, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во-вторых, это система научных знаний.

В-третьих, это одна из форм общественного сознания, социальный институт, представляющая собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включающая системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. При этом путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Задачи науки:

· собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

· обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

· систематизация полученных знаний;

· объяснение сущности явлений и процессов;

· прогнозирование событий, явлений и процессов;

· установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Можно выделить несколько точек зрения на время возникновения науки.

1. Наука как опыт человеческой деятельности начала свое развитие в каменном веке (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки.

2. Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.

3. Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана важность опытного знания, например, в творчестве английских церковных деятелей Р.Бэконаи Р.Гроссетеста.

4. Наука возникла в XVI–XVII вв. в связи с деятельностью И.Кеплера, X.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютонаи др. В качестве определяющих признаков науки они выделяли построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. В данную эпоху были созданы первые научные объединения ученых – Лондонское королевское общество и Парижская академия наук.

5. Наука возникла в конце первой трети ХIХ в. В это время произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. Создателями науки считаются немецкие естествоиспытатели В.Гумбольдти Ю.Либих.

Современная наука охватывает огромную область знаний – около пятнадцати тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Объем научной информации в XX – начале XXI в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Если в 1900 г. существовало около десяти тысяч научных журналов, то в настоящее время их несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. Число ученых в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн. чел.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: объект, субъект и научная деятельность субъекта.

Объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории государства и права являются основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности правового сознания.

Субъект– конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация. Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» физические лица разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания.

К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания – это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются научно-технические, научные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента. Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Научная деятельность субъектов заключается в применении определенных приемов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие науки, ее цели и направления развития

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Тема 1. Сущность и основные понятия науки и научных исследований

план

Понятие науки, ее цели и направления развития

Научные исследования: цели, методы, виды

Понятие научно-технической информации, ее источники и виды

Понятие науки, ее цели и направления развития

Наука — это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Науку можно рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

2) как процесс познания закономерностей объективного мира;

3) как определенный вид общественного разделения труда;

4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки — познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать.

Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты — это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций — понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономии — это товар, стоимость и т. д.

Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод — это инструмент для решения главной задачи науки — открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.

Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам.

В настоящее время все большее значение приобретает в качестве общего математический метод исследования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов. Это обусловлено бурным развитием кибернетики, вычислительной математики и ЭВМ.

Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют гипотезы — научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения какого-либо процесса, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными. Гипотеза часто выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов.

Характерной особенностью современной науки является то, что она превращается в сложный и непрерывно растущий социальный организм, в наиболее динамичную, подвижную, производительную силу общества.

Развитие науки становится теперь исходным пунктом для революционирования практики, для создания новых отраслей производства. Наука становится производительной силой общества, что проявляется в глубоких изменениях во взаимоотношениях науки и производства.

Во-первых, многие новые виды производства и технологические процессы первоначально зарождаются в недрах науки, научно-исследовательских институтах. Развитие атомной энергетики, химической технологии, получение сверхтвердых материалов — всех это хорошая иллюстрация к сказанному.

Во-вторых, сокращаются сроки между научным открытием и его внедрением в производство. Раньше со времени научного открытия или изобретения, например фотографии, электричества до их практического применения проходили десятилетия, сейчас же со дня открытия лазера до его освоения практикой прошло всего несколько лет. Это можно сказать и об атомной энергетике, о полупроводниках и пр.

В-третьих, в самом производстве успешно развиваются научные исследования, растет сеть научных учреждений в промышленности и сельском хозяйстве. Развивается творческое содружество ученых с инженерами и рабочими. Предприятия перерастают в научно-промышленные комплексы.

В-четвертых, резко поднялся профессиональный уровень рабочих, ИТР, что позволяет им широко использовать научные знания в процессе производства. Массовое движение изобретателей и рационализаторов — важная форма сближения науки с производством.

Наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию. Всякое научное открытие есть труд всеобщий, в каждый данный момент времени наука выступает как суммарное выражение человеческих успехов в познании мира. Поэтому она по-настоящему эффективно может использоваться только с появлением общественного характера производительных сил, с развитием общественного труда и производства в большом масштабе.

Существует три группы основных возможностей повысить эффективность науки и научно-технического прогресса.

Возможности одной группы находятся в сфере непосредственной творческой деятельности исследователей и состоят в повышении методологического уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких идей, в освоении перспективных методов исследований.

