Ушкуйник что это такое
Ушкуйники: 5 вопросов о русских речных разбойниках
Ушкуйники — это целое явление в средневековой русской жизни, причем пока недостаточно изученное. Мы постараемся кратко ответить на основные вопросы, которые могут возникнуть у современного человека, встретившего в книгах и статях слово «ушкуйник».
Кто такие ушкуйники и почему они так называются?
Ушкуйники или повольники — лихие люди, изначально в основном новгородцы, не приписанные ни к какой общине, объединявшиеся в крепкие организованные ватаги под предводительством главарей, ватаманов (да, именно так это слово произносилось) и занимавшиеся в основном разбоем. Буйные и непредсказуемые ушкуйники передвигались по рекам и морю на парусно-гребных судах — ушкуях. Добычу повольники искали в основном по берегам Волги, Камы и их притоков. Грабили прибрежные деревни и города, нападали на торговые караваны, брали в полон людей, не брезгуя и работорговлей.
Название лодки, напоминающей варяжский драккар, — «ушкуй» — по одной из версий происходит от поморского слова «ошкуй», что переводится как «белый медведь». Оскаленная пасть арктического хищника красовалась на носах многих ушкуев.
Когда появились ушкуйники, когда и почему исчезли?
Первые упоминания об ушкуйниках относятся к рубежу XI века. Еще до 1032 года новгородские ушкуйники ходили в Югру, а в 1088 году Новгородская летопись зафиксировала нападение повольников на булгарские торговые корабли. В отместку булгары разгромили Муром и пожгли деревни вокруг него.
Ушкуйная вольная дружина росла год от года: постепенно к лихим новгородским ватагам примкнули повольники из других краев — карелы и тверичи, смоляне и вепсы, вологжане и москвичи. Столицей ушкуйников стал Хлынов на Вятской земле.
Вольная жизнь речных разбойников продолжалась до XV века, когда Суздальско-Нижегородское княжество присоединилось к Москве. Вятчане в возвышении Москвы заинтересованы не были, поэтому, когда князь Василий II ссорился со своим дядей Юрием, а позже — с его сыновьями, вятские ушкуйники выступили против московского государя. Тот в отместку выставил против Хлынова 64-тысячное войско и дважды ходил на Хлынов войной. Князь сумел подчинить город Москве. Дальше жители «вольного города» пробовали искать покровительство у Казанского ханства, потом снова примыкали к Москве, пока, наконец, воеводы Ивана III в 1489 году не взяли столицу ушкуйников. После капитуляции Хлынова самые непримиримые из ушкуйников были казнены, а наиболее именитые семьи депортированы в разные области Московского государства. Многие ушкуйники укрылись в вятских и пермских лесах, кто-то бежал на юг — на Дон и на Волгу.
С тех пор летописцы победившей стороны оставили минимальные сведения об ушкуйниках: победа над простыми разбойниками была не столь престижна, как память о разгроме ордынских войск. И если ушкуйники и упоминались, то лишь в качестве крамольников, разбойников и ослушников.
Были ли ушкуйники «благородными разбойниками»?
Не были. В робин гудов не играли, бедным награбленное добро не раздавали. Наоборот, «вольные люди» не брезговали грабить и бедняков. Им вообще было наплевать и на социальное положение жертвы — купец перед ними или боярин, крестьянин или свой брат мореход, — и на его национальность — русских грабили столь же часто, как булгар, татар, удмуртов, скандинавов. Наплевать было и на возраст, и на половую принадлежность. На невольничьих рынках в Орде и городах бывшей Булгарии одинаково хорошо продавались и плененные крепкие славянские рабы, и плененные красивые северянки.
Родовитым и состоятельным новгородцам ушкуйники были выгодны: разбойников привлекали для охраны границ новгородской республики, нанимали как своеобразную «крышу» — защиту для торговых караванов. Их же использовали как наемников в междоусобных войнах. Новгородская знать могла снарядить ватагу ушкуйников в набег, вооружить, дать направление движения, спонсировать поход, а потом скупить награбленное разбойниками для перепродажи.
При этом официально новгородские власти старались отмежеваться от непредсказуемых «беспредельщиков», которые часто превышали возложенные на них полномочия. В Новгород постоянно шли жалобы на ушкуйников из Московского княжества, от булгар, от ордынцев, и с Востока, и с Юга, и с Запада.
Была ли хоть какая-нибудь польза от ушкуйников? В геополитическом плане — возможно. Есть мнение, что их походы в новые земли способствовали расширению границ Российского государства, а набеги на Золотую Орду помогали освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Но это никак не оправдывает жестокости и беспринципности «речных пиратов» и уж во всяком случае не делает из них ни романтических наследников викингов, ни «древнерусских спецназовцев», каковыми их сегодня порой пытаются представить.
