Укрепленные обочины что это
Укрепленные обочины что это
ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог».
Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.
Документ разработан в ГП «Росдорнии» канд. техн. наук Ю.Р.Перковым, инж. А.П.Фоминым.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 г. N ОС-461-р
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».
1.2. Нормы распространяются на автомобильные дороги общего пользования I-V категорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.
1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.
1.4. По своему назначению обочины по ширине разделяются на:
— краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;
— остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;
— прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.
1.5. При назначении конструкций укрепления обочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональные особенности в части климатических условий и обеспеченности местными материалами.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН
2.1. Конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».
2.2. Параметры, конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги и безопасность движения.
При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны (рис.1):
— Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:
— Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.
Рис.1. Карта районирования территории России по условиям движения
2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.
2.4. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Их отделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.
2.5. Укрепление обочин в первую очередь выполняют на наиболее сложных участках.
— участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП 2.05.02-85;
— участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;
— подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
— участки дорог с необеспеченной видимостью;
— кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;
— съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
— ветроопасные и туманоопасные участки.
2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
2.7. Покрытие краевой укрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжей части дороги.
2.8. Ровность покрытия краевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиям табл.2.1.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Состояние покрытия по ровности
Допустимые предельные повреждения на 1000 м покрытия не более, м
Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более
Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более
Автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./cyт
Типовые решения укрепления обочин автомобильных дорог
РСФСР
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ГИПРОДОРНИИ
Заместитель министра строительства
и эксплуатации автомобильных дорог
ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва Транспорт 1972
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Тип 1. Укрепление обочин песчаными, супесчаными или близкими к оптимальному составу грунтами, обработанными цементом или битумом смешением в установке, с одиночной поверхностной обработкой
Тип. 2. Укрепление обочин щебенистыми, гравелистыми, песчаными, супесчаными или близкими к оптимальному составу грунтами, обработанными битумной эмульсией совместно с цементом смешением в установке
Тип. 3. Укрепление обочин гравийными, щебеночными или некондиционными материалами (дресва, ракушечник, горелые породы отвалов угольных шахт и пр.), обработанными малыми дозами цемента смешением в установке, с одиночной поверхностной обработкой
Тип. 4. Укрепление обочин черными горячими щебеночными смесями I марки или мелкозернистым асфальтобетоном на щебеночном основании с нижним слоем основания прикромочных полос из щебня укрупненных фракций
Тип. 5. Укрепление обочин щебнем из каменных материалов или металлургических шлаков с одиночной поверхностной обработкой
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН ВНОВЬ СТРОЯЩИХСЯ ИЛИ РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Тип. 1. Укрепление обочин мелкозернистой асфальтобетонной или черной щебеночной (гравийной) смесью на щебеночном основании
Тип. 2. Укрепление обочин грунтом, обработанным цементом или битумом, с одиночной поверхностной обработкой
Тип. 3. Укрепление обочин грунтами, обработанными битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом
Тип. 4. Укрепление обочин щебнем каменных пород или металлургическими шлаками с одиночной поверхностной обработкой
Тип. 5. Укрепление обочин щебеночными, гравийными или некондиционными материалами, обработанными малыми дозами цемента, с одиночной поверхностной обработкой
Тип. 6. Укрепление обочин грунтощебнем или грунтогравием
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие «Типовые решения» разработаны для применения при проектировании укрепления обочин существующих, вновь строящихся или реконструируемых автомобильных дорог общей сети РСФСР.
Обочины существующих, вновь строящийся и реконструируемых дорог IV категории укрепляют, как правило, на наиболее опасных участках (кривые малых радиусов, крутые спуски, подгорные обочины на косогорах с уклоном более 1:3, насыпи высотой более 4 м, населенные пункты и т. д.).
Как для существующих, так и для вновь строящихся или реконструируемых дорог разработано по шесть типов укрепления обочин, отличающихся различной капитальностью в зависимости от интенсивности движения на пятилетнюю перспективу для (существующих дорог и на десятилетнюю для вновь строящихся или реконструируемых, а также от вида применяемых материалов.
Рекомендации по применению каждого из типов приведены на соответствующих чертежах конструкции укрепления обочин.
Для укрепления обочин существующих дорог в типах 1-3 предусмотрено использование местных материалов: песчаных, супесчаных или близких к оптимальному составу грунтов, а также гравийных, щебеночных или некондиционных материалов, укрепленных цементом, битумом или битумными вяжущими совместно с цементом смешением в установке. Конструктивные схемы типов 1-3 позволяют выполнять основные работы минимальным числом простейших и широко распространенных механизмов.
Тип 1-3 рекомендуется применять для укрепления обочин существующих дорог при дренирующих грунтах земляного полотна.
Тип 6 рекомендуется для укрепления обочин наиболее грузонапряженных существующих дорог с интенсивностью движения на 5-летнюю перспективу от 6 000 до 8 000 автомобилей в сутки. Краевого укрепительную полосу шириной 0,75 м устраивают из монолитного или сборного цементобетона толщиной 16 см на щебеночном основании, укладываемом в прямоугольный ровик. Остальную часть обочины, за исключением внешней грунтовой части шириной 0,5 м, укрепляют по типу 2.