Возможности второй — в сфере управления научным процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий для плодотворного труда всех категорий работников науки и по всему спектру современного научного процесса.

Возможности третьей заключаются в совершенствовании социального, прежде всего экономического, механизма, способствующего быстрейшему освоению научных результатов производством и общественной практики в целом.

Источник

НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАУКИ

Н а у к а — сфера человеческой деятельности, функции кото­рой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного со­знания, поскольку является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества. Наука представляет собой непрерывно развивающуюся систему знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превра­щаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.

Предмет науки — различные формы движущейся мате­рии (бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем), формы их отражения в сознании человека. Например, для ветеринарии — животные, для медицины — человек, для фи­зики — объекты неживой материи и т. д.

Вместе с тем науку можно рассматривать с различных позиций: как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

как процесс познания закономерностей объективного мира; как определенный вид общественного разделения труда; как один из важных факторов общественного развития и как процесс получения знаний и их использования.

Не всякое знание научное. Нельзя признать знания научными на основе простого наблюдения. Хотя они и играют важную роль, но не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление проте­кает так или иначе, и предсказать его дальнейшее развитие. Пра­вильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспре­кословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической про­верки.

Цель науки — познание законов развития природы и об­щества и воздействие на природу на основе использования зна­ний для получения полезных обществу результатов. Но пока со­ответствующие законы не открыты, можно лишь описывать яв­ления, собирать, систематизировать факты, без их объяснения и предсказания.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и системати­зации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к свя­занной, логически стройной системе научных знаний, которая по­зволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Наука как система научных знаний имеет следующие специфи­ческие признаки:

1) систематизированность совокупности накопленных научных знаний: анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целос­тные свойства этого множества;

2) проверенность фактов: сумма научной информации только тогда выступает как накопленное знание, когда ее или ее след­ствия можно проверить для уточнения истины; то, что проверке не поддается, является не накопленным научным знанием, а гипо­тезой; проверка осуществляется разными методами: организацией эксперимента, описанием опыта и другими путями; если всего этого не было, о науке как о системе накопленных научных зна­ний говорить нет смысла;

3) воспроизводимость явлений: возможность воспроизвести определенное явление свидетельствует о существовании некото­рого объективного закона; потому, если факт не был в свое время воспроизведен, значит, полученная информация либо неверна, либо необходимо еще и еще раз учесть все условия и проверить высказанные утверждения новыми опытами;

4) долговечность той или иной системы знаний: чем долговеч­нее та или иная система знаний, тем, как правило, экономичнее и эффективнее принимаемые на ее основе решения, тем больше возможностей для ее применения в других областях знания; более качественными являются сами научные решения.

Путь познания идет от созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике. Процесс познания включает накопле­ние фактов. Однако без их систематизации и обобщения, без ло­гического осмысления фактов не может существовать ни одна на­ука. Хотя факты — это «воздух» ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний толь­ко в систематизированном, обобщенном виде с помощью про­стейших абстракций (понятий) или определений, являющихся важными структурными элементами науки.

Понятие — это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы по общим и специфическим для них признакам. Напри­мер, «масса», «энергия». Взаимосвязь понятий осуществляется пу­тем суждений и умозаключений.

Суждение — высказывание, с помощью которого сочета­ются понятия, утверждающие или отрицающие что-либо о реаль­ных предметах или явлениях. Например: «вода — жидкость, сок —

жидкость, кровь — жидкость» и т. д. Отсюда суждение «все жид­кости текучи». Наиболее широкие понятия называют категория­ми. Это самые общие абстракции. К категориям относятся фило­софские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономике это товар, стоимость, в ветеринарии — структура и функция.

Принципы (постулат ы), аксиомы — важная фор­ма знаний. При этом под принципом понимают исходные положе­ния какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (например, аксиомы евклидовой геомет­рии, постулат Бора в квантовой механике, закон Менделя в генетике.

Научные законы — составное звено в системе научных знаний. Они отражают наиболее существенные, устойчивые, по­вторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении.

Теория — наиболее высокая форма обобщения и системати­зации знаний. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по их использованию в практической деятельности людей.

Формулирование определения во многих случаях предопределяет распознавание или даже постановку проблемы. В определении об­наруживает себя сущность явления, которая может быть первого, второго порядка и т. д. Например, понятие «иммунитет» перво­начально определялось экономическим термином — освобожде­ние от податей. Сегодня существует иное его определение, приня­тое в современной науке — иммунологии, учитывающее насущ­ные проблемы и потребности развития учения об иммунитете.