Правда ли, что Вятку основали ушкуйники?
История довольно запутанная, есть разные версии. Карамзин, опираясь на Хлыновскую летопись, свидетельствует, что в 1174 году новгородцы захватили и сожгли укрепленное городище удмуртов на высоком берегу Вятки, сами это место заняли и основали там город. Земли вокруг тоже отошли под контроль новгородцев. Через некоторое время город от Новгорода отмежевался: ушкуйникам не было смысла везти так далеко на север то, что они награбили на юге. Купцы также могли продавать свои товары без посредничества Новгорода. Вятка стала управляться независимо, но по новгородской модели: здесь тоже собирали вече и решали все сообща, и тоже много торговали. Нынешние историки полагают, что отделение Вятки от Новгорода произошло не раньше 1181 года. Просуществовала Вятская республика до 1478 года.
Новгороду не нравилось, что его «колония» обрела независимость, поэтому из «метрополии» в Вятку время от времени приходили на своих ушкуях бравые ребята на «разборки». Но Вятка свои интересы отстаивала, пока, наконец, в 1374 году к Вятке не отправилось сразу целое ушкуйное войско — 90 судов с 2700 лихими новгородскими людьми. Они пришли войной на Вятскую землю. Вот как звучит свидетельство Троицкой летописи: «В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары…»
Историки расходятся во мнениях, ограбили ли ушкуйники сам город Вятку, либо под Вяткой подразумевается вообще вятские городки и села. В любом случае, дальше ушкуйники двинулись на камских булгар. Пограбили город Булгар, разорили чувашские и марийские поселения, разграбили Кострому…
Чтобы иметь сильного союзника, во второй половине XV века Хлынов заключил союз с суздальско-нижегородскими князьями.
Какой след оставили ушкуйники в русской истории и культуре?
После разгрома Хлынова и последней вечевой республики на Руси память о самом явлении — вятской вольнице, ушкуйниках — всеми силами старались стереть из истории. Упоминания об ушкуйниках остались только в редких летописных известиях да в единичных героических сказаниях. Произведения литературы и искусства с упоминанием ушкуйников стали появляться лишь в конце XIX — начале ХХ века.
Известны стихи об ушкуйниках Алексея Константиновича Толстого (1870), Владимира Луговского (1925), слышны мотивы безудержной молодецкой удали в стихах Велимира Хлебникова.
К ушкуйникам или потомкам речных пиратов причисляют легендарного новгородца Василия Буслаева. О нем и в древности ходило множество сказаний и былин, и в наше время написано немало книг, сняты фильмы.
В живописи самое известное изображение ушкуйника — карандашный рисунок Н. К. Рериха «Ушкуйник. “Гей, сарынь на кичку”» 1894 года.
Ушкуйники
Ушкуйник — вольный человек, входивший в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (в Российском государстве XIV—XV вв.). Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках [1] [2] — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин, формировавшихся для захвата земель на Севере и торговых экспедиций на Волгу и Каму.
Ушкуйники (повольники), как явление, в достаточной степени представляют собой в условиях Руси местную практику разбойничих набегов, известную также у варягов и викингов. Существует и иное мнение, которое всячески оспаривается частью историков. Оно связано с защитой Новгородских земель. К такому выводу можно прийти, если обратить внимание на летописные тексты о походе ушкуйников на шведов и ливонцев. По рекам и морям новгородские молодцы двигались на судах — ушкуях, за что и получили прозвище «ушкуйники». Некоторые лингвисты, например, Фасмер, считают, что слово «ушкуй» произошло от древневепского слова «лодка». Но более вероятно, что суда были названы по имени полярного медведя — ушкуя. Кстати, название «ошкуй» полярный медведь было у поморов ещё в XIX веке. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит и то, что норманны называли свои боевые суда «морскими волками». На высоком носу ушкуя красовалась резная голова медведя.