Тип 6 применяется только в тех случаях, когда требуется одновременное усиление существующей дорожной одежды.
При неровных в плане кромках существующей дорожной одежды их выравнивают обрубкой перфораторными долотами.
В пределах населенных пунктов обочины укрепляют на полную ширину.
в пределах краевых полос шириной но 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,6 м для дорог Ш категории по проекту;
Тип укрепления выбирают на основании технико-экономического сравнения вариантов с учетом максимального использования местных дорожно-строительных материалов, обеспечения оптимальной технологии в конкретных условиях, климатических особенностей района приложения дороги, наличия средств механизации и возможностей получения вяжущих и каменных материалов.
Конструкция укрепления предусматривает максимальную механизацию и технологичность.
Для каждого типа укрепления разработаны технологические карты, предусматривающие выполнение всех операций в порядке последовательности.
Конструктивные решения и технологические карты разработаны с учетом выполнения работ по укреплению обочин в основном силами дорожно-эксплуатационных организаций.
Стоимость укрепления 1000 м 2 обочин то каждому типу исчислена для усредненных условий 1-го территориального района и указана на конструктивных чертежах.
Схемы и конструктивные решения укрепляемой части обочины разработаны исходя из следующих требований и предпосылок:
При расчете на прочность среднее количество наездов принято в размере 8% от общего количества автомобилей в транспортном полупотоке (по данным натурных наблюдений за распределением транспортных средств по ширине дороги). На остальной части укрепляемой обочины конструкция обеспечивает прочность при съездах единичных автомобилей для вынужденной остановки. Толщина слоя укрепления принята минимальной конструктивной для существующих типов.
Толщина слоя укрепления у кромки существующей дорожной одежды принята равной ее толщине без учета подстилающего слоя.
2. Для вновь строящихся и реконструируемых дорог конструкция краевых укрепительных полос принята равнопрочной конструкции проезжей части. При устройстве укрепительной полосы с покрытием по типу проезжей части вдоль внутренней кромки укрепительной полосы наносят ограничительную линию шириной 15 см. На опасных участках ширина ограничительной линии принята 30 см. Укрепление остальной части обочины, за исключением внешней полосы шириной 0,5 м, производят аналогично укреплению обочин существующих дорог за пределами прикромочных ровиков. Внешнюю грунтовую часть шириной 0,5 м укрепляют засевом трав.
РАЗДЕЛ I
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Тип 1. Укрепление обочин песчаными, супесчаными или близкими к оптимальному составу грунтами, обработанными цементом или битумом смешением в установке, с одиночной поверхностной обработкой
1. Тип 1 применяется для укрепления обочин существующих дорог II и III категорий с интенсивностью движения на пятилетнюю перспективу от 2 600 до 4 000 автомобилей в сутки и на наиболее опасных участках дорог IV категории (кривые малых радиусов, крутые спуски, высокие насыпи и т. д.) с интенсивностью движения, близкой к 1 000 автомобилей в сутки.
По этому типу рекомендуется укрепление обочин дорог, имеющих покрытия усовершенствованного облегченного типа.
3. Глубина треугольного ровика у кромки проезжей части принята равной толщине существующей дорожной одежды без учета подстилающего слоя.
Расход материалов для укрепления 1 000 м 2 обочины
для устройства основания в треугольном ровике
для укрепления обочины на толщину 12 см
Грунт песчаный, супесчаный или близкий к оптимальному составу при толщине существующей дорожной одежды:
Коэффициент уплотнения принят 1,10
Цемент для укрепления грунта (при расходе 8% от веса грунта) при толщине существующей дорожной одежды:
Сборник дополнений и поправок к ч. IV СНиП 1965 г., табл. 45-73
ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог
ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
распоряжением Минтранса России
от 23.05.2003 г. № ОС-461-р
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ВВЕДЕНИЕ
ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог».
Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.
Документ разработан в ГП «Росдорнии» канд. техн. наук Ю.Р. Перковым, инж. А.П. Фоминым.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 125493, Москва, ул. Смольная, 2, ГП «Росдорнии».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».
1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.
1.4. По своему назначению обочины по ширине разделяются на:
— краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;
— остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;
— прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.
1.5. При назначении конструкций укрепления обочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональные особенности в части климатических условий и обеспеченности местными материалами.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН
2.1. Конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».
2.2. Параметры, конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги и безопасность движения.
При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны (рис. 1):
— Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:
— Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.
2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.
2.4. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Их отделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.
2.5. Укрепление обочин в первую очередь выполняют на наиболее сложных участках.
— участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП 2.05.02-85;
— участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;
— подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
— участки дорог с необеспеченной видимостью;
— кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;
— съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
— ветроопасные и туманоопасные участки.
2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
2.7. Покрытие краевой укрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжей части дороги.