Конструирование определения — это один из методов исследова­ния. Без определений невозможны описание проблемы, оценка ситуаций, доказательство результатов, презентация идеи. Различа­ют явные и неявные определения.

Явные определения построены на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, уже известны и функционируют в системе знаний. Но определения не строятся только на сопостав­лении понятий. Они конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничения, выделения существенных свойств. И это не менее важная часть определения, нежели сопоставление. Проанализируем с этих позиций определение понятия «реактив­ность». Реактивность — это целенаправленное воздействие факто­ров внешней и внутренней среды на организм с изменением его жизнедеятельности. Оно построено на сопоставлении понятий

«ответ» и «воздействие». Но не всякое воздействие может быть адекватным. Есть воздействия случайные, непредвиденные, из­вращенные, например аллергия, анафилаксия. Поэтому необхо­димо выделить вид воздействия и его назначение, целенаправлен­ность и согласующую деятельность. Аналогичным образом конст­руируется любое определение, но не всегда это просто. В конеч­ном итоге практика подтверждает реальность и точность такой конструкции.

Неявные определения построены таким образом, что сущность и смысл явления передаются через использование понятия в кон­тексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований. Такое определение всегда не­полно и неустойчиво, односторонне и «туманно», как правило, до поры до времени. Ведь в процессе исследования первоначально можно только обозначить явления некоторым названием или тер­мином, и только впоследствии возникает возможность определить их более точно по мере формирования концепции. Примером тому могут быть понятия «качество кормления», «экологический мониторинг» и др.

Конструирование определения подчиняется правилам, кото­рые нельзя нарушать, если стремиться к адекватности реальности, научной корректности и концептуальной значимости.

5) Правило соразмерности определяемого и определяющего по­нятий. Например, можно сказать, что метод вакцинации — это вид воздействия на животное. Виды воздействия выделяют не только по методам введения вакцины, но и по функциональному состоянию организма, по силе воздействия, по реакции на него в зависимости от дозы. Это явно неполное определение, сопостав­ляющее несоразмерные понятия.

6) Правило исключения порочного круга*. Согласно этому пра­вилу нельзя определять понятие либо через само себя, либо через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через ис­ходное понятие. Например, можно определить понятие эндок­ринная система следующим образом: регулирующая система — это субъект управления функциями. Но далее понятие субъекта уп­равления функциями нельзя определять через понятие регулиру­ющей системы. Дело в том, что регулирующая функция принадле­жит нервной системе (а мы утверждали эндокринной?).

7) Правило ясности и конкретности всех понятий определяю­щей части. Это значит, что в определяющей части необходимо ис­пользовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, понятные. Не следует использовать метафоры или

[1] Порочный круг — это когда причина порождает следствие, а следствие — причины и одно усугубляет другое.

слова, допускающие многозначное толкование. Например, аллер­ген — это решающий фактор развития аллергического процесса. Такое утверждение можно рассматривать как некий прием убеж­дения, дополняющего суждение, но не как определение ключево­го для исследования или концепции понятия. Можно задать мно­жество вопросов: а какой аллерген, как он попадает в организм, один или два раза и т. д.? В ветеринарной медицине есть термины, которые конкретно определяют понятие.

8) Правило различения определения-описания и определения- предписания. Первое относится к определениям понятий, функ­ционирующих уже в деятельности, но требующих уточнения; вто­рое — к понятиям, которыми оперируют в определенных услови­ях, в рамках некоторой концепции. В исследовании такие опреде­ления-предписания необходимы. Например, при использовании понятий «организация вакцинации» и «вакцинация организации». В первом случае имеются в виду меры, персонал, наличие вакци­ны, место и т.д., во втором — вакцинация скота в какой-то орга­низации (например, в питомнике служебного собаководства).

9) Определение понятия посредством понятий (известных, по­нятных, принятых, проверенных). Нельзя определять понятие че­рез неизвестное понятие. Например, контроль животноводства — это мониторинг качества. Какого животноводства (свиноводство, овцеводство, скотоводство), всего или выборочно, а что такое мо­ниторинг? Что такое качество? И качество чего здесь предполагает­ся? Определение понятий является формально-логическим мето­дом исследования, без которого невозможно построить концепцию объяснения тех или иных явлений, невозможно отстаивать идеи и мысли, доказывать и обосновывать их значимость и практическую ценность. Это необходимые элементы исследовательской деятель­ности, и любой исследователь должен владеть этими методами.