Содержание
Ушкуй
Предпосылки к возникновению
Принимая во внимание близкое соседство и активные контакты Новгорода (и Северо-Западной Руси в целом) с варяжскими и норманскими землями и племенами, определённая часть жителей региона могла проявлять достаточно распространённый по тем временам подобный стиль поведения. Появление их относят к XI в. В 1088 г. болгары камские, как сообщает летопись, взяли Муром. Татищев на основании бывших у него списков делает заключение, которое принимает и Соловьёв, что болгары мстили русским за разбои по Оке и Волге, вредившие болгарской торговле. Можно указать и более ранние факты, свидетельствующие о существовании ушкуйников в начале XI века в «сердце» ушкуйничества, в Новгороде — например поход новгородских ушкуйников в Югру, до 1032 г. В других регионах Руси ушкуйничество не достигало таких размеров, как в Новгороде, где появилось и самое название ушкуйники. Большие вольности, меньшие сдерживающие элементы демократической новгородской власти, постоянная борьба партий — всё это порождало в Новгороде особый класс, который не приписывался к какой-либо общине (как этого требовали новгородские установления для гражданской полноправности). Власти стремились освободиться от подобных буйных элементов населения и указывали им дело — расширять пределы Новгорода; землевладельцы и промышленники пользовались ими как защитниками своих интересов от иностранной экспансии; чаще всего, ушкуйники совершали свои походы на свой страх и риск. Не раз московское войско подходило к Новгороду, вынуждая новгородцев платить огромную дань.Тем не менее, несмотря на шантаж московских князей, ушкуйники продолжали свои походы.
История нападений
Летописные книги неоднократно отмечали походы ушкуйников.
С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых налетов.
Некоторые новгородские политики, проводившие линию независимости Новгорода от чрезмерного влияния сначала Золотой Орды, а затем Московского княжества, не рассматривали действия ушкуйников как негативный элемент. Хотя ушкуйничество было стихийным явлением и не являлось частью вооружённой организации Новгорода, Новгородская республика иногда призывалась к ответу за действия ушкуйников. К ушкуйничьим набегам можно отнести удачный поход вятчан с воеводой Костей Юрьевым в 1471 г. на Сарай. Вероятно, он был предпринят по указу Московского князя для отвлечения ордынцев во время войны Москвы с Новгородом. Курбский в своей «Повести о великом князе московском» сообщает, что в критический момент осады Казани в 1552 г. от Казани послали гонцов в Москву за частицей креста господа, которые «в короткое время, в три или четыре дня, посланные вятскими скоростными судами водой добрались до Нижнего Новгорода». Скоростным мог быть только ушкуй — небольшое судно с малым сопротивлением воды, легко шедшее при попутном ветре под парусом. Эти и другие подобные сообщения заставляют историков полагать, что значительная часть ушкуйников в XIV веке обосновалась на Вятке (Хлынов), бывшей в ту пору особой республикой. Ушкуйничество встречается и в XV веке, но уже в более слабой форме: централизация и укрепление власти и силы в руках московских князей значительно уменьшили количество стихийных нападений, в которых участвовали ушкуйники.
Часть населения Хлынова перевезли в московские пределы. Великий князь велел их расселить в Боровске, Алексине и Кременце, где им были даны усадьбы и земли, торговых же людей поселили в Дмитрове. Непокорных воевод с их дружинами расселили по южным и западным приграничным районам Московского княжества. Часть вятичей была поселена даже в подмосковной слободе: нынешнее московское село Хлыново. Потомки ушкуйников после разгона Вятского веча ушли на восток Вятского края. Одни селились в вятских и пермских лесах, а другие ушли на Дон. Именно на Дону формировалось донское казачество, перенявшее традиции ушкуйников. Многие современные лингвисты находят сходство в говоре донских казаков, новгородцев и жителей Вятского края. Также можно найти сходные особенности народной культуры донских казаков, новгородцев и вятчан.
Окончательно покончить с Вятской вечевой республикой ушкуйников Москве удалось лишь в 1489 году. После этого московские владыки велели забыть об ушкуйниках. Дьяки старательно вырезали сведения об ушкуйниках из свитков с летописями. В нашей истории остался лишь эпос о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре». В XIV—XV веках московские летописцы пытались всячески очернить ушкуйников и вообще, называли их разбойниками, крамольниками, ослушниками и т. д.
В 1924 году об ушкуйниках вспомнили организаторы русского эмигрантского движения. В Англии и США часть скаутов стали называть себя «роверами». В английской традиции этим словом обозначали пиратов, корсаров, отличавшихся своей лихостью и предприимчивостью. Тогда наши эмигранты решили называть русских скаутов «ушкуйниками». Несколько лет в 1920-х годах этот термин использовался, а затем исчез. На Руси ушкуйники были забыты окончательно. Но их никогда не забывали татары. Другой вопрос, что в царской и советской России писать об этом было не принято (по сути запрещено). Но с 1991 года практически ни один труд татарских историков не обходится без ушкуйников. Они утверждают, что ушкуйники нанесли серьёзный военный и экономический ущерб Золотой Орде. Татарские художники рисуют полотна, где изображают схватки их предков со непокорными ушкуйниками (Александр Широкорад).