2.8. Ровность покрытия краевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиям табл. 2.1.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Состояние покрытия по ровности
Допустимые предельные повреждения на 1000 м 2 покрытия не более, м 2
Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более
Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более
Автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут
То же, менее 1000 авт./сут
2. В скобках даны значения для весеннего периода.
Краевая укрепительная полоса для дорог V категории назначается только в случае соответствующего технико-экономического обоснования с учетом п. 1.5 и шириной не более 0,5 м.
Ширину укрепляемой остановочной полосы определяют как разницу между общей шириной обочины и суммой ширин краевой укрепительной и прибровочной полос с учетом п. 1.4.
Материал укрепления остановочных полос
Дополнительное увеличение ширины укрепления по типу краевых укрепительных полос на участках
— если ГМ выполняют функцию дренирующего слоя, а земляное полотно представлено связными грунтами, которые подвергаются повышенному увлажнению и имеют высокую деформативность в отдельные периоды года, ГМ укладывают непосредственно на поверхность земляного полотна по всей ширине обочины с выводом его на откос (рис. 3, б). Также укладывают ГМ в качестве водонепроницаемых экранов при необходимости дополнительной гидроизоляции грунтов земляного полотна, если покрытие укрепления обочины водопроницаемо;
— если возможна водная эрозия укрепления обочины или ее части (остановочная полоса), с которой, как правило, начинается размыв откоса, ГМ укладывают на всю ширину обочины с выводом на откос, в том числе и на всю его плоскость (рис. 3, в) с отсыпкой на его поверхность растительного грунта или соответствующего материала. В этом случае возможна укладка ГМ с уклоном в сторону проезжей части и выводом на поверхность обочины у бровки откоса (рис. 3, г), если это не будет способствовать дополнительному увлажнению земляного полотна (под ГМ расположен дренирующий грунт).
При необходимости применяют различные комбинации размещения ГМ в пределах обочины (рис. 3, д).
3.17. При укреплении обочин на уширяемой насыпи, когда линии контакта старой и присыпной части находятся в пределах конструкции укрепления, для обеспечения ее равнопрочности в основание слоев укрепления укладывается прослойка из геосинтетического материала (рис. 4). Если прослойка должна выполнять функции дренажа и отвода воды (рис. 4, а), используются нетканые синтетические материалы с коэффициентом фильтрации не менее 100 м/сут. Если решается задача экономии материалов, усиления конструкции или ее усиления с гидроизоляцией (рис. 4, б), используются более прочные и жесткие материалы. В таких случаях краевую укрепительную полосу целесообразно выполнять путем уширения проезжей части. Заделка прослоек в проезжей части в этой конструкции должна быть не менее 0,5 м.
3.18. При ремонте (усилении) дорожной конструкции проезжей части дороги, имеющей укрепление обочины, в зоне контакта проезжей части и краевой укрепительной полосы целесообразно укладывать прослойку из геосинтетического материала (рис. 4, в). В качестве прослойки следует использовать сетку или материал нетканого типа с высоким условным модулем упругости. При недостаточной прочности старой конструкции укрепления остановочной полосы прослойка укладывается на всю ширину укрепления (рис. 4, г).
3.19. В отдельных случаях при специальном технико-экономическом обосновании для укрепления обочин возможно применение геокомпозитов и пространственных георешеток. Применение геокомпозитов (из двух слоев фильтров с пористым заполнителем между ними) целесообразно в качестве защитно-дренирующего слоя на контакте с грунтом земляного полотна, когда существующий дренирующий слой под проезжей частью имеет ухудшенные в процессе эксплуатации дренирующие свойства. Применение пространственных георешеток может быть целесообразным на отдельных особо сложных участках, где наблюдаются повышенные разрушения в пределах обочины, связанные с наездом автомобилей и размывами, переходящими на откос.
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ
4.2. Толщину каждого слоя конструкции укрепления следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП 2.05.02-85.
Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, если при расчете конструкции его толщина оказалась меньше указанных в СНиП 2.05.02-85 величин.
4.3. Расчетные значения влажности грунта земляного полотна в зависимости от условий увлажнения и типа покрытия укрепления для использования в расчетах конструкций укрепления приведены в табл. 4.1.
4.4. При наличии на обочинах пучинистых грунтов они при выполнении работ по укреплению должны быть заменены дренирующим грунтом или несвязным материалом укрепления.
4.6. Расчет конструкций укрепления краевой укрепительной полосы не выполняется в случаях:
— устройства путем уширения дорожной одежды проезжей части или самостоятельно с аналогичными характеристиками и материалами;
— устройства краевой укрепительной полосы из сборного цементобетона.
4.7. Конструкция укрепления остановочной полосы рассчитывается по методике ОДН 218.0.046-01 *:
* Значение коэффициента Кд в формуле 3.14 ОДН 218.0.046-01 принимается равным 1.
— только по критерию сдвига, если покрытие укрепления выполнено из слабосвязных материалов или материалов, обработанных органическим вяжущим (см. рис. 2, б, е). Расчет ведется на действие единичной статической нагрузки;
Тип местности по условиям увлажнения
Рекомендуемая для расчетов относительная влажность грунта под обочинами, укрепленными различными материалами