Особый вид использования формально-логических опера­ций — метод мыслительного эксперимента. Он построен на мыс­лительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения при изменении каких-либо параметров или условий функционирования. При этом эффект этих методов значительно повышается, если они сочетаются с имитационным моделированием. Например, с помощью компьютера проигрыва­ются варианты поведения объекта.

Мыслительно-логические методы исследования в значитель­ной своей части построены на использовании приемов формаль­ной логики, которыми исследователь должен владеть в полной мере. К ним можно отнести и методы классификации и построе­ния типологии, доказательства и конструирования гипотез, а так­же метрологические методы (методы оценок).

Большую роль играет признание и понимание выводов и реко­мендаций, сделанных или разработанных исследователем. Поэто­ му в арсенал методов исследования включены методы научного обсуждения и научной полемики. Многие исследовательские про­екты и рекомендации возникают в результате успешно построен­ного и поставленного обсуждения проблемы, научной полемики. Иногда они требуют дополнительного объяснения и конкретиза­ции, особенно те, которые играют существенную роль. Проблему можно поставить и сформулировать различными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований в терминах его названия или специфики. Например, изготовление вакцины против лейкоза, мотивация производственной деятельности и пр. Такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению о содержании, потому что вопрос пред­ставляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждения. Например: в настоящее вре­мя можно создать вакцину против лейкоза? Необходимо знать ло­гическую структуру исследовательского вопроса. В каждом вопро­се кроме вопросительного знака можно выделить две части: во­просительное слово или частицу (какое, что, почему и пр.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна вой­ти в предполагаемый ответ. Например: какие пути приемлемы для изготовления вакцины против лейкоза? Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос. Вооб­ще вопрос имеет две функции: коммуникативную (исследователь­скую) и выступает как средство информационного поиска. При­мерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие: как отражается система содержания животных на их заболеваемости; почему вакцины для собак не обеспечивают им­мунитет; почему лейкозом болеют не все животные; можно ли разработать вакцину против радиации; можно ли разработать вак­цину против рака?

Выделены две группы вопросов: 1) категориальные, в них воп­росительные слова указывают направление исследования и об­ласть исследовательской деятельности; 2) пропозициональные, в них основная часть сохраняется неизменной, а требуется лишь подтверждение или опровержение ее. В вопросах последнего типа заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе ис­следования надо либо подтвердить, либо отвергнуть.

Существует принцип корректной постановки исследователь­ского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на ис­тинные, бесспорные предпосылки. Появление некорректных воп­росов обусловлено стереотипом мышления, поверхностным отно­шением к формулированию проблемы и недобросовестностью ис­следования. Главная задача исследования — найти решение проблемы, которое устраняет либо существующее препятствие

развития, либо фактор нормального функционирования. Полу­ченное в результате исследования решение может быть различ­ным: в виде некоторого акта деятельности или целой концепции деятельности на ближайшую перспективу.

Морфологический анализ предполагает понимание того, что непосредственным результатом исследовательской работы являет­ся эффективное решение проблемы. Тогда проведение исследова­ния можно свести к анализу вариантов решений по определенно­му набору их параметров. Это и характеризует морфологический метод исследования. Его можно реализовать посредством состав­ления так называемых морфологических карт, которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отража­ющих предполагаемый и ожидаемый результат, с другой — вари­анты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата. Например, такими параметрами могут быть своевре­менность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы.

Какие факторы определяют их достижение или реализацию? Контроль исполнения, ясность распоряжений, учет работы, нор­мы работ, информационное обеспечение, планирование работ, распределение персонала, обучение персонала, мотивирование исполнения и качества, их критерии и др. Все эти факторы опре­деляют возможные решения. Они могут быть разными по функци­ональному назначению: ключевыми и второстепенными, проме­жуточными и окончательными. Сделать выбор и обоснование ре­шений позволяет морфологическая карта. Решение должно соеди­нять все эти факторы, отражать комплекс действий, способных изменить положение.