Ушкуйники
Ушкуйники
Род занятий:
Время деятельности:
Родина:
Место действия:
Оружие:
Боевая техника:
Доспехи:
Враги:
Однако, в последнее время, анализ летописных текстов о походах ушкуйников формирует иное мнение об ушкуйниках. Учитывая участие ушкуйников в защите Новгородских и Псковских земель от нападений с Запада, можно сказать о том, что ушкуйники играли роль пограничной службы. Ушкуйники не были разбойниками, а были добровольной профессиональной дружиной для защиты русской земли.
В свободное время от военных действий ушкуйники исследовали речные торговые и рыболовные пути. При этом, вели торговлю или сопровождали речные торговые караваны. Известный русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря» Афана́сий Ники́тин был прямым потомком новгородских ушкуйников.
Содержание
Предпосылки к возникновению
В других регионах Руси ушкуйничество не достигало таких размеров, как в Новгороде, где появилось и самое название ушкуйники. Большие вольности, меньшие сдерживающие элементы демократической новгородской власти, постоянная борьба партий — всё это порождало в Новгороде особый класс, который не приписывался к какой-либо общине (как этого требовали новгородские установления для гражданской полноправности). Власти стремились освободиться от подобных буйных элементов населения и указывали им дело — расширять пределы Новгорода; землевладельцы и промышленники пользовались ими как защитниками своих интересов от иностранной экспансии; чаще всего, ушкуйники совершали свои походы на свой страх и риск. Не раз московское войско подходило к Новгороду, вынуждая новгородцев платить огромную дань.
Тем не менее, несмотря на шантаж московских князей, ушкуйники продолжали свои походы.
Именно ушкуйники вынудили шведов подписать мирный Ореховецкий договор, что являлось прерогативой посадского войска и посадника Новгорода Великого. В ведении посадника была обязанность следить за правопорядком на территории Новгородской республики. И реализовать ему эту обязанность помогало посадское войско. Существует мнение, что предводителем ушкуйников был новгородский посадник Васька Буслаев (1171).
История походов
Летописные книги неоднократно отмечали походы ушкуйников.
Некоторые новгородские политики, проводившие линию независимости Новгорода от чрезмерного влияния сначала Золотой Орды, а затем Московского княжества, не рассматривали действия ушкуйников как негативный элемент. Хотя ушкуйничество было стихийным явлением и не являлось частью вооружённой организации Новгорода, Новгородская республика иногда призывалась к ответу за действия ушкуйников.
Андрей Курбский в своей «Повести о великом князе московском» сообщает, что в критический момент осады Казани в 1552 г. от Казани послали гонцов в Москву за частицей креста господа, которые «в короткое время, в три или четыре дня, посланные вятскими скоростными судами водой добрались до Нижнего Новгорода». Скоростным мог быть только ушкуй — небольшое судно с малым сопротивлением воды, легко шедшее при попутном ветре под парусом. Эти и другие подобные сообщения заставляют историков полагать, что значительная часть ушкуйников в XIV веке обосновалась на Вятке (Хлынов), бывшей в ту пору особой республикой.
Ушкуйничество встречается и в XV веке, но уже в более слабой форме: централизация и укрепление власти и силы в руках московских князей значительно уменьшили количество стихийных нападений, в которых участвовали ушкуйники.
Конец ушкуйничества и Вятской вечевой республики
Часть населения Хлынова перевезли в московские пределы. Великий князь велел их расселить в Боровске, Алексине и Кременце, где им были даны усадьбы и земли, торговых же людей поселили в Дмитрове. Непокорных воевод с их дружинами расселили по южным и западным приграничным районам Московского княжества. Часть вятчан была поселена даже в подмосковной слободе: нынешнее московское село Хлыново. Потомки ушкуйников после разгона Вятского веча ушли на восток Вятского края. Одни селились в вятских и пермских лесах, а другие ушли на Дон и Волгу. Именно на Волге формировалось волжское казачество, перенявшее традиции ушкуйников. А многие современные лингвисты находят сходство в говоре донских казаков, новгородцев и жителей Вятского края. Также можно найти сходные особенности народной культуры донских казаков, новгородцев и вятчан.
Окончательно покончить с Вятской вечевой республикой ушкуйников Москве удалось лишь в 1489 году. После этого московские владыки велели забыть об ушкуйниках. Дьяки старательно вырезали сведения об ушкуйниках из свитков с летописями. Упоминания об ушкуйниках остались только лишь в эпосе о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре». В XIV—XV веках московские летописцы пытались всячески очернить ушкуйников и вообще, называли их разбойниками, крамольниками, ослушниками и т.д.
Ушкуйники в XX веке
Экспедиция «Ушкуйники»
«Багрить на море кораблики урманские, да на Волге жечь остроги басурманские». «Детские» забавы ушкуйников
Господин Великий Новгород, от которого до ближайшего моря (Финский залив) по прямой целых 162 км (немало по средневековым меркам) через систему рек и волоков имел выход не только к Балтийскому, но также к Черному, Белому и Каспийскому морям. И ходили к этим морям не только купцы, но и лихие люди – ушкуйники, или (другое их название) повольники.
Впервые они заявили о себе в начале XI века (поход в Югру, не позднее 1032 г.) и с тех пор постоянно беспокоили соседей вплоть до 1489 г., когда их основная база, город Хлынов, был взят войсками Ивана III.
Сразу следует сказать, что все источники, рассказывающие об ушкуйниках, подверглись тщательной цензуре победителей: часть сведений была удалена, другие рассказы отредактированы, так, что все повольники обычно оказываются в них заурядными разбойниками и крамольниками. Поэтому полную картину их походов и их подвигов составить сейчас невозможно, но и дошедшие до нас сведения производят весьма сильное впечатление.
Многие исследователи указывают на определенное сходство ватаг повольников с дружинами викингов, что, в общем-то, неудивительно – Новгород имел самые тесные связи со своими скандинавскими соседями. На первом этапе ему пришлось соперничать с основанным выходцами из Упсалы Алдейгьюборгом (Старая Ладога) – пока Владимир Святославич (Святой) не завоевал этот город. А затем наступило время кондотьеров – норманнских наемников, которые сражались на стороне пригласившего их князя.
Подобно викингам, ушкуйники нападали внезапно – и так же внезапно исчезали с добычей. Так же, как и норманны, они часто приходили под видом купцов, либо промысловиков: если силы потенциального противника казались им значительно превосходящими собственные, уходили прочь – часто, чтобы вернуться вновь, уже более подготовленными. И, при любой возможности, атаковали города и деревни не ожидающих нападения «партнеров», продавцов и покупателей.
В Новгородских летописях походы ушкуйников часто называются «молодечеством». А. К. Толстой хорошо передал эти настроения в стихотворении «Ушкуйник»:
Никакой идеализации героя, никаких «высоких мотивов»: просто пассионарность, бьющая через край, которая должна найти выход – хоть в драках на улицах города, как у Васьки Буслаева, хоть в лихих ушкуйнических набегах на басурман, «урманов» или просто купеческие караваны пограбить.
Генетическая память об удалых предках и высокий накал пассионарности слышны и в строках стихотворения Велимира Хлебникова:
Новгородские летописцы обычно не видят ничего плохого в том, чтобы ушкуйники немного (а лучше – очень хорошо) побили и пограбили соседей или корабли конкурирующих купцов. Тем более, что соседи тоже были не ангелами, и наносили ответные визиты при малейшей возможности.
Ушкуйники и ватаманы
Рядовыми ушкуйниками обычно становились не приписанные к какой-либо общине (и потому не являвшиеся полноценными гражданами) новгородские бедняки и «низовые» люди (москвичи, смоляне, нижегородцы и прочие), которых нелегкая судьба занесла в Господин Великий Новгород. Что, конечно, не исключало участия в этих походах и выходцев из вполне благополучных семей, которым «живость характера» не позволяла вести приличный их положению степенный образ жизни. Финансировали экспедиции ушкуйников боярские семьи или богатые купцы, которые назначали этим «бригадам» опытных и авторитетных командиров – «ватаманов». О происхождении данного слова ведутся жаркие споры, многие считают, что это искаженное hauptmann – вожак, начальник. Однако, вполне возможно, что происходит оно от русского слова «ватага»: «ватаган» или «ватагман» в первоначальном варианте.
Ватаги ушкуйников направлялись на разведку новых земель, использовались для охраны купеческих факторий, однако могли и, напротив, разгромить опорные пункты конкурентов, либо разграбить чужой караван. Но ушкуйники часто отвлекались от основной задачи, если была возможность «поработать» и на себя.
Оказывали они и услуги по «защите» купеческих судов – главным образом, от себя любимых.
– говорится в одном из писем того времени.
Порой отряды ушкуйников отправлялись в поход без определенной, четко поставленной, задачи – «за зипунами». И горе было всем, кто оказывался у них на пути. Национальность потенциальных жертв и их вероисповедание для повольников не имели никакого значения.
Новгородские власти, как правило, дистанцировались от этих «частных военных компаний», но практически всегда были осведомлены о планах очередного похода, не только не мешая, но часто оказывая тайное содействие.
Новгородский ушкуй
Теперь немного поговорим о кораблях, по названию которых и получили свое прозвище эти повольники.
Наиболее известным широкому кругу читателей русским судном тех лет является, безусловно, ладья (струг): бескилевое судно с днищем из выдолбленного бревна и бортами, обитыми досками.