Соединение метода классификации и метода обобщения дает метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика). Он построен на декомпозиции про­блемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наи­более перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения. Морфологический анализ предполагает не простую де­композицию (рис. 1), т. е. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента или проблемы на об­щую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой). Это можно объяснить на примере распределения функций. Например, вете­ринарный врач заметил, что на птицефабрике в процессах управ­ления часто встречаются задержки в принятии решений, подго­товке документов при реагировании на распоряжения. В результа­те лекарственные средства поступают с опозданием, что нарушает технологию выращивания птицы, а нарушение некоторых техно-

ПРОБЛЕМА

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

логических операций даже на 1. 2сут может привести к непред­сказуемым последствиям. Объясняют такое положение неудачным распределением функции и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой и др., но врач должен понимать, что причина может быть глубже и включает множество факторов не­эффективной деятельности персонала. Поэтому надо решать про­блему комплексно, опираясь на глубокий и всесторонний морфо­логический анализ проблемы распределения функций.

Исходной позицией морфологического анализа является по­становка проблемы. Далее проводят ее декомпозицию, т. е. разде­ление на составляющие части. В качестве примера можно назвать проблемы структуры системы управления ветеринарии, профес­сионализма персонала, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учета загрузки и др. Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности сверху вниз и снизу вверх. При этом не исключено, что проблемы будут переве­дены с одного иерархического уровня на другой.

Распределение функций зависит не только от внутреннего со­стояния системы управления, но и от внешних факторов ее функ­ционирования: конкуренции, экономической обстановки, рынка и квалификации специалистов, системы обучения, государствен­ного регулирования и др. На ее основе строится морфологическая схема и проводится анализ каждой из них, чтобы выделить глав­ную и связать ее с другими. При анализе можно использовать и другие методы исследования, такие как мозговой штурм, синекти- кл и др. Пределом развития морфологической схемы снизу вверх и сверху вниз является возможный переход в другой класс проблем, который сделает эту схему бесконечной. На этом переходе следует остановиться. Для того чтобы морфологическая схема была пост-

роена корректно, следует использовать ряд операторов, посред­ством которых можно проверять принадлежность проблемы к той или иной иерархической ступени или переходить с одной ступени на другую при декомпозиции проблем. Эти операторы существу­ют в форме ключевых вопросов, ответ на которые дает возмож­ность переводить проблему на новую ступень морфологической схемы. Любую проблему можно сформулировать в виде исходного действия. Например, изменить распределение функций. Это ис­ходная проблема (ИП). Первый оператор морфологического ана­лиза: «зачем ЭТО нужно?». Целевые установки (ЦУ): создать ком­муникационный климат, повысить профессионализм деятельнос­ти, обеспечить ритмичность работы. Второй оператор морфологи­ческого анализа: «как это можно сделать?». Механизм решения проблемы (МР): издать общее распоряжение, изменить структуру лидерства (перераспределить персонал), использовать компьютер­ные программы, изменить структуру системы управления, обучить персонал. Важно включить в морфологический анализ и декомпо­зицию причин возникновения проблем, причем с дифференциа­цией причин на внешние и внутренние. Вопрос: почему возникла проблема (ВП)?

В нашем примере это могут быть изменение структуры инфор­мации, целей развития, стиля управления, возникновение отри­цательных традиций, нерациональное использование техники управления, несвоевременная поставка лекарственных веществ, отсюда нарушение сроков лечебно-профилактической работы, снижение профессионального уровня специалистов. Внешние причины могут заключаться в социально-психологических пере­грузках урбанизированной жизни, в дефиците или высокой сто­имости техники, лекарств и препаратов, общем изменении мента­литета. Морфологический анализ помогает глубже понять содер­жание проблемы и не просто найти ее решение, но и выбрать наи­более удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия.

Некоторой разновидностью морфологического анализа являет­ся метод «букета проблем». Он основан на поиске такой формули­ровки проблемы, которая в большей мере способствует нахожде­нию ее решения. Корректная постановка вопроса всегда отражает знание пути его решения. Технология использования этого метода включает несколько этапов.

10) Постановка проблемы в таком виде, в каком она представле­на в реальной практике. Например: как использовать компьютер в деятельности ветеринарного врача на птицефабрике для упорядо­чения лечебно-профилактической работы?

Обобщение этой проблемы в обшем виде, в виде множества формул и уровней. Например: повысить производительность дея-гсльности ветеринарного врача, обеспечить его профессионализм, а может быть, просто поднять авторитет врача. Обобщение позво­ляет определить класс проблемы, ее истоки, главное — выбрать решение.