Ладья с палубой называлась учаном. В более поздние времена, начиная с XVI века, учан получил каюты на носу и корме. Так, на рисунке в Никоновской летописи учан изображен, как большое судно с парусом и каютами на носах и кормах (видны даже двери этих кают). В одной из летописей говорится, что Волхов в Новгороде был уставлен учанами, и на этих судах люди спасались от огня во время пожара.
Плавать на ладье и учане можно было только по рекам.
Большей грузоподъемностью обладала набойная ладья (набой) – с дополнительной нашивкой бортов. Для военных целей использовался насад – набойная ладья с дощатой палубой и рулями на корме и на носу – это позволяло, не разворачиваясь, отойти от берега и идти в любую сторону.
Новгородский ушкуй был вариантом насада, от которого отличался, в основном, внешним оформлением.
Для постройки ушкуев использовали сосны: широкий плоский киль вытесывали из одного ствола, к нему прикреплялись оконечности и шпангоуты-опруги, корпус обшивали досками. Длина корабля составляла от 12 до 14 метров, ширина – около 2,5 метра, высота борта – около метра, осадка – примерно полметра. Мачту с парусом ставили при попутном ветре. На этом судне можно было перевозить до 4-4,5 тонны груза и 20-30 человек. Морские ушкуи были больше речных, кроме того, они имели трюмы на носу и корме. Нос и корма и речных, и морских ушкуев были симметричными, часто украшались деревянной головой белого медведя, поморское название которого (ошкуй), возможно, дало название этому типу кораблей.
Согласно другой версии, название этих судов происходит от реки Оскуя (Аскуй) – правого притока Волхова близ Новгорода, где такие лодки строились. Подтверждением этой версии может служить традиция называть небольшие суда по рекам, на которых они строились: коломенки, ржевки, белозерки, устюжны.
Имеется также версия, которая выводит слово «ушкуй» от вепсского «уской» (а также старофинское wisko, эстонское huisk) – «небольшая лодка». Но, согласитесь, что способный вместить до 30 человек ушкуй «небольшой лодкой» назвать трудно.
Сторонники четвертой версии считают, что название кораблей произошло от тюркских слова «учкул», «учкур», «учур», означающего «быстрый корабль».
Ушкуи были довольно легкими кораблями, в случае необходимости дружинники могли переносить (либо – переволакивать) их на расстояние нескольких километров – чтобы обойти порог либо войти в систему другой реки.
Мелкие походы ушкуйников были обыденным явлением, на которые летописцы не обращали особого внимания. Они фиксировали лишь значительные достижения своих земляков. Как мы помним, первый большой поход ушкуйников (на Югру) зафиксирован ими в начале XI века.
«На враждебный Запад»
Согласно преданию, оставшиеся в живых жители Сигтуны решили найти более безопасное место для строительства нового города. Они спустили на воду бревно, и в том месте, где его прибило к берегу, был основан Стокгольм («сток», в переводе на русский – бревно, «хольм» – «укрепленное место»).
Однако историки считают, что основатель Стокгольма Биргер вряд ли полагался на волю Божию, и к выбору места строительства будущей столицы отнесся более ответственно: таковым стала местность у пролива, ведущего от Балтийского моря к озеру Меларен.
Но вернемся на Русь. Одним из трофеев того похода стали церковные ворота (изготовленные в 1152—1154 г.г. в Магдебурге), которые победители передали в новгородский Софийский собор. В ответ осенью 1188 г. в Швеции и Готланде были арестованы новгородские купцы.
А в первой половине XIV века ушкуйники совершили ряд громких походов в Финляндию, Норвегию и Швецию. Так, в городе Або (Турку) в 1318 г. им удалось захватить церковный налог, который собирался для Ватикана в течение 5 лет. Потерь в этом походе повольники не понесли: «приидоша в Новгород вси здорови», сообщает летопись.
В 1320 г., в ответ на агрессивные действия норвежцев, ушкуйники под руководством некоего Луки, разорили Финмарк (для этого пришлось пересечь Баренцево море):
(Новгородская IV летопись).
А в 1323 г. ушкуйниками был атакован Халогаланд юго-западнее Тромсе. Впечатленные их активностью шведы в том году заключили с Великим Новгородом Ореховецкий мир. А норвежское правительство 1325 г. обратилось в Ватикан с просьбой организовать Крестовый поход против Новгорода и карелов.
В 1349 г. ушкуйники совершили новый поход в Халогаланд, захватив при этом крепость Бьяркей.
Но главным направлением походов ушкуйников стало, всё же, восточное: северные реки, Волга и Кама.
«Идем на Восток»
За Верхнее Поволжье Новгород вел упорную борьбу с Ростовом, который поддерживали другие северо-восточные княжества. Так что никакой симпатии новгородские ушкуйники к низовским конкурентам не испытывали. Те отвечали им взаимностью.
Уже в 1181 г. ушкуйникам удалось взять черемисский город Кокшаров (сейчас – Котельнич, Кировская область).
А в 1360 г., воспользовавшись ослаблением Орды («Великая замятня» 1360-1381 г.г.) ушкуйники отправились вниз по Волге, и далее – по Каме, впервые взяв ордынский город – Джукетау (Жукотин – недалеко от Чистополя) и перебив множество татар.
Архимандрит нижегородского монастыря при храме Вознесения Господня Дионисий (будущий православный святой) приветствовал побиение «нечестивых агарян», но светские власти избрали другую позицию. Великий князь Владимирский Дмитрий Константинович (Суздальский) по требованию ордынских властей приказал арестовать в Костроме возвращавшихся в Новгород ушкуйников (которые в это время «пропивали зипуны» в злачных местах этого города) и выдал их хану. Но активность ушкуйников только возросла. До 1375 года они совершили еще семь больших походов на Среднюю Волгу (малые налеты никто не считал).
А в 1363 г. повольники, которыми руководили Александр Абакунович и Степан Ляпа, ходили на Урал и в Западную Сибирь.
В 1365-1366 г.г. новгородские бояре Есиф Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакумович профинансировали поход 150 ушкуев (Никоновская летопись увеличивает число ушкуев до 200), которые прошли по Волге до Нижнего Новгорода и Булгара и вышли в Каму. На своем пути ушкуйники перебили множество татар и ограбили большое количество купеческих кораблей, большинство из которых принадлежало мусульманам, но попадались и русские. В ответ на грозное послание князя Дмитрия (который позже получит прозвище «Донской»), новгородские власти заявили:
Дмитрия такой ответ не удовлетворил, и он отправил войско, которое разорило новгородские волости по Двине, Югу и Купину. О себе, выполняющий ордынский приказ, московский князь тоже не забыл, взяв с этих областей изрядный «откуп». Кроме того, в Вологде были арестованы возвращавшиеся с Двины новгородский боярин Василий Данилович и его сын Иван. Они были освобождены в 1367 г. после примирения Новгорода с Дмитрием.
В 1369 г. ушкуйники на 10 судах совершили рейд по Волге и Каме, вновь дойдя до Булгара. В 1370 г. они отомстили Костроме и Ярославлю, где в 1360 г. были схвачены их соратники, изрядно разграбив их. В 1371 году, ушкуйники повторно атаковали эти города.
В том же году ушкуйники в первый раз напали на Сарай Берке:
(Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191).
(Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
Поселения ушкуйников на Вятке и в Заволочье
В верхнем и среднем течении Вятки и в бассейне Северной Двины (Заволочье) ушкуйники стали строить небольшие остроги, которые становились базами и для освоения территорий, и для их новых набегов.
Эти две группы новгородских колонистов уже чувствовали себя независимыми от метрополии, и часто координировали свои действия: два флота одновременно спускались к Волге: одни от Костромы, другие – от Камы и Вятки.
На Вятку ушкуйники пришли с Камы (из Искора и Чердыни) и Вычегды, где у них уже был построен небольшой город Усть Вымь. Святым новгородских поселенцев на Вятке стал Николай, называемый Вятским, Великорецким либо даже Никола-Бабай. Дело в том, что церковь святого Николая была построена в городке, основанном неким Гази Бабаем (по имени этой церкви город получил название Микулицын, сейчас – село Никульчино). Рассказывают, что здесь ушкуйники нашли много вырезанных из дерева «болванов» (или «баб»). На посохе уже упоминавшегося нами Стефана Пермского есть изображение, на котором епископ бьет топором по сидящему на «троне» бородатому деревянному идолу в длинной одежде и с короной на голове.
Следы язычества сохранялись здесь много лет. Ещё в 1510 г. митрополит Симон в «Послании князю Матвею Михайловичу и всем пермичам большим людем и меньшим» говорит о поклонении пермичей «Золотой бабе и болвану Войпелю».
Предполагают, что резные изображения христианских святых, прежде всего, Николая, столь характерные для Перми и Вятки, ставились для того, чтобы облегчить местным язычникам восприятие новой веры – христианства. Поэтому Микулицын порой называли «болванным городом». А резные скульптуры святых до конца XIX века в тех местах в народе назывались «бабами». По описи 1601 года известно, например, что в Вятском Трифоновом монастыре были два резных образа Николы в полный рост. В 1722 г. такие образы были запрещены, поэтому они были убраны в отдельное помещение, где хранились с резной статуей Параскевы Пятница и иконой, на которой святой Христофор был изображен с пёсьей головой.
А вот в других русских городах деревянные образы святых вызывали недоумение. Так, в Пскове в 1540 г. подобные изображения святого Николая и Параскевы Пятницы вызвали ропот, так как ревнители веры усмотрели в них «болванное поклонение».
Существовали и походные иконы этого святого, которые поднимались на шесте перед сражением. В одном из мусульманских источников о поражении вятчан в 1579 г. говорится следующее:
Интересно, что деревянная скульптура святого Николая после окончательной победы Ивана III вятскими ушкуйниками появилась на одной из башен Московского кремля, которая получила название Никольской. Возможно, это был трофей москвичей. Или символ победы над Вяткой?
Звездный час ушкуйников
В 1374 г., когда целая армия ушкуйников из 2700 человек на 90 кораблях ограбила Вятку, после чего, взяла выкуп в 300 рублей с жителей Булгара. Здесь ушкуйники разделились на 2 отряда. Первый, численностью около 1200 человек, на 40 ушкуях пошел, разоряя всё на своём пути, вверх по Волге до Ветлуги и Вятки. Некоторые источники сообщают, что тогда в устье реки Хлыновицы ушкуйниками был основан город Хлынов, но современные историки относятся к этим сведениям скептически.
Поскольку прежним путём возвращаться было нельзя – у Волги их уже ожидали многочисленные татарские отряды, они сожгли свои корабли, пересели на коней «и идучи, много сел по Ветлузе пограбиша».
Второй отряд ушкуйников на 70 судах под командованием некоего Прокопа снова захватил Кострому и в течение 2-х недель грабил этот город.
В 1375 году эти ушкуйники вновь отправились вниз по Волге, грабя купцов-христиан, и убивая купцов мусульманских (и не только купцов). Страх перед ними был так велик, что татары не сопротивлялись и бежали при одном известии об их приближении. Сарай Берке, столица Орды, был взят штурмом и разграблен. Не удовлетворившись этим триумфом, новгородцы дошли до устья Волги, где взяли дань от хана Салгея, правившим Хазтороканью (Астрахань).
Ушкуйников подвели самоуверенность и склонность к горячительным напиткам: во время пира, устроенного для них ханом, на потерявших бдительность новгородцев набросились вооруженные татары, которые убили их всех.
В 1378 г. татарский царевич Арапша из Волжской орды перебил русских купцов и захватил их товары, объяснив это местью за походы ушкуйников 1374-1375 гг.
В 1379 г. жители Колыванской волости (правый берег Вятки), недовольные поселившимися рядом ушкуйниками, организовали нападение на построенный ими острог:
В 1392 году ушкуйники захватили Жукотин и Казань, в 1398-1399 г.г. воевали за Северной Двиной. В 1409 г.г. отмечается новый всплеск их активности: воевода Анфал привел на Волгу 250 кораблей. Позже этот отряд разделился на два: сто ушкуев отправились вверх по Каме, 150 – вниз по Волге.
В 1436 г. в устье реки Которосль ушкуйники-вятчане (всего 40 человек) захватили в плен ярославского князя Александра Федоровича по прозвищу Брюхатый, который, кстати, находился во главе армии, насчитывавшей до семи тысяч человек. Князя подвело неуместное в походе сластолюбие: он взял с собой молодую жену, с которой и попытался уединиться в стороне от своих войск.
Столицей ушкуйников стал город Хлынов, в котором порядки были очень похожи на новгородские. Но не было, ни князей, ни посадников. Эта самостоятельность Хлынова очень раздражала и Новгород, и Москву.
Падение Хлынова и завершение эпохи ушкуйников
В 1489 году Великий князь Иван III с огромным войском осадил Хлынов. Его жители попытались договориться о выплате дани, но добились лишь одного дня отсрочки решающего штурма. После капитуляции Хлынова, были казнены самые непримиримые из ушкуйников, купцам было приказано перебираться в Дмитров, остальных расселили в Боровске, Алексине, Кременце и подмосковной слободе, которая стала селом Хлыново. В самом же Хлынове были поселены люди из московских сел и городов (с 1780 по 1934 г.г. Хлынов назывался Вяткой, в декабре 1934 г. ему было присвоено имя Киров).
Но часть ушкуйников, не согласных с новыми порядками, ушла на восток – в вятские и пермские леса. Полагают, что некоторым из них удалось бежать на Дон и Волгу. Некоторые лингвисты говорят о сходстве говоров донских казаков, новгородцев и жителей Вятского края.
Традиции ушкуйных походов не умерли на Руси: персидская экспедиция Степана Разина, например, весьма похожа на поход повольников Прокопа к низовьям Волги в 1375 году.