11) Определить проблему-аналог. Эти действия заключаются в поиске аналогичных проблем в других областях деятельности или сферах. Можно по поставленной первоначально проблеме так сформулировать аналог: «отрастить у животных вторую голову», «увеличить скорость роста, как у птиц», «обеспечить выживание в любых условиях» и др. Это звучит парадоксально, но в исследова­нии не надо бояться парадоксов. Они могут подсказать удачные решения, убедить в необходимости решения проблемы, показать важность ее, определить отношение к проблеме, что позволяет увидеть исходную проблему в новом ракурсе.

В начале XX в. Г. Форд поставил перед инженерами-проектировшиками задачу: сконструировать двигатель внутреннего сгорания с V-образным расположением поршней. Ему ответили, что это принципиально невозможно! Но Г. Форд не от­казался от этой идеи. Через год работы инженеры представили обоснование, по­чему не решается вопрос. Снова заказчик не согласился, работа была продолжена, и через полгода все-таки создали такой двигатель! Его выпуск перевернул все пра­вила в автомобилестроении.

12) Установить роль и взаимодействия проблемы с другими проблемами, тогда решение проблемы может произойти как следствие. Например, по нашей исходной проблеме это может быть замена врача другим, более инициативным, использование другой породы животных или смена поставщика лекарственных веществ и др.

Бывает очень полезно сформулировать обратную проблему — навести исследователя на удачный вариант. Например, компьюте­ризация деятельности ветеринарного врача снижает участие чело­веческого фактора в работе с животными, что отрицательно ска­пывается на эффективности лечебных и профилактических ме­роприятий. Так будет при любом уровне его технической воору­женности без правильной организации работы. На многих птицефабриках компьютер рассчитывает рацион и обеспечивает технологию кормления, однако необходима визуальная оценка качества кормов. Может ли это выполнить компьютер? Такая формулировка обратной проблемы позволяет увидеть опасность неудачных решений, установить критерии выбора успешных ре­шений.

Понятие доказательства в практике исследователь­ской деятельности рассматривается как приведение любых аргу­ментов, подтверждающих некоторое положение. Такими аргумен- Iами могут быть факты, проверенные положения, заключения,

точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента. Не всегда все можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказы­ваемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной.

Доказательство — это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается уста­новленной до этой операции и независимо от нее, а также посред­ством подтверждения фактами и практической деятельностью. В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и возможностей его проведения формы доказательства могут быть различными (рис. 2). Надежность доказательства определяется ар­гументацией, фактологией, методологией его построения, фор­мально-логическим следованием, готовностью к восприятию ар­гументов и фактов.

Укажите что является целью науки. Смотреть фото Укажите что является целью науки. Смотреть картинку Укажите что является целью науки. Картинка про Укажите что является целью науки. Фото Укажите что является целью науки

Рис. 2. Классификация видов доказательства

Доказательство от определения. Оно построено на четком оп­ределении ключевых категорий, так, чтобы эти категории не вы­зывали сомнений относительно их адекватности реальным явле­ниям и практическому опыту. Например, иммунитет — это спо­собность организма отвечать на чужеродный белок, несущий на себе признаки чужеродной генетической информации. Это опре­деление никто проверять не будет, а примет на веру.

Доказательство от обратного. Если принимаются аргументы об абсурдности, противоположные доказываемому, то считается,

что первоначальное суждение истинно или по крайней мере кор­ректно.

Доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурднос­ти. Это прием опровержения истинности (генетика — лженаука!).

Доказательство на основе классификации фактов. Оно позволя­ет установить свойства объекта исследования и причины его ори­гинального поведения (если это вещество лекарство, оно обладает свойствами. ).

Аксиоматическое доказательство. Первоначально формулиру­ется аксиома (бесспорное, понятное и принятое положение), за­тем строится доказательство, базирующееся, как правило, на не­скольких аксиомах. Например, лекарство всегда назначается при болезни животного.

Фактологическое доказательство. В нем главную роль играет систематизация фактов. Например, физические факторы могут обладать патологическим действием на животных, а ионизирую­щая радиация — один из них.

Доказательство по рабочей гипотезе или концепции (гипотети­ческое, концептуальное доказательство). Например, на Марсе есть лед, возможна, значит, и жизнь?

Экспериментальное доказательство. Главная опора — экспери­мент и его результаты. Например, предлагаемое лекарство у всех животных вызывает гепатит, рекомендовать его в производство нельзя!

Доказательство по концентрации фактов. То или иное положе­ние, вывод или идею могут доказывать не отдельные или разроз­ненные факты, а их определенная концентрация и конструкция. Факты надо накапливать и систематизировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *